Служение вайшнавам

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я предлагаю свои поклоны моим духовным предшественникам, Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу и Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу и всей нашей гуру-варге. Также я предлагаю дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави и всем собравшимся здесь преданным, которые вдохновляют меня рассказывать хари-катху Только что прабху спел киртан о величии вайшнавов:

томара хридое сада говинда вишрама
говинда кохена — мама ваишнава парана

Вы знаете этот киртан? Вы знаете значение этого стиха? В сердце вайшнава живет Говинда. Этот киртан написал Нароттам дас Тхакур.

Говинда всегда проживает в сердце вайшнава. Говинда значит Кришна, а Кришна говорит: «Вайшнавы – это Моя жизнь». Нароттам дас Тхакур говорит об этом. Каково доказательство этому?

Вы знаете, что у нас есть шесть Госвами. Как их зовут? Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Джива Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами. После того как Рупа и Санатана Госвами покинули этот мир, Джива Госвами стал выдающимся вайшнавом, самым главным вайшнавом во Врадже. Он учил каждого.

Когда Джива Госвами был во Врадже, Нароттам дас Тхакур со Шьяманандой и Шринивасом прабху пришли во Вриндаван учиться у него более возвышенной философии. Но их гуру были не менее квалифицированы. Все их гуру – вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху и Божественной Четы.

Кем был гуру Нароттама даса Тхакура? Локанатх Госвами. Локанатх Госвами жил во Врадже. Однажды Шриман Махапрабху дал Рупе и Санатане Госвами задание. Первая часть его заключалась в том, что им нужно было найти во Врадже покрывшиеся лесом места паломничества, все леса: Бхадраван, Билваван, Лаухаван, Бхандираван и Махаван, Мадхуван, Талаван, Кумудаван, Бахулаван, Камьяван, Кхадираван и Вриндаван.

Второй частью задания было найти утерянные Божества. В то время не было Божеств.

А третья часть задания – составить книги преданности о том, как совершать бхаджан Кришне, что такое самбандха, каковы взаимоотношения между мной и Кришной. Им нужно было составить книги по самбандхе, абхидее и прайоджане.

И, наконец, четвертая часть задания заключалась в том, чтобы они составили книги о вайшнавском этикете, вайшнава-садачаре.

И так Рупа Госвами и Санатана Госвами стали главными во Вриндаване. А до них Шриман Махапрабху посылал еще двух личностей – Локанатху Госвами и Бхугарбху Госвами.

Когда Локанатх Госвами жил во Врадже, он был в лесу Кхадираван, где в большой кунде он каждый день принимал омовение. И однажды Тхакураджи пришел ему во сне и сказал: «О, Локанатх, скоро ты найдешь и спасешь Меня». «Где же ты?» – спросил его Локанатх Госвами. «Не волнуйся, – ответил Тжакураджи, – скоро ты сам найдёшь Меня».

И на утро, когда Локанатх Госвами принял омовение, тут же Божества появились в его руках. И тогда он сразу приготовил замечательные подношения для Такураджи, предложил их Ему, а затем сделал Ему кровать из лепестков и листьев. «Я устал, помассируй Мне стопы», – сказал ему Тхакураджи. И тут же Локанатх Госвами начал Ему их массировать. «О, Локанатх, овей меня ветерком». И Локанатх немедля принес для Него мягкий лист из леса.

Лаканатх Госвами – гуру Нароттамы даса Тхакура. Какое Божество он нашел? Радха-Винод. Он не ниже, чем Джива Госвами. Он так же манджари, он необычный вайшнав. Но он отправил учеников изучать высшую философию к Дживе Госвами, потому что к дикша-гуру есть небольшое настроение благоговения и почтения, а для шикша-гуру можно легко открыть сердце.

Шьямананда прабху также необычный вайшнав. Его гуру – Хридой Чайтанья, который был учеником Гауридаса Пандита. А Гауридас был Субал-сакхой во Врадже.

