Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Также я кланяюсь всем вайшнавам и вайшнави, в особенности русским преданным, собравшимся здесь слушать хари-катху.
Вчера был день явления Шрилы Гопалы Бхатты Госвами, одного из 6 Госвами. Но сначала я расскажу о Кришне.
Кришна являет танец раса с гопи. И мужчинам не дозволено принимать в нем участие. Однажды Господь Шива принял образ Гопешвары Махадева, облик гопи, но, будучи по духу чуждым этой лиле, он был обнаружен, и гопи хлопали его по щекам так, что они раскраснелись. И точно так же, когда Кришна пришел как Шри Чайтанья Махапрабху, Он устраивал Свой танец раса. Но, в отличие от Кришны, в Его танце участвовали только преданные-мужчины. Если кто-то пытался проникнуть, нарушая это правило, то он был наказан. Например, теща Шриваса Тхакура проникла в его дом, где Махапрабху устраивал санкиртана-расу. Она спряталась где-то под корзиной. И в какой-то момент Махапрабху остановил Свою санкиртану и сказал: «Я чувствую, что здесь кто-то чужой. Шривас найди его». И Шривас нашел свою спрятавшуюся тещу и выволок ее за волосы из дома.
Однажды во время такого ночного киртана в доме Шриваса, там присутствовал не только сам Шривас с семьей, но и его братья с их женами. У него было 4 брата. И в момент киртана сын Шриваса умер. Жены его братьев начали плакать. Но Шривас сказал: «Не вздумайте рыдать. Вы ничем не должны помешать киртану моего Прабху. Если вы помешаете, и Он остановится, то я утоплюсь в Ганге. В этом смысл моей жизни – служить киртану Махапрабху». Но в какой-то момент Шриман Махапрабху почувствовал, что что-то неладное произошло в доме, и спросил преданных: «Что здесь не так?» И тогда они рассказали Ему о том, что сын Шриваса умер. «О, Шривас, – обратился к нему Шри Чайтанья Махапрабху, – почему ты Мне ничего не сказал? Иди, показывай, где твой сын!»
Шривас проводил Его в покои, где находилось тело его мертвого сына, и тогда Господь Чайтанья сказал: «Очнись!» И мальчик тут же вернулся в тело. «Почему ты ушел из этого дома, – спросил его Шри Чайтанья Махапрабху. – Тебе, что, здесь плохо? Ты не любишь родителей?» Но мальчик сказал: «Господин, я лишь подчиняюсь Вашей воли в форме времени. Мое время пришло, и я пошел дальше. У меня было так много родителей, что я даже не знаю, кто здесь мои мать и отец. А в прошлой жизни, возможно, они сами были моими детьми. Единственный, кого я признаю здесь, кто всегда постоянен в отношениях со мной – это Вы, мой Господин. В том месте, куда Вы меня отправили, я очень счастлив. Скажите, что мне следует делать?» И тогда Шриман Махапрабху спросил: «Шривас, хочешь ли ты, чтобы сын остался с тобой, или ты желаешь, чтобы он пошел дальше?» На что Шривас ответил: «Родители счастливы, если их дети счастливы. Если он там счастлив, пускай отправляется в тот мир, куда он уже ушел». Таким образом, Шри Чайтанья Махапрабху позволил мальчику вернуться в тот мир, в который он уже перешел.
В этой истории есть глубокая сиддханта. Как получилось так, что мальчик, находясь в обществе Шримана Махапрабху, слушая Его киртан, находясь рядом с преданными, ушел в другое место и сказал, что он там счастлив? Как преданный может быть счастлив в другом месте, а не в том, где Господь являет Свои лилы? Я спросил об этом Шрилу Гурудева, и он сказал, что, когда преданный достигает совершенства осознания своих отношений с Кришной, сварупа-сиддхи, то есть ему открывается его вечная природа, то он рождается в играх Шри Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе. Когда он достигает васту-сиддхи, обретает духовный образ, то есть когда према начинает просыпаться в его сердце, он переносится в Баума Вриндаван, земной Вриндаван, где рождается как ребенок одной из гопи. И он становится участником игр Кришны во Врадже. И этот мальчик достиг такого уровня развития, что был перенесен Йогамайей в Баума Вриндаван, где проявилась игра Кришны. Поэтому он сказал: «Я там счастлив». Так проявляется разлука в играх Шри Чайтаньи Махапрабху.
