Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Как я видел в Матхе, вся наша гуру-варга сначала предлагает миллионы своих поклонов своим Гурудевам. Следуя их стопам, я также прежде всего приношу свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандават—пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.
Вчера мы обсуждали, почему нужно слушать хари-катху, какое благо мы получаем от хари-катхи и что теряем, не слушая ее. В писаниях указано, какой будет результат. Наш Гурудев говорил, как можно получить даршан Кришны. Нужно слушать. Даршан Кришны мы можем получить через уши, не через глаза.
правиштах карна-рандхрена
сванам бхава-сарoрухам
дхунoти шамалам кршнах
салиласйа йатха шарат6
Когда мы слушаем хари-катху, мы слушаем через уши. Кришна приходит через хари-катху, через мантру, и тогда проявляется наше настроение. А все нежелательные вещи, материальные желания, анартхи Кришна вымоет из нашего сердца.
В сезон дождей реки и пруды становятся грязными, и сколько бы ни применяли к ним химии, все равно через некоторое время они снова мутнеют. Но когда приходит осень, то постепенно без каких либо усилий вода снова очищается. Таким же образом, когда мы слушаем хари-катху, Кришна войдет в наши уши и все нежелательные вещи, которые у нас есть внутри, полностью разрушит.
От кого же нужно слушать хари-катху? От Гурудева, от вайшнавов. Вначале мы должны слушать. Без слушания хари-катхи никто не может прогрессировать. Вы спросите: «А где же доказательство?» Вы знаете название девяти видов бхакти: шраванам, киртанам, вишну смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам.
шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанамити
пумсарпита вишнау бхактиш чен нава-лакшана
крийета бхагаватй аддха тан манйе ‘дхитам уттамам7
Когда пришло время, Прахлада Махарадж ушел в гурукулу. Но в действительности он все уже выучил от Нарады Риши. У Нарады Риши множество учеников по всему миру, но есть четыре выдающихся: Дхрува Махарадж, Прахлада Махарадж и два старших – Вьясадев и Вальмики. У него было очень много учеников.
Когда Нарада Риши увидел, как Индра украл одну женщину, от чего та плакала и сокрушалась, он спросил его: «Эй, Индра, что ты делаешь? Зачем ты украл эту женщину?» И Индра ответил: «В ее лоне находится сын Хираньякашипу, но он большой демон, а значит и его сын должен быть демоном». Однако Нарада Риши сказал ему: «Ты не можешь его убить. Он не демон – он великий преданный Вишну. Никто не может его убить». И тогда Индра предложил ребенку поклоны и ушел. А затем Нарада Риши обратился к этой женщине: «Моя дорогая дочь, ты можешь находиться в моем ашраме и можешь просить любое благословение, которое тебе хочется». «О, Гурудев! – ответила женщина, – до тех пор, пока я не вернусь в свое царство, я прошу, чтобы ребенок не выходил из моего лона».
Хираньякашипу 60 000 лет совершал аскезы, а Прахлада Махарадж, находясь в лоне матери, 60 000 лет слушал хари-катху от Нарады Риши. Как же он удачлив! 60 000 лет он слушал харикатху! Он всегда думал, что Нарада Риши – его Гуру. Ни Шанта, ни Амарга, ни кто-либо другой. Дети, находясь в лоне матери, могут слушать и учиться, сейчас наука уже признала это.
Есть другой пример этому. Когда проходила Махабхарата, Кришна взял Арджуну на сражение с другим королем, а на главном поле учитель боевых искусств Пандавов и Кауравов создал колесо, боевое сооружение, в которое никто не мог войти и разбить. Но у Арджуны есть 16-летний сын по имени Абхиманью. И он сказал Юдхиштхире Махараджу: «Дядюшка, я могу войти туда, но я не знаю, как выйти». И тогда Бхима сказал ему: «Хорошо, я могу пойти с тобой, сражу всех своей палицей, и так мы выйдем от туда. Но откуда ты узнал как в него войти?» «Когда мой отец рассказывал моей матери об этом боевом сооружении, я все слушал, – сказал Абхиманью, – но когда отец рассказывал, как выйти оттуда, моя мать уснула, и я уже не мог это услышать». «Не волнуйся, я пойду с тобой», – сказал Бхима.
