Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа, а также всем спутникам Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, всей нашей рупануга-гуру-варге, и всем собравшимся преданным и гостям, вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.
Вчера был день ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Мы обсуждали о нём. И я снова вернусь к теме величия садху-санги.
Мы обсуждали о Прахладе Махарадже. Прахлада Махарадж, находясь в общении с Нарадой Риши, выучил от него всю хари-катху, будучи в лоне своей матери 60000 лет. Кто-то может сказать: «Как это возможно, находясь в лоне матери, что-то учить?» Но это уже научно доказано. Я рассказывал, как однажды обсуждал этот вопрос с кардиологом Шрилы Гурудева из Америки, что ребёнок, находясь в лоне матери, может всему учиться. И этому есть доказательства из писаний: Абхиманью, сын Арджуны, будучи в лоне матери, узнал, как войти в особое боевое построение. А когда Арджуна рассказывал, как из него выйти, его мать уснула, и он не смог уже ничего понять. Только когда мать бодрствует, ребёнок может обучаться. Когда я сказал это доктору, он засмеялся, а годом позже он попросил прощения, потому что увидел доказательство этому в медицинском журнале.
Прахлада Махарадж, находясь в гурукуле, учился от демонов. Раньше, в прошлом, все должны были ходить в одну гурукулу – бедные и богатые, брахманы и шудры. И однажды отец забрал Прахладу обратно домой, и мать Каядху одела его, как царевича, и посадила на колени к отцу. «Мой дорогой сын, ты так долго был в гурукуле, – сказал ему Хираньякашипу. – Чему ты там научился?» И Прахлада ответил ему.
тат садху манйе ‘сура-варйа дехинам
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
хитватма-патам грихам андха-купам
ванам гато йад дхарим ашрайета3
Он не называл своего отца отцом, он сказал «самый лучший из всех демонов». И Хираньякашипу думал: «О, какой же я удачливый! Мой сын думает обо мне как о самом лучшем демоне!» Он стал очень горд, но Прахлада Махарадж продолжил: «Эта материальная жизнь как высохший колодец. Нужно оставить всё это и уйти совершать бхаджан в лесу».
Как только он это услышал, Хираньякашипу очень разгневался. Потому что Хираньякашипу ненавидит Господа Вишну за то, что тот убил его брата Хираньякшу.
Наши предыдущие ачарьи дают объяснение этой шлоке. Однажды один король ушёл на охоту с министрами и армией. В лесу он заметил дикое животное и побежал за ним вдогонку. Но по пути он заплутал и отправился искать дорогу обратно. Внезапно по пути он услышал рык тигра, и, чтобы спастись от него, прыгнул в заросший колодец, что находился рядом. Но перед этим он подумал:
«Если я прыгну туда, как же я выберусь обратно?» Тут же он заметил дерево, ветви которого спускались в этот колодец, и тогда, схватившись за них, он спустился внутрь, повиснув на этих ветвях. А тигр глядел на него сверху и рычал.
«Этот тигр так страшно рычит! – подумал король. – Лучше мне спуститься ещё ниже». Но как только он посмотрел вниз, то увидел на дне колодца змей, которые начали шипеть на него и собрались укусить. «О, боже мой! – подумал король. – Опасность сверху, опасность внизу – что же мне делать? Как долго я смогу держаться за эти ветки? Ведь скоро мои руки устанут, и я неминуемо упаду вниз».
А тем временем появились две крысы. Они залезли на дерево и стали грызть ветку, на которой висел этот царь. Одна была белая, а другая чёрная. И еще больший страх охватил царя. Но вдруг в этот момент прямо около его носа упала капля меда. «О, Боже! Какой вкусный мёд!» – подумал он, слизав его языком. И каплю за каплей он начал ловить и вкушать его, забыв обо всех проблемах.
Тигр в этой истории – это олицетворённая смерть. Хотим мы этого или нет, однажды мы умрём.
Недавно я говорил о том, что мы не это тело. «Тело» по-английски «body».
«B» значит «birth» – «рождение». Мы приняли рождение из лона матери, а не упали с неба.
«О» – «old age» – «старость». Однажды к нам придет старость, которая очень болезненна. Мы стараемся для наших своих собственных детей, но когда мы становимся старыми и наши дети женятся, невестка говорит нашему сыну: «Выгони этого старика отсюда. Он кашляет и заражает моих детей!»
«D» – «diseases» – «болезни». Множество болезней одна за другой атакуют нас. Наше зрение становится слабым, зубы выпадают, а слух теряется. И это ещё мелочи. Если кто-то болен диабетом, то эта болезнь зовет с собой множество и других болезней.
