Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа, а также Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и всем его спутникам, всей нашей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави и преданным, собравшимся здесь, вдохновляющим меня рассказывать харикатху.
Последние несколько дней мы обсуждали то, почему мы слушаем хари-катху и кто такой Хари. В продолжение я хочу еще немного рассказать об этом. Хари — это тот, кто крадёт греховные реакции живых существ. А первостепенное значение этого слова — «тот, кто крадет Радхику в кунджах (рощах)».
Как Кришна, Хари, ворует греховные реакции живых существ? Когда у Кришны есть желание танцевать танец раса, Он играет на флейте. Враджа-гопи находятся в это время в разных местах, и своей игрой Он всех их созывает. Шрила Рупа Госвами также указывает в «Бхакти-расамрита-синдху», что враджа-гопи иногда просят Кришну: «О, враг Агхасура, пожалуйста, потанцуй с нами». И Кришна говорит: «Да будет так!»
Одно из качеств Кришны называется ведатха — Он очень умный. И каждой гопи Он говорит: «Поверь Мне, Я люблю тебя больше, чем кого-либо». Он говорит это каждой наедине, и все гопи верят Ему и думают, что Кришна любит только её. Танец раса идёт, и все гопи очень счастливы.
Другое качество Кришна — читра — Он очень быстрый. В «Бхагаватам» указано, что Кришна танцевал между двумя гопи. И так Он танцевал по кругу и двигался так быстро, что никто не мог понять, что это Он единственный двигается. И каждая гопи думала, что Кришна танцует только с ней и что она самая удачливая. Но Кришна только один. Между двумя гопи был один Кришна, между двумя Кришнами была одна гопи. Так быстро двигался Кришна.
Я приведу пример, чтобы прояснить это. Допустим, если ночью мы возьмём одну палку, подожжём её и будем очень быстро её вращать, то с расстояния покажется, как будто это огненное колесо. Но это всего лишь одна палка с огнём. Таким же образом самый высший маг, тот, кто создал всё, двигался очень быстро. Это за пределами нашего представления. Только Радхика могла понять Его обман. «О! Этот чёрный обманщик черен как снаружи, так и внутри! — подумала Она. — Он говорит каждой, что любит её больше всех, и со Мной ведёт Себя так же!» И тогда Радхика впала в ревнивый гнев и исчезла с танца раса.
Но Радхика — расешвари, это Она ось танца раса, хранительница расы, не Кришна. Если ось автомобиля сломается, он не сможет двигаться. Таким же образом, Радхика — ось танца раса. А если Радхика исчезла, значит, нет танца раса.
Увидев Ее отсутствие Кришна испугался. «Куда исчезла Радхика?» — подумал Он и тут же стал везде Ее искать. Увидев, что Она покинула танец раса, Он также покинул его. И тогда все гопи переполошились: «Где же Кришна?»
Во Врадже очень мягкая пыль, и у Кришны есть на стопах очень благоприятные знаки, которые Он оставлял на ней, когда шёл. На этой пыли знаки с Его стоп были очень легко различимы. А рядом с двумя отпечатками стоп Кришны были два маленьких, и все гопи думали, кто же эта девушка, что идет рядом с Кришной.
Гопи разделились на четыре группы: свапакша, випакша, сухритпакша и татастха. В слове «свапакша» «сва» значит «свой собственный», это собственная группа Шримати Радхики. Випакша — это группа против. Сухритпакша — это дружелюбная группа. Татастха — это нейтральная группа.
Свапакша — это группа Шримати Радхики с Лалитой, Вишакхой, Читрой, Чампакалатой, Индулекхой, Тунгавидьей, Рангой-деви, Судеви. Под их руководством — Рупа-манджари, Рати-манджари, Лаванга-манджари, Виласа-манджари, Чампакалата, Кастури-манджари, Рага-манджари и очень много других манджари.
Далее випакша. У Радхики есть двоюродная сестра — Чандравали. Она не менее красива, чем Радхика. Самая главная в группе у Радхики — Лалита, а у Чандравали — Падма.
Радхика и Чандравали – двоюродные сестры, но между ними всё время происходят какие-то споры, противостояния. «Я хочу служить Кришне!» — говорит одна. «Нет, я хочу служить Кришне», — отвечает другая. Кришна — причина их споров.
