Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, а также всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.
Последние 4 дня я рассказывал причины, по которым Господь Рама явился в этот мир. Тому есть много причин. Но сейчас я расскажу несколько из них.
Как считают на севере Индии, Господь Рама явился в этот мир, чтобы оказать благое дело для Каушальи. Это говорится в «Рамачаритаманасе».
Какова особенность характера Господа Рамы? Почему Он пришел? Чтобы установить этикет. Будучи Бхагаваном, Он показал на Своем примере, как вести себя в отношениях с другими. Как вести себя царю с подданными, сыну – с матерью и отцом. Он показал должные отношения между братьями, между мужем и женой – всему Он дал пример.
Во времена Господа Рамы было такое понятие, как лакшмана-рекха, то есть это линия, которую можно было очертить, и никто не мог перейти ее и навредить вам. А еще есть сита-рекха – линия, которую прочертила Сита. Однажды Господь Рама приказал Лакшману взять Ситу и отвезти Ее в лес. Сита оказалась в абсолютно неизвестной местности. Она не знала куда и как идти. А Лакшман горько плакал. Он считал Ситу подобной свей матери, и, не оставляя Ее, он следовал за Ней. Но Сита-деви сказала ему: «Нет. Ты должен возвращаться!» «Без Тебя я больше не вернусь в Айодхью до конца жизни», – ответил Ей Лакшман. И тогда Сита-деви подняла палочку и провела на земле линию, сказав: «Лакшман, однажды ты провел черту для Меня, но Я пересекла эту линию и попала в опасность. И теперь Я начертила для тебя эту линию, которую тебе не следует пресекать. Иначе опасность настигнет и тебя». Есть разные случаи, описанные в «Рамаяне».
Весь мир ненавидит Кайкею. Но на самом деле она совсем не такая. Итак, почему же Господь Рама отправился в ссылку?
Когда Рама был маленьким, Кайкея всегда брала Его в свой дворец, где был Дашаратха, Каушалья, Сумитра и другие. И однажды во дворце не было никого, кроме них двоих. И тогда Рама подошел к Кайкее, сел на ее колени и сказал: «Мама, можно Я попрошу тебя кое о чем?» «Да, конечно, – ответила ему Кайкея. – Я готова даже жизнь за Тебя отдать». «Мама, отдать жизнь очень легко, – сказал ей Рама. – А после того, что Я собираюсь попросить у тебя, очень сложно будет жить дальше». «Проси меня, о чем только пожелаешь», – уверенно сказала Кайкея. И тогда Рама сказал: «Мама, ты знаешь, что Я Господь? Я пришел, чтобы уничтожить демонов. Мне нужно снять ношу с матери Земли. А демоны не придут в Айодхью сами. Мне нужно будет идти туда, где они живут, ходить по лесам. Поэтому Я должен буду уйти».
Теперь вопрос: почему Кайкея попросила, чтобы Раму отправили в ссылку именно на 14 лет? Я задавал этот вопрос полтора года назад, но преданные так и не смогли ответить на него.
Существует много причин. Одна из них такова, что было такое благословение, данное Меганатху, что его может убить только тот, кто не спал, не ел, не пил и не видел лица женщин в течение 14 лет. Меганатх – это старший сын Раваны. И если бы Рама не отправился в ссылку, то как бы Лакшман смог убить его?
Но главная причина другая. Все творение вышло из ума. Вы знаете, что Нарада Риши и четверо Кумаров явились из ума Брахмаджи. А то, что мы сейчас видим – это биологическое творение. Вначале Брахмаджи создал Ману и Сатьярупу. И от них началось биологическое творение.
Итак, Ману написал «Ману-самхиту» или «Ману-смрити». И мне во время учебы в институте нужно было прочитать «Ману-самхиту». И там было упоминание, что если кто-то будет далеко от своей собственности в течение 12 лет, то у него не остается больше права на владение этой собственностью. И после 12 лет если за 2 года он не заявит о своем праве на собственность в суд, не начнет юридический процесс, то он теряет право на обжалование.
