Садху-санга в Кали-югу

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же смиренные и почтительные поклоны я предлагаю лотосным стопам моих духовных дедушек, Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я приношу свои поклоны всей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, и всем преданным, которые собрались здесь и вдохновляют меня рассказывать хари-катху.

Несколько дней мы обсуждаем важное значение садху-санги, зачем нужно быть в хорошем общении. Кто получает выгоду от хорошего общения? Был дан пример из Сатья-юги: общение Нарды Риши и Вьясадева. Один пример из Трета-юги: Вибхишаны и Ханумана, как они достигли цели своей жизни посредством правильного общения. Я приводил примеры из Сатья-, Трета- и Двапара-юги. А сегодня я приведу пример из Кали-юги.

Мы слышали киртан Мирабаи «Али мохе лаге вриндавана нико». У Мирабаи было общение со Шрилой Дживой Госвамипадом, одним из Шести Госвами.

Мирабаи родом из Раджастана. Она получила милость общения Шрилы Дживы Госвамипада. Она всегда соблюдала все правила: киртан, абхишека и другие. Она не простая девушка – она королева. В Раджастане много царей. И в одной области она была царицей.

Однажды, когда она разговаривала с Кришной, ее приближенные услышали ее голос за дверью и начали подозревать: «С кем это она? Возможно, с другим мужчиной». Порядочная женщина никогда не должна была находиться с другим мужчиной, не то, что разговаривать. В то время это было запрещено. Все было очень строго: никаких бойфрендов. Только родители выбирают жениха или невесту и организуют свадебную церемонию.

Итак, они думали: «С кем это она там разговаривает?» И ее родственники были вынуждены все рассказать ее супругу.

Узнав об этом, муж решил убить свою жену. Однажды он принес очень сильный яд и смешал его с чаранамритой. Чаранамрита – это то, что остается после абхишеки Божеств. Она состоит из молока, сахара, гхи, йогурта, меда и листочков туласи. И в эту чаринамриту был подмешан такой сильный яд, что каждый, кто выпил бы ее, тут же умер бы. Принеся эту чаринамриту Мирабаи, муж сказал: «О, Мира, посмотри, я принес такую замечательную чаринамриту из храма!» Что случилось дальше? Мирабаи выпила ее, но никакого эффекта от этого яда не последовало. Муж был очень удивлен.

Подобная история произошла с Прахладом Махараджем в Сатья-югу. Его отец, Хираньякашипу, был очень могущественным. Он имел физическую силу, царскую силу, мистическую, демоническую, колдовскую и гигантскую силы. И даже использовав их все вместе, никакого вреда причинить своему сыну он не смог. И тогда он решил дать ему яд. Он нашел очень сильный яд и сказал: «Прахлад, смотри: прасад». Прахлад вкусил этот прасад – и снова никакого результата.

Но если бы мы попробовали, мы бы умерли, потому что мы не предались. Если бы мы предались, как Прахлад Махарадж или Мирабаи в Кали-югу, нам не страшен был бы никакой яд.

В другой раз муж Мирабаи принес очень ядовитую черную кобру. Он положил ее в корзину, накрыл крышкой и сказал: «О, Мира, я принес очень красивый шалаграм для тебя». «О, как я удачлива», – сказала она, прижимая эту корзину к себе.

Шалаграм неотличен от Кришны. Вы можете меня спросить: «Где доказательства? Он круглый. Где его лицо, рот, глаза, руки, ноги? Мадхава Махарадж, должно быть, вы сошли с ума». Есть доказательства.

Однажды во Вриндаване очень богатый человек жертвовал красивую одежду для Божеств. А у Гопала Бхатты было только 12 шалаграма-шил. Но он также взял несколько одежд. Прошло несколько месяцев, и уже близилась Джхулана-ятра (катание Кришны и Радхи на качелях). И он думал: «О, мои Божества не имеют ни рук, ни ног, ни глаз. Как я могу качать их на качелях? Что же мне делать?»

Гопал Бхатта Госвами – необычная личность. Он получил сокровенное служение в лилах Шри Чайтаньи Махапрабху как Гопал Бхатта Госвами, а также в лилах Божественной Четы как Гуна Манджари.

