Дамодараштака. Описание формы Кришны

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Итак, мы обсуждаем первый стих «Дамодараштаки»:

намамишварам сач-чид-ананда-рупам
ласат-кундалам гокуле бхраджаманам
йашода-бхийолукхалад дхаваманам
парамриштам атйантато друтйа гопйа

Шрила Гурудев говорил: «»Шримад Бхагаватам» – вечный, и таким же образом эта молитва вечна». «Бхагаватам» проявился в сердце Вьясадевы, «Рамаяна» – в сердце Вальмики. И таким же образом эта молитва проявилась в сердце Сатьявраты Муни.

В месяц Картики Шрила Гурудев рассказывал нам об этом в течение всего месяца на утренних лекциях. И мы продолжаем следовать этому после его ухода.

Итак, мы обсудили, почему Кришну называют Ишвара и почему Он имеет форму сат-чит-ананда. Форма Кришны объяснена во многих местах, во многих писаниях – в Пуранах и особенно в «Бхагаватам» в трех местах, где одно описание было дано родоначальником нашей сампрадаи и создателем этой вселенной, четырехголовым Брахмаджи.

Когда он украл телят и пастушков, после того как он понял, что совершил ошибку, он стал воспевать форму Кришны. Шрила Гурудев говорил: «Внешне кажется, как будто он совершил ошибку, но это не так. Если бы наш ади-гуру был оскорбителем, то как бы мы достигли совершенства?» Почему Брахмаджи так поступил? Пурнамаси Йогамайя заставила его так сделать. Почему?

Камса посадил отца Кришны в темницу, а после рождения Кришны посылал к Нему демонов одного за другим, начиная с Путаны. Но однажды (это указано в «Бхагавата-пуране»), Камса подумал: «Почему я не иду сам?» И тогда он отправился туда лично, пересек Ямуну и пришел в Гокул-махаван.

Но там его застала Пурнамаси и, схватив его, опустила в кунду, в маленький пруд. И в тот же миг Камса стал очень старой женщиной. Он не мог нормально говорить и ходить, и Пурнамаси милостиво дала ему в руки палочку.

Увидев эту старушку, гопи стали заставлять ее лепить лепешки из навоза. «О, как мне это делать? – спрашивал их Камса. – Мне никогда не приходилось их лепить». И тогда враджаваси начинали колотить его. «Ты что, не знаешь, как это делается?» – ругались они. И Камса подумал: «Что же мне теперь делать? Если я вернусь обратно в таком виде, никто не поверит мне, что я Камса». И от бессилия он начал плакать.

Прошло несколько дней, и от страданий Камсы сердце Йогамайи растаяло, и тогда она спросила его: «Ты сюда еще вернешься?» «Нет-нет, я никогда больше не вернусь!» – сказал ей Камса. И тогда она снова опустила его в кунду, и он вышел из воды в своей прежней форме. А затем он направился обратно в Матхуру и никогда больше не возвращался.

Однажды преданные спросили Шрилу Гурудева: «Почему Камса не пришел сам, чтобы убить Кришну?» И он рассказывал эту историю, которую обычно рассказывают во Врадже, но она не указана в писаниях.

Итак, как-то раз Камса сидел опечаленный и, придя к нему, Агхасура спросил: «Что с тобой произошло? Почему ты такой грустный?» «О, что же мне тебе ответить? – сказал Камса. – Мой враг очень сильный». «Кто твой враг?» – спросил Агхасура. «Один маленький мальчик», – ответил Камса.  «Что?! – удивился тот. – Маленький мальчик – твой самый большой враг? Кто же он?» «Тот, кто убил твоих брата и сестру», – сказал Камса. «Так это он? – сказал Агхасура. – Ну, хорошо, я преподам ему хороший урок». «О, мой дорогой друг, – сказал ему Камса, – это не так легко выполнить». «Да мои брат и сестра были просто глупы, – ответил Агхасура. – Я гораздо более разумный, чем они. И я отомщу их убийце. Этот мальчишка не знает, кто я такой».

