Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я предлагаю свои поклоны моим духовным предшественникам, Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу и Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу и всей нашей гуру-варге. Также я предлагаю дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави и всем собравшимся здесь преданным, которые вдохновляют меня рассказывать хари-катху.
Сегодня, в соответствии с вайшнавским календарем, Экадаши-титхи. Что такое Экадашититхи и почему мы их соблюдаем? Что получали те, кто в прошлом соблюдал Экадаши? А если мы не будем соблюдать Экадаши, то что мы потеряем? Как прерывать Экадаши? Обо всем этом я сегодня расскажу. «Экадаши» с санскрита переводится как «одиннадцать». Санскрит – это мать всех языков, все языки пришли из санскрита.
Какой обет мы принимаем в 11-й день луны, который называется Экадаши? Экадаши приходит 2 раза в месяц: один на темную половину месяца, другой на светлую. Но у обоих Экадаши одинаковая ценность. Подобно тому, как у монеты с одной стороны орел, а с другой – решка, но ценность одна.
Луна от новолуния до полнолуния постепенно нарастает, а после полнолуния она снова уменьшается и в новолуние становится совсем невидима. Луна притягивает воду и жидкость отовсюду. Во время Экадаши мы не принимаем ни зерновые, ни бобовые. Почему? Потому что луна вытягивает воду, и если мы все это употребляем, то луна также будет вытягивать воду из нашего тела, а это нехорошо. Почему? Я объясню шаг за шагом.
Вы знаете, например, если бумажные салфетки положить в воду, они немедленно впитают ее, таким же образом зерновые впитывают воду, и в Экадаши луна вытягивает ее. Вы можете увидеть, что от Экадаши до новолуния или от Экадаши до полнолуния луна больше на нас влияет и высасывает больше воды. В больницах вы можете увидеть, что от Экадаши до новолуния становится больше пациентов, люди больше болеют, и от Экадаши до полнолуния также. И пациенты в основном умирают именно в это время – от Экадаши до новолуния и от Экадаши до полнолуния.
Когда я услышал это от Шрилы Гурудева, мне стало очень любопытно. Рядом с нашим храмом в Матхуре есть государственная больница, и я там подружился с персоналом и проверил в реестре. Это оказалось правдой – от Экадаши до полнолуния и от Экадаши до новолуния растет количество пациентов, и люди чаще умирают. Также я проверил это у одного преданного Шрилы Гурудева, очень богатого человека – у него своя больница, и там оказалось то же самое.
В Экадаши мы не должны принимать никаких зерновых и бобовых.
Кто-то в Экадаши соблюдает нирджалу. В древнее время люди соблюдали Экадаши, даже не принимая ни капли воды. Но для Кали-юги шастры дают уступку: мы можем принять анукалпу. То есть мы можем принимать фрукты, молочные продукты – панир, йогурт и т.д. – овощи, картошку, кабачки, фрукты – это мы можем принимать, это разрешено. Кто-то может принять один раз, кто-то два раза, кто-то три, в соответствии со своим здоровьем. Это условие для Кали-юги, а в другие юги люди соблюдали нирджала-экадаши.
В Двапара-югу в этом мире явился Господь Кришна и его вечные спутники Двараки, Пандавы: Юдхиштхира, Арджуна, Бхима, Нукул и Сахадев.
Бхима был очень могущественным, большим, сильным, но всегда хотел кушать, потому что у него очень сильный огонь пищеварения, и ему всегда нужна еда.
Однажды Кришна сказал ему: «Бхима, ты должен соблюдать нирджала-экадаши». «Я не могу, – ответил он. – У меня очень сильный огонь пищеварения, я должен что-то есть». «Ты должен соблюдать хотя бы один нирджала-экадаши, – сказал ему Кришна. – Все Пандавы и Драупади могут, почему ты не можешь?» «Хорошо, я постараюсь соблюдать хотя бы один», – согласился Бхима.
Но Кришна очень хитер, и Он выбрал самый жаркий месяц в Индии – май, когда без воды мы становимся совершенно беспомощными. В мае иногда может быть до +46 градусов. Кришна выбрал самый жаркий день в этом месяце, и Бхима выдержал его. Это называется Пандава-нирджала-экадаши, когда Бхима полностью постился даже без воды.
