Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я приношу свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, особенно Шриле Бхакти Кумуд Шанту Госвами Махараджу, чей день явления мы сегодня празднуем. Я предлагаю свои дандават-пранамы всей гугу-варге, всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.
Мы обсуждали, почему мы слушаем хари-катху и что мы получаем от ее слушания. В связи с этим я хотел бы продолжить эту тему.
Сегодня очень благоприятный день, день явления Бхакти Кумуд Шанта Госвами Махараджа и день ухода Шрилы Абхирама Тхакура. И, рассказывая о них, я также затрону тему о результатах и благе от слушания хари-катхи. Я не достаточно много знаю о них, но мне нужно что-то сказать.
Прежде я расскажу о Шриле Бхакти Кумуд Шанте Госвами Махарадже. Шрила Шанта Госвами Махарадж, как и я, родился в Бенгалии, в Миднапуре. Он сбежал из дома, когда ему было 12-13 лет. После того как он принял харинаму и дикшу, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ему имя Радха-Раман Брахмачари. Немного позже, после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, он принял санньясу и имя Бхакти Кумуд Шанта Госвами Махарадж.
По беспричинной милости Гурудева я получил общение со многими спутниками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Я готовил для них и стирал их одежду.
Однажды Шрила Бхакти Кумуд Шанта Госвами Махарадж приехал вместе с Гурудевом в Джаганнатха Пури на Джаганнатха Ратха-ятру. За день до этого проходил Гундича-мандира-марджан. Бхакти Кумуд Шанта Госвами Махарадж также был в Гундича Мандире, и все мы пришли туда с Гурудевом. После этого все гаудия-вайшнавы сидели вместе. Шанта Госвами Махарадж попросил Гурудева рассказать что-нибудь о Гундича-мандира-марджане, но Шрила Гурудев сказал: «Как я могу? Вы моя гуру-варга, и вы здесь». Но Шанта Махарадж настаивал: «Нет, я приказываю вам говорить». «Хорошо, – сказал Шрила Гурудев, – я последую вашему приказу». И Гурудев начал говорить в присутствии Шанты Госвами Махараджа: «Гундича-мандир-марджана означает, что Джаганнатхадев приходит в Нилачалу, в Сундарачалу, то есть с Курукшетры и Двараки во Вриндаван. По этой причине мы должны привести Джаганнатха в наше сердце. Мы должны превратить наше сердце во Вриндаван. А чтобы превратить наше сердце во Вриндаван, нам нужно убрать из него все нежелательное. Это значение Гундича-мандир-марджана». Что в нашем сердце? Гурудев объясняет: «Сварупа-бхрама, асат-тришна, хридайа даурбалья, апарадхи». Что такое сварупа-бхрама? Как я говорил в другие дни, Кришна проникает через уши в форме хари-катхи. И что Кришна сделает? Вымоет оттуда все нежелательные качества, анартхи.
В слове сварупа-бхрама, «сва» означает «своя», а «рупа» – «форма». Мы забыли нашу собственную форму. Мы думаем: «Я премьер-министр этой страны. Я глава этой семьи, или муж. Я член этой семьи. Я делаю это, я делаю то». Все относится к телу.
Что мы в основном делаем? Наслаждаем свое тело и свои чувства. Мы полностью забыли о душе. Наша изначальная природа – быть слугой Кришны. Почему Шрила Санатана Госвамипад спрашивает Махапрабху: «Кто я? Почему я подвержен тройственным страданиям? Я не знаю, в чем заключается моя высшая цель. Я не знаю, что такое садхья и что такое садхана, что есть цель и что есть процесс достижения цели. Я даже не знаю, что спросить. Будь милостив и открой мне эти истины».
Возникает вопрос: неужели Санатана Госвами этого не знал? Он был премьер-министром при Хусейн Шахе. Почему он так спрашивал? Он спрашивал для нас. С одной стороны, он вечный спутник Махапрабху, а с другой – вечный спутник Божественной Четы, Лаванга Манджари. Как и в «Бхагавад-гите» Арджуна задает вопросы не для себя, а для нас, таким же образом Санатана Госвами спрашивает для нас.
