Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я перехожу к величию садху-санги. Как я уже говорил, кто такой садху? Шрила Джива Госвамипад пишет в своих «Сандарбхах»: «Садханоти садхайати ча кришна-према ити садху – тот, кто сам совершает садхану, практикует, чтобы достичь кришна-премы, и помогает другим достичь этой же цели, является садху».
Когда бы мы ни совершали садху-сангу, мы можем что-то получить. Поэтому люди приходят снова и снова. Мы всегда получаем какое-то благо.
9 июня Джаганнатха будет принимать омовение, это называется Снана-пурнима. Со всех мест паломничества будет принесена вода, и с расстояния можно будет наблюдать, как Джаганнатха принимает омовение. После этого Он заболеет и две недели не будет давать даршан. А затем начнется Джаганнатха Ратха-ятра, 25 июня. Я собираюсь принять в ней участие и приглашаю вас всех.
В Джаганнатха Пури, где находился Шри Чайтанья Махапрабху, в Гамбхире, рядом есть место короля Пратапарудры, Кашимишра-бхаван. При входе в Кашимишра-бхаван находятся Божества Радха-Канта, а напротив этих Божеств находится Гамбхира Махапрабху.
Как Божества Радха-Канта пришли в этот мир? Об этом я сегодня расскажу.
В 18 км от Джаганнатха Пури находится железнодорожная станция, которая называется Сакши-Гопал. И я так же расскажу, как в этот мир пришел Сакши-Гопал, и приведу примеры в связи с садху-сангой.
В древнее время не было самолетов и машин – нужно было ходить только пешком, либо на буйволиной повозке. И когда кто-то отправлялся во Вриндаван с дальнего расстояния, только один или два человека возвращались обратно – другие умирали по дороге.
Однажды в деревне Виджая-нагара у одного брахмана из аристократической богатой семьи появилось желание посетить Вриндаван. Но он боялся, что если пойдет на дальнее расстояние, то может умереть. О своем намерении он рассказал своей жене и детям, и они ответили ему: «Как же ты можешь идти? Кто с тобой пойдет?»
А на этой же территории жил очень молодой брахман. Он был не из аристократической семьи и не такой ученый, и он предложил этому брахману сопровождать его в путешествии. И так они вместе пошли во Вриндаван.
По пути молодой брахман помогал старшему, как собственному гуру. Когда он хотел отдохнуть, он массировал ему стопы. И старший брахман был очень счастлив. «За всю мою жизнь даже мой старший сын мне так не служил, – говорил он. – Я впечатлен твоим служением». «Я служу вам, потому что вы великий преданный, – говорил младший брахман. – Это мое благо – служить вам, поскольку таким образом будет счастлив и Бхагаван».
Итак, наконец, они достигли Враджа и получили даршан всех двенадцати лесов: Бхадравана, Билвавана, Лаухавана, Бхандиравана, Махавана, Мадхувана, Талавана, Кумудавана, Бахулавана, Камьявана, Кхадиравана и Вриндавана. Затем они посетили двенадцать сакха-ванов и тридцать два упавана. Они получили даршан всех святых мест и были очень счастливы.
А однажды молодой брахман сидел возле храма, и старший брахман сказал ему: «Ты так замечательно служил мне! Я очень доволен тобой и хочу выдать за тебя свою старшую дочь». «Нет, – ответил тот. – Это невозможно. Ваша жена, сын и дочь не будут с вами согласны. Я служил вам для удовольствия Господа, чтобы Он был доволен мной. Я не хочу жениться на вашей дочери. Более того, отношения должны быть равными. А если жена из высокого класса, а жених из низкого, она очень богата, а он очень беден, это принесет много проблем». Но старший брахман сказал: «Нет, моя дочь – это моя собственность, и я выдам её замуж за того, за кого пожелаю». «Хорошо, – согласился в итоге младший брахман. – Если вы этого хотите, тогда пообещайте это перед Гопалом».
И, таким образом, они подошли к Божеству Гопала, и брахман сказал: «О, Гопал, я даю это обещание перед Тобой. Когда я вернусь обратно, я выдам мою дочь замуж за этого брахмана». А младший брахман добавил: «Гопал, послушай внимательно. Если они все же примут противоположное решение, я вернусь к Тебе и попрошу Тебя предстать свидетелем обещания этого брахмана».
