Индумукхи даси: Шрила Нароттама дас Тхакур в бхаджане «Шри-гуру-чарана-падма» говорит: «шри-гуру-чаране рати, эи се уттама гати – Любовная привязанность к лотосным стопам Шри Гуру – есть наивысшая цель». Как ученик может развить такую привязанность (рати)?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это не вопрос одного или двух дней. Постепенно служа Шри Гуру и вайшнавам, а также совершая бхаджан, ученик разовьет рати. Шрила Рагхунатха дас Госвами в первой шлоке «Шри Манах-шикши» говорит:
гурау гоштхе гоштхалайишу суджане бхусура гане
сва мантре шри намни враджа нава йува двандва шаране
сада дамбхам хитва куру ратим апурвам атитарам
айе свантар бхраташ чатубхир абхийаче дхрта падах5
Здесь он также указывает на рати. Сначала появляется привязанность к духовному учителю, а затем постепенно к святой дхаме и остальному.
Индумукхи даси: Я читаю книгу «Путешествие души»6. В ней есть шлока:
бхайам двитийабхинивешатах сйад
ишад апетасйа випарйайо ’смритих
тан-майайато будха абхаджет там
бхактйаикайешам гуру-девататма7
В ней говорится, что джива отвернулась от Бхагавана и забыла свою собственную естественную природу – служить Ему. Мы татастаха-дживы, мы никогда не были в духовном мире и не служили Бхагавану. Какое же служение совершала джива в зоне татастха, прежде чем попасть в материальный мир?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Никакого служения. Когда мы выходили из зоны татастха, у нас было два выбора. Те, кто посмотрел наверх, отправились на планеты Вайкунтхи, а те, кто посмотрел вниз, отправились сюда и были схвачены майей.
Индумукхи даси: Это я понимаю. Но ведь говорится, что служение Бхагавану – естественная природа дживы.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В зоне татастха нет служения – только тенденция служения. Конституциональная форма служения изначально находится в зачаточном состоянии.
Индумукхи даси: Будучи в зоне татастха…
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Везде. И в зоне татастха, и здесь, в материальном мире. Когда джива принимает прибежище у сат-гуру, совершает бхаджан, постепенно она развивается.
Индумукхи даси: Но почему тогда говорится, что мы забыли Кришну?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: кршна бхали сеи джива8
Мы забыли Кришну. Мы захотели наслаждаться и поэтому посмотрели на майю. «Кришна бхули» здесь означает не то, что мы знали Кришну, а потом забыли.
Индумукхи даси: Мы забыли в тот момент, когда посмотрели на майю?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да. В тот момент, когда мы выходили из Карандакашайи Вишну и посмотрели на майю, в этот момент немедленно мы забыли. Такое значение.
Индумукхи даси: Теперь понятно. Спасибо.
- Шрила Рагхунатха дас Госвами, «Шри Манах-шикша», стих 1
- «Путешествие души», автор Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
- «Шримад-Бхагаватам», 11.2.37
- Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117
- Шрила Рагхунатха дас Госвами, «Шри Манах-шикша», стих 1
- «Путешествие души», автор Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
- «Шримад-Бхагаватам», 11.2.37
- Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117