Навадвипа-дхама. Кришна-бхаджан

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандаватпранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.

Лицо – это олицетворение ума. Я не знаю этого человека, но он выглядит очень простосердечным и смиренным, и я прошу его рассказать какую-то хари-катху.

Преданный: Какова цель нашей жизни? Достичь Кришну. Но без милости Шри Радхарани невозможно это сделать. Благодаря служению Ей гуру-варга пришла к нам в форме шести Госвами. По милости Навадвипа-дхамы, по милости Шримати Радхарани в форме Шримана Махапрабху я могу сидеть здесь в собрании преданных. Шриман Махапрабху очень милостив. Это причина того, что мы здесь. По милости Гоур-Нитая сознание Кришны пришло на запад. Шрила Прабхупад открыл нам это сокровище. Спасибо.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Как вы слышали, наша цель – кришна-према, но без милости Шримати Радхики никто не может этого достичь. А если вы хотите достичь милости Шримати Радхики, нужно предаться лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, но для начала нужно предаться гурудеву.

Сундук с сокровищами открыт. Сначала нужно предаться гурудеву, через гуру-парампару – Шриману Махапрабху, а затем Божественной Чете. Это указанно в писаниях:

арадхитам нава ванам враджа кананам те
нарадхитам нава ванам враджа ева дуре
арадхито двиджа суто враджа нагараста
на радхито дийа суто на тавеха кришна6

«Если кто-то хочет служить Вриндавана-дхаме, для начала нужно принять прибежище у Навадвипа-дхамы». Если вы хотите принять прибежище у Навадвипы, тогда вы сможете достичь милости Вриндавана. Наша конечная цель – кришна-према и Вриндаван. Зачем идти в Навадвипу? Если не совершать арадхану Нававану, то есть Навадвипе, невозможно достичь Вриндавана.

Вриндаван имеет множество синонимов: Враджа-мандала, Мадхура-мандала и другие. Джаганнатха Пури называют Шанкха-кшетрой, Шри Кшетрой, Кшетра-мандалой, Джаганнатха-дхамой. Таким же образом Навадвипа-дхама имеет много синонимов: Нававан, Радхаван, Гаура-мандала – все это одно и то же.

Почему он стал Нававаном? Шри Кришна очень умен. Он всегда говорит Своим подружкам: «Я люблю тебя больше всех». Он не говорит это перед всеми – Он говорит один-на-один каждой, и каждая гопи думает: «Он любит меня больше всех!» Но когда наступает танец расы, Радхика понимает, какой Кришна притворщик и обманщик.

Однажды Радхика заметила, что Кришна постоянно куда-то уходит один и послала одну из Своих шпионок-манджари за Ним. Эта манджари увидела, что Кришна пришел в очень красивое место, где всегда весенняя погода, очень много цветов, манго, джекфрутов, кокосов, птиц, и где течет прекрасная река. Манджари тут же рассказала обо всем Радхике, и тогда Она сама отправилась увидеть это место. Но, завидев издалека Радхику с Ее подружками, Кришна исчез. А Радхика, увидев красоту этого места, подумала: «Это место настолько прекрасно, что Кришна постоянно уходит сюда. Я тоже должна проявить подобное место!» И так Радхика проявила лес Нававан, или Радхаван. Это и есть Навадвипа.

Радхика проявила его из Своего собственного сердца. Без служения, без принятия прибежища у Навадвипа-дхамы Враджа-мандала будет от нас очень далеко.

арадхито двиджа суто враджа нагараста
на радхито дийа суто на тавеха кришна

Двиджа-сута – это тот, кто принял рождение дважды. Как зубы, которые сначала вырастают молочные, а затем коренные.

Марьяда-пурушоттама Господь Рама пришел в династию кшатриев. Враджендра-нандана Шьямасундара, верховная личность Господа, пришел в семью вайшьев, пастухов. А према-пурушоттама Господь Махапрабху пришел в семью брахманов.

