Слава святого имени

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моего духовного дедушки, Шри Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, и Шри Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, всем спутникам Прабхупады Сарасвати Тхакура и всей рупануга гуру-варге. Я предлагаю свои дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь, и приветствую гостей, которые вдохновляют меня рассказывать хари-катху.

Позавчера я приехал сюда. Это был день Гита-джаянти и день Экадаши. Вчера я рассказывал славу святого имени. Множество людей, которые не могут посещать класс, смотрят видео. Но, к сожалению, вчера у нас была проблема со связью, поэтому мы не могли сделать трансляцию.

Вчера я приводил пример из Сатья-юги, как святое имя освобождает нас из этого мира. Это история из «Шримад-Бхагаватам» о битве между Гаджендрой, большим слоном, и крокодилом. Когда слон упал в воду, он нашёл лотос и предложил Господу Нараяне, произнося Его имя. И Нараяна, будучи милостивым, пришёл и освободил его.

А сейчас я приведу другой пример.

Когда наш возлюбленный Шрила Гурудев был маленьким, его называли Бхолонатх. Но однажды дядя Шрилы Гурудева, Камалаканта, позвал астролога, и тот сказал, что имя его должно начинаться с буквы «с», или «ш» на русском. И дядя предложил, чтобы его имя было Шриман Нараяна, а не Бхолонатх. Камалаканта был старшим, и поэтому вся семья следовала тому, что он говорит.

А Бхолонатхом Шрилу Гурудева назвала бабушка. И она сказала Камалаканте: «Мой дорогой сын, почему тебе не нравится имя Бхолонатх?» И тогда дядюшка Шрилы Гурудева отвечал: «Когда он подрастёт, то все его будут дразнить: «Эй, Бхолонатх, где твой трезубец? Где твой бык? Где твоя Парвати?»» «Разве ты против Шивыджи?» – спросила его бабушка. «Нет. Как я могу быть против Шивы? – говорил Камалаканта. – Шиваджи – лучший из всех вайшнавов». – «А почему бы тогда не дать ему имя Шива или Шанкара? Зачем такое длинное имя – Шриман Нараяна? Почему бы не назвать его именем покороче?» «Мама, разве ты забыла? – сказал Камалаканта. – Наш гурудев целый месяц давал Бхагаватам и прославлял имя Нараяны». – «Мой дорогой сын, я забочусь обо всей семье. Возможно, я что-то и слышала, но уже забыла». И тогда дядюшка сказал: «Послушай, в Сатья-югу жил один брахман по имени Аджамила. Он был высококвалифицированным брахманом. И у него была жена, дети, и родители. Однажды, когда он отправился в лес за дровами для огненного жертвоприношения, он увидел одну пару – шудру и проститутку в объятиях друг друга. Этот образ проник в его сердце, и Аджамила не смог совладать с собой. Вскоре он сдружился с этой проституткой и постепенно всё ей отдал. Он оставил своих родителей, свою хорошую жену, своих детей и стал жить с ней. От этой проститутки у него родилось 8 детей. И чтобы поддерживать семейную жизнь, ему пришлось грабить и убивать.

Когда родился его последний сын, однажды мимо их дома в лесу проходил один садху. И, желая утолить жажду, он подошел к дому Аджамилы, где его жена подала этому садху воды – Аджамилы не было тогда дома. А затем девушка принесла ребёнка и приложила его к стопам садху. «Как его зовут?» – спросил садху. «Мы еще не дали ему имя», – ответила она. И тогда святой сказал: «Вы можете дать ему имя Нараяна. Это будет очень благоприятно для него».

Тем временем вернулся Аджамила. «Эй! Чего ты сюда пришёл?» – сказал он, увидев садху. «Не беспокойся, – ответила ему жена. – Это же святой. Он ничего плохого нам не сделает. И он дал нашему сыну имя Нараяна. Нужно дать ему пожертвование». «Пожертвование…– сказал Аджамила. – Ну, хорошо, я жертвую ему его жизнь. Я не буду его убивать. Я хотел его убить, но не стану этого делать».

Аджамила был хорошим брахманом. Раньше он совершал много благоприятных вещей. И, благодаря этой прошлой благоприятной деятельности, он очень привязался к младшему сыну Нараяне. Он всё время звал его: «Нараяна! Нараяна!» И это стало его практикой.

