Первый росток кришна-премы

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, а также всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь, и приветствую гостей, вдохновляющих меня рассказывать хари-катху.

Сегодня мы в резиденции мистера Анкура и Раши.

И сначала я бы хотел обсудить, что означает «анкур». «Анкур» значит «росток». Я прав? И какова же взаимосвязь между сознанием Кришны и ростками? Наша цель — достичь кришна-премы, а чтобы достичь ее, нам нужно продвигаться шаг за шагом.

«Адау шраддха». «Шраддха» означает:

шраддха-шабде — вишваса кахе судриддха нишчайа кришне бхакти кайле сарва-карма крита хайа4

«Шраддха — это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное преданное служение Кришне уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу». Если у кого-то есть такая вера — это называется «шраддха».

Шраддха есть двух видов: лаукика-шраддха и пара-лаукика-шраддха — материальная вера и религиозная или трансцендентная, духовная вера. Материальная вера ведёт нас к тому, с кем мы будем очень близки. Но они не могут нас освободить из материального существования этого мира. Но религиозная или духовная, особенно трансцендентная вера, ведёт нас на Голока Вриндавану. Кришна сказал:

йад гатва на нивартанте тад дхама парамам мамах5

«Те, кто достигает Моей обители, больше не возвращаются в материальный мир». Это вечная обитель Кришны. Это духовная, трансцендентная вера ведёт нас к этому, к Голоке Вриндавану.

Затем садху-санга. «Садху-санга» значит «общение с садху». Кто такой садху? Шрила Джива Госвамипад сказал: «Садханоти садхайти ча кришна-према». Тот, кто практикует сам, чтобы достичь кришна-премы, и помогает другим достичь ее, является садху. Такие, как Равана, который пришёл, замаскировавшись садху, и украл Ситу-деви, не помогут нам. Нужен настоящий садху. Он должен быть связан с истинной гуру-парампарой и служить своему гурудеву всем сердцем. Садху приведёт нас к своему гурудеву, и тогда наша жизнь будет успешной.

Какие признаки и определения истинного гуру вы знаете?

Преданный: Гуру должен следовать стопам своего гуру и принципам.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В писаниях указано:

тасмад гурум прападьета джигьясух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахмани упасамашрайам6

«Тасмад гурум прападьета — по этой причине мы должны достичь истинного гуру». Какова причина? В этом мире все мы испытываем три вида страданий, хотим этого или нет. Какие это страдания? Адхидайвика, адхибхаутика, адхйатмика.

Адхидайвика – это беспокойства, причиняемые полубогами. Например, когда мы были в Индии, за восемь дней в одном городе всё было размыто. А три года назад в Индии, в Кедарнатхе, кроме храма Кедарнатха, всё было разрушено полубогами. Это случается по всему миру: землетрясения, иногда цунами, тайфуны, засуха, и иногда сильные проливные дожди. Это всё происходит из-за полубогов. Это адхидайвика.

Затем адхибхаутика. Адхибхаутика – это беспокойства от других живых существ. В любой момент без причины нас может потревожить какой-нибудь пьяница или змея. Однажды, когда я спал, Шрила Гурудев был внутри комнаты, а я находился в лесу, и в какой-то момент приползла огромная змея. Она сидела рядом со мной, но, к счастью, не причинила никакого вреда. Это адхибхаутика.

А адхйатмика – это беспокойство от неконтролируемого ума. Один западный философ сказал, что люди от рождения до смерти думают о самоубийстве хотя бы один раз в жизни. И хотя в основном они его не совершают, такое желание приходит им на ум. Более 10000 человек, участвовавших в этом исследовании, говорили, что такая мысль посещала их не один раз из-за каких-либо проблем в личной жизни. Покопайтесь в своей памяти и вспомните, приходила ли к вам такая идея или нет.

Мы хотим получить спокойствие в уме и вечное счастье. И по этой причине мы отправляемся к гуру.

Каковы же признаки гуру? «Шабде паре ча нишнатам». «Шабде» означает, что он знает все ведические религиозные писания. Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Бхагаватам», «Сандарбхи», «Рамаяна», «Махабхарата» — он должен быть экспертен в этих писаниях. Если ученик, преданный или последователи имеют какие-то сомнения, то гуру тут же может процитировать из писаний строку и развеять их. А если он скажет: «Напиши мне письмо, а я тебе отвечу через какое-то время», значит, это не истинный гуру. Значит, у него нет истинной веры в гурудева. У него вера в Гугл-дева. Он идёт к Гугл-деву, приносит ему поклоны и то, что там находит, отправляет ученику. Это признак не истинного гуру.

