Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Шриле Нараяне Госвами Махараджу. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, Шри Шриле Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь, и приветствую гостей, присутствующих сегодня.
Итак, мы обсуждаем «Дамодараштаку». Но, прежде чем продолжить, я хочу рассказать кое о чем другом.
Сегодня очень почитают Картикею. Почему? Картикея – сын Шиваджи и Парвати-деви. До Картикеи командиром полубогов был иногда Дашаратха, а иногда Мучукунда. И они отправлялись бороться со стороны полубогов с демонами.
В писаниях указано, что есть два вида менталитета у людей: божественный и демонический, и они все время борются друг с другом.
Кто такие демоны? И кто такие полубоги? Преданных Господа Кришны, Господа Рамы и любой инкарнации Бхагавана называют полубогами. А демоны – это те, кто против Бога и полубогов. И, хотят полубоги или нет, демоны всегда борются с ними.
Брахма появился из лотосного пупка Бхагавана, и на этом лотосе находится четырнадцать планетарных систем: семь высших и семь низших. Первая – это Бху-лока, где мы живем. Потом Бхувар-лока, Сварга-лока, Маха-лока, Джана-лока, Тапа-лока и Сатья-лока. А семь низших – это Атал, Витал, Сутал, Талатал, Махатал, Расатал и Патал. Полубоги живут на высших планетах, а демоны на низших.
Итак, однажды демоны стали атаковать полубогов, и Махарадж Дашаратха, отец Господа Рамы, в то время, когда Он еще не родился, отправился с ними воевать. В результате полубоги выиграли, и демоны убежали. А через некоторое время демоны снова стали атаковать. В этот раз полубоги одержали победу благодаря Махараджу Мучукунде, который был командиром полубогов. И когда закончилась борьба, полубоги хотели дать ему благословения, однако он сказал им: «Мне ничего не нужно, у меня бесчисленные богатства». «Нет-нет, скажи, что ты хочешь?» – настаивали они. И тогда Мучукунда Махарадж сказал: «Можете ли вы дать мне освобождение?» «О, этого мы не можем сделать, – ответили они. – Только Мукунда может дать мукти». Оставить всю обусловленную природу и утвердиться в своей естественной вечной природе – это называется мукти, освобождение.
«Ну хорошо, тогда дайте мне другое благословление», – сказал Мучукунда. «Какое?» – спросили его полубоги. «Я сражался долгое время, а сейчас принял рождение Картикея, и мне больше не нужно бороться – он будет вашим главнокомандующим. Поэтому благословите меня на то, чтобы я смог как следует отдохнуть. Но с одним условием: чтобы никто не прерывал мой сон. А тот, кто прервет, пусть превратится в пепел, как только я открою глаза и брошу на него свой взгляд».
И Кришна, когда бежал от Калаяваны, забежал в ту же пещеру, где спал Мучукунда, и тот, открыв глаза, испепелил Калаявану.
Перед тем как Калаявана атаковал Кришну, Кришна пришёл в Матхуру вместе с Баладевом и убил Камсу. А у Камсы были две жены: Асти и Прапти, дочери жестокосердного Джарасандхи. И, горько плача, они пришли к отцу. «Почему вы так горько плачете? Что произошло?» – спросил он. «О, отец, твой зять умер!» – сказали они. «Как это возможно?! – удивился он. – Что произошло?» «Его убил племянник, Кришна, – ответили дочери. – В соответствии с ведической традицией дядя никогда не может бить племянника. И, воспользовавшись этим, Он его убил».
И тогда Джарасандха отправился в Матхуру. Он атаковал ее семнадцать раз с восемнадцатью своих армий. Во время битвы Махабхараты было восемнадцать армий солдат: у Пандавов – семь, а у Кауравов – одиннадцать. А Джарасандха один привел восемнадцать армий, чтобы атаковать Кришну и Балараму.
В итоге Баладев Прабху схватил Джарасандху и хотел убить, но Кришна сказал ему: «Брат, не убивай!» «Почему нет?» – удивился Баладев. «Потому что Мы появились в этом мире, чтобы освободить Землю от бремени», – сказал Кришна.
