Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же смиренные и почтительные поклоны я предлагаю лотосным стопам моих духовных дедушек, Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. А также я приношу свои поклоны всей рупануга-гуру-варге, всем вайшнавам и вайшнави, и всем преданным, которые собрались здесь и вдохновляют меня рассказывать хари-катху.
Последние два дня мы обсуждали величие садху-санги, хорошего общения. Кто же такой садху? Шафрановые одежды – это еще не садху. Садху – это тот, кто практикует сам, чтобы достичь кришна-премы и помогает другим в этой же цели.
Итак, мы обсуждали катху из «Рамаяны», что у Вибхишаны было хорошее общение с Хануманом. И мы говорили о том, как Хануман достиг Ланки.
Как я говорил, в ранние годы Хануман был очень шаловливым. Когда он сидел на уроках, бывало, он так сильно дул, что все студенты улетали. И причинял множество других беспокойств.
Как описано в писаниях: «Кали-юга кевала нама адхара – в Калию-югу только харинама и только харинама, нет других путей». Таким же образом говорится здесь:
дхйайан крте йаджан йаджнаис
третайам двапаре `рчайан
йад апноти тад апноти
калау санкиртйа кешавам2
В Сатья-югу люди медитировали тысячи лет, в Трета-югу совершали огненные жертвоприношения для Господа, в Двапару-югу поклонялись Божествам, а в Кали-югу воспевали харинам.
Итак, в Трета-югу каждый день в каждом ашраме люди совершали огненные жертвоприношения. И в храмах было очень много дров для огня. И однажды Хануман, шаловливый мальчик, принес очень много дров для жертвоприношения и разжег очень большой костер. Некоторые ученики сказали об этом учителю, и учитель спросил его: «Эй, Хануман, это ты сделал? Зачем?». «О, Гурудев, – отвечал Хануман, – у нас всегда такой маленький огонь. И я решил сделать большой-большой костер». Учитель очень разозлился и сказал: «Хануман, почему ты такой непослушный? Я должен наказать тебя. Ты забудешь всю свою силу. Но для блага всего мира, если кто-то напомнит тебе о ней, твоя сила вернется».
И когда кому-то нужно было отправиться на Ланку, все напомнили ему: «О, Хануман, ты такой могущественный, ты очень легко можешь пересечь этот океан!» И тут же к Хануману вернулась вся его сила, он крикнул «Джай Шри Рам!» и полетел через океан.
Итак, Хануман все летел и летел, и вдруг, завидев его, из океана выросла гора, желая дать ему прибежище, чтобы он мог отдохнуть на ней и восстановить силы, ведь путь предстоял еще долгий. Но Хануман сказал: «Уйди с моего пути!» и своим хвостом начал разрушать эту гору. «Зачем ты бьешь меня? – спросила гора. – Я хочу дать тебе прибежище, а ты причиняешь мне боль!». «Пока я не послужу своему Господу Раме, я не смогу отдыхать», – ответил Хануман. И гора снова скрылась под водой.
Затем какое-то время спустя на его пути вдруг появилась огромная ведьма. Она была очень могущественной. Если кто-либо летел над океаном, увидев его тень, она вмиг могла стащить его в пучину и покончить с ним. И, заметив Ханумана, эта демоница предстала перед ним и сказала: «Если ты хочешь продолжить свой путь, ты должен войти в мой рот. Никто не сможет лететь дальше, не побывав в моей пасти».
Итак, эта демоница открыла свой рот, но в ту же секунду Хануман увеличил себя в размерах, став вдвое больше. Но хитрая демоница не растерялась и стала еще в 2 раза больше, сказав: «Пока ты не влетишь в мой рот, ты не сможешь пройти мимо». И тогда Хануман уменьшился до размеров комара, влетел в ее рот и в ту же секунду вылетел оттуда.
