Навадвипа-мандала-парикрама

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: С завтрашнего дня у нас начинается Навадвипа-мандала-парикрама. И прежде всего мы отправимся в Антардвип-Маяпур, место явления Шри Кришны Чайтаньи. Шри Кришна и Шри Чайтанья Махапрабху – это одна и та же личность. Как и Навадвипа и Врадж – это одно и то же место.   

Врадж разделен Ямуной на западный берег и восточный. На восточном находятся 5 лесов Баладевы: Бхадраван, Билваван, Лаухаван, Бхандираван и Махаван. А на западной стороне находятся еще 7 лесов: Мадхуван, Талаван, Кумудаван, Бахулаван, Камьяван, Кхадираван и Вриндаван. Точно так же и Навадвипа-дхаму Ганга делит на 2 части: западную и восточную. Острова Антардвипа, Симантадвипа, Годрумадвипа и Шри Мадхьядвипа расположены к востоку от Ганги, тогда как Коладвипа, Ритудвипа, Джахнудвипа, Модарумадвипа и Рудрадвипа к западу.    

Хотя Навадвипа-дхама – это и есть Враджа-дхама, тем не менее, у нее есть своя особенность. Во Врадже течет только Ямуна. Здесь же вместе с Гангой течет очень много святых рек: Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада, Синдху, Кавери, Тамрапарни, Паясвини, Критамала, Бхима, Гомати, Дришадвати и другие священные реки.  

После того как Шри Чайтанья Махапрабху получил санньясу в Катве, Он отправился во Вриндаван. Но поскольку Его вел Нитьянанда прабху, Он обманул Шри Чайтанью Махапрабху Своей любовью и привел в Шантипур к Адвайте Ачарье. В этот момент Шриман Махапрабху в блаженстве принимал омовение в Ганге, думая, что принимает омовение в Ямуне. Он радовался и возносил соответствующие молитвы, но вдруг увидел, как к Нему в лодке подплывает Адвайта Ачарья. «Адвайта Ачарья, как ты здесь оказался, во Вриндаване?» – спросил Он. «Вриндаван всегда находится там, где Вы», – ответил Ему он. Тогда Шриман Махапрабху начал внимательно осматривать природу вокруг и понял: «Это не Вриндаван. Во Вриндаване растут тамал, кадамба, пилу, а здесь я вижу кокосовые пальмы и другие деревья, которые растут в Шантипуре, где живет Адвайта Ачарья».  

Адвайта Ачарья сначала жил в Шантипуре. А когда родился Шри Чайтанья Махапрабху, он пришел к Нему и подарил разные пеленки и всякие благоприятные вещи, а затем поселился в Маяпуре. Но до этого, а также после, он жил в Шантипуре. И на данный момент Шри Чайтанья Махапрабху прибыл недалеко от того места, где жил Адавайта Ачарья.   

«Так, значит, Меня обманули, – сказал Шри Чайтанья Махапрабху. – Я думал, что принимаю омовение в Ямуне». Но Адвайта Ачарья сказал: «Нет, Господин. Вы действительно принимали омовение в Ямуне. С западной стороны, где Вы принимали омовение, течет Ганга, а с восточной стороны течет Ямуна, и в этом месте они сливаются в русло одной реки».  

Однажды, уже после того как Шриман Махапрабху поселился в Джаганнатха Пури, Он вновь захотел отправиться во Вриндаван. И Он отправился туда через место, которое называется Рамакели. Это деревня, где жили Санатана Госвами и Рупа Госвами, до того как приняли отречение. Там они тайно встретились со Шри Чайтаньей Махапрабху и получили свои имена – Рупа и Санатана Госвами. А также они принесли с собой будущего Дживу Госвами, который тогда был еще совсем маленьким, и положили его к стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. В этот момент Джива Госвами получил единственный даршан Шри Чайтаньи Махапрабху в своей наравата-лиле. В своей духовной практике он мог видеть Его не раз, но физически он лишь единожды получил Его даршан и благословения.   