Мы забыли свою собственную форму, это сварупа-бхрама. Когда мы забываем нашу форму, тогда приходит асат-тришна, плохие качества. Мы думаем: «Я буду делать это, я буду делать то, наслаждать чувства». Когда асат-тришна приходит, мы становимся слабыми, наше сердце становится слабым. «Я не хочу это делать. Я знаю, что это огонь, и если я дотронусь, то обожгу руку. Я знаю, что этот материальный мир временный и скоротечный и он стянет меня вниз. Я осознаю это, но не могу контролировать». И так происходит снова и снова. Однажды мы обжигаемся. Но почему мы снова это делаем? Это хридайа даурбалья. Мы вовлекаемся, прыгаем туда снова и снова. Мы думаем: «Я буду наслаждаться майей, буду счастлив. Есть только одна проблема. Я ее решу и буду счастлив». Но Шрила Гурудев говорит: «После решения одной проблемы будет еще больше проблем».
Гурудев приводил в пример одного брахмачари. Существует две системы брахмачари: одна упакурван, а другая санньяса. После гурукулы брахмачари могут напрямую принять санньясу (отречение) или упакурван – вступить в семейную жизнь, а когда наступит 50 лет, оставить свои семейные обязанности и идти совершать бхаджан, а затем принять санньясу. Таким образом, для брахмачари открыты два пути.
Когда один брахмачари пришел с гурукулы он сказал: «Я хочу упакурван, жениться». «Мой дорогой сын, не ходи в семейную жизнь, – ответил Шрила Гурудев, – ты не будешь там счастлив». «Нет Гурудев, я хочу», – настаивал он. Тогда Гурудев дал ему «Бхагавад-гиту» и сказал: «Всегда читай «Гиту», каждый день». И ученик ответил ему: «Хорошо, Гурудев, я так сделаю».
Он пришел домой и стал читать «Гиту», но помимо этого у него было много других дел. И он думал: «О, я так устал! Мне нужно читать «Гиту», но у меня корова, теленок, сад – столько всего нужно делать! Как же быть?» И тогда один друг сказал ему: «Неподалеку живет очень хорошая девушка. Если ты женишься, то она тебе поможет со всем твоим хозяйством». Так он женился. Но после свадьбы постепенно все его внимание перешло к жене, и «Гиту» он убрал на дальнюю полку. На книге скопилось уже много пыли – у него больше не было на нее времени. Появилось много детей, вещей, он полностью погрузился в семейную жизнь.
Однажды к нему в дом пришел Гурудев, и, увидев его, ученик предложил пранамы. Заметив много детей, Гурудев спросил: «Эй, Кришнадас, что случилось? Где «Гита»?» Ученик достал «Гиту», покрытую пылью и испорченную крысами. «Ты не выполняешь мои наставления? Не читаешь «Гиту»? Ты не следуешь указу Гуру?» – сказал Гурудев. И тогда ученик ответил: « О, Гурудев, это гита-сансара, это семья «Гиты», это результат чтения «Гиты»».
Почему это произошло? Сначала асат-тришна и хридайа даурбалья, а после этого приходят апарадхи. «Апа» означает «уходить», «радха» значит «прити» (любовь). Когда наша любовь уходит от Хари, Гуру и вайшнавов, это называется апарадха. Эти четыре вещи: сварупа—бхрама, асаттришна, хридайа даурбалья и апарадхи – каждая из них делится еще на четыре. Особое внимание Гурудев уделял апарадхам. Нама—апарадха, дхама—апарадха, сева—апарадха – это три главные из них, а среди них самая серьезная – нама—апарадха. Существует 10 нама—апарадх.
На Гундича-мандир-марждане Гурудев говорил, что из 10 апарадх первая – вайшнава—апарадха. Почему он назвал не гуру-апарадху? Естественное качество садхаков – быть верными Гурудеву. Очень редко они могут совершить гуру-апарадху, но они могут легко проигнорировать Гурудева. А вайшнавам они могут сказать: «О, я наравне с ним, мы духовные братья. Что он может знать лучше меня?» Очень легко можно совершить вайшнава-апарадху, по любой причине мы можем критиковать.
Вайшнава-апарадхи существуют шести видов:
ханти ниндати ваи двешти
ваишнаван набхинандати
крудхйате йати но харшам
дарш’ане патанани шат2
Ханти – убийство вайшнава. Это очень большое оскорбление.
Нинда – критика в адрес вайшнава. Когда Гурудев проповедовал, кто-то возмущался: «Почему Нараяна Махарадж приходит сюда? Нам это не нравится».
Однажды, когда Гурудев приехал в Баджер, некоторые говорили: «Не принимайте его, не позволяйте давать ему лекции, он сахаджия!» Может быть, они видели, как Гурудев оставил одежду санньяси и нарядился в сари? Может быть, видели, как он красит ногти, губы, надевает кольцо в нос? Может быть, они видели у него длинные волосы?