Семнадцать раз он приводил солдат, и на восемнадцатый раз Кришна и Баладев убежали и остановились в 65-70 км от Матхуры, а Джарасандха преследовал Их, все еще желая убить Кришну. Кришна забрался на высокую гору, но Джарасандха поставил всех своих солдат вокруг горы и поджег это место. Тогда Кришна и Баладев спрыгнули с горы в океан и за ночь посреди океана сделали огромный царский дворец, перенеся всех жителей Матхуры туда за одну ночь. Так была создана Дварака.
После Джарасандха послал демона Калаявану расправиться с Кришной. И Кришна, убегая от него, забежал в пещеру, где спал Махарадж Мучукунда. Затем Кришна покрыл Мучукунду Своей одеждой, и Калаявана, войдя в пещеру, засмеялся: «Ты глупый мальчишка! Притворяешься тут спящим?»
Тогда было такое правило: если кто-то спит, то его нельзя бить, и так же нельзя бить того, кто стоит к тебе спиной. Но Калаявана сказал: «Нет, я следую этим правилам» и сильно ударил его ногой. И тогда, проснувшись и открыв глаза, Мучукунда посмотрел на Калавану, и тот тут же превратился в пепел.
Итак, новым главнокомандующим полубогов стал Картикея, который родился от Шивы и Парвати. Он очень силен, и его очень уважают в Южной Индии.
Картикея очень ловко сражался с демонами, и однажды он сказал своим родителям: «Теперь я хочу отдохнуть». «Хорошо, наш дорогой сын, ты очень устал, поэтому отдохни как следует», – сказали они. И тогда он пришел в одну большую деревню на юге, построил ашрам и стал гуру этой деревни. И не только этой – он стал гуру окружающих 13-14 деревень. Он был очень привлекательным и квалифицированным. И как только люди его видели, сразу же становились его учениками. Так он проповедовал, и все были счастливы. И демоны из-за страха не атаковали эти деревни.
В той деревне жила одна вдова, у которой осталась лишь одна дочь по имени Малика. Но однажды ее дочь отправилась в лес и не вернулась, а позже люди сказали этой женщине, что ее дочь утащил в лес тигр.
А эта женщина была Шива-бхактой. И тогда она стала молиться: «О Шиваджи! Я не знаю никого, кроме тебя. Мужа у меня нет, а мою дочь проглотил тигр, и больше детей у меня не осталось. Как же я выживу теперь? С кем мне жить?» И она начала горько плакать.
И тогда при виде ее горя сердце Парвати растаяло, и она явилась к этой женщине в форме ее дочери Малики. «О мать, чего ты плачешь? Я здесь», – сказала она ей. «Боже мой! – удивилась женщина. – Люди говорили, что ты умерла!» «Да, тигр меня утащил в лес, – ответила ей Малика, – Но, так или иначе, по милости Шиваджи я вернулась». И тогда счастью этой женщины не было границ.
А тем временем Шиваджи стал спрашивать Нанди, своего колесничего: «Где же Парвати? Она ушла, а я не знаю куда». «О, она отправилась в ту деревню и стала дочерью вдовы», – ответил он. И тогда Шиваджи пришел в ту же деревню и стал сыном богатого человека, Арджуной. И, выбрав момент, он пришёл к Парвати и спросил: «Зачем ты сюда пришла?» «Что же мне было делать, Прабху? – ответила она. – Эта твоя преданная так горько плакала, что у меня не было выбора. Я вынуждена была прийти». «Что же мне одному тогда делать? Теперь и я тоже буду здесь с тобой», – ответил Шива. И так время от времени они встречались друг с другом.
Однажды Малика кормила Арджуну и, увидев это, мать Малики спросила: «Что ты делаешь? Это не по правилам. Вы не женаты. Не в наших традициях разговаривать и кормить друг друга до свадьбы». «Он защитил меня от тигра, – сказала ей Малика. – Он был в лесу и вступил с ним в схватку. И так я смогла освободиться». «Ну хорошо. Можете оставаться вместе», – сказала женщина. И так каждый день Арджуна приходил к Малике, и она его кормила.
А через какое-то время это заметили деревенские жители и стали говорить: «Они оба очень молодые и привлекательные. Почему они встречаются? Они могут пожениться и быть вместе».
В этой деревне каждый год проходили борцовские поединки. С 50 деревень собирались люди на борцовский турнир. И в той местности был один очень экспертный борец, которого никто не мог победить 20 лет, и стал бросать всем вызов. И Арджуна, простой деревенский парень, решил принять участие. «Эй, Арджуна, ты что, хочешь своей смерти? – спрашивали его люди. – Ты не знаешь, кто он такой? Не ходи туда!»
