Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, а также всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху под руководством Шрипада Бон Махараджа.
Сегодня очень благоприятный день. По всему миру празднуют нандотсав. Но у гаудия-вайшнавов сегодня ладду в двух руках.
Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «В каждом городе и в каждой деревне будут проповедовать Мое имя». И кто сделал эту проповедь успешной? Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж. Поэтому у нас ладду в двух руках: мы празднуем нандотсав и день явления Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа.
Я расскажу об отношениях между Шрилой Гурудевом и Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем.
Раньше в этом храме алтарная была разделена. С одной стороны была комната парам-гурудева, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа и его ванная, а с другой стороны – мандир. Когда Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж принимал санньясу, его ягья была во второй половине храмовой комнаты. И Шрила Гурудев делал для него данду и все остальное для принятия обета. А жил Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж в той комнате, где сейчас живет Шрипад Бхактиведанта Бон Махарадж.
До принятия санньясы его звали Абхай Чаран прабху. С самого начала у него было много привязанности к сознанию Кришны. Его отец, Гаура Мохан прабху, купил ему мридангу и караталы, и он очень любил на них играть. Постепенно он рос. И когда он впервые пришел к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, тот сказал ему: «Ты должен проповедовать мою миссию в западных странах на английском языке». Они встречались всего три-четыре раза.
Когда Шрила Гурудев присоединился к Гаудия-матху в 1946 году, у нашего парам-гурудева, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа (тогда Абхай Чаран прабху) были близкие отношения. В то время наш Шрила Гурудев был единственным, кто говорил на хинди. В основном в матх приходили из Бенгалии и те, кто говорил на ории, из Ориссы. Шрила Гурудев был первым, кто говорил на хинди. Он оставил свою службу в полиции и пришел сюда. И он распространил миссию Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Все его очень любили.
И когда он пришел, парам-гурудев, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, спросил: «Что это за мальчик такой?» «Он пришел из Бихара. Он полицейский. Пролейте на него милость», – сказали ему. И затем парам-гурудев сказал Шриле Гурудеву, показывая на Абхая Чарана прабху: «Это мой духовный брат, Абхай Чаран прабху. Служи ему». И так между ними образовалась тесная связь. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж говорил, что между ними была спонтанная любовь и привязанность.
Вначале у Абхая Чарана прабху была одна аптека, в которой покупал лекарства даже премьерминистр Индии. Но эта аптека потерпела крах, и он приехал в Калькутту и стал менеджером большой компании «Bengal Chemicals & Pharmaceuticals». Но по какой-то причине и эту работу он оставил. А затем однажды его жена ушла в магазин за продуктами и продала книгу «Шримад Бхагаватам», чтобы купить чай. Узнав об этом, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж был очень разгневан. «Что ты делаешь? – спросил он. – Ты что больше любишь: меня или чай?» «Конечно, чай», – ответила ему жена. И, расстроенный этой ситуацией, он уехал в Матхуру. И так как он работал в медицинской компании, он знал, как делать медицинские препараты, и стал делать лекарства, распространяя их по аптекам.
Шрила Гурудев в это время занимался переводами. Рано утром он вставал и повторял харинаму, и в это время никто не мог войти в его комнату. А когда он заканчивал воспевать, он шел на Ямуну принять ачаман и потом возвращался на завтрак. Это был его ежедневный режим.
Однажды, когда Шрила Гурудев шел принять ачаман на Ямуну, он увидел Абхая Чарана прабху, и они предложили друг другу поклоны. Как вчера мы говорили: если, увидев санньяси, вы не предлагаете ему поклоны, то ваша голова без сомнений попадет в ад.
Итак, Абхай Чаран прабху рассказал ему всю свою историю, и Шрила Гурудев спросил: «Что вы делаете? Вы пришли сюда, чтобы распространять лекарства? Ваш гурудев, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, приказал вам проповедовать на английском языке в западных странах. Почему вы тратите время? Приходите со мной в Кешаваджи Гаудия Матх». «Нет, я не пойду», – ответил он. Но тот, кто совершает бхаджан Кришне, становится очень умен. И Шрила Гурудев не настаивал, чтобы он приходил в храм, а просто спросил, где он живет, а затем тут же вернулся обратно.
