Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вы слышали от Шрути Махараджа, что, когда Кришна убил Путану, ему было 6 дней. Кришна убил Путану и дал ей позицию матери на Голоке Вриндавана. Но она получила положение не как мать, а положение подобно матери. Не на Голоке Вриндавана, а на Голоке.
Меня попросили рассказать о рагануга-бхакти. Прежде чем начать, я хочу кое-что сказать. В настоящее время преданные между кругами джапы воспевают «шри кришна чайтанья прабху нитьянанда шри адвайта гададхара шривас ади гоур бхакта вринда». Не каждый, но многие так делают. Шрила Гурудев говорил, что это абсолютная раса-абхаса.
Может возникнуть вопрос: следует ли нам вообще воспевать Панча-татву? Да, можно воспевать, но когда мы воспеваем маха-мантру, между кругами воспевать ее не нужно. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж никогда не говорил так воспевать. Откуда это пошло? Просто наш дедушка Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж однажды опубликовал перевод «Шри Чайтанья-чаритамриты», и одна преданная, прочитав эту книгу, сказала, что можно воспевать так между кругами. И после нее все начали так воспевать.
Но каков настоящий процесс? Воспевая святое имя, мы предлагаем пранамы гурудеву, гурупарампаре и Панча-таттве, прежде чем начать. Нужно взять четки и произнести мантры.
трибханга-бхангима-рупам
вену-рандхра-каранчитам
гопи-мандала-мадхйа-стхам
смарами нанда-нанданам
нама-чинтамани-рупам
намаива парама гатих
намнах паратарам насти
тасман нама упасмахе
авигхнам куру мале твам
харинама-джапешу ча
шри радха-кришнайор дасйам
дехи мале ту прартхайе
Это то, что я выучил со Шрилой Гурудевом и Гуру-Махараджем в матхе.
Можно и другие шлоки воспевать. Например, я слышал, как Шрила Гурудев воспевает разные шлоки во время харинамы:
шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма-
гоштхендра-нандана-бхуджарпита-мастакайах ха
модатах канака-гаури падаравинда-
самваханани шанакаис тава ким каришйе6
И Бхактивинода Тхакур, и наша гуру-парампара – они воспевали разные шлоки во время повторения харинамы.
А в конце, когда харинама завершена, можно воспевать:
патита-павана нама
нистарайа нарадхамам
радха-кришна-сварупайа
чаитанйайа намо намах
твам мале сарва-деванам
сарва-сиддхи-прада-мата
тена сатйена ме сиддхим
дехи матар намо ’сту те
Нужно хранить малу в одном месте. И, положив ее, произнести:
нама-йагйо махайагйах
калау калмаша-нашанам
кришна-чаитанйа-притйартх
нама-йагйа-самарпанам
Нама-ягья – самая высшая ягья.
Сейчас я перехожу к другой теме.
Почему Шрила Гурудев пришел в этот мир? Для Шри Чайтаньи Махапрабху указано:
према-раса-нирйаса карите асвадана рага-марга бхакти локе карите прачарана7
Шриман Махапрабху, будучи Самим Кришной, принял настроение Радхики и Ее золотистый цвет тела, и появился в этом мире.
Может возникнуть вопрос: разве Шриман Махапрабху не из вечной обители? Нет, Он всегда вечен, но так указано, чтобы дать нам возможность лучше понять. Кришна, будучи в форме Шримана Махапрабху появился в этом мире по двум причинам: «према-раса-нирйаса карите асвадана» – это Его личная причина, и вторая – «рага-марга бхакти локе карите прачарана», чтобы проповедовать. Его собственная причина может быть слишком возвышенна для нас, но нам нужно знать нашу конечную цель.
«Према-раса-нирйаса карите асвадана». Есть два вида расы: первостепенная и второстепенная. Первостепенная раса разделена на пять: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья. А второстепенная делится на семь: хасья, адбхута, каруна, вира, бхаянака, вибхатса, раудра. Из этих двенадцати рас самая главная – шрингар-раса, или мадхурья-раса.
