Сегодня день явления Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа. У нашего возлюбленного Парам-Гурудева три выдающихся ученика: Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж. Шрила Гурудев присоединился к матху в 1946 году, Шрила Тривикрама Госвами Махарадж – в 1942, а Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж – в 1930 году. У них троих была друг с другом очень тесная связь.
По моей удаче, когда я присоединился к матху в 1979 году, с первого дня я служил Шриле Гурудеву. Очень редко кто-то приходит служить гуру, а я по беспричинной милости служил очень долго. Я служил с 1979 года до последнего его вздоха. Многие преданные в Индии, в России и других странах, спрашивали меня: «Во время Гурудева и после его ухода мы видели в Гаудия-матхе и в других местах, что личный севак служил один, максимум два года. Почему же ваш гурудев хранил вас рядом с собой более 30 лет?» И я им отвечал: «Это не моя слава – это слава моего Шрилы Гурудева. Это его беспричинная милость».
Наш возлюбленный Парам-Гурудев установил матх в Матхуре в 1954 году. Раньше не было столько дорог во Вриндаван. И Парам-Гурудев выбрал тот перекрёсток, откуда ведет дорога до Вриндавана. Там останавливаются многие поезда, и многие вайшнавы вынуждены были останавливаться в Матхуре. Так мы могли получать их даршан и кормить их прасадом. И поэтому Парам-Гурудев решил построить храм в Матхуре.
В своё время Шрила Гурудев был первым во всём Гаудия-матхе, кто говорил на хинди. До него никто на хинди не говорил. И он стал объектом милости всех гаудия-вайшнавов. Все его очень любили.
Однажды Парам-Гурудев решил сделать Шрилу Гурудева главным в храме Матхуры. И Шрила Гурудев сказал: «О Гуру Махарадж, вы хотите отделить себя от меня?» «Нет, – сказал он. – Только ты говоришь на хинди, а в Матхуре нужен хинди-говорящий». «Хорошо, Гурудев, приказывайте, – ответил Шрила Гурудев. – Я буду следовать любым вашим указаниям, потому что вы сказали, что гуру-сева – позвоночник бхаджана. Но у меня есть одна просьба. Пожалуйста, приезжайте в Матхуру и оставайтесь здесь хотя бы на месяц». «Хорошо, под этим предлогом я буду сюда приезжать», – ответил Парам-Гурудев. И так он регулярно приезжал туда и оставался там на 1-2 месяца.
После того как наш Парам-Гурудев ушёл из мира, мой Гуру Махарадж, Шрила Вамана Госвами Махарадж, стал ачарьей Гаудия Веданта Самити. И Шрила Гурудев сказал моему Гуру Махараджу: «Махарадж, теперь вы ачарья от лица Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. И вы должны следовать этой традиции – приезжать в храм Матхуры хотя бы раз в год». Мой Гуру Махарадж счастливо улыбался. Но он приезжал не каждый год, так как ему нужно было уезжать на проповедь в разные места. А приезжая, он всегда привозил с собой то, что не было доступно в Матхуре, как, например, большие банановые листья.
Однажды мой Гуру Махарадж (Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж) и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж приехали в одно время. Скоро им нужно было возвращаться обратно, а то время был только один поезд. И Шрила Гурудев велел мне забронировать билеты для них и двоих севаков. Тогда не было компьютеров, и поэтому я пошёл на станцию, взял билеты и отдал Шриле Гурудеву, а он отдал Гуру Махараджу и Шриле Бхактиведанте Тривикраме Госвами Махараджу. Утром они приняли прасад, и все, расстроенные, провожали их в дорогу. Но вдруг спустя два часа они вернулись обратно, и Гуру Махарадж, позвав меня, сказал: «Навин! Билеты, которые ты купил, на месяц позже!» «Как это возможно!?» – не понимал я. «Ну, что случилось, то случилось, – сказал он. – Пойдём в мою комнату, спрячешься под кроватью. А не то Шрила Нараяна Махарадж побьёт тебя».
Кто был в храме Матхуры, знает, что там посередине есть металлические прутья, с одной стороны от которых комната моего Шрилы Гурудева, а с другой стороны комната Гуру Махараджа. И Пуджьяпад Тривикрама Махарадж, который был очень крупным, вытащил стул из комнаты моего Гуру Махараджа и сел в него. Через какое-то время Шрила Гурудев узнал о случившемся и стал меня звать. А мой Гуру Махарадж сказал: «Молчи и ничего не отвечай».
