Грихастха-ашрам

Преданная: Дхаранидхара прабху, Гурудев сказал, что сможет что-то рассказать про Экадаши и про название Мадхава-титхи. А то у нас тут некоторые не вникли, что значит Мадхава-титхи.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вы знаете бхаджан Бхактивиноды Тхакура «Шуддхабаката-чарана-рену». Там говорится про Мадхава-титхи. Чьи это титхи? То есть чей это лунный день?

Вену Гопал: Мадхава-титхи означает, что это Сам Мадхава.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Да.

Вену Гопал: «Ма» – это Лакшми-деви, Сама Шримати Радхика. А слово «дхава» значит «супруг».

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мадхава также означает Кришну и Шримати Радхику вместе.

Я приношу свои смиренные и почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я приношу лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, всем спутникам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и всей гуру-варге. Я предлагаю свои дандаватпранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.

Всего лишь несколько дней назад прошел очень важный праздник, Рама-навами, день явления Рамачандры в этом мире.

Среди героических эпосов, включенных в канон Вед, выделяют два священных текста. Это «Рамаяна», которая описывает деяния Господа в Трета-югу, и «Махабхарата», описывающая деяния Господа в конце Двапара-юги.

Что значит «Рамаяна» в санскритской грамматике? Она состоит из двух слов «Рама» и «аяна». Рама – это Рамачандра, т.е. аватара Кришны. А «аяна» означает обитель, место, в котором является Господь Рама.

Прежде всего, кто такой Рама? Рама – это Кришна, но Он пришел в образе человека. Он явил деяния человека, чтобы показать всем пример, как быть и как стать человеком с большой буквы. Он показал это как грихастха, семейный человек. Он показал это на примере идеальных отношений с членами семьи, старшими, отцом, матерями (у Него было несколько матерей), с братьями, с друзьями, с подданными государства. Он показал идеальное отношение ко всем живым существам.

Он учил, что, прежде чем мы станем бхактами, мы по-настоящему должны стать людьми.

Что значит быть грихастхой (семейным человеком), в соответствии с тем, как учат этому Веды и Сам Господь Рамачандра? Как происходило раньше? Не было такого, что люди встречались до свадьбы. Не было близких отношений. Муж встречался со своей женой в момент свадьбы. Их сводили родители обоих семей. А не так, что юноши и девушки ходили и перебирали по собственному желанию друг друга. Все это неправильно, так не должно быть. Девушка должна хранить целомудрие, так же как и юноша.

У меня в Петербурге есть один ученик, не буду называть его имя, потому что это не столь важно. Он разошелся со своей женой и приехал в Индию совершать бхаджан, как он сказал. Теперь он нашел себе новую девушку.

Но посмотрите на Раму. Он был вынужден выслать Ситу в лес по желанию своих подданных, и Она поселилась в ашраме великого мудреца Вальмики. Но когда Он решил провести жертвоприношение, Васиштха Риши сказал Ему: «Без жены Вы не имеете право приносить жертвоприношение, Вам нужна жена. Верните Ситу, и тогда я смогу провести для Вас жертвоприношение». «Нет, Я не могу вернуть жену», – сказал Господь Рама. «Тогда женитесь еще раз», – посоветовал Ему Васиштха. «Нет, этого я тоже сделать не могу», – ответил Он.

Вот это правильное поведение. Это то, как идеальный грихастха себя ведет. Не то, что сейчас: перебирают и перебирают мужей и жен бесконечно.

Посмотрите на пример Рамачандры. Когда Рамачандра жил в Своем дворце, будучи уже царем, ежедневно Он ходил в ашрам своему гуру Васиштхи и предлагал ему пранамы, чтобы получить благословения на новый день, на исполнение Своих обязанностей как царя. И только после этого Он отправляется выполнять Свои обязанности и править царством.

