Милость Шри Гуру

Шримад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа, а также Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и всем его спутникам, всей нашей рупануга-гуру-варге, и всем собравшимся здесь преданным.

Прежде всего, мы должны понять результат слушания хари-катхи. Какие плоды приходят в результате ее слушания? Кто такой Хари? «Хари» переводится как «тот, кто крадет грехи того, кто слушает о Нем». Также Хари – это Враджендра-нандана Шьямасундара, который похищает Шримати Радхику из общества гопи. Поэтому мы слушаем повествования о Враджендра-нандане Шьямасундаре.

Кто такой Враджендра-нандана Шьямасундара? Как поклоняться Ему и как совершать бхаджан? Как вы знаете, в «Шримад-Бхагаватам» написано, что, когда Вьясадев написал все Веды, он не испытывал счастья. В то время он находился в Бадарикашраме, и однажды к нему пришел его гуру, Нарада Риши. Увидев его настроение, Нарада Риши спросил, почему он так грустит. И Вьясадев ответил: «О, Гурудев, вы знаете лучше всего, что со мной. Вы, словно доктор, сразу можете понять, что во мне не так. Я не испытываю счастья. Поэтому я всецело приношу всего себя к вашим лотосным стопам».

Кто такой аюрведический доктор? Такой доктор, лишь пощупав пульс, может установить точную болезнь пациента. Я расскажу одну историю.

Среди спутников Шри Чайтаньи Махапрабху был преданный по имени Рагхунатх дас Госвами, один из шести Госвами. Когда Шриман Махапрабху покинул этот мир, спустя какое-то время его оставил Шри Гададхар Пандит, а после него Сварупа Дамодара. И Рагхунатх дас Госвами испытывал глубочайшую разлуку и не знал, что делать. Он думал: «Лучше мне отправиться во Вриндаван. Там я очень легко смогу расстаться со своей жизнью, утонув в Ямуне или сбросившись с холма Говардхан».

Во Вриндаване его встретили Шрила Рупа и Шрила Санатана Госвами. Они приютили его как собственного брата, а Санатана Госвами сказал: «Рагхунатх, если ты думаешь, что обрести премабхакти можно просто совершив самоубийство, ты глубоко ошибаешься». И он рассказал ему свою историю.

Когда Шрила Санатана Госвами отправился к Шри Чайтанье Махапрабху, в то время он очень болел. Он не мог обнять Шримана Махапрабху, поскольку из волдырей на его теле сочилась жидкость, похожая на слизь. И когда он встретился со Шри Чайтаньей Махапрабху, Тот захотел обнять его, но Санатана Госвами сказал: «Пожалуйста, не обнимай меня, моя болезнь очень заразна, и это будет неблагоприятно для Тебя». Однако Шриман Махапрабху все равно силой обнял его.

На следующий день, когда был фестиваль Ратха-ятры, фестиваль колесниц Господа Джаганнатхи, Санатана Госвами подумал: «Как же нехорошо получилось, что Шриман Махапрабху обнял меня. Лучше мне расстаться с жизнью и броситься под колесницу Господа Джаганнатхи». Но Шри Чайтанья Махапрабху, поняв его намерения, остановил его и сказал: «Санатана, если ты считаешь, что получить кришна-прему можно, совершив самоубийство, то Я бы совершал тысячи самоубийств в день, чтобы обрести ее. Твое тело принадлежит Мне, всецело и полностью. Не нужно беспокоиться об этом».

И нама-ачарья Харидас Тхакур также сказал ему: «Ты очень удачлив, потому что твое тело принадлежит Шри Чайтанье Махапрабху. Не стоит беспокоиться об этом».

Эту историю поведал Санатана Госвами Рагхунатху дасу Госвами, избавив его от мыслей о самоубийстве.

Шрила Рупа и Шрила Санатана Госвами приняли и приютили Рагхунатха Даса Госвами как младшего брата и собственного сына. Рагхунатх дас Госвами поселился во Вриндаване на берегу Радха-кунды, но у него не было никакой хижины, никакого укрытия. Вы знаете, что летом во Вриндаване очень жарко, а зимой очень холодно и сыро. И он совершал бхаджан, сидя на берегу, не имея возможности где-либо укрыться.