Затем Джива Госвами вырос, и его дяди, Рупа Госвами и Санатана Госвами, поселились во Вриндаване. Сам Джива Госвами рос у родителей, и когда подрос, то отправился в Навадвипу. А в это время в Навадвипе жил Нитьянанда Прабху. Нитьянанда Прабху пролил на него свою милость и провел по всем местам игр Ши Чайтаньи Махапрабху. Таким образом состоялась первая Навадвипа-мандала-парикрама. С тех пор как ее описал в своем откровении «Навадвипа-дхама Махатмья» Бхактивинода Тхакур, эта Навадвипа-парикрама так и совершается в таком же порядке. То есть мы следуем нашему ади-гуру, Нитьянанде Прабху, в том, как мы совершаем Навадвипа-парикраму.  

В первый день Нитьянанда Прабху привел Дживу Госвами в дом мамы Шачи, то есть в место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху, в Йогапитх.  И там Шачи-деви сказала: «Я уже покормила своего сына…» Но как она Его кормила? Шри Чайтанья Махапрабху приходит незримо, тайно и вкушал ее подношения. «Но я хотела увидеть, как мой сын кушает, – сказала мама Шачи, – поэтому, Нитай, если Ты покушаешь, я буду очень счастлива». Она называла Нитьянанду Прабху Нитаем, его детским именем. Сначала она покормила Нитьянанду Прабху, а затем Дживу Госвами.  

Нитьянанда Прабху объяснил Дживе Госвами, что этот дом, куда они пришли, – это место рождения Шри Шачинанданы Гаура Хари. И оттуда они отправились на парикраму. Вскоре к ним присоединился Шривас Пандит. Шривас Пандит живет рядом с домом Шри Чайтаньи Махапрабху. И таким образом их было уже четверо: Нитьянанда, Вамшивадананда (он присоединился в доме Шачи), Шривас Пандит и Джива Госвами. Потом, когда они добрались до Чалпакахата, к ним присоединились Ванинатх. Таким образом, уже 4 великих вайшнава находятся под руководством Нитьянанды Прабху и совершают парикраму.    

Когда Кришна совершал Свой танец раса, никому из мужчин недозволенно было там находиться. Только девушки Враджа могли в нем участвовать. И этот же самый Кришна, который явился как Шри Чайтанья Гаура Хари, совершал санкиртана-расу в доме Шриваса Тхакура. Но там было дозволено быть только мужчинам.   

Однажды Господь Шива очень захотел поучаствовать в танце раса. Он начал совершать аскезы, чтобы удовлетворить Пурнамаси. И тогда Пурнамаси спросила его, чего он хочет. Господь Шива ответил ей, что хотел бы посмотреть на танец раса Кришны. И  тогда она окунула его в Брахмакунду. Во Вриндаване между храмом Говиндаджи есть очень красивая кунда. Это и есть  Брахмакунда.   

Когда она окунула его в воду, он принял облик красивой девушки. И в образе гопи Шиваджи спрятался и начал наблюдать за танцем. Но спустя какое-то время Кришна сказал: «Я не испытываю прежнего экстаза. Должно быть, здесь кто-то чужой. Найдите его». Гопи начали искать и вскоре обнаружили новую девушку. Со всей серьезностью они начали ее допрашивать: «Ты кто? Кто тебя позвал? Как тебя зовут?» Они задавали такие вопросы, на которые может дать ответ только женщина. «Кто твой муж?» – спрашивали они. Но это Господь Шива. У него нет мужа, у него есть жена, Парвати. Он не знал, что ему ответить. И тогда гопи поняли, что что-то тут неладно. И поскольку раньше во Вриндаван уже приходила Путана в образе красивой девушки, они начали бить эту новенькую по щекам. Щеки Господа Шивы опухли, и он начал звать: «Пурнамаси, Пурнамаси!» Откликнувшись на его зов, Пурнамаси стала тут же защищать Господа Шиву. «Не бейте его, это объект моей милости, Господь Шива», – говорила она. «Шива, это ты?» – спросил Кришна. «Да, я хотел увидеть Твой танец раса», –  признался Ему Шиваджи. И тогда Кришна сказал: «Хорошо, ты можешь занять северо-восточный угол и оттуда охранять танец раса». И без его позволения никто не может войти во Вриндаван и танец раса 