Как прерывать Экадаши? Тот, кто соблюдал нирджала-экадаши, должен совершить паран хотя бы одной каплей воды. Неважно, примут ли они зерновые или одну каплю воды – это будет завершение Экадаши. А тот, кто соблюдал анукалпу, принимая воду, соки, блюда, которые разрешены на Экадаши, то на следующий день после восхода солнца, в соответствии с вайшнавским календарем, нужно прервать пост зерновыми – предложить Божествам и принять. Таково правило. Это называется паран.
Экадаши, Джанмаштами, Рама-Навами и другие праздники – для всех них одинаково нужно прерывать паран.
А как можно нарушить Экадаши? В писаниях сказано, что нельзя все время пить воду и спать днем в Экадаши. Но мы иногда отдыхаем, так как рано утром встаем на арати. Это уступка. Также в Экадаши нехороши половые отношения. Пить воду, спать днем, заниматься сексом, жевать орех бетеля – все это неблагоприятно в Экадаши.
Вы знаете имена шести Госвами? Это Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами, Рагхунатха дас Госвами, Гопала Бхатта Госвами и Рагхунатха Бхатта Госвами. Из этих шести Госвами Гопал Бхатта Госвами был во Вриндаване и обнаружил Божество Радха-Рамана. Он служил шалаграме, и благодаря его бхакти шалаграма превратилась в Божество Радха-Рамана. Оно очень красивое.
Гопал Бхатта Госвами имел одного ученика по имени Харивамша. Во время Экадаши он пришел к своему гурудеву и предложил ему полные поклоны, аштанга-дандават-пранамы. Это такое правило – когда мы приходим к гурудеву, нужно предложить ему полные поклоны. Но Харивамша жевал орех бетеля, и, увидев это, Гопал Бхатта Госвами спросил: «Мой дорогой сын (ученик – это духовны сын), ты жуешь орех бетеля?». «Да, Гурудев», – ответил он. «Почему?» – спросил его учитель. «Гурудев, я предложил его Божествам, неужели мне это нужно выбросить?» – ответил ему ученик. «Что ты еще предложил?» – спросил Гопал Бхатта Госвами. «Рис и дал. Я все это предложил, а затем съел», – ответил ему Харивамша. «В Экадаши ты принимал рис и дал? – возмутился Гопал Бхатта Госвами. – Я отвергаю тебя!»
Если гуру отвергает нас, то Бхагаван нас уже не спасет. И через некоторое время этот ученик совершил самоубийство, бросившись в Ямуну. Не нужно употреблять в Экадаши зерновые, бобовые и орех бетеля. Орех бетеля не разрешено принимать и в другие дни.
Я расскажу одну историю.
В писаниях указано, что в древнее время был король по имени Рукмангад, у которого была жена по имени Рохини. Что значит имя Рукмангад? «Рукма» значит «золото», «ангада» значит «части тела» – то есть это тот, чье тело усыпано золотыми украшениями.
А его сына звали Дхармангад. «Дхарма» значит «религия». То есть все его тело было из религии. И он всегда следовал религии.
В писаниях указано, что после 50-ти человеку следует оставить ответственность за семью своему сыну и отправиться в лес совершать бхаджан.
И вот, когда королю было уже более 50-ти лет, он позвал свою жену и сказал: «Моя дорогая жена, я хочу отправиться в лес совершать бхаджан».
Это называется ванапрастха. Муж и жена могут принять ее вместе. Или муж может уйти один, а жена остаться заботиться о детях. Если же это невозможно, то они оба могут оставаться дома, но они должны быть отречены, и отношения у них должны быть, как у друзей, а не как у мужа и жены.
И царь сказал: «Дорогая жена, я отправляюсь совершать бхаджан в лес».
В его царстве было правило, что все должны были соблюдать Экадаши. И за день до Экадаши он оповещал об этом все царство. Как они объявляли? Тогда не было радио, телефонов, телевизоров и интернета. Они выходили на улицу и били в барабаны. Тогда люди собирались, и им объявляли, что нужно делать.
Перед каждым Экадаши они объявляли, что нужно следовать Экадаши. А тот, кто не будет следовать – будет выдворен из царства. И во время Экадаши за всем наблюдала полиция и ловила преступников, которые не соблюдают.
Экадаши нужно соблюдать от 8 до 80-ти лет. Если кто-то следует ему раньше или позже, то это не проблема, но от 8 до 80-ти нужно соблюдать.