Первое рождение, которое мы принимаем – это биологическое рождение, а второе называется двиджей. Первое дают родители, а второе мы обретаем, когда получаете священный шнур. И тогда гуру становится для нас отцом, а мантра матерью.

Шриман Махапрабху появился в семье брахманов, поэтому он двиджа-сута. Если кто-то принимает прибежище у Шримана Махапрабху и Его дхамы, тогда он может получить Кришну как своего возлюбленного. Это является целью гаудиев.

Но в первую очередь – истинный гурудев, гуру-парампара. Это экспансия Шримана Нитьянанды Прабху. А затем Шриман Махапрабху. До Шримана Махапрабху идет неделимая гуру-таттва, Нитьянанда Прабху, а после Шримана Махапрабху – Радха-Кришна. Такова последовательность нашего кришна-бхаджана.

Я перехожу к тому, как совершать кришна-бхаджан. Только что прошел Мохини Экадаши. Марьяда-пурушоттама Господь Рама слышал славу этого Экадаши от Васиштхи Риши и рассказал об этом всему миру.

Кришна Сам проявился в этом мире в форме Экадаши. Находясь в Двараке, однажды Он приказал Своему колесничему Даруку приготовиться в дорогу. И когда они уже собирались ехать, внезапно Кришна услышал крики и плач. «О, Дарук, кто это так горько плачет? – спросил Кришна. – Поедем в ту сторону!» Этот звук шел с юга. И через некоторое время их колесница достигла обители Махараджа Ямы.

В физическом теле невозможно войти в эту обитель, и посланники Махараджа Ямы спросили их: «Кто вы такие? Как вы попали сюда? В этом теле невозможно попасть сюда. Уходите отсюда!» Но Кришна подул в раковину и сказал: «Немедленно позовите мне вашего господина!» От звука его голоса они испугались и тут же отправились за своим господином. Махарадж Яма сразу понял, кто посетил его обитель, и, придя к Кришне, распростерся перед Его лотосными стопами. «Махарадж Яма, что здесь происходит?» – спросил его Кришна.

Махарадж Яма – олицетворенная смерть, он необычная личность. В этом мире есть двенадцать Махаджан:

свайамбхур нарадах шамбхух
кумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир ваийасакир вайам7

Сваямбху, то есть Брахмаджи, который пришел из пупка Нараяны. Нарада, его сын, который вышел из его горла. Шамбху, то есть Шиваджи. Кумары, первые сыновья Брахмаджи: Санак, Санандан, Санатан и Санат Кумар. Затем Капила. Далее Ману, который составил «Ману-самхиту». До Ману и Сатья Рупы не было биологического рождения. А из «Ману-самхиты» вышло множество законов Индийской конституции. Далее Прахлада – сын Хираньякашипу, внук Кашьяпы Риши и вечный спутник Нрисимхадева. Джанака – отец Ситы-деви и дядя Господа Рамачандры. Бхишма, выдающийся герой Махабхараты после Кришны. Махарадж Бали, у которого Ваманадев просил пожертвование. Сын Вьясадева, Шукадев Госвами. И Махарадж Яма. Все они необычные личности.

Кришна спросил: «Что здесь происходит? Почему живые существа здесь так страдают?» И Махарадж Яма ответил Ему: «Прабху, они совершили много грехов. И поэтому они должны пройти через все эти страдания». От этих слов сердце Кришны разбилось. «О, Мои дети так страдают!» – подумал Он. И тогда Он решил проявиться в этом мире как Экадаши и объявил всем, что каждый, кто соблюдает Экадаши, отправится на планету Вайкунтха.

Каждый год проходят двадцать четыре Экадаши. Существуют Экадаши на темную половину месяца и на светлую. Кто-то говорит, что мы соблюдаем только на светлую половину или на темную половину, но это полностью неправильно. А кто-то говорит, что только санньяси и брахмачари должны соблюдать, а домохозяева нет, и это также неверно. В писаниях указано, что Экадаши нужно соблюдать с 8 лет до 80. Но когда Шриле Гурудеву было более 80 лет и я сказал, что ему уже не обязательно соблюдать Экадаши, он ответил: «Нет, я буду соблюдать Экадаши до моего последнего вздоха! Если я не буду соблюдать Экадаши, то преданные начнут говорить: «Гурудев не соблюдает Экадаши, и я не буду соблюдать». И чтобы служить для них примером, я буду соблюдать его до последнего».

