Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я выражаю почтение и кланяюсь лотосным стопам всех спутников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады и всей рупануга-гуру-варги.
Я предлагаю свои дандават-пранамы всем собравшимся здесь русским преданным, которые вдохновляют меня рассказывать хари-катху.
Когда я прибыл в город Нью-Йорк, в этот день был праздник расплющенного риса – это праздник, связанный с Рагхунатхой дасом Госвами, и поэтому я расскажу об этом событии.
Рагхунатха дас Госвами родился в очень богатой семье. Богатство его семьи измерялось 20 тысячами золотых монет. Его отца и дядю звали Говардхан Маджумадар и Хиранья Маджумадар. Он был единственным сыном, у него не было братьев.
С детства, услышав о Шри Чайтанье Махапрабху, он привязался к Его лотосным стопам. И всякий раз он пытался сбежать из дома, не имея никакой привязанности к богатству и желания быть наследником. Но поскольку у его отца и дяди было много слуг, в том числе охранников, они посылали этих слуг на конях, и те быстро ловили и возвращали Рагхунатху обратно.
Однажды Шрила Рагхунатха дас Госвами – тогда еще просто юный Рагхунатх – узнал, что в доме Адвайты Ачарьи проводился праздник. Туда пришел Шри Чайтанья Махапрабху, и он тоже туда отправился. И к тому моменту его поведение оценивалось как поведение сумасшедшего, потому что он, единственный наследник богатой семьи, постоянно пытается сбежать из дома. И когда он приблизился к Махапрабху, Он сказал ему: «Не веди себя, как сумасшедший, возвращайся домой. Живи, как обычный нормальный вишая (наслажденец), наслаждайся этим миром внешне, но не привязывайся к нему. А внутренне развивай желание служить Радхе-Кришне, и тогда все решится, когда это желание созреет».
И тогда Рагунатх вернулся домой. Родители не могли нарадоваться: «О, наш ребенок изменился! Он стал нормальным!» Он перестал сбегать из дома. Он женился и начал помогать отцу в делах.
В то время правил мусульманин. А его отец и дядя имели некоторые проблемы с налогами. И тогда этот мусульманин наведался со своими войсками в их дом. Узнав, что приехал правитель, отец и дядя Рагхунатхи убежали, оставив мальчика одного. Когда этот мусульманин вошел в дом, он схватил Рагхунатху. А Рагхунатха был очень сладостен. Его образ, его голос – все было сладостно. И он обратился к мусульманину: «Мой отец, мой дядя и вы – как три брата. А братья иногда могут ссориться, а затем снова мирятся. И поскольку я сын своего отца, значит, я и ваш сын, ведь вы братья и все время вместе. Почему же вы мне пытаетесь навредить?» Когда мусульманин услышал эту простую безупречную логику от столь сладостной личности, какой был Рагхунатха, он прослезился и обнял его. Его настроение переменилось, и гнев прошел. А потом он договорился о встрече с его отцом и дядей, где они обсудили все дела.
Размышляя, родители юного Рагхунатха думали, как удержать сына. Они были довольны всеми изменениями, которые произошли с ним, но они решили подстраховаться. Они решили, что жена будет лучшим средством, для того чтобы удержать его дома. И поэтому они нашли ему самую красивую девушку, которую только можно было найти в том месте. И так была сыграна его свадьба, и Рагхунатх стал семейным человеком. Внешне он продолжал жить как обычный человек, но внутренне он ни к чему не привязывался.
Однажды пришло известие, что недалеко от того места, где жили Рагхунатх с его отцом и дядей, пришел Нитьянанда Прабху со Своими спутниками. И тогда Рагхунатх прибежал к своему отцу и дяде и сказал: «Сюда, недалеко от нашей деревни, пришел Нитьянанда Прабху. Позвольте мне получить Его даршан». И поскольку они оба очень хорошо относились к вайшнавам, они разрешили ему отправиться туда. А также они дали ему с собой большую сумму денег, чтобы он мог послужить Нитьянанде Прабху и вайшнавам, а также отправили с ним помощников и охрану.