Каждый, кто приходит в этот мир, однажды должен покинуть его. Таким образом, однажды пришло время и Аджамиле покидать этот мир. И из-за всех греховных действий, которые он совершал телом, умом и речью, Махарадж Яма, олицетворённая смерть, послал к нему трёх своих слуг. Увидев их, Аджамила очень испугался и тут же стал звать сына: «Нараяна! Нараяна!» И тогда, услышав этот зов, Бхагаван Нараяна послал своих четырёх слуг по имени На, Ра, Йа и На.

Посланники олицетворённой смерти, Махараджи Ямы, хотели забрать Аджамилу в ад, но вишнудуты, посланники Вишну, Нараяны, спросили: «Зачем вы его забираете?» «Наш Господин послал нас забрать его в ад, поскольку он совершил все грехи, какие только можно. Даже у Читрагупты, который записывает все грехи живых существ, не хватило страниц для всех злодеяний Аджамилы. И чтобы его наказать, мы заберем в ад». «Нет, – ответили им вишнудуты. – Мы не позволим вам забрать его». «Почему же?» – спросили посланники Ямараджа. «Потому что он воспевал «Нараяна». А Нараяна – это имя нашего Прабху».

Но посланники Ямараджа не желали уступать. И тогда между ними началась битва. Однако у посланников Ямараджа были только верёвки, а у посланников Нараяны – диск, булава, лотос и раковина. И они так сильно побили посланников Ямараджа, что те тут же убежали в страхе.

А вернувшись к Ямараджу, они воскликнули: «Мы хотим оставить свой пост!» «Что произошло? – спросил их Махарадж Яма. – Так много лет вы здесь работали и никогда не хотели всё бросить. Почему же вы хотите уйти?» «Нас очень сильно побили!» – ответили они. «О! Так, значит, вы встретились с посланниками моего Прабху!» – сказал Ямарадж. «У вас также есть Прабху? – удивились ямадуты. – Мы думали, что вы Господин всей вселенной!» «Нет. У меня тоже есть свой Господин, – ответил Ямарадж. – И это Нараяна. Так что же у вас произошло?» И тогда они рассказали ему всю историю, и Махарадж Яма сказал: «Послушайте, тот, чей язык никогда не прославляет имя, славу, качества и форму Бхагавана, чей ум никогда не памятует Кришну, чья голова никогда не склоняется к Его лотосным стопам (Кришна здесь значит Хари, гуру и вайшнавы) – только таких личностей приводите на мои адские планеты. А того, кто не забывает имя моего Прабху даже во сне, не беспокойте».

В тот момент Аджамила был без сознания, но он слышал весь диалог между посланниками Нараяны и посланниками Махараджа Ямы. «Прабху так милостив! – подумал он. – Он отправил ко мне Своих посланников, а я всего лишь произнёс имя своего Нараяны. Я больше ни за что не буду грешить! Я оставлю семейную жизнь и отправляюсь в Харидвар совершать бхаджан». В Сатья-югу Харидвар был очень популярным, выдающимся местом. И так он отправился совершать бхаджан.

А когда его бхаджан был завершён, к нему снова пришли четыре посланника. «Взойди в колесницу, – сказали они Аджамиле. – Мы отправляемся на Вайкунтху». «Нет, – ответил Аджамила. – Сначала ответьте на мой вопрос. Почему много лет назад, когда я хотел прикоснуться к вашим стопам, вы не разрешили мне этого сделать?» «В то время, – отвечали они, – ты не совершал никакую садхану. Ты просто воспевал имя Нараяны. Это было просто нама-абхасом. Результат нама-абхасы – это освобождение из этого мира. Ты был освобождён от смерти. А сейчас ты совершал бхаджан много лет и достиг совершенства, и теперь ты можешь отправиться на Вайкунтху».

Однажды Шрила Гурудев, Шрила Нараяна Госвами Махарадж, давал лекцию в Дели. И один маленький мальчик лет пяти сказал: «Гурудев, Бхагаван такой глупый!». «Как это Бхагаван глупый?» – спросил он. «Я, маленький мальчик, и то понимаю, что он звал просто имя своего сына. Почему Бхагаван послал за ним Своих слуг? Умер бы он на адских планетах». И тогда Шрила Гурудев сказал: «Мой дорогой сын, Бхагаван не глупый, Он просто беспричинно милостивый. Имя сына Аджамилы и имя Бхагавана – Нараяна. И Бхагаван настолько великодушен, что лишь из-за того, что Аджамила просто повторял это имя, Он освободил его». Это слава святого имени.

