Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа, а также Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и всем его спутникам, всей нашей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави и преданным, собравшимся здесь, вдохновляющим меня рассказывать харикатху.
Сегодня экадаши. А конкретно этот день называется Мокшада-экадаши. И также сегодня Гита-джаянти. В этот особенный день «Гита» проявилась в этом мире. Вьясадев – шакти-авеша-аватара. Шакти-веша-автарой называют того, кого Бхагаван вдохновляет Своей энергией. Вьясадева Бхагаван вдохновил энергией Своей бхакти. И поэтому он – шакти-авеша-аватара бхакти.
Вьясадев разделил Веды (сначала Веда была одна, а он разделил её на четыре); составил Пураны, 1088 или 1188 (в разных местах указано по-разному) Упанишад; проявил «Веданта-сутру» и пятую Веду, «Махабхарату». В «Махабхарате» есть часть под названием «Шантипарвы». «Гита» включает в себя «Шантипарву». «Шанти» означает «мир», «спокойствие». Во всей «Махабхарате» описывается только битва, и лишь в одном месте рассказано, как получить мир и спокойствие.
Почему «Гита» называется «Гитой»? «Гайантам трайате йасмад» – тот, кто поёт или рассказывает эту «Гиту», будет освобождён из этого мира. Поэтому она называется «Гита», «песнь».
Итак, «Гита» состоит из 700 шлок. Как много слушателей «Гиты»? Первым был Арджуна. Второй – это тот, кто получил божественное видение, Санджая. И третий – это тот, кому Санджая все это рассказывал – Дхритараштра. Дхритараштра был слеп и попросил Вьясадеву дать божественное видение Санджае. Потому что у Дхритараштры было заветное желание увидеть битву Махабхараты, как они там борются. Сначала Вьясадев хотел дать божественное видение Дхритараштре. Но Дхритараштра сказал ему: «Я никогда в жизни никого не видел, и я не знаю, как выглядят мои племянники. Я знаю имена, голоса, но я не распознаю их по лицам. Лучше дай божественное видение моему колесничему Санджае. Он сможет распознать, кто есть кто». «Да будет так», – ответил Вьясадева и дал Санджае божественное видение. И от Санджаи Дхритараштра слушал обо всем, что происходит на поле битвы.
Из всех шлок как много произнёс Арджуна? Как много Кришна? И как много произнесли остальные?
Первая шлока была произнесена Дхритараштрой. Он произнёс только одну шлоку:
дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах
мамаках пандаваш чаива ким акурвата санджайа
Дхритараштра спрашивает Санджаю: «Дхарма-кшетре куру-кшетре – О, Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием сражаться друг с другом, сошлись на святой земле Курукшетры?»
Почему это место называется «дхарма-кшетра»? В древнее время в династии Панду был король Куру. И по его имени всех стали называть кауравами. Он был очень влиятельным, но, будучи королём, он взял плуг и сам начал вспахивать землю. Увидев это, Индра подумал: «Боже мой! Наверно он хочет занять мое положение!» Если кто-то в этом мире совершает что-то великое, Индра начинает беспокоиться. И, спустившись к этому царю, Индра начал уговаривать его: «О, король, перестань вспахивать эту землю!» Но король и не думал его слушать.
Несколько раз Индра пытался отговорить его, и в итоге он сказал царю: «Прекрати пахать эту землю, а взамен я дам тебе любое благословение!» «Что за благословение ты хочешь мне дать? Кто ты? Явись в своей собственной форме», – сказал ему царь. И тогда Индра предстал перед ним как король райских планет, с короной и со всеми одеяниями. «Я король райских планет, Индра, – сказал он. – Проси любое благословение, только прекрати пахать!» И тогда Махарадж Куру сказал: «Хорошо, у меня есть одно небольшое желание – пусть тот, кто умрёт на этой земле, немедленно отправится на райские планеты». «Да будет так!» – сказал Индра. И поэтому это место называется дхарма-кшетрой.
«Самавета йуйутсавах – что они там делают?» Они собрались, чтобы сражаться, и должны сражаться. Но у Дхритараштры закрались сомнения, и, чтобы развеять их, он и спрашивает Санджаю, что они там делают. «Мамаках» значит «мои сыновья». Почему он не говорит сначала о Пандавах? Потому что его сыновья принадлежат ему, и у него больше привязанности к ним.
