Садху-санга

Шримад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих духовных дедушек, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа, а также всем спутникам Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, всей нашей рупануга-гуру-варге, и всем собравшимся преданным и гостям, вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.

Последние несколько дней мы обсуждали необходимость садху-санги, почему мы совершаем садху-сангу и какое благо она приносит. Мы обсуждали это в Сингапуре и других местах. Сегодня я продолжаю эту тему.

Мы приводили пример из Кали-юги, обсуждали Рамануджачарью. Вчера я говорил, что в Калиюгу существует 4 чистых сампрадаи, и Вьясадев описал их в «Падма-пуране»:

шри-брахма-рудра-санака
ваишнавах кшити-паванах
чатварас те калау бхавйа
хй уткале пурпшоттамат

Первая берет начало от Лакшми-деви – Шри-сампрадая. Их ачарья – Рамануджачарья.

Создатель второй сампрадаи – четырехголовый Брахмаджи. Их ачарья – Мадхавачарья, и потому она называется Мадхава-сампрадая.

Третья – это сампрадая, берущая начало от божества разрушения Шиваджи, Рудра-сампрадая. Их ачарья – Вишнусвами.

И четвертая – сампрадая четырех Кумаров, которые вышли из ума Брахмаджи: Санака, Санатана, Санандана и Санат Кумар. Она называется Санака-сампрадая, потому что Санака – самый старший их них. Их ачарья – это Шри Нимбадитья.

Если вы хотите знать детально об этих сампрадаях, читайте «Высшее сокровище. Шрила Гурудев», часть 1. Там все подробно объяснено.

Итак, мы говорили вчера о Рамануджачарье и о том, как, благодаря общению с ним, один очень похотливый человек стал преданным. Сейчас я приведу другой пример.

Как я говорил вчера, у очень многих людей есть идея, что у Шрилы Нараяны Махараджа очень большая привязанность к богатым ученикам, больше, чем к бедным. Это полностью неправильно. Только благодаря их служению и искренности, эти ученики достигли такого положения.

Подобный пример был и с Рамануджачарьей. Когда он проповедовал, к нему приходило очень много трудностей.

Существует одно место, Шрирангам, где на огромной территории располагается большой храм.

В соответствии с ведической традицией, все Божества находятся за шторами, и когда Их открывают необходимо повернуться к Ним лицом. А если же вы стоите к Ним спиной, то это большое оскорбление.

В то время жил один разбойник по имени Дханурдхара, который женился на проститутке.

Как во времена Шри Чайтаньи Махапрабху жили Джагай и Мадхай, при виде которых все тут же разбегались, так же и во времена проповеди Рамануджачари жил Дханурдхара, которого все старались обходить стороной.

Однажды его жена сказала: «Я хочу получить даршан Ранганатха в Шрирангаме». «Хорошо, – ответил Дханурдхара, – пойдем».

Вчера я рассказывал, что, когда Рамануджачарья покидал этот мир, его ученики в соответствии с ведическими правилами положили его в самадхи. Но через 3 дня он вышел из самадхи и сел сверху.

И по сегодняшний день он там так и сидит. Ему подстригают ногти дважды в год. Никто не делал его Божеством, он сам вышел из самадхи и сел. Дважды в год они массируют его тело с камфарой, шафраном и с сандаловой пастой – на день явления и день ухода. И два раза в год подстригают ногти. Как обычные люди могут понять все это?

Итак, Рамануджачарья был в Шрирангаме, а тот бандит со своей женой пришли получать даршан Ранганатхи. Его жена была очень красивая, как Мисс Вселенная. Она шла вперед лицом, а он шел спиной, потому что никак не мог оторвать от нее своих глаз. Он смотрел на лицо своей жены и ничего другого не видел. И никто не мог ничего ему сказать, потому что он был очень силен и могущественен.