Однажды Шриман Махапрабху беседовал с Рагупати Упадхьяем. Он спрашивал его: «У Бхагавана столько много форм. Как ты думаешь, какая из них самая лучшая? И также у Него множество обителей. Какая из них возвышеннее?» И Рагупати Упадхьяя отвечал: «У Бхагавана множество форм. Например, Господь Рамачандра, цвет тела которого напоминает свежую траву. Или четырехрукий Нараяна с голубоватым цветом тела. А у Кришны цвет тела напоминает свежую грозовую тучу, которая сейчас прольет дождь. Все Его тело сверкает, и это лучшая Его форма. А Его лучшая обитель – это Враджа-мандала, Вриндаван». «А каков Его лучший возраст?» – спросил Шриман Махапрабху. «Юность – самый лучший возраст Господа», – ответил он. «А какая раса самая возвышенная?» – спросил Господь Чайтанья. «Шрингара-раса, или мадхурья-раса», – отвечал Рагупати Упадхьяя.
Это указанно в писаниях, в «Веданта-сутре». Шрингара-раса – наивысшая. И для этого пришел Шриман Махапрабху – чтобы вкусить эту расу, вкусить ее суть.
Шримати Радхика – наивысшая из всех гопи. У Радхики есть пять видов сакхи: сакхи, нитья-сакхи, прана-сакхи, прия-сакхи и прия-нарма-сакхи. Из этих пяти нитья-сакхи и прана-сакхи называют манджари, или тат-тад-бхава-иччхатмика, или радха-палья-даси. Это их позиция.
У джив есть возможность достичь нитья-сакхи и максимум – прана-сакхи, не больше. И большинство из тех, у кого изначальное положение в этой расе, привлекается в линию Шри Чайтаньи Махапрабху. Это не моя интерпретация, это интерпретация Шрилы Гурудева и наших ачарьев.
У сакхи также есть несколько групп: свапакша, випакша, татастха и сухрит-пакша. Свапакша – это собственная группа Радхики, состоящая из Лалиты и Вишакхи, Читры, Чампакалаты, Индулекхи, Тунгавидьи, Рангадеви и Судеви.
Випакша – это группа против Радхики под руководством Чандравали, двоюродной сестры Шримати Радхики. У нее есть также ашта-сакхи под руководством Падмы.
Затем сухрит-пакша – это гопи, благосклонные к Радхике, под руководством Шьямалы. Шьямала благосклонна к Шримати Радхики и нейтральна к Чандравали. А те гопи, которые благосклонны к Чандравали, нейтральны к Шримати Радхике.
А татастха – это нейтральная группа.
Несмотря на то, что Чандравали очень красивая и квалифицированная, в писаниях указано:
тайор апй убхайор мадхйе радхика сарватхадхика махабхава-сварупейам гунаир ативарийаси8
Из всех сакхи самые наивысшие – Радхика и Чандравали, а из них двоих Радхика – самая возвышенная. Она олицетворение махабхавы. В соответствии с качествами и Ее квалификацией, Она самая наивысшая, и Кришна всегда находится под Ее контролем.
У Радхики много разных настроений, и одно из Них свойственно только Ей и никому больше – это маданакья-махабхава. Чтобы прояснить этот момент, я приведу пример настроения разлуки, према-вайчиттья.
Когда Кришна ушел пасти коров, Шримати Радхика под предлогом сурья-пуджи (поклонения богу солнца), ушла встретиться с Кришной. Так Она обманула своих родственников, свекровь и золовку, потому что ее свекровь Джатила и ее дочь Кутила всегда устраивают Ей препятствия. Итак, Она ушла со Своими подружками и манджари поклоняться богу солнца на Сурья-кунду рядом с Радха-кундой.
