Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные бесчисленные дандаваты-пранамы лотосным стопам своих парамарадхья гурупада-падм ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я приношу почтительные дандаваты-пранамы лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, и всей нашей рупануга гуру-варги. Также я выражаю почтение всем собравшимся здесь вайшнавам и вайшнави, согласно их духовной квалификации, которые вдохновляют меня рассказывать хари-катху.
Итак, мы с вами обсуждаем према-пара-бхакт Пандавов, и мы продолжим это обсуждение сегодня на вечерней лекции. А сейчас я расскажу о Шриле Гурудеве.
Шрила Гурудев явился в темную половину месяца в первый день луны на Амавасью. И если рассматривать воплощения Бхагавана, нисходящего в этот мир, то все воплощения Бхагавана явились в светлую половину месяца, кроме Шри Кришны.
Верховный Господь Шри Кришна явился в этом мире в темную половину месяца на восьмой лунный день. Тот же самый Кришна в облике Чайтаньи Махапрабху снизошел на эту Землю в полнолуние в светлую половину месяца. Господь Нрисимхадев снизошел на эту Землю в светлую половину месяца на четырнадцатый лунный день. Господь Нитьянанда Прабху явился на тринадцатый лунный день в светлую половину месяца. Господь Варахадев родился в светлую половину месяца на двенадцатый лунный день. И если мы посмотрим, то все инкарнации Бхагавана снизошли в светлую половину месяца, и только Шри Кришна явился в темную.
Итак, согласно индийской традиции, тот, кто рождается в темную половину месяца, будет великим вором. Так мы знаем, что Шри Кришна, рожденный в темную половину месяца, воровал масло во Вриндаване. Также мой духовный дедушка – Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, явился в темную половину месяца в Нандотсаву, и он, должно быть, также вор. И Шрила Гурудев тоже родился в темную половину месяца, и он тоже должен быть вором.
Что ворует Кришна? Кришна воровал масло, но это было лишь предлогом, потому что в действительности Кришна воровал сердца и умы.
Кришна – искусный воришка масла, и гопи постоянно жалуются на Него маме Яшоде. Мама Яшода никак не может в это поверить, потому что когда Кришна находится дома, Он такой невинный и беспомощный. Он даже не знает, как правильно почистить банан.
И Яшода Майя говорит гопи: «Чего вы жалуетесь на Него? Вы кормите своих сыновей – и Моего накормите». А гопи отвечают: «Яшода, да ты же Его совсем не знаешь! Когда мы пытаемся Его накормить, Он нам говорит: «Вы что думаете, что Я из бедной семьи? Да Мой отец – царь! Моя мама – царица! Да и у нас девятьсот тысяч коров! Я вам что угодно пошлю, если захотите!»»
Кришна никогда не ходит по домам один. У Него есть целая команда, и они вместе воруют. Если в этом доме масло не очень хорошее, не такое вкусное, тогда они щипают малышей, живущих в этом доме, и малыши начинают кричать. А если масло вкусное, они остаются довольны и никого не трогают.
Часто их пытаются поймать за руку. Поэтому, заходя в дом, Кришна с друзьями закрывают двери на защелку изнутри.
Но вот однажды одна гопи поймала Кришну за руку. «О, мама, ты так больно схватила Меня за руку! Пожалуйста, отпусти!» Гопи ответила: «О, Кана, Твоя мама никогда не верит, что Ты вор, но сегодня я ей это докажу. Поэтому я больше ничего не хочу слышать от Тебя!»
В домах у гопи есть колонны, сделанные из бамбука. И эта гопи привязала к колонне Кришну во всех местах и связала Его за руки. Так как ее дом находился рядом с домом Яшоды, она побежала к ней, а Кришна остался стоять, привязанный к колонне с испачканными маслом руками и ртом. Итак, гопи прибежала к дому мамы Яшоды и торопливо позвала ее: «О, Яшоде, о, Яшоде!» «Что случилось?» — спросила мама Яшода. «О, Яшоде, пойдем со мной в дом, я тебе кое-что покажу», – позвала ее скорее гопи. «Зачем мне туда идти?» – не понимала мама Яшода. «Ну конечно, ты же царица Враджа, ты же высокого о себе мнения, – иронично заметила гопи, – а я такая бедная женщина, ты не придешь ко мне». А Яшода ответила: «О, пожалуйста, сестра, не нужно сарказма! Не думай, что я такого высокого мнения о себе».