Что происходит сегодня? Мой ученик отправляется в Индию заниматься бхаджаном, поселяется там, но не приезжает ко мне, не просит благословений – просто сразу отправляется в ашрам Премананды прабху. Но почему он не пришел к своему учителю? Ведь как принимают гуру? Когда человек принял гуру – это значит, что человек выбрал лучшего вайшнава для себя. Принимая гуру, он считает, что принимает лучшего из вайшнавов. И вначале он всегда приходит, просит благословений, а потом, в соответствии с благословениями, он селится в ашраме для вдохновения и общения с каким-то из вайшнавов. Где здесь гуру-ништха? Как он может продвигаться в бхаджане? Откуда здесь возьмется сила в бхаджане, если нет гуру-ништхи?

Что является основой для духовной жизни? Мы слышали много раз от нашего духовного учителя, что вера в духовного учителя, гуру-ништха, – это основа, позвоночник духовной жизни. Если у человека нет позвоночника, если у человека нет веры в духовного учителя, то он не может стоять на своих ногах в духовном смысле, у него не будет бхаджана. И где вайшнава-садачар? То есть правильное поведение, должное уважение к вайшнавам, к своему духовному учителю. Откуда возьмется тогда духовная жизнь? Как он сможет жить как грихастха, если он не следует основополагающим принципам, о которых пишет Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху»? Он пишет: «Вишвамбхена-гуру-сева». Служение, близкое служение духовному учителю – вот откуда берется сила для всех остальных анг бхакти, то есть для всех остальных видов преданного служения.

В свое время, когда я служил Шриле Гурудеву лично, Шрила Гурудев был так доволен, что он писал об этом моему дикша-гуру, Шриле Вамане Госвами Махараджу. Он был очень доволен. В этом основа моего служения, бхаджана. Как они могут совершать бхаджан, служить Кришне, если они не совершают такую гуру-севу?

Кто такой идеальных грихастха? Кроме того, что есть грихастха, есть такое понятие как грихамедха. Грихастх – это тот, кто поклоняется в своем доме Господу, своей грихе. «Ашрам» означает «прибежище». То есть это место, где преданный поклоняется Господу и находит у Его стоп прибежище. И не только он, но и его семья. Он живет со своей семьей в своем доме, но он считает этот дом принадлежащим Господу и поклоняется в нем, предлагает бхогу, арати. Он выстраивает свою жизнь вокруг служения Божеству в доме.

В то же время чем занимается грихамедха? Для него дом это место, где он удовлетворяет свои чувства. Он наслаждается едой, сексом, отношениями с близкими. У него не стоит вопроса о служении Господу, вайшнавам. Все, что он делает, это удовлетворяет свои чувства. Вот и вся разница между грихастхой и грихамедхой.

Чем отличается идеальный грихастха от грихамедхи? Если он принимает чувственные наслаждения, например, близость, то только чтобы зачать благочестивого ребенка. Примером этому является Шрила Гоур Говинда Госвами Махарадж. Я слышал о том, каким он был идеальным грихастхой. В истории гаудиявайшнавов очень много примеров того, какими раньше были идеальными грихастхи.

А что сейчас происходит? Юноши и девушки встречаются. Юноши перебирают девушек, как проституток: одна другая, третья. Никакого благочестия в этом нет. Я не хочу ругать своих учеников, которые поступают неправильно, я не испытываю гнева по отношению к ним. Но если я не скажу им этого, то кто их поправит? Кто их обучит этому?

Теперь пример, что значит быть грихастхой.

В Сатья-югу идеальными грихастхами являются Атри Риши и его супруга Анусуя-деви. Ее целомудрие испытывали три высших бога: Брахма, Вишну и Махеш. Они пришли, чтобы испытать ее целомудрие, но она своей материнской любовью победила их и сделала своими детьми. В последствии их супруги пришли за ними и выпрашивали обратно, чтобы забрать их себе.

В Трета-югу идеальным примером грихастха-ашрама является Дашаратха Махарадж, все его семейство и три его главные жены. А также семьи его детей. Например, Рама и Сита, Урмила и Лакшман.