У Шрилы Гурудева был духовный брат, Кунджа-бихари Брахмачари, который также оставил свой пост и пришел к парам-гурудеву и также говорил на хинди. И Шрила-Гурудев сказал ему: «Кунджа-бихари, пожалуйста, пойдем со мной». И так они вместе пришли туда, где жил Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, и когда тот открыл им, Шрила Гурудев сказал: «Кунджа-бихари забирай его багаж».
В настоящее время вы можете видеть, как полиция без предупреждения может схватить преступника. И таким же образом Шрила Гурудев схватил Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду.
Может возникнуть вопрос: Шрила Гурудев совершает бхаджан, и он очень умен, а разве Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж не умен? Да, он тоже умен. Но Кришна хотел, чтобы Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж принял санньясу и проповедовал. Если бы Кришна в то время дал ему разум, тогда не произошла бы эта ситуация.
Итак, они пришли в матх и стали жить там все вместе. И наш Шрила Гурудев сказал Абхаю Чарану прабху: «Ваш гурудев, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, сказал вам проповедовать в западных странах. Пожалуйста, примите санньясу и проповедуйте». «Нет, я не буду принимать санньясу», – ответил он ему. «Ваш гурудев приказал вам проповедовать, и до тех пор, пока вы не примете санньясу, вы не получите силу для проповеди», – говорил Шрила Гурудев. «Но я очень боюсь, – отвечал ему Абхай Чаран прабху. – Кришна Сам сказал Своими лотосными устами: «Того, на кого Я проливаю Свою милость, Я делаю уличным попрошайкой»». И тогда Шрила Гурудев сказал ему: «Прабху, но что же у вас осталось? Вы уже попрошайка. Ваши дети и жена вас выгнали, аптека от вас ушла, а затем вы были менеджером в медицинской компании, но и оттуда вы ушли. Кришна забрал все ваше богатство. Он уже пролил на вас Свою милость. Что у вас осталось? Почему вы не примете санньясу?» «Я не хочу принимать на себя риски», – отвечал он ему. «Если не будет рисков, не будет никаких достижений, – сказал Шрила Гурудев. – Вы должны принять этот риск».
Шрила Гурудев проповедовал ему день ото дня. И также он рассказал ему одну историю. Дваракадхиш-Кришна и Матхуреш-Кришна – сын Васудева Махараджа, а мать Пандавов – Кунтидеви. Васудев Махарадж и Кунти – брат и сестра, и поэтому Пандавы и Кришна – двоюродные братья. И однажды Юдхиштхира Махарадж сказал: «Кришна, я хочу от Тебя благословения». А Кришна уважал его как Своего гуру, потому что тот был Его старшим братом. И Он очень удивился: «О, брат, ты хочешь благословения?». «И не одно, а несколько», – сказал Юдхиштхира Махарадж. «Что ты хочешь?» – поинтересовался Кришна. «Если Ты пообещаешь, что исполнишь это, тогда я попрошу», – ответил Юдхиштхира. И когда Кришна пообещал, Юдхиштхира сказал Ему: «О, Кришна, я хочу быть таким богатым, каким никто не был и не будет ни в прошлом, ни в будущем». «Хорошо», – сказал Кришна. «Я хочу быть настолько богатым, чтобы даже когда я буду раздавать свое богатство, оно никогда не заканчивалось», – продолжал Юдхиштхира Махарадж. «Да будет так», – ответил Кришна. «Я хочу, чтобы моя жена была красивее, чем Мисс Вселенная, – сказал Махарадж Юдхиштхира, – и всегда была под моим контролем». – «Да будет так». – «Я хочу, чтобы никто не мог победить меня на поле битвы и чтобы мои браться и сыновья были высококвалифицированные и всегда были под моим контролем: если я им скажу встать, он встанут, а если я скажу им сесть, они сядут». «Хорошо, – ответил Кришна. – Может быть, ты хочешь еще какого-то благословения?». «Нет, – сказал Юдхиштхира Махарадж, – это все». «О, брат, но почему ты просишь у Меня все эти благословения?» – поинтересовался Кришна. И тогда Юдхиштхира Махарадж ответил: «В этом мире все служат полубогам и полубогиням. Все боятся совершать бхаджан Тебе, потому что они слышали, что тех, на кого Ты проливаешь милость, Ты делаешь уличным попрошайкой. Но когда они увидят, что я, являясь Твоим преданным, самый богатый, что у моя самая красивая жена, что самые квалифицированные личности находятся под моим контролем и никто не может меня победить на поле битвы, то они с большим энтузиазмом начнут совершать бхаджан Тебе. Поэтому я прошу у Тебя эти благословения». Посмотрите, например, как много денег у «Bhaktivedanta Book Trust», и каждый день богатство их только увеличивается.