Следующий признак – «паре ча нишнатам». Он должен быть реализованной душой. Это очень сложно понять — кто есть реализованная душа, кто осознал Господа и свои взаимоотношения с Ним.

Итак, истинный гуру должен быть экспертен во всех писаниях, должен без проблем рассеивать сомнения своих учеников, и должен быть реализованной душой. И третье – «упашамашрайам» — он должен быть отречён от материального мира.

В этом мире все жаждут трёх «W» или трёх «M».

Кто-то может спросить, может ли женщина стать гуру? Да, конечно. Гуру может стать как мужчина, так и женщина. Например, вечная спутница Шримана Нитьянанды Прабху, Джахнави-деви, стала ачарьей. И под её руководством Нароттам Тхакур установил шесть божеств. А у Шриниваса Ачарьи была дочь Хемалата Тхакурани, и она также была почитаема как ачарья. Более того, Гангамата Госвамини также была ачарьей. В писаниях описано очень много женщин-гуру. Женщина это или мужчина – не важно. Они должны быть отречены от трёх «W» или трех «M». Что это значит?

В этом мире у живых существ есть жажда до противоположного пола. Чтобы удовлетворять свои чувства, мужчине нужны woman (женщина), wealth (богатство) и wine (вино). Истинный гуру должен быть отречён от этого.

А женщине для удовлетворения своих чувств нужен man (мужчина), money (деньги) и marihuana (марихуана). И истинная женщина-гуру, должна быть отречена от всех этих трёх вещей.

Истинный гуру должен быть отречён от трех «M» или трех «W». Тогда это сат-гуру.

Теперь я вернусь к тому, с чего мы начали, с определения ростка. «Анкура» значит «росток». Те, кто находится в линии Махапрабху, должны знать, что такое первый росток, первый анкур. Кто является первым ростком кришна-премы? Мадхавендра Пурипад. Это указано в писаниях.

Кто такой Мадхавендра Пурипад? Гуру Шри Чайтаньи Махапрабху – Ишвара Пурипад. А его гуру был Мадхавендра Пурипад.

Мадхавендра Пурипад имел такую природу — он никогда ни у кого ничего не просил. Если кто-то давал ему что-то попить или съесть, он это принимал, а если нет, сам он ничего не просил и много дней соблюдал пост нирджал.

На Говардхане есть место, которое называется Говинда-кунда. И на берегу этой Говинда-кунды Мадхавендра Пурипад сидел с закрытыми глазами и воспевал:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Иногда слёзы из его глаз текли ручьем, а иногда он не мог говорить. И так он воспевал без перерыва.

Однажды к нему подошел какой-то деревенский мальчик и сказал: «Баба, баба! Во Врадже никто не постится. Все собирают мадхукари по домам враджаваси. Почему же ты не собираешь мадхукари? Почему ты постишься? Моя мать увидела, что ты всё время сидишь в одном месте и воспеваешь. И поэтому она послала меня к тебе с горшочком молока. Баба, прими его. Я оставлю этот горшочек здесь, а позже вернусь. А сейчас мне нужно идти, иначе мама отругает меня».

И как только он ушёл, Мадхавендра Пури больше не мог сосредотачивать свой ум. В его голове звучал лишь голос этого мальчика: «Баба, почему не собираешь мадхукари? Почему ты постишься? Моя мама послала тебе молока, пожалуйста, прими его…»

«О, — думал Мадхавендра Пурипад, — столько много лет во Врадже я совершаю бхаджан! Почему со мной такое происходит? Кто этот мальчик? Так много мальчиков приходит сюда каждый день, но никто меня так не беспокоил, как он. Что это за мальчик такой? Мой ум и сердце украдены. Ну, ладно, попью я его молока». И как только он сделал один глоток, все восемь экстатических симптомов кришна-премы проявились его сердце. «Позор мне, позор! — воскликнул он. — Этот чёрный обманщик провел меня! Что же мне делать? Почему же я не обратил на Него внимания? Для кого я совершаю свой бхаджан? Он обманул меня! Однако Он обещал вернуться. А раз Он так сказал, то обязательно вернётся. Кришна всегда говорит правду. Вся истина, вся правда исходит от Его лотосных стоп. Он обязательно придёт. Поэтому сегодня я не лягу спать!»