Сейчас я приведу пример из Трета-юги.

В Трета-югу Господь Рама отправился в ссылку на 14 лет, чтобы выполнить желание своего отца. И на 13-й год, однажды, когда Лакшман ушел собирать фрукты и коренья, Господь Рама сказал Ситедеви: «О, Сита, сейчас Я совершаю Свои последние игры, и Я хочу оставить тебя с Агнидевом». «Хорошо, как Ты пожелаешь», – ответила Сита.

В Индии есть одно место рядом с Бомбеем, которое называется Насик. Это место, где Рама и Лакшман отрезали нос и уши Шурпанакхе. «Насик» на санскрите значит «нос». И там же есть лес пяти баньяновых деревьев.

Настоящая Сита отправилась через огонь на Кайлас, а обратно из огня вышла тень Ситы. В противном случае демонический царь Равана не мог бы прикоснуться к настоящей Сите. Он украл лишь тень Ситы.

Когда была украдена Сита, Рама подружился с Сугривой. И Сугрива послал на четыре стороны своих слуг искать Ее – на север, юг, запад и восток – и дал им 13 дней. И по прошествии 13 дней все его слуги вернулись, кроме южной группы. Та южная группа под руководством Ангады поняла, так или иначе, что Равана украл Ситу, пересёк океан и отправился на Ланку, и теперь решали, кто же отправится за ними вслед. В итоге они решили, что это будет Хануман. Ангада не мог отправиться туда первым, потому что на Ланке Акшай Кумар тут же убил бы его. А остальные были слишком стары. И тогда они послали Ханумана.

Кто такой Хануман? Хануман – это сам Шиваджи и олицетворённый ветер. Вместе они пришли в лоно Анджани-деви, и так родился Хануман. С самого рождения он был очень шаловливым. У него было много друзей, и он постоянно играл с ними, связывая их своим длинным хвостом и бросая в разные стороны. А иногда, если кто-то спал, он делал свой хвост длиннее, пропускал его через окно и, пощекотав им этого человека, тут же убегал. Так он игрался.

Однажды он со своими друзьями решил пойти за манго в большой манговый сад. Но вдруг пришёл хозяин мангового сада. Все друзья испугались, а Хануман, не растерявшись, тут же удлинил свой хвост и, обвязав хозяина, начал окунать его в пруд.

Каждый день на Ханумана жаловались. А когда Хануман подрос, родители отправили его гурукулу.

В писаниях указано:

крите йад дхйайато вишнум третайам йаджато макхаих
двапаре паричарйайам калау тад дхари-киртанат
2

В Сатья-югу юга-дхарма – это медитация, в Трета-югу – огненное жертвоприношение, в Двапара-югу – поклонение Божествам, а в Кали-югу – харинама-санкиртана. В Кали-югу также есть медитация, поклонение и огненное жертвоприношение, но для каждой Юги есть одно главное предписание. И в Кали-югу юга-дхарма – это харинама.

Хануман жил в Трета-югу, когда все совершали огненные жертвоприношения. И однажды он решил соорудить огромный костёр и принёс очень много дров. «Что тут происходит? – спросил, увидев этот костер, учитель. – Хануман, это твоих рук дело?» «Да, – сказал Хануман, – это сделал я!» – «Но зачем ты это сделал?» – «О, Гурудев, вы всегда делаете такой маленький огонь. И поэтому сегодня я решил соорудить костер побольше!» «Ты непослушный мальчик, негодяй! – разгневался на него учитель. – Каждый день ты совершаешь кучу глупостей и постоянно шалишь! Поэтому я проклинаю тебя. С этого дня ты забудешь о своей силе до конца своей жизни! Лишь только если кто-то напомнит тебе о ней ради блага всего мира, тогда эта сила к тебе вернётся». И с тех пор, всем на удивление, Хануман стал очень тихим и спокойным.