Когда Махапрабху принял санньясу в Катве, Он собрался во Вриндаван. Но мама остановила Его: «Пожалуйста не ходи так далеко. Лучше отправляйся в Пури, он находится рядом. Преданные будут ходить туда на Ратха-ятру и возвращаться с новостями от Тебя. И я буду знать, что с Тобой происходит». Это было устроено Йогамайей, потому что она знает настроение и желание Шри Чайтаньи Махапрабху, поэтому она вложила эти слова в уста Его мамы. И Шриман Махапрабху сказал: «Я не могу не подчиниться матери, поэтому Я отправлюсь туда, вместо того чтобы идти во Вриндаван».
И когда Он уже жил в Джаганнатха Пури, в какой-то момент он захотел встретиться с Раманандой Раем. Почему? Кто такой Шриман Махапрабху? Это Кришна, который хочет постичь славу Шримати Радхики, постичь сладость Своих качеств и понять, насколько счастлива Шримати Радхика, наслаждаясь Его любовью. И чтобы исполнить Свои сокровенные желания, Шри Чайтанья Махапрабху явился в настроении Шримати Радхики, приняв сияние Ее тела. Но Ему нужен был кто-то, кто помог бы Ему в этом, кто-то из близкого окружения Шримати Радхики.
У Шримати Радхики есть 8 подруг. И главные среди них – Лалита и Вишакха. Лалита очень разговорчива, ее характер несколько отличается от характера Шримати Радхики, а Вишакха очень похожа на Радхику, потому что родилась почти в то же время. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху выбрал Рамананду Рая, чтобы начать свое постижение настроений Шримати Радхики, поскольку Рамананда Рай – это Вишакха в Его играх. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху отправился в Южную Индию, сказав всем преданным, что отправляется искать старшего брата Вишварупу. Однако это был лишь предлог, и на самом деле Он отравлялся на встречу с Рай Раманандой.
Возникает вопрос: как возможно, что Шриман Махапрабху, который на Своем примере показывает стандарты, чистоту пути шуддха-бхакти, показывает, как преданный должен совершать бхаджан, Он, санньяси, отрекшийся от мирских связей, ищет Своего родного брата? Но дело в том, что, поскольку Вишварупа принял санньясу и стал Шанкарараньей, то Шриман Махапрабху уже искал не Своего брата, а санньяси Шанкараранью. И даже если в прошлом их связывали семейные отношения, тем не менее, они могут встречаться как санньяси.
Однажды, когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии, Он остановился в доме Венката Бхатты в Шри Рангаме. Тогда как раз начался сезон дождей, и по традиции санньяси в это время должен останавливаться в доме благочестивого человека, брахмана. Потому что в те времена не было таких разновидностей транспорта, как сейчас, который позволяет путешествовать даже в дождь. А дороги в те времена превращались в сплошную грязь. И санньяси, в соответствии с наставлением Вед, оставались в домах благочестивых людей.
Венката Бхатта со своими близкими – Прабходханандой Сарасвати и Тирумаллой Бхаттой – возглавлял вайшнавскую общину последователей Рамануджачарьи в Шри Рангаме. И, будучи привлеченными личностью Шримана Махапрабху, они пригласили Его в свой дом. Так они жили вместе. Шли дни недели, и они очень сдружились. Они с любовью заботились о Шри Чайтанье Махапрабху, служили Ему, и Он отвечал им тем же. Однажды Шриман Махапрабху в дружеской манере спросил у них о том, как так получилось, что богиня Лакшми привлеклась играми раса-лилы – шутками, объятьями, поцелуями Кришны в танце раса – и отправилась ради этого во Врадж совершать аскезу, но, тем не менее, несмотря на аскезы, так и не получила этого. Когда Венката Бхатта с Тирумаллой Бхаттой услышали вопрос Шри Чайтаньи Махапрабху, они сказали: «Но мы не видим никакого ущерба целомудрию Лакшми в том, что она хочет попасть в танец раса Кришны. Потому что с точки зрения сиддханты Кришна и Нараяна неотличны друг от друга. Они вишну-таттва». «Конечно, Они вишну-таттва, – сказал Шриман Махапрабху, – но между Ними есть различие, с точки зрения раса-таттвы. Кришна превосходит Нараяну по Своим качествами. Но вопрос не в этом. Вопрос в том, что Лакшми, которая исполняет желания каждого в этом мире – то есть это значит, что у нее есть всё это – отправляется во Врадж совершать аскезу, чтобы попасть в танец раса, и, несмотря на аскезы и благочестие, не получает этого. Как такое возможно?»