«Y» – «Yamaraj» – «Ямарадж». Когда наступает время покидать этот мир, олицетворённое божество смерти, Ямарадж, отправляет своих посланников и говорит: «Твоя виза в этом мире закончилась». И жизнь заканчивается.
Здесь тигр – это олицетворённая смерть, которая ждёт над нашей головой. Дерево – это продолжительность жизни. А чёрная и белая крысы – это олицетворение дня и ночи. Наша жизнь постепенно сокращается с каждым днём и с каждой ночью. День, месяц, год – и так проходит вся жизнь.
Змеи внизу – это олицетворение всех наших проблем, всех наших болезней. И среди всех этих проблем периодически мы наслаждаемся медом. И мы думаем, что мы очень счастливы, забывая о тигре и о змеях. Мёд – это также семейная жизнь.
Итак, Прахлада Махарадж говорит своему отцу: «Мы должны оставить все это и уйти в лес совершать бхаджан». «Откуда этот мальчик выучил всё это?» – удивился Хираньякашипу. И тогда он спросил об этом его учителей, Шанду и Амарку. «Шанда» значит «бык», а «амарка» – «темнота».
В древнее время использовали коровьи лепёшки во Врадже для приготовления на них пищи. А из буйволиного навоза не делали лепёшки для топлива. Потому что буйволы, быки, занимаются только наслаждением чувств.
И Шанда — это бык, буйвол, который занимается только чувственными удовольствиями. А Амарка — это тот, который не знает света. Свет – это Кришна. То есть это тот, кто не знает Кришну.
Придя к ним, Хираньякашипу закричал: «Откуда мой сын всё это узнал?». «О, никто его не обучал этому здесь, – отвечали они. – Может быть, он наслушался этого где-то в другом месте. Но не волнуйтесь, всё будет хорошо».
И так они забрали Прахлада обратно и продолжили обучать. Они учили его дипломатии, двуличию, лицемерию. Они учили Прахлада, что деньги ярче, чем солнце, слаще, чем мёд. А Прахлада Махарадж воспевал имя Нараяны, маха-мантру Сатья-юги. У каждой юги есть определённая маха-мантра. А в Кали-югу – «Харе Кришна».
Через некоторое время Хираньякашипу снова спрашивает Прахладу: «Эй, Прахлад! Чему ты еще научился в школе?».
шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам
ити пумсарпита вишнау
бхактиш чен нава-лакшана
крийета бхагаватй аддха тан
манйе ‘дхитам уттамам4
Я уже говорил, что Хираньякашипу ненавидит имя Вишну, Бхагавана, Хари. И, услышав это, Он снова пришел в гнев. «Наша демоническая династия как сандаловый лес, – думал он. – А сандаловый лес можно вырубить только особенным оружием. И этот Вишну использует Прахлада, моего сына, как оружие, чтобы разрушить мою династию!»
Что сказал Прахлада Махарадж? Шраванам – первая анга бхакти. До тех пор, пока мы не совершаем шраванам, невозможно совершать киртанам, невозможно совершать бхаджан.
Когда Парикшит Махарадж был проклят, Шукадев Госвами сказал: «Ты должен слушать бхагавата-катху 7 дней». Первое – это шраванам, слушание. Наш Санатана Госвамипад сказал: «Только слушая хари-катху, Парикшит Махарадж достиг гопи-бхавы». Первое – это шраванам, и эта гопи-бхава – конечная цель нашего бхаджана.
Затем киртанам. Кто получил совершенство благодаря киртану? Шукадев Госвами. В этой шлоке – «шраванам киртанам вишнох смаранам» – Вишну упоминается два раза. Вначале говорится «шраванам киртанам вишнох». И здесь Он упоминается как вишая-бхагаван. А затем Он упоминается как ашрайа-бхагаван, что значит истинный гуру. Истинного вайшнава называют ашраябхагаваном. Сначала нужно предаться лотосным стопам ашрая-бхагавана, истинного гуру, истинного вайшнава, и находиться в хорошем общении. Тогда наша жизнь будет успешной.
Итак, Хираньякашипу очень разгневался. «Так или иначе, я должен убить этого мальчика», – думал он. И всяческими способами он пытался достичь своей цели. Он бросал его с горы, но Бхагаван подставил Свои собственные руки, он окунал Прахлада в бурлящую жидкость, но с ним ничего не случилось. Прахлад никак не умирал. И от этого Хираньякашипу гневался ещё сильнее: «Бхагаван всё время защищает его! Этот сын – причина моей смерти. Что же мне делать?»