А сухритпакша — это дружелюбная к Радхике группа под руководством Шьямалы.
Тот, кто дружелюбен к Радхике, тот нейтрален к Чандравали. А тот, кто дружелюбен к Чандравали, нейтрален к Радхике. Все эти четыре группы были на танце раса — 1000000 гопи — и все стали искать Кришну.
Может возникнуть вопрос: Вриндаван такой маленький — как это возможно, чтобы там был миллион гопи? Как же много у них должно быть мужей и коров. Но это за пределами нашего представления. Дхама может расширяться.
Если отправиться на 200 лет назад и кому-то сказать, что вы можете написать письмо, разослать его миллионам людей, и оно останется у вас, люди скажут, что вы сумасшедший. Но сейчас это можно сделать благодаря e-mail. Можно разговаривать друг с другом, будучи на большом расстоянии и видеть друг друга.
Таким же образом, у дхамы есть большая сила. Она может расширяться и сужаться в соответствии с желанием Кришны.
Итак, все гопи стали искать Кришну и, увидев лотосные стопы Радхики, Лалита и Вишакха очень обрадовались. «О, это же наша Радхика!» — подумали они. А остальные гопи сказали: «Возможно, эта девушка очень долго служила Нараяне. И благодаря Её бхаджану Кришна забрал только Её и исчез с танца раса». И Лалита с Вишакхой также подтвердили это. Почему? Они скрывали свои эмоции. Внутри они были очень счастливы, но другим сказали: «О, что это за девушка? Она такая удачливая. Кришна покинул всех нас ради Неё». Все поняли, что это следы Кришны, но следы Радхики узнала только группа Радхики, потому что они каждый день массируют Ее стопы.
У Кришны на правой стопе под большим пальцем находится диск, под средним — лотос, ниже — флаг, под маленьким пальцем — палочка погонщика слона, ниже — молния, у основания большого пальца — ячменное зерно, на пятке — восьмиугольник, по сторонам — знаки свастики, а рядом фрукт джамбу. На левой стопе под большим пальцем находится раковина, под средним пальцем — небо, ниже — лук, ещё ниже — коровье копытце, ещё ниже — треугольник, по сторонам — кувшины, и также знак полумесяца и рыба. Все гопи узнали эти знаки на стопах Кришны. Но не все они знают знаки на стопах Радхики.
И каково же определение всех этих знаков? Наш Санатана Госвами, Шридхара Свами, Джива Госвамипад и Вишванатха Чакраварти Тхакура объясняют значение этих благоприятных знаков на стопах Кришны.
У нас есть шесть врагов: мирское вожделение, мирской гнев, жадность, сумасшествие, иллюзия и зависть. У каждой живой души есть такие враги. Если кто-то просыпается рано утром в кровати, предлагает поклоны гуру, гуру-парампаре и медитирует на диск на стопе Кришны, тогда Кришна будет контролировать шесть этих врагов.
Далее знак лотоса. Что получит тот, кто будет медитировать на этот знак? Шмель может просверлить твёрдое дерево – настолько у него много силы – но когда он находится в цветке лотоса, который уже закрыл свои лепестки после заката, шмель не может просверлить очень мягкий и нежный лотос. Почему? Из-за своей привязанности к этому лотосу.
Тот, кто будет медитировать на знак лотоса на стопах Кришны, сможет контролировать свой ум и находиться возле стоп Кришны. Наш ум очень беспокойный. И даже Арджуна говорит об этом в «Бхагавад-Гите». Арджуна – не обусловленная душа, как мы, а вечный спутник Дваракадхиша Кришны, но, чтобы научить нас, он говорит Кришне:
чанчалам хи манах кршна
праматхи балавад дрдхам
тасйахам ниграхам манйе
вайор ива су-душкарам2
«О, Кришна, мой ум очень беспокоен. Он, как взбешенный слон, не может находиться на одном месте. Гораздо проще укротить ветер, чем контролировать ум».
Но если человек медитирует на лотосные стопы Кришны, тогда Кришна будет контролировать его ум.