Но Арджуна все равно отправился на бой. И к всеобщему удивлению он схватил этого борца и кидал его с одной стороны на другую. А когда борец совсем выбился из сил, Арджуна сказал ему: «Пока я живу в этой деревне, никому не бросай вызов. В противном случае умрёшь».
А затем жители сказали Арджуне: «Ты должен жениться на Малике. Такова наша традиция, а иначе ты не можешь оставаться в нашей деревне. Если ты джентльмен, женись на ней». «Да. Если ее родители согласны, я женюсь», – сказал он. «У меня нет возражений, – ответила мать Малики. – Ведь ты защитил мою дочь от тигра». И тогда отец Арджуны сказал: «Я сделаю такую свадебную церемонию, которой не было в прошлом, настоящем и будущем. Я все оплачу».
Позже жители деревни сказали им: «По традиции новобрачные вначале должны принять благословение у гуру». И тогда вместе с жителями Малика и Арджуна отправились к Картикее. Люди били в барабаны, и все очень радовались. А затем, увидев их, Картикея вдруг склонился и схватился за их стопы. «Как это возможно? – удивлялись люди. – Обычно мы просим благословений у гуру, а теперь гуру просит благословений у них?! Почему он схватился за их стопы?» И на вопросы жителей, в чем причина такого почтения к Малике и Арджуне, Картикея сказал: «Они мои родители». «Твои родители?! Кто же вы такие?» – спросили люди. «Это моя мать, Парвати, и отец, Шиваджи, – сказал Картикея. – После битвы с демонами я пришёл сюда, а теперь и они сюда явились. И я должен принести им поклоны». И тогда борец сказал: «Теперь я все понял! Как же я мог бороться против Шиваджи?» И все жители деревни были очень счастливы.
А позже жители сказали им: «На вашу свадьбу уже было потрачено много денег. Что же нам теперь делать? Вам не разрешено отсюда уходить. Пусть в одной форме вы останетесь здесь как Малика и Арджуна, а в другой можете отправиться на Кайлас как Парвати и Шиваджи». А сейчас перехожу к «Дамодараштаке».
рудантам мухур нетра-йугмам мриджантам
карамбходжа-йугмена сатанка-нетрам
мухух шваса-кампа-три-рекханка-кантха-
стхита-граива-дамодарам бхакти-баддхам
Кришна плачет и трет Свои глаза. Почему Он плачет?
Он плакал от того, что мама Яшода хотела Его наказать, так как Он разбил горшок с маслом, а затем взял масло и кормил им обезьян. Почему Он кормил их? Когда Он был в форме Господа Рамы, обезьяны очень помогли Ему, и поэтому Он хотел их отблагодарить. «Когда придёт Мой день, Я накормлю обезьян собственными руками», – думал Он. И когда Кришна брал масло, эта рама-лила пришла Ему на ум: «О, Я пообещал, и теперь Я должен накормить их». И так Он и сделал. Вороны – также очень дорогие и близкие преданные Господа Рамы.
У нас есть Божества Джаганнатхи, Баладевы, Субхадры и Сударшана-чакры. Индрадьюмна Махарадж установил Божество Джаганнатхи в Джаганнатха Пури. После того как он создал храм и Божеств, ему нужен был брахман, чтобы установить Их. Кто же может быть лучшим брахманом, чем Брахмаджи? И поэтому он отправился к нему. А когда он вернулся вместе с Брахмаджи, уже правил другой царь, который заявил, что теперь он хозяин этого храма. Но Индрадьюмна Махарадж отстаивал свои права на этот храм. И когда они друг с другом спорили, один ворон сказал им: «Послушайте. Я преданный Господа Рамы. Я здесь живу уже многие юги, и я могу вас рассудить. На самом деле этот храм был построен Индрадьюмной Махараджем. Он отправился за Брахмаджи, и тем временем песок покрыл храм. А новый царь лишь очистил храм от песка. Я свидетель всему этому».
Вороны – близкие слуги Господа Рамы. И Кришна подумал: «Я должен накормить и их тоже».
Тем временем мама вернулась и, не увидев Кришну, подумала: «Где же мой непослушный сыночек? Куда Он подевался?» И, увидев следы, она улыбнулась. «О Кана, – думала она, – Ты принял рождение из моего лона. Ты думаешь, Ты более разумный, чем я? Я знаю, куда Ты пошел». И, взяв палочку, она направилась к Кришне.
