Прежде всего, я предлагаю свои почтительные дандаваты-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами ашоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои почтительные дандаваты-пранамы лотосным стопам Шри Шримад Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, который сегодня вошел в нитья-лилу в двенадцать часов дня. Я предлагаю свои почтительные дандаваты-пранамы лотосным стопам Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, всем ученикам Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады и самому Шриле Прабхупаде, а также всей гуру-варге. И также я предлагаю свои почтительные поклоны всем вайшнавам и вайшнави, которые собрались здесь и вдохновляют меня рассказывать хари-катху.
Сегодня один великий преданный Гаудия-сампрадаи, Шри Шримад Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, оставил этот мир.
До этого, примерно восемь с половиной месяцев назад, он заболел. Тогда его положили в госпиталь на несколько дней, после чего он вернулся назад. Затем в Шри Радхаштами он снова заболел: у него возникли некоторые проблемы с дыханием, а также было очень высокое давление. Тогда его снова положили в госпиталь. Но уже днем в Шри Радхаштами его выписали, и он вернулся в Фаридабад, недалеко от Дели.
Я должен был лететь в Южную Африку, поэтому тридцать первого августа приехал в Делийский матх. Затем я узнал, что Шрила Махарадж заболел. И первого сентября вместе с двумя санньяси, (моими духовными братьями) Шрипадом Бхактиведантой Шридхарой Махараджем и Шрипадом Бхактиведантой Шантой Махараджем, а также двумя преданными из Дели я приехал в госпиталь в Фаридабаде. Шрипад Бхактиведнта Шанта Махарадж должен был путешествовать со мной, но так как он не получил визу, он не смог поехать.
Вначале, когда я зашел в комнату к Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами Махараджу, я принес свои пранамы (полное почтение). Увидев меня, он обрадовался и спросил:
- Откуда ты приехал сейчас?
-
Махарадж-джи, я был в Матхуре, Вриндаване, а вчера вернулся в Делийский матх. Приехав, я узнал, что Вы заболели и находитесь в госпитале в Фаридабаде. Поэтому я приехал получить ваш даршан. Если бы я узнал ранее, будучи еще в Матхуре, тогда я напрямую оттуда отправился бы в госпиталь. И только после ваших благословений я поехал бы в Делийский матх. Но, так или иначе, я приехал получить ваш даршан.
-
Ты уезжаешь за пределы Индии? – спросил Шрила Махарадж, внимательно выслушав меня. – Да, я уезжаю в Южную Африку.
-
Очень хорошо. Езжай и проповедуй.
Помолчав немного, он продолжал:
-
Ты только посмотри, как они меня разместили. Я не хочу оставаться здесь.
-
Как вы себя чувствуете сейчас? – спросил я.
-
Неважно.
-
Нет, вы выглядите лучше, чем раньше.
-
Да, лучше, чем раньше. Посмотри, что они сделали со мной, – сказал он, показывая на руки со следами инъекций.
-
Один-два дня они подержат вас, а затем отпустят, – сказал я ему.
-
Зачем меня держать? Я хочу вернуться назад прямо сейчас! – воскликнул Шрила Махарадж, словно ребенок.
-
Хорошо, – сказал я, – доктор придет, и вы поговорите с ним об этом. Нужно придерживаться его рекомендаций.
Накануне я слышал от близких слуг Шрилы Махараджа, что вчера он говорил им то же самое: «Я хочу вернуться прямо сейчас».
После нашего разговора я вышел, потому что он был в отделении интенсивной терапии, и мы могли заходить только по одному. Потом мы вернулись назад.
Вечером следующего дня я получил письмо, в котором сообщалось, что Шрила Махарадж находится в критическом состоянии. Тогда я написал его первому санньяса-ученику, Шрипаду Тапасье Махараджу, попросив сообщить подробности. Он передал мне содержание разговора Санджаи прабху с лечащим врачом, из которого становилось понятно, что состояние Шрилы Махараджа крайне тяжелое, в том числе и по причине его преклонного возраста. Доктор решил подключить его к системе искусственной вентиляции легких. А это означает, что такое лечение требует времени, поэтому не может быть и речи о выписке из больницы. Однако Шрила Махарадж настаивал на своем возвращении в матх. Он жаждал быть в кругу преданных, поющих киртан. Таким образом, желание Шрилы Махараджа быть среди преданных оказалось сильнее доводов врачей, и они согласились отпустить его. Вернувшись в матх, преданные начали круглосуточный киртан. Они просили всех совершать киртан.
