О Божествах Шри Натхаджи и Гопале

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Когда в Индии правили британцы и американцы, национальный язык был не английский. В разных частях был разный язык, но национальный язык – хинди.

Однажды из Англии сюда приехали туристы. Тогда не было самолетов, и нужно было плыть на корабле. Отправляясь из Англии, они взяли с собой воду из своей страны, но по пути все они заболели. Когда же они отправились обратно, то набрали в путь воды из Ганги. И к всеобщему удивлению, никто из них не заболел, выпив этой воды.

Однажды один турист приехал в Индию и взял с собой гида. Любуясь достопримечательностями, он постоянно его спрашивал: «Кто построил это?» «Это Акбар», – отвечал гид. «А это?» – «Патанахи». – «А кто это построил?» – «Патанахи». – «А это здание?» – «Такой-то великий царь». – «А вот это?» – «Патанахи». Турист был очень удивлен. Разница между некоторыми строениями была более 600 лет, но их построил один и тот же царь. И когда этот турист вернулся обратно, он тут же начал всем рассказывать: «В Индии столько замечательных архитектурных зданий, и многие из них построены одним человеком, который жил более 600 лет». «Как это возможно, больше 600 лет? – удивлялись люди. – Мы тоже хотим на это посмотреть». И тогда они тоже приехали в Индию. И, немного выучив язык, они узнали, что на самом деле «патанахи» на хинди значит «я не знаю».

Таким образом и вы мне отвечаете на мои вопросы. Кого бы я здесь ни спрашивал, все вы мне отвечаете: «Патанахи».

Когда я вошел, там стояли Божества, и одним из них было Шри Натхаджи, рядом со Шри Чайтаньей Махапрабху и Радхой-Кришной. Радха-Кришна и Шри Чайтанья Махапрабху смотрят вперед, но почему Шри Натхаджи смотрит вниз? Патанахи? Никто не знает?

Знаете, когда-то я рассказывал одну историю. Эту историю я услышал от духовного брата Шрилы Гурудева. В древнее время было очень много царей и землевладельцев. И один землевладелец был вовлечен в убийство. И на суде ему вынесли решение: смертный приговор или тюрьма до конца жизни. Ему посоветовали нанять высококлассного адвоката. «Там, в другом городе, есть очень умный, но не очень популярный адвокат. Отправляйся к нему», – сказали ему люди. И тогда он обратился к нему и сказал: «Если мы выиграем суд, то я одам тебе 50% своего движимого и недвижимого имущества». И адвокат сказал: «Хорошо. Делай так, как я скажу. Есть правило: когда судья встает, нужно всем встать. Но когда судья встанет, ты не должен вставать – просто дуй ему в лицо и смейся. Когда я буду задавать тебе вопрос, дуй мне в лицо и смейся. И если другие юристы будут что-то спрашивать тебя, делай то же самое. Делай вид, как будто ты сумасшедший».

Итак, суд начался, и всем громко объявили: «Внимание! Судья входит!» Все тут же встали, а землевладелец, как посоветовал ему адвокат, не стал вставать, а лишь смеялся и дул всем в лицо. Оппонент его адвоката задал вопрос: «Где вы были, когда произошло убийство?» Но он лишь смеялся, как сумасшедший, и продолжал дуть. «Отвечайте на вопрос, который я вам задал!» – требовал оппонент. Но он всё продолжал дуть. Затем вопросы начал задавать его адвокат, а затем судья, но он точно так же лишь смеялся и дул всем в лицо. Судья понял, что у него умственные проблемы, и он не может быть вовлечен в продолжение суда.

В итоге его оправдали. Но землевладелец не спешил к адвокату, чтобы расплатиться с ним, как было обещано. И тогда адвокат сам пришел к нему и сказал: «Ты помнишь, что ты пообещал? Ты победил, а значит, ты должен отдать мне 50% своего имущества». Но землевладелец в ответ лишь начал смеяться и дуть ему в лицо. Адвокат пришел в ярость: «Я сам тебя научил этому, теперь ты так неблагодарно со мной поступаешь?!»

И точно так же я задаю вам вопросы, а вы мне, как и этот землевладелец, ничего не отвечаете.

Итак, Шри Натхаджи – Божество Мадхавендры Пурипада. Гуру Шри Чайтаньи Махапрабху – Ишвара Пурипад, а его гуру – Мадхавендра Пурипад. И у него было правило: ни у кого ничего не просить. И если ему никто ничего не жертвовал, то он полностью постился.

