О Нараде Риши

Шримад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа, а также всем спутникам Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, всей нашей рупануга-гуру-варге, и всем собравшимся преданным и гостям, вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.

Мы обсуждали величие и садху-санги. И я привёл примеры из Сатья-юги, Трета-юги, Двапараюги и Кали-юги. Сегодня я приведу еще один пример из Сатья-юги.

Вчера я рассказывал о характере Нарады Риши и приводил пример. Однажды, когда Кришна был в своём дворце Судхарма, Нарада принёс цветы париджата. Особенность этих цветов в том, что они никогда не вянут и всегда благоухают. И тот, кто имеет эти цветы, будет очень удачлив.

Первой королевой Кришны была Рукмини. И в то время у Кришны было только восемь королев, других еще не было. И вот как-то раз, придя к Кришне, Нарада Риши сказал Ему: «Прабху, я только что пришёл с райских планет и принёс эти цветы» и начал рассказывать об их особенностях. А когда он закончил, то сказал Кришне: «Прабху, мне пора уходить, у меня есть другие дела. Скорей подари эти цветы тому, кого Ты любишь больше всего».

Кришна стал думать: «Если Я дам Рукмини, другие королевы могут разгневаться на Меня. Но они могут не показать Мне свой гнев. А если Сатьябхама разгневается, то успокоить ее будет очень сложно».

Во Врадже каждой гопи Кришна говорит: «Ты знаешь, что Я люблю тебя больше, чем кого-либо?» Он говорит это лично каждой. И каждая гопи думает, что Кришна любит ее больше, чем кого-либо. Как Кришна может изменить свою природу? И когда Он в Двараке, то поступает точно так же – каждой королеве Он говорит, что любит её больше, чем кого-либо.

«Что же делать?» – задумался Кришна.

Нарада Риши знает слабую сторону Кришны. Если вы хотите атаковать кого-то, вы должны узнать, какова его слабая сторона. И самая слабая сторона у Кришны — это бхакта-ватсалья. И поэтому Кришна вынужден выполнить то, чего желают Его преданные. А Нарада Риши – великий преданный. И поэтому Нарада говорит: «О, Прабху, поспеши – мне нужно идти в другое место».

И тогда Кришна все цветы отдал Рукмини. И весь дворец наполнился их прекрасным ароматом.

А затем Нарада Риши сразу же отправился к Сатьябхаме. «Ты знаешь, что сегодня случилось?» – сказал он ей. «Что?» – спросила она. «Против тебя устроили заговор!» – сказал Нарада Риши. «Как это возможно?!» – удивилась Сатьябхама. «Ты думаешь, что Кришна любит тебя больше, чем других королев?» – спросил ее Нарада. «Конечно, – ответила она ему. – Кришна полностью под моим контролем». «Вообще-то, Он любит Рукмини больше, чем тебя», – заявил Нарада. «Как это возможно? – возмутилась Сатьябхама. – Чем ты можешь подтвердить свои слова?»

И тогда Нарада сказал: «Послушай, сегодня я принёс одни цветы с райских планет – цветы париджата. Я дал Кришне и велел Ему отдать их той, кого он любит больше всех. И Он тут же отдал их Рукмини. Он даже и не подумал о тебе!». «Это правда?! – вспылила Сатьябхама. – Кришна так и поступил?». «Да! – сказал Нарада. – Если ты не веришь, то можешь пойти и сама убедиться». «Как же мне теперь выпутаться из этой ситуации?» – спросила у него Сатьябхама. «Ты должна очень решительно настаивать на том, чтобы Он принёс тебе это дерево с цветами с райских планет», – ответил Нарада Риши и, сказав это, тут же поспешил на райские планеты.

Добравшись до райских планет и отыскав Индру, Нарада Риши немедленно сообщил: «Индра, ты знаешь, что тут произойдёт?». «Что?» – спросил он. «У меня есть новости – кое-то скоро придет сюда, чтобы забрать у тебя дерево с цветами париджата в мирской мир», – доложил ему Нарада. «Что?! Дерево с райской планеты заберут в мирской мир? – воскликнул Индра. – Забудь об этом! Я не позволю!». «Будь осторожен! – сказал Нарада. – Тот, кто идёт, очень могущественный, Его очень нелегко будет побороть!». «У меня есть оружие ваджра, – ответил ему Индра. – Поэтому я очень легко с Ним разберусь».