Под знаком лотоса находится знак флага. И тому, кто медитирует на знак флага, Кришна поможет разрушить анартхи. Анартхи – это нежелательное вещи, которые мешают нам совершать бхаджан. Существует очень много разных анартх. В «Бхаджана-рахасье» Бхактивинода Тхакур объясняет четыре вида анартх и разделяет их ещё на категории. Также, если прочитаете «Мадхурья-кадамбини», там вы тоже найдете их описание. Я не буду рассказывать их в деталях. Если медитировать на флаг, то Кришна разрушит наши анартхи и сделает нас победителями.
Далее под маленьким пальцем находится палочка погонщика слона. Под ней — молния. Я говорю в последовательности, как нужно медитировать. У того, кто будет медитировать на знак молнии, Кришна разрушит всю греховную деятельность.
Вы можете сказать: «О, мы же преданные. Мы же не совершаем никаких грехов. Мы не принимаем мясо – мы едим вегетарианскую пищу». Не знаю, совершаете вы грехи или нет, но я каждый день совершаю грехи. Вы можете подумать: «О, Мадхава Махарадж служил Гурудеву более 30 лет и сейчас совершает греховную деятельность? Нам нельзя слушать его лекции и не нужно больше никого приглашать». Может быть, в лицо вы мне это не скажете, но позже можете обсуждать между собой. Но я могу вам доказать, что вы тоже совершаете греховную деятельность. Как это возможно?
В «Бхагавад-гите» указано, что никто не может существовать без кармы. Мы сидим – это карма, мы смотрим — это карма, слушаем — карма, спим – карма, ходим – карма. Каждое движение нашего тела называется карма. Если мы делаем всё для своего собственного удовлетворения, тогда это карма. Но когда мы всё это совершаем для служения и счастья Хари, гуру и вайшнавов, это называется не карма, а сева, служение.
«Хорошо, я не буду ни ходить, ни спать, ни есть, ни сидеть», – можете подумать вы. Но дышим мы или нет? Как долго можно просуществовать без дыхания? Без него мы очень быстро оставим это тело. А когда человек дышит, он убивает миллионы бактерий. А убивать кого-то, разве это не грех? Однако если мы будем медитировать на молнию, Кришна покончит со всеми нашими греховными реакциями.
Далее у основания большого пальца находится ячменное зерно. И для того, кто будет медитировать на него, Кришна организует всё то, что необходимо преданному, всё имущество.
Под мизинцем находится палочка погонщика слона. Как погонщик слона контролирует своего слона этой палкой, так и наш ум будет под контролем Кришны.
Нужно медитировать каждый день. Так же, как мы поддерживаем своё тело каждый день, дышим и спим, нужно каждый день и медитировать.
Существуют преданные трёх видов: каништха, мадхьяма и уттама. Каништха – это преданный первого класса. Однажды, когда в Джаганнатха Пури закончилась Ратха-ятра, Шриман Махапрабху попросил всех возвращаться и приезжать на следующий год. И один преданный спросил Его: «Махапрабху, мы домохозяева. Ты сказал нам следовать Твоим наставлениям. Что нам нужно делать, вернувшись обратно?» И Шриман Махапрабху сказал: «Совершайте кришна-севу, кришна-киртан и вайшнава-севу». «Прабху, мы знаем, как делать кришна-севу – Ты нас этому научил – знаем, как делать кришна-киртан, но как совершать вайшнава-севу? – спросили Его преданные. – Кто такой вайшнав? Как определить вайшнава?» «Даже тот, кто услышал имя Кришны и один раз повторил его, тот является каништха-вайшнавом», – сказал им Шриман Махапрабху. Затем Он рассказал о среднем классе вайшнавов: «Это тот, кто всегда воспевает святое имя. У него есть према к Кришне, дружба к преданным, милость к тем, кто младше. И он отвергает тех, кто находится в противоположном настроении». А на следующий год Шриман Махапрабху рассказал о тех, кто такие уттама-вайшнавы: «Это те личности, при взгляде на которых автоматически приходит кришна-нама. Он наивысший вайшнав».
И если вы хотите служить Хари, нужно служить вайшнавам. Нужно служить истинным вайшнавам. И все наши вайшнавы – это гуру. Мы всегда можем у них научиться чему-то. Из всех вайшнавов гуру – самый лучший вайшнав. И под прямым руководством гурудева, находясь в хорошем общении, нужно служить Кришне, Хари.