Также нечто подобное произошло и в Навадвипе, в доме Шриваса Тхакура. Однажды во время Своей санкиртаны Шриман Махапрабху вдруг остановился и сказал: «Я не чувствую экстаза. Здесь, должно быть, кто-то чужой. Шривас, найди его». Шривас Тхакур точно знал, что в доме никого не могло быть, только свои. Но он начал присматриваться и вдруг заметил, что большая корзина в углу шевелится. И когда он подошел и поднял эту корзину, то увидел свою тещу. Она решила посмотреть на санкиртана-расу и увидеть, что это за блаженство, которое испытывает Шри Чайтанья Махапрабху. Но Шривас Тхакур взял ее за волосы и выгнал из дома. 

Шрила Ведавьяс написал шлоку, в которой описывается, что в будущем в Джаганнатха Пури появится великая личность, чтобы распространить вайшнавизм и объединить все вайшнавские школы. Кто же это сделал? Это сделал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.   

Вы только что слышали объяснение, что мы обязаны Нитьянанде Прабху за то, что у нас есть эта парикрама. Он явил нам этот вид служения. Он провел первую Навадвипа-мандала-парикраму для четырех преданных и для Дживы Госвами. Бхактивинода Тхакур стал свидетелем этого в трансе и записал в своей книге «Навадвипа-дхама Махатмья». Но если бы не Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада, эта книга не была бы широко распространена и практика парикрамы, то, как все это выполняется практически, не была бы известна. Мало знать теорию – нужно, чтобы кто-то на практике своим бхаджаном, своим примером показал, как это все делается. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур каждый год устраивал Навадвипа-мандала-парикраму. Поэтому мы прежде всего в долгу перед ним за то, что у нас есть возможность участвовать в этом паломничестве и получить его великое благо.   

И в той шлоке, которую Ведавьяс написал в Двапара-югу, о том, что в Уткала-пурушоттаме (то есть в Джаганнатха Пури) появится великая личность, которая распространит бхакти повсюду и объединит 4 вайшнавские школы, как мы считаем, говорится о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре, потому что он реально практически сделал это. И еще Шри Чайтанья Махапрабху оставил свою милость в двух местах: в реке Падме для Нароттамы даса Тхакура и в Джаганнатха Пури для Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.   

Когда Шри Чайтанья Махапрабху отправился проповедовать в восточную Бенгалия, Он оставил там Свою прему олицетворению реки Падмы. Река Падма – это та же Ганга. Здесь ее называют Ганга, а в Восточной Бенгалии – Падма, потому что Падма – это одно из имен Лакшми. Она им дает всё, поэтому они так выражают ей свое почтение и так называют.   

Подойдя к ее берегам, Шриман Махапрабху позвал Падмавати, олицетворение этой реки, и сказал: «Я хочу оставить для Своего преданного  Нароттама всю Свою любовь. Пожалуйста, передай ее ему». «Но как я узнаю Твоего Нароттаму?» – спросила она. «Как только одна очень возвышенная личность коснется стопами твоих вод, ты испытаешь невероятное блаженство, а твои воды поднимутся до небес – и так ты поймешь, что это и есть тот самый Нароттама. И тогда ты передашь ему Мой дар». «Нароттам» означает «лучший из людей».   

Нароттам родился в семье землевладельца. Он был практически принцем и был единственным сыном своих родителей. Когда он подрос и стал юношей, он сбежал во Вриндаван. Но на пути во Вриндаван нужно пересечь реку Падму. И как только он коснулся ее своими стопами, Падма тут же испытала все то, что описывал ей Шри Чайтанья Махапрабху, и поняла, что это и есть Нароттам. Тогда она вынесла к его стопам прему в форме лотоса, и, коснувшись его, Нароттама получил всю ту любовь, которую передал ему Шри Чайтанья Махапрабху.    

