Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, и всей рупануга—гуру-варге. А также я предлагаю свои поклоны всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь, и приветствую гостей, присутствующих сегодня.
Раньше не было таких часов, как сейчас. Тогда их каждый день нужно было заводить. И наш Парам-Гурудев говорил: «Для тех, кто практикует духовную жизнь, нужно трижды в год заводить свои часы: на Навадвипа-дхама-парикраме; во время Джаганнатха-ратха-ятры в Джаганнатха Пури дхаме; и третий раз – на Враджа-мандала-парикраме во Вриндавана-дхаме. И тогда духовная жизнь будет все время увеличиваться». Но у многих людей нет много времени. Поэтому Шрила Гурудев дал один совет: «Приезжайте хотя бы во время Навадвипа-парикрамы, во время дня явления Шримана Махапрабху, и во время Картики. А если кто-то не может два раза, хотя бы один раз – сколько можете».
Во время Враджа-мандала-парикрамы Шрила Гурудев, мой Гуру Махарадж, Шрила Прабхупад, и Шрила Бхактивинода Тхакур обычно давали лекции о «Дамодараштаке». И сейчас я тоже начну «Дамодараштаку».
Вначале мы должны узнать, кто такой Дамодара и кто составил эту аштаку.
Есть Яшода-Дамодар – Дамодар мамы Яшоды, и есть Радха-Дамодар – Дамодар Шримати Радхи Тхакурани. Как Дамодар стал Яшода-Дамодаром?
Имя Кришны – Дамодар. «Дама» значит «связывать» или «веревка». «Удара» значит «живот». Того, чей живот связан веревкой, зовут Дамодар. Это Господь Кришна, Верховная Личность Бога, и Шри Чайтанья Махапрабху также. Кроме Кришны и Шримана Махапрабху есть также много инкарнаций, таких как Матсья, Курма – инкарнации в форме рыбы и черепахи – и много других инкарнаций: Господь Рама, Господь Нрисимха и т.д. Все они называются аватары, и все они называются Бхагаван.
Но Кришна – Сваям Бхагаван, Верховная Личность Бога. И, будучи Верховной Личностью Бога, Он был связан мамой Яшодой. До этого никто не смог связать никакую инкарнацию Господа. Это исключительный случай. Будучи Верховной Личностью Бога, Он был связан матерью. Никто не мог связать Матсья-аватару, Нрисимху, Гауру, Раму, Буддхи, Калки, Вараху, Парашураму, а Кришна гораздо более могущественный, чем все эти инкарнации. Кришна самый сильный из всех, но Он был связан. Почему? Этот вопрос мы обсудим позже.
Также есть Радха-Дамодар. Шримати Радха Тхакурани очень дорога и близка Кришне. В «Веданта-сутре» указано: «Шакти шактиматор абхедах – нет разницы между носителем энергии и энергией». Господь Кришна – всеведущий, а Радхика – Его энергия. И все, чего бы Кришна ни захотел, только Ему стоит это пожелать, как Радхика исполняет Его желание.
У Радхики есть сакхи и подруги четырех видов: сва-пакша, випакша, татастха и сухрит-пакша.
«Сва» значит «Ее собственная», «пакша» – «группа». Это группа Шримати Радхики под руководством Лалиты, Вишакхи, Читры, Чампакалаты, Тунгавидьи, Индулекхи, Рангадеви и Судеви.
Випакша – это группа против Радхики. Кто это? Двоюродная сестра Шримати Радхики Чандравали и ее сакхи, как Падма и другие.
Татастха – это нейтральная группа под руководством Шайбьи. А сухрит – дружественная группа под руководством Шьямалы.
Я не хочу слишком углубляться. Я хочу просто, чтобы вы немного знали об этом и в будущем могли прогрессировать в сознании Кришны. Вы должны это знать.
Итак, Шри Кришна всегда говорит всем гопи: «О, поверь Мне, Я люблю тебя больше, чем кого-либо». И Он говорит это каждой отдельно, так, чтобы ни у кого не было никаких сомнений.
