Контроль речи

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные и почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я смиренно кланяюсь лотосным стопам моих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, и всей своей рупануга-гуру-варги. Также я выражаю почтение всем собравшимся здесь вайшнавам и вайшнави, согласно их духовной квалификации, которые вдохновляют меня рассказывать хари-катху.

Вчера мы начали обсуждать второй стих песни Бхактивиноды Тхакура: «Чхайа вега доми’, чхайа доша шодхи’, чхайа гуна дехо’ дасе», в котором перечисляются шесть побуждений чувств. Также Шрила Рупа Госвами описывает их в «Упадешамрите», в стихе «Вачо вегам манасах кродха вегам».

Этот стих начинается со слова «вачо». Почему? Потому что благодаря сладкой речи я могу очаровать, управлять людьми. Но если я буду говорить грубо, то я просто разрушу все отношения, и все будут расстроены. Поэтому, прежде всего, мы должны совладать со своим желанием говорить.

Вчера я рассказывал вам примеры из Сатья-юги, Кали-юги и Трета-юги того, насколько важно владеть своей речью. То есть не позволять языку болтать, что попало. И мы остановились на примере с Господом Рамачандрой. Рамачандра попросил Ситу остаться с Агнидевом, и вместо Ситы пришла Майя-Сита или Чхайя-Сита – иллюзорная Сита.

Мы также подошли к тому моменту, когда Шурпанакха была обезображена, потому что не смогла совладать со своим сексуальным желанием – упастха вегам. И в результате по приказу Рамачандры Лакшман отрезал ей нос и уши, и в таком виде она появилась перед Раваной.

И после того как она появилась перед ним, она всячески пыталась убедить его украсть Ситу у Рамачандры. До этого момента у Раваны не было желания красть Ситу. Но именно речь Шурпанакхи пробудила это желание в сердце Раваны. То есть своей речью, своими словами она стала коренной причиной разрушения всей династии ракшасов.

Когда Равана возжелал украсть Ситу, он подумал: «Нет, я не в силах противостоять Рамачандре и Лакшману, я не смогу украсть у них Ситу. Они развеют любую мою иллюзию. Я должен применить хитрость. Кто бы мне мог помочь?» И тогда к нему пришла идея: «О, мне поможет Маричи!» Как у Дурьодханы есть дядя по матери – Шакуни, так и у Раваны дядя по матери – это Маричи.

По приказу Раваны Маричи появился перед ним, и Равана начал излагать ему свой план. «Завтра я хочу украсть Ситу, супругу Рамачандры, – сказал он, – и ты мне в этом поможешь! Ты должен отвлечь Рамачандру и Лакшмана. Ты примешь облик золотого оленя и привлечешь Ситу. И когда Сита захочет, чтобы Рамачандра поймал тебя для Нее, Он покинет ашрам, отправившись за тобой. Ты должен будешь увести Его как можно дальше в лес. А затем, когда Он выстрелит в тебя, ты должен будешь позвать голосом Рамачандры: «Лакшман, Лакшман, помоги мне!» И когда Лакшман отправится на помощь, я легко смогу украсть Ситу».

Этот план не понравился Маричи, и он решил рассказать Раване о своем печальном опыте отношений с Рамачандрой, который был с ним прежде. «Когда мы были еще юны, – сказал Маричи, – и еще не были так сильны, как сейчас, Лакшман и Рамачандра защищали ягьяшалу (место, где великий мудрец Вишвамитра проводил ягьи). И, защищая ее, они убили мою мать Тадаку и моего брата Субаху. И сделали они это очень просто: Рамачандра смастерил лук и стрелу из травы и выстрелил. И от Его выстрела я улетел аж в океан!»

Маричи отказывался исполнять веление Раваны, но Равана схватил свой меч и сказал: «Выбирай: ты умрешь сегодня от моего меча или завтра от стрелы Рамачандры!» И тогда Маричи задумался: «Почему я должен умирать от этого негодяя Раваны? Лучше я умру от стелы Рамы – это лучше!» И тогда он, наконец, согласился.