До этого обитель Махараджа Ямы никогда не пустовала. А когда Кришна объявил, чтобы все соблюдали Экадаши, она полностью опустела. Потому что тот, кто соблюдает Экадаши, находится в хорошем общении и под руководством истинного гуру, обязательно достигнет Вайкунтхи и даже её высшей части, Голоки Вриндавана.

Кришна Сам стал Экадаши. И из двадцати четырех Экадаши есть один, который называется Мохини Экадаши.

двау бхута-саргау локе ‘смин даива асура эва ча вишну-бхактах смрито даива асурас тад-випарйайах8

В этом материальном мире два вида людей: божественного склада и демонического.

И также в этом мире 14 видов планетарных систем. Верхние планеты – это Сатья-лока, Джаналока, Тапа-лока, Махар-лока, Сварга-лока, Бхувар-лока, Бхур-лока. А нижние – это Атала-лока, Витала-лока, Сутала-лока, Талатала-лока, Расатала-лока, Махатала-лока и Патала-лока.

Полубоги живут на верхних планетарных системах, а демоны на нижних, и они всегда воюют между собой. И однажды полубоги сказали: «Мы же с вами братья. Все мы от одного отца». Дити, мать демонов, и Адити, мать полубогов, произвели их от Кашьяпы. И полубоги сказали: «Если мы с вами вспахтаем океан, мы сможем достать нектар, выпив который, мы никогда не умрем». Но демоны были очень разумны, и они сказали: «Нам нужно обсудить это с нашим гуру». Их гуру – Шукрачарья. И когда Шукрачарья дал им свое согласие на это, демоны приняли предложение полубогов.

Для взбивания йогурта нужен глиняный горшок и палочка для взбивания. А чтобы пахтать океан, нужна большая палка. И тогда демоны и полубоги подумали, что гора Мандара будет подходящей для этого. Но гора была слишком тяжелой, и тогда они стали звать: «Мадхусудан, Мадхусудан!» Кто такой Мадхусудан? Это одно из имен Бхагавана.

В этом контексте мне на ум пришла одна история, рассказанная моим дедушкой, Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем.

В гурукуле очень много учеников. Однажды у одного учителя гурукулы умер отец, и ему нужно было проводить ритуальную церемонию, накормить всех брахманов и местных жителей. Он попросил своих учеников помочь что-то принести. Но одному из мальчиков мать ответила: «Прости, у меня ничего нет. Я очень бедна и кое-как поддерживаю тебя. Ты можешь спросить Мадхусудана». Мальчик обычно ходил через лес, и мать всегда говорила ему: «Если будет какая-то опасность, то ты можешь звать Мадхусудана. Когда будешь чувствовать страх, позови Мадхусудана, и Бхагаван придет к тебе».

Итак, этот мальчик обратился к Мадхусадану, и Бхагаван, появившись перед ним, сказал ему: «Скажи, что ты можешь дать им йогурт для всей церемонии». Прошло несколько дней, и началась шраддха-церемония. В то время мальчик играл с Мадхусуданом, и, опомнившись, Бхагаван сказал: «Ой, мы же позабыли, нужно было принести им йогурт!» И тогда Кришна дал мальчику маленький горшочек с йогуртом. Но когда он принес его учителю, тот очень разгневался. «Что ты принес? – сердито сказал он. – Нужно было принести много!» Что же делать? Времени все организовывать не было, и тогда из этого горшочка они угостили йогуртом специальных гостей. Однако, когда они раздавали, этот йогурт все никак не заканчивался, и к тому же он был невероятно вкусным. «Откуда этот йогурт?» – удивились люди. И когда учитель спросил об этом того мальчика, он ответил: «Это всё мой Мадхусудан!»