Однажды, когда я был в Америке, мы беседовали с главным кардиологом Шрилы Гурудева, доктором Матхуром. Я рассказал о том, что дети могут обучаться в утробе матери, и этот доктор очень смеялся. Он был индийских корней, но жил в Америке. Услышав мои слова, он сказал: «Свамиджи, чтобы ребенок находился в лоне матери и обучался, это не возможно. Согласно науке, это абсолютно невозможно. Мы большие медицинские ученые, и результатам наших исследований следует весь мир». «Доктор, – сказал я ему, – то что говорят наши ведические писания – это 100% правда. Сегодня наука не принимает это, но однажды придет день, и она вынуждена будет согласиться». «Ну, давай, посмотрим», – засмеялся он.
На следующий год, когда я приехал, доктор пришел ко мне и попросил прощения: «Махарадж, простите меня, что я смеялся над вами». «Что случилось?» – спросил я. «Ваши слова о том, что ребенок в лоне матери может слушать и учиться – это правда. Ученые доказали это, и это уже опубликовано в медицинском журнале. Сейчас медицинские ученые приняли этот факт».
Когда Прахлада Махарадж пошел в школу, спустя несколько месяцев он вернулся. Мать Каяду хорошо его одела и посадила на колени к отцу. Хираньякашипу стал спрашивать его: «О, Прахлад, что же ты выучил в гурукуле?» И Прахлада Махарадж сказал: «Моя гурукула – это ашрам Нарады Риши».
шри-прахлада увача
тат садху манйе ‘сура-варйа дехинам
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
хитватма-патам грихам андха-купам
ванам гато йад дхарим ашрайета8
Прахлада Махарадж обращался к нему «о, демон из всех демонов». Он не говорит «мой дорогой отец», он говорил «ты самый лучший из всех демонов». Услышав это, Хираньякашипу возгордился: «О, как мой сын меня уважает! Очень хорошо!» Но затем Прахлада Махарадж говорит: «Асуры, демоны всегда задействованы в физических вещах, они никогда не думают о душе и Сверхдуше. Они всегда полны тревожности и страхов, потому что они принимают асат. Сат – это Кришна, Его реинкарнация, Его преданные, Его игры, Его дхама, Его качества. А все остальное – это асат». «Хитватма-патам грихам андха-купам». «Эта семейная жизнь, – отвечал Прахлада Махарадж, – как глубокий колодец. Она причина смерти, причина суицидов».
Наши предыдущие ачарьи приводят аналогию. Я слышал это также от Гурудева, от Тривикрамы Махараджа и читал в писаниях. Однажды, один король ушел на охоту, а его министры отстали от него и нигде не могли найти. По пути обратно он волновался: «Где мои министры? Где моя армия? Где мои ассистенты?» Он не мог их найти. А позже он услышал рев тигра. «Боже мой, тигр приближается, что же делать?» – подумал он. Тигр стремительно мчался навстречу ему, и тут царь вдруг увидел колодец. «Лучше я прыгну туда, – думал он. – Однако если я прыгну туда, то я не смогу выбраться, и никто не сможет меня спасти». Но тут он заметил дерево, которое спускалось в этот колодец. И немедленно он схватился за ветки этого дерева и спустился вниз.
Подбежав к нему, тигр начал рычать, но не осмеливался спуститься. Каждый боится смерти. «Что же теперь делать?» – думал царь. Он посмотрел вниз, но воды там не было. На дне колодца лежали ядовитые змеи. И царь испугался еще сильнее. «О, боже мой! Внизу олицетворенная смерть в виде ядовитых змей, а вверху – олицетворенная смерть в форме тигра! Что же мне делать? Как долго я смогу здесь держаться? Скоро мои руки устанут, и я вынужден буду упасть». Но через некоторое время пришли две крысы и забрались на это дерево к веткам, за которые держался человек. Царь испугался еще больше: «Я не хочу ни падать, ни подниматься. Но вдруг появились эти крысы и начали подгрызать ветки! Что же мне делать?»
А в это время с одной ветки капал мед. Смерть поджидала царя с обеих сторон, а крысы подгрызали ветки, но вдруг прямо перед его носом начал капать мед, и он тут же высунул язык, чтобы поймать. «О, как же сладко! Как сладко!» – подумал он и тут же обо всем забыл…
Что это? Наша гуру-варга и ачарьи приводят аналогию. Это дерево – продолжительность нашей жизни. Тигр – олицетворенная смерть, Махарадж Яма. Змеи – это все наши проблемы, которые приходят в жизни. Вы можете видеть в каждом госпитале, в каждом государстве есть на эмблеме змеи, которые обвивают палочку или чашу. Это значит необходимо принимать эти проблемы, решать их. А что это за две крысы? Одна была белая, а другая черная. Белая олицетворяла день, а черная – ночь. Наша жизнь постепенно уменьшается, день за днем и ночь за ночью. И таким образом подходит время смерти. Но царь полностью забыл о смерти, желая поймать мед. «О, как же он сладок!» – думал царь. Что это? Это временное счастье семейной жизни. Если кто-то возвращается с работы, на которой было очень много ссор, проблем между сотрудниками, рабочими, домой он приходит обеспокоенным. Но стоит его маленькому ребенку подбежать к нему и ломаным языком сказать: «О, папа, папа! Ты принес мне конфетки?» – и папа тут же все забывает. Это временное счастье. Вы, домохозяева, знаете это лучше, чем я.