На следующий день Маричи, следуя плану Раваны, принял облик золотого оленя и начал прыгать вокруг ашрама. Заметив его, Сита сказала Рамачандре: «О, Прабху, посмотри, какой красивый олень! Пожалуйста, принеси Мне его! Очень скоро наше изгнание закончится, и Я хочу подарить этого оленя либо маме Кайкеи, либо Каушалье. И тогда он украсит наш дворец и принесет богатство! А если Ты не сможешь его поймать, тогда убей его, и на его шкуре Ты будешь совершать Свой бхаджан».

Но, почуяв неладное, Лакшман тут же вмешался: «О, брат, Ты видел когда-либо в природе золотых оленей? Мы столько уже путешествуем по лесам и никогда их не встречали. Это какая-то иллюзия! За этим стоит какой-то хитрый план! Не нужно на это вестись!» Услышав слова Лакшмана, Сита сказала: «Ну как же так? Всякий раз, когда жена чего-то хочет, всегда найдется какой-нибудь родственник – брат, отец, мать – которые все время возражают и говорят, что так нельзя! Вы, мужчины – параноики, вечно какую-то опасность видите!»

Тогда Рамачандра понял, что Ему придется поймать этого оленя. И Сита подала Ему лук и стрелы. Но, прежде чем уйти из ашрама, Он решил предупредить Лакшмана и сказал: «Я ухожу, чтобы поймать этого оленя, но ты оставайся здесь. Ты будешь охранять Ситу, потому что в лесу очень много опасных животных и демонов. Я оставляю Ее на тебя».

Следуя плану Раваны, Маричи в облике золотого оленя углубился как можно дальше в лес. И, в конце концов, он убежал в такую глубь леса, что Рамачандра подумал: «Я уже слишком далеко отошел от ашрама!» И тогда Он решил выстрелить. Когда стрела Рамачандры попала в грудь Маричи, он принял свой изначальный облик демона и закричал голосом Рамачандры: «Лакшман, Лакшман, помоги, я в великой опасности!»

Как только этот голос достиг ушей Ситы, Она сказала: «Лакшман, разве ты не слышишь? Твой брат зовет Тебя! Почему ты еще здесь?» Но Лакшман ответил: «Я не слышал, чтобы меня звал мой брат. Это не Он! Мой брат не может быть ни в какой опасности! Более того, в какой бы великой опасности ни оказался кто-либо, достаточно ему только вспомнить имя моего брата – и он тут же освободится от всех проблем! Как же мой брат мог оказаться в опасности? Это какая-то уловка! Я никуда не пойду! Я получил очень строгий приказ! Рамачандра – царь, а я – Его младший брат, и я во всем следую Ему!» И тогда Сита сказала: «Но Я – царица Айодхьи, и Ты должен слушать Меня! Немедленно отправляйся и помоги Моему мужу!». «Нет, я уйду отсюда только по приказу своего брата!» – ответил Ей Лакшман. «А, так ты, наверное, шпион Бхараты? – сказала Сита. – Бхарата сейчас правит царством. А Ты его шпион! Ты только и дожидаешься, когда Рамачандра погибнет, чтобы наслаждаться Мной! Не бывать этому! Я скорее выпью яд или брошусь в огонь, чем достанусь тебе!» Услышав эти слова, Лакшман изумился: «Как же Ты можешь так говорить? Я отношусь к Тебе, как к матери! Хорошо, так тому и быть – я отправлюсь на помощь брату. Но прежде я начерчу защитный круг вокруг ашрама, использовав всю свою силу, которую я получил в гурукуле от своего учителя. И Ты не должна покидать этот круг ни при каких обстоятельствах! Тогда Ты будешь защищена». И после этого Лакшман ушел.

В этот момент Равана, приняв облик санньяси, в шафрановой одежде, с сосудом (камандалой) и с посохом (тридандой), стоял и наблюдал издалека, как Лакшман очерчивает ашрам кругом. А когда он ушел, то сразу поспешил пересечь эту черту. Но как только он подступил к кругу, тут же вспыхнуло пламя, и он отступил. Тогда он пытался использовать всю свою царскую, демоническую, ведьмовскую и божественную силу. Но всякий раз он терпел поражение. Понимая, что, когда два брата вернутся, они его точно убьют, Равана начал размышлять: «Как же мне пробраться туда?»