Шри Рагхунатха дас Госвами, лишь издалека увидев Нитьянанду, начал кланяться Ему. И Нитьянанда, заметив его, сказал: «О, вор! Вор пришел! Ты пытался украсть мою собственность! Я тебя накажу!» И какое наказание Он избрал для Рагхунатхи? Он сказал: «Ты должен будешь накормить прасадом из расплющенного риса всех вайшнавов, которые придут сюда ко Мне». А затем, когда Рагхунатха приблизился к Нему и поклонился, Нитьянанда поставил Свои стопы на голову Рагхунатхи.
Посмотрите, насколько удачлив Рагхунатх! То, о чем даже в сердце не могут мечтать такие великие личности, как Брахма, Шива, не говоря уже о йогах этого мира, юный Рагхунатх заполучил с легкостью.
Итак, возникает вопрос: почему, как только Нитьянанда Прабху заметил Рагхунатху, он назвал его вором? Потому что Рагхунатх дас Госвами пытался сбежать из дома, чтобы получить возможность служить лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху в Джаганнатха Пури. Но никто не может приблизиться к Шри Чайтанье Махапрабху, минуя Нитьянанду Прабху. Потому что Сам Махапрабху объявил: «О, Нитьянанда, ты купил Меня Своей преданностью. Отныне Я Твоя собственность, и Ты можешь продать Меня на любом рынке». Поэтому без беспричинной милости Нитьянанды Прабху невозможно обрести милость Шри Чайтаньи Махапрабху. А это то, что пытался прежде сделать Рагхунатха дас Госвами. Он не обращался за милостью к Нитьянанде Прабху, чтобы обрести служение Шри Чайтанье Махапрабху. Поэтому, когда он появился, Нитьянанда Прабху начал кричать: «Вор! Вор пришел!» И как Он его наказал? Он дал ему служение всем Своим вайшнавам. То есть все вайшнавы принадлежат Нитьянанде Прабху, изначальному гуру.
Итак, Нитьянанда Прабху попросил Рагхунатху устроить всем вайшнавам пир, накормить их всех прасадом в виде двух блюд. И тут же Рагхунатха всем распорядился. Он отправил своих слуг с теми деньгами, которые дал ему отец, в ближайшие деревни с приказом купить там расплющенный рис. В ваших магазинах этот вид риса не продается, но в Индии он доступен разных сортов, разных видов. Он очень легок в приготовлении – его не нужно варить.
Когда все было готово, Нитьянанда Прабху пригласил своего младшего брата, Шри Чайтанью Махапрабху. И на зов Нитьянанды Шри Чайтанья Махапрабху не мог не ответить. Он тут же появился. И Нитьянанда Прабху дал Ему место с правой стороны от Своей асаны. Какой из этого урок? Когда к нам приходит старший, Его нужно посадить справа от нас.
Нитьянанда Прабху стал Своими руками кормить Чайтанью Махапрабху. А Чайтанья Махапрабху начал кормить Нитьянанду Прабху. Это была необычайная картина. Ее могли увидеть лишь очень удачливые души – немногие из спутников Нитьянанды Прабху. Но среди них был Рагхунатх. И он также увидел эту картину, как появился Шри Чайтанья Махапрабху.
Когда Рагхунатх разослал своих слуг по ближайшим деревням с приказом скупать необходимые продукты для приготовления, с этим распространилась новость, что Нитьянанда Прабху появился и устраивает пир для вайшнавов. И поэтому вайшнавы со всей округи начали приходить в то место. И все они благословляли Рагхунатху. Такова была идея наказания Рагхунатхи прабху. Ему не хватало милости вайшнавов, чтобы достичь своей цели, и поэтому Нитьянанда Прабху велел ему организовать пир для вайшнавов, и тогда вайшнавы его благословили. И в тот момент, когда Рагхунатх увидел, как появился Шри Чайтанья Махапрабху, он понял: «Вот тот самый знак, о котором говорил Шри Чайтанья Махапрабху. Теперь на моем пути к служению Его лотосным стопам больше нет препятствий».
Прибыло так много вайшнавов, что не все поместились на берегу Ганги под деревом баньяна, где сидел Шриман Нитьянанда Прабху. Часть вайшнавов стояла чуть ли не по колено в воде, чтобы иметь возможность быть в обществе преданных и почитать прасад. Нитьянанда Прабху вместе со Шри Чайтаньей Махапрабху вместе ходили по рядам вайшнавов, наслаждались, смеялись и угощали друг друга прасадом. Нитьянанда Прабху кормил из всех горшков Чайтанью, а Чайтанья кормил Нитьянанду.
