Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же смиренные и почтительные поклоны я предлагаю лотосным стопам моих духовных дедушек, Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я выражаю свое почтение и кланяюсь всей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, и всем русским преданным, которые собрались здесь и вдохновляют меня рассказывать хари-катху.
После того как завершилась Навадвипа-парикрама, примерно дней через двадцать мы праздновали на девятый лунный день явление Господа Рамачандры – Рама-навами. Это было совсем недавно. Почему Господь Рамачандра, Марьяда-пурушоттама, явился в этот мир?
Иногда в этом мире случаются различные бедствия, такие как наводнения, штормы, смерчи, землетрясения, извержения вулканов – из-за чего это происходит? Из-за того, что люди нарушают баланс природы, экологию. Всего несколько дней назад в Америке , в штате Хьюстон, было сильнейшее наводнение, зарегистрированное в истории. А в 2015 году в Непале случилось очень сильное землетрясение и погибло много людей. Почему это происходит? Люди вмешиваются в природу, и, чтобы восстановить баланс, природа вынуждена какими-то такими действиями приводить всё в порядок. Поэтому случаются такие бедствия.
Однажды случилось так, что в древние времена на протяжении ста лет не было дождя. И тогда Гаутама Риши – великий мудрец, который силой своего бхаджана поддерживал жизни многих других мудрецов, приглашал в свой ашрам всех муни и риши и давал им воду, еду и прибежище.
Царь Богов Индра, который восседает на своем троне в раю, очень беспокоится, если кто-то начинает совершать аскезы, поскольку думает, что этот человек пытается забрать у него трон.
Вы знаете первую шлоку «Бхагавад -гиты»: «Дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах»? В комментарии к этому стиху Шрила Гурудев и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывают, что в древние времена жил Махарадж Куру, и однажды он взял плуг и начал пахать землю. Когда великая личность занимается такой простой деятельностью, Индру это очень беспокоит. И поэтому каждый день Индра приходил к нему и говорил: «О, великий царь! Почему ты занимаешься такой простой работой? Тебе не подобает этим заниматься. Пожалуйста, остановись». Но Куру Махарадж его не слушал и продолжал свой труд. Он не один раз пытался его остановить, и когда Индра в очередной раз явился к нему, Куру Махарадж спросил: «Кто ты?». «Я царь небес, Индра! – ответил он. – Проси у меня всё, что хочешь, только прекрати пахать эту землю. Проси любое благословение». Когда Куру Махарадж услышал о благословении, он сказал: «Хорошо. Я остановлюсь. А взамен ты устроишь так, что любой человек, который умрёт на этом поле Куру, даже если он не соблюдал садханы (т.е. не занимался духовной практикой), отправится напрямую в свою Сваргу, в свой рай».
В тот момент, когда все собрались сражаться на поле битвы Курукшетра, Царь Дхритараштра спросил у своего секретаря Санджая: «Пожалуйста, расскажи мне, чем занимаются там мои сыновья и сыновья Панду? – Дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах». Это первый стих в «Бхагавад-гите». Почему Царь Дхритараштра был так обеспокоен, чем занимаются его сыновья и сыновья Панду, находясь на земле Куру? Потому что он думал: «Это святая земля. Она способна повлиять на сознание моих сыновей и сыновей Панду. Они пойдут на мировую и не будут сражаться». А он хотел, чтобы они сражались. И поэтому спросил: «Чем они там занимаются? Не собираются ли благочестивые Панду сказать: «Мы не хотим драться. Пожалуйста, забирай всё. Мы уйдем в лес совершать аскезы»?»
Итак, по благословению Индры любой, кто умирает на земле этого поля Махараджа Куру, напрямую отправляется в рай, Сваргу. Это случилось в Двапара-югу.
А в Сатья-югу во время засухи великий мудрец Гаутама сто лет поддерживал силой своего бхаджана всех мудрецов, всех риши. А когда наконец-то пошел дождь и природа ожила, все мудрецы, находившие прибежище в ашраме мудреца Гаутамы, разошлись по своим собственным ашрамам. В этот момент Гаутама Риши погрузился в свой садхана-бхаджан, совершая большую аскезу.
Увидев это, Индра обеспокоился: «Зачем это он занимается своими аскезами?» И, не теряя ни минуты, он намерился прервать аскезу Гаутамы Риши и обратился к Луне, Чандре. «О, Чандра, – взмолился он, – пожалуйста, помоги мне прервать аскезу великого мудреца Гаутамы. Заставь его разгневаться: помоги мне совратить его целомудренную супругу». «О Индра! О, царь небес! Как я могу послужить тебе? – спросил Чандра. – Что я могу сделать для тебя?» И тогда Индра сказал: «В полночь ты должен спуститься и появиться возле ашрама Гаутамы Риши».