Какой здесь урок? Если ты предлагаешь что-то Бхагавану Кришне, это никогда не заканчивается. Сколько бы ни было преданных, их всегда можно накормить прасадом, но для начала нужно предложить. И нужно предлагать только то, что можно предложить Господу.

«Где живет твой Мадхусудан?» – спросил его учитель. «В лесу» – ответил мальчик. «А можно ли с ним встретиться?» – спросил мальчика учитель. «Да», – ответил он. Однако, когда он позвал Его от всего сердца, голос с неба сказал ему: «Я не предстану перед ними. У них нет столько веры в сердце, сколько есть у тебя. Когда ты придешь один, тогда Я дам тебе даршан». И тогда учитель попросил у него прощения.

Итак, все полубоги и демоны начали звать Мадхусудану. «Что вы хотите?» – спросил Он их. «Мы хотим вспахтать океан горой Мандарой», – ответили они. И тогда Бхагаван вырвал эту гору, посадил ее на Гаруду, сбросил посреди океана и исчез. Но полубоги и демоны снова закричали: «Мадхусудан, спаси нас, мы в опасности!» «Что произошло?» – спросил Бхагаван. «Как же мы сможем пахтать?» – спросили они. И тогда Бхагаван явился в форме черепахи и на Своей спине стал держать гору. Теперь нужна была веревка. Ее нужно было обвязать 2,5 раза. Но нужна была очень большая, длинная веревка.

Существует один огромный, длинный змей Васуки-наг. И они решили воспользоваться им как веревкой. Полубоги очень умны, а демоны очень сильны. А тот, у кого есть разум, очень могущественен. Полубоги знали, что, когда Васуки будут использовать для взбивания, он будет брызгать ядом. И тогда полубоги решили, что они встанут у хвоста. Но, чтобы перехитрить демонов, они сказали им: «Эй, демоны, мы возьмемся за голову, потому что мы более разумны, чем вы!» «Что? – воскликнули они. – Мы ваши старшие братья. Наша мать старше, чем ваша! А значит, мы старше и могущественнее вас». Полубоги спорили с ними, лишь разжигая в них желание взяться за голову. «Если мы не возьмемся за голову, это будет как оскорбление для нас, – говорили демоны. – И мы не будем помогать вам взбивать океан!» «Ну, хорошо, – ответили полубоги. – Действительно, вы наши старшие братья. Ваша мать, наша тетушка, старше. Так или иначе, нам нужно вспахтать этот океан. Не страшно, если мы возьмемся за хвост».

И так они начали пахтать океан. Время от времени Васуки испытывал много боли и брызгал ядом, от чего демоны падали в обморок. «Смотрите, какие безнравственные эти полубоги, – сказали они. – Они знали, что так случится, и заставили нас взяться за голову!»

А через время из океана вышло очень много яда, и все они начали гореть. Полубоги закричали: «Мадхусудан, Мадхусудан!» И тогда Бхагаван послал к ним Шиваджи, и тот выпил весь этот яд. Когда Шиваджи начал его пить, то подумал: «Внутри меня лотосные стопы моего Прабху, и я не могу оставить этот яд в своем желудке». И поэтому он задержал этот яд в горле, от чего оно стало темно-темно синим. Поэтому его зовут Нила-канта.

Итак, в итоге, из океана появилось множество разных даров, которые полубоги и демоны разделили между собой, а в конце появился Дханвантари с горшком нектара. Полубоги и демоны стали бороться за него. И внезапно появилась необыкновенно красивая девушка юного возраста, которую звали Мохини. На ней была очень тонкая одежда, и вся ее красота просвечивала через нее. «Джентльмены, – сказала она им, – кажется, у вас что-то случилось? Кто вы? Почему вы здесь спорите? Если я могу вам чем-то помочь, расскажите мне, пожалуйста». И тогда они обо всем ей рассказали и спросили, что им теперь делать. «Согласитесь ли вы, если я разделю это между вами всеми?» – спросила она их. «Да, это хорошая идея», – ответили они. И тогда Мохини сказала: «Вы должны все принять омовение и сесть так, чтобы с одной стороны были демоны, а с другой полубоги».