Во всем мире Лакшми известна тем, что благословляет на исполнение желаний. Находясь на алтаре, она сидит с открытой ладонью ко всем, встречая каждого благословляющим жестом. Но во Вриндаване она совершает аскезу. Во Вриндаване есть 12 лесов: 5 лесов – на одной стороне берега Ямуны, и 7 – на другой стороне. Лакшми-деви совершает аскезы в лесу Белван. И в этом Белване ее божество изображено со сложенными ладонями. Она служит враджаваси, совершает свои аскезы в смиренном настроении. Она уже не та, кто дает благословения, а та, кто сама желает благословений.
И однажды Кришна, удовлетворенный ее аскезами, появился перед ней и спросил: «Зачем ты совершаешь эти аскезы? Чего ты желаешь?» «Я хочу участвовать в Твоем танце раса», – ответила она. «Хорошо, – сказал Кришна. – Но для этого тебе надо выполнить условия». «Какие?» – поинтересовалась Лакшми-деви. «Например, ты должна, как все гопи, делать лепешки из коровьего навоза», – сказал Он ей. Но когда Лакшми это услышала, то тут же воскликнула: «Что? Я должна заниматься такой отвратительней работой? От моего тела исходит аромат лотоса на 24 мили вокруг. А если я буду этим заниматься, то от меня будет разить навозом!» «Ну, извини, – сказал Кришна, – тогда прощай».
После того как Кришна исчез, неудовлетворенный тем, что она не хотела исполнять первое условие, Лакшми вновь погрузилась в аскезы. Она подумала: «Чтобы что-то приобрести, надо от чего-то отказаться. Хорошо, я согласна делать лепешки». И вот, через какое-то время Кришна снова появляется и говорит: «Ну как, ты помнишь Мое условие?» «Да, я согласна», – сказала Ему Лакшми. «Это хорошо. Но ты также должна быть под руководством гопи, – ответил Кришна. – Тот, кто хочет обрести Враджендра-нандану Шри Кришну, должен быть под руководством гопи, иначе это невозможно». «Что? – снова вспылила Лакшми. – Я царица. У меня столько служанок! А тут я должна быть служанкой?» «И кроме этого ты должна родиться как дочь гопи», – добавил Кришна. «Что? Я оставлю свой прекрасный образ брахмани и рожусь в доме доярки?» – еще сильнее возмутилась Лакшми. «Ну, тогда прощай», – сказал Кришна и снова исчез.
Лакшми снова погрузилась в аскезы и через какое-то время пришла к осознанию, что ей очень хочется участвовать в танце раса, настолько, что она согласна пойти и на это. И в следующий раз, когда Кришна появился и она согласилась на эти условия, Он сказал ей: «Но это еще не все. Есть еще одно условие. Ты выйдешь замуж за гопа (пастуха)». – «Но у меня не может быть никакого другого мужа, кроме Тебя! Кроме Тебя, я ни за кого не могу выйти замуж!» «Но и это еще не все, – продолжал Кришна. – Ты не просто должна будешь выйти за пастуха, но еще и втайне от него, скрываясь, ходить на ночные свидания со Мной». «Я должна буду оставить свое целомудрие? – воскликнула Лакшми. – Да никогда!» Таким образом она не попала в танец раса.
Какой урок нужно извлечь из этой истории? Есть понятие стхайи-бхава – неизменное настроение слуги Кришны. Есть 5 видов стхайи-бхавы, соответствующей 5 видам отношений с Кришной, то есть стхайи-бхава в шанти, в дасье, сакхье, ватсалье и мадхурье. Например, если обратиться к истории, когда Шриман Махапрабху посетил дом Венката Бхатты, Прабходхананды Сарасвати и Тирумаллы Бхатты, внешне кажется, что их стхайи-бхава изменилась. Они были бхактами в дасья-расе, то есть бхактами Лакшми-Нараяны, но потом стали слугами Ради-Кришны во Врадже. Но это не так. Мы знаем, что Прабходхананда Сарасвати Тхакур он является Тунгавидьей-сакхи. То есть его изначальное положение в играх Господа – в мадхурья-расе, высшей из 5 отношений с Кришной. И только потому, что там, в Шри Рангаме, в соответствии с наравата-лилой Йогамайи, ему было не с кем в общении раскрыть свои чувства, отношение к Господу, внешне он был в отношениях с Господом в дасья-расе, и казалось, что это его стхайи-бхава. Но когда Шриман Махапрабху появился и начал с ними общаться, эта их часть природы проявилась.