После второго дня в гурукуле Хираньякашипу спросил Прахладу: «Что ты выучил в гурукуле?» И тогда он ответил:
шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанамити
пумсарпита вишнау бхактиш чен нава-лакшана
крийета бхагаватй аддха тан манйе ‘дхитам уттамам9
Сначала он сказал шравана. Сначала необходимо совершать шраванам, от этого будет совершенствоваться наш киртан. Без слушания наша проповедь будет как карма. Необходимо для начала слушать. Что такое проповедь? То, что мы слушали от Гуру и вайшнава, нужно рассказывать другим. Это называется прачар, проповедь. Как посланник, как почтальон передает посылку от одного другому, таким же образом проповедник передает то послание, что он услышал от Гурудева, гуру-варги, от вайшнавов. Мы должны следовать этому посланию полностью. Чем больше мы следуем гуру-варге, тем более мы успешны.
Мукунда, что я сказал? Ты можешь сделать это позже. Через несколько минут я заканчиваю. Я из Брахма-Мадхава-сампрадаи, а у Брахмы четыре головы и восемь глаз. И несмотря на то, что у меня два глаза, мои глаза везде. И я видел на классе Гурудева, что если кто-то делал какие-то глупости, он тут же его наказывал. Это качество пришло ко мне от Гурудева. Что я рассказывал? Смотри, ты уже все забыл.
Чем больше мы совершаем шраванам, тем более успешен наш киртанам.
Необходимо сначала слушать о Вишну. Кто такой Вишну? Позже дядюшка может меня спросить: «Почему нужно слушать о Вишну? Мы последователи Шримана Махапрабху и Нитьянанды Прабху. Мы должны слушать о них, о Кришне. Почему Вишну? Кто такой Вишну? Его инкарнация, как Матсья или Курма? О каком Вишну мы должны слушать? Почему не Матсья, не Курма, не Вараха? Каково доказательство, что Кришна – это Вишну? Есть ли какие-то доказательства из писаний?»
викридитам враджа-вадхубхир идам ча
вишнох шраддханвито ’нушринуйад атха варнайед
йах бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам
хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах10
Кто такие викридитам? Это Вишну, который играет с гопи. Какие-то другие реинкарнации играют с гопи? Нрисимхадев, Буддха или другие? Только Враджендра-нандана Шьямасундара, который является Вишну, играет с гопи. «Викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох» – этот Кришна является Вишну. Сначала нужно слушать о Вишну, а затем совершать киртан.
Услышав слова сына, Хираньякашипу разгневался: «Что? Ты произносишь имя моего врага?» Много всего произошло в этой истории, я не буду углубляться в детали.
Каково доказательство, что, совершая шраванам, кто-то получит совершенство? Нужно припасть к лотосным стопам Санатаны Госвами. Что он говорил?
Парикшит Махарадж совершал только шраванам и так получил совершенство. Шукадев лишь слушал хари-катху и получил совершенство. От кого Шукадев слушал ее? От своего отца и Гуру Вьясадева. А затем он совершал киртан для Парикшита Махараджа.
Санатана Госвами говорит в «Брихад-бхагаватамрите» о том, что, когда Шукадев Госвами родился, он всегда следовал гопи-бхаве. Он слушал хари-катху от Вьясадева, объяснял ее и с самого начала следовал гопи-бхаве. И о Парикшите Махарадже Санатана Госвами говорит: «Таким образом, слушая или рассказывая о славе враджа-гопи, король Парикшит Махарадж достиг гопи—бхавы».
Это конечная цель слушания хари-катхи – достичь гопи—бхавы. Это высшая цель в нашем бхаджане, нет ничего выше. Поэтому мы должны слушать хари-катху. Чем больше мы слушаем от Гуру и вайшнавов, тем лучше мы можем совершать киртан.
