О Вьясадеве

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же смиренные и почтительные поклоны я предлагаю лотосным стопам моих духовных дедушек, Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я приношу свои поклоны всей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, и всем преданным, которые собрались здесь и вдохновляют меня рассказывать хари-катху.

На протяжении нескольких дней мы обсуждали величие садху-санги, хорошего общения. Мы обсуждали пример из Трета-юги, как благодаря хорошему общению с Хануманом брат Раваны, Вибхишана, стал очень дорог и близок Господу Раме. Сейчас я дам пример из Сатья-юги.

Как много юг в этом мире? Четыре: Сатья, Трета, Двапара и Кали. Сейчас я дам пример из Сатья-юги.

В Сатья-югу был один гуру по имени Нарада Риши. У Нарады Риши было очень много учеников, и одним из них был Вьясадев, который написал «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту», «Веданта-сутру», все Пураны, Веды, Упанишады. Все благосостояние всего мира, которое вы можете видеть, все материальное благосостояние – все это было взято из ведической литературы, составленной Вьясадевом. Сами Веды вышли из дыхания Господа, но записал их Вьясадев. «Шримад-Бхагаватам», Пураны, «Махабхарата» – все эти писания от Вьясадева.

Итак, однажды Вьясадев был в своем ашраме в Гималаях. И однажды Нарада Риши пришел в храм Вьясадева.

Лицо – это отражение нашего ума. Счастливы вы или нет – все это можно понять по вашему лицу.

Вьясадев принял Нараду Риши со всеми почестями по всем ведическим традициям, но лицо его говорило, что он несчастлив. Нарада спросил: «Мой дорогой сын, что случилось? Ты составил Пураны, Упа-пураны, Сакха-пураны, «Веданта-сутру», «Бхагавад-гиту», «Махабхарату», Веды – все это составил ты. Почему же ты так печален?». «О, Гурудев, – отвечал Вьясадев, – я не знаю, почему я так несчастлив».

В Древней Индии доктора были очень квалифицированы, не так, как сейчас. Сегодня, если вы пойдете к докторам, они вам скажут сдавать тесты, чтобы сделать на этом деньги. И все врачи имеют взаимосвязь друг с другом, чтобы занять ваше время без какой-либо на то причины. Но в Древней Индии доктору достаточно было просто пощупать пульс – и он уже знал, чем вы больны.

Я приведу пример.

Один из шести Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами, имел хорошее общение со Шри Чайтаньей Махапрабху. Пока Шриман Махапрабху был в Джаганнатха Пури в Гамбире, с Ним всегда пребывал Сварупа Дамодара прабху. И благодаря беспричинной милости Сварупы Дамодары прабху Рагхунатха дас Госвами также мог находиться рядом с Ним. Когда пришло время и Шриман Махапрабху оставил этот мир, Гададхар Пандит и Сварупа Дамодара вслед за Ним оставили этот мир один за другим. Не в силах это стерпеть, Рагхунатха дас Госвами пришел во Вриндаван, во Враджа-мандалу, чтобы совершить самоубийство: спрыгнуть с Говардхана или утонуть в Ямуне. Но Санатана Госвами и Рупа Госвами не разрешили ему это сделать. Санатана Госвами сказал: «Если бы кто-то мог получить кришна-прему, просто умерев, я бы умирал по тысяче раз на дню. Однажды у меня возникло желание совершить самоубийство, бросившись под колесницу Джаганнатхадева, но Махапрабху сказал: «Не стоит делать этого. Это тело для того, чтобы совершать бхаджан«».

Рагхунатха дас Госвами, будучи на Радха-кунде, каждый день принимал только 1 чашку пахты. И однажды он вдруг заболел. На Радха-кунде нет врачей, поэтому враджаваси пригласили аюрведического доктора из Матхуры. И, пощупав пульс Рагхунатхи даса Госвами, доктор сказал: «Баба, ты съел слишком много риса». Услышав его слова, враджаваси очень разгневались: «Ты ничего не знаешь. Что ты за врач такой? Как ты можешь такое говорить? За 24 часа он принял только чашку пахты и ничего больше. А ты говоришь, что он переел риса и не может его переварить!» Но доктор сказал: «Не верите мне – спросите у своего бабы». «О, баба, о чем он говорит? – спросили они Рагхунатху даса Госвами. – Он что, сумасшедший?

Ты столько лет не принимал ни рис, ни чапати, только чашку пахты в день!» И тогда Рагхунатха дас Госвами ответил: «Да, доктор говорит правду». «Но как это возможно? – удивились враджаваси. – Кто дал тебе рис? Мы никогда не приносили тебе ни рис, ни чапати – только пахту». И тогда Рагхунатха дас Госвами объяснил им: «Вчера в уме я приготовил сладкий рис, а затем предложил его Радхе и Кришне. Я положил очень много разных добавок: изюм, орехи и много чего еще – и рис получился очень вкусным. Сначала его принял Кришна, а затем Радхарани. Они были очень довольны, и Кришна сказал мне: «Прими и ты этот прасад«. «Да, – поддержала Его Радхика, – ты Мой слуга, ты должен принять!»». И так они заставляли его принимать этот рис снова и снова и накормили его до того, что он не в силах был все это переварить.