Король очень любил своих преданных, а они любили его. И из-за любви к царю все следовали Экадаши. Шрила Гурудев говорил: «Можно контролировать только любовью, но не гнетом». Кришна – Сваям Бхагаван, но Он контролируется любовью. Во Врадже все любят Кришну очень сильно, и поэтому они контролируют Его.
Итак, когда король решил отправиться в лес, жена сказала ему: «Я пойду с тобой. Я провела с тобой очень много времени. Как я буду жить без тебя? Я не смогу стерпеть разлуку!» Но король сказал: «У нас только один сын. И если мы оба уйдем отсюда, наш сын останется один. Ты должна позаботиться о нем». И так Рохини осталась во дворце, а король ушел в лес. И что же произошло?
Есть 12 Махаджан, 12 великих личностей. Как их зовут?
свайамбхур нарадах шамбхух
кумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир ваийасакир вайам1
Сваямбху – это тот, кто появился автоматически, сам собой. Кто это? Брахмаджи. Он вышел из пупка Бхагавана Нараяны. Затем Нарада, его сын, который вышел из его горла. У него не было биологического рождения. Затем Шиваджи. Затем Кумары – первые сыновья Брахмаджи: Санак, Санатан, Сананда и Санат-Кумар. Затем Ману – тот, кто составил «Ману-смрити», или «Ману-самхиту». Ману и Сатьярупа – сын и дочь Брахмаджи, и от них началось биологическое творение.
Далее Прахлада – сын Хираньякашипу. Тот, ради кого явился Нрисимхадев. Затем Джанака – тесть Господа Рамы, или отец Ситы-деви. После – дедушка Бхишма; Махарадж Бали, у которого Ваманадев просил пожертвование; сын Вьясадева – Шукадев Госвами; и Махарадж Яма. Все они необычные личности. Эти 12 великих личностей поддерживают весь мир.
Махарадж Яма – это олицетворенная смерть. Он посылает своих посланников за теми, кто совершает грехи и наказывает их. И однажды он созвал собрание и сказал: «Я хочу оставить свою работу». «Почему? – спросили его другие Махаджаны. – Бхагаван Сам тебя поставил на этот пост. Если ты оставишь свою работу, разве Бхагаван будет счастлив от этого?» «Зачем мне продолжать свою работу? – отвечал он. – Раньше в моей обители всегда было все занято. А теперь из-за этого царя Рукмангада никто не приходит в мое царство, никто не отправляется в ад. Теперь мне нет нужды все здесь поддерживать. Я хочу совершать бхаджан, повторять имя Кришны. Никто больше сюда не приходит».
И тогда Брахмаджи, создатель этой вселенной, сказал: «Не волнуйся, я могу кое-что для тебя сделать».
Что же Брахмаджи сделал? Он создал необыкновенно привлекательную девушку, которая была красивее мисс Вселенной. И, предложив поклоны своему отцу Брахмаджи, она сказала: «Мой дорогой отец, зачем ты меня создал? Каково мое имя? Как я могу тебя удовлетворить? Пожалуйста, скажи мне». «Твое имя Мохини, что значит «очаровывающая каждого»», – ответил ей Брахма. «Какова же моя обязанность?» – спросила она. «В настоящее время король Рукмангад отправился в лес совершать бхаджан, и ты должна будешь очаровать его и заставить прекратить следовать Экадаши, – ответил Брахмаджи. – Если ты это сделаешь, я буду очень удовлетворен тобой». «Хорошо, – сказала Мохини. – Я могу одним взглядом сделать его своим слугой». «Но не думай, что это так просто, – сказал Брахма. – Он очень строг в своем бхаджане». «Не волнуйся. Стоит ему лишь раз взглянуть на меня, и он сразу окажется под моим контролем», – уверила его Мохини.
Итак, однажды король гулял по лесу среди рек и озер и вдруг увидел одну прекрасную девушку, которая сидела на берегу реки и играла с водой. Увидев ее, царь подошел к ней и сказал: «Кто ты? И почему ты здесь гуляешь одна? Это не очень хорошо для тебя».
В писаниях указано, что, когда девушка молодая, она должна быть под руководством своих родителей, особенно под руководством своего отца, затем она должна быть под руководством своего мужа, а в старости – под защитой своего сына.