Недалеко от Навадвипы, в 20-ти километрах, есть место, которое называется Кална. И однажды Нитьянанда Прабху и Шриман Махапрабху пришли туда к Гауридасу Пандиту. Через несколько дней Им нужно было возвращаться в Маяпур, в Навадвипу, но Гауридас сказал Им: «Нет-нет, Вы должны остаться». «Но, Гауридас, если Мы будем оставаться в одном месте, то как же остальные получат нашу милость?» – сказал Нитьянанда Прабху. Но Гауридас не желал Их отпускать. «Мы не можем оставаться с тобой всегда, – сказали Нитай и Нимай. – В твоём саду есть дерево ним. Ты можешь срезать его и сделать из него Наши Божества. Мы уйдем, а Божества останутся». «Хорошо, я так и сделаю», – ответил он. И когда он вырезал Божества, теперь у него было уже два Шри Чайтаньи Махапрабху и два Нитьянанды Прабху. Все они друг с другом разговаривали, слушали, смеялись, а затем изначальный Шриман Махапрабху и Нитьянанда Прабху сказали: «Нам пора идти».

В соответствии с традицией, когда вайшнавы уходят, их нужно проводить минимум до дверей или до ворот – до другой границы. И Гауридас отправился на берег Ганги – его граница была рядом с Гангой. Но когда он вернулся домой, то увидел, что Божества с ним больше не разговаривают. Разгневавшись, он тут же побежал за Ними вдогонку и вернул Их силой. Он был в настроении Враджа, думая, что это Канай и Балай, а он Субал.

Вернувшись к Гауридасу домой, Шриман Махапрабху сказал: «Хорошо, тогда Мы останемся, а Божества пусть идут вместо Нас». Но когда Гауридас проводил Божеств и вернулся домой, он увидел, что теперь другая пара стали Божествами.

Когда Гауридас снова побежал и вернул Их в свой дом, Нитай и Нимай сказали: «Давай сделаем по-другому. Возьми с одной пары одного, а с другой пары другого». И так с одной пары он взял Нитьянанду Прабху, а с другой пары – Шри Чайтанью Махапрабху. Но все равно, когда одни уходили, другие каждый раз застывали в Божества. И, в конце концов, Гауридас сказал: «Пусть все четверо остаются здесь! Что я буду делать с Божествами? Они не говорят со мной, не едят из моих рук, не смеются со мной, не шутят». «Хорошо, Гауридас, – ответил ему Шриман Махапрабху, – до тех пор, пока ты будешь здесь, Божества будут принимать с тобой пищу, разговаривать и делать все то же, что и Мы. Однако если какой-нибудь преданный будет долго смотреть Нам в глаза, то Мы уйдём вместе с ним».

И до сих пор в Калне даршан Божеств можно получить только на одну минуту, чтобы не было долгого взгляда между Божествами и преданными.

Итак, у Гауридаса Пандита был ученик по имени Хридой Ананда. И каждый год они проводили ежегодный фестиваль, как и мы проводим в каждом нашем храме. В Матхуре наш возлюбленный Парам-Гурудев начал фестиваль Джанмалила, рождение Кришны. Во Вриндаване, в Рупа-Санатане, проходит ежегодный фестиваль игр на качелях. На Говардхане это фестиваль Анукут-махотсав, кормление Говардхана. В Навадвипе – Гаура-пурнима. Поскольку Матхуре самый высший праздник – Джанмаштами, а во Вриндаване – игры на качелях, и в соответствии с этим там проходят фестивали, посвященные этим праздникам. И точно так же Гауридас Пандит каждый год устраивал большой фестиваль.

Однажды Гауридас Пандит оставил своего главного ученика, Хридой Ананду, чтобы он заботился о его храме, а сам отправился проповедовать. И когда пришло время возвращаться назад, Гауридас задерживался, и связаться с ним не было никакой возможности. А в это время уже пора было готовиться к фестивалю. Время шло, а Гауридас не возвращался, и тогда Хридой Ананда сам начал подготовку к фестивалю.

Спустя несколько дней Гауридас вернулся в ашрам, и Хридой Ананда сказал ему: «О, Гурудев! Вы опоздали, но я уже пригласил всех преданных, так что они скоро придут и принесут с собой все подношения». Услышав это, Гауридас рассердился: «Что? Ты собрал фестиваль без моего разрешения? Тогда уходи из моего ашрама и проводи этот фестиваль сам!» Что Хридой Ананда мог сделать? Гурудев приказал ему, и, последовав его указу, он ушел на берег Ганги и стал организовывать фестиваль там.