Итак, Дхритараштру одолевали сомнения, поскольку он думал, что, возможно, придя на эту святую землю, будучи очень религиозными личностями, Пандавы откажутся сражаться. Ведь они все братья, как они будут друг с другом сражаться? И, возможно, Пандавы подумают: «Лучше нам отправиться в лес и жить на подаяния». С другой стороны, Кауравы также могли подумать: «Юдхиштхира – наш брат. Зачем нам с ним сражаться? Лучше мы оставим эту битву». Эти две дилеммы пришли на ум Дхритараштре, и поэтому он и задал этот вопрос Санджае.
После этого шлоки произносят Арджуна и Кришна. Из всех 700 шлок Кришна произнёс 574 шлоки, Дхритараштра произнёс только одну, Арджуна – 85, а Санджая – 40. Арджуна говорит:
сенайор убхайор мадхйе ратхам стхапайа ме ‘чйута
йавад этан нирикше ‘хам йоддху-каман авастхитан
каир майа саха йоддхавйам асмин рана-самудйаме2
«О, Ачьюта! Выведи мою колесницу на середину поля и поставь между двумя армиями, чтобы я мог видеть всех, кто пришёл сразиться в этой великой битве».
Почему он захотел встать посреди? Потому что, будучи на середине поля, можно увидеть обе стороны. И, оказавшись посреди поля и увидев своего дедушку, он подумал: «О! Когда я был маленьким, я играл на его коленях. Как я должен сражаться против него?» «А это мой учитель боевых искусств, Дроначарья, – сказал он, взглянув на него, – как я могу бороться против него?» «Тут и Крипачарья, мой дикша-гуру, и дядя, и многие другие, – продолжал он. – Как я могу против них биться? Я не буду сражаться! Лучше я стану попрошайкой и так буду поддерживать свою жизнь». «Кришна, Ты вдохновляешь меня сражаться, – обращается к нему Арджуна, – но они же все мои гуру. Что же я получу, убив своих гуру?» «Нет, ты должен это сделать», – говорит ему Кришна.
Наш комментатор, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, говорит: «О, Кришна! Убивал ли Ты когда-либо Своих гуру? Если нет, то как же Ты можешь вдохновлять других это сделать? Сначала нужно практиковать самому. И если ты практикуешь сам, тогда можешь велеть это другим. И только в этом случае люди будут следовать твоим словам. О, Кришна! Если Ты никогда не боролся против Своих гуру и не убивал их, как же Ты можешь велеть это мне?»
Затем Кришна рассказал Арджуне о душе и теле. Арджуна находился в глубоком беспокойстве, и Кришна избавил его от волнений, показав Свою вселенскую форму. А затем Арджуна взял четыре стрелы и две из них он пустил к лотосным стопам дедушки Бхишмы и Дроначарьи, а две другие пустил мимо их ушей, коснувшись их оперением стрелы. И тогда они благословили его на победу.
Почему Арджуна так поступил? Пустив стрелы к их стопам, тем самым Арджуна предложил им поклоны. Если мы хотим быть успешными в чём-то, сначала нам нужно предложить поклоны нашей гуру-варге. И таким образом Арджуна предложил поклоны дедушке Бхишме и Дроначарье, поскольку оба они его гуру. Предлагая поклоны, ученик предаётся гуру, и тогда благословения приходят автоматически.
А почему он пустил стрелу так, чтобы она коснулась их ушей? Тем самым Арджуна сказал им: «Хорошо, если вы хотите сражаться со мной и бросаете мне вызов, я принимаю его». И это было начало битвы.
Когда с начала битвы уже прошло три дня, Дурьодхана сказал Бхишме: «О, дедушка, ты действительно хочешь, чтобы Пандавы победили? Тогда иди на их сторону! Прошло уже несколько дней – а от битвы нет никакого результата». Но Бхишма ответил ему: «Дурьодхана, не сомневайся во мне. Арджуна – необычная личность. Арджуну очень сложно победить. Если бы не было Арджуны и Кришны, я бы сразил противника в один миг. Но невозможно победить тех, на чьей стороне Кришна и Арджуна».
Еще до того, как началась Махабхарата, Дурьодхана ходил к Гандхари и к Кунти просить у них благословение. Но обе матери не желали благословлять его на победу, потому что Юдхиштхира был сыном Кунти. И дедушка Бхишма сказал ему: «Хорошо, кое-что я могу для тебя сделать. Сегодня, после того как битва закончится, когда я буду совершать свою пуджу и погружусь в медитацию, приходи ко мне со своей женой, и я дам ей благословение, чтобы её муж, то есть ты, Дурьодхана, стал победителем».