И тогда он пришел в огромной форме питона и раскрыл свою пасть. Он был настолько огромный, что его пасть одной частью касалась земли, а другой – неба. Тем временем друзья с Кришной шли с пастбища, и, увидев его, удивились: «Откуда здесь появилась эта большая гора с пещерой? Мы можем в ней поиграть! Мы слышали, что горы могут летать, и иногда они приземляются куда-то. Но Индра обрубает им крылья. Возможно, Индра не обрубил крылья этой горе, и поэтому эта гора здесь. Давайте поиграем в ней!»

Когда Кришна отправлялся пасти коров, Баладев Прабху обычно шел впереди, потому что мама Яшода говорила Ему: «Ты старше Кришны и очень сильный и крупный. Ты должен вести Кришну, потому что Кришна очень маленький и непоседливый. Ты должен позаботиться о Своем брате». И поэтому, чтобы демоны не атаковали Кришну, Баладев шел впереди. Это было наставление мамы Яшоды.

Но в тот день у Баладева Прабху было созвездие Его рождения, которое бывает раз в месяц, и Он остался с Нандой Бабой, мамой Яшодой и мамой Рохини и раздавал брахманам пожертвования.

Все сакхи были очень счастливы: «О, какая замечательная пещера! Мы можем там поиграть». «О сакхи, не ходите туда!» – говорил им Кришна. Они уже не слышали Его и вошли в пещеру.

«Кришна здесь, – думали они, – поэтому нам не о чем волноваться». И так они вошли в рот Агхасуры. Но Агхасура не закрывал свою пасть, потому что Камса сказал ему: «Мой враг и убийца твоей сестры и брата – тот, чье тело цвета грозовой тучи, и у кого есть павлинье перо и флейта». Агхасура ждал лишь Его. И как только Кришна вошел внутрь, он закрыл свою пасть.

Но Кришна, будучи внутри, стал очень-очень горячим, словно раскаленное железо, и питон Агхасур не мог ни выплюнуть Кришну, ни проглотить. Он был в беспокойстве. Ему было очень больно. Он терял сознание, бил своим хвостом, но ничего не мог сделать. А через несколько минут его глаза стали как гулабджамуны, и пасть раскрылась.

Сначала Кришна вернул к жизни телят и пастушков и дал сначала выйти им, а потом вышел Сам. В то время душа Агхасура взмыла в небо, а как только Кришна вышел, его душа вошла в лотосные стопы Кришны.

Наблюдая за всем этим, Брахмаджи удивился: «О, какая замечательная игра! Великие муни тысячи лет совершают бхаджан, и их душа не может войти в лотосные стопы Кришны! Я хочу увидеть больше игр».

И тогда Брахмаджи украл телят и пастушков, посадил их в пещеру по ту сторону Ямуны и отправился на свою Сатья-локу.

Но прежде чем Брахмаджи пришел туда, Кришна Сам принял форму Брахмы и сказал его слугам: «Сейчас придет самозванец, чтобы обмануть вас». А когда пришел настоящий Брахма, он очень удивился: «Почему мои слуги не пускают меня и хотят меня побить? О, похоже, это все устроил мой Прабху!» Тогда он вернулся обратно, а затем стал описывать прекрасную форму Кришны – ту шлоку, которую я объяснял в другие дни.

А также я рассказывал историю с женами брахманов, которые также описывали Его форму.

После этого Кришна возвращался с пастбища. По пути туда Кришна шел сзади, а по пути обратно Он шел впереди. А Вришабхану Баба для удовлетворения своей собственной дочери, Шримати Радхи Тхакурани, сделал дворец на берегу Павана-саровара в Нанда-гаоне. И Радхика с Ее подружками смотрели на Кришну оттуда.

Увидев прекрасную форму Кришны, Шримати Радха Тхакурани и другие гопи стали петь:

бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам
бибхрад васах канака-капишам ваиджайантим ча малам
рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-вриндаир
вриндаранйам сва-пада-раманам правишад гита-киртих2

Кришна носит павлинье перо. Ната-вара-вапух – Он самый экспертный танцор во всем мире. Но превосходит Кришну в танце Шримати Радха Тхакурани.

Карнайо-карникарам. Кришна носит цветок то за одним ухом, то за другим – это символ беззаботности. Он ни о чем не заботится. Таким образом Кришна влияет на настроение гопи.

Вайджаянти-мала. Друзья собирают цветы и делают из них гирлянду для Кришны, вайджаянти-малу. Кришна играет на флейте и так созывает всех друзей-пастушков.

