Шримад-Бхагаватам

Шримад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа, и всей гуруварге. Я предлагаю свои дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь, и приветствую гостей, присутствующих сегодня, вдохновляющих меня рассказывать хари-катху.

Что такое хари-катха? «Хари» значит «Кришна». «Хари» – это «тот, кто крадет греховные реакции живых существ». Более того, «Хари» – это «тот, кто крадет ум Радхики», а также «тот, кто крадет ум Кришны». У слова «Харе», или «Хари», очень много значений.

А «катха» значит «игры».

Что мы получим, если мы будем слушать хари-катху? Это указано в «Шримад-Бхагаватам». Что такое «Бхагаватам»?

До «Шримад-Бхагаватам» Вьясадев составил четыре Веды, разделив одну на четыре части. Более того, он составил пятую Веду – «Махабхарату» – и 1088 или 1188 Упанишад. И также он записал «Шримад Бхагавад-гиту» и «Веданта-сутру», но он до сих пор не был счастлив.

Однажды к нему пришел его гуру, Нарада Риши, и спросил:

— Вьяса, почему ты такой печальный? Что с тобой произошло?

— Гурудев, – ответил он, – я не знаю, в чем моя сложность. Я не могу понять это сам. Это можете сказать мне только вы, как аюрведический доктор, который, лишь пощупав пульс, может поставить диагноз.

В древние времена аюрведические доктора были настолько экспертны, что могли определить болезнь по одному пульсу.

Множество преданных бывало на Радха-кунде, и там они могли видеть бхаджан-кутир и самадхи-мандир Рагхунатхи даса Госвами. Когда Рагхунатха даса Госвами был в Джаганнатха Пури вместе со Шри Чайтаньей Махапрабху под руководством Сварупы Дамодара прабху, однажды Шриман Махапрабху покинул этот мир, и Рагхунатха дас Госвами впал в печаль. «Гададхар Пандит оставил этот мир, Сварупа Дамодар покинул его – как же мне теперь поддерживать свою жизнь?» – сокрушался он. И тогда он отправился во Враджа-мандалу, желая утопиться в Ямуне или спрыгнуть с вершины Гирираджа-Говардхана. Но Рупа Госвами и Санатана Госвами оберегали Рагхунатху даса Госвами, как своего младшего сына. И Санатана Госвами сказал ему: «Если бы самоубийством можно было достичь кришна-премы, мы бы убивали себя по тысяче раз на дню. Рагхунатха, послушай, когда я пришел в Джаганнатха Пури, по пути мне приходилось пить воду в разных местах. Не все источники были чистыми, и от этого на моем теле выступило много гноившихся язв. Когда я пришел к Шриману Махапрабху, Он силой захотел обнять меня, но я сказал Ему: «Пожалуйста, не трогай меня. Ты можешь заразиться». Однако Он и не думал меня слушать. «Если маленький ребенок болеет кожными заболеваниями, разве мама отвергнет его? – говорил Он. – Мама будет ухаживать за своим ребенком. А ты для меня как сын. И Я не получу от тебя никакого вреда»».

«Что же мне делать? – подумал тогда Санатана Госвами. – Лучше я совершу самоубийство, бросившись под колесницу». И когда настало время фестиваля в Джаганнатха Пури, Санатана Госвами пришел на него с этой мыслью, потому что на этот фестиваль приходит множество людей. Это самый большой фестиваль во всем мире.

Санатана Госвами хотел совершить самоубийство прямо на фестивале, бросившись под колеса колесницы. Но Шриман Махапрабху сказал ему: «Санатана, если бы кришна-прему можно было получить, совершив самоубийство, Я бы совершал его тысячи раз на дню. Это тело не принадлежит тебе, это Мое тело. И через это тело все действия совершаю Я».

Таким образом, Санатана Госвами сказал Дасу Госвами: «Шриман Махапрабху не будет счастлив, если ты совершишь самоубийство». И вместе с Рупой Госвами они взяли Даса Госвами с собой и дали ему место на берегу Радха-кунды, где он совершал бхаджан.

В то время вокруг был только лес. И однажды на берег пришли тигр и тигрица. В это время Дас Госвами сидел в трансе, совершая бхаджан. Но, к счастью, тигр и тигрица не тронули его, а только попили воды и ушли. Однако все это заметил Санатана Госвами и очень обеспокоился: «Ему нельзя больше так совершать бхаджан! Это очень опасно». И вскоре они с Рупой Госвами организовали для него бхаджан-кутир.

Живя на берегу Радха-кунды, каждый день Рагхунатха дас Госвами принимал только одну чашку пахты. И однажды один враджаваси принес большую чашку с пахтой и отдал ее Рагхунатхе дасу Госвами.

«Откуда ты принес эту большую чашку?» – спросил его Рагхунатха дас Госвами. «С места Сакхи-стхали», – ответил враджаваси. Сакхи-стхали – это место Чандравали. И, услышав это, Рагхунатх дас Госвами очень разозлился. Он тут же схватил палку и замахнулся ею на этого враджаваси. И враджаваси в страхе убежал прочь.

Однажды Рагхунатх дас Госвами заболел, и один враджаваси привел ему аюрведического доктора из Матхуры, поскольку во Вриндаване тогда не было врачей. И когда доктор пощупал его пульс, он сказал: «Баба переел риса и не может его переварить». «Что вы такое говорите? – удивились враджаваси. – Он принимает только одну чашку пахты каждый день. Он никогда не ходил в дома враджаваси и никогда не просил пожертвований». «Спросите своего бабу, пусть он вам ответит», – сказал им доктор.

«Да, доктор говорит правду, – ответил Рагхунатх дас Госвами. – Вчера я совершал служение Божественной Чете, и в уме я приготовил для Них сладкий рис. Я положил туда очень много ароматных специй и добавок и принес это Шримати Радхике. Она Своими руками кормила им Кришну, и, попробовав его, Он сказал: «Что это за сладкий рис? Кто приготовил его?» «Это одна моя сакхи, Рати», – ответила Шримати Радхика. «Позови ее сюда», – попросил Кришна. И когда Радхика привела Рати Манджари, Кришна сказал: «Ты приготовила такой вкусный рис! Пожалуйста, отведай его сама». И Кришна Сам стал кормить ее из Своих рук. Увидев это, Радхика сказала: «Ты моя сакхи! Почему ты ешь из рук этого черного обманщика?» И тогда Она тоже начала кормить Рати Манджари рисом. Рати Манджари не могла отказать Им обоим, а Они все кормили и кормили ее.

«Я принял от Них так много риса, что не смог переварить, – сказал Рагхунатха дас Госвами. – Все это было в уме, но отразилось на моем теле садхака».

Много подобного я видел на примере нашего Шрилы Гурудева.

Возвращаюсь к хари-катхе. Нарада Риши сказал Вьясадеву:

— Ты описал в писаниях все, что не было раньше проявлено, но описал ли ты где-нибудь, что Кришна – Верховная Личность Господа?

— Нет, Гурудев, – ответил Вьясадев.

— А описал ли ты, что Кришна, будучи Верховной Личностью Господа, контролируется Своими друзьями?

— Нет, Гурудев. Я не написал этого.

— Написал ли ты где-нибудь, что Кришна, будучи Верховной Личностью Господа, полностью контролируется Своей мамой и родительской любовью и как мама привязывает Его к ступе? Написал ли ты, что Его сердце полностью подвластно враджа-гопи, и они заставляют Его танцевать, как только захотят?

— Я не знал этого, как же я мог это написать? – говорил Вьясадев.

И тогда Нарада Риши рассказал ему о бхакти-йоге, и Вьясадев, полностью погрузившись, увидел Парам-пурушу – Кришну – всех Его спутников и все Его игры. И он увидел также и майю, которая прячется за Кришной. Все это он увидел, как в кино, и записал. До этого описаний игр Кришны не существовало. И все то, что не было раньше проявлено в других писаниях, это и есть «Бхагаватам».

Может возникнуть вопрос. Вьясадев проявил 18 Пуран. И одна из них называется «Бхагавата». Что же это за «Бхагавата» была тогда?

Это была чатур-шлока «Бхагаватам». Существовало пять шлок — четыре шлоки, и пятая – как результат этих четырех. Это называется чатур-шлока «Бхагаватам».

Из маленького баньянового семечка может вырасти огромное баньяновое дерево, но вначале мы этого не видим. Лишь когда мы посадим его в почву, будем поливать и ухаживать за ним, из него вырастет огромное дерево. Таким же образом, это маленькое «Бхагаватам» было подобно семечку. И когда Нарада Муни рассказал все Вьясадеву, выросло большое «Шримад-Бхагаватам».

Войти в «Бхагаватам» не так просто. Это может сделать только тот, кто служит бхагавате. Бхагавата бывает также двух видов: грантха-бхагавата и бхакта-бхагавата. Милость грантха-бхагаваты зависит от бхакта-бхагаваты.

Грантха-бхагавата бывает двух видов: «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-Бхагавата». Милость «Шримад-Бхагаватам» зависит от милости «Чайтанья-Бхагаваты». До тех пор, пока мы не получим милость Шри Чайтаньи Махапрабху, мы не сможем получить милость Шьямасундары. Милость Кришны зависит от милости Шри Чайтаньи, а милость «Шримад-Бхагаватам» зависит от «Чайтанья-Бхагаваты». Поэтому «Шримад-Бхагаватам» под замком. Кто же поможет нам в этом? Бхакта-бхагавата. Бхакта-бхагавата бывает трех видов: мурчита-кашая, нирдхут-кашая, бхагават-паршада-деха-прапта.

Мурчита-кашая – это личность, у которой есть небольшие недостатки, но они в скрытом виде, не проявлены. И постепенно они полностью вымываются.

Пример этому – Нарада Риши, о котором указано в «Бхагаватам». С самого своего детства он жил со своей мамой. Мама всегда заботилась о нем и очень сильно его любила. Но он думал, что она причина его обусловленности. И однажды в сезон дождей пришли четверо святых. Во время Чатурмасьи садху остаются в домах, они не путешествуют. И поэтому эти святые остановились в доме Нарады. И Нарада, будучи еще маленьким мальчиком, постоянно служил им. Садху всегда его просили что-нибудь сделать и осознанно оставляли для него прасад. Когда сезон дождей закончился, садху ушли, поскольку для садху останавливаться надолго в одном месте неблагоприятно, поэтому они постоянно путешествуют. Нарада хотел пойти с ними, но мама не разрешила ему. И он все время молился Бхагавану: «Прабху, пожалуйста, освободи меня от матери».

И вот однажды его маму укусила змея, отчего она оставила свое тело. И Нарада Риши, даже не посмотрев на ее мертвое тело, тут же убежал в лес, думая: «Наконец, я могу совершать бхаджан». Совершая бхаджан, он получил небольшой даршан Бхагавана – лишь один взгляд. А после Господь сказал ему: «Нарада, ты больше не получишь Мой даршан». «Почему?» – спросил он. «Потому что у тебя есть немного кашай (недостатков). Ты не жаждешь садху-санги, ты хочешь жить в лесу и жаждешь настроения благости, а это не является чистой садху-сангой. Садху-санга – значит достичь кришна-премы». Это был небольшой недостаток Нарады.

Нирдхутакашая – это личности, у которых уже нет недостатков. Пример этому – Шукадев Госвами. Шукадев Госвами даже не различал мужчин и женщин. 16 лет он находился в лоне матери, а когда он родился, тут же убежал. И тогда Вьясадев отправился за ним. Шукадев пробегал мимо места, где было много райских танцовщиц. Но эти девушки даже не посмотрели на него, а он не взглянул на них. А когда туда пришел Вьясадев, увидев его, райские танцовщицы прикрыли свои тела и предложили ему поклоны. И Вьясадев спросил их: «Только что здесь пробегал мой юный и обнаженный сын, и вы не стеснялись его. А я такой старый, почему вы стесняетесь меня?» «Между вами есть большая разница, – ответили они. – Он не различает мужчин и женщин, а вы различаете». И этот Шукадев Госвами пришел дать бхагават-катху в собрание Парикшита Махараджа. У него не было никаких кашай (недостатков). Поэтому его называют нирдхут-кашая.

После этого идет бхагават-паршада-деха-прапта. Это личности, достигшие парикары, тела спутника Кришны. Как Нарада Риши, который стал спутником Господа, когда оставил этот мир.

Итак, не каждый может войти в «Бхагаватам». Какова же суть «Бхагаватам»? Как нужно совершать бхаджан? Так, как враджа-гопи совершают бхаджан Кришне. Совершать бхаджан нужно под их руководством. Но без истинного гуру это очень сложно.

«Бхагаватам» – наивысшее из всех писаний. Шриман Махапрабху сказал: «Шримад-бхагаватам праманам-амалам – «Шримад-Бхагаватам» – безукоризненное доказательство». У других писаний, так или иначе, есть какие-то недостатки, а у «Бхагаватам» их нет. И тот, кто принимает прибежище у «Бхагаватам», может быть освобожден от этого материального существования. И не нужно будет снова возвращаться в этот мир, чтобы здесь страдать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.