Однажды на Говардхане, сидя на берегу Говинда-кунды, он сидел и воспевал. А позже, днем, один деревенский мальчик пришел к нему и сказал: «Баба, почему ты не собираешь мадхукари (пожертвования)? Во Врадже никто не постится. Почему же ты постишься? Моя мама и тетушки приходили сюда за водой и увидели, что ты часами сидишь здесь и ничего не принимаешь. И тогда Моя мама послала Меня к тебе с этим кувшином молока. Но Я не смогу долго ждать, когда ты его выпьешь, иначе мама заругает меня, если Я вернусь поздно. Я оставлю молоко здесь, а потом вернусь за горшком». И мальчик ушел.

Мадхавендра Пури всегда был погружен в ашткалия-лилу, в игры Кришны. Но как только мальчик ушел, он мог думать лишь о Нем и Его словах. «Баба, почему ты не собираешь мадхукари? – проносились у него в голове слова этого мальчика. – Почему ты постишься?..»

Он был квалифицирован совершать аштакалия-лилу, поэтому Кришна Сам пришел к нему предложить ему молоко. Но если неквалифицированный человек захочет совершать аштакалию, тогда все восемь змей Калия придут и убьют его. Это очень опасно.

Один из наших санньяси в нашей санге в Баджере спросил Гурудева: «О, Гурудев, могу ли я совершать аштакалия-лила-смарану?» «Что? – удивился Гурудев. – Даже я неквалифицирован для этого». Так он сказал из смирения. «Послушай, – сказал ему Гурудев, – в Двапара-югу Калия схватил Кришну. Но Кришна был Сваям Бхагаваном, поэтому Он мог освободиться от него. Но тебя Калия запросто убьет. Будь очень осторожен. Даже не думай об этом». Не было никого более квалифицированного для этого, чем Мадхавендра Пури. И поэтому Кришна Сам пришел к нему и предложил ему молоко.

К нему приходило множество деревенских мальчиков, но ни один из них не овладевал его умом. «Ну, хорошо, – подумал Мадхавендра Пури. – Я выпью этого молока». И только он отхлебнул его, как вдруг все экстатические симптомы проявились в его теле без всякой причины. Его голос задрожал, волосы встали дыбом, он начал смеяться. А затем он опомнился: «Что произошло? Этот черный обманщик пришел обмануть меня и убежал! Ну, хорошо. Он всегда говорит правду, значит, Он вернется. И до тех пор я не буду спать».

Но Кришна устроил так, что Йогамайя заставила его уснуть. И когда мальчик снова вернулся, Он сказал ему: «Баба, я же говорил тебе, что приду, и вот Я пришел. Я олицетворенное Божество этой деревни. Мой пуджари, испугавшись мусульман, оставил Меня здесь и убежал. Позови жителей, и достаньте Меня оттуда, где Я сейчас лежу». Наутро Мадхавендра Пури проснулся и, вспомнив, как Кришна говорил с ним во сне, начал сетовать: «Снова, этот обманщик провел меня! Как же я уснул?»

Рано утром он созвал жителей на поиски Божества, и вскоре они нашли Его. Затем Его поставили наверх горы Гирираджа, провели абхишеку и анукут. И каждый день из Враджа к Нему приходило много людей.

А через некоторое время, спустя месяц, Гопал снова пришел к Мадхавендре Пури во сне и сказал: «О, Мадхава, ты служишь мне таким замечательным образом! Ты так хорошо Меня накормил! Но Я так долго был под землей. Мое тело до сих пор горит. И кроме тебя Мне не к кому больше обратиться. Принеси Мне специальную пасту из сандала и смешай ее с камфарой. Это все ты найдешь в Джаганнатха Пури».

Наутро Мадхавендра Пури оставил брахмана служить Божеству и отправился в путь. В то время не было самолетов, поездов и машин – нужно было ходить только пешком. И так он шел и дошел до Ремуны, где поклоняются Божеству Гопинатха.

Когда он подошел к храму, дверь была закрыта. А когда же пуджари открыли двери, из храма донесся замечательный запах. «Что вы здесь предлагаете? – спросил Мадхавендра Пури. – Какой потрясающий запах!» «Это особенное молочное блюдо, кхир», – ответили ему пуджари. «Что это за прасад такой? – подумал Мадхавендра Пури. – Если бы я мог хоть чуть-чуть попробовать его, то смог бы его готовить для Гопала, вернувшись на Говардхан». Но, подумав так, он тут же испытал стыд за свое желание попробовать эту бхогу.

Мадхавендра Пури вышел из храма и сел воспевать на одной рыночной площади.