Однажды он попытался сделать так, чтобы сумасшедший слон раздавил его своим хоботом. Если вас схватит питон, то никто уже вас не спасёт. И точно так же, если слон сдавит вас своим хоботом, выжить вы не сможете. Только Бхагаван смог победить Калия-нага и танцевал на его клобуках. Ни для кого другого это невозможно. Но Прахладе Махараджу слон не причинил никакого вреда. «Как это возможно? – удивлялся Хираньякашипу. – Почему слон не убил его?»
Я спросил об этом Шрилу Гурудева, и он ответил мне: «В каждом сердце находится параматма, сверхдуша. И сверхдуша не велела этому сумасшедшему слону убивать Прахладу. Все контролируются сверхдушой».
Также Хираньякашипу пытался убить Прахлада ядовитыми змеями. Но змеи не кусали его, а просто проползали мимо.
«Хорошо, тогда я убью его сам», – подумал Хираньякашипу и на этот раз подложил ему очень сильный яд в пищу. Но Прахлада Махарадж сказал: «Отец, дай мне предложить сначала эти угощения Кришне». И в итоге, когда он съел всю тарелку прасада, с ним ничего не произошло.
Хираньякашипу очень был расстроен своими неудачами. И, увидев это, его сестра Холика сказала ему: «Мой дорогой брат, почему ты так волнуешься? Ты забыл, что у меня есть благословение от Брахмаджи? Если я войду в пылающий огонь, он меня не тронет». «Да, да. Я помню», – ответил он ей. «Я могу просто взять Прахлада на руки и войти с ним в огонь, – сказала Холика. – И в итоге я буду защищена, а он умрёт». «Да, это очень хорошая идея», – согласился Хираньякашипу.
Вскоре они устроили большой костёр, и Холика, взяв Прахлада, вошла внутрь. Огонь разгорался всё больше и больше. Но как только огонь коснулся их, Прахлада не испытал никакого жара, а Холику тут же охватило пламя, и все ее тело было сожжено. «Меня обманули! – воскликнула она, выбегая из костра. – Почему так произошло? Ведь я уже много раз это делала!» И тогда с неба раздался голос: «Холика! Брахмаджи дал тебе благословение, что ты не умрёшь в огне. Но если ты захочешь причинить вред вайшнаву, тогда огонь не простит тебя! А Прахлад – это вайшнав, преданный Вишну».
И в настоящее время за день до рождения Шри Чайтаньи Махапрабху в Индии сжигают Холику, сестру Хираньякашипу. До сих пор эта традиция сохранилась в деревнях Индии.
Хираньякашипу полностью потерял надежду. И школьные учителя снова забрали Прахладу и продолжили обучение. Но Прахлад никогда ничего им не говорил, а лишь воспевал в уме.
Однажды Шанда и Амарка должны были отправиться по своим делам и оставили Прахлада за старшего в классе. Может возникнуть вопрос: там столько много учеников, почему Шанда и Амарка оставили именно его как старшего? Потому что он был принцем. Все жили под его руководством. И Прахлада был самым умным во всей гурукуле.
Итак, когда Шанда и Амарка ушли, все ученики очень обрадовались. «Прахлад, Прахлад! Сегодня мы можем играть и веселиться», – кричали они. Но Прахлад сказал: «Послушайте, у нас нет времени, чтобы веселиться». «Почему, Прахлад?» – спросили они. «Нам нужно совершать бхаджан Вишну», – сказал Прахлада Махарадж. «Вишну? Кто такой Вишну? Наши учителя никогда нам не говорили о Нем. Да и незачем нам совершать сейчас бхаджан, наша жизнь ещё продолжается. Вот когда будет старость, тогда и будем его совершать». Но Прахлада Махарадж сказал: «То, что вы хотите сделать завтра, сделайте сегодня. А то, что вы хотите сделать сегодня, сделайте немедленно. Никто не может сказать, когда к нам придет смерть». «Откуда ты узнал всё это?» – спрашивали его ученики. «Я выучил все от своего гуру», – отвечал Прахлада. «Наш гуру никогда такого не говорил», – сказали ему мальчики. «Мой гуру не Шанда и Амарка, – объяснил им Прахлада. – Мой гуру — Нарада Риши. И, находясь в лоне своей матери, я выучил всё от него».
А после того как Прахлада Махарадж объяснил все своим одноклассникам, начался киртан. Этот киртан был настолько мощным, что звуки его донеслись до Хираньякашипу. И, услышав их, он тут же примчался к Прахладе Махараджу. «Ты сам осквернился и оскверняешь всех мальчиков вокруг! – воскликнул он. – Я убью тебя. Откуда у тебя столько силы?». «Отец, источник всей силы един, – ответил ему Прахлада. – Это Вишну». «Ты всё время говоришь «Вишну, Вишну», – сказал Хираньякашипу. – А где твой Вишну?». «Отец, Вишну повсюду», – ответил Прахлада. – Мой Вишну внутри твоего сердца, внутри моего сердца и даже внутри этой колонны». «Почему же я не могу Его видеть?» – спросил его отец. «Потому что ты духовно слеп», – сказал ему Прахлада Махарадж.