Но теперь Хануману, чтобы пересечь океан, нужна была его сила. И тогда его друзья напомнили Хануману о ней, и, воскликнув «Джай Шри Рам!», он вмиг перепрыгнул через океан. Сам Господь Рама не мог пересечь океан без моста, а Хануман просто воскликнул «Джай Шри Рам!» и пересёк его. Это слава святого имени.

В то время в Индии технологии были очень развиты. Даже сейчас вся современная наука не может понять, как Господь Рама построил мост. Несколько лет назад NASA сделали космический снимок моста до Шри Ланки. И они увидели, что по всей длине для поддержания моста не было ни одной колонны. Для моста Рамы не было использовано ни цемента, ни стали, ни других материалов. Как же они его сделали? До сих пор современные технологии, инженеры из Америки, Канады, Англии, Франции, Китая, не могут понять, как они его сделали. И это всё слава святого имени.

Приведу пример из Двапара-юги. В Двапара-югу явился Господь Кришна. И когда Кришна находился в Двараке, Он много общался с Пандавами и Драупади. Они были очень дороги и близки Кришне.

В древнее время было одно правило для кшатриев. Если один кшатрия бросает вызов в битве или в игре в кости другому кшатрию, тот должен принять этот вызов. А Махарадж Юдхиштхира и Дурьодхана – кшатрии. И поскольку Дурьодхана пригласил Юдхиштхиру на игру в кости, тот не мог отказаться.

В этой игре Юдхиштхира Махарадж проиграл всё и даже Драупади, которую затем хотели раздеть. И также в этой игре было условие, что проигравший должен отправиться в ссылку на 13 лет и 1 год инкогнито – во время этого последнего года нужно остаться ненайденным, иначе придётся снова отправляться в ссылку на 13 лет.

Итак, когда Пандавы находились в ссылке, однажды махариши Дурваса пришёл в царство Дурьодханы. И очень удовлетворенный его гостеприимством, Дурваса велел Дурьодхане просить любого благословения. «О, риши, я служил тебе ради твоего удовольствия, – ответил ему Дурьодхана. – Мне ничего не нужно». «Нет, ты должен попросить!» – сказал Дурваса. «Нет-нет», – отказывался он, лишь разжигая в Дурвасе решимость. И затем, под настойчивостью Дурвасы, Дурьодхана сказал: «Ну, хорошо. Я не хотел у вас ничего просить, но раз вы настаиваете… Если я не попрошу у вас ничего, я вас расстрою, а я этого не хочу. Мой двоюродный брат всё проиграл в азартной игре и сейчас живёт в лесу. Пожалуйста, побудьте их гостем, примите у них прасад и благословите их. Только обязательно придите к ним после трёх часов дня».

Почему Дурьодхан сказал после трёх часов дня? Потому что у Драупади есть один волшебный горшок, подаренный богом солнца. И прасадом, приготовленным в этом горшке, она может накормить миллионы людей. Однако после того как она поест сама, помоет его и перевернёт вверх дном, накормить она уже никого не сможет. И в следующий раз она может готовить только на следующий день. После того как Драупади предложит пищу, Юдхиштхира посылает своих братьев на четыре стороны света, и они созывают всех гостей. Накормив гостей, затем Пандавы едят сами, а после пищу принимает Драупади и моет горшок. К этому моменту уже наступает 3 часа дня. И, зная об этом, Дурьодхана велел Дурвасе прийти только после этого момента.

Итак, однажды Дурваса Риши пришел к Пандавам вместе с 60000 своих учеников. «Махарадж Юдхиштхира, как я удачлив встретиться с тобой! – сказал он. – Организуй для нас прасад, а мы пока примем омовение». «Хорошо, прабху», – ответил Юдхиштхира Махарадж. И тут же Пандавы принялись обсуждать, что же им делать. Это очень благоприятно – послужить такому гостю, как Дурваса. Служение гостям – самое лучшее. Это мой личный опыт.

Я вам расскажу маленькую историю. После Гаура-пурнимы в 1998 году Шрила Гурудев принимал омовение в Ганге, и вода попала ему в уши. Через несколько дней он полностью оглох и не мог ничего слышать. В то время мы уже прилетели в Лондон и там отправились к местным специалистам. Там есть огромное здание с докторами, и мы отправились туда. Женщина, работавшая там, послала нас к доктору. Она была уже старая и много лет работала в этой больнице.