Но у Мохини был еще один горшок, и, танцуя, она раздавала нектар полубогам, а демонам разливала другой напиток. Она заигрывала с ними, и все они были опьянены ее красотой. Но один из демонов по имени Раху, увидев два горшка, подумал: «Почему у нее два горшка? Нектар пришел только в одном горшке! Кажется, здесь что-то не так». И тогда он переоделся полубогом и сел среди небожителей. Он оказался между богом солнца и богом луны. Когда Верховный Господь в облике Мохини заметил этот обман, Он сразу же отсек Раху голову. Однако тот успел отведать немного нектара, поэтому обе части, верхняя – Раху, а нижняя – Кету, выжили.

У Раху очень много гнева на солнце и луну. Когда он становится разгневан, он бежит к солнцу, чтобы закрыть его. Самое яркое солнце – в новолуние, только в этот день может быть солнечное затмение, можете проверить. А в полнолуние самая яркая луна. И когда она очень яркая, Раху хочет атаковать ее. Гнев Раху – причина затмений. Я рассказываю вам то, что описано в шастрах. А то, что говорят наши писания – это 100% правда.

Однажды Шрила Гурудев был в кардиологическом центре в Америке, и я общался с его доктором. Я говорил об Абхиманью, сыне Арджуны. В писаниях указанно, что ребенок, находясь в лоне матери, может слушать и обучаться. И, в соответствии с ведической традицией, в шесть месяцев нужно читать для ребенка «Рамаяну», «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам». Это будет очень благоприятно для него. Я привел в пример Абхиманью, но доктор лишь посмеялся. «Махарадж, вы можете научить меня шастрам, но не учите меня науке и медицине, – сказал он. – Мы очень опытные ученые, и то, что мы открываем, – этому следует весь мир». «Все, что указано в наших писаниях, более чем на 100% правда, – ответил ему я. – Современная наука еще очень далека от Вед, и она многого не понимает. Однажды, когда учёные предадутся Ведам, они поймут». И последний раз, когда я был в Хьюстоне, мы встретились с ним снова, и доктор сказал: «Мадхава Махарадж, простите меня, я был неправ. Теперь это доказано, что ребенок, находясь в лоне матери, может обучаться. И это было опубликовано в медицинском журнале». То, что говорят наши писания, 100% правда.

Итак, однажды Шиваджи услышал, что Господь пришел в форме Мохини, и, отправившись с Парвати на Вайкунтху, он сказал: «О, Прабху, я хочу увидеть твою форму Мохини!» «Это не очень хорошая идея», – сказал Господь. «Прабху, я исполняю все, что Ты мне велишь. Ты просил принять яд, и я принял. Ты просил проповедовать майяваду, и я это сделал. Ты говоришь разрушать, и я разрушаю. Я всегда следовал Твоим наставлениям и ничего не просил для себя. Пожалуйста, покажи мне эту форму». «Нет», – отвечал ему Бхагаван. Однако, если ты знаешь чьи-то слабые стороны, ты легко можешь его победить.

В этом мире у родителей очень много любви к детям. Даже если другие дети более красивые и умные, родители все равно больше любят своих детей и все наследство отдают им. Это их лучшее качество. Таким же образом, истинный гурушишья-ватсал и севака-ватсал. Особенно он любит своих верных и искренних севаков. А Бхагаван – бхакта-ватсал – У него очень много любви к Своим преданным.

Мы видели с вами из истории Амбариши Махараджа и Дурвасы Риши, что Бхагаван принял сторону Амбариши Махараджа. А Дурваса Риши гневался: «Почему Ты принимаешь сторону домохозяина?» «Он просто Мой преданный, – говорил ему Бхагаван. – Я не принимаю сторону брахманов, кшатриев или других каст – я принимаю сторону Своих преданных». «Ты же уважаешь брахманов как Свое поклоняемое Божество, – говорит ему Дурваса. – А я не просто брахман, а махариши-брахман. Почему же Ты не принимаешь мою сторону?» «Я абсолютно независим, – говорит Бхагаван, – но Я завишу от Своих преданных. Они завладели Моим сердцем и могут заставить делать все, что захотят».

