Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандават—пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.
Вначале я хочу дать слово Шрипаду Тапасье Махараджу.
Шрипад БВ Тапасья Махарадж: Я предлагаю свои дандават-пранамы Шриле Гоур Говинде Госвами Махараджу, Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, Шриле Бхакти Вигьяне Бхарате Госвами Махараджу, Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде, а также нашей гуру-варге, всем собравшимся вайшнавам и вайшнави и Шриле Бхактиведанте Мадхаве Госвами Махараджу.
Недавно мы говорили о том, каково значение слова «прабху», а также говорили о разных вайшнавах – каково их настроение, что они делают и как себя ведут. Все слуги наших вайшнавов, они все уважаемы и почитаемы.
Был один вайшнав по имени Бхакти Пракаш Аранья Махарадж. Он был санньяси-ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. И Шрила Бхарати Махарадж рассказывал очень интересную катху о нем. Однажды Шрила Аранья Махарадж, будучи в Гаудия-матхе, подходил к месту, где хранились все тапочки и к каждым прикасался головой. И, увидев это, преданные пришли к Шриле Бхарати Махараджу и сказали: «Махарадж, Махарадж, смотрите, что происходит!» И, увидев это, он понял, какое у этого вайшнава уважение к другим. И с тех пор он никогда свои тапочки туда не клал, чтобы не совершить какую-то вайшнава-апарадху.
Это пример великого учения. Это не что-то искусственное, они действительно чувствуют так в сердце, у них много привязанности и уважения к вайшнавам.
Однажды он шел из своего матха в Маяпур. И когда он пришел, то оставил свои тапочки в Шри Чайтанья Гаудия Матхе. Шрила Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махарадж говорил: «Если кто-то из моих духовных братьев приходит, пусть они остаются в моей комнате». И так он пришел в его комнату, убрался, положил тапочки и вышел. А затем Шрила Аранья Махарадж спросил: «Где мои тапочки?» «Это ваши тапочки? – спросил его Шрила Бхарати Махарадж. – О, нет. Я совершил очень-очень большую ошибку, я взял тапочки другого вайшнава». И в то время он процитировал шлоку: «Мы не последователи кармы или гьяны – мы последователи слуги слуги слуги Хари и вайшнавов, которые хранят тапочки на голове вайшнава».
Когда он взял эти тапочки, он хотел вернуть их. И он вернулся обратно в другой матх попросить прощение у преданного и отдать их ему.
А затем Шрила Бхарати Махарадж сказал: «Несколько днями позже я пришел в матх, где произошла эта история с тапочками, и брахмачари сказал мне: «О, какой-то сумасшедший санньяси сюда приходил. У него были тапочки на голове. Он сказал, что он взял мои тапочки, но я и не волновался, ведь у меня же есть его тапочки»». Не знаю точно, какой это был матх. Это очень большая разница между сознанием. Один чувствовал: «О, это тапочки вайшнава. Я уважаю его и почитаю. Я чувствую боль, что я забрал у него тапочки. Не важно, возвышенный он или нет. Я совершил вайшнава-апарадху. Я верну их обратно». А другой вайшнав думал: «Не проблема, какая разница? У меня есть другие тапочки, я возьму их».
Мы всегда должны выражать почтение преданным, вайшнавам и гуру. Все эти преданные, так или иначе, связанны с гуру, с вайшнавами.
Каждый должен быть уважаем и почитаем в нашей линии. Если мы попытаемся быть добрыми ко всем живым существам и служить Хари, гуру и вайшнавам, тогда мы будем следовать стопам Махаджан и их настроению.
Теперь я дам слово Шрипаду Мадхаве Махараджу.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Харе Кришна. Вы только что слышали прославление обуви вайшнавов.
В писаниях указано, что кто-то, находясь в этом материальном мире, хочет быть свободен от этого материального существования, кто-то принимает прибежище у кармы, кто-то у знания (гьяны). Но вайшнавы говорят: «Мы не принимаем прибежище у кармы или гьяны – мы принимаем прибежище у лотосных стоп вайшнавов, у их обуви». Она очень могущественная. Обувь, которую носил Шрила Гурудев, нужно хранить с левой стороны на алтаре и поклоняться ей. Но не нужно поклоняться обуви так называемых «гуру», «австралийских кенгуру». Гуру никогда не думает: «Ученик – моя собственность, и я буду наслаждаться им». Нет, ученик не собственность гуру, а собственность Кришны. Сердце ученика полно грязи, а гуру очищает его и предлагает Кришне.