«Где Навин?» – спрашивал Шрила Гурудев у брахмачари. «Под кроватью его гуру-махараджа», – сказали они. И когда Шрила Гурудев подошёл к комнате, где я прятался, Тривикрама Махарадж встал и, заслонив ему проход, сказал: «Хочешь побить моего сына? Ты же полицейский, давай-ка сразимся с тобой! Если ты меня победишь, тогда сможешь пробраться к Навину. Давай, давай!» Мой Гуру Махарадж смеялся. А Пуджьяпад Тривикрама Махарадж всё говорил: «Ну давай! Посмотрим, какой ты полицейский!» И в итоге Шрила Гурудев вернулся к себе в комнату.
Если вы совершите какую-то ошибку, а потом попросите прощения у гурудева, не важно, как он был зол, он тут же остынет. И чуть позже я пришёл, предложил поклоны Шриле Гурудеву и сказал: «Гурудев, это моя ошибка! Завтра я пойду и поменяю билеты». И Шрила Гурудев сразу простил меня.
Может возникнуть вопрос: почему эта идея – посадить меня под кровать – пришла к моему Гуру Махараджу?
Когда Шрила Гурудев присоединился к матху в декабре 1947 года, поначалу он был в белой одежде. Наш Девананда Гаудия Матх стоял на главной дороге, и местные торговцы проходили около него со своими овощами. Поэтому матхаваси брали у них, чтобы не ходить на рынок – так они экономили своё время.
В то время также был один преданный – Нарахари Брахмачари. Он был матерью Гаудия-матха, потому что он заботился обо всех брахмачари, как мать. Однажды он вышел купить овощей у фермера. А у этого торговца была бамбуковая палка. И пока Нарахари прабху выбирал лучшие овощи, торговец случайно задел его своей палкой. А Шрила Гурудев стоял неподалеку и, увидев это, очень разозлился. Взяв из матха бамбуковую палочку, он подошел и ударил этого торговца так, что палочка разломилась пополам. И, закричав от боли, торговец схватил свои овощи и убежал.
«О, Нараяна прабху, что ты сделал? – спросил Нарахари прабху. – Сейчас придут фермеры и побьют тебя». «А почему он побил тебя?» – сердился Шрила Гурудев. «Нет, он не бил – он лишь случайно задел меня», – ответил Нарахари прабху. «Что же теперь делать?» – задумался Шрила Гурудев. «Ты выполнишь то, что я скажу?» – спросил его Нарахари прабху. «Да, ты же мать Гаудияматха, я последую твоему приказу», – ответил Шрила Гурудев.
В то время в Девананда Матхе было только две комнаты: одна комната – для Божеств, а другая – для Парам-Гурудева. У Парам-Гурудева была высокая кровать, под которой складывали вещи. И Нарахари прабху сказал: «Отправляйся и спрячься под кроватью. И до тех пор, пока я тебя не позову, не отвечай».
Итак, вскоре пришли фермеры с палками, чтобы побить Шрилу Гурудева, и стали спрашивать потерпевшего: «Кто тебя побил? Вот этот? Или этот?». «Нет! – отвечал он. – Тот парень был в белой одежде, а здесь все в шафране». Затем они увидели Парам-Гурудева и предложили поклоны. Тогда Парам-Гурудева звали Винод Бабу, и он был очень известен. И он сказал этим фермерам: «Смотрите: все мы в шафрановой одежде. Мы много лет здесь живем. Разве мы причиняли какие-то беспокойства? Мы когда-нибудь кого-либо били? Как вы могли подумать, что матхаваси могли кого-то побить? Здесь нет никого, кто бы мог побить вас». И тогда фермеры разгневались и стали ругать того торговца: «Чего ты жалуешься на Гаудия-матх? Видишь, здесь нет никого в белой одежде». И когда они ушли, Нарахари прабху пришёл к Шриле Гурудеву и сказал: «Ну всё, теперь ты можешь выходить». Эта идея пришла в голову Гуру Махараджу именно благодаря этой истории.
Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж рассказывал нам о том, как он пришёл в Гаудия-матх. Сначала он не верил в вайшнавов. Но дом его сестры был рядом с Маяпуром, и когда он приходил к ней в гости, он видел Йога-питх, место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху. Так он неосознанно совершал парикраму. А даже если вы неосознанно совершите парикраму вокруг Вишнумандира, это очень могущественно. Я не знаю, как это произошло, но в конце концов он присоединился к Гаудия-матху.
У Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа и Шрилы Гурудева была очень сильная, тесная связь. Наш Парам-Гурудев давал лекции от одной деревни к другой и собирал рис для парикрамы. Они проповедовали, используя проектор, с помощью которого показывали фотографии Шрилы Прабхупады, Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа и другие. Тогда не было электричества, и для работы проектора использовали керосиновую лампу. Так показывали слайды. Парам-Гурудев давал лекцию, Пуджьяпад Тривикрама Махарадж заботился о технической стороне, а Шрила Гурудев был ответственный за экран – занавеску, на которую они проектировали. Но однажды Шрила Гурудев забыл её в предыдущей деревне, а через полчаса уже надо было давать лекцию.
«Где же эта занавеска для слайдов? – думал Шрила Гурудев. – Похоже, я забыл ее. А скоро Гурудев будет давать лекцию!» Тогда Шрила Гурудев побежал обратно, но Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж увидел его и крикнул: «Куда ты бежишь?» «За занавеской!» – ответил ему Шрила Гурудев. «Не волнуйся! Я все устрою! – ответил он. – Сходишь за ней завтра утром».
Тем временем шёл киртан, и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж зашёл в комнату к Парам-Гурудеву и сказал: «Гурудев, вам не нужно сегодня давать лекцию». «Почему нет? Столько много жителей пришло», – спросил Парам-Гурудев. «Мы тут всё организуем. Скоро пойдёт дождь, и мы не хотим задерживать их. А завтра вы можете дать лекцию», – ответил он. И Парам-Гурудев согласился.
На самом деле, ничего не предвещало дождь. И что же произошло? Через какое-то время действительно пошёл дождь. Смотрите: что вайшнав сказал, то Бхагаван и организовал. И так деревенские жители вошли внутрь, приняли прасад и ушли. А на следующий день занавеска уже была возвращена.
Парам-Гурудев думал, что мой Гуру Махарадж и Шрила Гурудев не так уж и экспертны в технических делах, а вот Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж очень экспертен. Он всё мог сделать своими руками и мог брать ответственность. И он всё время говорил: «Если вы взяли на себя ответственность, то вы должны выполнить это!» Он был очень ответственным. «А эти молодые парни ничего не знают», – думал Парам-Гурудев о моем Гуру Махарадже и Шриле Гурудеве. Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж был на 3-4 года старше моего Гуру Махараджа. А мой Гуру Махарадж, Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, был старше Шрилы Нараяны Махараджа на 34 дня. Шрила Гурудев родился в 1921 году в феврале, а мой Гуру Махарадж – в декабре 1920 года, но в соответствии с Индийскими подсчётами они родились в один год. Мы не следуем западному календарю – мы следуем индийскому.
У меня к вам вопрос. Скоро столетие со дня явления Шрилы Гурудева. Оно будет в 2019-20 или 2020-21 году? Если мы будем праздновать с 19 на 20-ый год, то ему не будет ещё сто лет. Столетие будет с 20 на 21 год. Кто-то говорит, что с 19 на 20-ый, но в Навадвипе мы обсудим это.
Итак, когда Парам-Гурудев хотел дать всем троим санньясу, они отказались от этой идеи. Ученики Шрилы Прабхупады были очень квалифицированы, но Парам-Гурудев хотел дать санньясу им троим, чтобы начать проповедовать через них. Но все они отказались, не считая себя квалифицированными. А у моего Гуру Махараджа был дядюшка, которого звали Бхакти Кушала Нарасимха Махарадж – он был учеником Шрилы Прабхупады. И тогда он подозвал Шрилу Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа и сказал: «Ты сам будешь судить, квалифицирован ты или нет, или гурудев будет судить? Ты следуешь своему гурудеву или собственному уму? Он велит тебе принять санньясу, почему же ты отвергаешь это? Вы трое сказали, что не квалифицированы, но он лучше знает, квалифицирован ты или нет. Почему ты сам себя судишь? Если ты не примешь отречение, разве твой гурудев будет счастлив? Ты оставил свою работу полицейским и пришёл сюда, чтобы удовлетворить себя или гуру?» «Чтобы удовлетворить гуру», – ответил Шрила Гурудев. «Тогда прими санньясу», – сказал ему он. И тогда Шрила Гурудев согласился. Затем дядюшка позвал моего Гуру Махараджа и сказал: «Вамана Махарадж, смотри, Шрила Нараяна будет принимать санньясу. А ты будешь принимать или нет? Ты присоединился в таком юном возрасте, ты всё знаешь. Почему ты отвергаешь санньясу?» «Ну хорошо, я тоже приму», – ответил Гуру Махарадж. А затем он позвал и Шрилу Бхактиведанту Тривикраму Госвами Махараджа и сказал ему то же самое.