Однажды, когда он совершал бхаджан, к реке пришли два тигра. Но они не нанесли ему никакого вреда, потому что в сердце каждого живого существа присутствует Сверхдуша. Тигры просто испили воды и ушли.

Однажды Санатана Госвами пришел к нему и сказал: «Рагхунатх, у тебя нет никакой хижины. Тебе лучше построить ее». «Мне не нужна хижина, – ответил ему Рагхунатха дас Госвами. – Мне ничего не нужно».

Спустя какое-то время, когда Рагхунатх дас Госвами совершал бхаджан, было уже лето и стало очень жарко, но он не замечал палящего солнца. И тогда появилась Шримати Радхика, поклоняемое Божество гаудия-вайшнавов, и накрыла его Своей накидкой, создав тень. Но Рагхунатх дас Госвами был так погружен в бхаджан, что не заметил и этого.

На следующий день к нему пришел Санатана Госвами и сказал: «Рагхунатх, для чего ты совершаешь бхаджан? Чтобы поклоняться нашей Радхарани или чтобы получать служение от Нее? Вчера Она приходила к тебе и Сама укрыла тебя от жары! Так что лучше тебе обзавестись хижиной».

И Санатана Госвами собственноручно соорудил ему бхаджан-кутир.

Рагхунатх Дас Госвами, полностью погруженный в бхаджан, практиковал на берегу Радхакунды. Он практически ничего не ел, а принимал лишь один стакан пахты. Однажды один враджаваси пришел и принес больший стакан пахты. В то время такие стаканчики росли на деревьях, и, когда мы путешествовали со Шрилой Гурудевом, мы видели такие стаканчики. Но этот стакан был больше.

Когда враджаваси принес ему этот стакан пахты, Рагхунатх Дас Госвами спросил его: «Откуда ты это принес?» «Я принес это из места Сакхи-стхали», – ответил он. Услышав это, Рагхунатх дас Госвами очень разозлился. Он тут же схватил палку и замахнулся ею на этого враджаваси. И враджаваси в страхе убежал прочь.

Может возникнуть вопрос: почему, услышав это, Рагхунатх дас Госвами просто прогнал этого бедного враджаваси? На самом деле, так как он совершал бхаджан, он был погружен в игры Божественной Четы, и он всегда находился в настроении Рати Манджари, пребывая в группе Шримати Радхики. А Сакхи-стхали – это место Чандравали, соперницы Радхики. И поэтому, услышав о том, откуда враджаваси принес пахту, он не на шутку разозлился.

Однажды Рагхунатх дас Госвами заболел, и один враджаваси привел ему аюрведического доктора из Матхуры, поскольку во Вриндаване тогда не было врачей. И когда доктор прощупал его пульс, он сказал: «Баба переел риса и не может его переварить». «Что вы такое говорите? – удивились враджаваси. – Он принимает только одну чашку пахты каждый день». «Спросите своего бабу, пусть он вам ответит», – сказал им доктор.

«Да, доктор говорит правду, – ответил Рагхунатх дас Госвами. – Вчера я совершал служение Божественной Чете, и в уме я приготовил для Них сладкий рис. Я положил туда очень много ароматных специй и добавок и принес это Шримати Радхике. Она Своими руками кормила им Кришну, и, попробовав его, Он сказал: «Что это за сладкий рис? Кто приготовил его?» «Это одна моя сакхи, Рати», – ответила Шримати Радхика. «Позови ее сюда», – попросил Кришна. И когда Радхика привела Рати Манджари, Кришна сказал: «Ты приготовила такой вкусный рис! Пожалуйста, отведай его сама». И Кришна Сам стал кормить ее из Своих рук. Увидев это, Радхика сказала: «Ты моя сакхи! Почему ты ешь из рук этого черного обманщика?» И тогда Она тоже начала кормить Рати Манджари рисом. Рати Манджари не могла отказать Им обоим, а Они все кормили и кормили ее.

Рагхунатха дас Госвами совершал эту севу в своем уме, но весь этот рис появился в его теле в этом мире, и он просто не смог переварить его.

Какова сиддханта этой лилы? Лишь только достойный и квалифицированный может совершать манаса-севу. И когда садхака совершает ее, в его теле проявляются все симптомы этой манаса-севы.