Фестиваль продолжался несколько дней, и в один момент, придя в храм, Гауридас вдруг обнаружил, что его Божества, Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху, исчезли. «Наверное, они отправились на фестиваль к Хридой Ананде и участвуют там в санкиртане, – подумал Гауридас. – Ну, хорошо, я преподам Им хороший урок!» И тогда он взял палку и отправился прямиком на фестиваль.

Во Врадже никто не думает, что Кришна – это Верховная Личность Господа. Это всего лишь непослушный сынок Яшоды и Нанды. Друзья всегда пасут коров с палочками, а если Кришна сделает что-то плохое, то они Его ими колотят. И таким же образом Гауридас Пандит в настроении Враджа взял палку и отправился за Нитьянандой Прабху и Шриманом Махапрабху.

В тот момент на фестивале было очень много преданных. Нитьянанда Прабху и Шриман Махапрабху танцевали среди них и были очень счастливы. Но, увидев разозленного Гауридаса, Они испугались и тут же начали искать, куда бы от него спрятаться. И, недолго думая, Они нашли безопасное место – сердце Хридоя Ананды – и оба вошли в него. И тогда, увидев, как Они спрятались в сердце Хридоя Ананды, Гауридас Пандит выбросил свою палку, обнял своего ученика и сказал ему: «Теперь твое имя будет Хридой Чайтанья, поскольку Сам Господь Чайтанья спрятался в твоем сердце».

Какова здесь сиддханта? Первая сиддханта заключается в том, что Божества и Господь неотличны друг от друга, и, чтобы показать это, была совершена эта лила.

Какова же вторая сиддханта?

Однажды Нарада Муни отправился на Вайкунтху, но когда он пришел туда, то не обнаружил там Бхагавана. Тогда он отправился искать Его в ашрам йоги, но и там Его тоже не было. А позже он спросил Его: «Прабху, где же Ты живешь? Я был на Вайкунтхе, но Тебя там не было». «Нет, Я не живу на Вайкунтхе», – ответил Кришна. «Но и в ашраме йоги я Тебя не нашел», – сказал Нарада. «Нет, и в ашраме йоги Я тоже не живу», – ответил Он. «Так где Ты живешь?» – «Там, где Мои преданные воспевают Мое имя и прославляют Меня». Это вторая сиддханта истории.

И также есть еще одна сиддханта – Гауридас хотел показать всему миру, насколько квалифицирован его ученик, что даже Нитьянанда Прабху и Шриман Махапрабху отправились танцевать вместе с ним и вошли в его сердце.

Хридой Чайтанья также отправился к Дживе Госвами слушать хари-катху и изучать философию.

Шрила Гурудев говорил, что в настоящее время некоторые гуру думают, что ученик – это его собственность, и что гуру захочет – то ученик и делает. Но это не настоящий гуру – это кенгуру, который хранит учеников в своем кармане. Настоящий гуру никогда не будет запрещать слушать хари-катху. И Гауридас Пандит проявил большую милость и щедрость, отправив своего ученика к Дживе Госвами.

Локанатх Госвами отправил к нему Нароттама даса Тхакура, а Гауридас Пандит отправил Хридоя Чайтанью. И также к нему на обучение отправился Шринивас Ачарья, ученик Гопалы Бхатты Госвами.

Гопал Бхатта Госвами также является необычным преданным. Он является Гуной Манджари во Врадже. Будучи во Врадже, он имел 12 шалаграм-шил. И однажды один богатый человек пришел к нему и пожертвовал одежду и украшения для Божеств. И Гопал Бхатта Госвами начал сетовать: «Как же я буду украшать своих Божеств? У них же нет головы, рук и ног. Как мне одевать на Них одежды?»

От этих мыслей он был очень несчастен, и тогда шалаграма пришла к нему во сне и сказала: «Гопал, ты так беспокоишься обо мне. Но посмотри: теперь у меня есть прекрасное лицо, руки и ноги. Ты можешь меня украсить и дать мне в руки флейту».