Было очень весело, и на это веселье прибыл еще один очень важный вайшнав, важный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху. Его имя – Рагхава Пандит. Рагхава Пандит в играх Радхи-Кришны является Даништхой сакхи. Она очень дорога Шри Яшоде, она все время проводит в царском дворце семьи Нанды Махараджа, где она встречает Шримати Радхику, когда Она приходит, и всячески Ей помогает. В Играх Чайтаньи Махапрабху она принимает облик Рагхавы Пандита.
Каждый год, когда вайшнавы отправлялись из Навадвипы в Джаганнатха Пури, они туда шли не с пустыми руками – они шли с подарками для Шри Чайтаньи Махапрабху. Они несли сладости, которые долго хранятся, чтобы Шри Чайтанья Махапрабху мог целый год ими питаться и вспоминать Свой дом, Навадвипу и Своих близких. И Рагхава Пандит вместе со своей сестрой, Дамаянти, также готовили для Него и приносили все это в Джаганнатха Пури.
Так вот, когда Рагхава Пандит увидел, что происходит на этом собрании, он подошел к Нитьянанде Прабху и сказал: «О, Нитьянанда, как же так? Ты же обещал, что сегодня придешь ко мне принимать прасад! А ты устроил такой праздник с угощениями здесь, что я уже потерял надежду, что ты придешь ко мне сегодня на ужин».
И Нитьянанда Прабху ответил: «О, мой дорогой Рагхава Пандит, Я же пастух (гопа), а пастухи любят пикники на природе. Присоединяйся к нам. Не беспокойся ни о чем. Вечером Я к тебе приду и почту прасад».
Также Нитьянанда Прабху взял часть маха-прасада Шри Чайтаньи Махапрабху и передал ее Рагхунатхе дасу Госвами. Это была последняя точка в том, что все препятствия на пути Рагхунатхи к преданному служению лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху были разрушены.
Есть один важный момент. Согласно этикету, когда в дом домохозяина приходит садху, санньяси, гуру, то нужно обязательно, кроме того, чтобы выразить ему почтение и поухаживать за ним, дать ему пожертвование. И поэтому, будучи домохозяином, Рагхунатха дас Госвами захотел дать пожертвование Шри Нитьянанде Прабху, своему учителю. Как он это сделал? Он передал деньги через своих слуг. Почему? Потому что он хотел, чтобы его слуги получили необходимый урок. Если кто-то вам дорог, вы будете заботиться об этих людях. Так и Рагхунатх позаботился о своих людях. Он устроил так, чтобы они передали пожертвование Нитьянанде Прабху.
После того как Рагхунатха прабху получил милость Нитьянанды прабху на берегу Ганги, когда он вернулся домой, он очень сильно изменился. Он перестал заходить в свою комнату. Он стал жить и спать рядом с местом, где находилось божество Дурги. Хотя семья Рагхунатхи даса Госвами были слугами Вишну, Кришны, то есть вайшнавами, тем не менее, ради поддержания своего статуса очень богатых людей они должны были поклоняться Божеству Дурги-деви – такова была традиция того места. Поэтому в их доме было также Божество Дурги.
Однажды рано утром Рагхунатху даса Госвами разбудил его учитель, Ядунандана Ачарья. Ядунандана Ачарья не является обычным преданным. Он очень возвышенный вайшнав, ученик Адвайты Ачарьи и представитель изначального гуру, Нитьянанды Прабху. Он разбудил Рагхунатху и сказал: «Просыпайся. Мой пуджари проспал. Нужно провести пуджу Божествам и мангала-арати, а пуджари спит. Просыпайся. Ты пойдешь к пуджари, разбудишь его и приведешь, а я пойду собирать все необходимые параферналии». И тогда Рагхунатха дас Госвами отправился к пуджари, чтобы разбудить его и привести на пуджу.