Посмотрите, насколько он возвышенный преданный: то, что он делал в уме, отразилось на его теле. И насколько квалифицирован доктор: лишь пощупав пульс, он определил, что Рагхунатха дас Госвами переел риса.

Вьясадев сказал Нараде Риши: «О, Гурудев! Ты мой доктор, ты знаешь, почему я несчастлив, а я нет. Пожалуйста, скажи мне». И тогда Нарада Риши сказал: «О, Вьяса. Ты составил так много Пуран! В «Шива-пуране» ты говоришь, что Шива источник всего, в «Брахма-пуране» – что Брахма, а в «Калика-пуране» – что источник всего Кали. И в разных Пуранах ты приводишь разные идеи. А описал ли ты, что Кришна – Сваям-бхагаван, что Он изначальная Верховная Личность Господа?» – «Нет, Гурудев». – «Написал ли ты, что Кришна, будучи Верховной Личностью Господа, контролируется любовью враджаваси?» – «Нет, Гурудев, я не знаю этого». – «Написал ли ты, что Кришна, будучи Верховной Личностью Господа, ворует масло повсюду?» – «Нет, Гурудев». – «Написал ли ты, что Кришна, будучи Верховной Личностью Господа, был связан материнской любовью?» – «Нет, Гурудев». – «А что же ты тогда написал?» – «Ничего». И, объяснив, таким образом, причину его несчастья, Нарада Риши сказал Вьясадеву: «До тех пор, пока ты не напишешь, что Кришна – Верховная Личность Господа, и не опишешь все Его игры, ты не обретешь счастья». «Как же я могу это написать?» – спросил Вьясадев.

бхакти-йогена манаси самйак пранихите ‘мале
апашйат пурушам пурнам майам ча
тад-апашрайам2

Итак, по велению своего Гурудева, он погрузился в медитацию, заняв свой ум процессом преданного служения [бхакти-йогой] и увидел пурна-пурушу Кришну со всеми Его спутниками и иллюзорную энергию майю, стоящую позади Него.

Почему позади? Потому что она думает, что причиняет очень много беспокойств очень близким преданным Кришны.

Нарада Риши спрашивал его: «Написал ли ты, как Кришна контролируется любовью Своих друзей? Что Он ходит воровать масло и никто не может поймать Его? И о том, как много жалоб приходит к маме Яшоде, но она никогда этому не верит?»

Почему она не верит? Потому что для нее Кришна невинный. И ей кажется, что если дать Ему банан, Он даже не поймет, как его открыть. Как мать может поверить этим словам? Она никогда не поверит в это. Он такой невинный, как же Он может такое сделать? Но все враджаваси все равно продолжают на Него жаловаться.

Однажды Кришна пошел воровать масло. Но не один – Он пошел с целой командой. Эта идея команды пришла из Двапара-юги от Кришны. Также она пришла от Господа Рамы из Трета-юги, когда Он построил мост через океан. Он легко мог сотворить его и в одиночку, но Он Бхагаван, и Он хотел показать, насколько могущественна командная работа.

Итак, подойдя к дому одного из Своих друзей, Кришна велел ему отвязать всех телят, а затем сказал: «Пойди и скажи матери и отцу, что телята пьют молоко у других коров». Когда друг Кришны отвязал телят, они тут же побежали к коровам пить молоко, и тогда он скорее стал звать родителей: «Мама, папа, смотрите: телята пьют молоко у коров!» И когда родители пошли снова привязать телят, было уже гораздо легче украсть йогурт. Кришна со своими друзьями вдоволь наелись масла. А когда родители вернулись – их уже и след простыл.

«Описал ли ты это?» – спросил Нарада Муни. «Нет, Гурудев», – отвечал Вьясадев.

В группе Кришны также была одна обезьянка по имени Дадхи-лобха. «Дадхи» означает «йогурт», а «лобха» значит «жадность» – «тот, кто очень жаден до йогурта». И однажды Кришна, отправившись воровать масло к дому гопи, послал эту обезьянку на разведку. Если бы пошел кто-то из друзей, то все могли бы подумать, что это воры. Но, глядя на обезьянку, ни у кого не возникнет никаких сомнений. Обезьянка запрыгнула на окно и учуяла из дома запах йогурта (по запаху всегда можно понять, какого качества масло внутри).

Прибежав к Кришне, обезьянка сказала: «Масло первоклассного качества! Но там, на постели, лежит один мужчина и притворяется, будто он спит».

Почему он был один? Несколькими минутами ранее жена сказала ему: «О, мой дорогой муж, этот воришка масла пока еще не пришел. Мама Яшода никогда не верит, что Кришна ворует масло. Поэтому я хочу поймать Его за руку и привести к ней. Но сейчас все мои подружки отправляются за водой на колодец, и я должна пойти с ними, иначе мне придется идти одной. Поэтому ты должен помочь мне. Притворись спящим, и когда воришка масла придет, ты должен бесшумно прокрасться, как кот, и закрыть дверь снаружи».