Дхаранидхара дас: Махарадж, как такое может быть? Он получил явные свидетельства и доказательства, что эти два брата сильнее его. Как же он осмелился бросить им вызов на Ланке и пытаться воевать с ними?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Равана совершил оскорбление Рамачандры, его разум был разрушен, и он престал понимать, что есть что.

Равана понял, что у него не получится пересечь эту линию. Тогда он встал перед линией и начал взывать: «Бхикшам дехи – дайте пожертвование!» В это время Сита находилась в хижине и была погружена в мысли о Рамачандре. И когда Равана закричал, она очнулась от Своего транса. Выйдя за дверь, Она увидела санньяси, просящего подаяние. И тогда Она собрала в корзиночку различные фрукты и коренья, которые у Нее были, вышла с этим подношением и, поклонившись, сказала: «Пожалуйста, пройдите и возьмите эти пожертвования!». Но Равана ответил: «Нет, я не могу пройти! Ты должна выйти и дать мне это!». «Нет, Я не могу выйти, потому что брат Моего мужа нарисовал здесь защитный круг, – ответила Сита. – Я не имею права за него выходить. Вы должны пройти и взять сами». «Нет, я не могу войти! – сказал Равана. – Ты что, думаешь, я обычный санньяси? Я великий астролог, и я предсказываю, что если Ты не дашь мне это пожертвование, то все благо уйдет от Тебя! Я знаю, что Твой муж погнался за золотым оленем, но тот проткнул Его рогом, и теперь Он лежит раненный. Его брат отправился помочь Ему. Но Он умирает, и если я не дам свое благословение, Он погибнет! Поэтому, если Ты хочешь Мое благословение, выйди и дай пожертвование! А иначе Я тебя прокляну!» Испугавшись его слов, Сита тут же вышла за пределы круга, и тогда Равана схватил Ее, поместил в свой цветочный виман (воздушный корабль) и тут же улетел.

Сита взывала: «О, арьяпутра (сын ариев), о, Лакшман, пожалуйста, помоги Мне!». Но поскольку Равана взлетел уже очень высоко, слова Ситы растворились в воздухе. И уже никто не мог Ей помочь. В чем сиддханта этой истории? Сита произнесла обидные для Лакшмана слова: «Ты – шпион Бхараты и хочешь наслаждаться Моим телом, когда Мой муж умрет». Она не смогла сдержать побуждение речи, и в результате Она пострадала. Но эти наставления – для обусловленных душ. Это обусловленные души не могут управлять своей речью и другими побуждениями чувств. А Сита – свайам-бхагавати – вечная шакти и вечная супруга Верховного Господа. Это не относится к Ней. Она полностью владеет всеми Своими чувствами в совершенстве, и с Ней такого никогда не могло бы произойти. Но она показывает на Своем примере: «Посмотрите, даже такие возвышенные личности, как Мы, ошибаются, и вот что бывает с теми, кто не владеет своей речью».

А теперь у меня к вам вопрос. Целомудренная женщина, если у нее есть муж, не может находиться с каким-то другим мужчиной, особенно продолжительное время. В нашем случае Сита – целомудренная супруга Рамачандры. Как же так возможно, что Она провела практически год в обществе другого мужчины? То есть Агнидева – бога огня. Это мой вопрос к Кишори Мохану и всем остальным преданным. Я даю вам год, для того чтобы ответить на этот вопрос.

Завтра вечером будет последняя лекция. И если кто-то из вас сможет ответить сегодня или завтра на этот вопрос – очень хорошо!

Преданный: Говорится, что Кришна никогда не покидает Вриндаван, и Шримати Радхика тоже. По всей видимости, Рамачандра и Сита также никогда не покидают Айодхью. И к богу огня ушла экспансия Ситы.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Если ответ такой простой, почему я спрашиваю? На самом деле, ответить на это не так просто.