Парикшит Махарадж слушал и совершал идеальный киртан. Шукадев Госвами говорил: «О, король, столько много времени прошло! Поешьте что-нибудь, попейте». Но Парикшит Махарадж отвечал ему: «Нет, я хочу пить только нектар вашей хари-катхи. Я не хочу пить воду. Смерть может прийти ко мне в любой момент. Я хочу лишь постоянно слушать и ничего больше». Поэтому: шраванам, киртанам, вишнох смаранам. И сначала шраванам – слушание. Даже Туласи дас в «Рамачарита-манасе» говорит: «Сначала нужно слушать хари-катху от садху».
Кто такой садху? Каково определение садху?
Шрила Джива Госвами сказал: «Тот, кто сам совершает садхану, чтобы достичь кришна-премы, и помогает ее достичь другим – тот садху».
Только одежда и три линии на лбу не означают, что перед нами садху. Таких много. Они повторяют: «Ахам брахмасми», «Ом намо Нараяная».
Однажды мы были с Гурудевом в одном месте Варахадева. Это огромный ашрам майявади. Туда приходят тысячи и тысячи людей, вы не поверите. Куда бы вы ни отправились в Индию, кроме Навадвипа-дхамы, везде майявади. Потому что Шри Чайтанья Махапрабху приказал Шанкарачарье: «Не ходи в Мою дхаму и не проповедуй там майяваду». По Его приказу Шанкарачарья не приходил, но в остальных местах он проповедовал. Если выйти из нашего ашрама, из Имлитала Гаудия Матха, рядом можно увидеть их филиал.
Шрила Гурудев был наилучшим спикером на хинди, никто не был лучше, чем он, до и после. Есть одно огромное озеро, и на это озеро каждый день приходит много людей, чтобы проводить церемонии. В Индии после смерти сжигают тело, а затем собирают кости и выкидывают в Гангу или другие места. На этой большой территории очень много людей приходило выбрасывать кости после кремации. Там гхат, берег, покрытый кирпичами, цементом. Они выкидывают туда кости, и через 72 часа они полностью растворяются.
Выше этого озера находится храм Варахадева, где Варахадев отдыхал, после того как убил Хираньякшу.
Индийские и западные ученые много раз брали пробу воды, чтобы понять, как за 72 часа там растворяются кости, и до сих пор не могут выяснить. Каждый день туда приходит множество людей.
Я расскажу одну катху Гурудева оттуда. На этой территории жила одна женщина, которая думала, что все люди в шафрановой одежде – садху. У нее не было представления, кто майявади, а кто гаудия-вайшнавы. И она очень сильно любила Гурудева, потому что Гурудев время от времени рассказывал шаловливые игры Кришны. Каждый день она приходила и слушала его.
Однажды она пригласила лидера майявади Махаманда-лешвара. Он сел рядом с этой женщиной, а через некоторое расстояние от него сидел Шрила Гурудев и мы. Организатор встречи сказал: «Кто будет говорить первым? Пусть Махарадж говорит первым». Леди хотела слушать игры Кришны от Шрилы Гурудева, но Шрила Гурудев сказал: «Я просто санньяси, а здесь присутствует Махаманда-лешвара, его нужно уважать».
Гурудев очень умен. Тот, кто совершает бхаджан Кришне или Его реинкарнациям, становится очень умен. Позже я спросил Шрилу Гурудева: «Почему вы сказали, чтобы он первым говорил?» И Шрила Гурудев ответил: «Если бы я говорил первым, потом у меня бы не было возможности снова говорить. Он бы рассказывал майяваду, а я хотел обрубить всю эту философию. По этой причине я сказал, чтобы он говорил первый. Я не собирался его уважать, потому что он говорил глупые вещи о майяваде».
Махаманда-лешвар говорил около 40 минут, а затем наступила очередь Шрилы Гурудева. «Смотрите, как Свамиджи прекрасно говорил», – сказал он и начал разрубать всю его философию. Когда Шрила Гурудев полностью опроверг его философию, Махаманда-лещвар не мог этого стерпеть и хотел уйти. Но женщина сказала: «О, Свамиджи! Смотрите, как прекрасно он говорит хари-катху! Останьтесь, он же только что начал». Гурудев с самого начала полностью разрубал его философию, но женщина не понимала ни его лекцию, ни лекцию Махаманды-лешвары. Она сказала: «Пожалуйста, послушайте немного, он будет очень счастлив».
И тут Гурудев начал рассказывать игры Кришны, как Кришна воровал масло: «Кришна очень умен. Дома Он никогда не ворует масло. Он уходит со своей группой в другие места. А когда Он с мамой, Он такой невинный! Мама дает Ему банан, а Он даже не знает, как его открыть. Мама никогда не поверит другим, что Он ворует масло». «Послушай, послушай, какая прекрасная харикатха! – говорила женщина, – Оставайся!»