Он переживал всю ночь, а на следующее утро услышал голос: «Гопал Бхатта, ты так переживал, когда не видел Моих рук и Моего лица. Просыпайся!» И когда он проснулся на мангала-арати, то увидел, что из одного шалаграма возникло Божество. Это Божество зовется Радха-Раман. Он находится во Вриндаване. У Него на спине можно увидеть часть шалаграма-шилы.

Итак, Мирабаи сказала: «О, как я удачлива: ко мне пришел шалаграм!» Она открыла корзину, но никакой кобры там не было – там действительно был шалаграм. Это все произошло, благодаря садху-санге.

Однажды она как всегда разговаривала в своей комнате, но никто не мог поймать ее с поличным. Никто не может вломиться к ней и спросить: «С кем это ты разговариваешь?» Только муж или свекор могут это сделать.

Итак, однажды она разговаривала с Кришной. И ее родственники побежали информировать царя, чтобы тот поскорее пришел и застал ее с поличным. «Мы застали ее! – сказали они. – Ее любовник с ней!» И тогда царь тут же отправился с ними к ее покоям. И, услышав, что она действительно с кем-то разговаривает, начал стучать в дверь. Но она не открывала, так как была в состоянии голубого погружения.

Высококвалифицированные вайшнавы имеют 3 стадии служения. Первая – антар-даша, глубокое погружение. Второе – частичное погружение, ардха-бахья-даша. И третья – внешнее служение, бахья-даша.

Глубокое погружение – это получение даршана Радхи-Кришны. Частичное погружение проявляется в том, что человек ведет себя, как сумасшедший. А когда, например, происходят танцы перед Джаганнатха-девом – это внешнее проявление. Таким же образом наши гуру на уровне глубокого погружения служат Радхе и Кришне. В промежуточном, частичном погружении они бессвязно говорят. А во внешнее служение они спускаются со своих высот для нашего духовного продвижения. Они рассказывают хари-катху, дают харинаму и дикшу. И они делают это не для себя, а для нашего прогресса.

Я приведу пример со Шрилой Гурудевом. Когда Шрила Гурудев являл лилы болезни, мы были в Дели. Однажды утром он начал повторять «убар-масала, убар-масала». Я спросил его: «Гурудев, что вы говорите?» Но он лишь повторял «убар-масала, убар-масала». «Масала» значит «смесь специй». Но мы никогда не слышали такое название, как убар-масала. Он был похож на сумасшедшего, произнося неизвестные названия специй. О чем это говорит?

Каждое утро мама Яшода посылает Кундалату: «О, Кундалата, пойди позови Радхику готовить». Почему она зовет Ее готовить? У Радхики есть благословение от Дурвасы Риши: все, что Она ни приготовит, будет вкуснее нектара. И каждый, кто когда-либо попробует приготовленное Ею, будет неуязвим. Никто не причинит ему вреда ни на поле боя, ни где-либо еще. У этого человека будет долгая активная жизнь, он никогда не заболеет и не будет терять энергию.

Родители Кришны и родители Радхики – большие друзья. И время от времени они ходят друг к другу в гости. Однажды Нанда Баба и Яшода-майя с Кришной пришли в гости к родителям Радхики, почтили прасад и вернулись домой. Мама Яшода эксперт в кулинарии. Она готовит каждый день. Но когда они вернулись и пришло время снова принимать прасад, Кришна сказал: «Я не хочу это кушать. Я хочу тот прасад, который мы ели у Вришабхану Махараджа». Мама Яшода удивилась: «Мы столько раз были там, и Кришна никогда не жаловался, что хочет тот прасад. Почему же сейчас Он просит только его?» Тогда мама Яшода отправила гонца узнать, кто готовил в этот день. И так она узнала, что все это готовила Радхика и что у Нее есть особое благословение от Дурвасы Риши. Поэтому мама Яшода сделала так, чтобы Радхика приходила готовить для Кришны каждый день.

Радхика готовит вместе со своими подружками манджари. И однажды в процессе готовки она сказала: «Эй, Рамана Манджари, принеси мне убар-масалу». Шрила Гурудев – это Рамана Манджари. И он помогает Радхике в приготовлении.