В древнее время было такое правило: после восхода солнца, когда уже все были готовы, обе воюющие стороны дули в раковины, и начиналась битва. И таким же образом после захода солнца звуками раковин возвещали о ее конце. Ночью битвы не было, и все ходили друг к другу в гости по домам и общались так, как будто ничего не происходило.
Итак, Дурьодхана, обратившись к Бханумати, сказал: «О, моя дорогая жена, сегодня дедушка Бхишма даст тебе благословение. Отправься к нему, когда он будет совершать поклонение». Но как только битва закончилась, начался такой сильный ливень, что сложно было выйти на улицу. И в это время Кришна сказал Драупади: «Драупади, пойдём со Мной». Пандавы были очень счастливы, что Кришна забрал Драупади. И когда они приехал к дедушке Бхишме, Кришна велел Драупади войти в его шатер. Дедушка Бхишма находился в глубокой медитации. А тело Драупади было покрыто так, что дедушка Бхишма даже не мог видеть ее лица. «Ничего не говори ему, – велел ей Кришна. – И только когда он даст тебе благословение, ты можешь засмеяться».
Итак, полностью покрытая, она вошла к дедушке Бхишме. И, выйдя из транса, дед Бхишма сказал ей: «Пусть твой муж будет победителем. Никто не сможет сразить его на поле боя». А в следующий миг, услышав смех Драупади, дедушка Бхишма в удивлении воскликнул: «Драупади, это ты? Я думал, что придёт Бханумати». «Да, дедушка, это я», – ответила ему Драупади, предложив ему поклоны и прикоснувшись к его стопам. «Возможно, кто-то тебя сюда привез в эту страшную грозу?» – предположил он. «Да», – сказала Драупади. «Где же Он?» – спросил Бхишма. Она указала ему на улицу, и Дедушка Бхишма улыбнулся – там стоял Кришна. «Да, тому, кого хочет защитить Кришна, никто не причинит никакого вреда, – сказал дед Бхишма. – Ты единственный защитник. И Ты организовал все так, чтобы вместо Бханумати появилась Драупади».
А сам Дурьодхана этим вечером велел Бханумати остаться дома. «Сегодня такой сильный дождь, – сказал он ей. – Не нужно никуда идти. Можешь пойти завтра». Он и не подозревал, что Кришна тем временем привёл к деду Бхишме Драупади.
А на следующий день, придя к Бхишме, Дурьодхана сказал ему: «Ну вот, как ты и велел, я пришёл со своей женой». Однако Бхишма ответил ему: «Я не маг. У меня нет магической палочки. Назначенный момент уже прошел. В тот момент была определённая мухурта, и лишь тогда я мог дать это благословение». Там, где Кришна, – там дхарма. Там, где дхарма, – там всегда победа. Потому так и произошло.
У «Гиты» есть четыре вида знания: сокровенное знание, более сокровенное знание, самое сокровенное знание и самое-самое сокровенное знание. Что это за самое сокровенное знание? Это:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
А самое-самое сокровенное знание – это:
ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси сатйам те пратиджане прийо ‘си ме
Кришна говорит Арджуне: «Ман-мана бхава мад-бхакто – отдай мне свой ум». «Как я могу отдать Тебе свой ум? – говорит Арджуна. – Если я отдам Тебе свой ум, тогда у меня больше не будет его, и Дурьодхана, Карна и Бхишма придут и убьют меня. Я не могу отдать Тебе свой ум». «Манмана бхава мад-бхакто – тогда стань Моим преданным», – говорит Кришна. «Преданным? Как это возможно на поле сражения? – отвечает Арджуна. – Преданный – это шравана, киртана, смарана, вандана, пада-севана. Нужно слушать хари-катху. Где же тут вайшнавы? Нужно совершать киртан, оставить лук и стрелы, взять мридангу, караталы, медитировать, поклоняться и молиться. Если я всё это буду делать, то тогда Дурьодхана, Бхишма и Дроначарья воспользуются этим шансом, и со мной будет покончено. Это невозможно, чтобы я стал преданным». «Тогда поклоняйся Мне – мад-йаджи», – говорит Кришна. «Как я могу поклоняться? – отвечает ему Арджуна. – Для этого мне нужны благовония, гхи, все параферналии и сандаловая паста. Где я сейчас всё это достану? Я должен буду сфокусироваться на том, чтобы всё это достать, и тогда я проиграю эту битву». «Ну, тогда предложи Мне свои поклоны», – сказал Кришна. «Это не проблема», – ответил Ему Арджуна.