Хануман не просто обычная обезьяна – он сам Шиваджи, который пришел в форме обезьяны, чтобы служить Господу Раме. Потому что, если бы он пришел как Шиваджи, Рама не разрешил бы Себе служить.
Вылетев изо рта демоницы, Хануман сказал: «Я побывал в твоей пасти, а теперь позволь мне продолжить свой путь». И тут она сказала: «На самом деле я мать всех змей. Полубоги послали меня, чтобы проверить тебя, и ты удачно прошел мой тест».
И так Хануман снова продолжил свой путь и вскоре приземлился на Ланке.
На Ланке растут очень высокие деревья, на верхушках которых сидит могущественная армия, мимо которой никто не в силах пройти. А вокруг расположен большой-большой канал, в котором очень много опасных водных животных. В этом месте есть только одна дверь, в которую можно войти, и она закрыта.
Приземлившись в этом месте, Хануман стал размышлять: «Как же попасть внутрь?»
Как в этом мире у богатых есть своя система безопасности, таким же образом и у демонического царя Раваны на Ланке была своя система. Равана служит Шиведжи, чья внутренняя энергия, Ланкини-деви (Дургадеви) охраняет вход на Ланку. И однажды Шиваджи сказал ей: «Если однажды придет обезьяна и ударит тебя так сильно, что ты не сможешь стерпеть, это означает, что время царя Раваны подошло к концу. И ты должна будешь покинуть Ланку».
Итак, когда Хануман подошел ко входу, Ланкини-деви спросила его: «Кто ты? Никто не может войти сюда без моего разрешения». Он попытался войти, но Ланкини не дала ему это сделать. И тогда Хануман так сильно ударил Ланкини, что, не выдержав этого удара, всем своим весом она повалилась на землю. «О, боже мой, это та самая обезьяна!» – подумала она, вспомнив о словах своего мужа. Она предложила пранамы Хануману и сказала: «Теперь я поняла, кто ты. Только мой муж может так сильно ударить меня. Ты можешь войти. Мне нет смысла проверять тебя. Ты посланник Господа Рамы, пришедший за Ситой. Она здесь. Проходи».
Войдя на Ланку, Хануман принял очень маленькую форму, поскольку царь Равана и его сын Меганатх повсюду разослали своих шпионов за всем следить. Хануман слышал, что Сита-деви очень красивая. И когда он влетел во дворец Раваны, то увидел, как Равна спит, а рядом с ним лежит очень красивая женщина. Хануман подумал: «Возможно, это Сита-деви». Но потом он опомнился: «Нет, это невозможно. Сита-деви ни к кому не прикасается, кроме как к Раме. Что уж говорить о том, чтобы спать с другими мужчинами. К тому же эта леди пьяна, а Сита-деви никогда не принимает алкоголя!»
Кем же была эта женщина? Она была первой женой Раваны, Мандодари.
Поняв, что это не Сита, Хануман продолжил поиски по всей Ланке, залетая в каждый угол. И в один момент он услышал, как кто-то повторяет: «Рама, Рама, Рама!». «Кто это повторяет имя Рамы в этом демоническом городе?» – подумал Хануман. И тогда он спустился в форме очень доброго брахмана к тому, кто издавал эти звуки, и спросил: «Кто ты? Почему ты воспеваешь имена Рамы в этом городе?». «Я Вибхишана, младший брат Раваны, – ответил он. – И я всегда повторяю имя Рамы. А кто же ты? Покажи свою изначальную форму». Хануман тут же явил свою форму обезьяны и сказал: «Я посланник Господа Рамы и пришел сюда, чтобы спасти Ситу-деви». Услышав это, Вибхишана сказал: «Отправляйся в сад, где растет огромное дерево ашок. Но будь очень осторожен. Там множество препятствий и ведьм. Туда очень сложно войти и еще сложнее выйти. Будь очень острожен!». «Не беспокойся, – ответил Хануман. – По милости Господа Рамы никакая беда не затронет меня. Я могу держать свои стопы на голове у самой опасности».