Когда мы уже вышли от доктора, Шрила Гурудев захотел в туалет. И, пока он был в туалете, эта женщина стала спрашивать нас: «Откуда вы приехали?». «Мы из Индии, – ответил ей я. – Мы ваши гости. А служение гостям – самое лучшее во всём мире, на западе или востоке (шутка на английском, звучит как стих)». Ее порадовала эту шутка. А затем она спросила: «Какую сумму с вас потребовали?» Часть суммы мы уже заплатили, и оставалась еще часть. И когда я назвал ей сумму, она тут же возмутилась: «Ого! Так много! Подождите немножко, я сейчас с ними поговорю». Эта женщина начала требовать с девушки-секретарши, чтобы нам сократили сумму. Она была очень влиятельной, потому что очень много лет там служила. А когда она вернулась, то сказала: «Я очень извиняюсь. Я не могу вам вернуть деньги, которые вы уже заплатили, поскольку доктор уже ушёл. Зато остаток вам платить уже не нужно». А затем я спросил эту женщину: «Почему вы до сих пор здесь работаете?» «Лучше я буду работать, чем сидеть одной в своей комнате и гнить», – ответила она. Тем временем вернулся Шрила Гурудев. Эта женщина предложила ему поклоны и прикоснулась к его стопам, и Шрила Гурудев её благословил. Затем я сказал ему, что платить нам ничего больше не нужно, и позже он спросил меня: «Что ты сказал ей, отчего она снизила нам цену?» И тогда я рассказал ему эту шутку.

Таким же образом, махариши Дурваса – гость. И Юдхиштхира Махараджа стал спрашивать своих братьев: «Что же нам делать?» Тогда они решили позвать Кришну и лучше, если Его позовет Драупади. Ведь если Его позовет она, то Кришна вынужден будет прийти. Потому что Драупади однажды уже звала Его, чтобы Он её защитил, когда её пытались раздеть. И Кришна Сам немедленно явился на ней в форме бесконечного сари.

И, таким образом, Драупади снова позвала Его. И когда Кришна появился, Он тут же воскликнул: «Я очень голоден! Накорми Меня!» «Прабху, – сказала Драупади, – Зачем Ты подкидываешь нам проблем? Мы сейчас в опасности. Мне нужно накормить других, а Ты просишь, чтобы я накормила Тебя?» «Драупади, Я не желаю ничего слышать! – сказал Кришна. – Немедленно накорми Меня! Принеси Мне свой горшок». И когда она его принесла, благодаря Йогамайе в нем оказался маленький кусочек шпината. И тогда, съев его и запив водой, Кришна удовлетворенно сказал: «Ну вот, теперь Я сыт». А если Кришна наполнил Свой желудок, то и желудки всех будут наполнены. И в тот же момент Дурваса Риши вдруг сказал своим ученикам: «О, мои дорогие ученики, у меня такое чувство, будто бы я объелся. Мой желудок полный!» «О, Гурудев, мы чувствуем то же самое, – ответили ему ученики. – Что же нам делать? Махарадж Юдхиштхира наверняка уже приготовил много прасада».

«Что у тебя за проблема? Зачем ты Меня звала?» – спросил затем Кришна Драупади. «Прабху, к нам пришел Дурваса Риши, олицетворённый гнев! – ответила она. – И нам нужно накормить его и всех его 60000 учеников». И тогда Кришна сказал: «Бхима, иди, отправляйся за своими гостями. Но только положи дубинку себе на плечо. А как придешь, скажи, помахивая ею и покручивая свои усы: «О, ришипад, прасад готов! Махарадж Юдхиштхира всех вас ждет, поторопитесь!»»

Итак, стоило столько Дурвасе Риши со своими учениками услышать грозный голос Бхимы и увидеть, как он идет, размахивая своей дубинкой и подкручивая свои усы, тут же в их умах пронеслась мысль, что сама олицетворенная смерть пришла за ними. И, благодаря своей мистической силе, кто-то из них скрылся в воде, а кто-то взлетел в воздух, и в миг перед Бхимой не осталось ни души.

«Где же твои гости?» – спросил Кришна Бхиму, когда тот вернулся один. «Прабху, они все разбежались», – смеясь, ответил ему Бхима. Почему это произошло? Это всё слава святого имени.

  1. «Шримад-Бхагаватам», 12.3.52
  2. «Шримад-Бхагаватам», 12.3.52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.