Так гопи описывают форму Кришны.

В других местах указано, что, когда Кришна хотел собрать танец расы, Он стал играть на флейте. Тогда враджа-гопи пришли к Нему, и Кришна сказал им: «О, вы пришли сюда увидеть Мою прекрасную форму в лесу. Ну, хорошо, вы увидели – а теперь возвращайтесь обратно. Потому что здесь дикий лес и очень много диких и опасных животных. Лучше вам здесь не находиться». Но гопи сказали: «Сейчас полнолуние, и здесь совсем не темно. И во Врадже нет диких животных. В писаниях не говорится о том, чтобы здесь были тигры и львы». «Нет, возвращайтесь обратно и служите своим мужьям», – сказал им Кришна.

Сначала гопи расстроились, но потом они сказали: «Ты даешь нам замечательные советы, Ты наш гуру. Сначала мы должны служить нашему гуру, а затем служить нашим мужьям. Для какой цели мужья? Только для тела. А Ты наш прана-пати, Ты – наша душа». «Нет. Вы должны служить мужьям, – говорил Кришна. – Может быть, у мужа нет денег или он некрасивый, но все равно нужно ему служить». «Ну хорошо, Кришна, – ответили гопи. – Но ответь нам на один вопрос. Мы услышали от Пурнамаси одну историю. Однажды один царь женился, и ему нужно было отправиться в одно место на несколько дней. И тогда он сказал своей жене: «Послушай, я уйду на 10 дней, и никто не должен выходить из страны». «Я очень благочестивая жена. Как я могу оставить служение тебе?» – ответила ему супруга. И тогда муж организовал для нее свой портрет и сказал: «Этой картине ты можешь поклоняться». И так она поклонялась его портрету.

Царь закончил свою работу за 6 дней и на седьмой день вернулся и постучался в дверь. «О, мой муж пришел!» – подумала его жена, услышав его голос.

Муж велел ей служить 10 дней и никуда не выходить. Но сейчас он уже вернулся. Что же благочестивая женщина будет делать? Не будет открывать дверь три дня и только служить изображению? Нет, она откроет дверь настоящему мужу. Таким же образом, у нас есть мужья, а Ты наш вечный муж. Кому мы должны служить?»

От их слов Кришна потерял дар речи. А гопи продолжали: «О Кришна, это не наша вина – это Твоя вина. Почему Ты такой красивый? Женщины всегда привлекаются красотой. Почему у Тебя такая красивая форма? Это лишь Твоя вина».

Сач-чид-ананда-рупам ласат-кундалам гокуле бхраджаманам – у Кришны в ушах сережки, которые покачиваются и целуют щеки Кришны. И он бежит в страхе от мамы Яшоды. Почему Он бежит от нее в страхе?

Каждый день маме Яшоде приходит очень много жалоб, и она полностью растеряна, ведь когда Он с ней, Кришна очень невинный. Она дает Ему банан, а Он даже не знает, как его открыть. Она никогда не может поверить, что ее Кришна такой непослушный. «Почему гопи все время жалуются мне? – думает она. – Они жалуются каждый день. И не одна, а многие. Возможно, в моем доме слишком много слуг. Они мне не разрешают работать. Как только я начинаю что-то делать, они силой меня отталкивают. Поэтому, возможно, там, в других домах, где делают масло, оно гораздо вкуснее. Я должна сделать масло своими руками».

И что же произошло? Тем временем начался фестиваль Дипавали. И мама Яшода велела всем слугам и членам семьи отправляться праздновать его. И так она осталась одна и сама подоила корову, а ночью сделала йогурт. И на следующий день, когда Кришна еще был в кровати, она начала его взбивать. Обычно, когда Кришна спит, Он спит с мамой, а когда просыпается, пьет ее грудное молоко. А в этот раз мама Яшода взяла подушку и положила рядом с Кришной. Кришна, Верховная Личность Господа, – всеведущий, но Он не знал, что мама Его обманула.

Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что у Кришны одновременно два качества: Он все знает и не знает ничего одновременно.

Он не знал, что спит с подушкой, а не с мамой Яшодой, а мама Яшода в это время взбивала йогурт и воспевала: «Говинда Дамодара Мадхавети». Мама памятовала шаловливые игры Кришны, и слезы текли из ее глаз. А пока она взбивала йогурт и пела, ее золотые браслеты издавали звук, как караталы.