Кришна иногда берет с собой Субала, иногда Мадхумангала, а иногда обоих. В основном Он ходит с прия-нарма-сакхами. И все они встретились на берегу Према-саровара. Радха и Кришна сидели вместе. Кришна держал Свою левую руку на плече у Радхики, а Радхика правой рукой держала Его за талию. И вдруг прилетел один шмель и сел на лотосные стопы Радхики. Ее лотосные стопы очень сияющие и благоухающие. И шмель подумал: «О, это лотос! Сяду-ка я насладиться нектаром». И когда Радхика услышала его жужжание, Она очень испугалась. Это была нарават-лила. Увидев это, Мадхумангал взял свою пастушью палочку и отогнал шмеля подальше. А когда он вернулся, то сказал: «Я прогнал мадхусудану! Он больше сюда не вернется». Но когда Радхика это услышала, Она потеряла сознание и упала на колени Кришны.
Почему Радхика упала в обморок? У слова «мадхусудана» есть два значения: «тот, кто пьет нектар из цветов», например, шмель, а другое значение – «тот, кто пьет нектар гопи-премы», это Кришна. Мадхумангал говорил о шмеле, а Радхика подумала, что он выгнал Кришну. И хотя в этот момент Она держала Его за талию своей собственной рукой, а Кришна держал руку на плече у Радхики, Она потеряла сознание. Это према-вайчиттья, разлука во время встречи, это очень возвышенно. Радхика – олицетворение маданакья-махабхавы, это Ее монополия, ни у кого больше нет подобного. Это встреча в разлуке и разлука во встрече, оба настроения присутствуют здесь.
По этой причине Кришна пришел в форме Шримана Махапрабху, чтобы вкусить настроение мадана-махабхавы Шримати Радхики. «Рага-марга бхакти-локе корите прачарана». Он пришел, чтобы проповедовать рага-марга. «Марга» значит «путь», «рага» – «привязанность к Кришне».
Почему Шрила Гурудев пришел в этот мир? «Рага-марга бхакти-локе корите прачарана». Чтобы понять это, для начала нужно понять, что такое рага и рагатмика-джаны.
Вечных спутников Кришны или любой другой инкарнации Кришны называют рагатмика-джаны. Как для Господа Рамы Хануман, Лакшман, Бхарата, Шатругна и Сита – рагатмика-джаны, а для Нараяны – Гаруда и Вишваксена, так и для Шримана Махапрабху таковыми являются Панчататтва, Сварупа Дамодара, Рая Рамананда – они рагатмика-джаны Навадвипы. Таким же образом и тех, кто является вечными спутниками Кришны, называют рагатмика-джаны. Каково их определение?
иште сварасики рагах парамавиштата бхавет танмайи йа бхавед бхактих сатра рагатмикодита9
Те, у кого есть естественная привязанность к Кришне (рага-бхакти), и они погружены в это настроение, называются рагатмика-джаны. Они вечные спутники Господа.
Кто такие рагануги? Это слово используется только для тех, кто находится в этом мире, не в трансцендентном. Рагануги – это те, кто следует рагатмика-джанам, находясь в этом мире.
Шриман Махапрабху хотел распространить это среди обычных людей. Это было для всего мира, не для Него. А Его личная причина явления – вкусить маданакья-махабхаву.
Во времена Шрилы Гурудева множество людей спрашивало, почему он обучает этому? А он отвечал: «В этом мире много вайшнавов, и пусть они проповедуют вайди-бхакти, а я буду проповедовать рагануга-бхакти. Шриман Махапрабху послал меня по этой причине, проповедовать это, и я буду обучать рага-марге». Может возникнуть вопрос: вайшнав должен быть смиренным, а Шрила Гурудев говорит «я квалифицирован для того, чтобы это проповедовать». Разве это не гордо? Этот вопрос может возникнуть в будущем – те, у кого есть шраддха к Шриле Гурудеву, не задают такой вопрос. Он не говорил это с гордостью. «Это не гордость – это истинное смирение, говорить то, что является правдой», – говорил Шрила Гурудев.
Когда Вриндаван дас Тхакур прославлял Нитьянанду Прабху, множество людей не могло этого терпеть. Вриндаван дас Тхакур является Вьясадевом в играх Шри Чайтаньи Махапрабху. Он говорил: «Того, кто слушает славу Нитьянанды Прабху и критикует Его, я буду бить по лицу ногами!» Будучи таким возвышенным, как он может так говорить? Это его смирение.