Когда они пришли в храм Ранганатха, шторы алтаря были закрыты. Его жена ждала, когда они откроются, а Дханурдхара стоял спиной к Божествам и смотрел на лицо своей жены. Тысячи преданных пришли получить даршан Божеств, но, видя это, они подумали: «Что же нам делать? Если мы сейчас что-нибудь ему скажем, он нас убьет. Но пока он стоит спиной к Божествам, шторы не откроют». Все были очень напуганы. И тогда пуджари, ученик Рамануджачарьи, пришел к своему гуру и сказал: «Гурудев, там большая опасность». «Что за опасность?» – спросил его Рамануджачарья. «Сюда пришел бандит Дханурдхара, и мы не можем открыть шторы, потому что он стоит спиной к Божествам. А если кто-то ему что-то скажет – он немедленно убьет этого человека».

И тогда Рамануджачарья сам отправился в алтарную. Он необычная личность, он реинкарнация младшего брата Господа Рамы – Лакшмана. «Рамануджа» значит «тот, кто принял рождение после Господа Рамы». Это Лакшман, поэтому его имя Рамануджа.

Подойдя к Дханурдхаре, Рамануджачарья сказал ему:

– Джентльмен, сейчас время открывать шторы и получать даршан Божеств. Ты пришел получить даршан? Тогда поверни свое лицо к Божествам.

– Да что это за Божества? – ответил Дханурдхара. – Это всего лишь кусок камня! И ты хочешь, чтобы я повернул к Ним свое лицо? Вот если ты посмотришь на лицо моей жены, твоя жизнь будет успешной. Посмотри, насколько она красива!

– А если я покажу тебе, что Божества намного красивее твоей жены?

– Если это действительно так, то я буду твоим слугой всю оставшуюся жизнь, – сказал Дханурдхара. – А если же нет, тогда ты будешь моим слугой до конца жизни! Ты согласен?

— Да, согласен, – ответил ему Рамануджачарья. – А теперь поверни свое лицо к Божествам на одну минуту. Пуджари, открывай шторы.

Рамануджачарья стоял рядом с разбойником, положив руку ему на голову. Он милостиво показал ему прекрасную форму Божеств. И как только Дханурдхара их увидел, он тут же упал в обморок. А когда он пришел в себя, то припал к стопам Рамануджачарьи и сказал: «Пожалуйста, простите меня. Я больше не буду смотреть на лицо своей жены. О, Гурудев, в соответствии с тем, что я обещал, теперь я ваш вечный слуга всю свою оставшуюся жизнь». Услышав, что он остается с ними, все матхаваси задрожали: «Как же возможно, чтобы его природа изменилась? В любой момент он может вытворить все, что угодно». Но Рамануджачарья сказал Дханурдхаре и его жене: «Оставайтесь друг с другом и иногда приходите ко мне слушать хари-катху».

Бандит и проститутка своей деятельностью за всю жизнь заработали огромное богатство. У них было множество бриллиантов, золота и всего остального.

Когда кто-то приходит в этот мир, ему необходимо пройти через рождение, молодость и старость. Потому что все мы принимаем рождение в лоне матери. В настоящий момент мы делаем все, чтобы удовлетворить наше тело. Но преданные постепенно понимают, что они не тело.

Как произносится тело на английском? «Body».

«В» значит «birth» («рождение»). Мы рождаемся в лоне матери, и это случается абсолютно с каждым в этом мире.

«О» – «old age» («старость»). Мы взрослеем, и неминуемо к нам приближается старость.

«D» – «diseases» («болезни»). Огромное количество разных болезней атакуют наше тело.

«Y» – «Yamaraja» («Ямарадж»). В конце жизни олицетворенная смерть приходит и забирает нас.

Это ситуация для обычных людей, но не для вайшнавов. А что же для вайшнавов? Они не уходят с посланниками Ямараджа. Иногда вайшнавы находятся в коме, как в настоящее время Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж. Он лежит и не говорит вообще ничего. Почему? «Почему» не может быть применено к вайшнавам. Тот, кто задает такой вопрос, совершает большое оскорбление. Нитьянанда Прабху знает, Шри Чайтанья Махапрабху знает, и он это знает.