Когда Гурудев зашел в одежде санньяси и с дандой, все на него так пристально смотрели.
Почему мы критикуем без какой-либо причины? Даже если есть сомнения, поговори лично и выясни.
Следующая – ваи двешти, зависть к вайшнавам. «О, зачем он пришел на мою территорию? Сейчас он соберет все пранамы с моих учеников». Большая зависть. Видя превосходство, человек не может вынести этого из-за ваи двешти.
Следующая – ваишнаван набхинандати. Если вы знаете, что пришел вайшнав, превосходящий вас, идите, поприветствуйте его. А когда вайшнав покидает ваше место, встаньте и проводите его. Особенно важно приветствовать вайшнава. Если не сделать этого, это будет апарадха.
Крудхйате – гневаться при виде вайшнава. При виде вайшнава мы должны быть очень счастливы: «О, мы услышим от него такую прекрасную хари—катху».
Это шесть очень опасных апарадх. Мы должны избавиться от этих вещей. Это называется Гундича-мандир-марджан.
Шанта Махарадж очень был счастлив. Он сказал: «Теперь у меня есть полная вера в то, что Нараяна Махарадж может продолжить миссию Махапрабху».
Шрила Гурудев говорил очень коротко и по теме. Речь всегда должна быть очень короткой и по теме. Шанта Махарадж был очень счастлив и дал все благословления Шриле Гурудеву.
Когда Гурудев начал проповедовать, он пришел к гуру-варге за благословениями, и Шанта Махарадж говорил: «Где бы ты ни был, пиши мне письма время от времени». И также Гурудев временами приходил в калькуттский матх встретиться с ним, и я приходил туда вместе с ним.
Когда Гурудев уезжал куда-то, он часто писал письма Шриле Шанте Госвами Махараджу, Гуру-Махараджу, Шриле Тривикраме Махараджу – он писал очень многим. Гурудев говорил, а я писал и отправлял.
Мы просили Шанту Махараджа дать благословения Гурудеву и отвечать на адрес матхурского матха. Мы часто перемещались и, когда возвращались, читали письма. Мы также публиковали его письма в «Багават-патрике».
Это была первая встреча с Шантой Госвами Махараджем. Гурудев обычно путешествовал по нескольким направлениям. В основном это Европа и Америка, с одной стороны, а с другой стороны – это Австралия. А затем он приезжал на Навадвипа парикраму. И до и после Гурудев приходил встретиться с ним.
Гурудев был величайшим хинди-проповедником, никто не был равен ему. Я не знаю, появится ли в будущем такая личность, но до этого таких, как он, не было.
В то время Ачарьей Имлитала был Бхакти Сухрид Акинчана Госвами Махарадж, а Тамал Кришна прабху был смотрителем храма. Каждый год они приглашали Гурудева, и я приходил вместе с ним и с другими брахмачари.
Однажды Бхакти Кумуд Шанта Госвами Махарадж пришел туда и рассказывал хари—катху. Увидев там одного мусульманина, он сказал: «Послушайте, что говорит Мухаммед. Наш Джаганнатхадев не имеет рук, не имеет ног. Почему?» И мусульманин ответил: «Аллах играл с Джаганнатхадевом, и Джаганнатхадев был побежден – Аллах обрубил ему руки». «Но это абсолютно неверно!» – воскликнул Гурудев.
Вы знаете, почему мусульмане носят лунги? Это не как у брахмачари или у санньяси.
Джаганнатхадев играли вместе, и Аллах был побежден. Джаганнатхадев взял палку и побил Аллаха, и ему стало так больно, что он не мог даже завязать свою одежду». Все смеялись и хлопали.
Гурудев также ездил за пределы Индии в Манилу проповедовать. Столько много времени там было проведено. После семидесяти дней мы вернулись. В Имлитале есть свой транспорт, и в один день мы с Бхакти Сухрид Акинчаной Махараджем, Шрилой Шантой Госвами Махараджем и Шрилой Гурудевом ехали на одном мини-автобусе. Они должны были высадить Гурудева в нашем матхе, а затем ехать в Дели. Это был день Экадаши. Я сидел вместе со Шрилой Гурудевом и сказал: «Гурудев, Шанта Махарадж должен принять анукалпу в Матхуре, а потом поехать в Дели, потому что от Матхуры до Дели четыре часа. Зачем ехать без прасада?» Но Гурудев сказал: «Я не буду ему говорить». «Почему?» – спросил я. «Он мой Гуру, моя гуру-варга. Если он говорит «нет», то я не могу возразить. Но ты можешь сказать ему как внук. Ты скажешь, а я тебя поддержу. Тогда он не сможет отказаться». И тогда я пошел к нему, и, увидев меня, Шанта Махарадж спросил: «Навин? Что случилось?»