Почему Хануман сжег Ланку? Потому что Сита-деви была украдена, и это его смирение. И то, что говорил Шрила Гурудев, что «никто не может проповедовать так, как я, потому что только я так квалифицирован» – это не его гордость, это его смирение.
Я перехожу к рага-марге.
Во Врадже нет чистой шанта-расы. Шанта-раса означает, что дживы не приходят служить Бхагавану, а Бхагаван приходит, чтобы принять от них служение. Это называется шанта-раса. Например, коровы и деревья. Но во Врадже нет шанта-расы. И коровы там находятся в ватсалья-расе, как матери. А телят Кришна обнимает, как Своих друзей, и они находятся в сакхья-расе. Также и деревья Кришна обнимает, как друзей. А цветы находятся в шрингара-расе, мадхурья-расе.
Во Врадже также нет и дасья-расы. Вы можете подумать: «Наверное, Мадхава Махарадж сошел с ума? А как же Рактак и Патрак?» Но Шрила Гурудев говорил, что они слуги Нанды Бабы, а не Кришны. Даже Рактак и Патрак иногда берут Кришну на руки и целуют Его, а когда Кришна шалит, они Его ругают: «Мы пожалуемся Твоему отцу и матери!» И Кришна пугается. Слуга не может ругать своего хозяина, но здесь они находятся в настроении дасьи, смешанной с ватсалья-расой и сакхья-расой. Чистая дасья-раса – у Ханумана в Айодхье, он наилучший пример.
Во Врадже три главных расы: сакхья, ватсалья и мадхурья. Сакхья-раса бывает пяти видов, и самая возвышенная – прия-нарма-сакхья. Это Субхал, Мадхумангал, Арджуна. А лучшие в ватсалья-расе – Нанда Баба и его братья: Упананда, Сунанда, Абхинанда и Нандана; а также их жены: Тунги, Пивари, Яшода, Кувалая, Атулья и мать Рохини. Их ватсалья-раса – наивысшая.
И в шринагара-расе есть пять видов сакхи и группы: свапакша, випакша, татасха и сухрит. И наивысшая из них – Шримати Радхика. Тот, кто служит Радхике, например, Лалита и Вишакха, имеют абхиман, что они независимые героини. А нитья-сакхи и прана-сакхи, будучи очень квалифицированными и имея те же качества, что и независимые героини, никогда так не думают. Даже когда Кришна хочет встретиться с ними отдельно, они отказывают Ему. А если Кришна хочет их схватить, то они прячутся за Радхику.
«Мы не совершаем бхакти Кришне» – говорят наши ачарьи, находясь в настроении манджари. Весь мир жаждет Кришны, а они не жаждут Его и говорят, что их богатство – лотосные стопы Шримати Радхики. «Пыль с Ее лотосных стоп очень могущественная, и поэтому Кришна нас даже не беспокоит».
Если джива думает, что она служанка Радхики, этого уже достаточно, чтобы достичь шрингара-расы, настроения Лалиты и Вишакхи. И те, кто им следует, называются рагануга-бхакты в шрингара-расе.
Для чего дживы привлекаются в линию Шримана Махапрабху? Чтобы достичь положения нитья-сакхи или прана-сакхи. Это настроение еще называется манджари-бхава или тат-тад-бхаваиччхатмика-рати, или радха-палья-дасья.
Шрила Гурудев говорил, что у тех, кто привлекается в нашу парампару, изначальное положение – радха-палья-даси. И что делают такие рагануги? Они совершают садхану в садхака-шарире и сиддха-шарире. Что делает наша гуру-варга в садхана-шарире?
санкхйа-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-критау
нидрахара-вихаракади-виджитау чатйанта-динау ча йау
радха-кришна-гуна-смритер мадхуриманандена саммохитау
вандерупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау10
«Санкхйа-пурвака-нама» – каждый день они воспевают определенное количество кругов.