Однажды я спросил Шрилу Гурудева: «Почему Ядунандана Ачарья отправил именно Рагхунатху? Почему он не пошел сам?» И Шрила Гурудев назвал три причины. Он сказал, что этот пуджари не был возвышенным вайшнавом, хотя и был учеником Ядунанданы Ачарьи, и поэтому, чтобы передать ему свою волю, Ядунандана Ачарья выбрал Рагхунатха. Потому что если бы он пошел сам, то если бы пуджари спросонья начал привередничать, это было бы плохо для его духовной жизни. Учитель никогда не хочет подставлять своих учеников. Потому что, согласно шастрам, если ученик не подчиняется приказу гуру, он отправляется в ад. И поэтому он послал Рагхунатху.
Другая причина была в том что Рагхунатха является сыном того богатого человек, который нанял этого проповедника для поклонения божеству в доме, то есть он должен подчиняться его приказу, выполнять его волю.
И, наконец, есть третья причина. Поскольку Ядунандана Ачарья также является представителем изначального духовного учителя, Шри Нитьянанды Прабху, через него проходит милость Нитьянанды Прабху. И пришло время для Рагхунатхи обрести свое освобождение, чтобы получить служение Шри Чайтанье Махапрабху. Он все это время думал: «Как мне сбежать из дома и обрести служение Шри Чайтанье Махапрабху?» И вот в этот момент он получил такую возможность через своего духовного учителя. Получается, что Рагхунатх выходит из дома не один – его сопровождает Ядунандана Ачарья, он находится под присмотром. Но когда они вышли, Ядунандана Ачарья отправил его одного к дому пуджари, чтобы разбудить его, а сам отправился собирать параферналии.
Как только он сообщил пуджари, что его ждут для поклонения Божествам, он тут же понял, что это идеальный момент убежать из дома, потому что за ним никто не смотрит, а его сердце переполнено жаждой служить Махапрабху и его никто не удерживает. И он тут же направил свои стопы в сторону Джаганнатха Пури. Причем он поступил очень разумно в том, какой путь он выбрал. «Тот, кто занимается бхаджаном, обретает разум», — говорит Кришна в «Бхагавад-гите» (10.10).
Какой путь он выбрал? Там была хорошая дорога, по которой обычно ходили паломники из Бенгалии в Джаганнатха Пури. Она была обустроена, там были места, где можно остановиться, отдохнуть, принять прасад и омыться. Это был удобный путь, но он занимал месяц. А Рагхунатха дас Госвами пошел коротким путем через джунгли. Этот путь у него занял 2 недели всего лишь с 3 остановками для прасада.
Когда он пришел, преданные увидели его и сказали Махапрабху: «О, юный Рагхунатх появился!» Махапрабху позвал его, и Рагхунатха предложил ему свои дандават-пранамы. И тогда Махапрабху сказал Сварупе Дамодаре: «Пожалуйста, позаботься о нем. Я вручаю его тебе». И поскольку Рагхунатх теперь был под руководством Сварупы Дамодары, его стали звать Сварупера Рагху.
Это важно. Почему? Потому что у Махапрабху среди спутников было 3 Рагхунатхи: сам Рагхунатха дас Госвами, затем Рагхунатха Батта Госвами из Южной Индии (один из 6 Госвами) и еще один Рагхунатха – врач. И Рагхунатху даса Госвами стали звать Сварупера Рагху. Теперь Сварупа Дамодара лично обучал и наставлял его.
На этом я завершу эту историю.
Кришнадас прабху прислал мне письмо о том, как можно провести фестиваль в Армении. Первый вариант – там буду лишь я, и второй вариант – там будут также и другие вайшнавы: Неми Махарадж, Падманабх Махарадж, Враджанатх прабху. Я предпочитаю второй вариант – быть с вайшнавами. Что касается времени, в этом году у меня уже не получится. Можно это устроить в 2018 году в конце июля-начале августа после Гуру-пурнимы. Но я могу предложить вам еще один вариант – тоже в 2018 году, не в конце июля-начале августа, а во второй половине сентября, сразу после Радхаштами. То есть после Радхаштами до Картики. Но я бы предпочел быть с вайшнавами.
Есть ли вопросы?
Гунамала даси: Можно ли есть в первый месяц Чатурмасьи брокколи и цветную капусту?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Брокколи – нет проблем. А что касается цветной капусты, лучше в первый месяц ее не использовать в приготовлении. Но для начинающих преданных это не критично, поскольку в России небольшой выбор овощей. Но те, кто хочет следовать строже, избегайте и цветную капусту.