В тот день Шрила Гурудев был в частичном погружении. Как мы можем это понять? Кто удачлив, тот поймет это только благодаря беспричинной милости Гурудева.

Я приведу еще один пример. Когда Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур проповедовал, он рассказывал о любовных играх Радхи и Кришны. Когда он об этом рассказывал, некоторые бабаджи очень разозлились. Шрила Джива Госвамипад рассказывал о настроениях, присутствующих в отношениях между мужем и женой, а он рассказывал о любовных играх. И тогда они решили: «Мы должны убить его».

Шрила Санатана Госвами ежедневно обходил Говардхана-парикраму, а Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур совершал Вриндавана-парикраму. Сегодня там везде есть дороги, рощи и кунджи. Но тогда всего этого не было.

В начале 90-х, когда мы совершали парикраму со Шрилой Гурудевом, мы пришли к одной территории размером в 500 футов, полностью покрытой деревьями и кустарниками так, что солнечные лучи не проникали внутрь. Гурудев говорил, что это место, где неквалифицированные бабаджи хотели убить Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура.

Итак, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур совершал Вриндавана-парикраму. А в это время бабаджи ждали его с мечами и палками, чтобы убить и бросить в Ямуну, скрыв от всех глаз. Итак, они устроили засаду. И, увидев его, дали остальным сигнал, что он приближается. Но вдруг они обнаружили, что Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур исчез. А вместо него они увидели очень красивую девушку, собирающую цветы. Они спросили ее: «Кто ты?» И она сказала: «Я пришла из королевского дворца Радхи Тхакурани. Моя Госпожа прислала меня собрать цветы. Она хочет сделать гирлянду для Шьямасундары. Поэтому я пришла сюда». Сказав это, девушка улыбнулась и пошла дальше. Как только она покинула это место, на открытом пространстве снова возник Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. И, увидев это, бабаджи скорее побежали к нему и упали ему в ноги. «Прости нас, пожалуйста, – умоляли они. – Мы не знали, кто ты такой. Мы так тебя оскорбили!» Они попросили у него прошение и приняли инициацию.

В это время он был во внутреннем состоянии сознания, и, таким образом, эти бабаджи увидели его форму манджари. Как удачливы эти бабаджи! Они пытались убить его, а получили даршан манджари.

Имя манджари, которой является Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур – Кандарпа Манджари.

Итак, когда Мира разговаривала с Кришной, а ее муж стучался в дверь, она была во внутреннем состоянии сознания. Тогда ее муж принес специальный инструмент и выдолбил дверь. «Эй, где твой любовник? – кричал он. – Где он прячется? Ты только что с ним разговаривала». Он несколько раз тряхнул ее, и она пришла в сознание. «Где твой любовник?» – повторил муж. «Вон, смотри, он там стоит», – ответила Мирабаи. «Где? Почему я его не вижу, – сказал муж. – Где ты спрятала своего любовника?». «Да вон же, смотри». – показывала ему она, но он все равно ничего не видел. Тогда Мира милостиво положила руки на голову мужа, и как только она это сделала, он тут же все увидел и бросился к ее ногам. Но Мирабаи сказала: «Хватит» – и вышла из комнаты. Все ее начали спрашивать: «Куда ты идешь?» И она ответила: «Я иду во Вриндаван». Она больше не хотела здесь оставаться.

Когда Мирабаи ушла, на несколько лет все семена этой территории стали бесплодными. Потому что был оскорблен очень возвышенный преданный.

«Почему ты идешь во Вриндаван?» – спрашивали ее окружающие. «Вриндаван очень красив», – отвечала Мирабаи. «Что же там такого?» – не понимали они. «Там в каждом доме живет туласи, служат Божествам и можно получить даршан Говиндадева», – говорила она.

Где находится Говиндадев? На Кеши-гхате.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал киртан, вдохновленный одной шлокой Шрилы Рупы Госвамипада. В нем говорится: «Если у вас есть отношения с родственниками и друзьями, я вас предупреждаю: не ходите в Матхуру и Вриндаван».

