Упастха-вегам. Игры Кришны

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же смиренные и почтительные поклоны я предлагаю лотосным стопам моих духовных дедушек, Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я приношу свои поклоны всей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, и всем преданным, которые собрались здесь и вдохновляют меня рассказывать хари-катху.

Мы обсуждали, какова дальнейшая цель в нашем бхаджане. Конечная цель бхаджана – достичь кришна-премы. И к этой цели мы должны идти шаг за шагом, а не одним прыжком. Иначе мы сломаем ноги и головы.

Шрила Рупа Госвами говорил, что нужно начинать со «Шри Упадешамриты». Из «Шри Упадешамриты» мы уже обсудили джихва-вегам, кродха-вегам, удара-вегам и рассмотрели вачо-вегам. Я приводил примеры из Сатья-юги и Трета-юги. А сейчас я приведу другой пример, из Двапара-юги.

В этом мире самое опасное – это вачо-вегам (побуждение речи) и упастха-вегам (побуждения гениталий). Это очень опасно.

В Двапара-югу Господь Кришна появился в этом мире и совершил очень много сладких игр. Я приведу вам одну игру из Враджа, а затем продолжу объяснять упастха-вегам.

Когда Кришна был во Врадже, Он совершил очень много прекрасных игр. Что Он делал? Он воровал масло. И один преданный сказал о Кришне:

врадже прасиддхам наванита-чаурам
гопангананам ча дукула-чаурам
анека-джанмарджита-папа-чаурам
чаураграганйам пурушам намами
4

«О, Кришна, ты воришка масла!» – говорит он. Если кто-то скажет мне или кому-то из вас «ты вор», будем ли мы счастливы? Нет. Но Кришна счастлив от этих слов.

Предположим, после прасада все ушли, и прабху не может найти чашку. «Возможно, это кто-то из учеников Мадхавы Махараджа украл ее», – подумает он. Какая плохая слава будет мне! А если Кришне скажешь, что Он вор, Он будет только счастлив от этого.

«О, Кришна, Ты известен во Врадже как воришка масла, и более того, Ты крадешь дукул (верхнюю одежду) у враджа-гопи». Во Врадже они покрываю одной тканью сверху все тело.

Однажды враджа-гопи совершали катьяяни-врату. Катьяяни-врата – только для тех, кто принял рождение в Пракат-Врадже. Никакой садху не может совершать эту врату. И в нашей гуру-парампаре нет таких примеров, чтоб кто-то совершал катьяяни-врату. Ее совершали только гопи. Им было всего лишь полтора-два года. Они оставили одежду на берегу Ямуны и пошли принимать омовение. И в это время Кришна украл всю их одежду.

Более того, когда Кришна подрос (ему было 7 лет), у Него было желание совершить танец расы, и Он играл на флейте. Некоторые гопи были в домах родителей, а некоторые в домах мужей. «Дукул» значит «две династии». И Кришна крал враджа-гопи из обоих династий – гопи из родительских домов и гопи из домов их мужей – и совершал танец расы.

анека-джанмарджита-папа-чаурам
чаураграганйам пурушам намами

«У того, кто принимает прибежище у Кришны, Он крадет все его грехи. И я склоняюсь перед величайшим вором из всех воров».

У кого-то может возникнуть вопрос: как Кришна ворует наши греховные реакции? Ведь мы уже преданные и не совершаем грехов. Но все вы, включая меня, вынуждены совершать греховные реакции. «Как, Махарадж? Вы же санньяси! – спросите вы. – Вы служили Гурудеву более 30 лет и говорите, что совершаете греховную деятельность?» Да, неосознанно, но я делаю. И точнее даже осознанно.

Господь Кришна сказал в «Бхагавад-гите»:

на хи кашчит кшанам апи джату тиштхатй акарма-крит5

Без совершения кармы невозможно существовать в этом мире.

Когда мы совершаем действия для своего чувственного удовлетворения – это называется карма. Но когда та же самая деятельность совершается для удовлетворения Хари, гуру и вайшнавов – эта карма называется севой, или служением.

Арджуна не захотел сражаться, но Кришна сказал ему: «Ты должен это сделать, ты кшатрий! Если ты не сделаешь этого сегодня, то сделаешь завтра или будешь вынужден это сделать в другое время. Но ты будешь вынужден это сделать».