Добравшись до сада, Хануман вошел внутрь и увидел, как ведьмы издеваются над Ситой-деви. А иногда они подходили и ругали Ее: «Чего Ты тратишь Свое время? Прими Равану как Своего мужа. Когда придет Твой Рама? Да и как Он узнает, что Ты здесь? Никто не сможет Тебя спасти. Прими Равану, а иначе мы разрежем Тебя на кусочки и съедим». Но Сита только повторяла: «Рама, Рама».
Может возникнуть вопрос: какая же здесь сиддханта? Почему Равана сам не пришел, чтобы привести Ситу силой и насаждаться с Ней? Он же такой могущественный. Все силы в его руках: царская сила, сила иллюзии, демоническая сила. Почему же он не пришел сам?
У Раваны есть старший брат по имени Кувера. Кувера – финансовый министр полубогов. У него есть два сына: Налакувара и Манигрива. И у Налакувары есть очень красивая жена, Ведавати. Увидев ее красоту, Равана не смог сдержать свое вожделение и украл ее, чтобы наслаждаться с ней. Где-то в писаниях говорится, что Ведавати прокляла Равану, а где-то, что Налакувара. Но, так или иначе, с того момента Равана больше не мог наслаждаться с какой-либо женщиной без ее разрешения, иначе его тут же настигла бы смерть.
Однажды Равана пришел в ашоковый сад и захотел схватить Ситу. Но как только он попытался это сделать, в его голову тут же пришла мысль: «Господи, что же я делаю? Я же проклят, что я умру». И именно поэтому Равана никогда не пытался силой взять Ситу-деви. Вместо этого он велел всем своим ведьмам запугать Ее.
Увидев, как ведьмы издеваются над Ситой, Хануман впал в ярость: «Я поубиваю всех этих ведьм, возьму Ситу и вернусь к Раме!» Но затем он опомнился и подумал: «Нет, я не должен этого делать. Я всего лишь посланник, и Прабху отправил меня, чтобы спасти Ситу».
Когда ведьмы оставили Ситу, Хануман взобрался на дерево, под которым Она сидела, и услышал, как Она взывает, глядя на луну: «О, Луна, прошу, сожги Меня! Как долго Я смогу это терпеть? Я даже не знаю, знает ли Мой муж, где Я. Лучше сожги Мое тело! Я не могу больше терпеть этого!» В этот момент сидевший на дереве Хануман достал кольцо и бросил его Сите.
Кода Хануман приходил к Господу Раме, Рама дал ему кольцо. Это кольцо было подарено Махараджем Джанакой, которое затем Сита надела на палец Господу Раме во время свадебной церемонии. И это кольцо Господь Рама отдал Хануману и сказал: «Если ты найдешь Ее, то отдай его Ей».
Увидев упавшее с дерева кольцо, Сита тут же узнала его. «Это кольцо Моего мужа? – удивилась Она. – Откуда оно тут взялось? Может быть, это иллюзия?» В тот же миг Хануман спрыгнул с дерева и сказал: «О, мать, это я его принес. Это не иллюзия. Я посланник Господа Рамы. Я видел, как эти ведьмы издевались над Тобой. Я хотел убить их, но затем подумал, что Прабху послал меня не для этого. Мой Господин Сам дал мне это кольцо в подтверждение моих слов. О мать, если Ты хочешь, то можешь садиться на мою спину, и я немедленно отвезу Тебя к Господу Раме». Но Сита сказала: «Нет. Я не могу прикасаться ни к одному мужчине, кроме Господа Рамы. Когда твой Господин придет, Он всех сразит и заберет Меня».