Почему нет? Кто там? Там Хари, что значит Бог. Бог – это тот, кто создает, управляет и разрушает этот мир. Также Хари – это тот, кто крадет все грехи, и тот, кто крадет ум: ум Радхики и всех гопи. И в какой форме находится там этот Хари? В форме Говиндадева. «Его взгляд, брошенный из уголков глаз, очаровывает каждого. На Его устах играет пленительная улыбка. Если увидишь Его однажды, то забудешь обо всем. Поэтому не ходи туда».

«Что ты там будешь делать? Кто тебя будет кормить?» – спрашивали Мирабаи родственники. «Там нет проблем с едой. Там достаточно молока и йогурта», – отвечала она. «Не ходи туда», – настаивали все вокруг. «Нет, я не могу здесь оставаться», – говорила она.

Почему это произошло? Это случилось, благодаря общению со Шрилой Дживой Госвами и множеством преданных. Это пример эффекта правильного общения в Кали-югу.

Я привел по одному примеру садху-санги в Кали-югу, Сатья-югу и другие юги.

В Кали-югу Шриман Махапрабху пришел как Сам Кришна в форме Шри Чайтаньи Махапрабху. Кто самый красивый и привлекательный из всех воплощений во всей вселенной? Сам Кришна. Все любят эту прекрасную форму. Все стремятся к ней. А кто прекраснее Кришны? К кому стремится Сам Кришна? К Шримати Радхике. Она настолько прекрасна, что, когда Кришна смотрит на Нее, Он даже не моргает.

Шри Чайтанья Махапрабху – это комбинация красоты Радхи и Кришны. Поэтому никто не может быть прекраснее Шри Чайтаньи Махапрабху: ни Кришна, ни Радхика.

После принятия санньясы Махапрабху путешествовал по Южной Индии и говорил местным жителям: «Каждому, кого вы видите, рассказывайте о Кришне и просите совершать Ему бхаджан. Становитесь гуру и будьте квалифицированными».

Какое определение у слова «гуру»?

тасмад гурум прападйета джигйасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам брахманй упашамашрайам2

У гуру 2 признака. Один первичный, другой вторичный. Какой первичный? Внутренний. Он должен быть реализованной личностью. Очень сложно понять, кто реализован, а кто нет. Его милость даст нам понять. В противном случае это невозможно. Он в миллионы раз выше нас.

И второй признак – внешний. Он должен быть экспертом в ведических писаниях. Если у ученика или преданного возникнут сомнения, цитата из писаний должна их развеять. А если, допустим, когда у ученика или преданного возникает вопрос, а гуру отвечает: «Я вам отвечу письмом через несколько дней» – то у него нет веры в своего Гурудева. Он возвращается в свою комнату, обращается к Гуглдеву, падает в дандавате перед ним и пишет вопрос. А потом отправляет ученику этот ответ. Когда им задают сложные вопросы, они часто так себя ведут. Они должны хранить веру в Гурудева, а не в Гугл-дева. Любые сомнения преданного или ученика рассеивает цитата из писаний.

Гуру должен быть отстранен от материального мира. Что люди делают во всем мире? Пьют и женятся. Почти невозможно найти преданному хорошего спутника жизни. Некоторые говорят: «О, Гурудев, я хочу выдать замуж свою дочь, но вокруг только алкоголики и курильщики. Мы хотим вайшнава».

Какая философия у алкоголиков? Вы знаете? Это философия Джагая и Мадхая: пей больше – и ты будешь полностью удовлетворен. Если алкоголя нет, то его нужно принести. Это философия пьяниц. Поэтому они и не могут найти подходящего жениха для своих дочерей.

Итак, гуру должен быть не привязан к материальному миру.

Гуру может быть мужчиной или женщиной – нет проблем. В Кали-югу Джахнава-деви, супруга Нитьянанды Прабху, была гуру. А также Гангамата Тхакурани и множество других.

В этом мире многие жаждут общения с противоположным полом. Но тот мужчина, который хочет стать гуру, должен избегать трех «W». Первое – это women (женщины). А чтобы удовлетворить желания женщины, нужно wealth (богатство) – это второе. И третье – wine (вино, интоксикации).

Женщины, вино и богатство – всего этого он должен избегать.

А женщины стремятся к трем «M»: к общению с мужчинами (men), к деньгам (money) и к марихуане, одурманивающим веществам, чтобы отвлечься от всего.