Итак, Кришна ходит от одной гопи к другой. Несмотря на то, что у Кришны столько много любви к Радхике, все же Он ходит налево и направо.
Однажды Радхика и Кришна сидели рядом друг с другом, и Лалита с Вишакхой, переглянувшись, связали питамбару Кришны и одежду Радхики вместе и начали напевать свадебную песню. «Почему Лалита, Вишакха и все Мои подруги поют свадебную песню?» – удивилась Радхика. И когда Она поняла, что они над Ней шутят, то захотела убежать, однако, поскольку Их с Кришной одежды были связаны, Она не смогла этого сделать. Поэтому Кришна зовется Радха-Дамодар.
Тот, кто был связан с Радхикой – это Радха-Дамодар, а тот, кто был связан мамой Яшодой, – Яшода-Дамодар.
В этой аштаке говорится:
намамишварам сач-чид-ананда-рупам
ласат-кундалам гокуле бхраджаманам
йашода-бхийолукхалад дхаваманам
парамриштам атйантато друтйа гопйа
«Намамишварам – я предлагаю поклоны Ишваре, Богу».
Как произносится «Бог» по буквам на английском? G-O-D. G – generator – тот, кто создает этот мир. O – operator – тот, кто поддерживает, питает этот мир. D – destroyer – тот, кто разрушает этот мир. Итак, Бог – это тот, кто создает этот мир, поддерживает его и разрушает. И на санскрите Он зовется Ишвара.
«Намамишварам – я предлагаю поклоны Богу». Прежде всего здесь Сатьяврата Муни предлагает поклоны. Шрила Санатана Госвамипад и наша гуру-варга говорят: «Если вы хотите быть успешны в чем-либо, вы должны уважать своих старших».
Старшие – это наши учителя. А на санскрите – гуру или ачарья. Это одно и то же. Если вы хотите быть успешным в чем-то, нужно находиться под руководством.
«О, мне не нужно никакое руководство! – может подумать кто-то. – Я могу все сделать сам. Не нужно мне никого уважать. Мне не нужно идти к какому-то гурудеву! Я могу пойти к Гугл-деву и спросить все у него».
В настоящее время такая традиция – все предаются больше Гугл-деву, чем гурудеву. У нас нет большой веры в гурудева, но есть большая вера в Гугл-дева. Но если всему можно научиться у Гугл-дева, почему в мире столько много колледжей и всего остального? Если бы это было так, все они были бы не нужны. Нам обязательно нужен учитель.
И вначале, прежде чем что-то сделать, нужно предложить поклоны своим старшим. Чтобы прояснить этот момент я приведу пример, который давал Шрила Гурудев.
Во время битвы Махабхараты, когда она только начиналась, Арджуна сказал Кришне: «Сенайор убхайор мадхйе – о Ачьюта, пожалуйста, выведи мою колесницу на середину между двумя армиями. Я хочу увидеть, против кого я буду сражаться». И когда он увидел Бхишму Питамаху и Дроначарью, он взял несколько стрел одновременно и выстрелил. Две из них упали к стопам Бхишмы и Дроначарьи, а две другие пролетели мимо их левого уха. И тогда оба сказали: «Будь же ты победителем!»
Почему же две стрелы Арджуна пустил к их стопам, а две другие мимо их ушей? Сначала этими стрелами он предложил им поклоны. А пустив стрелы рядом с их ушами, Арджуна хотел показать дедушке Бхишме и арчьяра-гуру Дроначарье: «Вы обучили меня всему, что я знаю, и если вы хотите бросить мне вызов, я принимаю его и готов бороться».
Когда мы предлагаем поклоны своим старшим, старшие вынуждены нас благословить. И поэтому Бхишма и Дроначарья благословили Арджуну на победу.
Таким же образом Сатьяврата Муни вначале предлагает поклоны Бхагавану. Он хочет быть успешным в том, что собирается написать.
Я сказал, что Ишвара – это Бог, тот, кто создает, поддерживает и разрушает этот мир. И также у него есть имя Кешава. Слово «Кешава», согласно санскритской грамматике, состоит из слогов «ка», «иша» и «ва». Ка – это Брахма, тот, кто создал эту вселенную. Иша – это Шива, тот, кто разрушает этот мир. И «ва» значит «тот, кто контролирует». Таким образом, Кешава – это тот, кто контролирует Брахму и Шиву.