В той комнате было две двери, и Кришна думал: «Если мама найдет Меня, Я выбегу из другой двери. А мама не побежит за Мной на улицу».
Когда мама зашла в дверь, Кришна смотрел в противоположную сторону, кормя обезьян, и не видел ее. На самом деле Кришна может видеть все, но, совершая наравата-лилу, будучи человеком, Он не видел маму. У Враджендра-нанданы Шьямасундары есть два качества одновременно: Он знает все и не знает ничего.
Когда пришла мама, обезьяны рядом с Кришной увидели ее и стали отходить назад. «Что происходит?» – подумал Кришна и, обернувшись и увидев свою маму, скорее побежал к двери. «Мама не побежит за мной, будучи домохозяйкой», – думал Кришна. А мама Яшода думала: «О Гопал, здесь рядом никого нет. Если я за Тобой побегу, никто меня не увидит».
Кришна бежал зигзагом, и мама Яшода никак не могла Его поймать. «Непослушный мальчишка, мне что, Тебя отшлепать?» – сказала она. И когда Кришна услышал это, то испугался: «О, мама Меня побьёт!» Тогда Он закрыл Свои глаза, и мама схватила Его. Если бы Он не закрыл глаза, то мама бы Его и не поймала. Но, совершая человеческие игры, Он это сделал.
А после того как мама Яшода Его поймала, она привела Его домой. «Эх Ты, непоседливый мальчишка! Все эти жалобы на Тебя – всё это правда», – говорила она. А затем она подумала: «Я Его так сильно ругаю. А сегодня нет моих слуг, и если я Его освобожу, Он может убежать. Он такой непоседливый – всё, что угодно, может случиться. А Рохини-деви ушла к Упананде (старшему брату Нанды Бабы), и больше здесь никого нет. Лучше я свяжу Его на какое-то время. А потом я накормлю Его маслом и грудным молоком, и так Он успокоится».
Итак, почему Кришна плачет? Обычно все боятся Кришну, но сегодня тот же самый Кришна боится палочки мамы Яшоды. И почему Кришна плачет? Чтобы мама Его не побила.
Как только Он видит палочку мамы Яшоды, Он сразу же бежит в страхе от нее. «Мама, не бей Меня! Не бей Меня!» – кричит Он. «Эй Ты, друг обезьян! Вор!» – ругает Его мама.
Когда мама говорит Ему, что Он вор (чхор), то Кришна отвечает: «Мама, в Моей династии нет воров. Воры только в твоей династии».
Говоря «Моя династия» Кришна имеет в виду династию Его отца. И Кришна говорит: «Мама, в Моей династии нет чхоров (воров). Они есть только в твоей династии». Потому что одного из дедушек звали Чхор Гхош.
«Ах Ты непоседливый мальчишка! – еще больше гневается мама. – Почему Ты воруешь масло?» «Мама, Я не ворую масло», – отвечает Кришна. «А кто же тогда кормил здесь обезьян?» – спрашивает мама Яшода. «А кто создал обезьян? Тот и кормил их», – отвечает Кришна. «О-о-о! Так Ты стал создателем?!» – говорит мама Яшода.
Кришна – создатель всего, Он говорит правду. Но у мамы Яшоды несравненная ватсалья-према. Кришна говорит сиддханту, но не для мамы. Мама не верит, что ее сын – Cоздатель. И, показывая палочку, она замахивается на Него. «Мама, не бей Меня! Не бей Меня!» – кричит Кришна. «Ну хорошо, я не буду Тебя бить, – говорит мама. – Скажи мне по-дружески, кто разбил горшок?» «О, мама! А кто создал этот горшок?» – отвечает Кришна. Снова Кришна говорит ту же самую философию.
Кришна никогда не ворует масло в собственном доме. А в других домах никто не может поймать Его за руку.
Однажды, когда мама Яшода увидела, как Он ворует масло, она сказала: «Кана! Ты что делаешь?» «Ничего», – ответил Он. «Ты что, ел масло?» – спросила она. «Если Я скажу «да», то мама скажет Мне, что Я воришка масла, – подумал Кришна. – Все враджаваси говорят, что Я воришка масла, но мама никогда не верит. И если Я скажу «да», тогда мама будет говорить Мне, что все жлобы гопи – это правда». И поэтому Кришна сказал: «Нет, Я не ел масло». «Кана, Ты уже подрастаешь, – сказала Ему мама. – Ты должен оставить эти плохие привычки. Ты должен знать, как говорить правду. В противном случае, все будут критиковать Тебя: «Что это за царевич такой?» Никто не выдаст дочерей за Тебя замуж. Тебе всего лишь нужно подтвердить один раз, и я не буду Тебя ругать».