Итак, когда Сатьябхама пришла и своими глазами увидела цветы в руках Рукмини, она резко топнула ногой и, развернувшись, выбежала из дворца. В то время для каждой королевы была комната, в которой не было ни света, ни окон. И когда королева гневалась, она снимала все свои украшения и надевала чёрную одежду. И чтобы побороть ее гнев, король должен был удовлетворить её. Сатьябхама отправилась в такую комнату, но, так или иначе, вскоре Кришна её утешил. И тогда она сказала Ему: «Ты должен принести эти цветы с райских планет и посадить их в моём саду!» Так Кришна и сделал.

Вначале Он добрался до райских планет и попросил эти цветы у Индры. Но Индра напрочь отказался отдавать их Ему. «Забудь об этом! – сказал он. – Чтобы цветы париджата ушли в мирской мир? Ты думаешь, это подходящее место?»

Когда Кришна был во Врадже, однажды Индра совершил Ему оскорбление, и благодаря Сурабхи Кришна простил его. Однако Индра уже давно об этом забыл, и между ними началась битва. В итоге Кришна силой забрал у него эти цветы и посадил в саду Сатьябхамы.

Я приведу еще один пример с Нарадой Риши, когда он был во Врадже. В Нандаграме есть одна кунда по имени Лалита-кунда. Однажды Лалита-деви сидела там в ожидании Радхи-Кришны и других сакхи и делала цветочные гирлянды, корону для Кришны и браслеты. Но, плетя украшения, она постоянно их переделывала. И вдруг перед ней явился Нарада и спросил: «О, Лалита-деви, Что ты тут делаешь?». «Я делаю гирлянды, корону и браслеты для Кришны», – сказала она ему. «А зачем ты их все время переделываешь?» – поинтересовался он. «У меня есть сомнение, подойдут ли они Кришне или нет по размеру, – ответила Лалита. – Иногда они мне кажутся слишком маленькими, а иногда слишком большими». «Но почему ты не позовёшь Кришну, чтобы посадить Его перед собой и померить?» – спросил Нарада. «Ну, как только Кришна придёт, я так и сделаю», – ответила ему Лалита.

В тот же миг Нарада Риши отправился к Кришне в Нандаграм и сказал Ему: «Эй, Прабху, что Ты тут делаешь? Лалита-сакхи ждёт Тебя, делает для Тебя гирлянду, корону, браслеты – столько разных украшений! Но ей приходится их постоянно переделывать. Иди и помоги ей. Зачем ей мучиться?»

А затем, когда Кришна пришел к Лалите и она примерила Ему свои украшения, Нарада сказал: «Прабху, я никогда не видел, чтобы вы качались с Лалитой-деви на качелях. Я хочу посмотреть на это». «Я уже качался с Лалитой, Вишакхой, Читрой, Чампакалатой, Индулекхой, Тунгавидьей, Рангой-деви и Судеви. Я уже покачался с каждой», – ответил ему Кришна. «Но я видел только, как Ты качаешься с Радхикой и с Вишакхой, и никогда не видел, как качаешься с Лалитой», – продолжал Нарада. «Ну, хорошо», – ответил ему Кришна.

Нарада знал: Кришна – бхакта-ватсал, и Он всегда выполнит желание Своего преданного.

Итак, Кришна сел с Лалитой на качели, а сакхи, что были рядом, начали раскачивать их и петь. «Теперь я очень удовлетворён, – сказал Нарада Риши. – Сегодня моя жизнь стала успешна». И, сказав это, он немедленно отправился к Радхике.

«Ты знаешь, что тут происходит?» – сказал он Ей. «Что?» – спросила Радхика. «Ты думаешь, Кришна любит Тебя больше, чем других гопи?» – спросил ее Нарада Риши. «Конечно», – ответила Она. «Забудь об этом. Ты и не поверишь тому, что я сегодня видел», – сказал Нарада. «Что ты видел?» – забеспокоилась Радхика. «Нет-нет-нет. Я не скажу», – сказал Нарада, разжигая ее любопытство. «Скажи, пожалуйста, что произошло?» – допытывала его Радхика. И тогда он сказал: «Сегодня я видел, как Кришна сказал Лалите: «О, Лалита. Мне совсем не нравится Радхика. Я хочу качаться с тобой»». «Серьёзно?» – удивилась Радхика. «Да, – ответил Ей Нарада. – Если Ты мне не веришь, то пойдём со мной, Ты сама все увидишь. Но только я не буду подходить близко – я буду смотреть издалека». «Хорошо. Где это?» – спросила его Радхика. «На берегу Лалита-кунды», – ответил он Ей, и они тут же отправились в это место.