Но Хануман не был удовлетворен только тем, что нашел Ситу, и он сказал: «Я пришел не для того, чтобы скрываться, а потом уйти! Нет. Я пришел, чтобы показать свою силу всем, чтобы они поняли: если посланник такой сильный, какой же тогда могущественный Господин! О, мать, разреши мне проучить их!» Но Сита не согласилась с этим. «Почему нет? – воскликнул Хануман. – Эти ведьмы снова придут мучать Тебя, а, может, даже и убьют. О, мать, у меня благословение от Прабху, что никто не сможет причинить мне никакого вреда! Пожалуйста, дай мне благословение!» В этот момент некоторые ведьмы заметили, как они общаются друг с другом, но что они говорили между собой, ведьмы не могли понять. И тогда они поспешили рассказать обо всем Раване.
Однажды наш возлюбленный Шрила Гурудев, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, был в госпитале – у него были камни в желчном пузыре. Он был в отделении неотложной терапии. А в этом отделении не позволяют находиться более 2 минут, даже мне, хотя все врачи в Дели знают меня очень хорошо. Также у Гурудева есть один ученик из Южной Индии. И однажды ночью этот преданный пришел, поговорил с медсестрами и всю ночь массажировал Гурудеву стопы. Я ушел отдыхать в 10 часов вечера и вернулся в 4:30 утра. И Гурудев сказал мне: «Посмотри: все доктора очень хорошо тебя знают, а Санакакумара не знает никто. Я не понял ни слова из того, что он сказал медсестрам, но после их разговора ему разрешили остаться здесь на всю ночь массажировать мне стопы». И затем Гурудев рассказал мне про диалог между Хануманом и Ситой.
Итак, получив благословение Ситы, Хануман начал срывать фрукты с деревьев и кидаться ими в спящих ведьм. Разъяренные ведьмы вскочили и тут же устремились к нему. Разыгралась яростная борьба. Но никто не мог победить Ханумана. С невероятной ловкостью Хануман сражал ведьм одну за другой: одних он сталкивал их лбами, других связывал своим длинным хвостом и окунал в воду, подобно тому, как делали цари для наказания преступников. Они окунали их в воду, и когда те уже не могли дышать, доставали их и снова допрашивали. Эта система пришла из Древней Индии.
Когда Хануман расправился со всеми ведьмами, один солдат убежал с поля боя и пришел к Раване. «Что случилось, как это возможно? – недоумевал Равана. – Одна обезьяна поубивала всех моих солдат, а ты убежал с поля боя, чтобы спасти свою жизнь? Позор тебе». И тогда солдат сказал Раване: «Мой дорогой король, пожалуйста, не сомневайся в моей смелости. Но я должен был пойти и сообщить тебе обо всем!»
Сейчас я вернусь немного назад, в тот момент, когда все решали, кто же пересечет океан. Джамбаван сказал: «Я бы пошел, но я слишком стар. Я сомневаюсь, что вернусь обратно. А вот Ангада очень могущественный! Он может пойти». «Да я могу пойти, – отвечал Ангада. – Но Акшай-кумар, сын Раваны, ударит меня, и я умру». Потому что когда они учились вместе в гурукуле, Ангада постоянно бил Акшая-кумара и грозился убить его, если тот расскажет учителю. И однажды, когда Акшай-кумар наконец рассказал обо всем учителю, тот сказал Ангаде: «Будь осторожен. Тебе не следует больше бить его. Если Акшай-кумар даст тебе хоть одну пощечину, ты тут же умрешь. Но Акшай-кумар не станет бить тебя первым, поэтому, если ты поднимешь на него руку, его ответный удар сразит тебя насмерть». «Поэтому, если кто-то пойдет вперед меня и убьет Акшая-кумара, я буду непобедим!» – сказал Ангада.
Ангада – целенаправленный преданный Господа Рамы. И Рама хотел выполнить его желание. И благодаря этому желанию Хануман убил Акшая-кумара в битве.