Итак, в стихе говорится «намамишварам сач-чид-ананда-рупам – я предлагаю поклоны Богу, обладающему формой сат-чит-ананды».
Сат – это существование, чье Божество – Баладев Прабху или Нитьянанда Прабху. Без сат нет никакого существования в этом мире. В любом атоме в этом мире существует энергия Баладевы Прабху.
Чит – это знание, и его олицетворенное Божество – Сам Кришна.
И ананда – блаженство – это Шримати Радха Тхакурани.
«Сач-чид-ананда-рупам ласат-кундалам». Мама Яшода украшает Кришну сережками. И когда Он бежит, сережки целуют Его щеки – ласат-кундалам. «Гокуле бхраджаманам – Он живет в Гокуле». «Йашода-бхийолукхалад дхаваманам – в страхе Он убегает от мамы Яшоды».
Когда Он совершает Свои шалости, Он очень счастлив и полон радости. Но в следующий момент Он думает: «О, если Моя мама придет, она заругает Меня». И тогда Кришна очень пугается от мысли, что мама Его отшлепает. От страха перед мамой Яшодой Он убегает. И что же происходит дальше? Мама Яшода бежит быстрее, чем Кришна, и хватает Его.
У Кришны есть любовь и привязанность к каждой душе, особенно к Своим преданным. Почему Кришна совершает столько много игр? Кришна говорит собственными лотосными устами: «Я совершаю Свои игры, чтобы развлечь Своих преданных».
Шрила Гурудев приводил пример: «Большие министры, президенты, бизнесмены – они как львы в своем офисе. Но когда они приходят домой, то находятся под каблуком жены». Почему? Потому что они контролируют их любовью и привязанностью. Жены контролируют мужей таким образом.
У Кришны много любви и привязанности к Своим преданным. Но если преданные любят Кришну больше, тогда Он находится под их контролем.
Кришна любит маму Яшоду, но мама Яшода любит Кришну гораздо больше. И благодаря этой любви она схватила Кришну и связала.
Может возникнуть вопрос: почему Кришна бежит, испугавшись маму?
Кришна, будучи Верховной Личностью Бога, каждый день повсюду ворует масло. Почему люди воруют? Две причины есть: если кто-то испытывает недостаток в чем-то, тогда он может воровать, а противном случае человек ворует просто по своей природе.
У Кришны нет недостатка в чем-либо. Он – Верховная Личность Бога, Ему принадлежит все. Почему же Кришна ворует? По Своей природе. Под предлогом воровства масла Он ворует умы и сердца всех преданных. Преданные говорят: «О Кришна! Что же мы можем Тебе дать? Мы слышали, Твой ум был украден враджа-гопи. Ты безумный. А у нас есть только наш грязный ум. Только это мы можем отдать Тебе. У Тебя же нет Своего ума, поэтому я даю Тебе свой грязный ум, который Ты сможешь очистить».
Один преданный составил стих:
врадже прасиддхам наванита-чаурам
гопангананам ча дукула-чаурам
анека-джанмарджита-папа-чаурам
чаураграганйам пурушам намами2
Кришна известен во Врадже, как воришка масла. Что это значит? Макханчор.
Если бы кто-то обвинил Мадхаву Махараджа в воровстве, то Шрила Гурудев сказал бы: «Я не хочу видеть лицо этого человека до конца своей жизни». Но когда Кришну называют воришкой, Кришна становится очень счастлив от этого.
Также Он ворует дукул враджа-гопи, верхнюю одежду. Но у слова «дукул» есть еще одно значение: «Ду» значит «два», а «кул» – «династия». Когда Кришна играет на флейте во время танца раса, он созывает гопи из домов родителей и из домов родителей мужа – таким образом, Он привлекает их из двух династий, дукул.
А также «анека-джанмарджита-папа-чаурам – Кришна ворует греховные реакции».