И тогда гопи сказала: «Если ты не такого высокого мнения о себе, то ты пойдешь ко мне домой». И она стала тянуть Яшоду за руку. «Подожди, подожди немного! – сказала Яшода. – Давай зайдем ко мне в комнату ненадолго, а потом мы пойдем к тебе». И она потянула эту гопи в дом. И когда они зашли, она увидела, что Кришна сидит за столом и кушает, а Яшода Майя служит Ему. И тогда у гопи закружилась голова.
Когда они зашли в дом, Кришна увидел эту гопи и стал спрашивать: «Мама, что случилось? Чего ты так рано пришла?» «Это не твоя мама, это твоя тетушка», – сказала Яшода Майя Кришне. «Да какая разница, мама и тетушка – это одно и то же. Мамочка, накорми ее, пожалуйста!»
Тогда гопи подумала про себя: «О, боже мой, я что, во сне? Я не могу понять, я же только что связала Его, а Он тут сидит и кушает. Ну, нет, я не во сне, я в реальности!» Тогда она опустила свое лицо и пошла на выход. А Яшода спросила: «О, моя дорогая сестра, куда же ты? Ты ведь хотела, чтобы я пошла с тобой». «Нет, уже не нужно!», – озадаченно ответила ей гопи.
Когда же эта гопи вернулась к себе домой, она обнаружила, что Кришна, которого она связала, так и стоял привязанный к этой бамбуковой колонне по рукам и ногам с маслом на руках и вокруг рта. И тогда у нее снова закружилась голова, и она практически потеряла сознание.
Что Кришна ворует? Кришна ворует масло. Но что ворует Шрила Гурудев? Шрила Гурудев ворует сердца!
Шрила Гурудев явился в темную половину месяца на новый день луны. Шрила Гурудев искусный вор. Он еще больший вор, чем даже Сам Шри Кришна. А также и мой духовный дедушка, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, который также явился в темную половину месяца в Нандотсаву.
Два года назад мы были в Лос-Анджелесе, в Америке. Однажды Враджанатх Прабху попросил нашу духовную сестру, хорошую киртанию, спеть киртан, но она опустила лицо и стала отрицательно махать головой. А Враджанатх Прабху спросил: «Что случилось? Почему ты не хочешь петь киртан?» «Я не могу спеть», – повторяла она. Она очень сильно плакала. И тогда Враджанатх Прабху спросил ее: «Почему ты плачешь? Тебя кто-то обидел?» Она ответила «нет!» и еще сильнее заплакала. «Я потеряла кое-что!» – сказала затем. «Что ты потеряла?» – спросил ее Враджанатх Прабху. «Это самая дорогая вещь в моей жизни! То, что у меня было – все ушло». – «Так что именно? У тебя украли песенник?» – «Нет, это не самая дорогая вещь!» – «Что же, что пропало?» – «Самая дорогая вещь в моей жизни, она пропала, она была украдена!»
И мы стали спрашивать ее: «Так кто украл? Преданный или не преданный? Если не преданный, то можно же подать заявление!» Она говорит: «Да, самый квалифицированный преданный! И то, что он забрал, он больше никогда не вернет мне назад!»
Мы все спрашивали ее: «Так что же у тебя украли? Деньги или какие-то золотые драгоценности?» – «Нет». – «Так этот преданный, кто он: грихастха, брахмачари, ванапрастха или санньяси?» Она ответила: «Нет, ни грихастха, ни брахмачари, а самый возвышенный и квалифицированный санньяси!» И мы подумали: «Санньяси? Как это может быть?»
И продолжали расспрашивать ее: «Ну, назови нам имя, мы знаем всех санньяси в нашей санге, мы попросим, чтобы он вернул тебе эту твою самую дорогую драгоценность!» А эта диди ответила: «Нет, вы не можете его попросить об этом, потому что этот санньяси очень хитрый!»
Мы продолжили: «Ну, вот, мы сейчас в Лос-Анджелесе, а потом мы уезжаем в Баджер на фестиваль, и туда приедет большинство санньяси, мы можем попросить тех, кто там будут, чтобы вернули тебе твою самую дорогую вещь!» Она сказала: «Нет, этот санньяси не приезжает больше в Баджер!»