А после Шрила Гурудев сказал Парам-Гурудеву: «Гуру Махарадж, простите меня, я отвергал санньясу, думая, что не квалифицирован. Если вы будете счастливы, дав мне санньясу, я приму ее. Я сделаю всё, что вы захотите». И так все втроем они пришли к Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу и приняли санньясу. Саджан-севак Брахмачари стал Шрилой Бхактиведантой Ваманой Госвами Махараджем, Радханатх прабху стал Шрилой Бхактиведантой Тривикрамой Госвами Махараджем и Гаура Нараяна прабху стал Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем.
Имя Шрилы Гурудева от рождения было Шриман Нараяна, после того как он присоединился к матху, он стал Шри Гаура Нараяна, а после того как он принял санньясу, он стал Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем. Всё время у него сохранялось имя Нараяна. И когда он ушёл, в соответствии с вайшнавским календарём, это был месяц Нараяны. И он вошёл в нитья-лилу.
Между ними троими была тесная дружба. У Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа никогда не было учеников, и он считал учеников Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа своими. Когда Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж вошел в нитья-лилу, мой Гуру Махарадж думал: «Ученики всегда прославляют своего гурудева, следуют дням его ухода и явления. Но у Тривикрамы Махараджа не было учеников, и никто не будет следовать его дням ухода и явления. Я должен что-то сделать». И поэтому мой Гуру Махарадж, Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, вошёл в нитья-лилу в те же титхи в месяц Картика, что и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж, только в другой год. Он подумал: «Когда бы мои ученики ни прославляли меня, они будут вынуждены прославлять Тривикраму Махараджа». А когда Шрила Гурудев являл лилы болезни в Картику, мы подумали, что и он так же уйдёт в эти титхи, как и его духовные братья. Всю ночь мы пели киртан, воспевали мантру и молились Нрисимхе. И ничего не случилось. Шрила Гурудев оставил этот мир позже. Никто не сказал ему перед уходом, что на следующий день будет днем явления нашего Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, но он выбрал эти титхи и вошёл в нитья-лилу в день его явления.
Когда Шрила Гурудев присоединился к матху, он был полицейским офицером и время от времени писал письма Парам-Гурудеву. Шрила Гурудев не знал бенгали, а Парам-Гурудев не знал хинди, поэтому они общались между собой на английском. И время от времени Парам-Гурудев упоминал Саджана-севака Брахмачари (Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж) и Радханатха даса (Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж). Шрила Гурудев никогда никого из них не видел, а знал только их имена. И когда Шрила Гурудев приехал в Навадвипу, он никого об этом не уведомлял.
Он приехал туда напрямую со своего полицейского участка с одним покрывалом и одним кувшином. Там было темно, поскольку тогда там еще не было электричества. И Шрила Гурудев думал: «Что же делать? Сейчас полночь. Куда мне пойти? Может, мне здесь провести ночь? А завтра я буду искать, где находится Девананда Гаудия Матх. Вот только я не знаю бенгали, а бенгальцы не знают хинди. Как же мне с ними общаться?» И вдруг он услышал чей-то голос: «Тивариджи! Тивариджи!»
Фамилия Шрилы Гурудева – Тивари. Есть четыре веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа». Того, кто экспертен в этих четырех ведах, зовут чатурведи-брахманами. Тех, кто экспертен в трёх ведах, зовут триведи или тивари. А тех, кто экспертен в двух ведах, называют диведи.
Услышав свое имя, Шрила Гурудев спросил: «Кто меня зовёт? Я Нараяна Тивари!» «Мое имя Саджан-севак Брахмачари», – ответил ему этот человек. И тогда Шрила Гурудев тут же понял, кто он, а затем они предложили друг другу поклоны.
«Но я не писал никаких писем, – сказал затем Шрила Гурудев. – Откуда вы узнали, что я здесь?» «Шриман Махапрабху пришёл во сне моему Гуру Махараджу и сказал: «Сегодня ночью приедет твой севак. Ты должен всё организовать и привести его сюда». И, таким образом, он велел мне отправиться встретить вас».
Мой Гуру Махарадж привёл Шрилу Гурудева с железнодорожной станции. И когда Шрила Гурудев хотел уйти в нитья-лилу, Гуру Махарадж сказал ему: «Чало (пойдём), Винода-манджари (Парам-Гурудев) зовёт тебя для служения Божественной Чете». И так он выбрал для своего ухода день явления Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа.