Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, а также всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь, и приветствую гостей, вдохновляющих меня рассказывать хари-катху.
Мы только что завершили Дамодара-врату. Также она называется Картика-врата, Урджа-врата или нияма-сева.
Во время месяца Картики, который только что закончился, каждый день мы пели один киртан дважды – утром и вечером:
намамишварам сач-чид-ананда-рупам
ласат-кундалам гокуле бхраджаманам
йашода-бхийолукхалад дхаваманам
парамриштам атйантато друтйа гопйа4
Автор этого киртана, Сатьяврата Муни, говорит: «Намамишварам – я склоняюсь к лотосным стопам ишвары, то есть Господа». Кто такой Господь? Как произносится «Господь» на английском? «God». «G» – generator – создатель, тот, кто создаёт этот мир. «O» – operator – тот, кто поддерживает этот мир. «D» – destroyer – тот, кто разрушает этот мир. Бхагаван отдал Брахмаджи отдел создания, Шиваджи – отдел разрушения, и через них Он совершает эти действия. Но поддерживает Он всё Своими руками.
«Намамишварам сач-чид-ананда-рупам» – Его форма нематериальна – Его форма трансцендентна. Что Он делает? «Ласат-кундалам гокуле бхраджаманам» — Он бежит по всему Гокул-Махавану, Гокул-Вриндавану. И серёжки качаются на Его ушах, прикасаясь к щекам. Почему Он бежит? «Йашода-бхийолукхалад» – потому что Он испугался маму Яшоду. Никто не может поймать Бхагавана. Но мама Яшода бежит ещё быстрее, чем Кришна, и может поймать Его.
Таково значение этой шлоки. Почему Кришна бежит? И почему Его мама сердится? Что произошло? Несмотря на то, что Кришна — сваям-бхагаван, что Он делает, будучи во Врадже?
врадже прасиддхам наванита-чаурам гопангананам ча дукула-чаурам
анека-джанмарджита-папа-чаурам чаураграганйам пурушам намами5
Кришна известен во Врадже, как воришка масла. И также Он ворует одежды враджа-гопи и греховные реакции предавшихся Ему душ. Я склоняюсь перед вором всех воров.
Люди воруют по двум причинам: из-за того, что есть какая-то потребность, и оттого, что у них такая природа.
О Кришне сказано: Его дом из драгоценных камней, Его жена – богиня удачи, Он ни в чём не нуждается. Почему же Он ворует? По Своей природе. Он ворует сердца всех, ворует сердца и умы.
Почему Он ворует? Чтобы привлечь всех к Себе. И когда Кришна отправляется воровать масло, Он отправляется не один, а с группой. Эта идея группы пришла от Кришны.
И даже Господь Рама… Господь Рама находился в ссылке, чтобы выполнить желание Своего отца. У Господа Рамы было четыре брата. У Дашаратхи было 360 жён, и три из них самые главные — Каушалья, Кайкея и Сумитра. Каушалья была самой старшей, а Кайкея — самой младшей. У них не было детей, и они совершили путрештхи-ягью, огненное жертвоприношение, под руководством Васиштхи Риши, чтобы получить сына. Тогда божество огня дало царю Дашаратхе сладкий рис, чтобы он распространил его среди трёх своих жён, и у них родилось четыре сына. У Каушальи родился Господь Рама, у Кайкеи — Бхарата, у Сумитры — Лакшман и Шатругхна.
У Кайкеи было очень много любви и привязанности к Господу Раме. Когда Рама был маленьким мальчиком, однажды Он сидел на коленях матери Кайкеи и спросил ее: «Мама, если Я тебя кое-что попрошу, ты выполнишь это?» «Да, конечно, – ответила ему Кайкея. – Я готова даже жизнь за Тебя отдать». «Мама, отдать жизнь очень легко, – сказал ей Рама. – А после того, что Я собираюсь попросить у тебя, очень сложно будет жить дальше». «Проси меня, о чем только пожелаешь», – уверенно сказала Кайкея. И тогда Рама сказал: «Ты знаешь, кто я? Я Бхагаван». Потому что Господь Рама не принял рождения из лона Каушальи. Казалось, будто она была беременная, но что случилось на самом деле? Сначала Он появился перед Каушальей в четырёхрукой форме с раковиной, диском, лотосом и булавой и только после этого стал ребёнком.
«Я пришел, чтобы уничтожить демонов. «Я должен облегчить бремя Земли», —сказал Господь Рама. – А когда Я подрасту, Мой отец захочет сделать Меня царём. И тогда ты должна будешь попросить у него два благословения». «Что это за два благословения?» – спросила Кайкея. «Ты должна попросить, чтобы вместо Меня царём стал Бхарата. А второе – чтобы Я отправился в ссылку на 14 лет», – ответил ей Господь Рама. Услышав это, Кайкея потеряла сознание. А после, когда она пришла в чувства, Рама сказал: «Мать, помни то, что ты обещаешь. Ты невестка в династии Рагху. А члены этой династии выполняют обещание ценой своей жизни. И то, что ты пообещала, ты должна выполнить». «Почему же Ты хочешь, чтобы вместо Тебя царём стал Бхарата?» – спросила Кайкея. «Мама, ты, что, хочешь, чтобы Мой отец остался лжецом? – сказал Рама. – Ты забыла? Когда Мой отец отправился на охоту, по пути обратно стемнело, и он остановился в царстве твоего отца. И твой отец задействовал тебя в служении ему…».
Кайкея очень хорошо послужила Махараджу Дашаратхе и этим покорила его сердце. На следующий день, когда Махарадж Дашаратха собирался обратно в Айодхью, он спросил: «Мой дорогой друг, ты мог бы кое-что пожертвовать мне?» «О, Махарадж Дашаратха! – ответил ему друг. – Ты император, а я маленький король. Что я могу тебе дать? Разве у тебя есть нужда в чём-то?» «Да, – сказал Дашаратха Махарадж. – Есть то, что только ты мне можешь дать. Отдай мне свою дочь». «Нет, никогда», – ответил царь. «Почему нет? Разве я не квалифицирован для твоей дочери?» – удивился Дашаратха Махарадж. «Ты самый лучший кандидат для моей дочери, – ответил ему друг. – Но у меня есть одно условие. Я выдам ее за тебя, только если сын, который родится из лона моей дочери, станет царём». «Хорошо. Да будет так!» – ответил ему Махарадж Дашаратха. До сих пор у него не было ни одного сына, и если бы Кайкея родила ему сына, то он автоматически стал бы царём.
«Мать, разве ты забыла? – говорил Господь Рама. – Если Бхарата не станет царём, тогда мой отец станет лжецом. И для него это будет большая проблема». «Да, теперь я это вспомнила, – ответила ему Кайкея. – Но зачем Ты хочешь отправиться в ссылку на 14 лет?». «О, мама, – ответил ей Господь Рама, – демоны живут не в городе, а в лесу. Поэтому Я должен пойти туда, где они живут, и убить их. Не волнуйся. Это время пролетит незаметно». «О, мой дорогой сын, – плача, сказала Кайкея. – Действительно, выполнить Твоё желание – это хуже, чем выпить яд. Но я сделаю то, что Ты желаешь».
Никто не знал об их разговоре. И через некоторое время Кайкея полностью обо всём забыла.
Однажды Махарадж Дашаратха сказал своему гуру, Васиштхе Риши: «О, Гурудев, я уже так стар. Я думаю, что мне пора совершать бхаджан. Я хочу сфокусироваться на бхаджане Бхагавану и ни на чём другом. Все жители Айодхьи любят моего сына Раму. И я хочу, чтобы Он стал царём. Можешь ли ты назначить благоприятную дату для этого?» И Васиштха Риши сказал: «Только завтра наступит подходящий для этого день. Если ты не сделаешь это завтра, то придется ждать целый год».
Таким образом, вскоре было уже всё организовано для коронации и приглашены правители других царств. Только Шатругхна и Бхарата находились далеко – в это время они уехали к своему дяде. «Ну, это мои сыновья. Не страшно, если они не придут», – подумал Дашаратха Махарадж.
Что же случилось после? Айодхья была украшена как для свадебной церемонии. Все пели и танцевали. А у Кайкеи была служанка-горбунья. И когда она увидела это, очень удивилась. «Почему вы все танцуете?» – спрашивала она людей. «Эй, горбунья! Ты ничего не знаешь, – отвечали они ей. – Завтра наш Господь Рама станет царём!» Пораженная этой новостью, она поспешила обратно во дворец. А Махарадж Дашаратха тем временем рассказал о предстоящей коронации Каушалье и Сумитре.
В то время был месяц Чайтра и проходил весенний фестиваль. И Кайкея находилась в глубокой медитации. Узнав эту новость, Каушалья и Сумитра пришли рассказать ей об этом, но Кайкея не выходила из транса. И тогда Каушалья и Сумитра, не желая нарушить ее медитацию, вернулись обратно. Затем к ней пришли Господь Рама и Сита, чтобы предложить поклоны и попросить благословения. Но она все еще находилась в медитации. А после пришла ее служанка-горбунья, Мантхара. И когда Кайкея пришла в сознание, она сказала ей: «Кайкея, ты знаешь, что там происходит? Против тебя устроили заговор». «Какой заговор?» – удивилась Кайкея. «Завтра Рама станет царём, а Бхарата станет Его слугой!» – сказала ей служанка. «Что? Мантхара! Твой ум такой грязный!» – сказала служанке Кайкея, а затем сняла свою гирлянду и отдала ей. «Ты глупая девчонка! – сказала ей Мантхара, выбрасывая гирлянду. – У тебя совершенно нет никакого представления о материальном мире. Ты только и думаешь, что о Раме, и совсем не думаешь о Бхарате!» «О, Мантхара, – сказала Кайкея, – Рама – мой первый сын, затем Бхарата, а затем Лакшман. Все они мои сыновья». «Твой сын – Бхарата! – сказала ей Мантхара. – Рама станет царём, а Бхарата станет Его слугой!» «Мантхара, ты не знаешь, сколько любви к Бхарате у Рамы», – говорила ей Кайкеи. «Да, я видела, – ответила Мантхара. – Но ты станешь служанкой Каушальи!» – «О Мантхара, позор тебе, позор! До сих пор Каушалья относилась ко мне, как к своей младшей сестре. Она не изменит своего настроения». «Ты совсем ничего не понимаешь, – не унималась Мантхара. – Разве ты не знаешь, что если кто-то получает какой-то пост, он уже больше не заботится о других». «Что же мне делать?» – спросила ее Кайкея. И тогда Мантхара сказала: «Послушай, Махарадж Дашаратха пообещал твоему отцу, что первый сын из твоего лона станет царём. Поэтому пусть Бхарата станет царём вместо Рамы. А Рама отправится в ссылку на 14 лет.
Помнишь, когда вы отправлялись на битву между демонами и полубогами с Махараджем Дашаратхой, вы отправились на райские планеты? Ты ему тогда очень помогла, и Махарадж Дашаратха сказал, чтобы ты попросила у него два благословения. Вот, сейчас ты можешь попросить, чтобы Рама отправился в ссылку, а Бхарата стал царём».
И тогда Кайкея вспомнила, что Рама, когда был маленьким мальчиком, попросил её то же самое. Тут же она позвала Махараджа Дашаратху, и когда тот пришел, сказала ему: «Махарадж, помнишь, ты обещал мне два благословения, когда я была с тобой на поле боя между полубогами и демонами?» «Да, ты можешь простить всё, что угодно», – ответил ей Дашаратха Махарадж. «Тогда мое первое желание – чтобы вместо Рамы царём стал Бхарата. А второе – чтобы Рама отправился в ссылку на 14 лет». Услышав это, Махарадж Дашаратха упал без сознания. А на следующий день Кайкея отправила своих слуг позвать Господа Раму. И Господь Рама отправился в ссылку, чтобы выполнить желание отца.
Итак, Кришна бежит в страхе от матери Яшоды. Рама – Господь, но Кришна – Верховная Личность Господа. Ади-гуру, создатель этой вселенной, четырёхголовый Брахмаджи говорит:
рамади-муртишу кала-нийамена тиштхан
нанаватарам акарод бхуванешу кинту
кршнах свайам самабхават парамах пуман йо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами6
«Господь Рама, Нарасимха — все они инкарнации Кришны, Кришна — сваям-бхагаван».
У Рамы не было никакого страха. А здесь, будучи сваям-бхагаваном, Кришна боится маму Яшоду и убегает от неё.
Когда Рама отправился в ссылку и Равана украл Ситу-деви, Он отправился на поиски Раваны. Он мог бы одной стрелой разрушить всю Ланку, но Он построил мост через океан, попросив помощи у обезьян.
В то время индийские технологии были очень развиты. И Господь Рама создал мост через океан без цемента и опор. Как они сделали этот мост? Даже современные учёные не могут этого понять. Также вы можете увидеть в Индии множество храмов. В Джаганнатха Пури есть храм Джаганнатхи. И этот храм создали таким образом, что тень самой верхушки не падает на землю. Какие у них были технологии? Как они поднимали так высоко такие тяжёлые камни? Насколько же развиты были технологи в то время.
Итак, Кришна бежит от мамы из-за страха. Почему? Кришна каждый день ворует масло, и к маме Яшоде постоянно приходит множество жалоб. Все враджа-гопи говорят: «О, Яшода, сегодня твой сын ворует, завтра станет разбойником, а потом вообще нож возьмет в руки!» Но Кришна продолжает воровать масло. И Он не ходит один. Куда бы Он ни отправился воровать масло, Он ходит с целой командой. Он говорит Своей команде: «Развяжите телят». Они развязывают тридцать-сорок телят и говорят: «Мама! Папа! Там телята пьют у коров молоко!» А когда телята пьют молоко из вымени коровы, их очень сложно оторвать. И когда родители отправляются проверять телят, то вся команда идет и ворует масло, ест его, разбрасывает повсюду и убегает. И никто не может поймать их за руку.
А Яшода никогда не может согласиться, что ее сын воришка. Почему? Когда Кришна ворует масло, Он очень экспертно это делает. Но с мамой Кришна очень невинный. Если мама Яшода даёт Ему банан, Он даже не знает, как его открыть. И поэтому мама никогда не может поверить.
Однажды одна старшая гопи, старшая пастушка, сказала своему мужу: «Послушай, все мои подружки ушли за водой. И если я не пойду сейчас с ними, то мне придется идти одной. Поэтому я отправляюсь за водой, а ты ляг на кровать. И, когда этот воришка масла придёт, притворись спящим. А когда Он тихонько прокрадется в амбар, выйди за дверь и закрой Его внутри».
Тем временем Кришна со всей Своей командой уже прятались за кустами. В группе Кришны есть одна обезьянка, её зовут Дадхи-лобха. Она очень жадная до йогурта и масла. И Кришна в первую очередь отправил ее к дому этой гопи разведать обстановку. А когда она вернулась обратно, то сказала: «Там прекрасное свежее масло. Но на кровати лежит мужчина, притворяясь спящим, и постоянно открывает глаза и поглядывает!»
И тогда Кришна, Баладев и другие друзья взяли веревки, которыми привязывают коров, быстро забежали в дом и связали этого мужчину, как мёртвое тело, когда его относят в крематорий в Индии. Почему это делают? Потому что это неблагоприятно, чтобы мёртвое тело падало на землю, поэтому его так связывают. Итак, они его связали, вошли внутрь и съели всё масло. А по пути обратно Кришна сказал этому мужчине: «О, ты наш дорогой друг! Если бы ты не притворялся спящим, мы бы не смогли своровать масло. Ты нам очень помог. И поэтому мы должны с тобой поделиться маслом».
И тогда они обмазали маслом его лоб, грудь, руки и колени и начали дергать его кто за волосы, кто за нос, а кто за уши. А затем со смехом они убежали из дома.
Когда гопи вернулась домой и увидела, что ее муж лежит, привязанный к постели и измазанный в масле, она воскликнула: «Боже мой! Что произошло!?» «Это все из-за тебя! – ответил муж. – Если бы я не притворялся спящим, они ничего не смогли бы сделать! Развяжи меня, но масло не трогай. Я им помог, и они со мной поделились!» «Если бы я не сказала тебе притвориться, тогда бы этого не произошло! – сказала она. – А значит это и мое масло!» «Хорошо, – ответил муж, – я поделюсь с тобой, только развяжи меня».
Так Кришна Себя ведёт, но мама Яшода никогда не знает об этом.
Однажды, мама Яшода сказала подругам: «Послушайте, вы же кормите своих собственных сыновей. Разве вы обеднеете, если будете кормить моего сына?» «О, Яшода, ты не знаешь, – ответили гопи. – Знаешь, каков твой сын? Когда мы говорим Ему: «О, лала, возьми немного масла и сладкого риса», Он нам отвечает: «Вы, что, думаете, что Я сын какого-то бедняка? У Моего отца девять лакхов коров. Не нужно Меня кормить!» Но как только у Него появляется какой-то шанс, Он ворует масло». «Ну, хорошо, – говорит мама Яшода. – Тогда поймайте Его за руку и приведите ко мне». И до сих пор никто не мог поймать Его за руку.
Однажды Кришна воровал масло, и одна старшая гопи поймала Его. Все Его друзья разбежались, и Кришна остался один. А эта гопи привязала Кришну к колонне с маслом на лице и на руках и побежала к маме Яшоде. «Яшода! Яшода!» – крикнула она, подходя к ее двери. «Что случилось?» – спросила Яшода. «Дорогая сестра, пойдём со мной», – сказала она, потянув ее за руку. «Подожди, пройди пока в мой дом. А затем я пойду с тобой», – сказала Яшода. И каково же было ее удивление, когда она вошла и увидела, что Кришна сидит в доме и ест. «О, тётушка, ты голодна? – спросил ее Кришна. – Прими немножко. Смотри, как много мама сегодня приготовила». «Я же только что привязала там Кришну, – недоумевала она. – Как Кришна оказался здесь и ест, как ни в чем не бывало?» И, развернувшись, она отправилась обратно. «Моя дорогая подруга, мне пойти с тобой?» – спросила ее мама Яшода. «Нет, не надо, – сказала гопи. – Оставайся здесь». А когда она вернулась, то, к еще большему удивлению, увидела, что Кришна беспомощный стоит, привязанный к колонне.
Никто не может поймать Кришну за руку. Маме Яшоде постоянно приходит много жалоб, и она думает: «Почему все жалуются? Что происходит? Может, мой сын действительно вор? Может быть, потому что в моём доме всё делают слуги, это масло не такое уж и вкусное? Гопи делают все масло своими руками, и наверняка оно гораздо вкуснее. Я должна сделать его сама!» И тогда Мама Яшода сказала слугам: «Сегодня Дипавали, и вы все можете пойти по своим домам и устроить праздник». И так она отправила всех по домам, а сама подоила корову, вскипятила молоко и сделала йогурт.
На следующий день рано утром Кришна спал. И мама Яшода взяла подушку и положила рядом с Кришной, чтобы Он думал, что обнимает маму. А сама она отправилась взбивать йогурт, напевая песню. Все враджа-гопи делают это по утрам. Когда они взбивают йогурт или что-то готовят, они поют: «Говинда, Дамодара, Мадхавети». А тем временем их дети просыпаются. И перед сном они поют им не «баю-бай», а «Говинда, Дамодара, Мадхавети». А у некоторых из них есть дома попугайчик. И чему они учат попугайчика? Петь «Говинда, Дамодара, Мадхавети».
Итак, мама Яшода была погружена в воспоминания о шаловливых играх Кришны, взбивала йогурт и пела: «Говинда, Дамодара, Мадхавети». И Кришна проснулся. Еще не открыв глаза, он взялся за подушку, думая, что это мама, и хотел попить грудного молока. Но, открыв глаза и увидев подушку, Он сбросил ее с кровати и начал плакать. Но мама Яшода не приходила, и Кришна подумал: «Раньше, когда Я плакал, она уже бежала. Почему же она сейчас не приходит?» А мама Яшода была погружена во взбивание йогурта, воспевая «Говинда, Дамодара, Мадхавети».
Почему Кришна проснулся? Однажды Нарада отправился на Вайкунтху искать Кришну и не смог Его там найти. Затем он отправился в ашрам йоги, но и там Его не было. А когда он, наконец, встретил Бхагавана, то спросил Его: «Прабху, где Ты находишься? Я был на Вайкунтхе, но Тебя там не было. Ты живёшь в ашраме йогов?» «Нет», – ответил Бхагаван. «А где же Ты тогда живёшь?» – спросил Его Нарада. «О Нарада, – ответил Он. – Я всегда там, где Мои преданные воспевают Моё святое имя». А кто же может быть лучшей преданной в ватсалья-расе, чем мама Яшода? Мама Яшода пела имена Кришны «Говинда, Дамодара, Мадхавети». Как же Кришна мог спать?
Кришна в форме Господа Рамы может убить Равану и Кумбхакарну. Будучи Нрисимхадевом, Он может убить Хираньякашипу. Будучи Варахадевом, Он может убить Хираньякшу. А будучи сваям-бхагаваном, Он не может спуститься с кровати матери. Он плачет, подёргивает ручками, ножками, а мама Его не слышит. И тогда Он животом ложится на край кровати и очень медленно, с усилием спускается вниз и плачет. Кришна плачет, но мама не слышит Его. «Почему же мама не обращает на Меня внимания? – думал Он, входя к маме. – О, мама взбивает йогурт! Кто же важнее: йогурт или Я?» И тогда Кришна подошёл ближе и схватился рукой за палочку для взбивания йогурта. И, увидев Кришну, мама Яшода пришла в себя и перестала взбивать. Тут же она взяла Его на руки и начала поить своим грудным молоком, поглаживая Его по голове. И Кришна был очень счастлив. Тогда Кришне было 2,5 годика.
Но тем временем на плите уже кипело молоко. А грудь матери Яшоды полна молока. Из ее груди течет целый молочный океан, и этот океан безграничен. А в желудке Кришны вся брахманда. И даже если Кришна постоянно пьёт, Он никогда не может наполнить Свой желудок.
Итак, на плите тем временем кипело молоко, и это молоко подумало: «Зачем мне поддерживать свою жизнь? Ведь у мамы Яшоды никогда не заканчивается молоко. А аппетит Кришны безграничен. Мне не чем Ему служить. Лучше я покончу со своей жизнью, прыгнув в огонь». И мама Яшода, заметив это, подумала: «О, из своего грудного молока я не смогу сделать ни молочных сладостей, ни панира. А через некоторое время Кришна будет снова голоден. Чем же я буду Его кормить? Мне нужно спасти молоко». Но как только мама Яшода захотела оторвать Кришну, Кришна тут же это понял и крепко схватился за маму Яшоду, вцепившись языком и зубами за ее грудь, чтобы мама не уходила от Него.
Когда Кришна только родился, Он даже не знал ещё, как сосать грудь матери, и мама милостиво кормила Его. А когда Ему было шесть дней, пришла Путана, огромная ведьма.
В Бхагаватам описывается, как жестокосердный царь Камса убил шесть сыновей Деваки и Васудевы. Седьмого ребенка по велению Кришны Йогамайя-деви перенесла из лона Деваки в лоно Рохини. А Кришна пришёл восьмым. И когда Он явился, то попросил, чтобы Васудева Махарадж отнёс Его в Гокул-махаван.
В Гокул-махаване тем временем у мамы Яшоды уже родился ребёнок, и из-за тяжелых родов мама Яшода была в полусознании и не могла понять, дочь это или сын, один или два. А позже в ее комнату пришел Васудева Махарадж. В этой комнате уже находился Яшода-нандана, а Васудев Махарадж принёс Деваки-нандана, и, оказавшись рядом, они, словно два магнита, притянулись друг другу и слились воедино. А второго ребенка, девочку, которая родилась у Яшоды, он забрал.
Когда он вернулся утром в темницу, Йогамайя подумала: «Я пришла. Пусть Камса узнает об этом!» и стала плакать. Новость о рождении ребенка очень скоро достигла ушей Камсы. И когда он пришел в темницу, то выхватил младенца, желая убить и его. Но Деваки сказала: «Посмотри, это же не мальчик – это девочка. Посмотри, какая она прекрасная. И когда она подрастёт, пусть она выйдет замуж за твоего сына». Но Камса ничего не желал слушать. И тогда Йогамайя выскользнула из его рук, взмыла в небо и показала свою истинную форму. «О, глупый Камса, – сказала она. – Как ты можешь меня убить? Твой убийца уже родился в другом месте!»
Услышав об этом, Камса немедленно созвал совещание и принял решение убить всех младенцев, кто принял рождение за эти 10 дней. И множество асуров и демонов подавали ему свои заявки на эту работу.
Одной из них была Путана. «Пут» значит «чистота». «На» значит «нет». «Путана» значит «та, у кого нет чистоты». Она же ведьма, как возможно, чтобы у неё была чистота? А другое значение «Путана»: «пут» значит «дети», «на» значит «нет» – «та, у кого нет детей».
Итак, Путана пишет: «Я Путана, я нечистая. У меня нет детей». «Какова ваша квалификация?» – «Я очень легко могу убивать маленьких детей». «Какова ваша национальность?» – «Ведьма». «Что ещё вы можете делать?» – «Я могу пить кровь маленьких детей. Это моя особенность». «Кого вы хотите убивать?» – «Я хочу убить Хари».
В писаниях указано, что того, кого защищает Бхагаван, никто не сможет убить. А она хочет убить Самого Бхагавана.
«Какой метод вы хотите применить?» – было написано в анкете. «Я дам ему свою грудь, отравленную ядом», – написала Путана. «И что вы ожидаете взамен?» – «Любовь и привязанность Махараджи Камсы».
И что в конце произошло? Кришна в итоге дал ей позицию, подобную матери. В то время, когда Кришна убил Путану, Ему было всего 6 дней. А сейчас Кришне 2,5 года. Путана имела силу 10000 слонов в своём теле, но она никак не могла оторвать от себя Кришну. А мама Яшода – всего лишь деревенская пастушка, и, лишь поведя рукой, она оторвала Его от своей груди и усадила. Разгневавшись, Кришна начал топать ногами. «Это молоко предназначено для Меня или Я для молока? – думал Он. – Мама отдаёт столько внимания молоку! Ну, хорошо, я преподам ей урок! Из-за этого йогурта мама не обращала на Меня внимания! Этот йогурт – причина Моих проблем!»
Что же произошло дальше? Кришна взял пестик для перемалывания специй и разбил им горшок с йогуртом, довольный своей шалостью. Но в следующий момент Он подумал: «О, боже мой! Сейчас придет моя мама и отругает Меня!» И в страхе Он побежал скорее прятаться.
Если кто-то из преступников совершает преступление, то рано или поздно полиция сможет его найти по следам, поскольку преступник, так или иначе, неосознанно может оставить какие-то следы. Таким же образом, Кришна – большой вор. И, убегая с места преступления, Он испачкался в йогурте и оставил следы. А тем временем мама Яшода уже повсюду начала Его искать и, увидев следы от йогурта, она подумала: «О, Кришна, Ты думаешь, Ты более умный, чем я? Я гораздо умнее, чем Ты. Ты принял рождение из моего лона».
Ища, куда бы спрятаться, Кришна вошёл в другую комнату. И когда Он туда вошёл, то увидел висящий с маслом горшок. А рядом с ним стояла дробилка. И, встав на дробилку, Кришна принялся есть это масло. А когда Он ел его, подбежала обезьянка и начала у Него выхватывать это масло. Почему? Когда Кришна был на Ланке как Господь Рама, чтобы победить Равану, Он призвал на помощь армию обезьян. В соответствии с международным законом, если одна страна приглашает другую страну, правительство должно позаботиться об армии этой страны. Господь Рама должен был заботиться об их армии, но Он не мог их накормить. Но обезьяны сами организовали фрукты, и тогда Господь Рама подумал: «Однажды я накормлю их Сам Своими собственными руками». И сейчас Кришна вспомнил эту лилу Господа Рамы и стал кормить обезьянку.
Кришна оставил заднюю дверь приоткрытой, а дверь наружу открытой полностью. «Когда мама придёт, – думал Кришна, – она, будучи невесткой в этой династии, не побежит на улицу».
Через некоторое время, тихо войдя в эту комнату и увидев, как Кришна ест масло и кормит обезьянку, мама взяла палку и беззвучно подошла к ним. Кришна стоял к ней задом, а обезьянка к ней лицом. И, увидев палочку у мамы Яшоды, обезьяна стала отходить назад. «Что произошло? Почему она отходит назад?» – подумал Кришна. В тот же миг мама резко попыталась схватить Кришну, но Он увернулся и быстро убежал.
А что произошло дальше, я расскажу завтра.