«Чаураграганйам пурушам намами – Я предлагаю поклоны величайшему вору из воров». И когда Его так называют, Кришна очень счастлив.
Как Кришна ворует греховные реакции? На лотосных стопах Кришны очень много благоприятных знаков. На правой стопе под большим пальцем – чакра (диск), под средним пальцем – лотос, под этим лотосом – флаг, под маленьким пальцем – палочка погонщика слона, ниже – молния, посередине – урдхва-рекха, под диском – зонтик, на пятке – восьмиугольник, по четырем сторонам этого восьмиугольника – свастика (свастика – очень благоприятный знак), а по сторонам свастики – плоды джамбу. На левой стопе под большим пальцем – раковина, затем под средним пальцем – небо, под раковиной – лук, ниже – коровье копытце, ниже – треугольник, по сторонам – кувшины, ниже – полумесяц, и еще ниже – рыба.
Все эти благоприятные знаки имеют важность. Если вы отправитесь к Гугл-деву, вы можете найти это. Я только объясню «анека-джанмарджита-папа-чаурам» – как Кришна ворует греховные реакции своих преданных.
Из всех живых существ люди – наивысшие. И все мы вынуждены совершать какие-то грехи. Но кто-то может сказать: «Нет, мы преданные. Мы не едим мясо, рыбу, яйца и остальное. Мы не совершаем оскорблений». Но не знаю, как вы, а я осознанно совершаю греховные реакции.
На самом деле мы все вынуждены совершать грехи. В «Гите» указано: «Никто не может существовать без кармы». Мы сидим, мы смотрим, мы слушаем, дышим, едим, ходим, спим – все это карма. Когда мы совершаем всю эту деятельность для нашего собственного чувственного удовлетворения, это называется карма. Но когда мы совершаем те же самые действия для удовлетворения Хари, гуру и вайшнавов, это называется сева.
Вы можете сказать: «Ну хорошо, я не буду есть, не буду спать, не буду смотреть, не буду слушать, не буду сидеть и не буду совершать никакую карму». Но дышите вы или нет? А когда мы дышим, каждый день мы убиваем миллионы бактерий. Когда мы немного заболеваем, внутри у нас размножаются бактерии. Мы принимаем лекарства, и эти лекарства убивают бактерии – так мы совершаем греховные действия.
Но если мы каждый день памятуем молнию на лотосных стопах Кришны, тогда Он разрушит наши греховные реакции. И мы должны это делать. У нас нет другого выбора.
Итак, почему Кришна бежит? Кришна, будучи Верховной Личностью Бога, каждый день ворует повсюду масло. И маме Яшоде приходит очень много жалоб. Когда Кришна с мамой Яшодой, Он очень невинный, и кажется, как будто Он ничего не может сделать Сам. И когда мама дает Ему банан, Он даже не знает, как его открыть. И мама Яшода думает: «Почему же каждый день на Него жалуются? Ну хорошо, может быть, кто-то иногда врет, но каждый ведь не может врать. Когда мой дорогой малыш со мной, Он такой невинный. Как же мой ребенок может ходить и воровать здесь и там?»
Но Кришна очень умный, и никто не может поймать Его за руку.
«Ну, хорошо. Если мой малыш ходит к тебе, – говорит мама Яшода гопи, – ты можешь просто Его накормить. А если нужно, то можешь взять из моего дома и накормить Его». «Яшода, ты не знаешь, – отвечают ей гопи. – Если ты скажешь Ему: «Кана, заходи и поешь что-нибудь», Он тут же отвечает: «Ты что думаешь, Я сын какого-то бедняка и пришел сюда есть? Забудь об этом! У моей мамы 9 лакхов коров. Я сын самых богатых личностей в мире! Что ты можешь Мне дать?». А когда у Кришны есть возможность, Он немедленно ворует и убегает. И никто не может поймать Его за руку. Что же нам делать?»
А если у кого-то нет хорошего масла, то что делает Кришна? Он щипает маленьких детей в этом доме, когда нет их родителей, и убегает.