Узнав о смерти своих солдат, Равана сказал: «Я немедленно хочу увидеть, что же это за обезьяна такая!» Но Меганатх остановил его: «Я же твой сын, а ты пойдешь сражаться с обезьяной? Нет, лучше я пойду!» И когда Меганатх пришел на поле боя, развернулась большая битва. Но Меганатх никак не мог победить Ханумана, потому что Хануман – это сам Шиваджи. И тогда он решил использовать брахмастру, непобедимое оружие, как сейчас атомная бомба.
Во вселенной есть несколько сильнейших оружий. У Индры – ваджра, у Брахмаджи – брахмастра, у Шиваджи – пашупатастра, у Вишну – чакра. И Меганатх использовал брахмастру. Когда используешь это оружие, появляется сам Брахма. А если используешь чакру – появляется Вишну. И таким образом, когда Меганатх воспользовался этим оружием, пришел Брахмаджи. Хануман предложил ему пранамы и затем разрешил себя связать. И тогда Меганатх отвез его к Раване.
Равана тут же приказал убить его, но Вибхишана сказал: «Мой дорогой брат, ты же знаешь писания. Он посланник. Мы не можем его убить. Неужели мы будем действовать против шастр? Ты можешь отрезать лишь часть его тела, не более». «Хорошо, – сказал Равана. – Животным очень дорог их хвост (например, если две собаки дерутся, то они поджимают хвост под себя). Поэтому обвяжите его хвост тряпкой, смочите ее в керосине и подожгите!» Но Хануман уже все продумал, и когда его хвост подожгли, он почувствовал ликование: «Сейчас я покажу всю свою силу!»
На то, как спалят Ханумана, пришли посмотреть даже те, кто охранял Ситу. Они кричали Сите-деви: «Посмотри: эта обезьяна, с которой Ты говорила, сейчас сгорит!» И тогда Сита начала молиться: «О, огонь, пожалуйста, не причиняй вреда Хануману!» В тот же миг Хануман воскликнул «Джай Шри Рам!», запрыгнул на верхушку дворца и начал прыгать повсюду, распространяя огонь по всей Ланке. Разгорелся большой пожар, и все те, кто оскорблял Ситу, побежали спасать свои вещи.
Хануман все разрушил. И все жители разбежались, чтобы спасти свое имущество. И, наконец, Хануман вернулся к Сите-деви и сказал: «О, мать, я сделал свою работу. Сейчас они очень напуганы и думают, раз уж посланник такой могущественный, то какой же могущественный Господин! Я выполнил свою работу, благодаря Твоему благословению. И теперь я могу сказать своему Господину Раме, что я нашел Тебя». И на прощание Сита-деви отдала Хануману гребешок из Своих волос в доказательство их встречи.
В Индии и во всем мире, если где-то в стране случилось разрушение, то президент отправляется туда, чтобы утешить жителей. И не только поэтому. А в древние времена страной правил царь, и утешать жителей отправлялся он. Так же поступил и Равана со своей свитой. И когда они вошли к Вибхишане, то обнаружили, что его дворец совершенно не затронут пожаром. Все удивились: «Огонь охватил всю Ланку, а этот дворец цел и невредим!» И тогда Меганатх увидел, что на одной стене дворца написано «Ра», а на другой «Ма». «О, отец, посмотри, – сказал он Раване, – Ты всегда говорил, что твой брат очень верен тебе?»
Верность – это ключ к успеху в сознании Кришны. Мы должны быть очень верными своему гуру. Иначе мы не будем прогрессировать.
«Посмотри, – сказал Меганатх Раване, – твой брат написал здесь «Рама»». «Где ты видишь «Рама»?» – спросил его Равана. Он показал ему на стены и сказал: «Мои шпионы рассказали мне, что эта обезьяна приходила к моему дяде Вибхишане». Но Вибхишана ответил: «Я ничего не знаю об этом». «Если нет, то почему тогда ты написал здесь «Рама»? – спросил его Меганатх. «О, Меганатх, – сказал Вибхишана. – Ты думаешь, что такой взрослый королевский принц, но ты все еще такой же маленький мальчик, как когда-то, когда я держал тебя на своих коленях».