Однажды Нарада отправился на Вайкунтху, но не нашел там Бхагавана. «Где же Тебя можно найти? – спросил он затем Кришну. – Где же Ты живешь? Я был на Вайкунтхе, но Тебя там не было». «Нахам тиштхами вайкунтхе– Я не живу на Вайкунтхе», – ответил Кришна. «Может быть, Ты живешь в ашрамах йоги?» «Нет, – сказал Он. – Мад-бхактах йатра гайанти – Я всегда там, где Мои преданные воспевают Мои имена и прославляют Мою форму и Мои качества».

Мама Яшода – самая возвышенная в ватсалья-расе, в настроении родительской любви. И поэтому как Кришна мог спать, когда мама воспевала Его имена? Проснувшись и увидев подушку, Он очень разгневался, сбросил ее на пол и стал плакать, чтобы привлечь внимание мамы, но мама не приходила.

«Почему мама не приходит? – подумал Он. – Обычно, когда Я плачу, она немедленно приходит ко Мне и дает Мне свое грудное молоко. Что же произошло?» Затем Он попытался спрыгнуть с кровати, но подумал: «О боже мой! Так высоко! Как Я могу спрыгнуть отсюда?»

Он мог перепрыгнуть в одной из Своих инкарнаций через океан без каких-либо сложностей. Будучи Дваракадхишей-Кришной, Он смог перепрыгнуть с вершины горы в середину океана. В форме Рамы Он мог делать много всего остального. А сейчас, будучи Верховной Личностью Господа, не смог прыгнуть с кровати. Почему? Он полностью под контролем ватсалья-расы.

Тогда Кришна схватился за простынь и потихоньку смог спуститься вниз. Он всё плакал, но мама не приходила. «Почему мама не приходит сегодня? – не понимал Он. – Чем она так сильно занята?» И тогда, пройдя к кухне и увидев маму, он подумал: «О, мама взбивает йогурт! Ну хорошо, Я должен это остановить. Тогда мама обязательно возьмет Меня и даст Мне грудное молоко».

Кришна подошел ближе и начал смотреть, как мама взбивает йогурт, потому что мама никогда не взбивала раньше – это всегда делали слуги. Он плакал, но мама не обращала на Него внимания. И тогда одной рукой он взялся за маму, а другой за палочку для взбивания. «Что происходит? – опомнилась мама Яшода. – О, мой мальчик здесь!» И тогда она остановилась, взяла Кришну к себе на колени и дала Ему грудное молоко, поглаживая Его и целуя.

Но тем временем рядом закипало молоко и уже переваливалось через края.

Шрила Гурудев и наш комментатор, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, говорили: «Во Врадже всё – чин-майя, у всего есть чувства и сознание».

И молоко думало: «У мамы Яшоды столько много молока внутри – оно никогда не заканчивается, как и аппетит Кришны».

В этой вселенной есть семь океанов: молочный океан, йогуртовый океан, океан масла гхи, океан сока сахарного тростника, винный океан, океан сладкой воды и соленой воды. Но на этой Земле везде соленая вода.

Из пупка Гарбходакашайи выходит лотос и 14 планетарных систем. И одна из них – это Притхиви-лока. И современная наука относится только к этой Притхиви-локе.

Итак, все молоко – это молочный океан из груди мамы Яшоды. И молоко ее никогда не заканчивается. С другой стороны, в желудке Кришны находится бесконечное количество брахманд.

И молоко подумало: «Для чего мне поддерживать свою жизнь? Я не могу использовать себя для служения Кришне. Лучше я покончу жизнь самоубийством». Тогда оно стало переваливаться через стенки посуды, чтобы покончить с собой. И мама Яшода заметила это.

Что значит «Яшода»? Та, которая дает яша – славу всем. Она та, которая всех прославляет и дает всем славу. И она хотела дать служение молоку.

Шрила Гурудев говорил: «Это обязанность истинного гуру – задействовать всех в служении Хари, гуру и вайшнавам».

И так мама Яшода остановила свое служение и начала помогать служить другим. Это философия мамы Яшоды – всех задействовать в служении Хари, гуру и вайшнавам.