Услышав слова обезьянки, Кришна со своими друзьями взяли веревку, вошли в дом и связали этого человека по рукам и ногам, привязав к кровати так, чтобы он не мог и шелохнуться. И так они вошли внутрь, своровали масло и вдоволь набили свои желудки. А по пути обратно решили не развязывать мужчину и сказали ему: «Ты наш друг, ты очень помог нам! Если бы ты не притворялся спящим, мы бы не смогли своровать масло – ты бы нас поймал. И за это мы припасли для тебя подарок!» И тогда они размазали масло по разным частям его тела и тут же убежали.

Через какое-то время вернулась жена и удивилась: «Боже мой, что тут произошло?». «Это случилось из-за тебя! – сказал ей муж. – Ты велела мне притвориться спящим, и они меня связали. Развяжи меня! Я им помог, и они оставили для меня масло. Я должен его съесть, не трогай мое масло!». «Что? Твое масло? – сказала гопи. – Посмотрим, как ты будешь его есть связанным. На самом деле это я сказала тебе притвориться спящим, значит, это масло мое!» И в итоге она развязала его, и они вдвоем разделили это масло.

«Написал ли ты об этом?» – сказал Нарада Риши. «Нет, Гурудев», – отвечал Вьясадев.

Враджаваси всегда нацелены на Кришну, ни на кого-то другого, потому что Кришна лидер в своей банде. А если ты поймаешь лидера, то поймаешь и всю команду.

Итак, однажды Кришна снова воровал масло, и одна гопи поймала его и сказала: «Эй, Каная, что Ты делаешь? Сегодня я уж точно отведу Тебя к матери!». «Что же Я такого сделал?» – спросил Кришна. «А то Ты не знаешь?! Почему Твоя рука внутри моего горшочка с маслом?» – «Правда? Моя рука в горшочке с твоим маслом? Ах да… То есть нет-нет. Моя кожа такая мягкая и нежная, а мама на Меня навесила столько браслетов с тяжелыми камнями! Моя рука просто горит от них! Поэтому Я и опустил руку в горшок, чтобы охладить ее. Я не ворую масло. Ты что, думаешь, что Я какой-то бедняк? У моего отца 9 лакхов коров! Зачем Мне воровать?» – «Почему же тогда масло на Твоем лице?». «Во Врадже обезьяны такие непоседливые! Это обезьяны бросили его в Меня!» – сказал Он с улыбкой и тут же убежал.

«Описал ли ты это?», – спросил Нарада Муни. «Нет, Гурудев», – ответил ему Вьясадев.

А однажды, когда Кришна снова пошел воровать масло, несколько гопи спрятались. И когда Он уже начал его есть, гопи тут же выскочили, застав Его врасплох. «О, боже мой, гопи здесь», – подумал Он. «Я ничего не делал!» – сказал Кришна. «Правда? – сказала гопи. – А почему же Твоя рука внутри моего горшочка с маслом?» – «Я потерял Своего теленка». – «Потерял теленка?» – Да. Когда Я пас телят, один убежал вот в эту сторону». – «И Ты думаешь, что Твой теленок прыгнул в мой горшочек?». «Он это может. Во Врадже обезьяны и коровы очень непоседливы. Он мог прыгнуть туда!» – сказал Кришна, а Сам думал: «Как бы скорее убежать отсюда?»

«Ой!» – вдруг вскрикнул Кришна. «Что случилось?» – ехидно спросила его гопи. «Этот теленок лягнул Меня в руку!» – «Теленок тебя лягнул?». «Да, он ударил Меня!» – сказал Кришна, продолжая шарить рукой в горшке. «О, смотри, – вдруг выкрикнул Он, – вот он, Мой теленок!» Внезапно он достал Своего игрушечного теленка из горшка (это был подарок Нанды Бабы на День рождения Кришны), и, пока гопи не успели опомниться, поскорее удрал.

«Описал ли ты это?», – спросил Нарада Муни. «Нет, Гурудев», – ответил ему Вьясадев. «А что же ты описал?» – «Ничего».

Таким образом, Кришна совершал множество прекрасных лил. И Своими играми Он приносил счастье всем враджаваси.

Нарада Риши сказал Вьясадеву: «Ты должен описать все это, и тогда твой ум будет спокоен».

Если кто-то хочет, чтобы его ум был умиротворен и спокоен, необходимо совершать кришна-бхаджан. Без бхаджана никто не смоет быть счастлив в этом мире ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. И для этого необходимо следовать определенным правилам и предписаниям.

Когда вы отправляете детей в школу, вам нужно покупать униформу, книги, учебники. Но если я дам своему сыну какие-то другие книги, позволит ли это учитель? Нет, он отругает его за это. И таким же образом, придя в сознание Кришны, необходимо следовать правилам: быть вегетарианцем, принять инициацию у подлинного гуру, носить кантхималы и все остальное – и таким образом совершать бхаджан. И тогда в уме будет мир и спокойствие.

  1. «Шримад-Бхагаватам», 1.7.4.
  2. «Шримад-Бхагаватам», 1.7.4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.