И как же мы совершаем греховную деятельность? Например, иногда мы наступаем на насекомых. Вчера вечером я ходил за прасадом и наступил на одного насекомого. Это греховная деятельность. Мы сидим, мы слушаем, мы смотрим, мы спим, ходим – все это карма. И дыхание – это тоже карма. Каждый день мы дышим и убиваем миллионы бактерий. И это грех. Как же мы можем от этого освободиться?

Преданные говорят: «Жизнь за жизнью Кришна ворует эти грехи». Как? Я приведу пример.

Когда Кришна играет на флейте и совершает танец расы, Он говорит каждой гопи: «Я люблю тебя больше всех!» Он говорит это каждой по отдельности, один-на-один. И каждая думает: «О, Кришна любит меня больше других!»

На танце раса Он очень быстро двигается от одной гопи к другой, и все враджа-гопи думают, что Кришна только с ней. Но Радхика заметила это и подумала: «Он обманщик и притворщик! Он всегда Мне говорит, что любит Меня больше, чем кого-либо, а на самом деле говорит это всем!» Впав в гнев, Она тут же покинула танец расы, и Кришна ушел Ее искать. А гопи отправились искать Кришну.

Гопи есть четырех видов: свапакша, випакша, татастха, сухритпакша. Свапакша – это собственная группа Радхики. Випакша – противоположная группа. Сухритпакша – дружелюбная группа. И татастха – нейтральная группа.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и вся наша гуру-варга в комментариях к «Бхагаватам» указывали, что на танце расы были миллионы гопи. И все они стали искать Кришну и через некоторое время нашли следы своего возлюбленного. «О, смотрите, это следы от стоп Кришны!» – воскликнули они. А между Его следами они увидели еще двое маленьких следов. Близкие подруги Радхики сразу поняли, что это Ее следы, потому что каждый день они служили Ее лотосным стопам и знали все благоприятные знаки на них. Но они не хотели выдавать этого и сказали: «О, кто эта девушка? Возможно, Она очень хорошо служила Нараяне. И благодаря Её бхаджану Кришна забрал только Её и исчез с танца раса».

Итак, на лотосных стопах Кришны есть благоприятные знаки, которые знают все гопи, поскольку они служат Его лотосным стопам.

На правой стопе Кришны под большим пальцем находится знак диска. На среднем пальце – знак лотоса. Ниже лотоса – флаг. Под маленьким пальцем – палочка погонщика слона, под которой находится знак молнии. Под основанием большого пальца расположено ячменное зерно. Также на Его правой стопе есть линия, которая идет от середины стопы к среднему пальцу, а сбоку от нее зонтик. На пятке располагается восьмиугольник, по бокам от него знаки свастики, а рядом со знаками свастики – фрукты джамбу.

На левой стопе Кришны под большим пальцем находится раковина. Под раковиной расположен лук. Под средним пальцем – небо. Под ним находится коровье копытце, а под копытцем – треугольник. По бокам от этого треугольника находятся кувшины, а ниже располагаются полумесяц и рыба.

Мы можем медитировать на разные знаки. И вначале нужно медитировать на диск, чакру, под большим пальцем правой стопы. У нас есть 6 мирских врагов: кама, кродха, моха, лобха, мада, матсарья. И если каждый день, просыпаясь, предлагать поклоны Шриле Гурудеву и медитировать на этот знак, то Кришна будет контролировать всех этих врагов.

Под средним пальцем правой стопы находится лотос. Каков будет результат у того, кто будет медитировать на лотос? Шмель может просверлить твёрдое дерево – настолько у него много силы – но когда он находится в цветке лотоса, который уже закрыл свои лепестки после заката, шмель не может просверлить очень мягкий и нежный лотос. Почему? Из-за своей привязанности к этому лотосу.

Таким же образом ум того, кто будет медитировать на лотос каждый день, будет привязан к Кришне, как шмель к лотосу.

Наш ум очень беспокойный. И даже Арджуна говорит об этом в «Бхагавад-гите»:

чанчалам хи манах кршна праматхи балавад дрдхам
тасйахам ниграхам манйе вайор ива су-душкарам6

«О, Кришна, мой ум очень беспокоен. Он, как взбешенный слон, не может находиться на одном месте. Гораздо проще укротить ветер, чем контролировать ум».

И Кришна сказал ему: «Просто практикуй. Практика приводит нас к совершенству». Тот, кто каждый день будет медитировать на лотос, сможет контролировать ум и привяжется к лотосным стопам Кришны.

Под лотосом находится знак флага. И у того, кто будет медитировать на знак флага каждый день, Кришна вымоет все анартхи и сделает его победителем.

