Према-пара-бхакты: Пандавы (1 из 6) — Россия (Москва)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам своих парамарадхья гурупада-падм ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я приношу почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих духовных предшественников, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, и всей нашей рупануга гуру-варги. Также я выражаю почтение всем собравшимся вайшнавам и вайшнави, а также всем преданным и гостям, которые пришли сюда и вдохновляют меня рассказывать хари-катху.

Шрила Санатана Госвамипад, один из шести Госвами, описывает в своей «Брихад-бхагаватамрите» пять видов преданных:

  1. Гьяни-бхакты на примере Прахлады Махараджа.
  2. Шуддха-бхакты на примере Амбариши Махараджа.
  3. Према-бхакты на примере Ханумана.
  4. Према-пара-бхаткы на примере Пандавов.
  5. Прематура-бхакты на примере Уддхавы.

Не так давно мы уже обсудили Прахладу Махараджа, Амбаришу Махараджа и Ханумана, а сейчас я перехожу к Пандавам.

Благодаря Пандавам, Господь Дваракадиш-Кришна поведал «Бхагавад-Гиту» на поле битвы. «Бхагавад-Гита» известна во всем мире. Во время битвы Махабхараты, когда Арджуна отказался сражаться против Кауравов, Кришна стал наставлять его и весь мир. Эти наставления и есть «Бхагавад-Гита».

Битва Махабхараты проходила на поле Курукшетра. Откуда пришло это название? Предком Пандавов был царь Куру, самый влиятельный царь всех времен. «Бхагавад-Гита» начинается с этой шлоки:

дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах
мамаках пандаваш чаива ким акурвата санджайа

Дхритараштра был отцом Дурьодханы и его братьев. Он был слеп от рождения и не знал, как выглядят Дурьодхана, Арджуна и другие. Его желанием было наблюдать за битвой Махабхараты. Но каким образом он мог бы ее видеть? Тогда Дхритараштра стал молиться Вьясадеве, и мудрец ответил, что может одарить его божественным видением. Царь ответил, что слеп от рождения и не знает, кто как выглядит. И тогда он попросил Вьясадеву одарить трансцендентным видением своего колесничего Санджаю.

Таким образом, в этой первой шлоке «дхарма-кшетре куру-кшетре самавета йуйутсавах», мы слышим слова «дхарма-кшетре». Что означает это выражение? В чем заключается смысл этого названия?

Когда началась битва, царь Дхритараштра очень хотел знать, что там происходит.

Аджай Кришна, ты можешь ответить, почему это поле называется дхарма-кшетрой и почему царь очень интересовался, что там происходит?

Аджай Кришна дас: «Дхарма-кшетра» означает «поле, на котором вершилось правосудие». С одной стороны были Пандавы, на их стороне была дхарма, а на противоположной стороне были Кауравы, которые пренебрегали дхармой. Дхритараштра, конечно, хотел узнать, как его сыновья, Кауравы, будут сражаться против немногочисленной армии Пандавов, как они победят. Он сопереживал своим сыновьям.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Итак, почему Дхритараштра хотел знать о событиях на поле битвы? Потому что это естественно для отца знать, что происходит с его сыновьями. В действительности, было две причины. Дхритараштра знал, что Пандавы очень религиозны, и он думал так: «Это поле ведь называется «дхарма-кшетра», «религиозное место». Возможно, Пандавы скажут Дурьодхане, что им ничего не нужно и что дальше они согласятся существовать на подаяние». С другой стороны, он так же надеялся, что, возможно, Дурьодхана отдаст половину царства Пандавам и все закончится миром.

Что означает «дхарма-кшетра»? В древние времена основателем династии Кауравов был царь по имени Куру. У него были большие владения. Каждый день с помощью быков и плуга он вспахивал землю. Видя это, правитель небесных планет Индра беспокоился за свое высокое положение. Каждый день он приходил к царю Куру и спрашивал: «Зачем ты это делаешь? Для чего ты каждый день вспахиваешь землю?» Но царь Куру не обращал на его слова никакого внимания.

Однажды Куру остановился и спросил: «Кто ты? Почему ты задаешь мне эти вопросы?» Индра ответил: «Я царь райских планет». «Боже мой!», – сказал Куру – «Почему же ты пришел?» Индра сказал: «Перестань, пожалуйста, вспахивать землю. Если тебе нужно благословение, я тебе его дам». «Хорошо, я перестану вспахивать, но при одном условии, – ответил Куру. – Пусть тот, кто умрет на этом поле, после смерти отправится прямиком на райские планеты». И Индра согласился: «Пусть будет так!»