«Я путешествую здесь в поисках мужа, – ответила она царю. – До сих пор я не смогла найти никого достойного». «Если ты посчитаешь, что я достоин быть твоим мужем, ты можешь выйти за меня замуж», – предложил ей Рукмангад. «Да, – согласилась Мохини. – Я очень красивая, и ты тоже очень красивый. Я могу выйти за тебя замуж. Но у меня есть одно условие». «Какое?» – спросил ее царь. «Я выйду за тебя замуж, если ты не будешь ни в чем мне препятствовать», – сказала Мохини. « Хорошо, – ответил царь. – Я обещаю тебе, что до конца своей жизни не буду ни в чем тебе препятствовать».
И так они устроили свадьбу по традициям гандхарвов, обменявшись гирляндами и произнеся мантры, а после отправились в царство. И когда в королевстве стало известно, что король возвращается с новой женой, его сын и первая царица пышно украсили город в честь его приезда. А затем сын сказал своей матери Рохини: «Моя дорогая мать, сейчас у моего отца новая жена, моя новая мать, и ты должна очень хорошо к ней относиться. Ты не должна думать, что ты королева – ты должна думать, что ты ее главная служанка. И я так же буду вести себя как их слуга». «Да, – сказала Рохини. – Я согласна с тобой».
Таким образом они жили. И однажды перед Экадаши король, как обычно, велел своим посланникам объявить о том, что все должны следовать. Но за два дня до этого, пока король находился в царском дворце, Мохини пригласила брахманов и, дав им много денег, сказала: «Во время Экадаши или за день до него скажите, что королю не позволено соблюдать его». «Почему?» – спросили они. «Потому что, если другие будут его атаковать, то, из-за того что он не будет есть, он будет слаб и потеряет свое царство. А также скажите, что Экадаши не разрешено соблюдать и его жене».
Итак, слуги короля начали бить в барабаны и кричать: «Завтра Экадаши! Все должны следовать ему! А того, кто не будет следовать, мы прогоним из царства!»
И, услышав это, Мохини сказала царю: «Мой дорогой муж, почему они так шумят?» «Завтра Экадаши, – ответил ей царь. – И мои подданные объявляют о том, что того, кто не будет ему следовать, мы прогоним из царства». «Мне это не нравится, что это еще за Экадаши? – сказала ему Мохини. – Я не буду соблюдать и не разрешу тебе!» «Ты должна следовать Экадаши, как и все», – настаивал на своем царь.
И тогда Мохини позвала брахманов, и они сказали царю: «Да, царица говорит правду. Если король будет соблюдать Экадаши и кто-то решит его атаковать, тогда он не сможет защититься и потеряет свое царство. И замужняя женщина также не должна соблюдать Экадаши. Экадаши должны соблюдать только святые, и никто больше».
«Я понял, что тут происходит!» – крикнул король, догадавшись о сговоре, и начал ругать брахманов. И тогда Мохини сказала: «Если ты не будешь меня слушать, я отвергну тебя!» «Ты, что, думаешь, я какой-то вожделенец, что я был тобой прельщен? – возмутился король. – Я привел тебя сюда ради твоей защиты! Убирайся из моего царства!»
Но тут за Мохини вступилась его первая жена, Рохини. «Мой дорогой муж, – сказала она. – Не будь таким жестокосердным! Она моя младшая сестра». А затем, обратившись к Мохини, она сказала: «Мохини, будешь ли ты соблюдать Экадаши – это неважно, но позволь царю соблюдать его. А за это я выполню любое твое желание».
«Хорошо, – сказала Мохини. – Тогда вы должны будете отрезать своему сыну голову и предложить ее мне на золотой тарелочке. Но при этом вы должны пилить его шею очень медленно, и никто из вас не должен проронить ни слезинки: ни вы, ни ваш сын. Если же вы будете плакать, я не приму вашу жертву».
«Ведьма, убирайся из моего царства!» – закричал царь. «Мой дорогой муж, – тут же начала успокаивать его Рохини, – что же плохого в том, если ради Экадаши мы отдадим нашего сына?!» «Какой же я буду удачливый, если я смогу отдать свою жизнь за Экадаши!» – поддержал ее сын.
Так или иначе, Рохини и их сын настояли на своём. И вскоре они организовали пилу и золотую тарелочку, на которой собрались предложить голову своего сына, и сын опустил свою голову вниз. Но как только они собрались пилить, создатель этой вселенной Брахма, четырехрукий Нараяна и олицетворенное божество разрушения Шиваджи появились перед ними. «Проси любого благословения!» – сказал царю Вишну. И тогда царь ответил: «Прошу вас больше не преподавать такой сложный урок, поскольку в следующий раз его уже никто не сможет пройти». «Да будет так», – ответил Бхагаван и, взяв с собой Рукмангада и его жену Рохини, отправился на планету Вайкунтху. А их сын остался править царством.
