Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Пуджьяпад Бон Махарадж попросил меня рассказать лилу о Джагае и Мадхае. И я также хотел бы кое-что рассказать о Шривасе Тхакуре.
Как и Кришна, Шри Чайтанья Махапрабху совершал расу. В раса-лиле Кришны могли участвовать только гопи. И лишь Шиваджи смог войти в эту расу, благодаря Пурнамаси Йога-майе, но был пойман.
А раса-лила Шри Чайтаньи Махапрабху – это нама-санкиртана-раса. Но в ней не могла участвовать ни одна женщина. И однажды, как и Кришна, который почувствовал, что в танце присутствует кто-то чужой, так же и Шри Чайтанья Махапрабху почувствовал непрошенного гостя. И, осмотрев все вокруг, преданные нашли тёщу Шриваса Тхакура.
Так же есть еще такая история. Во время одного из ночных киртанов в доме Шриваса Тхакура умер его сын. Всех женщин охватил ужас. И, прибежав на громкий крик, Шривас Тхакур увидел своего сына и сказал: «Господь Сам явился в наш дом и танцует со Своими слугами. Если кто-то расстанется с жизнью в такой благоприятный час, о нем не стоит горевать. Я не хочу, чтобы Его что-то беспокоило. Если такое случится, я брошусь в Гангу». И тогда все женщины перестали плакать. А Шривас Тхакур вернулся и снова присоединился к киртану.
Узнав о смерти его сына, Шри Чайтанья Махапрабху спросил Шриваса Тхакура: «Почему ты Мне не сказал об этом?»
Однажды Шриман Махапрабху спросил Рамананду Рая: «Какая глубочайшая боль во всем мире?» И тогда Рамананда Рай ответил: «Разлука с вайшнавом является высочайшей болью».
Итак, Шри Чайтанья Махапрабху, узнав о смерти мальчика, отправился к нему и, глядя на его тело, спросил: «Что заставило тебя покинуть этот дом?» И вдруг всем на удивление этот мальчик открыл глаза и сказал: «Я очень счастлив там, где я только что родился. Там все благоприятствует моему бхаджану, а здесь – нет».
Шрила Гурудев сказал, что этот мальчик родился на Голоке Вриндавана и служил Радхе и Кришне, и поэтому сказал, что в том месте, куда он пошел после смерти, он очень счастлив и не хотел возвращаться обратно.
Почему Шриман Махапрабху часто изображен с одной рукой, поднятой вверх, а другой – опущенной вниз? Потому что одной рукой он принимает расу, а другой рукой он дарует милость всем дживам.
Однажды Шри Чайтанья Махапрабху сказал Нитьянанде Прабху и Харидасу Тхакуру: «Отправляйтесь и проповедуйте повсюду харинам. Повторяйте имена Кришны. Говорите всем о Кришне. И каждый вечер вы должны возвращаться ко Мне и рассказывать о вашей проповеди. И если кто-нибудь не будет повторять имя Кришны, Я отрублю ему голову с помощью Своей чакры».
Нитьянанда Прабху отправлялся в каждый дом, и люди думали: «О, наверное, Он хочет от нас бхикшу». И они давали Ему рис и другие пожертвования. Но Нитьянанда говорил: «Нет-нет, Я ничего не хочу, Я просто хочу, чтобы вы повторяли имена Кришны». И в итоге Он пришел к двум личностям, которых звали Джагадананда и Мадхавананда (Джагай и Мадхай).
Сын Варахадева, Наракасур, из-за дурного общения был убит. Равана был великим святым, но из-за дурного общения он стал демоном. И точно так же Джагай и Мадхай из-за дурного общения давно сошли с пути благодетели и изменились.
Джагай и Мадхай постоянно были очень пьяны. Они никогда не были удовлетворены 2-3 стаканами алкоголя. Они заливали в себя литры. И однажды Нитьянанда сказал Харидасу: «Сегодня мы отправимся к ним. И если они примут имя Кришны, тогда Я посчитаю Мою проповедь успешной!»
Увидев, как Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур направляются к Джагаю и Мадхаю, горожане всячески пытались их отговорить. Но Нитьянанда Прабху сказал: «Нет. Мы пойдем к ним».
И заметив, как они подходят, Джагай и Мадхай сказали: «Эй, кто это такие?» Они были очень крупными, и, увидев Нитьянанду Прабху и Харидаса Тхакура, тут же погнались за ними. Нитьянанда Прабху мог очень быстро бежать, но Харидас Тхакур был полнее и не мог бежать так же. Он схватил свое дхоти и, как только мог, побежал за Нитьянандой. Оторвавшись от Джагая и Мадхая, Харидас сказал Нитьянанде: «Я не пойду больше к этим бандитам! Я не безумец, который прыгает в пасть к крокодилам».
Итак, в следующий раз Нитьянанда вновь пошел к Джагаю и Мадхаю. Но в этот раз Мадхай бросил осколок горшка с вином в голову Нитьянанде и ранил Его.
Узнав об этом, Шри Чайтанья Махапрабху тут же начал призывать: «Чакра! Чакра!» Но Нитьянанда Прабху начал молить Шримана Махапрабху пощадить их. И тогда Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Я дам прему Джагаю, но Мадхаю ее не видать». И тогда Мадхай, преисполненный чувством вины, бросился к стопам Нитьянанды.
В конце концов, Джагай и Мадхай оба получили прему. И они все равно продолжали пить. Но что они пили? Они пили кришна-прему и были полностью опьянены ею.
Таким же образом, если и мы грешили, мы должны твердо решить сейчас: «Я не буду делать ничего, что неблагоприятно для моего бхакти».
Итак, Шри Чайтанья Махапрабху забрал все грехи Джагая и Мадхая, и они пообещали, что больше не будут совершать апарадхи и другие грехи. Джагай и Мадхай отправились на берег Ганги и начали служить всем, кто туда приходил, стирая их одежду. И, узнав об этом, все преданные приходили туда и предлагали им свои поклоны.
Мы должны принимать на свою голову пыль с лотосных стоп преданных. Мы должны молиться всей Панча-таттве.
Джагай и Мадхай были падшими, но мы даже более падшие, чем они.