Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В пранама-мантре Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу говорится «прабхупада мано-бхиштам – он тот, кто исполнил желания Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады».
И сегодня мы его прославляем. Завтра будет Матхура-парикрама, и дальше, послезавтра, мы будем снова прославлять его.
Итак, как Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж выполнил внутреннее желание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады? Шрила Прабхупад – вечный спутник Радхи-Кришны. Во Врадже он известен как Наяна-мани-манджари. А Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж известен как Винода-манджари во Врадже.
Какова значимость Парам-Гурудева, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа? Как он служил своему гуру, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде? Сейчас я попытаюсь об этом рассказать.
У Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады было очень много учеников, которые позже стали ачарьями. Кому бы Прабхупад ни давал санньясу, он давал разные титулы. Но Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж давал только один титул — Бхактиведанта. Какова суть веданты? Это бхакти, преданность Богу. Какова сева манджари? Делать так, чтобы Радха и Кришна встречались и тем самым были счастливы.
Когда это возможно, манджари узнают, чем занимается Кришна, и приносят известия Радхарани.
Также они приносят орех бетеля, разрисовывают стопы и делают много разного служения. А Радхарани обычно ходит в Нанда-бхаван готовить для Кришны.
Однажды после приготовления по пути домой Радхарани встретила одну манджари, которая шла и смеялась. И Радхарани спросила: «Почему ты смеешься?»
В этом мире люди смеются сами по себе по трём причинам. Например, человек может быть сумасшедший. Как вот этот парень. Что ты вчера делал? Ты стащил воздушные шарики.
Вчера был праздник, была лекция «Шримад-Бхагаватам». А после он взял длинную палку и стащил сверху шарики, и сам их лопал, а потом убежал.
Преданный: Я хотел, чтобы у всех были воздушные шарики.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Может быть, он не знал, что рядом находился только я. И я взял немного воды и прыснул ему на лицо, чтобы он пришёл в себя. И он убежал.
Итак, человек может смеяться в одиночку, если он сумасшедший, если он увидел что-то смешное или если он вспоминает какую-то смешную историю, как, например, история на Павана-сароваре. Кришна купался с одной стороны озера, а Радхарани – с другой. Вришабхану Махарадж для своей дочери построил дворец рядом с озером Павана-саровара. И Она ходила туда купаться со Своими подругами. А однажды Кришна вошёл в воду и схватил Радхарани за ногу. И все стали смеяться.
Или другая история. Допустим, Мадхумангал говорит: «Знаешь, Кришна, люди любят Тебя и дают Тебе ладду, потому что у Тебя есть питамбара, жёлтые одежды, вамши, павлинье перо, и флейта. Если бы у Тебя не было всего этого, то никто бы Тебя не любил. Так что, если я это получу, то все будут приходить уже ко мне и давать сладости мне». И тогда Кришна сказал: «Ну, хорошо. Бери Мою одежду». И так они поменялись одеждами, и Мадхумангал стал хвастаться, веселя всех друзей.
И что произошло дальше?
Некоторое время назад демон по имени Каши спросил Камсу: «Почему ты так несчастлив?» «У меня есть могущественный враг», – ответил ему Камса. «Кто же твой враг? – спросил он. – Скажи мне, и я убью Его». «Это ребёнок», – ответил Камса. «Ребёнок?! Что за ребёнок? – удивился Каши. – Ты, что, боишься ребёнка?» «Это необычный ребёнок, – сказал ему Камса. – Я посылал к нему очень многих демонов, как Путана, Агхасур, Бакасур, Шакатасура и Тринаварта. Все они пытались Его убить, но сами так и не вернулись». И тогда демон Кеши сказал: «Я же самый могущественный демон. Все они не имеют никакой силы передо мной. Они просто не применяли свой интеллект, поэтому были повержены. Я пойду и убью Кришну! И после того, как я Его убью, я вернусь к тебе».
