Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же смиренные и почтительные поклоны я предлагаю лотосным стопам моих духовных дедушек, Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я приношу свои поклоны всей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, и всем русским преданным, которые собрались здесь и вдохновляют меня рассказывать хари-катху.
Я хочу рассказать вам о том, как Бхагаван делает все, чтобы исполнить слова, желания Своих преданных. Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами некоторое время жили во Вриндаване. Затем они ушли оттуда, и Шрила Рупа Госвами поселился в Тер-Кадамбе, а Шрила Санатана Госвами – на берегу Павана-саровары. Они часто ходили друг к другу в гости и рассказывали хари-катху.
Вот так однажды, когда они жили в Нанда-гаоне, Шрила Санатана Госвами отправился к Шриле Рупе Госвами в Тер-Кадамбу. В то время там был только лес и ничего больше. Они встретились и начали обсуждать хари-катху, полностью поглощенные ею. В какой-то момент Шрила Рупа Госвами, глядя на Шрилу Санатану Госвами, подумал: «Он мой старший брат, а мы здесь уже с утра сидим и обсуждаем хари-катху. Время для сбора пожертвований уже прошло, и я ничего уже не смогу собрать». Он думал, что надо чем-то угостить своего брата, например, кхиром. Но у него не было ингредиентов, из которых он мог бы его приготовить, поэтому они продолжили просто обсуждать хари-катху.
Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами наслаждались, полностью поглощенные хари-катхой, но при этом Шрила Рупа Госвами параллельно думал, что хорошо бы порадовать Шрилу Санатану Госвами, предложив ему кхир. И тогда в этот момент Шримати Радхарани пришла к ним в форме маленькой девочки и сказала: «О, баба («отец», обращение к святому человеку, поскольку он заботится обо всех дживах, как отец), Моя мама заметила рано утром, как вы сидите и обсуждаете здесь катху. Но уже полдень, а вы до сих пор беседуете. Поэтому она послала вам молоко, рис и сахар. Вы можете приготовить кхир, предложить божествам и покушать». Однако Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами были настолько поглощены хари-катхой, что не обратили на эту девочку большого внимания и продолжали беседу.
Итак, Шримати Радхика в облике деревенской девочки несколько раз обратилась к ним, но, увидев, что они не обращают на Нее внимания, сказала: «Я вижу, вы очень заняты. Но Я не могу ждать вас, поскольку Меня ждет мама. Поэтому Я быстро приготовлю для вас Сама». И хотя Шримати Радхика могла в одно мгновение создать сладкий рис, Она совершала наравата-лилу и поэтому Сама нашла дрова, разожгла огонь и приготовила подношение. «О, баба, Я все приготовила, – сказала Она. – А дальше вы уже сами предложите и покушаете. А Меня ждет мама». И с этими словами Она ушла.
Может возникнуть вопрос: почему в момент, когда они обсуждали кришна-катху, пришла Шримати Радхика? На этот вопрос можно ответить следующим образом. Шрила Ведавьяса написал в «Веданта-сутре», которая является сутью всех ведант: «Шакти шактиматор абхедах – обладатель силы неотличен от самой силы». То есть Кришна не отличен от Своей энергии, Шримати Радхики. Поэтому то, что к ним явилась Шримати Радхика, можно понимать как то, что к ним пришел Сам Кришна.
Сейчас я вам расскажу другое объяснение, почему пришла Шримати Радхика. Кто такие Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами? Они вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху с одной стороны, а с другой стороны они вечные спутники Божественной Четы Радхи и Кришны как Рупа Манджари (Рупа Госвами) и Лаванга Манджари (Санатана Госвами). И причем у них прямые отношения со Шримати Радхикой, и с Кришной они имеют дело через Нее, и поэтому к ним пришла именно Шримати Радхика.