В какой-то момент Кришна, Лалита и другие увидели, как к ним идет Радхика. А когда Она подошла ближе и увидела, с кем Кришна качается на качелях, яростно топнула ногой и убежала. Кришна звал Ее: «Радхе! Радхе!», но Она не обращала внимания на Его зов. И тогда Кришна оставил всё, побежал за Ней и, схватив, привёл обратно.

«Обманщик! Притворщик! – сердилась на Него Радхика. – Ты черен как внутри, так и снаружи. Я не хочу иметь никаких дел с таким лжецом!». «Что случилось? – спрашивал Ее Кришна. – Почему Ты так разгневана?». «Не трогай Меня!» – гневалась Радхика. «Что же произошло?» – не понимал Кришна. «Ты говоришь, что любишь Меня больше всего. И это Твоё доказательство? – возмущенно крикнула Она. – Я немного задержалась, а Ты уже качаешься с Лалитой? Я думала, Лалита – Моя лучшая подруга, а что она тут делает?!»

«Ты, что, виделась с Нарадой? – спросил Кришна. – Нарада приходил в Нандаграм и позвал Меня с собой, сказав, что Лалита там делает гирлянды. А затем он сказал Мне, что никогда не видел, как Я качаюсь с Лалитой. Это Нарада заставил Меня так сделать!»

Таков характер Нарады. Почему он так делает? Всем тем, что бы он ни совершал, он хочет показать превосходство преданных, преданности и Бхагавана.

С другой стороны, он очень квалифицированный гуру.

Я приведу пример садху-санги.

В Сатья-югу был один король по имени Хираньякашипу, у которого была жена по имени Каядху. Он хотел быть бессмертным. А чтобы стать бессмертным, нужно совершать аскезы. И тогда он ушёл в лес и стоял там на кончиках пальцев с поднятыми руками. Так он совершал аскезы для Брахмаджи.

Можете ли вы так стоять на кончиках пальцев с поднятыми руками? Попробуйте. Я могу вам показать. Смотрите, это очень легко. Нужно так вот стоять со сложенными ладонями. Это один из видов упражнений, очень полезный для циркуляции крови. Если каждый день его выполнять 1-2 минуты, то всё тело будет очень здоровым.

Итак, что же произошло дальше? Пока он совершал аскезы, его жена вынашивала сына. А Индра подумал: «О, он совершает такие суровые аскезы! Возможно, он хочет занять мое положение! Я должен что-то сделать». И тогда он пришёл к жене Хираньякашипу, Каядху, и привёл её на райские планеты.

Увидев это, Нарада Риши сказал ему: «Что ты делаешь, глупый Индра?». «Я не хочу убивать её, – ответил ему Индра. – Я хочу убить её ребёнка. Хираньякашипу очень могущественный демон, а значит, и его сын должен быть таким же. Я хочу убить её сына». «Индра, никто не может его убить, – ответил ему Нарада. – Это преданный Бхагавана». И тогда, услышав это от Нарады Риши, Индра предложил поклоны ребёнку, находящемуся в лоне матери. А после Нарада Риши взял Каядху к себе в ашрам и сказал: «Моя дорогая дочь, проси любое благословение». И так как она была очень напугана, то сказала ему: «Я не хочу рождать ребёнка до тех пор, пока мой муж не вернётся!». «Хорошо. Да будет так!» – ответил ей Нарада.

Хираньякашипу совершал аскезы 60000 лет. И все это время Прахлада Махарадж находился в лоне матери и слушал хари-катху от Нарады Риши.

Будучи в лоне матери, ребёнок может учиться.

У Шрилы Гурудева был каердиолог в Америке. Он работал в госпитале, где было самое дорогое и самое лучшее лечение. И однажды, разговаривая с ним, я сказал, что ребёнок, будучи в лоне матери, может учиться и слушать. Услышав это, доктор засмеялся: «Как это возможно?». И я сказал ему: «Доктор, вы не знаете, что современная медицина очень далека от ведической науки. То, что говорят наши шастры, – правда, более чем на 100%». «Как это возможно?» – спрашивал он. «Доктор, вы не знаете, – сказал я ему, – всё есть в Ведах. Но ещё не проявлено, как следует. Как, например, цветок в форме зародыша. У него уже есть все качества. До тех пор, пока он не расцветёт, невозможно услышать его запах». «Каковы этому доказательства?» – спросил меня доктор.