Обычно, чтобы попасть на райские планеты, людям нужно совершить множество аскез, но тот, кто просто умрет на этом поле, сразу же отправится в рай. Поэтому это место называется «дхарма-кшетра».

Дурьодхана и его сто братьев, а так же Пандавы принадлежат династии Куру, и поэтому их называют Кауравами. Но отца Пандавов звали Панду, поэтому их называют не Кауравы, а Пандавы.

У Панду было две жены: Кунти и Мадри. Кунти родила Панду троих детей: Юдхиштхиру, Бхиму и Арджуну. А Мадри произвела на свет Накулу и Сахадеву. У Дхритараштры тоже было две жены, одну из которых звали Гандхари. Она принесла Дхритараштре 100 сыновей и одну дочь, а его вторая жена родила сына по имени Викарна.

Все Пандавы были воплощениями полубогов. Юдхиштхира был воплощением самого Ямараджа; Бхима был инкарнацией Ваю, бога ветра; Арджуна появился как воплощение Индры; а Накула и Сахадева стали инкарнациями небесных врачей, Ашвини-кумаров.

С самого начала Пандавы были очень религиозными, и Дурьодхана постоянно завидовал этому. Среди Пандавов Бхима был самым высоким и упитанным. Никто не мог его победить в сражении. Также Бхима очень любил есть прасад. Однажды Дурьодхана предложил своему брату Духшасане покончить с Бхимой с помощью яда. Дурьодхана подмешал в ладду яд и позвал Бхиму играть вместе. Остальные Пандавы не беспокоились: «Ну, нет Бхимы – ничего страшного. Как обычно где-то играет».

Итак, Дурьодхана и Духшасана стали кормить Бхиму отравленными ладду. Через некоторое время Бхима потерял сознание, а Дурьодхана с братом крепко связали его тело и сбросили в реку. Через какое-то время Пандавы забеспокоились, куда подевался Бхима. Они стали спрашивать Дурьодхану: «Ты не видел Бхиму?» «Ну да, он был тут, но уже ушел», – отвечал им он. И Духшасана ответил то же самое.

Тем временем течение реки отнесло Бхиму в низший мир, Нагалоку, где обитали змеи. Увидев Бхиму, змеи стали его жалить. Но их укусы были подобно противоядию для Бхимы, и вскоре он пришел в себя и стал с ними сражаться. Тогда змеи подумали: «Боже мой! Кто же это такой? Мы его жалили-жалили, а теперь он нас атакует!». И они отвели его к своему царю. Когда царь змей увидел Бхиму, он воскликнул: «О! Да это же мой внук!» и дал ему много своих благословений.

После этого Бхима, став еще сильнее, вернулся назад и постоянно сражался с Дурьодханой и Духшасаной. А Юдхиштхире, царю Дхритараштре и деду Бхишме он рассказал о том, как Дурьодхана накормил его отравленными ладду.

Итак, Дурьодхана стал все больше задумываться, как убить Пандавов. Согласно индийской традиции, в весенний период они отмечают один праздник. Подобно тому, как Москва находится в одной части России, а Камчатка в противоположной, точно так же Варанават находится в совершенно другой части царства Пандавов, очень далеко от Индрапрастхи. Тогда Дурьодхана подумал: «Каждый год мой отец организовывает этот праздник, а теперь я им займусь». Дурьодхана приказал построить большой дворец в Варанавате из легковоспламеняющихся материалов, даже более горючих, чем пластик. Он пришел к Дхритараштре и сказал: «О, отец! Юдхиштхира – принц, и спустя какое-то время он займет твое место. Пусть в этот раз он отправится в Варанават и проведет всю эту церемонию». «Нет проблем», – ответил Дхритараштра, позвал Юдхиштхиру и приказал ему поехать и провести эту церемонию.

Видура был дядей как Кауравов, так и Пандавов, и министром царя Дхритараштры. Он знал о готовящемся заговоре и позаботился, чтобы его люди сделали тайный подземный ход из дворца наружу. Когда Пандавы приехали в Варанават, Юдхиштхира заметил, что дворец был очень большой, но имел всего один выход, и забеспокоился. Тогда рабочие Видуры сообщили Пандавам, что Дурьодхана хочет их сжечь в этом дворце и спастись можно только через подземный ход.