И Кайкея спрашивает Господа Раму: «Если Ты уйдешь на 14 лет, что же будет с Твоим царством? У Тебя же не будет права вернуться». И это правило было в ходу в Индии. Потому что об этом было написано в «Ману-самхите». И не только в Индии. Очень много стран создали свои законы на основании «Ману-самхиты».
Шрила Гурудев, Шрила Нараяна Махарадж, говорил, что отец гораздо сильнее любит дочь, а мать гораздо сильнее любит сына. Например, мама Яшода гораздо больше любит Кришну, чем кто либо еще. С другой стороны, Вришабхану Махарадж любит Радхику гораздо больше, чем Киртидамайя. Но в случае с Дашаратхой Махараджем это исключение. Он очень сильно любил Раму, гораздо сильнее, чем любая из цариц. И когда Господь Рама отправился в ссылку, горе от разлуки с сыном было так велико, что Дашаратха Махарадж оставил тело от этой боли. Но ни Каушалья, ни Сумитра, ни Кайкея – ни одна из них не оставила этот мир.
Еще до явления четырех братьев в этот мир у Дашаратхи Махараджа была одна дочь, Шанта. И один друг Дашаратхи, Ромапад, однажды сказал ему: «У меня нет детей, пожалуйста, пожертвуй мне свою дочь». И тогда Дашаратха Махарадж согласился и отдал дочь своему другу. После этого у него не было детей, и тогда Шанта отправилась к Шринге Риши, и этот риши пришел в Айодхью, чтобы провести ягью, результатом которой стало рождение четырех братьев.
Когда Господь Рама ушел в ссылку, Бхараты не было в Айодхье – он был в доме дяди по матери. И когда он приехал и узнал новости, то решил: «Мы должны поехать и вернуть Раму в Айодхью! Он душа Айодхьи!» И так Бхарата отправился со всей своей армией, матерями и подданными к Нему. И также с ними отправился и гуру Васиштха. И чтобы разрешить эту ситуацию – оставаться ли Раме в ссылке или вернуться обратно – все обратились к нему. И тогда Васиштха Риши сказал: «Если посмотреть с точки зрения Рамы, то Он прав на 100%. Но и точка зрения Бхараты также верна. Я в замешательстве. Я не понимаю, что делать».
В это время пришли новости, что подъезжает Махарадж Джанака, отец Ситы. Ради его приезда собрание отложили на день, и на следующий день все собрались вновь. И тогда Джанака сказал: «Я кланяюсь своему гуру, Шиведжи, и произнесу мысль, которую он донес до меня. Он сказал, что в данном случае Бхарата прав. Но, Бхарата, ты должен подойти к Раме. Если ты любишь кого-то, ты должен понимать его сердце, что ему нужно. Ты должен подойти и узнать, что Ему хочется». И тогда Бхарата подошёл к Раме и спросил: «Мой старший брат, чего Ты желаешь?» «Бхарата, ты абсолютно прав, а Я нет, – сказал ему Господь Рама. – Но Я хочу, чтобы имя моего отца не было обесчещено. По желанию своего отца Я отправился в ссылку. А теперь Я забираю у тебя царство и делаю тебя Своим управляющим. Пожалуйста, правь от моего имени Айодхьей. Но ты не должен считать себя ее владельцем».
Любовь Бхараты подобна тихому океану, она нерушима. С другой стороны, ништха (вера) Рамы в Своего отца подобна горе Эверест. Эверест может утонуть в Тихом океане, но она не сдвинется ни на дюйм. Таким же образом Бхарата победил, но Рама тоже не отступал от Своих позиций. И, таким образом, Бхарата вернулся назад в царство с деревянной сандалией Господа Рамы.
Другой главный персонаж – это Хануманджи. Этот мир не шелохнется, если не будет на то воли Господа Рамы. А Он не сделает ни шага без Ханумана.
Что произошло, когда украли Ситу? Господь Рама стал вместо God – dog.
Как расшифровывается слово «God»?
G – «generator» – тот, кто сотворяет этот мир.
O – «operator» – тот, кто поддерживает этот мир.
D – destroyer – тот, кто уничтожает этот мир, разрушитель вселенной.