«Мой дорогой отец, что мне делать теперь? – начала плакать Мохини. – Я не выполнила твое желание, свою обязанность. Как я дальше смогу поддерживать свою жизнь?». И тогда Брахмаджи сказал: «Есть Экадаши двух видов. Одно называется шуддха – чистое Экадаши, а другое виддха. Экадаши, одиннадцатый лунный день, должен быть чистым, он не должен быть смешан с предыдущими титхами, с десятым днем. А если он смешивается с ним, то это виддха-экадаши. И от тех, кто следует виддха-экадаши, ты получишь весь результат. Так ты будешь поддерживать свою жизнь. А тот, кто следует шуддха-экадаши, отправится на планеты Вайкунтхи».
Таким образом, тот, кто следует Экадаши, смешанному с Дашами, не получит результата. Весь этот результат будет отдан Мохини.
Если кто-то хочет получить мир и спокойствие в уме, нужно следовать шуддха-экадаши. Вы можете отправиться на наш сайт, purebhakti.com, и там посмотреть в соответствии со временем, когда соблюдать Экадаши и когда правильно его прерывать. Это называется Харивасар. Хари – это Бхагаван, а «васар» значит «день».
Сваям Бхагаван, Сам Кришна, появился в этом мире в форме Шримана Махапрабху. И Его жизнь была поделена на две части. До 24 лет Он был в семье, а после этого после принятия санньясы Он жил в Южной Индии.
Когда Шриман Махапрабху находился в Джаганнатха Пури, все следовали Экадаши. В храме Джаганнатхадева каждый день готовят рис и дал более чем на 200000 человек. Экадаши – это для нас, а Божества могут принимать все, что угодно. И панду, которые поклоняются Джаганнатхадеву, думали: «Из-за Шримана Махапрабху мы не можем распространять наш прасад. Очень многие не принимают его, мы готовим его зря. Мы должны сказать Шриману Махапрабху, чтобы Он принял прасад. И если Он будет принимать прасад в Экадаши, тогда все его тысячи последователей вынуждены будут принимать прасад».
Каково правило прасада?
шушкам парйушитам вапи нитам ва дура-дешатах прапти-матрена бхоктавйам натра кала-вичарана2
Даже если прасад сухой, несвежий и принесен с дальнего расстояния, как только ты увидишь, нужно его принять.
И что они сделали? Как только Джаганнатхадев принял подношение, они принесли Шриману Махапрабху очень много прасада: рис, дал, чапати, много разных сабджи – 56 блюд. И правило таково, что нужно принять немедленно, в противном случае станешь оскорбителем.
И тогда Шриман Махапрабху сказал: «Какие мы счастливые! Махапрасад появился по беспричинной милости Джаганнатхадева. Джаганнатхадев и махапрасад – одно, так же как Бхагаван и имя Бхагавана».
Шриман Махапрабху рассказал о славе махапрасада и стал воспевать киртан и танцевать. А панду сидели и ждали, думая: «Может быть, после Он примет?»
Все писания вышли из лотосных уст Господа. Кто же может прославить махапрасад лучше, чем Шриман Махапрабху? И так Он всё прославлял и прославлял, а панду ждали. Уже прошла целая ночь, и наступило утро. И когда взошло солнце, Шриман Махапрабху сказал: «Посмотрите, мы настолько были поглощены киртаном и прославлением махапрасада, что уже наступило утро! Пойдемте к океану и примем омовение».
Итак, они отправились к океану, приняли омовение, прочитали все гаятри-мантры, и Шриман Махапрабху Своими собственными руками распространил махапрасад. Шриман Махапрабху Сам совершал Экадаши, Харивасар.
Джаганнатхадев – Сам Хари. Хари – это тот, кто крадет греховные реакции махапрасадом. И также Хари – от слова «Хара» – «та, кто крадет ум Кришны», Шримати Радхика. Титхи Радхики, титхи Кришны, титхи Шримана Махапрабху называются Харивасар-титхи. По этой причине Экадаши называется Харивасар.
А почему называется Мадхава-титхи, я объясню в следующий раз, потому что это занимает некоторое время.