И существует еще одно место, где Шри Чайтанья Махапрабху спрятал Свою любовь для Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в Уткала-пурушоттаме. Уткала-пурушоттама – это Джаганнатха Пури, штат Орисса.   

Однажды в январе у Бхактивиноды Тхакура родился сын, которого позднее назвали Бимал-Прасад. В то время Бхактивинода Тхакур занимал положение районного судьи и ему административно подчинялся храм Джаганнатхи. Он был смотрителем за тем, чтобы там был порядок. И Ратха-ятра происходила под его руководством.   

Когда наступило время Ратха-ятры, его сыну исполнилось 6 месяцев. А по ведической традиции церемония аннапрашна-санскары для мальчиков проводится в 6 и 8 месяцев (есть возможность 2 раза провести эту церемонию). А для девочек – в 5 и в 7 месяцев. В эту церемонию ребенка первый раз кормят зерновыми, кхиром, а также дают возможность выбрать предметы, чтобы определить его природу.   

И вот настало время для аннапрашна-санскары для Бимала-Прасада. И это время совпало с Ратха-ятрой. Во время этого фестиваля колесница, движущаяся из храма Джаганнатхи, остановилась прямо напротив дома Бхактивиноды Тхакура и стояла там 3 дня. Это очень необычное явление. Такого я еще не видел. Это случается иногда, но чтобы 3 дня – такого еще не бывало. И никто не мог ее сдвинуть. Даже атеистам стало понятно, что колесницей управляет Сам Господь Джаганнатха, поскольку сколько бы сил ни прикладывали, колесница не двигалась. Если Джаганнатха не хочет, то никакие слоны не помогут ее сдвинуть.  

На третий день Бхагавати-деви, матери Бимала-Прасада, Будущего Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, приснился сон. В этом сне Джаганнатха сказал ей: «Я стою здесь уже три дня и жду лишь возможности получить даршан твоего сына. Пожалуйста, принеси его Мне». И в ту же ночь главному панде, слуге Джаганнатхи, также явился Джаганнатхадев и сказал ему: «Я здесь только для того, чтобы получить даршан маленького мальчика, сына Бхактивиноды Тхакура. Пожалуйста, устройте все для этого».  

И тогда панду устроил рампу, поскольку колесница очень высокая, и просто так подняться на нее невозможно. Кто был на Ратха-ятре, те знают, что, для того чтобы Джаганнатха мог спуститься к храму Гундича, и наоборот, когда Его поднимают возле храма Джаганнатхи, для Него устраивают рампу. И для Бхагавати-деви и Бхактивиноды Тхакура сделали такую рампу, чтобы они могли подняться. И когда они поднялись и положили сына к стопам Джаганнатхи, тут же гирлянда с Божества упала на ребенка, обвив его вокруг головы, как будто бы Джаганнатха надел ее на него. А затем Бхактивинода Тхакур покормил прасадом Джаганнатхи своего сына. И всем было ясно, что это особенный ребенок, ради которого Джаганнатха здесь стоял 3 дня.   

Каким образом вайшнавы смогли понять, кому достанется эта вторая порция премы Шри Чайтаньи Махапрабху? Вот эта лила как раз и показала, что она предназначалась Бимал-Прасаду, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде.   

И есть еще один очень интересный момент. В 1979 году, когда, благодаря своим необычайным усилиям, Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж вновь приобрёл эту землю, где был дом Бхактивиноды Тхакура, где родился Бимал-Прасад (то есть она не принадлежала Гаудия-матху, а теперь снова стала принадлежать вайшнавам), во время Ратха-ятры колесница вновь остановилась в том месте на 3 дня. Таким образом, Джаганнатха дважды указал, кому досталась вторая часть премы, и кто та личность, о которой писал Вьясадев, что распространит бхакти по всему миру и объединит все вайшнавские школы. Через Джаганнатху, через Его гирлянду и через кхир, любовь Шри Чайтаньи Махапрабху перешла к Бимал-Прасаду.   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.