Рама, будучи Богом, не смог попасть на Ланку, потому что не мог Сам построить мост. Но Хануман воскликнул «Джай Шри Рам!» и перепрыгнул на тот остров.
Что говорить о последних технологиях в нашей эпохе – даже NASA с помощью технологий смогло увидеть в том месте целый мост под поверхностью воды. Никакого бетона, цемента, никакой стали. Как они соорудили этот мост? Весь мир – не только ученые – никто не может понять, как они могли построить этот мост, не обладая подобными технологиями в те времена.
Хануман, произнеся имя Рамы, вмиг пересек все расстояние до Ланки. А вот Раме пришлось строить мост.
Когда Лакшман упал без чувств, в лагере Господа Рамы был младший брат Раваны. И его тут же начали спрашивать: «Вибхишана, что нам делать? Лакшмана сразило очень опасное оружие». «Если вы сможете что-то сделать до следующего восхода солнца, он останется жив, а если солнце взойдёт, то его уже ничего не спасет», – ответил им он. «А есть ли какое-то лекарство?» – спросили они его. «Да, – ответил Вибхишана. – Лекарство существует, но достать его почти невозможно». «Скажите мне, что это за лекарство», – тут же вмешался Хануман. В словаре Ханумана нет слова «невозможно». «По беспричинной милости Господа Рамы я могу сделать невозможное возможным», – уверенно заявил он. И тогда Вибхишана ответил: «Только одна личность знает это лекарство – доктор царя Раваны, Сушен. Он на Ланке. Только он может помочь».
Итак, когда Хануман прилетел на Ланку, Сушен готовил в этот момент какое-то лекарство. Все боялись Ханумана, потому что, когда он впервые пришел сюда, то сжег всю Ланку. И когда он вернулся, Сушен подумал про себя: «Бог ты мой! Опять эта обезьяна! Что происходит?» «Пойдем, – сказал ему Хануман. – Я пришел забрать тебя». И тут же он выдернул его дом из земли и полетел с ним к лагерю Рамы.
Когда они приземлились, Господь Рама тут же подошел к доктору и сказал: «Мой брат находится в тяжелом состоянии. Помоги ему!» «Но я доктор твоего врага, – ответил Ему Сушен. – Как Ты можешь мне доверять?» «У доктора нет врагов, – сказал господь Рама. – Все для него пациенты. Я вручаю Моего брата вам, а вы сами можете решить, что делать. Хотите вернуть ему жизнь – верните. Хотите убить – убейте. Я вам полностью доверяю». И тогда доктор воскликнул: «Нужно срочно отправиться на Гималаи. Там есть одна гора, на которой растут 4 вида трав. Но эти травы нужно принести до исхода ночи». Господь Рама знал, что Хануман отправится искать эти травы, и сделал Своей мистической силой так, чтобы все эти 4 вида травы светились ночью. Но один враг предвидел, что Хануман прилетит на эту гору и сделал так, чтобы на ней светились все травы. И, увидев, что всё на этой горе светится, Хануман просто взял и выдрал всю гору и принес ее к Господу Раме.
В другой раз Рама и Лакшман были связаны змеей-веревкой – оружием, которое выпустил в них Равана. Никто не знал, что делать. Но тут же Хануман отправился к Гаруде на Вайкунтху и привел его на Землю. И стоило только Гаруде появиться – все змеи тут же расползлись. Посмотрите, каков Хануман.
Когда Хануман прибыл на Ланку, он первым делом расправился с Акшаем Кумаром. В их лагере был очень могущественный Ангада, но однажды в детстве в гурукуле учитель проклял его за то, что он обижал Акшая Кумара. Теперь стоит только Акшаю Кумару ударить его, как Ангада тут же умрет. И поэтому все в лагере Господа Рамы понимали, что если убить Акшая Кумара, то можно завладеть Ланкой очень легко. И Хануман тут же отправился туда и прежде всего убил именно его. А после, покидая Ланку, он сжег ее дотла.
На следующее утро Равана, Меганатх, главнокомандующий армией и другие высокопоставленные лица страны пошли оценивать ущерб, который был нанесен Ланке этой обезьяной. И они увидели, что лишь один дом Вибхишаны не пострадал. И тогда Меганатх спросил: «Отец, почему его дом не сгорел?»