Находясь у лотосных стоп Шрилы Гурудева, я видел много подобных примеров, которые происходили с ним.

Итак, Вьясадев сказал Нараде Риши: «О, Гурудев, вы всезнающий! Скажите мне, почему я не удовлетворен, почему я так несчастлив?» И Нарада Риши сказал: «Ты создал так много писаний. Ты разделил Веды на 4 части, ты создал 8 Пуран, ты написал Упанишады, «Веданта-сутру», «Брахмасутру», «Махабхарату». Ты описал одеяния Шивы. Описывая Вишну, ты говорил, что Он является источником всего. Когда ты писал «Брахма-сутру», ты говорил, что Брахма – это Верховный Господь. Но написал ли ты, что Кришна – это Верховная Личность Бога?» «Нет, Гурудев», – ответил Вьясадева.

«Разве ты описал, что эта Верховная Личность Бога находится под властью любви Своих преданных? – спрашивал его Нарада Риши. – Написал ли ты, что Он находится под властью любви сакхья-расы? Когда Его друзья борются с Ним и шутят, они не видят Его как Верховную Личность Бога.

Шридам говорит Ему: «Знаешь, Кришна, я богаче Тебя!» «Это почему же», – удивляется Кришна. «Потому что у Твоего отца всего 900000 коров, а у моего отца 1000100 коров. Более того, ты единственный ребенок в семье, а у меня есть еще две прекрасных сестры». Так они перешучиваются с Верховной Личностью Бога. Разве ты описал это?» – «Нет, Гурудев».

«Разве ты описал, что Кришна – Верховная Личность Бога, источник всех аватар? Что Он поддерживает все, и никто не может контролировать Его, однако мама Яшода связывает Его своей любовью? И когда она ругает Его, Он ее боится. Разве ты описал это?» – «Нет, Гурудев».

«Разве ты описал, что Кришна находится под властью любви к враджа-гопи?» – продолжал Нарада Риши. «Нет, Гурудев», – отвечал ему Вьясадева. «Если ты не написал этого, значит, ты ничего не сделал. И ты не сможешь обрести спокойствия и умиротворения. Пока ты это не сделаешь, удовлетворение не придет к тебе в сердце».

«Гурудев, без вашей милости я не смогу ничего этого написать, – сказал Вьясадев. – Пожалуйста, скажите, что мне делать?» И Нарада Риши ответил: «Тебе следует практиковать бхакти-йогу. Если ты будешь практиковать ее, тогда ты сможешь все это описать».

И Нарада Риши собственноручно вошел в эту практику йоги. Благодаря милости Нарады Риши, Вьясадев смог описать все игры Верховной Личности Бога.

Какова здесь сиддханта? Только лишь по милости гурудева мы можем постичь высшую цель, практикуя бхакти-йогу. Несмотря на то, что Вьясадев был шакти-авеша-аватарой, он являет нам пример, что, лишь только всецело вручая себя лотосным стопам гурудева, мы можем обрести его полную милость.

Может возникнуть вопрос: почему Нарада Риши сказал Вьясадеву, что он не описал жизнедеяния Верховной Личности Бога? Ведь он написал 8 Пуран, и «Шримад-Бхагаватам» является частью этих Пуран. Но что сделал Вьясадев? Он написал лишь чатур-шлоки, то есть четыре шлоки «Шримад-Бхагаватам», которые не раскрывали славы Верховной Личности Бога, Шри Кришны. Также, подобно тому, как сила дерева баньяна заложена в его семени, и если это семя посадить, то оно прорастет и станет большим и сильным деревом, Вьясадев на самом деле написал все. Но так как в этих шлоках не раскрывалась полная слава Верховной Личности Бога, то, что Он находится под властью любви Своих преданных, Вьясадев не испытывал счастья.

Также эта история рассказывает о том, что все богатство и достояние, которое может дать истинный гуру, можно обрести лишь по его милости. Поэтому мы всецело принадлежим ему, и мы должны предать себя полностью его лотосным стопам, чтобы получить результат бхакти-йоги, чтобы обрести служение Божественной Чете, чтобы обрести даршан Шри Кришны, Верховной Личности Бога.

