Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Также я кланяюсь всем ученикам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, всей своей гуру-варге и всем преданным, собравшимся здесь слушать хари-катху. А также мои сердечные благословения моим ученикам.
Очень скоро начнется величайший праздник в мире – фестиваль колесниц в Джаганнатха Пури, Ратха-ятра. Уже сейчас люди со всего мира съезжаются в Джаганнатха Пури, и поэтому я хочу рассказать об этом празднике.
Прежде всего, я слышал одну новость, что Путин предложил гражданам России по гектару земли каждому. Так что вы можете обзавестись землей.
Итак, в древние времена жил Праджапати Дакша. И его обязанностью было населить людьми эту Землю, поэтому у него рождалось много детей. По 10 тысяч за раз. И всех сыновей он отправлял в лес к ашраму Нарады Муни, чтобы они совершали аскезы и стали благочестивыми и сильными, для того чтобы они сами были способны рождать сильных благочестивых людей.
Нарада Муни начал обучать их тому, что все в этом мире временно и разрушимо, само их тело временно, а также и отношения в этом мире непостоянны. Слушая слова великого преданного Нарады Муни, они развили огромную силу отречения. Нарада Муни объяснил им смысл жизни, который заключается в чистом преданном служении Кришне. Слушая от него «Бхагаватам», то есть послание Кришны, вскоре они отправились на Вайкунтху. А те, кто отправляется на Вайкунтху, обратно уже не возвращаются.
Однажды Праджапати Дакша решил проведать своих сыновей и отправился в ашрам Нарады Муни. И, добравшись, он спросил у Нарады: «О, Нарада, где мои сыновья?» И Нарада ответил: «Они вернулись туда, откуда пришли». «Но они не возвращались домой», — удивленно ответил Праджапати Дакша, не поняв, что имеет в виду Нарада.
Все дживы исходят из Кришны. И его сыновья вернулись в обитель Верховного Господа.
Однако Праджапати Дакша не понял слов Нарады.
Что означает эта фраза: все дживы исходят из Кришны? Голоку Вриндавана заселяет одна категория джив, как описывается в «Джайва-дхарме». Они исходят от самого Баладевы и являются Его телесной экспансией. Их нельзя называть дживами – они прашады, вечные спутники Господа.
Вторая категория джив – это дживы, которые исходят из Мула-Санкаршаны, и они являются вечными спутниками Господа в Двараке и Матхуре.
Есть еще третья категория джив, которые исходят из Маха-Санкаршаны. Они являются вечными спутниками Господа Нараяны на Вайкунтхе.
И четвертая категория джив – это те дживы, которые исходят из Маха-Вишну. У этой категории джив есть выбор. Поскольку они рождаются в месте, которое находится между духовным и материальным миром, они выбирают: служить Господу (и тогда они отправляются на Вайкунтху вплоть до Голоки Вриндавана) или отправиться в материальный мир. И тех джив, что находятся в материальном мире, называют нитья-бадха, то есть вечно обусловленными дживами. А те, что выбрали духовный мир – это освобожденные дживы.
Все те живые существа, которые населяют духовный мир – Голоку Вриндавана, Матхуру, Двараку – всё это вечно освобожденные души, и они даже не знают о существовании материального мира.
Итак, когда Праджапати Дакша понял, что произошло с его детьми, он очень разозлился от того, что Нарада так поступил с ним. Ведь он должен был заселить мир живыми существами, и в этом должны были помочь ему его дети. И тогда он проклял Нараду Муни, обрекая его на вечные скитания, чтобы он не мог никому долго проповедовать. Он сказал: «Я даю тебе возможность оставаться в одном месте ровно настолько, чтобы благочестивый человек мог подоить корову и дать тебе молока». С тех пор Нарада Муни не может долго оставаться на одном месте. Но если он хочет остаться в одном месте надолго, тогда он отправляется в Двараку, потому что в Двараке нет власти проклятью Дакши. Это духовный мир. Это мир Кришны.
Наш Парам-Гурудев рассказывал хари-катху из 11-ой песни «Шримад-Бхагаватам», где говорится, что Дварака была надежно защищена. И Нарада Муни отправляется в Двараку, чтобы иметь возможность долгое время созерцать там Верховного Господа.
Божества, которым поклоняются люди, сделаны из 8 материалов. Они могут быть сделаны из мрамора, драгоценных камней, металла, дерева, в виде изображения, из песка, глины и энергии ума. Джаганнатх сделан из дерева. И следующий рассказ посвящается этому.
Однажды Нарада Муни посетил Двараку и встретился с Кришной. И Кришна сказал ему: «О, Нарада, Я вижу, что ты чего-то хочешь». «Нет, я ничего не хочу», — отвечал Нарада Муни. «Не отпирайся, расскажи, чего бы ты хотел? Зачем ты пришел?» — настаивал Кришна. И тогда Нарада Муни сказал: «Я проповедую славу Твоего имени по всей вселенной. Я всех инициирую. Только у Дакши я инициировал 30 тысяч сыновей и всех отправил на Вайкунтху. Но за это Дакша меня проклял, и поэтому я не могу находиться долго в одном месте. Я путешествую по всему миру, и у меня появилось много юных учеников. Я дал посвящение Прахладу Махараджу и Дхруве Махараджу. Но также у меня есть и пожилые ученики – Вьясадев, Вальмики – у меня очень много учеников, я по всему миру проповедую Твою славу. Я совсем ничего себе не хочу, но у меня есть одна маленькая просьба». «Какая просьба?» — спросил его Кришна. «Я хочу понять, почему Ты принимаешь образ деревянного божества?» — сказал Нарада Муни. Но, услышав этот вопрос, Кришна вдруг сказал: «Послушай, Нарада, не лезь в Мои семейные дела. Мои проблемы тебя не касаются».