В писаниях указано, что мир не двигается без милости Господа Рамы, а Господь Рама не двигается без милости Ханумана. Почему? Потому что Господь – бхакта-ватсал, севака-ватсал и шантана-ватсал.

И Шиваджи знал: «Если я буду настаивать, Он обязательно мне покажет. Ведь Он же любит Своих преданных». «Нет, форма Мохини не так хороша для тебя», – говорил Господь. Но Шива всё настаивал. И тут внезапно Шива увидел необыкновенно красивую танцующую девушку. Она играла с цветами, подбрасывая их в воздух. А когда она двигалась, вся ее красота проглядывала сквозь одежду. И тогда Шиваджи побежал к ней, желая схватить ее. «Что ты делаешь, прабху? – кричала ему Парвати. – Это же Сам Бхагаван!» Но Шиваджи словно сошел с ума и побежал за ней, пытаясь схватить руками. Парвати хотела остановить его, но она не могла бежать так, как бегает Шива. Он бежал так, что с него слетела даже тигриная шкура, и он был полностью обнаженным. Он пытался догнать Мохини, а она играла с ним, убегая то в одну, то в другую сторону. И когда они бежали мимо Парвати, она снова крикнула: «Прабху, опомнись. Это же Сам Бхагаван!» И тогда Он, наконец, пришел в себя и попросил прощения. Это произошло в Сатья-югу.

Только что прошло Мохини Экадаши. И тот, кто следует этому Экадаши, получит благо.

Экадаши дает бхакти, и благодаря бхакти мы можем достичь кришна-премы. Если есть вопросы, задавайте.

Преданный: Кто-то говорит, что Господь Шива поймал Мохини, и они произвели ребенка. Это правда?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я слышал, но это полностью неверная идея. Бхагаван в мужской форме. Как Бхагаван мог произвести детей от Шиваджи? Это полностью неверно. Еще вопросы?

Преданный: Я бы хотел находиться среди садху. Как мне это делать правильным образом? И второй вопрос: как вы себя отождествляете? Садху или саньяси?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если вы хотите быть садху, нужно жить среди садху. Нужно учиться от них тому, как они живут, что они делают, как ведут себя. Нужно учиться от них этому, и тогда вы будете садху среди садху.

А то, что я хочу сказать о себе – я больше предпочитаю говорить вайшнав дас, слуга вайшнавов или слуга Шрилы Гурудева.

Преданный: Когда мы погружаемся глубже в сознание Кришны, приходит больше энергии, для того чтобы что-то совершать, но то, что было плохим, становится еще хуже. Что делать в этой ситуации? Как разрешать проблемы?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Когда мы продвигаемся вперед, плохие вещи тоже бегут за нами. Почему? В нашем теле есть разные элементы: руки, ноги, голова. Для каждого из них есть олицетворенное Божество. Для головы это Индра, для ума – луна, для глаз – солнце. Когда полубоги видят, что какой-то человек хочет подняться над ними, они создают какие-то проблемы. Кришна сказал:

ананйас чинтайанто мам йе джанах парйупасате тешам нитйабхийуктанам йога кшемам вахамй ахам9

Для тех, кто служит Кришне целенаправленно, Он все организует и убирает все плохие вещи. Чем больше мы предаемся, тем больше Кришна помогает, и все плохие вещи уходят.