Итак, после завершения своего паломничества они вернулись в Виджая-нагару. И все родственники старшего брахмана были очень счастливы. А позже, созвав всех родных, брахман сообщил им о своем решении. «Послушайте, – сказал он им. – Этот брахман замечательно служил мне, и лишь благодаря ему я смог вернуться. Даже я так не служил своему отцу, и никто из вас никогда так не служил мне. И поэтому я хочу выдать за него замуж свою дочь». «Что? – тут же возмутился его сын. – Ты хочешь выдать мою сестру замуж за этого бедняка? Что у него есть? Свадьба должна быть между людьми равных позиций. Мы из аристократической семьи, а он вообще вне всякого статуса! Мы ученые, а он глупец! У нас полно богатств, а он бедный. В каждом отношении он ниже, чем мы. Это невозможно». «Но я пообещал ему, и я не могу не сдержать своего слова, – говорил брахман. – Я пообещал это перед Гопалом, и если я не сдержу слово, Он придет сюда как свидетель». «Что? – усмехнулся сын. – Этот кусок камня придет засвидетельствовать? Забудь об этом. Послушай, если брахман позовет местных жителей, просто скажи: «О, я же пожилой человек, и память моя уже совсем не та. Я уже не помню, что и говорил». И тогда мы будем спасены». И так под давлением своих родственников брахман согласился.
Так прошло несколько дней, а никакого намека на подготовку к свадьбе не было, и тогда младший брахман пришел к старшему и спросил: «Что произошло? Вы в порядке? Как ваше здоровье?» «Да, у меня все в порядке», – отвечал ему он. «Вы пообещали во Вриндаване перед Гопалом, что выдадите за меня свою дочь. Но вы не зовете меня и не обсуждаете никаких деталей». Но тут же выскочил сын старшего брахмана с палкой и крикнул: «Ты хочешь жениться на моей сестре? Убирайся отсюда, безнравственный человек! Сейчас я тебя…» И так младший брахман вынужден был уйти ни с чем.
Немного погодя младший брахман позвал местных жителей на собрание и рассказал о сложившейся ситуации, чтобы принять решение, как же ее разрешить. И сын старшего брахмана сказал: «О, уважаемые жители этой деревни, как это возможно? Мы такие богатые, такие ученые! У нас аристократическая семья. Разве возможно устраивать такую свадьбу – женить мою сестру на этом бедняке?» А старший брахман, как и посоветовал ему сын, сказал: «Я очень пожилой, и память моя совсем слаба. Я уже и не помню, что и когда говорил». «Послушайте, у моего отца очень много денег, – добавил его сын, – и он сказал, что хочет все их пожертвовать в разные храмы. А этот безнравственный брахман напоил его чем-то! Мы так удачливы, что наш отец хотя бы не сошел с ума. В Матхуре он украл все его деньги, и мой отец уже не помнит, сколько брал с собой. Как это возможно?»
«Это полная ложь, – отвечал младший брахман. – Он пообещал перед Божеством Гопала, что, если он не выдаст дочь замуж за меня, то я позову Гопала засвидетельствовать». Но, услышав это, люди засмеялись: «Как это возможно, чтобы Божество ходило?» Однако некоторые из жителей сказали: «Бхагаван – бхакта-ватсал. И если кто-то позовет Его из глубины своего сердца, Он обязательно придет».
Например, когда Драупади была в опасности. В Двапара-югу Дурьодхана приказал своему брату раздеть Драупади и посадить ему на колени. И что произошло? У Духшасаны была сила 10 000 слонов в руках, но, сколько бы он ни стягивал с нее одежды, ему это не удавалось, поскольку ее сари не было конца. Это была реинкарнация Кришны виде сари.
Драупади хотела защитить свою скромность руками, но не могла. Затем она держала одежду зубами, но и это не помогло. И в тогда она взмолилась Кришне, подняв руки. Она звала Его из глубины своего сердца, и Он пришел в виде бесконечного сари.
«Да, Кришна может прийти», – говорили жители. И в этом контексте я кое-что расскажу.