«Моя мама очень разумная, – думает Кришна. – Если Я скажу «да», она всё время будет называть Меня воришкой масла».
«О мама, Я не ел масло», – убеждал ее Кришна. «Кана, скажи правду хотя бы раз», – говорила мама Яшода. «Мама, ты отправляешь Меня пасти коров в Мадхуван, – сказал Кришна. – Когда у Меня время есть масло? Я никогда не ел это масло. Мама, Я даю тебе честное слово, Я никогда не ел». «Кана, здесь же никого нет. Ты можешь подтвердить только передо мной», – настаивала мама. «Мама, откуда же у Меня время? С утра до вечера Я пасу коров. До восхода солнца Я ухожу, а после заката возвращаюсь. Откуда у Меня время есть масло?» – говорил Кришна.
«Кана, подтверди хотя бы раз», – просила мама. «Мама, Я такой маленький мальчик, – отвечал Кришна, – а масло висит так высоко. Как же Я его могу достать? А ты Меня ругаешь, что Я беру масло. Я говорю правду – Я никогда не ел это масло».
Мама хочет, чтобы Кришна был хорошим мальчиком в будущем, чтобы он стал достойным царем. Поэтому мама Яшода не сдавалась. И Кришна стал понемногу гневаться: «Мама, Я пасу лакхи твоих коров. Если бы ты задействовала кого-то другого, тебе нужно было бы множество мальчиков-пастушков. И ты должна была бы платить им много денег. А вместо этих мальчиков-пастушков Я один пасу всех коров. Что ты Мне дала за это? Ты не давала Мне даже обувь. Никогда не задумывалась, что Я иду в лес – а там столько колючек, жесткой и острой травы. Насколько ты жестокосердная. Иногда там бывает очень жарко, а иногда идет дождь, а ты никогда не даёшь Мне даже зонтик. Иногда там холодно, а ты не даёшь Мне теплой одежды. Ты даже не даёшь Мне денег. Ты даёшь Мне только палочку пасти коров и одно покрывало. Забери это обратно, Мне теперь всё равно, Я пойду в лес. Ты все время называешь Меня другом обезьянок. Хорошо, Я буду со Своими друзьями в лесу. Я понял, ты не Моя мама».
Однажды на Брахманда-гхате все друзья смеялись и шутили: «О Кана, Ты не сын Нанды Бабы и Яшоды. У них такой замечательный характер, а Ты такой непослушный и непоседливый. Ты не их сын. Нанда Баба пошёл принять омовение, увидел плачущего ребёнка и забрал Тебя к себе».
Услышав слова Кришны, мама Яшода схватилась за шалаграма-шилу и, прикоснувшись к ней, сказала: «Гопал, перед шалаграма-шилой и Нараяной я говорю, что Ты мой сын, ты принял рождение из моего лона». «Ну хорошо, мама, – сказал Кришна. – Я понял, Я не твой сын. Возможно, ты кого-то другого родила, а Меня просто растишь. Нет, мама, нет».
«О Гопал, если Ты не ел масло, почему у Тебя здесь масло?» – спрашивала мама. «Что же Мне ответить?» – думал Кришна. «Мама, – сказал Он, – ты так сильно любишь Меня, и Мои друзья не могут этого терпеть. Они хотят, чтобы ты Меня побила. Поэтому силой они обмазали Меня маслом. Мама, все Мои друзья такие завистливые». «О-о-о, Ты такой умный», – ответила ему мама. Но затем она стала немножко жестче. И тогда Кришна сказал ей: «Ты не Моя мама!», отчего мама Яшода стала плакать.
И тогда Кришна тоже стал плакать. «Ну хорошо, – думал он. – Сейчас мама плачет, и Я могу подтвердить, что ел масло – мама не будет Меня бить». До этого Он говорил: «Нет, Я не ел масло». А сейчас Он говорит: «Да, Я ел. Правда, Я ел масло». И мама продолжала плакать, ничего не говоря.