Это природа любви. Дети, какими бы взрослыми они ни были, сколько бы денег ни зарабатывали – когда они приходят домой, мама всегда их ласково обнимет, думая, что они ее маленькие дети. Таким же образом Меганатх думал, что он взрослый, а Вибхишана до сих пор видел в нем маленького мальчика.
«Что? Ты говоришь, что я маленький? – рассердился Меганатх. – Да я сейчас свяжу тебя по рукам и ногам». «Мой дорогой племянник, где ты видишь «Рама»?» – спросил его Вибхишана. «Вот, это «Ра», а это «Ма»», – отвечал он ему, показывая на стены.
Тот, кто совершает бхаджан Кришне или Раме, становится очень умен. Бхагаван необычайно умен. А кто умнее Бхагавана? Тот, кто держит Его в своем сердце.
И, таким образом, Вибхишана быстро сообразил и сказал племяннику: «Меганатх, послушай, это не «Рама». «Ра» – это имя Раваны. Я под его руководством и должен его почитать. А когда твой царь оставит царство, ты станешь царем. А твое имя начинается с «Ма». Поэтому я с одной стороны написал «Ра», а с другой «Ма»». Услышав это, Меганатх обрадовался: «О, отец, Вибхишана очень нам верен!»
У Вибхишаны было совсем немного общения с Хануманом – лишь несколько минут. Но всего лишь мгновение с садху дает успех. И за такое короткое время Вибхишана получил очень много милости Господа Рамы.
Однажды на собрании Раваны Вибхишана сказал: «Мой дорогой брат, красть благочестивую женщину очень опасно. Пылающий огонь может сжечь всю Ланку. У тебя еще есть время. Отдай Ее Раме. Посмотри, насколько могущественен Его посланник! Насколько же тогда могущественен Он Сам!» Но Равана лишь ударил Вибхишану и сказал: «Убирайся из моего дворца».
Тогда Вибхишана отправился к своей матери и спросил: «О, мать, что же мне делать? Мне нужно отправиться к Господу Раме». «Я даю тебе свое благословение», – ответила ему мать. И тогда Вибхишана взял несколько министров и отправился в путь.
Когда они пришли к Господу Раме, их остановили обезьяны. «Вы не можете пройти, – сказали они. – Кто вы такие? Покажите ваш паспорт». «Я младший брат Раваны, – ответил Вибхишана. – Я хочу быть на стороне Господа Рамы, помогать Ему и принять у Него прибежище». Услышав это, Господь Рама сказал Джамбавану: «Пусть они проходят». Но обезьяны запротестовали: «Нет! Он же брат Раваны, нашего врага! Он пришел, чтобы узнать наши слабые места. Он побудет с нами какое-то время, увидит наши слабости, а затем вернется и атакует нас! Не нужно давать ему прибежище».
«Что же Я должен делать?» – спросил Господь Рама Ханумана. И Хануман ответил: «Мой Господин, кто может нанести Тебе вред? Лишь моргнув, Ты вмиг можешь покончить со всем миром! Твое главное качество – бхакта-ватсала. Ты даешь прибежище всем, кто просит его. Он предается Тебе, и Ты должен дать ему прибежище. Иначе в будущем люди будут критиковать Тебя и говорить, что Рама, Сам Бхагаван, не дал прибежище тому, кто просил его у Него». Услышав это, Господь Рама согласился с Хануманом.
И другие обезьяны сказали Хануману: «Что ж, ты знаешь лучше нас». «Да, – ответил Хануман. – Ведь он был единственный, кто помогал мне на Ланке».
И так, будучи в общении с Хануманом, Вибхишана стал очень дорог Господу Раме. И Рама устроил все для него наилучшим образом. Таков результат садху-санги.