Меня тогда звали Навин Кришна. Я всегда готовил ему. У нас были очень близкие отношения. Он был мне как дедушка. Между дедушкой и внуком более близкие отношения, чем между отцом и сыном.
Я сказал: «Махарадж, вы отвезете Гурудева и поедете из Матхуры в Дели. Но это займет четыре часа. Сегодня Экадаши, и вы с утра поститесь. Почему бы вам не принять анукалпу?» «Не нужно принимать анукалпу, это займет много времени», – ответил он. «Нет, вы должны принять», – настаивал я. «Да, да, он твой внук, – поддержал меня Шрила Гурудев. – Ты должен исполнить его желание, ты не можешь его расстраивать. Он для тебя готовил столько дней! Почему ты расстраиваешь его?» «Хорошо, но только один час, не больше», – ответил Шрила Шанта Махарадж. «Это больше чем достаточно для нас, – сказал я. – Что вы пожелаете?» И он назвал несколько блюд.
Гурудев проехал на машине, и мы с Преманандой прабху, Шрилой Тиртхой Махараджем и Шубханандой прабху начали готовить. Гурудев в это время сидел в комнате со Шрилой Шантой Махараджем. Мы распределили обязанности, кто что будет готовить, а через полчаса мы закончили и попросили пуджари предложить.
Я позвал: «Махарадж, пожалуйста, примите анукалпу». «Анукалпа? – удивился он. – Вы же сказали один час. А еще только 30 минут прошло. Уже все готово?» «Да, по вашей милости все готово», – ответил я. Гурудев улыбнулся, а затем они втроем приняли анукалпу. Там было все, что они просили: папайя, сабджи, картошка, арахис, пакоры, сладости, экадашный кхир – мы приготовили около десяти блюд. Увидев это, они удивились: «Эта анукалпа или брихат-калпа?» «Это анукалпа. Во Врадже анукалпа такая». «Как ты это сделал? – изумлялся Шрила Шанта Махарадж. – Как это возможно? Я дал тебе только час! Другие не могут за час приготовить то, что я прошу, а ты так быстро управился!?» «Я был не один, – ответил я. – Мы готовили втроем». «Как вы это сделали?» – не прекращал удивляться он. «Гурудев обучал нас, как служить вайшнавам», – ответил я. Он был очень счастлив. В течение часа они приняли анукалпу, благословили нас и уехали.
Куда бы Гурудев ни поехал, он писал письма, а Махарадж отвечал.
У Шрилы Акинчаны Махараджа был один севак по имени Амал Кришна, около 12 лет. Он был очень игривым мальчиком: повсюду играл. Шрила Акинчана Махарадж не принимал картофель. И однажды, когда бхога была предложена, этот мальчик пришел и воскликнул: «Ой, я забыл приготовить для Гурудева!» Но я успокоил его: «Не переживай, я все приготовил». Я приготовил несколько блюд, и одно из них была картошка, а другое – раса-сабджи. И я сказал ему: «Тебе нужно лишь убрать оттуда картофель». Амал возразил, но я ответил: «Что же ты будешь делать? Сам готовить? Уже поздно. Ты можешь просто вынуть картофель». Так он и сделал.
Но, принимая прасад, Шрила Акинчана Махарадж нашел маленький кусочек картошки и тут же позвал Амала: «Амал, Амал! Я же не ему картофель! Почему он здесь?» Но я сразу ответил ему: «Махарадж, это не его вина, а моя». «Что произошло? – спросил он. – Он знает, что я не люблю картошку. Почему он приготовил ее?» И я ответил: «Это не он готовил, а я, но там случайно оказался кусок картофеля. Это не его вина. Тут много еще других блюд». А затем я сказал ему: «Вы говорите, что не принимаете картофель, но я могу вам доказать, что вы едите его каждый день». «Я ем картофель каждый день? – удивился он. – Как ты можешь такое говорить?» Все Махараджи, духовные братья, очень удивились. «Да, Махарадж, я могу доказать это», – сказал я. Тогда все оторвались от прасада и сказали: «Что это такое говорит этот юноша?» И я объяснил: «Махарадж, у вас матхи во Вриндаване, Имлитале, в Навадвипе, в Маяпуре, в Калькутте, в Силигури, правильно?» «Да», – ответил он. «Когда пуджари предлагают бхогу, – продолжал я, – после предложения они делают ачаман и предлагают маха-прасадам, говоря «ом гураве намаха«. А что вы делаете? Вы принимаете или нет, когда ваш ученик пуджари предлагает вам маха-прасадам после Тхакураджи? Вы все принимаете и весь картофель также!» Тогда все Махараджи захлопали и Шрила Гурудев очень засмеялся. А Махарадж ничего не мог ответить.