Шрила Гурудев иногда спрашивал своих санньяси: «Сколько кругов ты воспеваешь?» «О, Гурудев, я проповедую и поэтому воспеваю иногда 16, а иногда меньше», – говорили они. И Шрила Гурудев очень сильно ругал их за это: «Это неправильная система! Разве я не проповедую? Я воспеваю 64 круга минимум. Если я могу так воспевать, почему ты не можешь так же? Забудь все свои глупости и завершай круги».
Когда Шрила Гурудев путешествовал, я всегда был с ним. И он никогда не отдыхал в самолете или поезде. Даже ночью он воспевал. И я также воспевал вместе с ним. Что мне оставалось еще делать? Эта привычка пришла ко мне во время путешествий, я всегда воспеваю.
«Санкхйа-пурвака-нама-гана», «гана» значит «става», «стути». Каждый день Шрила Гурудев произносил множество став и стути и предлагал поклоны в соответствии с враджа-лилой. Если у кого-то есть желание, они могут прочитать книги Даса Госвами.
«Нидрахара-вихаракади-виджитау». Они контролировали свой сон. И Шрила Гурудев также является нидрахарой, он контролирует сон.
Шрила Гурудев находился в садхака-шарире, в теле садхака. И это лишь выглядело так, как будто он садхака, потому что на самом деле он послан в этот мир Шримати Радхикой, чтобы освобождать таких, как я, и остальные обусловленные души.
А что делают ачарьи в сиддха-шарире? Они приносят орехи бетеля или камфару.
Шрила Бхактивинода Тхакур в своей аштаке рассказывает о своем собственном отождествлении: «Мое тело подобно сияющей молнии и одежды сияют как звезды. Как меня зовут? Камала-манджари». В играх Шримана Махапрабху он Шрила Бхактивинода Тхакур, а в играх Божественной Четы – Камала-манджари.
У каждой главной слуги есть определенное служение. Они могут делать что-то еще, но какое-то служение является для них главным. И каково его служение? Делать камфару. Под чьим руководством он это делает? Под руководством Лалиты. Вся гуру-варга горда быть под руководством Лалиты. И кому совершается все это служение? Радхике.
Шрила Бхактивинод Тхакур говорит: «У меня нет прямых отношений с Шри Нанда-нанданой, с возлюбленным Радхарани».
Также он массирует лотосные стопы Шримати Радхике. А иногда Джатила может ее позвать: «Я очень устала, пожалуйста, помассируй мне стопы». Однажды Радхика ушла в другое место, но никто об этом не знал. А Джатила стала звать Ее, и тогда вместо Радхики пришла Рати-манджари и начала массировать ей стопы, отчего Джатила уснула.
Что делал Шрила Гурудев? Он пришел распространить даже не рага-марга-бхакти, а рупануга-бхакти. Все рупануги являются раганугами, но не все рагануги являются рупанугами. Тех, кто следует Шриле Рупе Госвами в садхака-шарире и Рупе-манджари в сиддха-шарире, называют рупануги. И Шрила Гурудев – самый лучший рупануга.
Как его зовут? И каково его тело? Цвет его тела подобен цвету цветка плюмерии. Одежда его розового цвета, а зовут его Рамана-манджари. Его возраст 12,5 лет. А его главное служение – абхисар-сева – он тренирует Радхику перед встречей с Кришной. И Шрила Гурудев пришел в этот мир подарить нам рупануга-бхакти. Не рагануга, потому что не все рагануги являются рупанугами. Рагануги могут быть сакхья-расе, ватсалья-расе, мадхурья-расе. И Только тех, кто жаждет таттад-бхава-иччхатмика-рати, или манджари-бхавы, или радха-палья-дасьи, называют рупанугами.
Я рассказал то, что слышал от Шрилы Гурудева по его беспричинной милости. И все заслуги принадлежат только ему.
- «Вилапа-кусуманджали», 72
- Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 4.15-16
- Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.70; Мадхья, 8.161
- Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.150.
- «Шад-госвами-аштака»
- «Вилапа-кусуманджали», 72
- Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 4.15-16
- Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.70; Мадхья, 8.161
- Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.150.
- «Шад-госвами-аштака»