Итак, по просьбе Индры Чандра Дев снизошел на Землю. И когда он явился там, то своим сиянием осветил все вокруг, и казалось, будто бы наступило утро. Это пробудило Гаутаму Риши, и он подумал: «О, я проспал! Брахма-мухурта уже наступила, надо спешить!». И, схватив свой камандал, он скорее побежал к реке, чтобы омыться. Но когда он подошел к водам святой реки, то обнаружил , что на самом деле это не утро, а ночь. А пока не наступит брахма-мухурта, в водах реки омываться нельзя: тебя могут схватить слуги бога воды, Варуна Дева, как это случилось с Нандой Махараджем , когда на следующее утро после Экадаши он слишком рано проснулся и пошел омыться в Ямуне, что описывается в десятой песне «Шримад-Бхагаватам».
Когда Гаутама Риши понял, что утро в действительности ещё не наступило и на дворе только середина ночи, он тут же развернулся и отправился обратно домой. А когда он вернулся, то обнаружил в своем ашраме Чандра Дева в человеческом обличии. «Что ты здесь делаешь? Негодяй!» – крикнул он и тут же начал бить его своей палкой. И именно по этой причине сегодня мы можем видеть на Луне пятна. Это последствия того, что его побил Гаутама Риши.
Поколотив Чандра Дева, Гаутама Риши хотел уже было войти в свою хижину, как вдруг оттуда вышел Индра в обличии самого Гаутамы Риши. «Что ты делаешь здесь, в моей хижине? Да еще и в моем обличии!» И когда Гаутама Риши понял, что Индра явился сюда насладиться телом его жены, тут же проклял его: «Ах, ты так сильно хочешь наслаждаться женскими гениталиями? Так пусть же эти вожделенные гениталии покроют все твое тело!» В это же мгновение проклятье Гаутамы Риши проявилось на теле Индры, и тот упал на колени перед мудрецом, взмолившись: «Пожалуйста, прости меня! Как же я, царь небес, появлюсь сейчас в тронном зале? Как я смогу попасть на Сваргу в таком виде? Пожалуйста, сделай что-нибудь. Прости меня!» «Я не могу вернуть своё проклятие, – сказал Гаутама Риши. – Я не могу его отменить, но я могу что-то поменять». И тогда Гаутама Риши превратил все гениталии на теле Индры в глаза, поэтому все тело Индры покрыто глазами. С тех пор у него появилось ещё одно имя, его зовут – Сахасранаяна.
Затем, войдя в хижину, Гаутама Риши обнаружил там свою супругу и спросил: «Что ты делала здесь наедине с этой личностью? Неужели ты не могла понять, что это не я?» «Вначале я не могла понять, что это не ты», – ответила она. «Но почему ты с ним осталась даже тогда, когда ты это поняла? – негодовал Гаутама Риши. – Я проклинаю тебя. Твоё сердце каменное. Поэтому стань камнем». Ахалья тут же упала к стопам своего мужа и стала просить прощения: «Пожалуйста , муж мой, прости меня!» От ее раскаяния сердце Гаутамы Риши оттаяло, и он сказал: «Я не могу отменить свое проклятие. Но когда придет время Трета-юги, в этом мире появится Марьяда-пурушоттама, Рамачандра – Верховный Господь. И когда Он коснется тебя Своими лотосными стопами, ты вновь станешь Ахальей и вновь вернешься к жизни». «О, мой муж, но сейчас только Сатья-юга, – сказала Ахалья. – Я не смогу так долго ждать. Пожалуйста , измени что-нибудь». И тогда, услышав просьбу своей супруги, он смягчился и сказал: «Хорошо. Я сделаю так, что после Сатья-юги сразу начнется Трета -юга». Обычный порядок в цикле юг таков: сначала Сатья-юга, затем Двапара -юга, затем Трета-юга, и в конце Кали-юга. Но силой своего бхаджана мудрец изменил порядок времени.
Когда Вишвамитра забрал Рамачандру и Лакшмана у Царя Дашаратхи, чтобы помочь защитить его землю от демоницы, по пути к его ашраму они посетили ашрам Гаутамы Риши. Когда они вошли в ашрам Гаутамы, Рамачандра обратился к Вишвамитре: «О, лучший среди мудрецов! Пожалуйста, скажи, Я вижу, что это прекрасный ашрам, но почему он такой неживой, что здесь случилось?» И тогда в ответ на вопрос Рамачандры Вишвамитра рассказал всю историю, которая прежде случилась в семье Гаутамы с циклом проклятий. И он сказал: «Ты должен коснуться Своими стопами этого камня». И тогда Рамачандра, Марьяда-пурушоттама, как и было предсказано Гаутамой Риши, подошел и коснулся Своими стопами этого камня, в который прежде превратилась Ахалья. И Ахалья-деви ожила. Она подошла к Рамачандре, коснулась Его стоп, совершила парикраму вокруг Него, а затем отправилась к своему мужу Гаутаме.
Поскольку Бхагаван Шри Кришна является бхакта-ватсалой, т.е. Он очень любит Своих бхакт, то, поскольку Гаутама Риши, Его великий бхакта, пообещал, что в Трета-югу Господь придёт в облике Рамачандры, коснётся Своими стопами и оживит Ахалью, то Господь всё сделал именно так, как сказал Гаутама Риши. Он пришел и Своими стопами оживил Ахалью-деви.