И тогда мы спросили ее: «Пожалуйста, скажи нам по дружбе, мы же твои друзья, кто этот санньяси? Назови нам имя, чтобы мы могли тебе помочь!» Она сказала: «Этот санньяси – Шрила Гурудев! Он украл мое сердце и больше никогда его не вернет. И я не хочу его возвращать назад!». И она еще сильнее заплакала.
Итак, Гурудев ворует сердца. Один преданный написал Кришне аштаку, в которой говорится:
врадже прасиддхам наванита-чаурам
гопангананам ча дукула-чаурам
анека-джанмарджита-папа-чаурам
чаураграганйам пурушам намами1
В этой песне он прославляет Кришну как великого вора, который крадет масло, но в действительности Он крадет любовь враджаваси. И что Он также делает вместе с этим? Кришна крадет любовь Своих преданных и похищает всю их греховную деятельность. И также Он крадет одежду гопи. «И перед этим великим вором я склоняюсь в глубоком почтении!».
Что делает Кришна? Он крадет масло во Вриндаване и похищает грехи. Но что делает Шрила Гурудев?
бхише прасиддхам хридая-чаурам
падашританан ча анартха-чаурам
севак-мадхавасья-самаста-чаурам
чаураграганйам ачарйам намами
Как говорится в этой шлоке, что делает Шрила Гурудев? Он известен во всем мире как похититель сердец. И вдобавок он похищает анартхи из сердца. Кришна крадет всего лишь грехи, но Шрила Гурудев похищает анартхи. Анартхи более греховны, чем простые грехи. И что он сделал? Он похитил ум, сердце и душу у своего слуги Мадхавы. И перед самым великим среди ачарьев вором я склоняюсь в глубоком почтении.
Шрила Гурудев появился в темную половину месяца, в темное время суток. Он был очень спокойным малышом и не приносил беспокойства. Даже когда он подрос, он всегда смирно сидел там, где его посадят. Он уже знал, как ходить, как позвать, если надо, но он сидел спокойно и никого не звал. И казалось, будто бы этот маленький малыш сидит и на что-то медитирует. Тогда бабушка назвала его Бхоланатх. Это имя Шиваджи, который сидит и постоянно медитирует.
Когда Шрила Гурудев подрос, его дядя Камала-канта позвал одного квалифицированного астролога, чтобы наречь ребенка именем. И тогда астролог посмотрел, что в его созвездии имя должно начинаться на «Ш».
Камала-канта приходится младшим братом отцу Шрилы Гурудева. Но, не смотря на то, что он младше, он был главным в семье, и все его слушались. И как он скажет, так и будет.
И тогда дядюшка Шрилы Гурудева, Камала-канта прабу, сказал: «С сегодняшнего дня этого мальчика будут звать Шриман Нараян!». А бабушка Дулари сказала: «О, Камала-канта, почему не Бхоланатх? Тебе не нравится Шиваджи?» «О, моя глубокочтимая мама! – ответил он. – Я очень глубоко почитаю Шиваджи. Но когда малыш вырастет и пойдет играть с друзьями-мальчишками, они будут смеяться над ним, говоря: «Эй, Боло-Боло, где твой бык, где твой трезубец?»»
Бабушка Шрилы Гурудева спросила: «Зачем же такое длинное имя? Что, нет имени покороче?» И Камала-канта сказал: «О, моя дорогая мама! Разве ты не помнишь, неделю назад мы были на лекции нашего Гурудева, и он прославлял нам имя Нараяны и историю о Аджамиле? И таким же образом, те, кто будут звать его Шриман Нараяна, будут получать благо!»
Тогда бабушка Шрилы Гурудева сказала: «О, мой дорогой сын Камала-канта! Я не буду называть его Шриман Нараяна, это уж слишком длинно. Я буду звать его просто Нараяна». И так его и звали – Нараяна.
От дома Шрилы Гурудева где-то в двух-трех милях пешком находилась Ганга. И когда Шрила Гурудев еще немного подрос, он всегда отправлялся на Гангу со своим отцом принять омовение. Иногда он шел с ним пешком за ручку, а иногда отец садил его себе на плечи и нес.