В Двапара-югу примером идеальных грихастх являются Яшода и Нанда Махарадж, а также старшие и младшие братья Нанды Махараджа, такие как Упананда, Сунанда, и их жены. Также, например, Драупади. Это идеальные примеры мужей и жен, исполнения обязанностей семейной жизни.

В Кали-югу это семья Джаганнатхи Мишры, Шриваса Тхакура с Малини. Это примеры того, каким должен быть грихастха-ашрам. А никак не то, что сейчас процветает в западном мире. Это все просто проституция, никакого целомудрия. В Кали-югу идеальный пример семейной жизни также являла семья Адвайты Ачарьи с Ситой. Много примеров можно найти.

Кто-то скажет: «Мадхава Махарадж на самом деле не понимает нас. Он санньяси, родился в хорошей семье, в благоприятных условиях и т.д. Кто может понять нас, кали-южных, живущих в России и других западных странах?» Но я вам скажу, что на берегу Каспия жил великий мудрец Кашьяпа. Почему он, живя на территории России, мог соблюдать целомудрие, быть настоящим грихастхой, а вы не можете? Все это неправда. Все это выдумки ума и не более того.

Есть много примеров идеальной семейной жизни, например, Яшода и Нанда Баба. Они совершенные души, у них нет необходимости заниматься садханой. Тем не менее, они ежедневно совершали поклонение своей шалаграма-шиле, а также следовали Экадаши.

А как же у нас так получается, что забыл соблюсти Экадаши? Что значит ты забыл соблюсти Экадаши? Ты же не забываешь сходить в туалет и поесть. А об Экадаши ты забываешь. Значит, для тебя это не важно, не нужно. Это не грихастха-ашрам. В грихастха-ашраме человек не забывает про Экадаши. У вас есть ручка, книжка запишите, на лоб себе приклейте, но соблюдите Экадаши вовремя.

Кто спрашивал про грихастха-ашрам? Достаточно или нужно, чтобы я еще поругал?

Вену Гопал: Шьям прабху.

Шьям дас: Спасибо.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Где вы живете?

Шьям дас: Пока в ашраме.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Какой ашрам?

Шьям дас: В Санкт-Петербурге.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Это я говорил про тебя, это я тебя ругал. Ты приезжал в Матхуру, был с Преманандой прабху и даже не приходил, не кланялся. Что это такое? Премананда Прабху хороший вайшнав, но это же не значит, что нужно пренебрегать своим духовным учителем.

Что это за этикет такой? Где здесь вайшнава-садачар?

Потом вы оставляете свою жену, потом опять влюбились. Где уважение к духовному учителю? Откуда возьмется сила на духовную практику в таком случае? Мы должны правильно выражать почтение вайшнавам, это факт. Но мы так же должны выражать должное почтение своему духовному учителю. Без правильного отношения к гуру и вайшнавам никакого бхаджана не будет и духовной силы.

Есть вопросы у преданных?

Вену-гопал дас: Один преданный просил благословений на создание реабилитационного центра.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Мои благословения, это очень хорошая деятельность.

Преданный: Некоторых преданных волнует вопрос о плохих впечатлениях из прошлых жизней. Они получают посвящение, но время от времени пропускают чтение кругов. Кто-то курит, кто-то пьет кофе…

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Садху-санга является способом решения всех проблем, вообще всех, которые возникают у преданного.

Почему вы забываете повторять свои круги два-пять дней? Как это возможно? Вы же не забываете есть, спать, все прочее. Харинама – это такая же нужда, даже большая, потому что это нужда души. У вас же сеть примеры преданных, которые не пропускают повторения харинам, соблюдают четыре регулирующих принципа, они вдохновлены. Они живут в той же России и не упали с райских планет. Тем не менее, они живут, стараются. Почему вы не можете так жить? Еще вопросы?