В общем, вам 1 год для того, чтобы найти ответ. Я вам даю подсказку. Вы можете найти ответ в «Чайтанья-чаритамрите».

Кишори Мохан дас: В каком томе?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Ищите.

Хорошо, подскажу еще. Это точно не в «Антья-лиле», то есть не в последних играх.

Итак, мы уже рассмотрели примеры из Кали-юги, Сатья-юги и Трета-юги. Примеры того, что происходит, если человек не владеет своими побуждениями, такими, как, например, речь. Теперь мы переходим к Двапара-юге.

В конце Двапара-юги явился Шри Кришна во Врадже. Есть изначальный Кришна – Враджендра-нандана Шьямасундара, который никогда не переходит границу Враджа. Но Его экспансия Матхуреш-Кришна живет в Матхуре, а Дваракадиш Кришна живет в Двараке.

Подобным же образом есть три Шримати Радхики. Вришабхану-нандини – это изначальная Шримати Радхика, которая всегда с Кришной во Врадже. Она не покидает Врадж, как и Кришна. Есть Самйогини Радхика, то есть Радхика, которая вновь обрела Кришну, встретившись с Ним на Курукшетре. И есть Вийогини Радхика, то есть Радхика в разлуке, которая была проявлена, когда Кришна был за пределами Враджа как Матхуреш-Кришна.

В апракат-лиле вечно присутствуют Враджендра-нандана Кришна, Матхуреш-Кришна и Дваракадиш-Кришна. Но в этом мире, в пракат-лиле (проявленных играх) есть только один Кришна. И Он путешествует сначала во Вриндаван, являя детские игры, затем в Матхуру, а затем в Двараку. То есть Кришна проявляет Свою экспансию Дваракадиш-Кришна и Матхуреш-Кришна. Пандавы – это спутники Его экспансии Дваракадиш-Кришны.

Почему Он проявляет эту экспансию Дваракадиш-Кришны? Для того чтобы выполнить Свое обещание. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

паритранайа садхунам винашайа ча душкритам
дхарма-самстхапанартхайа самбхавами йуге йуге
2

«Я прихожу в этот мир из эпохи в эпоху, чтобы защитить праведников и уничтожить негодяев!» А негодяи – это Дурьодхана и его братья, которые стали тяжким бременем для матушки Земли. И поэтому Он как Дваракадиш-Кришна с помощью Пандавов их уничтожает. Пандавы в этом случае послужили внешней причиной.

Так получилось, что демон Майя Данава, великий специалист в иллюзиях и обманах, стал должником Пандавов (так устроил Кришна). И поэтому, чтобы отплатить свой долг, он построил для Юдхиштхиры царский дворец, полный разной мистики, чудес и хитростей. Например, внешне кажется, что перед нами просто лужайка для игр, но на самом деле – это водоем. И человек, желая пройти по этой лужайке, падает в воду. Или, наоборот, кажется, будто бы перед нами вода с лотосами, а на самом деле это просто твердый пол. Этот дворец был просто наполнен такими чудесами.

Однажды Юдхиштхира позвал Дурьодхану показать свой дворец и предложил ему проводника, чтобы тот не попался на эти иллюзии и обманы и с ним ничего не произошло. Но Дурьодхана пренебрег этим и сказал: «Да я и сам могу! У меня глаза есть». И отправился осматривать дворец в одиночку.

Итак, отправившись по окрестностям дворца, в первую очередь Дурьодхана наткнулся на легкую колышущуюся занавеску перед собой. Он решил пройти сквозь нее, но это оказалась каменная стена, и со всего маху он врезался в нее своим лбом, набив на нем шишку. Оглядевшись и убедившись, что никто этого не видел, он пошел дальше. И, обойдя эту стену, он тут же наткнулся на другую, и подумал: «Ну, нет, туда я не пойду!». Хотя на этот раз это была вовсе не стена, а простая занавеска.