Отца Дваракадишы Кришны звали Васудева Махарадж. Когда явился Кришна, Он находился в тюрьме Камсы вместе со своей супругой Деваки. Сестру Васудевы Махараджа звали Кунти Деви, и она была матерью пяти Пандавов. Таким образом, Кришна и Пандавы были двоюродными братьями.

В этом дворце находилась одна женщина с пятью сыновьями, которые занимались постройкой дворца из красного легковоспламеняющегося шеллака. Пандавы долго думали и решили сами поджечь дворец. Братья предлагали, чтобы мама Кунти это сделала, но Бхимасена сказал: «Что за работу вы ей даете? Лучше я это сделаю и буду выходить последним». Тогда Пандавы выбрались из дворца через подземный ход, а Бхима, будучи последним, поджег его. А та женщина с сыновьями не смогла выбраться из пожара, и все они вместе сгорели.

У Дурьодханы везде было множество шпионов, которые рассказали ему о случившемся пожаре и о том, что на пепелище нашли шесть обгоревших трупов, один из которых принадлежал женщине, а другой был самым высоким среди остальных. Все подумали, что эта женщина, должно быть, Кунти, а более высокий – это Бхима. Дурьодхана сильно обрадовался, однако подумал: «Почему же подожгли на день раньше?» Но тут же выбросил из мысли все сомнения, поддавшись радости: «А, не важно, главное, что мой враг уже мертв!». А дед Бхишма, услышав об этом, очень опечалился. Он закрылся в своей комнате и никого не хотел видеть.

Сейчас я вернусь немного назад. Когда Пандавы и Дурьодхана играли вместе, они бросали горшочки с водой в масло, но те сразу тонули. Поэтому они были опечалены этим. В это время мимо прогуливался один человек. Он увидел, что принцы чем-то озабочены. Тогда он подошел и спросил: «Что тут у вас происходит?» И они ответили: «У нас утонул горшочек, и мы никак не можем его достать». Тогда этот человек попросил принести соцветия риса. Когда они принесли соцветия, он сложил их один на один, опустил в емкость с маслом и достал горшочек.

Братья рассказали старшим, как к ним подошел этот человек и помог достать горшок. Они назвали его Дрона. Тогда дед Бхишма назначил Дрону ачарьей, то есть учителем Пандавов, Дурьодханы и ста его братьев. Слава Дроначарьи разнеслась так, что до сих пор в Индии есть один университет, носящий его имя, Дроначарья-гаун.

Теперь я возвращаюсь обратно. Когда Пандавы выбрались из подземного хода, они решили остаться на ночлег, отдохнуть. Но пока все отдыхают, кто-то должен их охранять. Тогда Бхима остался охранять, а все остальные легли спать. В том лесу, где они находились, жили людоеды, Хидимб и Хидимба, брат и сестра. Хидимб сказал своей сестре: «Ты знаешь, я тут видел неподалеку людей. Уж очень хочется мне человечины, такой аромат от них исходит. Отправься-ка ты туда и принеси мне одного из них, там одна женщина и пятеро мужчин. А завтра утром я сделаю из них завтрак». Когда Хидимба пришла в то место, она увидела Бхиму. Ее ум полностью привлекся его красотой, и она вручила себя ему.

Так как она долго не возвращалась, ее брат Хидимб пришел туда сам и стал сражаться с Бхимой. Он владел иллюзией и стал использовать ее в сражении, но Хидимба приняла сторону Бхимы и стала разрушать иллюзию брата. От звуков битвы Арджуна проснулся, подскочил, схватил лук и стрелы и уже хотел вступить в бой, но Юдхиштхира остановил его: «Нет, это сражение двоих. Если бы тебя позвали, ты бы мог присоединиться, а так – нет». В конце концов, Бхима победил, и Хидимб был мертв.

Во время сражения все видели, что Хидимба помогла Бхиму. Она подошла к матери Кунти и принесла ей свои пранамы. Кунти благословила ее и спросила, чего она желает. Хидимба ответила, что хотела бы выйти замуж за Бхиму. Тогда Накул и Сахадев обрадовались и стали шутить: «О, Бхима так плохо сейчас кушает. А теперь у нас будет невестка, она будет о нем заботиться». Бхима хотел их поколотить, но они спрятались за мамой. Кунти спросила Юдхиштхиру: «Ты старший, как отец. Скажи, что же нам делать?» «Пусть Бхима женится, не проблема», – ответил он. И тогда Бхима женился на Хидимбе и на некоторое время остался с ней, а Кунти была с четырьмя сыновьями.