Преданный: Один преданный спрашивает. Он спортсмен и из-за своей профессии не может отказаться от яиц. Что ему делать? Он замечает, что если не принимает яйца, то масса его тела снижается.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Как я могу давать какие-то благословения в грехе? Извините, пожалуйста. Но если, например, взять Бхиму, то он был самым лучшим бодибилдером своего времени и он был вегетарианцем. Это просто грех. Это эмбрион, т.е. будущий ребенок. Вы можете питаться эмбрионами своей мамы? Других женщин? Если вы не будете есть яйца и ваше тело качать, в конце концов, какая в этом проблема? Придет время смерти, и оно определит, что было главным, а что нет. Вы можете продолжать есть яйца, но Ямарадж во время смерти за это спросит и будет наказывать за это. Вы должны быть готовы к этому.

Еще вопросы?

Преданный: Да, у меня вопрос. У меня так получилось, что несколько дней подряд, в связи с семейными проблемами, пропустил анник. Что мне делать теперь, Гурудев?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Читайте больше.

Преданная: Какой вариант служения духовному учителю для женщины лучший?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: И для мужчин и для женщин лучший вариант служения духовному учителю это совершать бхаджан и проповедовать.

Индумукхи даси: Я пытаюсь сгармонизировать свою духовную и материальную жизнь. У преданных, Вишакхи, Мадхурики, есть бизнес, и они сказали, что я могу присоединиться к ним. И я хочу попросить вашего разрешения и благословений.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Хорошо. Совершай бхаджан и зарабатывай деньги, нет проблем.

Преданный: По семейным обстоятельствам мама болеет и не может самостоятельно покупать продукты. И иногда она просит, чтобы я ей покупал пищу, которая является недопустимой. Как мне поступить в данной ситуации? Я ей отказываю, и она очень злится в последнее время.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В этом вы можете отказать. Вы должны заботиться о матери, но вы также должны заботиться о благе человека. Мясо не является благом для человека. Кроме того, оно вредит и вам как тому, кто его покупает. Вы вправе отказать. Даже если она будет гневаться на вас, этот гнев не будет иметь разрушительных последствий, потому что этот гнев не праведный. Если она хочет питаться этим, то должна сама позаботиться об этом. Это не будет ни оскорблением, ни грехом. Покупайте то, что правильно.

Преданная: У нас в России нет традиции, когда родители ищут достойного мужа дочери. Дети свободны в этом плане и сами строят свою будущую жизнь. Какие советы вы можете дать в этом плане?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Пускай дети сами определяют свое будущее, но на основе знаний. Можете сами выбирать себе пару среди преданных.

Нанди-мукхи даси: Что делать, если муж заставляет есть мясо?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Тогда оставьте такого мужа и найдите другого, а если он угрожает убить или физически наказать, то обращайтесь в полицию.

Я видел очень много примеров девушек в Индии, когда, благодаря соблюдению правил духовной жизни, они меняли своих мужей и близких в лучшую сторону. Посмотрите, есть примеры в духовной семье нашего духовного учителя. Например, Шьямарани диди. Она была замужем за Сварупой Махараджем. Затем он принял санньясу, а она уже долгое время живет в служении духовному учителю и не помышляет о новом муже. Или Ума диди, одна из старших учениц Шрилы Гурудева. Когда ее муж в юности умер, она полностью посвятила себя служению духовному учителю, вайшнавам, Кришне и больше никому и не помышляет выйти замуж еще раз. Виджаянтимала, жена Триданди Махараджа, который приезжал в Россию несколько раз. Как только Триданди Махарадж принял санньясу, оба посвятили себя духовности и не помышляют о возвращении к семейной жизни.

Как говорится в русской пословице: «Бог помогает тем, кто сам о себе заботиться». Наша цель прайоджана. Наша нужда не в том, чтобы стать семейными людьми, а в том, чтобы служить Кришне и развить любовь к Нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.