Пройдя дальше, он увидел перед собой пламя, хотя на самом деле это был снегопад. Он решил обойти эту иллюзию. А служанка Драупади, стоявшая поблизости, видя его трудности, сказала: «О, принц, может, вас провести?» Но Дурьодхана злобно прикрикнул на нее: «Кто тебя сюда звал, женщина? Я не нуждаюсь в твоей помощи!»

Приблизившись к самому дворцу, на балконе которого находились Пандавы, Кришна и Драупади, он вдруг увидел пруд с лотосами и кружащих вокруг шмелей. И когда он начал задирать дхоти, чтобы не замочить, это заметил дворецкий и сказал ему: «О, принц, на самом деле это место для игр, тут нет воды, проходите смело». «Кто ты такой, чтобы мне указывать? – огрызнулся Дурьодхана. – Я и без тебя обойдусь! А ну, с глаз моих долой, пока я тебе голову не отрубил!» Он специально говорил так жестоко, потому что хотел показать свою власть Пандавам. «Извините, кумар!» – сказал ему дворецкий и удалился.

Когда Дурьодхана направился ко входу во дворец, где на балконе находились Пандавы и смотрели на него, он увидел перед собой поляну и смело решил пройти через нее. Но на самом деле это была вовсе не поляна, а очень глубокий водоем. И одна из служанок Драупади, увидев его, предупредила: «О, принц, не идите там! Там вода, там очень глубоко!». «А ну, женщина, с глаз моих долой!» – рявкнул Дурьодхана и, сделав шаг, тут же окунулся с головой в воду. Вынырнув, он начал отплевываться и глотать воздух. И в этот момент Кришна дал знак Бхиме, что нужно посмеяться над ним. Бхима рассмеялся во весь голос, а Драупади, не выдержав, сказала: «Яблочко от яблони недалеко падает! Отец слепой – и сын слепой!» Эти слова пронзили сердце Дурьодханы, вызвав в нем необычайный гнев. И тогда он поклялся: «Я отомщу тебе! Я покажу тебе, есть у меня глаза или нет!»

В результате того, что Драупади съязвила в адрес Дурьодханы, ему стало очень больно, и поэтому он пообещал отомстить. И однажды он выиграл Драупади в кости у Юдхиштхиры, в результате чего он приказал раздеть Драупади и посадить себе не колени. И это стало причиной войны на Курукшетре. То есть, из-за того что Драупади не совладала со своей речью, произошла огромная война.

Если мы глубоко погрузимся в размышления о том, кто такая Драупади, и будем думать о сиддханте, о конечных философских выводах, то поймем, что Драупади не является обычной, рожденной в этом мире женщиной. Она появилась из огня жертвоприношения с полностью сформированным телом, одетая в красивые одежды и богато украшенная. Она является проявлением Лакшми в этом мире. То есть Сама Лакшми явилась через Драупади в этом мире из огня жертвоприношения. Поэтому та ситуация, которая случилась, когда она не сдержала свои слова – это урок для нас, чтобы мы контролировали свою речь.

Это урок, который преподнесла Драупади-деви всем живым существам, особенно садхакам, духовно устремленным людям, как бы говоря им: «Смотрите, если даже такие возвышенные личности, как мы, попадаем в такие сложности, из-за того что не можем совладать со своей речью, то что уж говорить о вас. Вы должны быть очень аккуратны, чтобы не создать себе сложности в жизни».

То, что я рассказал, я слышал от своего Гурудева, Гуру-Махараджа, от своих старших в гуруварге, и поэтому все заслуги им.

Поскольку я санньяси, то мой долг – заботиться о брахмачари, и поэтому я помогаю им.

Подобно тому, как в Москве и Петербурге меня сопровождал Аджай Кришна прабху, и он не захотел остановиться в ашраме, а остановился вместе со мной, и я его принял, точно также и здесь – Калачанд прабху, брахмачари, ученик Шипад Бхктиведанты Вана Махараджа, захотел со мной остаться, и я его принимаю.

  1. «Шримад Бхагавад-гита», 4.8.
  2. «Шримад Бхагавад-гита», 4.8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.