Спустя какое-то время Бхима вернулся к братьям и матери Кунти и с этого момента уже оставался с ними. Пандавы пошли дальше, достигли Бенгалии и посетили Экачакру, место явления Шри Нитьянанды Прабху. Там они поселились в доме одного брахмана.

В этой деревне жил гигантский демон Бакасур. Каждый день местные жители приносили ему в жертву одного человека и другие подношения. Так по очереди с каждого дома этой деревни каждую ночь приносили в жертву одного человека. Однажды очередь отдавать человека дошла до того дома брахмана, где остановились Пандавы. Хозяева очень расстроились и опечалились. Они не знали, что им делать, потому что у них было три сына. Старший сын был очень дорог отцу, поскольку после того как отец постареет, этот сын будет заботиться и поддерживать семью. А младший сын был очень дорог матери. Тогда они решили отдать среднего и очень плакали.

Кунти Деви спросила: «Почему вы плачете? Что произошло?» «Ничего, не беспокойтесь», – отвечали они. «Нет-нет, вы тоже наша семья, пожалуйста, расскажите мне», – продолжала Кунти. Тогда они рассказали всю историю, и Кунти-деви сказала: «У меня пять сыновей, я пошлю своего среднего, не проблема». «Нет, нет!» – ответили хозяева. – «Вы наши гости, мы не можем так поступить. Служение гостям – самое лучшее дело, как на западе, так и на востоке».

Тогда Кунти Деви послала за Бхимой, и когда он пришел, сказала: «Сегодня ты должен отправиться как подношение Бакасуру, который живет здесь». Хозяева дома не разрешали отправлять Бхиму, но Кунти сказала, что Бхима очень сильный и убьет Бакасуру. Только в этот раз нужно будет отправить не одну телегу подношений, а две. После этого Бхима вместе с телегами отправился к Бакасуру. Как только он достиг этого места, то увидел, что демон спал и храпел в обе ноздри. Как только Бакасур почувствовал запах человека, он проснулся и увидел, что Бхима сидит и в обе руки поедает все подношения, которые ему принесли, и очень разозлился. Он стал кидать в него камни, но Бхиме было все равно, он ел за обе щеки. Затем началась битва и, в конце концов, Бхима убил Бакасуру, вернулся в деревню и все были очень счастливы.

После этого Пандавы отправились дальше через лес и достигли Пунджаба. В это время в царском дворце в Хастинапуре дед Бхишма сокрушался, чувствуя разлуку с Пандавами. Однажды к нему пришел Видура и спросил: «Почему ты печалишься, Пандавы-то на самом деле живы!» «Что?! Почему ты раньше мне об этом не сказал?» – удивился он. И Видура ответил: «Поскольку Дурьодхана это все устроил с плохим замыслом и держал в секрете, поэтому я не раскрывал тайну. В действительности, в том доме сгорели люди, которые строили его. Поэтому не беспокойся, я все устроил, они живы».

Итак, в том царстве, которого достигли Пандавы, царем был Друпад. Он хотел, чтобы у него появились дети, и устроил ягью для этой цели. Во время церемонии из огня вышла одна дочь и один сын. Сына звали Дхриштадьюмна, а имя дочери было Драупади.

Когда Пандавы пришли в это царство, пришло время Драупади выдавать замуж. Для этой цели царь проводил церемонию (сваямвару), на которой невеста сама себе выбирала супруга. На своего избранника она должна была надеть гирлянду. А для выбора лучшего жениха царь Друпад установил высокую колонну с вращающимся колесом сверху, к которому была привязана рыба, а внизу этой колонны находилась емкость с маслом. Царевич, который хочет заполучить в жены Драупади, должен был поразить вращающуюся рыбу в глаз, глядя на ее отражение в масле.

Почему использовалось масло, а не вода? В масле отражение не будет четким, и поэтому попасть в глаз рыбы сможет только очень опытный стрелок.

Итак, на это состязание приехало много царевичей, а так же прибыли такие великие воины, как Дроначарья, Крипачарья, дед Бхишма. А также туда прибыли и Пандавы в облике брахманов.

А продолжение я расскажу вам на вечерней лекции.

Возможно, вы многое и не слышали из того, что я рассказываю. Все это я слышал от Шрилы Гурудева, моего Гуру-Махараджа Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, и Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа. Поэтому все заслуги принадлежат им.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.