Мама Яшода подумала: «О, сейчас Кришна накормлен, а через некоторое время снова будет голодным. Из своего молока я не смогу сделать расагуллы, гулабджамуны, сладкий рис и сандеш. Я должна сохранить это молоко, что убегает с плиты!»

Но Кришна понял, что мама собирается оставить Его и подумал: «Что?! Я не удовлетворен! Зачем мама от Меня уходит? Это Я для молока или молоко для Меня? Я не разрешу ей уходить!» И что сделал Кришна? Он обеими ногами схватился за поясницу мамы Яшоды и ухватился за ее грудь, не отпуская ее.

Когда к Кришне пришла Путана, Ему было 6 дней. А у Путаны сила 10000 слонов. Когда она дала Ему свою грудь, Он начал высасывать из нее жизнь. И даже прикладывая все свои силы, Путана не могла от Него освободиться.

В этом мире сила машин измеряется в слоновьих силах или в лошадиных. У Путаны была сила больше, чем у машины, и она не могла оторваться от Кришны, которому было 6 дней.

Но мама Яшода с легкостью оторвала Его и, усадив, брызнула на него воды, чтобы Он успокоился и стал послушным. А когда мама ушла, Кришна подумал: «Ну хорошо, сейчас Я преподам ей хороший урок».

И Кришна начал стараться всеми Своими усилиями перевернуть горшок с йогуртом. Будучи Варахадевом Он перевернул Землю, а сейчас Он не может перевернуть горшок с йогуртом. Тогда Он взял пестик для перемалывания специй и ударил им о горшок. И из образовавшейся дырки начал вытекать йогурт. «О, Я сделал хорошую работу!» – радостно подумал Кришна. Но тут же он осознал: «О боже мой! Мама сейчас придет и сделает так, что Я буду плакать». И тогда он поспешил поскорее убежать оттуда.

Если какой-то преступник сделал преступление, полиция может и не поймает его сразу, но сможет найти по следам. Неосознанно преступники оставляют следы.

И Бхагаван, будучи Верховным, все же оставил следы от йогурта, который остался на Его стопах. Он сделал так, чтобы показать маме: «Смотри, Я иду в эту сторону».

Прячась, Кришна забежал в место, где стояло масло и, увидев его, подумал: «О, такой замечательный запах! Такое замечательное масло! Как Мне его достать?» И тогда Он перевернул одну ступку. «Если Я залезу на нее, Я смогу легко достать масло, – думал Он. – И когда мама придет, Я убегу. А мама – замужняя женщина, она не побежит за Мной на улицу из-за своей стеснительности».

И так Он забрался на ступу и принялся есть масло. И в тот же момент прибежали обезьянки, которые силой начали забирать масло из Его рук.

Тем временем мама вернулась и, не увидев Кришну, подумала: «Куда делся мой непоседливый мальчишка?» И, увидев следы, она улыбнулась. «О, Ты думаешь, Ты очень умный? – думала она. – Но Ты же родился из моего лона. Я более разумна, чем Ты». И так мама пошла по следам и, увидев обезьян, взяла палку и побежала.

Почему обезьяны прибежали? Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что Кришна памятовал Свои последние игры из Трета-юги.

Если какая-то страна готовится к войне, то она должна организовать все необходимое для собственной армии. А когда Господь Рама собирался на Ланку, Он не мог ничего сделать – ни соорудить лагерь, ни предоставить оружие. Обезьяны сами организовали оружие и все сделали сами. И тогда Господь Рама подумал: «Когда придет время, Я буду кормить их собственными руками».

Это Он и памятовал. И поэтому прибежали обезьянки, чтобы выполнить желание Кришны. Обезьяны – великие преданные Господа Рамы. Поэтому Он их кормил.

Тем временем сзади вошла мама, и обезьяны, увидев ее, встревожились: «О! Сейчас нас побьют!» и тут же начали отбегать. «Что происходит? Здесь какая-то опасность? – подумал Кришна и, повернув голову, увидел маму Яшоду. «О боже мой! – испугался Он. – Мама пришла с палкой!» И тот час же Он спрыгнул со ступы и убежал.

А что произошло дальше, я расскажу после.

  1. «Шримад-Бхагаватам», 10.21.5
  2. «Шримад-Бхагаватам», 10.21.5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.