Следующее объяснение таково. Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами – это Рупа и Лаванга Манджари. У них очень близкие отношения со Шримати Радхикой. Она для них самое почитаемое божество, иштадева, божество их сердца, которой они отдают всю свою жизнь. Именно с Ней у них отношения наиболее близкие. А Кришна для них более отдален. Кришна господин Шримати Радхики, а Она их госпожа. По этой причине Она лично о них заботится. И по этой причине Она лично пришла к ним в тот момент и позаботилась о них.
Когда они завершили хари-катху, то вспомнили, что к ним приходила девочка из деревни и приготовила для них сладкий рис. И тогда Шрила Рупа Госвами предложил этот рис Кришне, а затем угостил им Шрилу Санатану Госвами. И, попробовав его, Шрила Санатана Госвами ощутил невероятные экстатические эмоции, внутренние переживания и сказал: «О, Рупа Госвами, когда мы обсуждали хари-катху, ты чего-то желал?» И тогда Шрила Рупа Госвами признался: «Да, у меня было желание позаботиться о тебе. Я подумал, что мы с тобой так давно сидим и обсуждаем хари-катху, а уже наступил полдень. И я не мог угостить тебя ничем, потому что я не собирал сегодня мадхукари (пожертвования)». Услышав это, Шрила Санатана Госвами сказал: «О, Рупа Госвами, в момент хари-катхи нельзя ничего желать. Этот рис, который ты предложил, несомненно, готовила Шримати Радхика. Но Она наша госпожа. Это мы должны служить Ей, а не Она нам!»
Возникает вопрос: каким образом Шрила Санатана Госвами понял, что этот сладкий рис приготовлен руками Шримати Радхики? Ответ прост. Потому что каждый день утром Шримати Радхика отправляется в дом мамы Яшоды и готовит для Кришны. И ей в этом помогают манджари. И когда Кришна покушает, остатки Его трапезы достаются Шримати Радхике. Она их пробует и делится ими со Своими служанками манджари, такими как Лаванга Манджари, Рупа Манджари и т.д. Они отлично знают вкус того, что готовит Шримати Радхика, потому что это происходит каждый день.
Я хочу также рассказать историю о Шриле Гурудеве, которая свидетельствует о том, что он тоже участвует в приготовлении на кухне Шримати Радхики.
Однажды в заключительных играх, то есть в антья-лиле, в 2010 году, когда он был в Дели, находясь в состоянии медитации, он повторял: «Убар-масала, убар-масала». Он просил принести убар-масалу. Я знаю столько специй, но никогда не слышал про убар-масалу.
Как понять эти слова Шрилы Гурудева? Когда он находился во внутреннем состоянии сознания, в играх Радхи и Кришны в духовном мире на кухни мамы Яшоды вместе со Шримати Радхикой, Шримати Радхика позвала его, сказав: «Рамана Манджари, принеси убар-масалу». И одновременно в нашем мире он произнес: «Убар-масала, убар-масала».
Уттама-вайшнав, маха-бхагавата-вайшнав, может находиться в трансе, погружении в духовную реальность. Шрила Гурудев пребывал в этом состоянии сознания, и, тем не менее, слова из той реальности перешли в нашу через его уста. Даже для нас, тех, кто находился рядом, это великая удача – услышать название того, что там есть, в той реальности.
Итак, Рупа Манджари (Рупа Госвами) и Лаванга Манджари (Санатана Госвами) – очень близкие дорогие спутницы Шримати Радхики, поэтому Она позаботилась о них. Кришна известен как бхакта-ватсала, как тот, кто очень любит Своих бхакт, но Шримати Радхика еще более добра к Своим преданным. Поэтому Она Сама пришла и приготовила для них.
В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Тем, кто полностью погружен в медитацию на Мой трансцендентный облик – о таких преданных Я позабочусь Сам. И Я принесу все, что им необходимо на Своей голове». Как в истории с Арджуной Мишрой – Кришна Сам принес все, что было необходимо, в корзине. Но Он не готовил ничего, Он только принес на себе продукты. А Шримати Радхика еще более милостива – Она не только принесла, но еще и Сама приготовила.