Бхакти Кумуд Санта Госвами Махарадж, ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, 7 лет находился в коме. По какой причине? Нельзя к вайшнавам применять такие вопросы. Каждый должен будет оставить тело в соответствии с человеческими играми в старости, если он не оставит тело до этого времени.

Рамануджачарья был стар, и он каждый день принимал омовение в реке Кавери. В Индии 7 рек: Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада, Синдху, Кавери. Эти семь рек очень благоприятны, и наивысшей из них является Ганга.

Рамануджачарья принимал омовение в реке Кавери, а вместе с ним и множество его учеников. Когда он шел, он держался за плечи своих учеников-брахманов. Как мы видим, Шрила Гурудев иногда держится за мое плечо, когда идет. Так же шел и Рамануджачарья.

По пути к реке было очень много ступенек. И на обратном пути он не принимал помощи от своих учеников – он принимал помощь только от Дханурдхары, потому что он был очень сильным. Увидев это, некоторые ученики стали обсуждать между собой: «Что это за решение? Что это за поведение Гурудева? Когда он идет принимать омовение, он принимает помощь от брахманов, а после того как становится чистым, на обратном пути принимает помощь от этого низкорожденного шудры? Это нехорошо».

В писаниях сказано, что, если кто-то смотрит на касту человека, тогда он отправится на адские планеты.

Кто-то может сказать Хануману: «Ты не из человеческой семьи, я не буду тебя уважать». В этом случае Хануман просто достанет свое оружие, скажет «Джай Шри Рама!» и покончит с этим человеком.

Ваманадев поставил три своих шага на землю Бали Махараджа и за короткое время покрыл всю вселенную. После этого во времена игр Господа Рамы, он стал его советником, министром, главнокомандующим против Раваны. После этого в Двапара-югу он выдал свою дочь замуж за Кришну и стал Его тестем. Он был в теле медведя. Но если кто-то упрекнет его, что он был в теле медведя, то он просто даст пощечину этому человеку и покончит с ним.

Прахлада Махарадж родился в демонической семье. Но если кто-то скажет: «Я не буду его уважать, потому что он родился в семье демонов», Нрисимхадев придет и разорвет ему грудь.

Мы не должны смотреть, из какой касты пришли вайшнавы и в человеческом они теле или нет. Агастья Риши вообще родился из кувшина. Что же ему можно сказать? Поэтому не следует судить о вайшнавах по их рождению. Это большое оскорбление.

Итак, постепенно эти обсуждения среди учеников-брахманов дошли до Рамануджачарьи. И тогда он позвал своего личного помощника. Обычно помощник готовил для него и не мог ходить принимать с ним омовение. И Рамануджачарья сказал своему помощнику: «Когда все уйдут принимать омовение, ты должен будешь взять и поменять местами их одежду». И, следуя велению гурудева, он так и сделал.

Когда мы принимаем омовение, мы делаем это, для того чтобы быть чистыми. Но высококвалифицированным преданным не нужно принимать омовение, чтобы быть чистыми. Наш возлюбленный Парам-Гурудев, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, не принимал омовение порой целыми днями. Он выливал на себя только один кувшин воды, говоря: «Больше у меня нет времени принимать омовение».

Так же и Рамануджачарья. Он ачарья, возвышенный вайшнав. Ему не нужно принимать омовение, чтобы быть чистым. Он хранит Кришну в своем сердце, поэтому он чист всегда.

Когда ученики вернулись и начали надевать одежду, то вдруг поняли, что это не их вещи. И тут же они начали ссориться друг с другом:

– Это ты сделал!

– Нет, это ты сделал!

– Ты тупица!

– Ты негодяй!