Преданный: Я принял инициацию от Шрилы Гурудева в 2009 году. Я слышал в нашей сампрадае, что, когда наш бхаджан созревает, то мы получаем общение с такими личностями, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Бхактивинода Тхакур. Мне сказали, что Шрила Гурудев также будет там, и наши отношения будут более зрелыми. Сейчас я чувствую айшварью, дасью. Станет ли это отношение как сакхья? Созреет ли до такого уровня?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Когда мы совершаем бхаджан, в соответствии со стандартами нашего бхаджана, мы отправимся на разные планеты. На некоторых планетах будут проходить игры нашей гуру-варги, на некоторых будут Шад-Госвами, на некоторых – Нароттама дас Тхакур, Шьямананда прабху, Шринивас прабху, Кришнадас Кавирадж Госвами, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакур. Чем больше мы совершаем бхаджан здесь, в соответствии с ним мы пойдем на разные планеты, и наша гуру-варга будет там. Она сможет нас распознать, но мы не сможем. Придет тот же самый гуру или экспансия Нитьянанды Прабху, чтобы забрать нас из этого материального существования. Чем больше мы будем совершать бхаджан, тем больше мы будем сближаться. Не будет больше благоговения и почтения – будут дружеские отношения.

Преданный: Махарадж, святое имя становится для меня очень сладким, я чувствую в своем сердце Кришну, Радхику – Они такие красивые. Но почему вожделение до сих пор тревожит меня, несмотря на то, что я иногда даже плачу во время джапы?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это не первое наше рождение, до этого мы рождались множество раз. Иногда мы были в телах обезьян, ослов, собак или кошек. И из каждого рождения у нас осталось впечатление, из-за чего иногда нас стягивает на платформу вожделения. На правой лотосной стопе Кришны под большим пальцем есть чакра, под средним пальцем лотос, ниже треугольник, под мизинцем стрекало, под ним молния. Под основанием большого пальца – ячменное зерно, еще ниже зонтик и линия, проходящая посреди стопы урдхва-рекха, на пятке – восьмиугольник и также знак свастики. На левой стопе под большим пальцем находится раковина, ниже лук, под средним пальцем небо, еще ниже коровье копыто, а ниже треугольник, кувшин и рыба. Каждый день нужно памятовать эти знаки и медитировать на них. Если медитировать на диск, чакру, то Кришна разрушит все шесть наших врагов: вожделение, гнев, жадность, иллюзия, зависть и сумасшествие.

Преданный: Махарадж, вы говорили, что можно достичь Голоки Вриндавана, которая находится на Вайкунтхе…

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Эта не та Голока, которая является обителью Бхагавана. Это обычная часть Вайкунтхи. Вся Вишну-таттва живет на Вайкунтхе: Матсья, Вараха и т.д. Высшая секция Вайкунтхи – Айодхья, потом Дварака, Матхура, Голока Вриндавана. И я говорил об этой высшей секции, Голоке.

Преданный: В других сампрадаях известна васту-паринама-вада, то есть идея, что Нараяна Сам становится васту, дживой и пракрити. А в нашей гаудия-сампрадае популярна шакти-паринама-вада, что у Нараяны есть шакти, и из нее появляются дживы и пракрити. Кажется, как будто у других сампрадай

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: У четырех сампрадай есть идея васту-паринама-вада, что Кришна Сам трансформируется в этот материальный мир, в дживы. Но Шриман Махапрабху первый сказал, что это неправильно.

У Кришны есть бесконечное число энергий. Есть джива шакти – энергия, из которой выходят дживы. Из внешней энергии выходит джада-джагат. Эта шактипаринама-вада была в первые дана Шриманом Махапрабху, и это истина. Он Сваям Бхагаван. Другие не говорили о шакти-паринама-ваде – Сам Шриман Махапрабху, Верховная Личность Господа сказал об этом. До Него все четыре сампрадаи следовали васта-паринама-ваде, принимая идею, что Кришна Сам трансформируется в дживы и материальный мир. А Шриман Махапрабху сказал, что все это исходит из шакти. Из трансцендентной энергии создан трансцендентный мир, из энергии дживы состоят дживы, а из внешней энергии – джада-джагат, материальный мир.