Далее идет молния. Это оружие царя райских планет Индры. У того, кто будет медитировать на молнию, Кришна разрушит все греховные реакции. Осознанно или неосознанно мы совершаем грехи, и Кришна освободит нас от всех них.

Затем, в соответствии с последовательностью, у основания большого пальца находится знак ячменного зерна. Того, кто каждый день будет медитировать на ячменное зерно, Кришна будет обеспечивать всем, что ему необходимо.

И затем идет палочка погонщика слона. Наш ум как сумасшедший слон. И ум того, кто каждый день будет медитировать на этот знак, будет полностью под контролем Кришны. Можете проверить это, это описано нашей гуру-варгой. Они рассказывают то, что они видели и осознали.

Я не буду углубляться в объяснение других знаков. Здесь так много людей, которые очень много знают и хорошо говорят. А у меня не было времени читать. Шрила Гурудев постоянно держал меня рядом с собой. Я знаю, как готовить для него, знаю другое служение. Шрила Гурудев обучил меня этому. И благодаря ему я также знаю немного о медицине – я должен был изучать это, чтобы поддерживать его здоровье. Но я не знаю хари-катху. Всё, что я знаю – лишь по их беспричинной милости. И я рассказываю всё, что я слышал, всё, что осталось у меня в голове. Это не моя заслуга – это их заслуга.

Я расскажу ещё одну игру Кришны. Каждый день Кришна ходит воровать масло. Зачем? Люди воруют по двум причинам: потому что у них есть нужда или из-за своей природы. У Кришны нет никакой нужды, у Него очень много богатства, Он ворует по Своей природе. Под предлогом масла Он ворует все сердца. «Каждый должен помнить Меня», – думает Он. И к маме Яшоде каждый день приходит на Него очень много жалоб.

Когда Кришна с мамой Яшодой, Он очень невинный и даже не знает, как открыть банан. И мама никогда не верит, что её сын – вор. «Ну, хорошо, – говорит она. – Даже если Он к вам приходит, вы же кормите своих сыновей, можете и Моего тоже покормить». Но когда кто-то хочет покормить Кришну, Он говорит: «Вы, что, думаете, Я сын какого-то бедняка? Мой отец – царь Враджа. Вы думаете, что Я не могу наполнить Свой желудок? Моя мама очень щедрая и великодушная, у неё много всего, и она может немедленно вас накормить сама». И гопи жалуются Яшоде: «О, Яшода, когда мы хотим покормить твоего сына, Он отказывается, а когда у Него появляется шанс, Он ворует». Такая у Него природа. А если в чьём-то доме нет хорошего масла, что делает Кришна? Он гневается, щипает спящего ребёнка и убегает.

И также Кришна ходит воровать не один, а с целой командой. Каждый день он ворует масло, но никто не может поймать Его за руку. И одна гопи подумала: «Так или иначе, я поймаю Его сегодня». И тогда к подвешенному горшку с маслом она прицепила колокольчик, чтобы сразу услышать, когда придет Кришна.

Итак, когда Кришна пришёл в ее дом, он увидел колокольчик, привязанный к горшку. Но веревка была привязана так туго, что Он не мог её развязать. «Что же мне делать?» – подумал Он. И тогда Он сказал колокольчику: «Эй, колокольчик, когда Я наклоню горшок, чтобы взять масла, не звони, иначе Я тебя побью!» Но когда Он взялся за горшок, колокольчик сразу издал звук. «Эй, Я сказал тебе, не звони!» – рассердился Кришна. Но только Кришна снова хотел взять масло, как снова колокольчик зазвонил. «Эй, ты, глупец, негодяй!» – ругал его Кришна. «Прабху, что же мне делать? – отвечал колокольчик. – Ты Сам установил это правило, что, когда предлагают бхогу, нужно звонить в колокольчик. А если я не буду звонить, Ты будешь разгневан на меня. Поэтому я должен звонить». «Нет, Я говорю тебе: ты должен прекратить звонить», – сказал Кришна. Но все равно, как только Кришна хватался за горшок, колокольчик продолжал звонить. И тогда Кришна очень разгневался и убежал оттуда.