Однажды в собрании гопи Кришна сказал: «Вы знаете, кто Я? Я Бог. Я делал это и делал то». «Какой Ты Бог? – говорили гопи. – Мы знаем, что Ты непослушный сын мамы Яшоды и Нанды Бабы». «У Меня есть множество благоприятных знаков!» – продолжал Он. «О, забудь! У нашей сакхи, Радхи, намного больше благоприятных знаков на стопах!» – отвечали они Ему. «В других кальпах Я дал одежду Драупади, чтобы защитить ее скромность», – говорил Кришна. «Да, мы слышали об этом Кришне, но Ты не Он», – отвечали Ему гопи. «Нет, Я и есть тот самый Кришна», – говорил Он. «Да Ты, наверно, и не Свое сари ей дал, а украл у кого-то, не смог это продать и отдал ей, – говорили они. – Когда нам было по полтора года, Ты украл нашу одежду и ничего не вернул. И точно так же и здесь!» «Нет, Я не вор! Я говорю правду! – говорил Кришна. – Я религиозный человек!» «Знаем мы, какой Ты религиозный человек», – отвечали гопи.
А затем они спросили Его: «Кришна, а ты вообще мужчина или женщина?» «Что? Я мужчина!» – отвечал им Кришна.
Есть три мужчины, три пуруши: Каранодакашайи Пуруша, Гарбходакашайи Пуруша и Кширодакашайи Пуруша. И три пурушоттамы: лила-пурушоттама Кришна, марьяда-пурушоттама Шри Рама и према-пурушоттама Шри Чайтанья Махапрабху.
«Я пурушоттам, – говорит Кришна. – Самый лучший и наивысший из всех мужчин!» «А Ты носишь сари или дхоти?» – продолжали гопи. «Почему вы так говорите? – сказал Кришна. – Смотрите сами: разве у меня сари? Я в дхоти!» «Хорошо, Кришна, – ответили Ему гопи. – А когда Ты хотел спасти Драупади, Ты ей дал дхоти или сари?» «Я дал ей сари», – отвечал Он. «Ну, откуда же Ты тогда взял сари? Ты украл его!» – сказали они Ему.
Итак, жители говорили: «Да, Бхагаван действительно может прийти». А затем младший брахман сказал: «Давайте составим документ и подпишем с двух сторон: с моей и сына старшего брахмана. А также пусть его подпишут местные жители. И пусть этот документ хранится на нейтральной стороне». Все жители согласились с этим, и затем младший брахман ушел во Вриндаван.
Добравшись к Гопалу, брахман спросил Его: «Гопаладжи, ты помнишь? Я просил Тебя стать свидетелем, и теперь смотри: эта ситуация случилась, и нам нужно пойти». И тут же с неба раздался голос: «О, брахман, ты можешь создать собрание здесь, и Я отвечу всем голосом с неба». «Нет, я хочу, чтобы Ты пошел туда со мной», – настаивал брахман. «О, брахман, я же Божество, сделанное из камня, как Я могу ходить?» – сказал ему Гопал. «Если ты, будучи камнем, можешь говорить, значит, и ходить Ты тоже можешь», – ответил брахман. И тогда Божество сказало: Хорошо. Приготовь Мне рис и овощи, и тогда Я пойду с тобой. Но у меня есть одно условие. Когда Я буду идти за тобой, ты не должен будешь оборачиваться. А иначе Я тут же замру на месте и уже не смогу идти». «Прабху, – сказал ему брахман, – но как же я смогу понять, идешь Ты или нет? Я знаю, Ты очень хитрый». «Когда Я был маленький, мама подарила Мне ножные колокольчики, – сказал ему Гопал. – И когда Я буду идти позади тебя, Ты будешь слышать их звук».
И так они отправились в дорогу. И все это время брахман слышал звук ножных колокольчиков Гопала. Но когда они достигли Виджая-нагары, Божество подумало: «Я не хочу входить внутрь». И тут же Йогамайя исполнила Его желание. И под влиянием Йогамайи брахман подумал: «Путь был долгим, и я давно уже не видел Гопала. Я хочу посмотреть на Его лицо!» И когда он обернулся, Божество улыбнулось и сказало: «Брахман, ты помнишь, что Я тебе говорил? Зачем ты на меня посмотрел? Теперь Я не сдвинусь с этого мечта». «Это не важно, – сказал Ему брахман. – Мы уже на месте».