Шрила Гурудев говорил: «Вы знаете, что означает моя Вьяса-пуджа? Сегодня тот день, когда я совершаю Вьяса-пуджу. Сегодня я поклоняюсь своему гурудеву и всей гуру-парампаре, четырем ачарьям наших сампрадай. Это моя обязанность делать это своими руками. Это называется моя Вьяса-пуджа. Это моя ответственность, мое служение. Увидев это, мои последователи, ученики, мои севаки будут делать то же самое, и я принимаю это и не наслаждаюсь ими, а предлагаю своему гуру, гуру-парампаре, лотосным стопам Шри Чайтаньи и Божественной Четы. Таково значение моей Вьяса-пуджи. Не думайте, что я тот, кто думает, что ученики моя собственность. Если гуру говорит: «Почему ходишь на хари-катху туда? Ты не должен туда ходить», то это значит, что он не истинный гуру. Как кенгуру, которые хранят своих детей в кармане, эти так называемые гуру держат учеников при себе, думая, что ученик – это их собственность».
Я расскажу другую историю, связанную с обувью.
Когда британцы правили Индией, однажды один бенгальский бабу, сэр Ашутош Мукараджи, ученый, работал в университете в Калькутте. И одной ночью сэр Ашутош Мукараджи ехал в поезде и спал на своей кровати, а на другой кровати был британец. И когда тут уснул, британец взял его обувь и выкинул в окно. Когда Ашутош проснулся и не смог найти свою обувь, он понял, что ее взял англичанин, потому что кроме него никого там не было. Но он хранил молчание и ждал, когда этот британец уснет. И когда тот уснул, через некоторое время Ашутош взял его пальто и также выкинул его в окно. Проснувшись, англичанин стал ругаться: «Где мое пальто?» «О, сэр, – ответил Ашутош, – ваше пальто ушло искать мою обувь». И Ашутош был настолько велик, что британец ничего не мог ему ответить.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад был очень квалифицирован в астрономии. И однажды Ашутош пришел к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Прабхупаде и сказал: «О, Прабхупад, у меня есть к вам просьба. Пожалуйста, возглавьте наш департамент астрономии в Калькуттском университете». Но Прабхупад сказал ему: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы считать звезды и созвездия». Сэр Ашутош Мукараджи очень уважал Прабхупада и хранил для него этот пост до самого конца, пока Прабхупад был в этом мире. В то время Шрила Прабхупад был очень ученым, очень знаменитым в Индии.
Теперь я перехожу к историям о Шриле Гурудеве. Мой Гуру-Махарадж, Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж, время от времени приходил в Матхуру – иногда раз в год, а иногда раз в два года. Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж, Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж получили санньясу в 1952 году на Навадвипа-парикраме. Они три выдающихся столпа «Гаудия Веданта Самити».
Однажды мой Гуру-Махарадж и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж приехали вдвоем в Матхуру. Шрила Гурудев велел мне купить для них обратные билеты, и я так и сделал. В то время был только один поезд из Матхуры до Калькутты. И когда пришло время уезжать, мой ГуруМахарадж и Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж приняли прасад и собрались в дорогу. Все были очень расстроены, что они уезжают. Но вдруг через пару часов они вернулись. «Что случилось, вы решили остаться?» – спросили мы их. «Навин (меня тогда звали Навин Кришна Брахмачари), билеты, которые ты взял – на месяц позже», – сказал мне Гуру-Махарадж.
Я не знаю, допустил ли я эту ошибку, когда заполнял форму, или ошибся кто-то на станции, но, так как я был ответственным, я принял эту ошибку на себя.
И тогда мой Гуру-Махарадж сказал: «Нараяна Махарадж сейчас тебя очень сильно побьет, поэтому скорее прячься под моей кроватью. Он, конечно, может тебя вытащить, но передо мной он не станет тебя бить. Сиди под кроватью, и сколько бы он тебя ни звал, не отвечай!»
И так я спрятался под его кроватью. А когда до Шрилы Гурудева дошли известия о том, что я перепутал билеты, он начал кричать: «Навин! Навин!» А Гуру-Махарадж подавал мне знаки: «Ничего не говори». Я был очень напуган. «Где Навин? Куда он ушел?» – спрашивал всех Шрила Гурудев. А когда он зашел в комнату моего Гуру-Махараджа, Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж сказал ему: «Что ты кричишь? Он под моей кроватью. Что ты хочешь от него? Если хочешь наказать его, сначала побей меня! Навин здесь! Давай!»