Все происходит по его милости. Так Нарада Риши поведал это Вьясадеву. После этого Вьясадев погрузился в транс и описал все игры Враджендра-нанданы Шьямасундары. Он написал весь «Шримад-Бхагаватам» и после этого обрел счастье.

Итак, мы нуждаемся в милости гурудева, и мы нуждаемся в милости «Шримад-Бхагаватам». Есть два вида преданных: грантха-бхагватам и бхакта-бхагаватам. Бхакта-бхагаватам – это чистый преданный Господа, который описывает все Его жизнедеяния. Также грантха-бхагаватам бывает двух видов: это «Шримад-Бхагаватам», описание игр Верховой Личности Бога, Враджендра-нанданы Шьямасундары Шри Кришны, и также «Шри Чайтанья-бхагавата», описание жизни Шри Чайтаньи Махапрабху.

Тот, кто хочет обрести милость «Шримад-Бхагаватам», должен сначала обрести милость «Шри Чайтанья-бхагаваты». Только лишь по милости Шримана Махапрабху можно обрести милость Кришны. Сначала нам нужно обрести милость Махапрабху, и только по Его милости мы сможем обрести милость лотосных стоп Шри Кришны.

арадхитам нава ванам враджа кананам
те нарадхитам нава ванам враджа ева дуре
арадхито двиджа суто враджа нагараста
на радхито дийа суто на тавеха кришна2

В этой шлоке говорится, что сначала нужно обрести милость Навадвипа-дхамы, милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Сначала нужно посетить это место, погрузиться в бхаджан. И лишь только тогда можно получить милость Вриндавана-дхамы. Только по милости Навадвипа-дхамы можно обрести милость Вриндавана-дхамы.

У Навадвипа-дхамы есть множество названий: Шветадвипа, Гаура-мандала, Радхаван, Гаурадхама, Нававан и другие. Вриндаван называют Вриндавана-дхама, Голока Вриндавана, Шри Враджамандала и т.д.

Эта шлока говорит о том, что в первую очередь нужно обрести милость Навадвипа-дхамы. И тогда по милости Навадвипа-дхамы можно обрести милость Вриндавана-дхамы.

Также там говорится, что Господь Рама явился в династии кшатриев – Он был сыном царя. Враджендра-нандана Шьямасундара явился в этом мире, чтобы являть Свои лилы с враджа-гопи. А когда Он захотел познать высоту и красоту любви Шримати Радхики, чтобы осуществить это желание, Он явился как Шриман Махапрабху, родившись в династии брахманов.

В этом стихе говорится «двиджа-сута» (сын брахманов). Почему именно династия брахманов?

Когда мы рождаемся в этом мире, мы получаем человеческое тело. Но, если в нашей жизни появляется истинный духовный учитель, он становится нашим отцом. И когда он посвящает нас в дикша-мантры, дикша-мантры становятся нашей матерью. Таким образом, получая милость гуру, мы обретаем милость Верховной Личности Бога. Этот стих провозглашает славу, которую можно обрести, только поклоняясь Шриману Махапрабху, поклоняясь Его деяниям в Навадвипа-дхаме. Поэтому Он избрал династию брахманов. Он являл для нас пример.

Нароттама дас Тхакур говорит о том, что тот, кто окунается в Ганге, автоматически получает милость вод Вриндавана, Ямуны.

Таким образом, вступая в служение под руководством гурудева, если мы стремимся обрести милость Шри Чайтаньи Махапрабху, тогда непосредственно, находясь в теле садхаки, служа гурудеву, вайшнавам и Шриману Махапрабху, мы можем обрести милость Радха-валлабхи. Об этом говорит Нароттама дас Тхакур.

Поэтому учение здесь таково, что сначала мы должны обрести милость Шри Чайтаньи Махапрабху, милость Навадвипа-дхамы, и только по их милости можно обрести милость Шри Радхи и Кришны. А благодаря милости гурудева можно обрести все.

Завтра я уезжаю из Сингапура в Малайзию, и как только будет хорошая связь, я дам вам харикатху.

  1. «Шри Навадвипа-аштакам», Шрила Прабходананда Сарасвати
  2. «Шри Навадвипа-аштакам», Шрила Прабходананда Сарасвати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.