Итак, Абхай Чаран был перед дилеммой, что же ему делать. Наступал день Вишварупа-махотсава, и они должны были праздновать день ухода парам-гурудева. В Вишварупа-махотсаву принял отречение Шрила Гурудев, и в итоге Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж принял санньясу в Матхуре в этот же день.
Те, кто хочет совершать бхаджан, должны прийти в храм Матхуры, поскольку Шрила Гурудев совершал здесь бхаджан, и все выдающиеся санньяси также жили здесь. Это место паломничество всего Гаудия-матха. И оно не только для последователей Шрилы Гурудева, а для каждого. Все ученики-санньяси Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады приезжали сюда и совершали здесь бхаджан.
Итак, когда Шрила Гурудев уговаривал Абхая Чарана прабху принять отречение, парам-гурудев сказал: «О, ты просишь своего брата принять санньясу? Это очень хорошо! Абхай Чаран, ты должен принять санньясу». Но он пребывал в нерешительности. И тогда другой ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Санатан прабху, сказал: «Если ты примешь санньясу, то и я в своем старом возрасте тоже ее приму». И оба они приняли отречение. Абхай Чаран стал Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем, а Санатан прабху стал Шрилой Бхактиведантой Муни Махараджем. И оба они стали проповедовать.
А этот Шри Чайтанья Махапрабху, который сейчас на алтаре в Матхуре – это было Божество Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа – он подарил его храму. Может возникнуть вопрос: в каждом Гаудия-матхе есть Радха-кришна и Шри Чайтанья Махапрабху, разве парам-гурудев не устанавливал в этом храме Божество Шримана Махапрабху? В то время у нас было три секции. В одной секции находится Гирирадж Говардхан, с другой стороны Гоур-Вишнуприя, а с другой – Радха-Кришна. И когда Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж подарил виграху Шримана Махапрабху, позже Божества Гоур-Вишнуприя перенесли в храм Дауджи.
Когда Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада уезжал на проповедь в Америку, он просил Шрилу Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа прислать ему сладости перы, караталы и мриданги. И первый год он проповедовал безуспешно, отчего хотел вернуться в Индию. Но однажды, отправляясь на пристань посмотреть, не отходит ли корабль в Индию, по пути он увидел огромный плакат: «Беспримесная сталь». И в его голову пришла идея: «Я должен выполнить пожелание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и совершать ему беспримесное служение». И проповедь его стала успешна.
Какую огромную работу он проделал! Лишь по его беспричинной милости мы сейчас можем так счастливо отправляться на Запад. Во время круиза в Америку у него был сердечный приступ, и это чудо, что он смог тогда выжить в таких условиях.
А когда Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж вернулся в Индию, Шрила Гурудев был единственным, кто встретил его в аэропорту в Дели.
Гаудия-вайшнавы и другие не очень-то любили западных, потому что они не знают вайшнавский этикет. Но Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил: «Я буду принимать прасад вместе с ними! Теперь они тоже стали преданными, почему же с ними нельзя принимать прасад?»