Мой Гуру-Махарадж улыбался, вызывая его на бой. А я был очень напуган. А через какое-то время, когда гнев Шрилы Гурудева поостыл, я пришел к нему, предложил поклоны и сказал: «Это моя ошибка». И тогда он простил меня, сказав: «Больше так не делай». Если вы совершили какую-то ошибку и потом чистосердечно раскаиваетесь, то гурудев вас обязательно простит, такова его природа.
Шрила Гурудев был первым отреченным преданным, говорящим на хинди, до этого никто на хинди не говорил. И все матхаваси, все ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура очень сильно любили его.
Когда Шрила Гурудев еще работал в полиции, однажды Нароттамананда Брахмачари, который позже стал Бхакти Камал Мадхусуданом Махараджем, отправился на проповедь. А управляющий в полиции видел, что у Шрилы Гурудева очень большая шраддха, и позвал его на лекции Нароттамананды Брахмачари, когда тот приехал в их деревню. И Шрила Гурудев приходил слушать его хари-катху. Они не знали языка друг друга. Нароттамананда Брахмачари говорил на бенгали, а Шрила Гурудев на хинди, и поэтому поле лекции они обсуждали тему на английском.
Время от времени Шрила Гурудев писал письма Парам-Гурудеву. И Мой-Парам Гурудев диктовал ответ, а Гуру-Махарадж, которого тогда звали Саджан-севак Брахмачари, писал и посылал Шриле Гурудеву на английском, потому что Шрила Гурудев не знал бенгали, а они не знали хинди.
Однажды у Шрилы Гурудева появилось желание в уме: «Я не хочу больше оставаться в семейной жизни – я хочу присоединиться к матху». И в один день в полночь он приехал в Навадвипу на железнодорожную станцию. Но, добравшись туда, Шрила Гурудев подумал: «Как же я доберусь до матха? Я никому не сказал, что приеду. И кого я буду спрашивать, где Девананда Гаудия Матх? Они не знают хинди, а я не знаю бенгали. Как они поймут меня?» Но вдруг Шрила Гурудев услышал, как кто-то зовет его: «Мистер Тивариджи! Сэр Тивариджи!»
Место рождения Шрилы Гурудева называется Тивари. «Тивари» значит «тот, кто экспертен в трех Ведах». Того, кто экспертен в четырех Ведах называют «чатурведи», а того, кто экспертен в двух – «двиведи».
«Кто это зовет меня?» – подумал Шрила Гурудев. «Это я Тивариджи, – сказал он незнакомцу. – А кто ты? Почему ты зовешь меня?» «Меня зовут Саджан-севак Брахмачари», – ответил тот. И тогда Шрила Гурудев тут же понял, кто он, и они предложили поклоны друг другу, потому что время от времени Шрила Вамана Госвами Махарадж подписывал свое имя в письме.
«Но я никогда не писал Гурудеву, что я приеду», – говорил Шрила Гурудев. «Гурудев сказал мне: «Мистер Тивариджи приедет, пойди встреть его». И поэтому я пришел вас встретить на эту станцию», – сказал мой Гуру-Махарадж. Рано утром Шриман Махапрабху Сам пришел к Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу и сказал: «Сегодня приедет твой севак, встреть его».
Когда Шрила Гурудев присоединился к Девананда Гаудия Матху, мимо матха постоянно проходили фермеры с овощами. Матхаваси останавливали их, и они продавали им дешевле. И однажды пришел один фермер с большой корзиной овощей и случайно задел своей палочкой ученика Шрилы Прабхупады, Нарахари Сева-виграху прабху, которого называли матерью Гаудия-матха. Но Шрила Гурудев, увидев это, очень разозлился, потому что он был полицейским. И тогда он зашел в матх, взял бамбуковую палку и ударил этой палкой фермера по спине так, что палка разломилась на две части, и фермер убежал с криком. И Нарахари прабху сказал ему: «Нараяна прабху, что ты сделал? Зачем ты его ударил?». «А зачем он побил тебя?» – сказал Шрила Гурудев. «Он меня не бил – он просто случайно задел меня, – ответил Нарахари прабху. – А сейчас придет очень много людей, чтобы побить нас! Что же нам делать?»
В то время в Девананда Гаудия Матхе было две комнаты: одна для Божеств, другая для Парам-Гурудева. У Парам-Гурудева кровать была с четырьмя ножками, накрытая тканью. И то, что было внутри, никто не видел.