Итак, чтобы встретить Кришну, когда Он вернется за горшком, Мадхавендра Пури решил не спать всю ночь. Но в какой-то момент его веки начали смыкаться и, наконец, его одолел сон. И в это время к нему снова вернулся этот мальчик. «Баба, баба! — сказал мальчик. — Я вернулся. Посмотри: Я — олицетворённое Божество этой деревни. Когда-то давно Мой севака из-за страха перед мусульманами оставил Меня под землёй. И долгие годы Я лежу там и думаю: «Когда же Мадхавендра Пури придёт спасать Меня?» Пожалуйста, найди Меня». Сказав это, Он тут же исчез. А когда Мадхавендра Пури проснулся, он снова начал сетовать: «О, позор мне, позор! Снова этот чёрный обманщик провел меня! Почему я уснул? В другие дни я мог не спать сутками. Как же сегодня сон настиг меня? Что мне делать?». «Ну, хорошо, — подумал затем он. — Раз Ты хочешь, чтобы я нашел Тебя — я найду».

И так наутро он созвал деревенских жителей и сказал им: «Олицетворённое Божество этой деревни живёт здесь, под землёй. Давайте достанем Его оттуда». И вскоре они расчистили это место и нашли очень красивое Божество. Это Божество сейчас в Индии в Раджастане, Натха-дваре, – Шри Натхаджи. А затем они очистили его, провели абхишеку, поставив Его в место на вершине горы, и дали Ему имя Гопал.

В Матхуре в то время жило много богатых людей. Целый месяц они проводили абхишекху и аннакут и кормили Кришну. Прошёл уже целый месяц. И вскоре Божество Гопала снова пришло Мадхавендре Пури во сне. «О, Мадхав, – сказал ему Гопал. – Я был такой голодный, и Меня так мучила жажда! А теперь Мой аппетит усмирен. Но долгое время Я был под землёй, и Моё тело все еще горит». «Прабху, что же мне для Тебя сделать?» – спросил его Мадхавендра Пури. «О, Мадхав, ты уже такой старый, а то, что Мне нужно далеко, и туда нужно идти пешком», – отвечал ему Гопал. «Да, Прабху, – сказал Мадхавендра Пури. – Но я могу сделать всё, что угодно для Тебя. Чего Ты желаешь?» И Гопал сказал ему: «Мадхав, Я хочу, чтобы ты сам отправился в Джаганнатха Пури и принёс оттуда особый вид сандала, сделал из него сандаловую пасту, смешанную с камфарой, и обмазал Моё тело. И тогда оно, наконец, охладится». «Хорошо, Прабху, я сделаю это», – сказал Мадхавендра Пури.

На следующий день он оставил брахмана, чтобы служить этому Божеству, а сам отправился в Джаганнатха Пури. И во время своего пути он остановился в Ремуне, где находится Божество Гопинатха.

Когда Господь Рама находился в ссылке, однажды Он сидел и улыбался. Это было в Навадвипе, в Модадрумадвипе. И Сита спросила Его: «Прабху, почему Ты улыбаешься?». «Нет-нет. Ничего», – ответил Он Ей. «Нет, Прабху, скажи Мне, – настаивала Она. – Что произошло? Почему Ты улыбаешься?» Господь Рама не хотел говорить, но видя настойчивость Ситы, сказал Ей: «О, Сита. В Двапара-югу Я приду в форме Кришны. И Мне на ум пришли эти игры, как Я пасу коров в лесу. Поэтому Я и улыбался». «Я тоже хочу увидеть это, Прабху», – сказала Ему Сита-деви. И тогда Господь Рама взял стрелу и вырезал на камне это Божество. Когда Он закончил, Божество было установлено. И это Божество находилось в доме одного брахмана, который позже отправился в Ремуну.

Когда Мадхавендра Пури достиг этого места, в храме проходило арати. И когда дверь храма открыли, оттуда донесся прекрасный аромат. И, почувствовав его, Мадхавендра Пури спросил: «Что за чудесную пищу вы предлагаете?» И местные жители сказали ему: «Это амрита-кели (кхир), особое блюдо из молока. Каждый вечер перед арати мы предлагаем 12 горшков этого подношения». «Я бы хотел отведать этого, чтобы после моему Гопалу готовить такое же блюдо, – подумал он. – Какой восхитительный аромат!» Но, опомнившись, он тут же начал себя корить: «О, позор мне, позор! Когда я стал так жаден до прасада Господа?»