Однажды одна гопи подумала: «Кришна приходит сюда каждый день. И ладно бы Он ел, так Он еще и горшки разбивает. Ну хорошо. Так или иначе, я должна поймать Его за руку, потому что Яшода никогда не верит, что Он ворует».
Итак, что она сделала? Она подвесила маленький колокольчик к горшку с маслом.
Подобно тому, как у нас сейчас есть сигнализация на машине, и если кто-то ударит ее, тогда сигнализация скажет нам, что кто-то прикоснулся к машине, таким же образом эта гопи повесила колокольчик к горшку с маслом, чтобы услышать, когда Кришна придет.
И когда Кришна пришел и захотел взять это масло, тут же начал звонить колокольчик. «О боже мой! – подумал Кришна. – Они хотят Меня поймать?!» Но Кришна не хотел уходить, потому что от масла шел необыкновенный запах. Тогда Кришна снова попытался взять масло, и снова колокольчик зазвонил. «Эй, колокольчик, не звони! Не беспокой Меня!» – сказал ему Кришна.
Во Врадже все живое, и все благоприятствует играм Кришны.
«Стой, глупец! – ругал Кришна колокольчик. – Я же сказал тебе, молчи! Слушай Меня, а в противном случае ты отправишься в ад! Когда Я ворую масло, ты не должен издавать никакого звука». «Прабху, но Ты сам написал это правило в Ведах: когда Тебе предлагают пищу, нужно звонить в колокольчик. Что же мне делать? Ты Сам хочешь теперь нарушить это правило?»
Кришна всеми усилиями пытался успокоить колокольчик, но все было безуспешно, и в итоге Ему ничего не оставалось, как убежать оттуда.
Однажды, в другой раз, когда Кришна пришел воровать масло, одна из гопи спряталась. И когда Кришна засунул Свою руку в горшок масла, она выскочила и крикнула: «Эй, Кана! Что это Ты делаешь?!» «О, – сказал Кришна, – Я ничего не делаю». «Но почему Твоя рука в горшке с маслом?» – спросила гопи. «О, Я потерял одного из Своих телят», – ответил Кришна. «Ты потерял Своего теленка? – спросила гопи. – И что, Ты думаешь, что Твой теленок прыгнул в мой горшок с маслом?» «Может быть, – ответил Кришна. – Во Врадже обезьяны и телята такие непоседливые».
Если вы отправитесь во Вриндаван, то сами увидите это. Если у вас есть очки, вы даже не заметите, как обезьяна украдет их у вас. Раньше они возвращали вещи, если дать им банан, но сейчас они хотят «Фрутти».
Вы знаете, что такое «Фрутти»? Это пакетированный фруктовый сок. Они очень любят эти фруктовые соки. Они даже знают, как сделать там дырочку. Они видели это и могут имитировать. Обычно он стоит 20 рупий, но если продавец увидит, что вы покупаете его для обезьяны, то продаст вам за 40. А обезьяна к тому же может затем отдать очки другой обезьяне, и так вместо 20 или 40 рупий вы платите 60 или даже больше.
Итак, Кришна говорит: «Во Врадже телята и обезьяны очень непоседливые. Я хочу поймать Своего теленка, а он Меня лягает, и Я никак не могу это сделать». А про Себя Кришна думает: «Как же Мне убежать? Тут рядом уже 4 гопи, и они Меня поймают». И тогда Он вдруг закричал: «О! Смотрите, смотрите! Мой теленок здесь!» В тот же миг он достал Своего игрушечного теленка и, пока гопи не успели опомниться, убежал. Это был подарок от Нанды Бабы.
Однажды Шрила Гурудев давал лекцию в Москве. В это время я готовил. А на алтаре было несколько телят с Радхой и Кришной. И когда Шрила Гурудев рассказывал эту историю, я показал этого теленка с алтаря, и все очень смеялись. И Шрила Гурудев сказал мне: «Сохрани этого теленка. Будешь показывать, когда я буду рассказывать эту историю».
Итак, Кришна совершает очень много шаловливых игр. И из-за этого Он в страхе бежит от мамы Яшоды.
Продолжение будет завтра.