Уттама-бхагаваты также бывают нескольких видов: мурчит-кашая, нирдхут-кашая, бхагават-паршада-деха-прапта.
Мурчит-кашая – это личность, у которой есть небольшие недостатки, но они в скрытом виде, не проявлены. И постепенно они полностью вымываются.
Пример этому – Нарада Риши, о котором указано в «Бхагаватам». С самого своего детства он жил со своей мамой. Мама всегда заботилась о нём и очень сильно его любила. Но он думал, что она причина его обусловленности. И вот однажды его маму укусила змея, отчего она оставила свое тело. И Нарада Риши, даже не посмотрев на ее мёртвое тело, тут же убежал в лес, думая: «Наконец, я могу совершать бхаджан». Совершая бхаджан, он получил небольшой даршан Бхагавана – лишь один взгляд. А после Господь сказал ему: «Нарада, ты больше не получишь Мой даршан». «Почему?» – спросил он. «Потому что у тебя есть немного кашай (недостатков). Ты не жаждешь садху-санги, ты хочешь жить в лесу и жаждешь настроения благости, а это не является чистой садху-сангой. Садху-санга – значит достичь кришна-премы». Это был небольшой недостаток Нарады.
«Мурчит» значит в скрытой позиции, в скрытом положении.
Нирдхута—кашая – это личности, у которых уже нет недостатков. Пример этому – Шукадев Госвами.
И бхагават-паршада-деха-прапта – это личности, достигшие парикары, тела спутника Кришны. Как Нарада Риши, который стал спутником Господа в своей следующей жизни.
Вернёмся к уттама-вайшнавам. У них есть три состояния сознания: внутреннее состояние сознания (антар-даша), пограничное (ардха-бахья-даша) и внешнее (бахья-даша). Когда Шри Чайтанья Махапрабху находился во внешнем сознании, Он танцевал перед колесницей Джаганнатхи с преданными, разговаривал с ними и совершал киртан. Это внешнее сознание.
В пограничном состоянии Шриман Махапрабху бессвязно говорил, как сумасшедший, а иногда падал в обморок. А когда преданные приводили Его в чувство, Он спрашивал: «Я, что, Чайтанья?» Иногда Шриман Махапрабху жил в Гамбире в Джаганнатха Пури. Там было семь выходов, и однажды все они были закрыты. В то время там находились Сварупа Дамодар, Говинда прабху и другие, но никто не увидел, как Шриман Махапрабху вышел оттуда и прыгнул в океан. А когда преданные Его вернули обратно, Он отвечал: «Я танцевал с Радхой и Кришной в танце раса. И Я наблюдал за водными играми Божественной Четы». Это антар-даша, внутреннее сознание.
Я приведу пример нашего Шрилы Гурудева. Очень сложно понять Шримана Махапрабху, но мы такие удачливые, что служили уттама-бхагавате. И по его беспричинной милости мы смогли понять это. Однажды Шрила Гурудев разыгрывал свои лилы болезни. В писаниях указано восемь экстатических симптомов премы: дрожь, иногда слёзы часами идут без остановки, иногда ты говоришь что-то как сумасшедший, что никто не понимает. Эти признаки можно было видеть у нашей гуру-варги.
И во время игр болезни Шрилы Гурудева мы были в Дели. Было раннее утро, и Шрила Гурудев должен был принять завтрак. Но вдруг он начал бормотать: «Убар-масала, убар-масала». «Масала» значит «смесь специй». Мы знаем много специй, но никто никогда не слышал об убар-масале. Почему Шрила Гурудев повторял это?
Однажды Радхика пришла готовить в дом мамы Яшоды. Почему Она пришла? Она же замужем за другим.
У Нанды Бабы и Вришабхану Бабы очень тесная дружба. И время от времени они друг к другу приходят в гости. И как-то раз вместе с родителями в гости к Вришабхану Махараджу и Киртики-майи пришел Кришна. И, вернувшись обратно домой, Кришна не стал есть то, что приготовила мама. «Это невкусно, – сказал Он маме Яшоде. – Я хочу то, что Я ел вчера!» И тогда мама Яшода разузнала у Киртики-майи, что в тот день готовила ее дочка Радхика, и организовала так, чтобы Радхика пришла готовить в их дом.