У него было очень много любви ко мне еще с восьмидесятых. Мы с ним родом из одного местечка под названием Миднапур в Западной Бенгалии. Он обучал меня, как собственного сына. Почему? Потому что я служил Шриле Гурудеву. Я пришел к Шриле Гурудеву в 1979 году. И с тех времен я служил ему до его последнего вздоха. Поэтому все гаудия-вайшнавы любят меня очень сильно, как своего собственного сына.
У гаудия-вайшнавов севаки менялись много раз в течение короткого времени. Но после того как я пришел к Шриле Гурудеву, севаков менять перестали.
Более трех десятков лет я служил Шриле Гурудеву.
Шрила Гурудев вошел в нитья-лилу 29 декабря 2010 года, а 30 декабря мы положили его трансцендентное тело в самадхи. И во время Шри Навадвипа-парикрамы 2011 года Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж пришел навестить Шрилу Гурудева в его самадхи.
Днем, когда преданные отдыхали, мы встретили его: я, Мадхава-прия прабху, Кришна-крипа прабху и еще один преданный. Все вместе мы отправились к самадхи, где Шрила Махарадж принес свои пранамы, взял лепестки и предложил пушпанджали. Затем мы отправились в место, где Шрила Гурудев обычно сидел и давал инициации. В обоих этих местах Шрила Махарадж рассказывал хари-катху. После этого мы отправились в комнату Шрилы Гурудева, и там Шрила Махарадж также говорил несколько минут.
Во всех матхах комната Шрилы Гурудева и моя находятся рядом, потому что я давал ему кардиологические лекарства.
Затем Шрила Махарадж пришел в мою комнату и сел. Я угостил его прасадом. Во всех четырех местах он говорил одно и то же, поэтому я решил его переспросить: «Шрила Махарадж, вы упоминали слова нашего Шрилы Гурудева: “Я хотел оставить этот мир намного раньше, но из-за Навина (мое имя в статусе брахмачари было Навин Кришна) я не смог оставить этот мир. Он преградил мне путь, не разрешал уходить. Только из-за Навина я задержался здесь на долгие годы”. Кто рассказал вам это?» И он ответил мне: «Мой дорогой сын, я не говорю, что я слышал это от других. Когда бы твой Гурудев ни встречался со мной, первое, что он говорил – эти самые слова. Затем мы обсуждали другое. Я передаю только то, что слышал напрямую из его лотосных уст».
Однажды, когда в Южной Индии, в храме Шрилы Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махараджа, устанавливали Божества, я готовил для Шрилы Гурудева, Шрилы Пури Махараджа и его духовных братьев. Шрила Бхарати Госвами Махарадж также присутствовал там в то время. Я готовил для шести-семи человек, и он был одним из главных гостей.
Однажды, когда Шрила Гурудев был на фестивале колесниц Господа Джаганнатхи в Джаганнатха Пури, он останавливался в Шри Чайтанья Гаудия Матхе. Тогда я готовил для Шрилы Гурудева и Шрилы Бхарати Госвами Махараджа. Одну неделю я готовил в Джаганнатха Пури и одну неделю в Южной Индии.
Он приходил много раз и давал так много хари-катхи! Так много всего я слышал от него! И это очень плохие новости, что он вошел в нитья-лилу. Если бы я был на территории Индии, не важно где, я бы отправился прямо сейчас к нему, на его церемонию самадхи. Сейчас он, возможно, в самолете, затем приземлится в Калькутте, оттуда его доставят в Маяпур, а завтра его ученики возложат его в самадхи.
Я всегда на связи с ними. Я звонил им, говорил с ними. Я говорил с Мадхава-прией прабху, с Тапасьей Махараджем, с Санджаем. Они ответили мне, что завтра в четырнадцать часов они начнут церемонию самадхи.
И если бы я был не в Индии, а, к примеру, в Сингапуре или Малайзии, то очень легко, за один перелет, я мог бы добраться до Индии и успеть на церемонию. Но отсюда это невозможно.
Несмотря на то, что мое тело здесь, мое сердце и душа с ними. И я всем сердцем молюсь Шриле Махараджу, чтобы он пролил свою милость, чтобы я мог служить всем Вайшнавам и Гуру, всей гуруварге, Гаура-Нитьянанде и Шри Шри Радха-Кришне. Только по его беспричинной милости это возможно.