А в это время Рамануждачарья спросил своего личного помощника: «Скажи, что там с ними происходит?». «Между ними началась большая ссора», – ответил ему помощник. Рамануджачарья лишь улыбнулся. А после этого ученики пришли к нему жаловаться друг на друга:

– Гурудев, он взял мою одежду!

– Нет, это он взял мою одежду, Гурудев!

Они всё ссорились и ругались, а Рамануджачарья успокаивал их: «Не беспокойтесь, вы же все духовные братья. Не стоит ссориться. Примите лучше прасад».

Несколькими днями позже Рамануджачарья сказал своим ученикам:

– Послушайте, у Дханурдхары очень много богатств. Можете ли вы украсть что-нибудь из его дома?

– Как же мы можем что-то у него украсть? – спросили ученики.

– Когда я буду рассказывать хари-катху, я задержу его на некоторое время, и в это время вы войдете в его дом. А когда вы вернетесь, дайте мне сигнал, и тогда я отпущу его.

Дханурдхара и сам много раз пытался предложить Рамануджачарье свои богатства, но он все время отказывался.

Итак, Рамануджачарья в назначенный день долго давал катху, и жена Дханурдхары, ожидая его возвращения, уснула. В этот момент ученики вошли в их дом и начали постепенно приглядываться к золоту и бриллиантам. Однако женщина, услышав шорох, проснулась, но не подала никакого виду. А почувствовав, что брахманы начали стягивать с ее руки украшения, она решила повернуться, будто бы ворочаясь во сне. Она хотела, чтобы они забрали украшения и с другой ее руки, но, испугавшись, что она проснется, брахманы поскорее убежали.

Вернувшись к Рамануджачарье, они подали ему сигнал, и он сказал:

– О, Дханурдхара, я и не заметил, что уже совсем поздно. Тебе пора идти, твоя жена тебя ждет.

А затем Рамануджачарья сказал своим ученикам-брахманам:

– А теперь отправляйтесь за ним, но не привлекайте к себе внимания. Послушайте, о чем они с женой будут говорить, и передайте мне все, что услышите.

Они думали, что делают хорошую работу, но они вовсе и не догадывались, что действительно Рамануджачарья хотел знать об этом разговоре.

Когда Дханурдхара вернулся домой, жена его встретила и спросила:

– Ты пришел сегодня так поздно. Что случилось?

– Гурудев давал сегодня очень много катхи. Мы такие удачливые.

Всякий раз, когда Дханурдхара возвращался, он рассказывал своей жене ту хари-катху, которую услышал. И жена сказала:

– О, пожалуйста, расскажи мне ее!

– Нет, сегодня уже поздно, – сказал Дханурдхара, – Я расскажу тебе завтра.

– Нет-нет! Завтра ты можешь забыть. Да и тем более я не смогу уснуть, не послушав хари-катху. Ты должен мне рассказать! К тому же сегодня очень благоприятная ночь. Ты знаешь, что сегодня произошло?

– Нет, что случилось?

– Мы так много раз пытались пожертвовать наше богатство Гурудеву, а сегодня пришли наши духовные братья и все забрали. Теперь мы спокойно можем совершать бхаджан. А также они сняли украшения с одной моей руки, но когда я повернулась, чтобы вытянуть им другую руку, они испугались и убежали.

– Ты глупая девчонка, зачем ты так сделала? Если бы ты спокойно лежала, тогда они бы забрали все. Завтра же мы пойдем и отдадим оставшиеся украшения, чтобы наши духовные братья могли передать их Гуруджи.

Вернувшись в ашрам, ученики рассказали Рамануджачарье весь разговор, который они услышали, между Дханурдхарой и его женой. А на следующий день Рамануджачарья сказал своим ученикам: «Послушайте, я хочу рассказать вам кое о чем очень важном. Вы живете здесь, в матхе. Я забочусь о вас, даю вам кров, еду и одежду. Вам ничего особо делать-то и не нужно – вы просто совершаете какое-то небольшое служение, получаете прасад и все остальное. А Дханурдхара? Он сам должен содержать себя. Он себя кормит, одевает, да еще и ходит слушать хари-катху.