Мама Яшода послала за Радхикой Кундалату, жену Упананды, брата Нанды Бабы. Придя в дом свекрови Радхики, она предложила поклоны, и Джатила и Кутила, удивившись, спросили ее: «Кундалата, почему ты пришла так рано?» «О! Яшода Майя послала меня забрать вашу невестку», – ответила она.
Вначале они не хотели Её отпускать, но, так или иначе, отправили Её к Яшоде.
Когда Радхика пришла в Нанда-бхаван, то сначала предложила поклоны Яшоде-майе, и Яшода Майя ответила Ей: «Мангалам бхавату», пожелав Ей всего благоприятного. А затем она сказала: «О, Радха! Здесь есть для Тебя все, что нужно, по милости богини удачи. Ты можешь обо всем попросить мою служанку Даништху, и она даст Тебе это. И не надо даже просить разрешения Даништхи. Ты дочь Киртиды и мне тоже как дочь. Я никогда не разделяю Тебя и Кришну. И Ты можешь здесь готовить, как захочешь, и брать все нужные ингредиенты».
Когда Радхика готовила, рядом с Ней было много манджари и сакхи. А Шрила Гурудев в своей вечной форме — Рамана-манджари. И в какой-то момент Радхика попросила: «Эй, Рамана-манджари, принеси убар-масалу». Мы никогда не слышали это название. Он был во внутреннем сознании и помогал Шримати Радхике готовить, но, так или иначе, его самадхи было разрушено, и он произнес это вслух. Это было его пограничное состояние сознания.
Вся наша гуру-варга, будучи во внешнем состоянии сознания, дает нам хари-наму и харикатху. Но в действительности они всегда находятся в самадхи. У самадхи много стадий. Наша гуруварга в самой высшей степени сахаджа-самадхи, они всегда находятся в самадхи. Их очень сложно понять. Вы можете видеть у всей нашей гуру-варги такие примеры.
Я приведу другой пример, чтобы прояснить этот момент. Однажды, когда Шрила Гурудев проповедовал в Калифорнии, я готовил на кухне, а он сидел в своей комнате и воспевал. У того, кто принимал у себя Шрилу Гурудева, есть два дома. Он выделил нам один дом, а сам жил в другом. И там Шрила Гурудев воспевал с закрытыми глазами, а иногда повторял шлоки. И, ничего мне не сказав, хозяин пришёл в комнату Шрилы Гурудева. Он просидел там уже целый час, а Шрила Гурудев всё воспевал. А когда он пришел в сознание, то, увидев Ниргуна прабху, удивился. «Ниргун, ты здесь? – сказал он. – Когда ты пришёл?» «Я пришёл час назад», – ответил он. «Час назад? И ты, наверное, ни у кого не спрашивал?» – спросил Шрила Гурудев. «Нет, я ни у кого не спрашивал, просто вошёл», – сказал Ниргун прабху. А затем он спросил: «Гурудев, можно я задам вопрос?» «Да, конечно, задавай», – ответил Шрила Гурудев. «Как долго вы в самадхи? – спросил он. – Я все это время был здесь, и иногда вы открывали глаза и повторяли шлоки. Разве вы меня не видели?» «Нет. Я не видел. Я всегда в самадхи», – отвечал Шрила Гурудев.
Наша гуру-варга всегда находится в сахаджа-самадхи. 24 часа в сутки они служат Шри Чайтанье Махапрабху и Божественной Чете. Это особенность гаудия-вайшнавов. Для других вайшнавов это невозможно. Даже создатель этой вселенной, ади-гуру Брахма, говорит: «Toт, кому Ты разрешишь понять, те поймут». Таким же образом гуру-варга нам даёт позволение понять. И только по их милости мы понимаем.
Итак, как же Кришна ворует наши греховные реакции? Я привёл пример о знаках на лотосных стопах. Тот, кто каждый день, предложив поклоны гуру, гуру-парампаре, будет медитировать на благоприятные знаки, тот получит благо. На этом я заканчиваю.