На другой день Кришна снова пошёл воровать масло. И это масло уже не было подвешено наверху, а стояло на полу. Но когда Он засунул Свою руку в горшок, внезапно Его увидели гопи. «Эй, Кришна, что Ты тут делаешь? – сказали они. – Почему Твоя рука внутри горшочка с маслом?» «О, правда? Моя рука внутри горшочка с маслом?» – ответил удивленно Кришна. «О, да, разве Ты Сам не знаешь, где Твоя рука?» – ехидничали гопи. «Вы знаете, Моё тело такое нежное, а мама надевает Мне золотые браслеты и много всяких украшений, от которых Моё тело горит. Я хотел немного охладить Своё тело и положил туда руку. Не думайте, что Я ворую масло». «Правда?» – сказали гопи, иронично улыбаясь. «Да, это так», – отвечал им Кришна. И как только они отвернулись, Кришна воспользовался моментом и убежал.

Однажды одна гопи поймала Его за руку. «Что ты делаешь?» – спросила она Его. «Я ничего не делаю», – ответил ей Кришна. «Если ты ничего не делаешь, то почему Твоя рука в нашем горшочке?» – спросила гопи. «О! Вы знаете, что случилось? Я шёл с пастбища и потерял одного Своего телёнка!» – сказал Кришна. «О, и Ты думаешь, что Твой телёнок прыгнул в наш горшочек с маслом?» – спросила Его она. «Ну да, может быть. Во Врадже обезьяны и коровы такие непоседливые. Я видел, что Мой телёнок побежал в этом направлении. Возможно, он прыгнул в ваш горшочек с маслом», – сказал Кришна, шаря в горшке рукой.

«И где твой телёнок?» – спросила гопи. «Я же говорил, что во Врадже телята очень непоседливые. Я хочу его поймать, а он Меня бьёт по руке», – объяснил ей Кришна. «О, смотрите! Мой телёнок здесь!» – вдруг крикнул Он и достал игрушечного телёнка, который был подарком на Его День рождения. И пока гопи не успели опомниться, Он поскорее убежал оттуда.

Этого телёнка (показывает маленькую игрушку телёнка) я вожу с собой 14 или 15 лет. Он из Москвы, из России. У одного преданного, который привозил Шрилу Гурудева и меня, на алтаре я увидел этого телёнка и взял. Когда я показал этого телёнка, Шрила Гурудев очень смеялся. И он сказал: «Храни его. Во время катхи будешь показывать этого телёнка». С того времени я вожу его с собой. Он со мной уже больше 15 лет. В то время я ещё не был санньяси.

Таким образом, Кришна ворует умы и сердца под предлогом воровства масла.

А сейчас я перехожу к другой теме. Давайте поговорим про упастха-вегам. Я приведу пример. Жил один демон по имени Врикасур. Он хотел совершать аскезы. И он стал спрашивать о том, какого полубога можно удовлетворить быстрее всех. Люди хотят делать маленькую работу и получать много денег – это демоническое мышление.

Итак, Врикасур стал расспрашивать Нараду Риши. А Нарада Риши очень большой эксперт, он путешествует по всем локам, по всем 14-ти планетарным системам и побывал везде, даже на планетах Вайкунтхи, Айодхьи, Двараки, Матхуры и Вриндавана. Как Врикасур понял, что это Нарада Риши? Он узнал его, поскольку тот играет на вине.

«Ты Нарада Риши?» – спросил Врикасур, подходя к нему. «Да, что ты хочешь?» – ответил Нарада. «Можешь ли ты мне сказать, какого полубога легче и быстрее всего удовлетворить?» – спросил он. И тогда Нарада ответил: «Очень легко удовлетворяется Шиваджи». Ашутош – одно из имён Шивы. «Ашу» значит «быстро», а «тош» – «удовлетворяется». И так Врикасур начал совершать аскезы для Шивы.

Через некоторое время Шиваджи пришёл дать благословение Врикасуру вместе с Парвати-деви. «Мой дорогой преданный, проси любые благословения», – сказал он. И, увидев Парвати-деви, Врикасур подумал: «Что это за привлекательная женщина с ним? Если бы я наслаждался с этой женщиной, моя жизнь была бы успешной. Но Шиваджи здесь со своим трезубцем, и если я украду эту женщину, то он убьёт меня. Я должен что-то придумать».

«Ну же, проси благословение! – поторапливал его Шива. – Я уже должен уходить в другое место». «О, прабху! – ответил Врикасур. – Я совершал аскезы для твоего удовлетворения, мне ничего не нужно». «Нет, ты можешь попросить всё, что хочешь, я могу дать тебе всё, что угодно», – сказал Шива. «Не заставляй принимать от тебя что-то, мне ничего не нужно», – отвечал он, лишь усиливая желание Шивы дать ему благословение.