Гуру должен быть отречен от всего этого. Гуру не должен быть таким.

Я привел внутренние и внешние признаки. Внутренние признаки очень сложно понять.

Будучи в этом мире, Шри Чайтанья Махапрабху создал одного ачарью и одного гуру. Кто ачарья? Это Нама-Ачарья Шрила Харидас Тхакур. Он сделал Харидаса Тхакура ачарьей, учителем святого имени.

А гуру – это Гопал Гуру. Когда Шриман Махапрабху был в Гамбире, Он являл Свою лилу в человеческом теле и был вынужден справлять естественные нужды. Однажды, когда Он шел в уборную, он крепко сжал зубами Свой язык. А рядом с Ним был мальчик по имени Гопал – он всегда был подле Него и служил Ему. И тогда он спросил: «О, Господин, почему Ты держишь Свой язык?». «О, Гопал, – ответил Шри Чайтанья Махапрабху, – как Я могу тебе сказать? Ты же маленький мальчик». «Но если Ты мне не скажешь, то кто?» – ответил он. И тогда Шри Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Я хочу наказать Мой язык». – «Почему?». – «Я собираюсь в уборную, в нечистое место, а он постоянно повторяет святые имена. Поэтому Я должен наказать его!». «Прабху, – ответил ему Гопал, – но если кто-то смертельно болен и ходит под себя и в таком случае не повторяет святые имена, то куда он отправится после смерти? Он прямиком отправится в ад». Шри Чайтанья Махапрабху тут же отпустил Свой язык и обнял его, сказав: «О, Гопал, ты говоришь очень хорошую сиддханту. С сегодняшнего дня ты не просто Гопал – ты Гопал Гуру».

В «Шри Шикшаштаке» Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Господь возник в этом мире в форме имени, и Он вложил в эти имена все энергии, присущие всем проявлениям Бхагавана. Нет никаких строгих правил и предписаний для воспевания святого имени. Мы можем повторять его днем и ночью, в любое время дня и года». Поэтому никаких строгих правил повторения святого имени нет.

Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Для воспевания святых имен нет необходимости быть в определенном месте и в определенное время. Не нужна квалификация и особые знания. Поэтому с сегодняшнего дня ты Гопал Гуру».

Эта новость, как лесной пожар, распространилась повсюду в Джаганнатха Пури.

У Махапрабху также был один спутник. Его звали Абхирам. И все, чему он кланялся, что не являлось Вишну-таттвой Бога, что не являлось Богом, тут же рассыпалось в прах. И таким образом от его поклонов погибали простые смертные и даже божества Богов. Стоило ему только поклониться, божество взрывалось и исчезало. У Шримана Нитьянанды Прабху рождалось много детей, но каждый раз, когда Абхирам кланялся им, все умирали.

Итак, Абхирам Тхакур был в это время в Джаганнатха Пури, и, услышав о Гопале Гуру, он подумал: «Хорошо. Я его проверю». И, узнав, что Абхирам Тхакур собирается прийти к Гопалу Гуру и принести ему поклоны, все горожане испугались.

Гопал с ранних лет был рядом со Шри Чайтаньей Махапрабху. И Шриман Махапрабху его очень любил. И когда горожане рассказали обо всем Ему, Он ответил: «Не переживайте. Я положу Свои стопы на Моего Гопала». И когда пришел Гопал, Шриман Махапрабху положил ему на голову Свои лотосные стопы. Даже Брахма, Шива и большие йоги не могут в процессе своей медитации получить лотосные стопы Господа. Но в результате беспричинной милости эти стопы оказались на голове маленького Гопала.

И таким образом, когда Абхирам Тхакур пришел и предложил свои поклоны Гопалу, ничего не произошло. И в результате этой истории, популярность Гопала Гуру очень сильно возросла.

Итак, это один гуру. А кто второй гуру, ачарья? Тот, кто спас мир как гуру по указанию Шри Чайтаньи Махапрабху – Харидас Тхакур, учитель святого имени. О том, как он получил общение с вайшнавами и спас мир, я расскажу завтра.

  1. «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21.
  2. «Шримад-Бхагаватам», 11.3.21.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.