Посмотрите на себя: вы из-за какого-то куска тряпки ругались друг с другом, обзывая бранными словами, хотя эта одежда даже не ваша – ее дал вам я. Я специально устроил все это, велев поменять вашу одежду местами своему слуге. Что вы за брахманы? А теперь посмотрите, как поступил Дханурдхара. Вы пришли в его дом, забрали все его украшения, да еще и, несмотря на то, что вы матхаваси и должны быть отрешенными, касались женщины, снимая с нее украшения, чего я вам не велел делать.

Но что же в итоге сказали Дханурдхара с его женой? Они лишь сетовали, что украшения с другой ее руки не пошли на служение гуру и вайшнавам. Вы сами слышали это своими ушами. Так кто же выше: вы или Дханурдхара?

Вы думаете, что я на вашем уровне? Если я принимаю омовение в чистой реке Кавери, то я себя очищаю? Я всегда чист. Вы думаете, что я могу стать нечистым? Глупцы. Вы ищите во мне недостатки: «Почему Гурудев принимает помощь этого низкорожденного? Мы же брахманы». Я принимаю помощь Дханурдхары, потому что он один может меня вытащить. Он предался мне и все мне отдал. Так кто же брахман, он или вы?»

Джанмана джайате шудрах
самскарад дхи бхавед двиджах
2

Перевод: С рождения каждый является шудрой, но посредством исполнения ритуалов он становится брахманом.

Существуют 4 варны и 4 ашрама. 4 варны – это шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. А 4 ашрама – это брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяси.

В какой бы варне человек ни принял рождение, в Кали-югу он рождается шудрой. Процесс произведения детей для всех одинаков.

Существует определенный возраст для брахманов и определенный возраст для кшатриев и вайшьев, когда они проходят церемонию получения священного шнура и повторяют гаятри-мантры. Когда эта церемония закончена, этого человека можно назвать двиджа – дважды рожденный. Сначала мы получаем первое рождение из лона нашей биологической матери, а после инициации мы получаем второе рождение. Гуру – это наш отец, а мантра – наша мать.

Тот, кто принимает рождение дважды, называется двиджа. И птицы также называются двиджа, потому что сначала на свет появляется яйцо, а затем происходит само рождение. Также и зубы тоже дважды рожденные, потому что сначала появляются молочные, а затем они сменяются коренными. Тот, кто приходит церемонию получения священного шнура является двиджа, а кто не прошел эту церемонию, тот шудра. И не важно, в какой варне он родился.

Того, кто становится квалифицированным, чтобы изучать Веды, зовут випра. Только лишь пройдя церемонию получения священного шнура, невозможно стать квалифицированным изучать Веды, это не так просто. Обычный санскрит и ведический санскрит – абсолютно разные вещи. Грамматика ведического санскрита очень сложная, и произношение другое. Когда человек становится квалифицированным изучать Веды, его называют випра.

Когда я осознаю Господа и самого себя, когда понимаю, какие взаимоотношения между мной и Господом, какое служение я должен совершать и совершаю, тогда меня можно назвать брахманом.

Итак, Рамануджачарья спрашивает своих учеников: «Так кто же на самом деле брахман: вы или он?» И ученики виновато опустили свои глаза.

Дханурдхара искренне служил Рамануджачарье. Верность и искренность – ключ к успеху. Чем более мы будем верными и искренними перед гуру и вайшнавами, тем лучше мы будем прогрессировать в сознании Кришны. Даже Дханурдхара, будучи самым страшным разбойником в то время, стал очень близок и дорог Шри Рамануджачарье, благодаря общению с ним, благодаря садхусанге.

  1. «Махабхарата», 12.188
  2. «Махабхарата», 12.188

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.