Преданный: Махарадж, вы говорили о двенадцати Махаджанах. Каково определение Махаджан?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Кто такой Махаджана? В современном мире мы следуем тому, что открывают ученые. Когда пять Пандавов с Драупади отправились в ссылку, однажды Юдхиштхира Махарадж и Драупади захотели пить. И Юдхиштхира послал Бхиму за водой. Идя посреди леса, он увидел, что в одном месте летают птицы и, подойдя ближе, увидел, что там течет река. Вначале он решил напиться сам, а затем набрать воды в сосуд. Но когда он захотел взять воду, вдруг один дакша(якша?) сказал ему: «Сначала ответь на мой вопрос, иначе ты умрешь!» Но Бхима не послушался его, а когда попил воды, тут же потерял сознание. Увидев, что Бхима долго не возвращается, Юдхиштхира Махарадж отправился за ним, и, увидев реку, также решил утолить жажду. И когда он подошел к воде, раздался тот же самый голос: «Вначале ответь на мой вопрос, иначе с тобой случится то же, что и с братом». «Предстань передо мной, и тогда я отвечу на твой вопрос», – сказал ему Юдхиштхира Махарадж. И один из вопросов был: «Каков путь?» «То, что делают и говорят Махаджаны – это наш путь», – ответил Юдхиштхира Махарадж.

Они говорят, как совершать бхаджан, что хорошо, а что плохо. Те, кому мы следуем, – они Махаджаны. Махаджаны – это великие личности. Кто велик? Кришна Бхагаван. И те, кто совершает Ему бхаджан, также являются великими.

Преданный: Вы сказали, что ребенка можно обучать в лоне матери. Нужно ли ребенку читать вайшнавские писания, пока он в лоне матери?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да.

Преданная: У меня дикша от Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. С тех пор как он ушел, мои взаимоотношения с ним продолжаются, и я хотела бы обучаться у него, но у меня столько много людей, которые мне как шикша-гуру

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Шикша-гуру – это тот, кто взращивает твою веру в гурудева и более глубоко объясняет наставления. Такой человек может быть шикша-гуру.

Преданная: Махарадж, мне не совсем понятно с Вайкунтхой и Голокой.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Все реинкарнации Кришны, вся Вишну-таттва живет на Вайкунтхе. Предположим, что Англия – это Вайкунтха. Что самое сокровенное, самое дорогое? Это Лондон. Здесь есть очень много городов, но если вы скажите: «Он едет в Лондон», то все поймут. А если вы назовете какой-то маленький городок, понять могут не все. Таким же образом самое ценное, самое сокровенное место – это Голока Вриндавана, которая внутри Вайкунтхи.

Преданная: Можно ли достичь кришна-премы, следуя Иисусу Христу?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В «Бхагавад-гите» сказано:

патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахритам ашнами прайатат манах10

«Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение».

Но те, кто следуют Иисусу, принимают мясо. Можно ли это предложить Кришне? Никогда. Иисус никогда не говорил принимать мясо, но все это делают.

Того, кто служит Кришне, называют каршана, тех, кто служит Шиве, называют шайва, тех, кто служит Ганеше – ганапаты, а тех, кто служит полубогам – сапты. Чтобы служить Кришне, нужно быть вайшнавом, садху. Кто такой вайшнав? «Садханоти садхайати ча кришна-према ити садху» – это тот, кто совершает бхаджан, для того чтобы достичь кришнапремы и помогает другим достичь того же. Говорил ли Иисус что-то о Кришне, то, что указанно в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам»? Нет. Поэтому, следуя Иисусу Христу, невозможно достичь кришна-премы.

  1. «Шри Навадвипа-аштакам», Шрила Прабходананда Сарасвати
  2. «Шримад-Бхагаватам», 6.3.20
  3. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 3.91.
  4. «Шримад Бхагавад-гита», 9.22
  5. «Шримад Бхагавад-гита», 9.26.
  6. «Шри Навадвипа-аштакам», Шрила Прабходананда Сарасвати
  7. «Шримад-Бхагаватам», 6.3.20
  8. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 3.91.
  9. «Шримад Бхагавад-гита», 9.22
  10. «Шримад Бхагавад-гита», 9.26.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.