В это время после арати пуджари прилег отдохнуть, и Гопинатх пришел к нему во сне и сказал: «Эй, пуджари! Просыпайся!» «О, Прабху! Почему Ты меня беспокоишь? Я же только что уснул», – спросил он. Но Гопинатх и не думал оставлять его в покое. «О, Прабху, – сказал пуджари, – я весь день служил, я так устал, дай мне отдохнуть». «Пуджари, просыпайся!» – не отставал Гопинатх. «Ну, что случилось?» – спросил он Гопала. «Я украл один горшочек с кхиром для Моего преданного Мадхавендры Пури», – сказал ему Гопал. «Как же это возможно? – удивился пуджари. – Я сам посчитал, их было 12». Но на самом деле под влиянием Йогамайи он и не заметил, что горшочков было всего 11. «Но где этот горшочек?» – спросил пуджари. «От стоит за Моими ногами, прикрытый одеждой», – сказал ему Гопал.

Пуджари принял омовение, поменял одежду и открыл дверь (когда вы будите Тхакураджи, не нужно этого делать в ночной одежде – сначала нужно принять омовение, поменять одежду и затем прийти к Божествам). Заглянув за Божество, он сразу же нашел там этот горшочек и подумал: «О, какой удачливый этот преданный – Тхакураджи украл для него кхир!» А затем, поставив горшочек на свою голову, он пошел искать Мадхавендру Пури. «Кто здесь Мадхавендра Пури?» – кричал он. «Это я», – ответил Мадхавендра Пурипад. И, предложив ему поклоны, пуджари сказал: «Тхакураджи украл этот кхир для тебя. Во сне Он пришел ко мне, стянул меня с кровати и сказал, чтобы я принес его тебе. Пожалуйста, прими его». И, отдав ему горшочек, пуджари ушел.

Когда Мадхавендра Пурипад принял немного этого кхира, вдруг все восемь экстатических симптомов проявились на его теле. И он решил, что поделит этот кхир на множество кусочков и будет принимать по одному, когда будет голоден. А затем он подумал: «Завтра утром во время мангала-арати, пуджари всем расскажет об этом. Мне нужно уйти отсюда, как можно скорее». И, не желая себе славы и почестей, ночью он покинул деревню.

Утром во время мангала-арати пуджари всем рассказал о случившемся. А Мадхавендра Пурипад уже ушел в Джаганнатха Пури. Там он собрал сандаловую пасту, камфару, и теперь ему снова нужно было пройти через Ремуну. Но он не хотел, чтобы люди знали его. Преданные не любят славы. Однако Господь хочет, чтобы о них знали повсюду. Как Шрила Свами Махарадж – когда он давал класс, он закрывал глаза, он не хотел славы. Но Шри Чайтанья Махапрабху хотел сделать его знаменитым.

Когда он возвращался обратно через Ремуну, Гопал снова пришел к нему во сне. «О, Мадхавендра, – сказал Он, – прости Меня! Я принес тебе столько проблем. Но с кем мне еще разговаривать, кроме тебя? Послушай, Я и Гопинатх – одно. Между нами нет разницы. Поэтому ты можешь смешать здесь сандаловую пасту с камфорой и натереть Мое тело в форме Гопинатха».

И когда Мадхавендра Пури проснулся, он вынужден был исполнить желание Гопала. И рано утром, когда он вновь вошел в храм Ремуны, люди его встретили с великими почестями. «Это тот самый Мадхавендра Пури! – воскликнули они. – Это для него Тхакураджи украл кхир

С тех пор имя Божества этой деревни стало Кширачора Гопинатх. «Кширачора» означает «тот, кто украл кхир (кшир)».

Божество Гопала дало Божество Шри Натхаджи брахманам из Вишнусвами-сампрадаи. И они стали служить Ему. Вообще это Божество Гаудия-сампрадаи, но они отдали им это Божество, чтобы брахманы заботились о нем.

Кто ачарья в Вишнусвами-сампрадае? Кто служил Шри Натхаджи? Валлабха Ачарья. Валлабха Ачарья – возвышенный преданный.