Войдя в деревню, брахман известил всех о приходе Гопала, и все жители деревни собрались вокруг Божества. А затем младший брахман спросил: «О, Гопаладжи, старший брахман – садху. Я служил ему и получил садху-сангу. И в результате он пообещал перед Тобой, что выдаст за меня замуж свою дочь. Так ли это?» «Да, – ответил Гопал. – Эти два брахмана обсуждали это передо Мной. Младший брахман отказывался жениться. «Я неквалифицирован, чтобы быть вашим сыном, – говорил он. – Вы такой богатый – а я такой бедный, вы такой умный – а я такой глупый, это неравная свадьба. Ваша жена и сын не согласятся на это». Но старший брахман настаивал на этом и пообещал передо Мной, что выдаст свою дочь за него замуж». И в итоге свадьба состоялась, так как Гопал подтвердил обещание брахмана, и теперь они жили вместе в той деревне.
Когда Шриман Махапрабху был в Джаганнатха Пури, в то время правил царь Пратапарудра. Он был очень религиозным. Его отца звали Пурушоттамадев. И когда его отец еще не женился, король Виджая-нагара хотел выдать замуж свою дочь за Пурушоттамадева. В древнее время не приходили сами, а посылали своих посланников, чтобы разузнать о женихе и о невесте. Таким же образом, король послал своего священника. И, замаскировавшись, он пришел в Джаганнатха Пури во время Ратха-ятры.
В соответствии с традициями во время Джаганнатха Ратха-ятры, король должен оставить свои царские одежды и в простом дхоти подметать перед храмом Джаганнатхадева. И этот священник увидел его именно в тот момент, когда он подметал. «Боже мой! – подумал священник. – Он же просто уборщик, подметальщик! А мы хотели выдать за него свою дочь». И, вернувшись, он рассказал об этом царю.
Что произошло дальше? Тремя месяцами позже Пурушоттамадев отправил своего посланника королю Виджая-нагары, чтобы узнать, почему он не торопится со свадьбой, которую сам же хотел устроить. Но царь передал ему: «Забудьте об этом! Моя дочь не обычная девчонка, чтобы выдавать ее замуж за уборщика! Даже не смейте об этом говорить». Услышав это, Пурушоттамадев возмутился до глубины души, потому что он оскорбился не за себя, а за Господа Джаганнатху: «Он оскорбляет моего Господа! Я ему покажу!» И тогда он собрал гигантскую армию и отправился с ней на царя Виджая-нагары.
Однако у этого царя был большая статуя Ганеша, которой он каждый день служил. Обратившись к ней, он сказал: «Пожалуйста, защити меня от этого подметальщика улиц». И в результате вся армия Пурушоттамадева была разбита.
Когда это случилось с ним, он был вдвойне обескуражен: «Я служу Джаганнатху, как это могло со мной случиться?! Я шел в бой не ради себя, как же он смог меня одолеть?» И тогда он пришел к Господу Джаганнатху, сел перед Ним и сказал: «Я буду поститься до тех пор, пока не пойму, почему это произошло». И как-то ночью Джаганнатхадев явился к нему во сне и сказал: Твое войско было разбито, потому что ты не получил Моего благословения, прежде чем идти в бой. Собирай войско снова. И на этот раз я Сам буду биться на твоей стороне».
Молодой брахман женился благодаря своему служению, и в этом месте у них были все Божества. И отец Пратапарудры, Пурушоттамадев, служил садху, отчего Джаганнатхадев был очень удовлетворен им и от его имени победил короля Виджая-нагары. Вначале его арестовали и хотели убить, но Пурушоттамадев сказал: «Нет, освободите его». А затем он сказал своему министру: «Найди первого встречного тебе подметальщика улиц и отдай ее в жены этому подметальщику». Услышав это, дочь царя Падмавати очень испугалась, и министр пожалел ее. Он отвел ее к себе в дом и стал растить как свою дочь. А примерно, через год, когда снова начался фестиваль колесниц, Ратха-ятра, и Пурушоттама взял опять в руки метлу и стал подметать, министр подвел к нему эту дочь и сказал: «Ты просил меня выдать ее замуж за подметальщика. Я нашел подходящего подметальщика. Пожалуйста, возьми и сделай ее своей женой». И в результате они сыграли свадьбу, и Падмавати стала матерью Махараджи Пратапарудры.