И когда Гопал Бхатта Госвами открыл глаза, то увидел свою шалаграму, которая стала прекрасным Божеством. Стопы ее были как у Мадана-мохана, лицо – как у Гопинатха, а грудь – как у Говинды. Так Гопал Бхатта Госвами, благодаря своей преме, проявил Радха-Романа.

В дальнейшем он также отправил своего ученика изучать философию у Дживы Госвами. Все они были очень счастливы обучаться у него, и после обучения они все вернулись обратно.

Однажды два преданных из Джаганнатха Пури пришли во Вриндаван. Они слышали, что Джива Госвами – выдающийся вайшнав, и пришли слушать его и получить его даршан. И они спросили Дживу Госвами: «Госвамиджи, почему люди служат вайшнавам? Что они получают? Везде указано, что нужно служить гуру, но почему у людей так много энтузиазма, чтобы служить вайшнавам

И тогда Джива Госвами сказал: «Если вы хотите узнать ответ на этот вопрос, отправляйтесь в деревню Кетури. Там есть Джахнави Тхакурани, вечная супруга Нитьянанды Прабху. И там проповедует Нароттам дас Тхакур. Отправляйтесь туда. Но вы должны кое-что сделать. Когда в храме будут предлагать бхогу, скажите пуджари, что вы умираете от голода, и попросите, чтобы он срочно вас накормил. Разыграйте спектакль. Пуджари может попросить вас подождать, пока он не предложит бхогу Божествам, но вы должны настаивать, что вам она нужна прямо сейчас».

Итак, придя в храм деревни Кетури, эти преданные тут же направились к пуджари, пока он еще не успел предложить бхогу, и сказали: «Пуджариджи, мы очень голодны. Дай нам поесть, пожалуйста, мы умираем от голода». «Подождите немного, сейчас я предложу пищу, и вы сможете принять прасад», – ответил им пуджари. «Нет, пожалуйста, дай прямо сейчас», – начали умолять они.

Услышав это, Нароттам дас Тхакур, живший рядом с Божествами, вышел из своего бхаджан-кутира, и, подойдя нему, пуджари сказал: «Здесь два вайшнава очень голодны, и хотят принять подношения прямо сейчас. Я попросил их подождать, пока я не предложу пищу, но они очень просят, чтобы я накормил их как можно скорее». «Хорошо, отдай это им, а потом снова приготовь и предложи», – сказал ему Нароттам дас Тхакур.

И тогда пуджари отдал бхогу гостям и снова начал готовить. А эти двое вайшнавов, как велел им Джива Госвами, остались в храме до следующего утра.

А ночью Шриман Махапрабху пришел к Нароттаму дасу Тхакуру во сне и сказал: «Нароттам, разве киртан «Томара хридое сада говинда вишрама», который ты написал, это неправда? Разве Я не живу в сердце вайшнавов? Ты сам написал в своем киртане, что вайшнавы – Моя жизнь, и Я вечно пребываю в их сердцах. Зачем же ты, отдав бхогу вайшнавам, попросил пуджари предложить Мне подношения снова? Ведь Я уже принял эти подношения внутри их сердец».

Проснувшись, Нароттам дас Тхакур, тут же позвал своего пуджари и спросил его: «Эти два вайшнава еще здесь?» «Да, они здесь», – ответил ему пуджари. И как только пуджари привел гостей, Нароттам дас Тхакур спросил этих вайшнавов: «Скажите, вы на самом деле были голодны тогда?» «Нет», – отвечали вайшнавы. «Кто же тогда вас попросил так сделать? Для чего вы разыграли этот спектакль?» – спросил он. «Нам велел это сделать Джива Госвами, – ответили вайшнавы. – Мы спросили у него, для чего нужно служить вайшнавам, и, чтобы получить ответ на этот вопрос, он велел нам отправиться к вам и сделать вид, что мы очень голодны». «Теперь мне все ясно», – сказал им Нароттам дас Тхакур.

Кто такой Джива Госвами? Он вечный спутник Шримана Махапрабху и Виласа Манджари в играх Радхи и Кришны. И поэтому он так и сделал.

Итак, без служения вайшнавам невозможно быть освобожденным из этого мира.

садху-санга, садху-санга- сарва-шастра-кайа
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа

Только садху-санга, только садху-санга. Даже 1/11 секунды садху-санги может даровать совершенство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.