«Нет, ты должен попросить, – настаивал Шива. – Ты совершал такие суровые аскезы, ты должен просить что-нибудь». «Ну, хорошо, прабху, – ответил Врикасур. – Если ты так хочешь мне что-то дать, то я хочу одну незначительную вещь. Пусть тот, к кому я прикоснусь рукой, немедленно оставит тело». «Да будет так!» – ответил ему Шива.

«Очень хорошо! Шиваджи попался в мою ловушку», – подумал Врикасур и сразу же направился к Шиваджи, чтобы прикоснуться к нему. «Эй, Врикасур, что ты делаешь?» – спросил его Шива. «О, прабху, ты дал мне благословение, и я хочу проверить его на тебе», – ответил он. «Что? Я дал тебе благословение, а ты хочешь проверить его на мне?» – возмутился Шиваджи. «Да, на тебе», – ответил Врикасур.

У него уже текли слюни от желания насладиться с Парвати-деви. Но Парвати убежала, чтобы спасти свою жизнь, а затем и Шиваджи начал поскорее уносить от него ноги. Шиваджи бежал так быстро, что тигровая шкура сползла с его тела, а трезубец и змеи разлетелись в стороны. Он бежал и звал Мадхусудану. В «Бхагаватам» указано, что мы должны памятовать о нем, когда мы в опасности. И Шиваджи бежал и кричал: «О, Мадхусудан! О, Мадхусудан! Помоги мне! Защити меня!» И когда он добежал до перекрестка, то увидел Бхагавана, принявшего форму брахмачари.

Велев Шиве бежать дальше, Бхагаван стал дожидаться Врикасура, и как только Врикасур прибежал и увидел этого брахмачари, то спросил у него: «Эй, ты видел тут Шиваджи?» «Зачем он тебе нужен?» – спросил брахмачари. «О, мне некогда тебе рассказывать! – ответил он. – В какую сторону он побежал: в ту или в другую?» «Я не знаю, в какую сторону он побежал, но что ты хочешь от него?» – спросил Бхагаван. «Я хочу кое-что на нём проверить, – ответил Врикасур. – Я совершал ему аскезы, и он дал мне одно благословение. Я попросил его о том, чтобы тот, кому я положу руку на голову, немедленно оставил тело. И я хочу проверить это на нем». «Эх ты, глупец! – сказал Бхагаван. – Ты сын Шакуни! Как ты мог поверить Шиваджи? Его тело все в пепле, он всегда ходит голый, прикрываясь лишь шкурой тигра и змеями! А разве ты не знаешь спутников Шивы? У одних огромный живот, у других по три ноги, а некоторые и вовсе безногие. Рядом с ним постоянно слоняются духи и приведения. Как ты мог поверить ему, он же ничтожен! Я не верю, чтобы Шиваджи мог дать какое-то правдивое благословение. Проверь это благословение на собственной голове».

Бхагаван Йога-майей повлиял на его ум, и Врикасур подумал: «Этот брахмачари говорит так сладко. Я никогда не слышал такого сладкого голоса. Даже моя жена в медовый месяц не говорила так сладко. Кто этот брахмачари? Да, я могу проверить на своей голове. Почему бы нет? Он явно говорит правду».

И как только он положил руку себе на голову, то немедленно покинул своё тело. И с того времени его имя стало Бхасмасур. «Бхасма» значит «пепел», «асур» – «демон». Это демон, который стал пеплом.

А затем, когда Шиваджи вернулся к Бхагавану, тот сказал ему: «Не давай больше такие благословения».

Почему это произошло? Из-за побуждений гениталий Врикасура. Нужно быть очень осторожным, не нужно жаждать наслаждений гениталий. Нужно это контролировать. А как? Нужно медитировать на знаки на стопах Кришны, и мирское вожделение уйдёт. Если вы будете так делать, то будете легко контролировать ум, и вы сможете быстро прогрессировать в сознании Кришны и сможете быстро достичь премы. Для этого нужно каждый день медитировать на эти знаки.

  1. «Шри Чаураграганья-пуруша-аштака», 1.
  2. «Бхагавад-гита», 3.5.
  3. «Шримад Бхагавад-гита», 6.34.
  4. «Шри Чаураграганья-пуруша-аштака», 1.
  5. «Бхагавад-гита», 3.5.
  6. «Шримад Бхагавад-гита», 6.34.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.