Может возникнуть вопрос: в каждом живом существе находится Сверхдуша, но как возможно, чтобы она была в колонне? Без Бхагавана невозможно, чтобы что-то существовало в этом мире. В каждом атоме есть сверхдуша.
Тогда отец Прахлада Махараджа попытался разбить колонну. И немедленно оттуда раздался громкий рык и появилось необыкновенное существо.
«Что же это за животное такое – наполовину лев, наполовину человек?» – подумал Хираньякашипу. И тут же между ними завязалась борьба. Иногда Нрисимхадев поддавался Хираньякашипу, а иногда побеждал его, и все полубоги тут же начинали аплодировать, когда Господь одерживал верх. «Прабху, не задерживайся, убей его скорее!» – кричали они. Но Нрисимхадев не спешил. Он ждал, когда настанут сумерки. Ведь Он бхакта-ватсал и хотел исполнить благословения Брахмаджи, что Хираньякашипу не умрёт ни днем, ни ночью. И только когда наступили сумерки, Он положил Хираньякашипу к себе на колени и разорвал ему грудь.
Хираньякашипу всячески пытался его остановить. «Эй! Стой, стой, стой! – кричал он. – Ты не можешь меня убить. Я не могу быть убит никаким созданием Брахмы». «О, джентльмен. Открой свои глаза и посмотри на Меня, – сказал Нрисимхадев. – Я отец Брахмы. Брахма не Мой создатель – это Я создал Брахму. Брахма вышел из Моего пупка. Он Мой сын. И во всём мире все Мои сыновья».
«Постой! Ты не можешь меня убить, – сказал Хираньякашипу. – Меня не может убить никакое оружие: ни шастры, ни астры, ни пуля, ни нож». «Джентльмен, посмотри внимательно: это Мои собственные когти – это ни астра и ни шастра», – ответил Нрисимхадев.
«Постой! – продолжал Хираньякашипу. – Я не умру ни снаружи комнаты, ни внутри». «Посмотри, – сказал Нрисимхадев. – Мы ни внутри, ни снаружи. Мы находимся на пороге».
Снова он пытался разорвать его, но Хираньякашипу снова закричал: «Постой, постой! Я не умру ни от мёртвого, ни от живого». «Посмотри, – ответил ему Нрисимхадев. – Это Мои когти, а они не живые и не мёртвые».
«Я не умру ни от животного, ни от человека», – продолжал Хираньякашипу. «Джентльмен, открой свои глаза. Посмотри внимательно: Я наполовину человек, наполовину лев», – ответил ему Нрисимхадев.
«Постой, постой! – снова закричал он. – Я не могу умереть ни в какой месяц в году». Но это был месяц Пурушоттама, дополнительный месяц. В соответствии с ведической традицией, с лунным календарём, есть дополнительный месяц Пурушоттама.
Итак, в итоге Нрисимхадев убил Хираньякашипу и защитил Прахлада. Почему? Благодаря садхусанге.
А затем Нрисимхадев усадил к себе на колени Прахладу и сказал: «Прахлада, прости, Я так поздно пришёл! Проси любое благословение». Но Прахлад сказал ему: «Я не бизнесмен, чтобы просить благословение». «Нет-нет. Мой даршан очень редкий. Ты должен принять благословение», – настаивал Нрисимхадев. «Хорошо, – ответил Прахлада. – Если Ты удовлетворён мной, пожалуйста, забери у меня все мои желания». «Нет, Прахлад. Ты должен попросить что-то другое», – сказал ему Нрисимхадев. «Тогда пусть мой отец будет прощён», – попросил его Прахлада. «Твой отец уже прощён», – ответил ему Он.
Если маха-бхагават приходит в династию, то 21 поколение уже освобождено. Таким же образом мадхьяма-адхикари освобождает 14 поколений, а каништха-адхикари – 7 поколений. Но это освобождение не значит, что они отправятся на Голоку Вриндавана – это значит то, что у них будет хороший шанс совершать бхаджан, и только после этого они могут достичь цели.
И Прахлада Махарадж сказал: «Прабху, если Ты хочешь, чтобы я принял благословение, пожалуйста, пусть все анартхи, апарадхи со всей вселенной придут ко мне. Освободи их всех». И тогда Нрисимхадев ответил: «О, Прахлад, Я не могу такого допустить, но Я обещаю тебе, что всякий, кто будет внимательно слушать или обсуждать эту лилу между Мной и тобой, обязательно получит освобождение».