«Давайте вернёмся во время Махабхараты, – ответил я. – Однажды во время этой битвы Арджуна сказал Кришне, что сегодня Дроначарья (гуру боевых искусств Арджуны) создал боевое построение, в которое очень сложно войти. Только Арджуна и Кришна знали, как войти внутрь.

Абхиманью было тогда 16 лет. И он сказал Юдхиштхире Махараджу: «Мой дорогой дядюшка, я знаю, как войти туда, но я не знаю, как оттуда выйти». И тогда Юдхиштхира и Бхима сказали ему: «Даже мы не знаем об этом, откуда узнал это ты?». «Я услышал это, когда был в лоне своей матери, – сказал им он. – Однажды, мой отец разговаривал с моей матерью и рассказывал ей, как войти в это боевое сооружение и как выйти. Но когда отец рассказывал о том, как оттуда выйти, моя мать уснула, и я уже не смог ничего понять»».

Выслушав меня, доктор сказал: «Махарадж, я готов поверить во многое, что вы мне рассказываете из шастр, но в это я поверить не могу».

Он очень хороший доктор, вегетарианец, у него индийские корни.

И я сказал ему: «Верите вы или нет, это зависит от вас. Но я вам просто говорю то, что написано в писаниях, и то, что я слышал от Гурудева».

А годом позже этот доктор сказал мне: «Махарадж, простите меня». «За что?» – спросил его я. «Медицина уже доказала, что ребёнок внутри лона матери может учиться, – сказал он. – И это уже опубликовали в медицинском журнале. Махарадж, я не буду больше с вами спорить. Простите меня». И все, кто это слышал, засмеялись.

Итак, пока Хираньякашипу совершал аскезы на горе Мандара, Нарада Риши обучал Прахладу Махараджа джива-таттве:

дживера ‘сварупа’ хайа — кршнера ‘нитйа-даса’
кршнера ‘татастха-шакти’, ‘бхедабхеда-пракаша’
кршна бхули’ сеи джива анади-бахирмукха
атаэва майа таре дейа самсара-духкха4

Принимаем мы это или нет, мы вечные слуги Кришны. Забывая это, мы страдаем в этом материальном мире. Любая джива вынуждена служить либо майе, либо Кришне. Почему? Потому что это изначальная природа души. Братья с братьями, отец с сыном, муж с женой – когда они помогают друг другу, это также является служением. Потому что это настроение служения находится внутри души, это ее природа.

И Кришна — сваям-бхагаван, изначальная Личность Господа.

Нарада сказал: «Мой отец произнёс «Брахма-самхиту» — говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами5. И другие инкарнации». Всему этому он обучал Прахладу Махараджа. Даже в «Бхагаватам» указано: «Эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам6».

Может возникнуть вопрос: «Бхагавата» проявилась в Двапара-югу, а Нарада Риши обучал Прахладу в Сатья-югу, как это возможно? «Бхагаватам» — она вечна. Иногда она проявляется, а иногда не проявлена. А Нарада Риши — вечный спутник Кришны, и он знает всё. Поэтому он рассказывал то, что было в «Бхагаватам». Иногда она проявлена, а иногда нет. В соответствии со временем она покрывается.

Нарада Риши обучил Прахладу всему: что такое садхана, что такое бхава-бхакти, према-бхакти, джива-таттва, вайшнава-таттва, бхакти-таттва, бхакта-таттва. Он рассказал ему о разных играх и разных инкарнациях. И Прахлада Махарадж стал очень экспертен.

А тем временем, когда Хираньякашипу совершал аскезы, перед ним появился Брахмаджи и сказал: «Проси любое благословение». «Я хочу быть бессмертным, — сказал ему он. — Я хочу только бессмертия и ничего другого». «Почему?» — спросил его Брахмаджи. «Потому что Бхагаван Вишну убил моего брата Хираньякшу. И я хочу отомстить ему. Если я получу такое благословение, быть бессмертным, то никто не сможет меня убить, а я смогу убить Вишну». «Мой дорогой сын, это невозможно для меня, — сказал ему Брахмаджи. — Даже я не бессмертен. Как я могу дать тебе такое благословение?». «Но я не хочу ничего другого», — отрезал Хираньякашипу. И тогда Брахмаджи исчез, и тот снова продолжил совершать свои аскезы.