В писаниях указано, что, даже если кто-то совершит десять ашвамедха-ягий, до сих пор он будет принимать рождения в этом мире. А ашвамедха-ягья – это очень сложное жертвоприношение, возможное лишь для больших императоров, как Господь Рама и Юдхиштхира Махарадж. А тот, кто предлагает поклоны Кришне, больше не приходит в этот в материальный мир.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «Что такое «ман-мана бхава мад-бхакто»? Почему это самое-самое сокровенное знание? Потому что здесь находится настроение Враджа. Во всей «Гите» есть настроение Вриндавана». Там, где заканчивается «Гита», начинается «Шримад-Бхагаватам». «Гита» – это дверь, чтобы войти в бхакти. А «Бхагаватам» – это самое высшее бхакти.
Там, где заканчивается «Гита», начинается «Шримад-Бхагаватам».
«Ман-мана бхава» значит полностью погрузиться умом в какой-то объект.
Однажды одна девушка вышла замуж и ушла жить в дом мужа очень близко ко Враджу. И она слышала об играх Кришны, и у неё было заветное желание – встретиться однажды с Кришной. Во Врадже есть такой обычай – когда Кришна отправляется пасти коров, то люди бьют в барабаны и кричат: «Внимание! Внимание! Все враджаваси, внимание! Кришна, Нанда-нандана, идёт пасти коров!»
Когда Кришна идёт пасти коров, сначала идёт Баладев Прабху, Мандалибхадра и Субхадра, потому что они очень крепкие и очень здоровые. А затем идут коровы, телята и друзья. И Кришна идёт последним. А по пути обратно Кришна идёт первым. Почему такое правило? Потому что Баладев, Мандалибхадра и Субхадра очень сильные, и если придёт какая-то опасность, то они защитят Кришну. По пути обратно Кришна идёт первым, и если опасность придёт с расстояния, тогда Баладев защитит Его. Мама даёт наставление Баладеву: «О, Баладев, всегда заботься о Своём младшем брате. Он думает, что очень смелый, но у Него не так уж и много силы. Он всё время ищет какие-то приключения». Мама Яшода даёт очень замечательное наставление Баладеву Прабху. И Баладев Прабху всегда идёт по пути туда впереди, а по пути обратно сзади.
Итак, когда в очередной раз объявили о том, что Кришна идёт, жители Враджа скорее поспешили увидеть это. Некоторые замужние женщины вышли из своих домов, некоторые смотрели из окон, кто-то смотрел с крыш. И эта новобрачная девушка также захотела посмотреть на Него, но свекровь сказала ей: «Не выходи, а то тебя укусит змея! И яд никогда не выйдет из тебя!» Но она не слушалась и все равно пыталась выйти посмотреть на Кришну. «Я же говорю тебе, не ходи туда, – начала ругать ее свекровь. – Почему ты меня не слушаешь? Тебя, что, родители не учили уважать старших?» «Ну, хорошо, – сказала она, – чёрная змея укусит меня, но разве она не укусит вашу дочь? И будучи взрослой женщиной, почему вы тоже идете смотреть? Разве змея не укусит вас и вашу дочь? Нет, я должна пойти».
Что произошло дальше? Новобрачная девушка подошла к порогу и стала наблюдать за всем в приоткрытую дверь. А Кришна всеведущий. И тогда Он скрутил хвост телёнку, чтобы тот подбежал ближе к ее дому, и метнулся за ним вдогонку. Подбежав к этой девушке, Он прикоснулся флейтой к её подбородку и тут же убежал. Вся Его группа уже ушла, оставив за собой клубы пыли, а девушка так и осталась стоять у двери. «Я же говорила тебе, что чёрная змея тебя укусит, – сказала ей свекровь. – Теперь ты отравлена».
«Ну что ж, – сказала свекровь, уводя ее в дом, – надо привести тебя в чувства. Садись, взбивай йогурт». Гопи взяла горшок и палку, но как только она начала взбивать, из горшка стал доноситься очень странный звук. И тогда, заглянув в горшок, свекровь увидела, что вместо йогурта она взбивает горчичные зёрна. «Ну, ладно, что с тобой делать? Пойди, сходи за водой», – сказала ей свекровь и, дав ей горшки, верёвку и маленького сына своей дочери, отправила ее к колодцу. Но когда она пришла к колодцу, то, вместо того чтобы обвязать веревкой горшок, повязала ее на шею ребёнку и чуть не бросила его в колодец. «Эй! Что ты делаешь?» – закричали женщины, увидев это. «Возможно, в нее вселился дух!» – начали они перешептываться между собой «Нет, это не дух, – сказала одна гопи. – Это сын Нанды Махараджа отравил её». И это и есть настроение Враджа – ман-мана, самое сокровенное знание.