Но демон Кеши не знал, как выглядит Кришна. Он знал только, что у Него жёлтая одежда, павлинье перо и флейта. И, увидев Мадхумангала, он подумал, что, должно быть, это и есть Кришна. И тогда, разбежавшись, изо всех сил он ударил Мадхумангал так, что тот отлетел на далёкое расстояние. «О, Боже мой! – подумал Мадхумангал. – Эта всё жёлтая одежда и всё остальное! Не хочу я больше их носить». И все друзья стали смеяться над ним.
Итак, Радхарани спрашивает: «Почему ты смеёшься? Что ты такое смешное увидела? Или, может быть, ты вспомнила что-то смешное?» «Я увидела кое-что очень смешное в Нанда-Бхаване», – сказала она. «Что же ты увидела?» – спросила Радхарани. «Кришна вернулся с пастбища, после того как пас коров, и даже не принял омовение. Всё Его тело было покрыто пылью, и Он танцевал». Все Веды или Веданта прямым или косвенным образом прославляют Кришну, что Он – Верховная Личность Господа. И эта манджари наблюдала, как этот Кришна, который является сутью Веданты, просто танцует. И эту историю она рассказала Радхарани.
И что означает наш титул Бхактиведанта? Те, кто носит титул Бхактиведанта, глазами манджари могут смотреть, как танцует Кришна. Ради счастья Радхарани они могут видеть Того, кто является сутью Веданты. И, в конце концов, они служат Югала-кишори, Божественной Чете. В своём временном теле они воспевают нама-санкиртану, а в вечном теле они служат Радхе и Кришне. И такие личности могут носить титул Бхактиведанта.
Итак, возвращаемся к Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу. «Прабхупада манобхиштам». Как он выполнил внутреннее желание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады? В Годруме есть бхаджан-кутир Бхактивиноды Тхакура. И Шрила Прабхупад отправил своего ученика, Шрилу Бхактипрагьяну Кешаву Госвами Махараджа, чтобы тот расправился с Лалита Прасадом и его последователями, которые заняли этот бхаджан-кутир. И Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж сказал: «Всё, что вы ни пожелаете, случится». Он никогда не говорил «я это сделаю для вас». Что он пытался нам этим проповедовать? Всё, что бы ни происходило, всё происходит по милости Гурудева. Он никогда не говорил «хорошо, я это сделаю».
И что сделал Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, будучи сыном землевладельца? У него была большая палка, и он был очень экспертным в борьбе на палках. Он бы смог сбить даже выпущенную в него стрелу. Он мог демонстрировать замечательные навыки борьбы на бамбуковых палках.
И так он взял палки, позвал с собой нескольких людей и отправился в Свананда-сукханда-кунджу. И Шрила Прабхупада сказал ему: «Вначале просто притворись, как будто вы собираетесь их побить, так, чтобы они вас испугались. Никого не бейте. Просто напугай их, чтобы они ушли оттуда».
Итак, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж дал деньги бандитам, и они пришли в дом Бхактивиноды Тхакура и стали искать Лалиту Прасада. Бандиты были очень высокими, крупными и сильными. И когда они ворвались и начали угрожать, Лалита Прасад со своими последователями испугались их и убежали. И так, освободив от них бхаджан-кутир, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж вернулся в Маяпур.
Прежде чем войти в комнату Шрилы Прабхупады, он принёс ему свои поклоны за дверью. Он никогда не хотел делать это прямо перед ним. А затем он сказал ему: «Прабхупад, теперь всё, что должно было произойти, произошло по вашей милости». «Вы никого не побили?» – спросил его Прабхупад. «Нет, – ответил ему Парам-Гурудев. – Мы никого не тронули». «Расскажи же мне, что же там произошло?» – спросил он его затем. И Парам-Гурудев рассказал ему всю историю. Так он выполнил его желание. И Шрила Прабхупад был очень доволен.
Итак, «прабхупада мано-бхиштам – он выполнил внутреннее желание Прабхупады». И теперь благодаря ему в Годруме есть Шри Чайтанья Матх. Если бы Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махараджа не пришел туда, то в Годруме не было бы Гаудия-матха.