Шрила Гурудев говорил: «Я такой неудачливый! Я родился в штате Бихар». Считается, что когда Пандавы были сосланы в ссылку на двенадцать лет, они путешествовали повсюду, и любое место, в которое они не приходили, считается нечистым.
Шрила Гурудев говорил: «Я такой не удачливый!» И тогда я сказал Гурудеву: «О, Гурудев, как же так? Вы же сами говорили, что Ганга – это очень и очень возвышенное место. А ваша деревня находится на берегу этой реки. Несмотря на то, что Пандавы не приходили сюда, разве это нечистое место? Вы только посмотрите: недалеко от вашей деревни находится деревня, которая называется Наратоле, там Нарада Риши построил свой ашрам. А на берегу Ганги Вишвамитра Риши построил свой. Как же это место может быть нечистым?»
Я продолжал: «О, Гурудев! Когда Пандавам пришлось отправиться в ссылку на двенадцать лет, потому что Дурьодхана и Шакуни все время задумывали подлость против них, они так расстроились, что им придется оставить свой царский дворец, потому что Кришна время от времени приходил и навещал их. А сейчас, когда они в ссылке, Кришна уже не сможет приходить к ним».
«О, Гурудев! – говорил я. – Когда Пандавы вернулись из ссылки, они посещали Бихар и были очень счастливы!» Шрила Гурудев удивился: «Как же так? Разве Пандавы посещали Бихар?» «Да, Гурудев, вы же сами рассказывали!» – отвечал я. «Да? А когда я это рассказывал?» – недоумевал он. И я ответил: «Неужели вы забыли? Перед тем как начиналась битва Махабхарата, Джарасандха жил рядом с Бихаром, и каждый день он жертвовал очень много золота и других ценностей. И однажды туда явился Кришна, Бхима и Арджуна, переодевшись брахманами.
Итак, они появились в собрании в облике брахманов, и все там просили то золота, то еще каких-либо драгоценностей. Когда же Джарасандха увидел этих брахманов, он спросил: «Чего вы хотите?» «Я хочу сражаться!» – ответил ему Кришна. Услышав Его слова, Джарасандха рассмеялся и сказал: «С брахманами? Да кто вы вообще такие? Брахманы не просят такое пожертвование!» «Я – Васудев!» – сказал Кришна. Тогда Джарасандха захохотал еще больше: «Васудев? Я помню тебя в Матхуре! Ты убежал с поля битвы!» «А это кто такие?» – спросил Джарасандха, указывая на остальных. «Это Арджуна и Бхима!» – ответил Кришна. «Арджуна и Бхима? – удивился Джарасандха. – О, я с Арджуной сражаться не буду – он евнух!» Арджуна был экспертным стрелком, а Джарасандха был экспертом в битве на палицах. Среди Пандавов искусно владел палицами Бхима. И Джарасантха сказал: «Вот с Бхимой я буду драться!» «Хорошо, не возражаю!» – уступил Кришна.
Эта битва между Бхимой и Джарасандхой длилась несколько дней. В конце концов, Бхима убил Джарасандху.
И я сказал Гурудеву: «О, Гурудев, как же может место, где вы родились, быть нечистым? Ну да, Пандавы не приходили сюда во время ссылки, но зато они пришли сюда после ссылки вместе с Кришной и убили великого демона! И они были очень счастливы! И более того, вы же сами говорили, что когда рождается великая личность в каком-либо месте, это место более чем чисто!» И тогда Шрила Гурудев рассмеялся, похлопал меня по плечу и сказал: «Ну да, я знаю, что ты очень разумный! Своими аргументами ты можешь убедить кого угодно!» «Нет, Гурудев! Это все по вашей милости!» – отвечал я.
Мы встретимся с вами скоро в пять часов по полудню.
Преданный: Вы рассказывали, в какой день родился Шрила Гурудев. А в какой день вы родились?
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Так как я родился из лона своей мамы, нужно спросить у нее. Но она уже оставила этот мир. Если она придет ко мне во сне, я у нее спрошу. Но ни мама, ни папа ко мне во сне пока не приходят.
- «Шри Чаураграганья-пуруша-аштака», Билвамангал Тхакур.