Дело в том, что, когда Хануман в крошечной форме летал по Ланке в поисках Ситы, вдруг он услышал, как кто-то воспевает: «Рама, Рама, Рама». И тогда он спустился к этому человеку и спросил: «Кто ты? Почему в этой демонической стране ты повторяешь имя Господа Рамы?» «Я Вибхишана, младший брат Раваны, – ответил он. – А ты кто? Прими свой подлинный облик!» И тогда Хануман принял свой первоначальный облик и сказал: «Я слуга Рамы и прибыл сюда, чтобы найти Ситу. Помоги мне. Где Она?» «Равана держит Ее в ашоковом саду. Там ты Её и найдешь, – ответил ему Вибхишана. – Но будь осторожен: это место охраняется свирепыми демоницами!»
Итак, увидев, что дом Вибхишаны не сгорел, Меганатх с отцом вошли внутрь. И, оглядевшись, Меганатх воскликнул: «Отец! Посмотри, что твой брат, которого ты так сильно любишь, написал на стене: «РА» и «МА»! Он пишет имя твоего врага!» Но, не растерявшись, Вибхишана тут же ответил: «О, мой племянничек, ты совсем ничего не понимаешь. Если бы я хотел написать имя Господа Рамы, то я бы так и написал – «РАМА». А здесь с одной стороны написано «РА», а с другой «МА». Почему? Потому что я подданный царя и нахожусь под его защитой и руководством. А сейчас царь Ланки – Равана, и поэтому здесь написано «РА». А через некоторое время ты станешь царем, и я буду уже под твоим руководством, и поэтому здесь также написано «МА»». И, удовлетворенные таким ответом, Равана с Меганатхом больше не испытывали сомнений.
Итак, что произошло дальше? Меганатху было дано благословение, что только тот, кто не ел, не пил, не спал и не видел лица женщины 14 лет, может его убить. Тем временем уже прошло 14 лет, и Лакшман, благодаря помощи Ханумана, сразил Меганатха. На следующий день был убит Равана, а на следующий – Вибхишана стал царем. Таким образом, прошло уже 3 дня. Но когда Рама вернулся, Бхарата все еще был жив (Бхарата сказал Раме, что, если Он не придет ровно через 14 лет, то Бхарата оставит свое тело). Как это понять? В наше время, если кто-то хочет стать жителем Америки и получить вид на жительство, им нужно находиться там 181 день в году. Если они проведут там столько времени, тогда они могут подать на гражданство. То есть нужно находиться в Америке больше, чем полгода. А если кто-то получит полугодовую визу, он может провести там только 3 месяца безвыездно, но не больше. Это считается как 90 дней. А 12 месяцев – 360 дней. И 14 лет Рамы прошло по такому расчету. Принимая год как 360 дней, Лакшман смог убить Меганатха.
А с другой стороны, для Бхараты год принимался как 365 дней и 6 часов. И таким образом по одному расчету 14 лет уже прошло, а по другому расчету – нет. И кода по расчету со стороны Бхараты прошло уже 14 лет, только тогда Господь Рама вернулся к нему, не став торопить события.
Очень многое можно найти в «Рамаяне». В Читракуте есть большой колодец, куда каждый день приходит много паломников. И если с каждой из 4-х сторон этого колодца набирать воду, то вода будет давать 4 разных вкуса. Если вы туда попадёте с веревкой и ведром, можно напиться этой воды и убедиться самим. Даже атеисты могут пойти попробовать эту воду и понять, что Господь существует, существовал и будет существовать в будущем.
Во всем Гаудия-матхе Шрила Гурудев был самым главным рассказчиком «Рамаяны». И Шрила Гурудев очень милостиво держал меня при себе более 30 лет. Поэтому по его беспричинной милости я узнал так много. Шрила Гурудев работал полицейским офицером, когда Индия была под управлением англичан. Еще до независимости Индии Шрила Гурудев пришел в Гаудия-матх. И здесь сидит преданный, у которого есть в продаже книги с биографией Шрилы Гурудева. Вы можете подойти к нему и купить их.