То есть это не вопрос изменения природы – природа не меняется. Наш Гурудев говорил, что невозможно изменить сварупу, она неизменна.
Далее еще одно доказательство того, что это невозможно – история Мурари Гупты. Однажды Шриман Махапрабху сказал ему: «Посмотри, мы все поклоняемся Кришне, а ты один поклоняешься Рамачандре. Тебе тоже стоит поклоняться Кришне». И поскольку Мурари относился с великим почтением к Шри Чайтанье Махапрабху, он принял Его наставление. Но всю ночь он не мог уснуть, оказавшись перед дилеммой. С одной стороны, он уже положил свою голову к лотосным стопам Рамачандры, а с другой стороны, тот, кто ему очень дорог, и чьи наставления он готов исполнить, ценой жизни просит его предаться Кришне. «Но как я могу забрать то, что уже отдал Рамачандре?» – сетовал Мурари Гупта. И тогда он решил: «Поскольку я не могу не исполнить приказ Махапрабху и не могу забрать свою голову со стоп Рамачандры, то лучше я убью себя». И, готовясь к самоубийству, он спрятал нож в спальне под подушку. Но внезапно наутро Шри Чайтанья Махапрабху пришел к нему домой. Увидев Его, Мурари Гупта удивился: «О, Прабху, это Вы?» «Да Мурариджи, Я, – ответил Господь Чайтанья. – Я пришел сюда, потому что кое-что должен здесь сделать. Неси свой нож, который ты спрятал!» «Какой нож?» – спросил Мурари Гупта, делая вид, что не понимает, о чем идет речь. «Не притворяйся, – ответил Шри Чайтанья Махапрабху. – Я знаю про этот нож всё: зачем ты его спрятал, кто его сделал, судьбу этих людей – так что неси его сюда».
Эта история показывает, что, несмотря на волю Шримана Махапрабху, Мурари Гупта не изменил свою стхайи-бхаву. Он считал себя преданным слугой Рамачандры. Он никто иной, как Хануман в играх Господа Рамы. Он не мог изменить свое постоянное настроение и готов был убить себя. Но Господь Чайтанья сказал:
«Не стоит этого делать. Я принимаю тебя, ты сам Хануман».
Вновь возвращаемся к Гопале Бхатте Госвами. Он дал нам такое важное произведение, как «Шат-сандарбха». Вы скажете: «Но ведь это произведение принадлежит перу Шрилы Дживы Госвами». Все верно. Но одновременно оно принадлежит и Гопале Бхатте Госвами. Сначала «Шат-сандарбха» была написана в краткой форме Гопалой Бхаттой Госвами. Это стало результатом его образования, которое он получил в Южной Индии. Он собрал множество доказательств, подтверждающих учение Шри Чайтаньи Махапрабху, Его сиддханту. И впоследствии Шрила Джива Госвами это разработал, написав комментарии и составив подробные расписанные темы. Так появилась «Шат-сандарбха».
Второе его произведение – это труд, описывающий вайшнавский этикет. Это «Хари-бхакти-виласа». Вы скажете, что это книга Санатаны Госвами, и будете правы. Но Гопала Бхатта Госвами получил очень хорошую основу в поведении, находясь рядом с брахманами, которые строго следовали этикету, предписаниям. И поэтому основу этой книги сделал тоже он.
Например, у нас есть Гиридхари Гаудия Матх или Кешаваджи Гаудия Матх в Навадвипе. И мы говорим, это храмы Шрилы Гурудева. Но сам Гурудев не положил и кирпича в кладку. Однако они сделаны под его руководством. Также и «Хари-бхакти-виласа» была сделана под руководством Санатаны Госвами, и потому говорится, что он автор. И многое, что сейчас делается под руководством гуру, ученик отдает это ему.
Так мы зависим от Гопалы Бхатты Госвами, от того, что он сделал для нас. На этом я закончу.