Через какое-то время Брахма снова появился перед ним и сказал: «Мой дорогой сын, ты можешь попросить всё что угодно, любое другое благословение». «Хорошо, — ответил Хираньякашипу, — если ты удовлетворён моими аскезами, я хочу, чтобы ты сделал так, чтобы меня не убило ни одно живое существо, созданное тобой». А Брахмаджи создаёт все живые существа в этом мире. «Да будет так!» — сказал он Хираньякашипу, и тот торжественно засмеялся внутри себя. Таким образом, он любыми хитростями намеревался добыть себе бессмертия.

«Сделай так, чтобы я не умер ни от астры, ни от шастры — ни от метательного оружия, ни от оружия, которое можно держать в руках, как нож». «Да будет так! — сказал Брахма. — Что-нибудь ещё?». Брахма смотрел на Хираньякашипу, а тот ликующе смеялся. Но Брахмаджи смеялся ещё больше. «Я же твой отец, — думал он про себя. — Я гораздо умнее, чем ты. Более того, я преданный Кришны».

«Я хочу, чтобы я не мог умереть ни ночью, ни днём», — сказал Хираньякашипу. «Прекрасно, — ответил Брахма. — Что-то ещё?».

Брахмаджи сделал так, чтобы он был ещё более жаден до благословений, а сам думал: «Сейчас я его обману».

«Я хочу, чтобы я не мог умереть ни в небе, ни на земле», — сказал Хираньякашипу. «Что-нибудь ещё?» — ответил Брахма. «Да, — продолжал тот. — Чтобы я не умер ни внутри комнаты, ни снаружи». — «Хорошо. Да будет так! Что еще пожелаешь?». — «Чтобы я не умер ни в какой из годов». И так, какое бы благословение Хираньякашипу ни просил, Брахмаджи все их давал ему. И тогда он вышел из своих аскез.

Вернувшись, он провозгласил: «Я стал бессмертным Хираньякашипу!» и повсюду распространил эту новость.

Узнав, что Хираньякашипу вернулся, Нарада сообщил об этом Каядху. И теперь, когда ребёнок родился, Нарада начал обучать его ещё большему.

Хираньякашипу провозгласил, что он должен убить Вишну и тем самым отомстить Ему. Но Вишну очень умён. Его не так просто убить. Иногда Он здесь, а иногда нет. Он присутствует везде, и в то же время Его нет. И тогда Хираньякашипу начал думать, как же ему убить Его.

Если вы не можете кого-то убить руками, тогда можно заморить его голодом. И тогда Хираньякашипу подумал: «Я должен остановить питание Вишну. Без еды Он умрёт. Как живёт Вишну? Благодаря жертвоприношениям, которые делают Его преданные. И поэтому мне нужно остановить все эти жертвоприношения».

Что нужно для жертвоприношений? Гхи (топлёное масло), сандаловые деревья, брахманы и ещё некоторые ингредиенты. И в первую очередь Хираньякашипу решил убить всех брахманов. Так он и поступил. А после он вырубил все сандаловые деревья.

В Сатья-югу совершали жертвоприношения с сандаловым деревом. Это было очень благоприятно для жертвоприношений. А в настоящее время такой возможности нет.

После он со своими последователями убил многих коров, чтобы невозможно было получить гхи, и создал большой хаос. Таким образом, они сожгли все деревни, сандаловые леса, убили брахманов и коров, и так не стало никаких ингредиентов для жертвоприношения.

В писаниях указано: того, кто убивает коров, брахманов и полубогов, самого вскоре ждет погибель.

А после этого Хираньякашипу позвал Прахладу из храма и послал его в гурукулу. Он был счастлив, что его сын что-то выучил в храме Нарады Риши и хотел, чтобы он выучил ещё больше.

Чему его обучали в гурукуле? Учителя обучали его материалистичным знаниям, но Прахлада Махарадж их не слушал. Он памятовал лишь то, что говорил ему Нарада Риши. Он находился в садху-санге.

А что произошло дальше, я расскажу завтра.

  1. «Шри Чайтанья-чаритамрита», 2.20.108
  2. «Шримад-Бхагаватам», 1.3.28.
  3. «Шримад Бхагаватам», 1.3.28
  4. «Шри Чайтанья-чаритамрита», 2.20.108
  5. «Шримад-Бхагаватам», 1.3.28.
  6. «Шримад Бхагаватам», 1.3.28

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.