Поскольку наш мир – это отражение духовного мира, это значит, что какие-то проблемы должны быть и в духовном мире. Это лила. И поэтому Кришна говорит: «О, Нарада, не суй нос в Мои семейные дела. Они тебя не касаются». «Но я ведь столько Тебе служил, — сказал Нарада, — позволь мне утолить одно лишь маленькое любопытство: почему Ты принимаешь форму деревянного божества?» Но Кришна все не поддавался: «Нарада, Я знаю тебя: скажешь тебе слово – и скоро весь мир узнает о Моих семейных проблемах. Сор из избы не выметают. Даже Мои лучшие друзья об этом не знают. Поэтому попроси что-нибудь другое».
Нарада Муни все настаивал, но Кришна был непреклонен. Однако среди всех качеств Господа у Него есть одно замечательное качество. Он бхакта-ватсала – Он особенно милостив и добр к Своим бхактам.
В «Шримад-Бхагаватам» упоминается история о Дурвасе Риши и Амбарише Махарадже, когда Дурваса Риши хотел наказать Амбаришу Махараджа за мнимое оскорбление. Но Верховный Господь принял сторону Амбариши Махараджа. И тогда Дурваса Риши спросил Его: «Почему Ты встаешь на Его сторону? Ведь в Твоей пранама-мантре говорится: «Намо брахманйа-девайа го-брахмана-хитайа ча – Ты тот, кто покровительствует коровам и брахманам«. Я брахман, а он всего лишь кшатрия. К тому же я санньяси. Он в белой одежде, а я в шафрановой. Почему Ты принимаешь его сторону?» «Потому что он Мой преданный, – ответил Кришна. – Я принадлежу ему».
Поэтому, в конце концов, Кришна не устоял под уговорами Нарады Муни, будучи бхакта-ватсалой, и сказал: «Хорошо, Я расскажу тебе. Понимаешь, у Меня есть жена, и она очень разговорчива. Она никак не может совладать со своим языком. И всякий раз, когда Я что-то говорю, она тут же приводит тысячу аргументов против того, что Я сказал. И потому Я боюсь разговаривать с ней, потому что знаю, что она оспорит и победит. Тогда Я решил найти прибежище у другой Своей жены, но она очень непостоянная – она не может находиться в одном месте и все время куда-то уходит. Тогда Я решил пойти к своему сыну, но он очень горделив и не хочет Меня слушать».
Кто эти две жены и сын?
Первая жена – это богиня учености, Сарасвати. Благодаря ее милости появляются великие ученые, которые имеют очень много аргументов, и они готовы оспорить мнение Кришны. Есть люди, которые могут управлять государствами – премьер-министры, президенты и т.д. – но которые при этом не могут справиться со своей женой. Богиня Сарасвати является супругой Кришны, но, тем не менее, она очень разговорчива и постоянно спорит.
Тогда Кришна думает: «Ну, ладно, тогда Я пойду ко второй жене». А вторая жена – это Лакшми, богиня удачи. Она наделяет всех богатствами. И она очень непостоянна и никогда долго не находится в одном месте. Поэтому никто не знает, в какой момент он обеднеет или вдруг станет богатым. Такова ее непостоянная природа. И поэтому Кришна и у нее не может найти успокоения.
И тогда Он решает: «Лучше Я проведу время со Своим сыном». А кто является Его сыном? Прадьюмна. Прадьюмна – это Камадев, бог любви, Купидон в нашем мире. Он одерживает победы на всех полях битв. От его стрел страдают даже такие великие боги, как Брахма и Шива. Он управляет ими всеми, как марионетками. Брахма увлекся собственной дочерью. Шива, хотя он является повелителем йогов, сам побежал за Мохини-мурти, желая наслаждаться ею. А Нарада Муни объявил всем, что он победил Купидона, но вскоре сам влюбился в одну принцессу и возжелал заполучить ее. Поэтому Прадьюмна очень сильно возгордился.
«Куда же Мне податься, где Мне отдохнуть, когда в доме столько проблем? – думает Кришна. – Уединюсь-ка Я посреди океана. Там Моя постель (Ананта-шеш), там Я и отдохну. Но вот проблема: как туда добраться? Все боги уже разобрали себе всех ваханов (ездовых животных). У Шивы – бык, у Брахмы – лебедь, у Дурги – тигр. А кто остался Мне? Мне остался лишь Гаруда».
В чем же главная проблема? У Гаруды и Ананта-шеша как у хищной птицы и змея природная вражда. И как только Кришна приблизится на Гаруде, Ананта-шеш тут же скроется под водой и сбежит. «Что же Мне делать?» – думает Кришна.
Итак, видя вокруг Себя все эти проблемы, Кришна просто стал деревянным, бесчувственным и просто не реагировал ни на кого.
Дхаранидхара дас: Я хочу спросить. Я так и не понял, почему все-таки он стал деревянным?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если вы хотите понять это, читайте мою книгу «Джая Джаганнатха», а также мою докторскую работу по Джаганнатхе. Там все подробности.
Мне скоро ехать в Индию, и по этой причине я заканчиваю.
Те, кто хотят решить все свои проблемы, которые возникают в этом мире, в семье, должны обратиться к духовному учителю и следовать его наставлениям – так решаются все проблемы этого мира.