Когда храм стали закрывать, никому не позволено было оставаться в нем, и все разошлись. А недалеко рядом с большим деревом находился рынок. И тогда Мадхавендра Пури сел под ним и начал воспевать:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Тем временем пуджари этого храма уже уснул. И во сне к нему пришёл Тхакураджи и сказал: «О, пуджари, просыпайся, просыпайся!» «О, Прабху, что произошло? — спросил Его пуджари. — Я же только что уснул, не беспокой меня». «Пуджари!» — не отставал от него Тхакураджи. «Прабху, ну чего Ты меня беспокоишь? Кто же будет утром проводить мангала-арати?» — «Пуджари, просыпайся!» — «Зачем, Прабху?» — «Один Мой преданный по имени Мадхавендра Пури сидит сейчас на рынке. А я для него оставил кхир». «О, нет, Прабху, это невозможно, — сказал пуджари. — Я посчитал все горшочки, и их было 12». «Нет, пуджари. Один всё-таки я спрятал, — сказал ему Тхакураджи. — И под влиянием йога-майи ты не смог это понять. Он все еще у Моих ног. Я покрыл его Своей одеждой».

Итак, когда пуджари проснулся, принял омовение и открыл храм, он тут же нашел тот самый горшочек, что припрятал Тхакураджи. «О, боже мой! — воскликнул он. — И правда, горшочек здесь. Какой же удачливый этот преданный!» И, взяв горшочек, пуджари отправился искать Мадхавендру Пури.

«Кто здесь Мадхавендра Пури?» — выкрикнул он на рыночной площади. «Это я, — ответил Мадхавендра Пурипад. — А что произошло?» И тогда пуджари предложил ему поклоны и сказал: «О, вы такой удачливый! Для вас Гопинатха украл горшочек с рисом и приказал мне принести его вам».

И с тех пор имя этого Божества стало Кширачора Гопинатх, тот, что крадёт кхир для Своего преданного.

Отдав этот горшочек, пуджари снова предложил ему поклоны и ушёл. А когда Мадхавендра Пури попробовал кхир, тут же все экстатические симптомы проявились в его теле. А затем, насладившись этим прасадом, он припас себе и сам горшочек, подумав: «Я не буду выбрасывать этот горшочек, а разобью его на несколько маленьких частей. И когда я буду очень голоден, стану принимать эти кусочки».

Мадхавендра Пури понимал, что утром пуджари всем расскажет об этом случае, и решил, что ему больше нельзя здесь оставаться. И рано утром после мангала-арати, когда пуджари рассказал жителям о случившемся, все тут же начали искать Мадхавендру Пури, но никто уже не мог его найти.

Вскоре Мадхавендра Пури прибыл в Джаганнатха Пури и собрал там сандаловую пасту. Он не хотел, чтобы слава о нем распространилась по всему миру, однако этого хотел Кришна.

На обратном пути нужно было снова проходить Ремуну – другого пути не было. И когда Мадхавендра Пури достиг этого места, Гопал пришёл к нему во сне и сказал: «Мадхав, Я принёс тебе столько беспокойств. Но кому Я ещё скажу, кроме как не тебе? Мадхав, ты уже очень стар. Тебе 84 года, и Я не могу стерпеть того, что тебе приходится так далеко нести все эти вещи. Послушай, Я и Гопинатх — это одно и то же. И поэтому тебе не нужно нести все на Говардхан, это слишком тяжело для тебя. Ты можешь сделать пасту из сандала здесь, смешать ее с камфарой и покрыть тело Гопинатхи. И тогда Мое тело охладится».

Гопинатх и Гопал — это одна и та же личность.

Гопинатх хотел, чтобы слава его распространилась по всему миру. И когда, исполняя Его волю, Мадхавендра Пури снова вошел в храм Ремуны, пуджари, увидев его, тут же воскликнул: «Это тот самый Мадхавендра Пури!» И так слава распространилась о нём повсеместно.

Мадхавендра Пури — это первый росток кришна-премы.

Мы совершаем чандана-ятру с акшая-тритьи, и это началось с Мадхавендры Пури, с того самого дня. И когда продолжалось служение, Мадхавендра Пури покинул этот мир в Ремуне. Там находится его самадхи-мандир.

В первую очередь нужно прославлять первый росток кришна-премы. И я хочу, чтобы вы следовали его стопам. Нужно быть инициированным истинным гуру, следовать его стопам и развиваться в сознании Кришны.

  1. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.62
  2. «Шримад Бхагавад-гита», 15.6
  3. «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21
  4. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.62
  5. «Шримад Бхагавад-гита», 15.6
  6. «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.