Однажды Кришна воровал масло, и в этот момент Его заметила мама. «Кана, что Ты делаешь?» – спросила она. «О чем ты, мама?» – спросил Кришна, незаметно стирая масло с губ. «Ты украл масло и ешь его?» – сказала она. «Нет», – ответил Кришна. «Нет? – спросила мама Яшода. – Кришна, Ты уже скоро совсем станешь взрослым, постарайся учиться говорить правду, не лги». «Если Я подтвержу, то мама будет говорить, что Я воришка масла», – подумал Кришна и запел на бенгали: «Мама, Я не крал масло. Я говорю тебе честное слово, Я никогда не крал масла». Но мама Яшода не отступала: «Я не буду Тебя ругать, Ты можешь хотя бы раз подтвердить. Если Ты не научишься быть правдивым, никто не выйдет замуж за Тебя». В то время быть неженатым и незамужней было очень плохо. «Нет, мама, нет, – настаивал Кришна. – Откуда бы у меня было время воровать масло? Ты же послала Меня пасти коров».
«Слушай, слушай, – говорила женщина Махаманда-лешвару. – Какая замечательная харикатха!» И снова Гурудев начал разрубать философию. Он уже было встал, чтобы уйти, но женщина стянула его за одежду и сказала: «Нет, сиди».
Шрила Гурудев продолжал катху о Кришне. «Мама, 12 часов Я следил за коровами, а потом Я вернулся, – сказал Кришна. – Откуда у Меня было бы время есть масло?» «Кана, Ты бы мог хотя бы раз сознаться, – говорила ему мать. – Я не буду Тебя ругать». Но Кришна думал про Себя: «Если Я соглашусь, то мама обязательно будет ругать Меня». «Так ты никогда не крал масло?» – спросила мама Яшода. «Мама, Я еще маленький мальчик, – отвечал ей Кришна. – Мои ручки такие маленькие, а твое масло так высоко. Как бы Я мог его достать?»
Махаманда-лешвар, не в силах терпеть, снова и снова вставал, но женщина постоянно возвращала его: «Слушай! Какая сладкая хари-катха!» Гурудев разрубал его философию целых три часа, и после этого, когда Махаманду-лешвара приглашали, он больше не приходил.
Гурудев продолжал. «А почему у Тебя здесь масло?» – спросила мама Яшода, глядя на Его рот.
Насколько бы ни был экспертен вор, он неосознанно оставит какие-то следы. А полиция может распознать его по этим следам. Это может занять долгое время, но они все равно распознают.
Несмотря на то, что Кришна был Бхагаваном, всеведущим, немного масло у Него осталось. «О, мама, знаешь, что случилось на самом деле? – сказал Кришна. – Ты Меня так сильно любишь, а Мои друзья не могут это терпеть. Они хотели, чтобы ты Меня отругала, побила, и поэтому они силой намазали на Меня масло». «Мама, Я пасу сто тысяч коров и даже не прошу никакой зарплаты, – продолжал Кришна. – А ты Мне даешь только одну палочку и одеяло. Ты никогда не давала Мне ни зарплаты, ни обуви, ни зонтика».
Женщина говорила: «Какая прекрасная хари-катха». А майявади думал: «О, боже, зачем я сюда пришел?»
Гурудев продолжал: «Мама теперь Я понял. Ты думаешь в своем сердце, что Я не твой сын, что кто-то другой Меня родил». Однажды друзья играли на Брахманда-гхате и шутили над Кришной: «Ты не сын Яшоды и Нанды. Кто-то другой Тебя родил и положил под дерево. Ты громко плакал, а Твой отец услышал, забрал Тебя и принес Яшоде». Так друзья шутили над Кришной. «Мама, теперь Я понимаю, что это правда, – говорил Кришна. – Другая мама не ругала бы за небольшой кусочек масла. Я понял, Я не твой сын. Ты всегда называешь Меня другом обезьян. Поэтому пойду-ка Я к ним в лес». И тогда мама схватила Его и начала плакать. И когда она признала то, что Он не брал масло, Кришна Сам сознался: «Да, мама, Я крал масло».
И так Гурудев разрубал философию майявады три часа.
Какой итог? Вначале необходимо шраванам – слушать. И тем, что я слышал от Шрилы Гурудева, я также разрубаю философию майявады. И тем, что я слышал от Шрилы Тривикрамы Махараджа. Сначала слушание – шраванам. Чем больше мы слушаем, тем больше Кришна вымоет из нашего сердца нежелательные качества и желания. Дальше я буду объяснять вечером. Харе Кришна.