Однажды, когда они предлагали бхогу, двери в алтарную были закрыты. А когда бхогу предложили, Тхакураджи сошел с алтаря и сел играть с сыном уборщика. После предложения нужно совершать арати, как мы и делаем, воспевая: «Яшомати-нандана враджа-вара-нагара гокуларанджана-кана». Они также пели и другой киртан. И того, кто пел киртан, звали Говинда. Это был ученик Валлабхи Ачарьи. И он, увидев, как Тхакураджи играет с сыном уборщика, сказал Ему: «Эй, Гопал, я вижу, что Ты делаешь! Я расскажу об этом своему Гурудеву. Тебе собираются предлагать арати, а Ты тут играешь с сыном уборщика? Я преподам Тебе хороший урок! Прекрати немедленно, иначе я буду жаловаться». «Ну, что твой Гурудев Мне сделает? – сказал ему Гопал. – Мне все равно. Я не оставлю Своего друга». – «Тебе нужно принять омовение, иначе Тебе нельзя возвращаться в алтарную». Так они спорили на берегу Говинда-кунды, и Гопал сказал: «Ты знаешь, кто Я? Я сын Нанды Махараджа. Будь осторожен, не думай плохо обо Мне, будто бы Я стал нечистым. Я Сам тебя столкну в Говинда-кунду!» И Тхакураджи толкнул его в воду. А затем пуджари стянул Его за собой, и оба они промокли до ниточки.

Тем временем кто-то позвонил в колокольчик, чтобы проводить арати, и Кришна второпях побежал к алтарю. И когда Валлабха Ачарья открыл дверь в алтарную, то увидел, что Тхакураджи стоит весь мокрый. Тут подоспел и Говинда, чтобы проводить арати. «Говинда, что произошло?» – спросил его Валлабха Ачарья. Говинда посмотрел на Кришну и спросил Его: «Мне рассказать?» Но Говинда опустил голову вниз, говоря: «Нет, ничего не рассказывай». «Говинда, почему ты молчишь? – начал терять терпение Валлабха Ачарья. – Почему ты и Тхакураджи все мокрые?» «Я не могу сказать, Тхакураджи мне не разрешает», – ответил Говинда. «Но я твой Гуру, – сказал ему Валлабха Ачарья, – и ты должен следовать приказу Гуру, а не Тхакураджи».

Если твой Гурудев квалифицирован, нужно следовать ему, иначе ты пойдешь в ад, безо всяких сомнений.

И тогда Говинда сказал: «Гурудев, когда мы предлагали бхогу, в конце Тхакураджи пошел играть с сыном уборщика. Я сказал Ему, что это неправильно, что я пожалуюсь Гурудеву. А Он мне сказал, что Ему все равно и Ему никто ничего не сделает, потому что Он сын Нанды Махараджа. Затем Он столкнул меня в воду, и я утащил Его за собой. А когда началось арати, мы поторопились сюда». И по этой причине божество Шри Натхаджи в стыдливости опустило голову вниз.

Если есть вопросы, задавайте.

Преданный: Вы можете что-то рассказать о Махамайе и Йогамайе?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вечная энергия, антаранга-шакти, хладини-шакти – это Шримати Радхика. Проявление Шримати Радхики – Йогамайя-деви. Йогамайя-деви контролирует игры Кришны. Кришна дал ей эту силу. И Йогамайя также организует встречу между Кришной и преданными. А Махамайя – это тень Йогамайи. И она наказывает того, кто отворачивается от Кришны. Йогамайя контролирует все игры Кришны, а Махамайя прячется за Кришну в стыдливости и наказывает души.

Если железо полно ржавчины, то его нужно раскалить и сбить эту ржавчину. Таким же образом, когда мы отворачиваемся от Кришны, что делает Майя? Она мучает нас 3 видами страданий: адхибхаутика, адхидайвика и адхьятмика. Таким образом она нас очищает. Махамайя все это организует, чтобы очистить наше сердце.

Это разница между Йогамайей и Махамайей. Махамайя – для обусловленных душ, чтобы наказывать их и очищать, а Йогамайя всегда организует встречи между преданными и Кришной и устраивает игры Кришны.

Преданный: (не слышно)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если кто-то осознанно отвергает Гуру, это гуру-авагья. Если кто-то что-то делает из-за недостатка качеств или слабости в сердце, это не проблема. Но если осознанно отвергать его и критиковать – это гуру-авагья.

Преданный: Что вы скажете о спутниках Шри Чайтаньи Махапрабху? У Него множество спутников. Кто-то из них старше, а кто-то младше. И все они служат Шри Чайтанье Махапрабху разными способами. Мне кажется, это большая дискриминация, считать, что кто-то из них более возвышенный, а кто-то менее.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Кто-то очень близок Шриману Махапрабху, а кто-то нет. У каждого своя позиция. Шри Чайтанья Махапрабху не давал нам эту ответственность – расценивать, кто более возвышенный, а кто менее. Это не наша обязанность. Мы не должны думать, что кто-то более возвышен, а кто-то менее. Мы не возвышеннее их. Мы должны быть сфокусированы на том, как освободиться от наших анартх и прогрессировать в сознании Кришны. Нам не следует думать о том, кто из них более или менее возвышенный. Шри Чайтанья Махапрабху о них заботится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.