Благодаря Гурудеву, все гаудия-вайшнавы очень любили меня. Я готовил для них.
А сейчас я перейду к Абхираму Тхакуру.
Абхирам Тхакур – очень возвышенный вайшнав, если помимо Божеств Вишну он предлагал пранамы полубогам, то Божества полубогов тут же взрывались – такой могущественный он был вайшнав.
У Нитьянанды Прабху было две супруги: Джахнави и Васудха. Когда у Васудхи рождался ребенок и Абхирам Тхакур приходил выразить ему поклоны, ребенок сразу же умирал. Только Вирабхадра Прабху мог выносить его пранамы.
Когда Вирабхадра Прабху немного подрос, все стали говорить ему, что нужно принять посвящение у его матери, Джахнави-деви. Но он отвечал: «Как я могу получить посвящение у женщины?» Но никто не был квалифицирован так, как она. Нитьянанда Прабху уже покинул этот мир. Что же делать? В Бенгалии есть традиция после туалета совершать омовение, и без омовения не входят на кухню. У Джахнави-деви был колодец, полный воды. И однажды она пришла к нему, чтобы принять омовение в одной гамче. Но когда она подняла воду из колодца, гамча упала с ее тела и грудь обнажилась. В этот момент Вирабхадра подбежал к Джахнави-деви с каким-то срочным вопросом и увидел матушку в таком виде. Но она тут же проявила еще две руки и прикрыла свое тело. Увидев это, он изумился: «Моя матушка – необычная личность! У нее четыре руки!» И тогда он тут же поклонился, попросил прощения и получил посвящение.
Я перехожу к Абхираму Тхакуру. Когда Шриман Махапрабху был в Джаганнатха Пури, Ему служил один мальчик по имени Гопал. Однажды Махапрабху отправился справить Свою нужду и крепко держал Свой язык. Заметив это, Гопал спросил: «Почему Вы держите свой язык?» «Гопал, ты еще маленький мальчик. Что Я могу тебе сказать?» – ответил ему Он. «Прабху, пожалуйста, скажите мне, почему?» – настаивал Гопал. И тогда Шриман Махапрабху сказал: «Я иду справлять нужду. Я буду нечист, осквернен, а святое имя чистое. Но Мой язык не слушается Меня. Я должен наказать его, поэтому Я держу его, чтобы он не воспевал». Но Гопал ответил: «О, Прабху! Тот, кто принял рождение, в этом мире однажды умрет. А на смертном одре человек может опорожниться под себя. И что же, он не должен повторять святое имя? Если он не будет повторять, то как он получит благоприятный исход?» Услышав это, Шриман Махапрабху отпустил свой язык, обнял его и сказал: «Гопал, ты больше не маленький Гопал. С сегодняшнего дня ты Гопал Гуру».
Все жители в Джаганнатха Пури были очень счастливы, узнав об этом. Но Абхирам сказал: «Посмотрим, какой он Гуру. Я приду к нему и предложу свои поклоны!» Узнав, что Абхирам Тхакур собирается предложить Гопалу Гуру пранамы, все вайшнавы испугались и тут же рассказали обо всем Шри Чайтанье Махапрабху. И тогда Шриман Махапрабху поставил Свои лотосные стопы на голову Гопалу и сказал: «Не беспокойтесь, Мои лотосные стопы на нем. Сколько бы Абхирам Тхакур ни предлагал пранамы – все Я приму на Себя». И действительно, когда Абхирам Тхакур пришел и предложил поклоны, ничего не произошло. «Да, он действительно настоящий Гопал Гуру» – сказал Абхирам Тхакур.
Очень много слышал я от Гурудева. Я молюсь им всем – Гурудеву, Шанте Махараджу – чтобы мы совершали бхаджан, как Гурудев. Харе Кришна.