И Нарахари прабху сказал Шриле Гурудеву: «Спрячься там. И до тех пор, пока я тебя не позову, ты не должен вылезать!».
И так Шрила Гурудев спрятался под кроватью, а через некоторое время пришло много фермеров.
«Где он? Мы убьем его! Это он тебя ударил?» – спрашивали они того фермера. «Нет», – отвечал он. «Может быть, вон тот?». – «Нет, не этот. Он был в белой одежде».
А брахмачари сказали им: «Посмотрите, у нас здесь все в шафрановой одежде. И мы здесь живем много лет. Разве ты видел, чтобы мы с кем-то ссорились? Ты ходишь здесь, продаешь перед нашим храмом овощи. Разве ты видел, чтобы кто-нибудь спорил, ссорился и ругался? Скорее всего, это был кто-то не из храма. Почему ты обвиняешь наш матх?» И таким образом фермеры ушли ни с чем. А после Нарахари прабху позвал Шрилу Гурудева. Эта идея прятаться под кроватью пришла от Нарахари прабху. Таким образом мы проводили время.
После того как Парам-Гурудев ушел, у Шрилы Гурудева обострился гастрит. Ему не разрешено было очень долго оставаться с пустым желудком, и он обычно принимал снеки – дутый рис, нут, немного имбиря. В Матхуре есть один магазин, откуда Шрила Гурудев привел Абхай Чарана прабху в храм. Там я обычно ему покупал большую банку снеков. Тогда не было пластика, и однажды я разбил эту бутылку и наделал много шума. Шрила Гурудев очень рассердился, и я побежал скорее спасться от его гнева. «Я побью тебя!» – кричал Шрила Гурудев. А он же полицейский, и его удар очень сильный.
Я слышал от Шрилы Гурудева лилу, когда мама Яшода хотела поймать Кришну, а Кришна убегал от нее зигзагом. И точно так же бежал и я: только Шрила Гурудев хочет меня схватить, как я тут же уворачиваюсь от него зигзагом. Тогда он еще больше разгневался и взял свои сандалии, чтобы побить меня. А деревянные сандалии очень жесткие. И так я в испуге пытался уклониться от его сандалий.
Минут сорок он бегал за мной, а через некоторое время, когда он успокоился и ушел в комнату, я пришел попросить прощения, и он сказал: «Хорошо, но больше так не делай». Если вы попросите прощения, гурудев тут же охладит свой пыл.
Таким образом мы проводили время.
В матхе в Матхуре каждый должен был посещать мангала-арати. Если ты пропустил один раз, то лишаешься завтрака. А если два раза, то завтрака и ланча. Всё было очень строго.
Вы знаете киртанию Кришнадаса? Ему тогда было около десяти лет, и он обычно спал в комнате рядом со Шрипадом Тиртхой Махараджем.
Когда Шрила Гурудев присоединился к матху, а потом уехал обратно в свою деревню из-за своих родственников, он думал: «Как же мне уйти?» И однажды ночью он подложил под одеяло вещи, вышел, убедился, что все спят, и выскользнул из дома. По пути он думал: «Если я пойду на ближайшую станцию, тогда меня все узнают, поймают и вернут к родителям». И поэтому он прошёл две станции и только тогда сел на поезд и добрался до Навадвипы.
А рано утром его отец сказал всем родственникам: «Не беспокойте его, всю ночь он разговаривал с местными жителями, дайте ему отдохнуть». А когда уже было около 10 утра, мать сказала: «Позовите моего сына. Пусть он покушает, а потом может снова отдыхать». И когда родственники пришли в его комнату и открыли москитную сетку, то с удивлением обнаружили, что там никого нет.
А что сделал Кришнадас? Однажды Кришнадас не пришел на мангала-арати, и Шрила Гурудев пришел в его комнату и пнул так сильно, что тот закричал. У Шрилы Гурудева было правило, что каждый должен был находиться на мангала-арати впереди, а он сзади наблюдал за всеми, кто пришел. И что сделал Кришнадас? Он также подложил под одеяло вещи, как будто под ним кто-то спит, и пришел на мангала-арати, но встал не впереди, а ждал сзади, когда придет Шрила Гурудев. Кришнадас спрятался так, что никто не видел его, и Шрила Гурудев, не обнаружив его на мангала-арати, снова пошел в его комнату и начал пинать. И тут из-за его спины послышался голос Кришнадаса: «Гурудев, а Кришна дас на мангала-арати!».
Так мы проводили время в Матхуре. Столько много всего там происходило. Но на этом я заканчиваю.