Победа над Раваной

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные и почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я смиренно кланяюсь лотосным стопам моих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, и всей своей рупануга-гуру-варги. Я приношу почтительные дандават-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.

Мы обсуждаем с вами преми-бхакту Ханумана. Сегодня утром мы с вами слышали историю о том, как Махираван и Ахираван взяли в плен Господа Рамачандру и Лакшмана, а Хануман их освободил.

Когда они вернулись с Патала-локи, то все обезьяны затрубили в горны так громко, чтобы Сита-деви могла их услышать и понять, что с Рамой и Лакшманом все в порядке. Когда Она находилась у Раваны, все ведьмы постоянно над ней измывались и говорили: «О, Сита. Пока не поздно, выходи замуж за Равану!» И когда Она услышала звуки горна, то вздохнула с облегчением.

Итак, началась битва с Раваной. И в бою Равана использовал стрелы, которые, вылетая, превращались в змей. В один момент эти змеи связали Раму и Лакшмана, и начали стягивать их своими кольцами так сильно, что их тела посинели. Однако никто не мог освободить их, поскольку эти змеи были таковыми, что все, кто прикоснется к ним, пытаясь освободить жертву, встретятся лицом к лицу с олицетворенной смертью. Тогда все стали думать, как же помочь Раме и Лакшману, и обратились к Вибхишане: «О, Вибхишана, ты исходишь из демонической династии, и, наверняка, ты знаешь, как предотвратить это». Но Вибхишана ответил: «Нет. К сожалению, я не знаю, как это сделать». И тогда все начали искать Ханумана, но его не было рядом. Хануман знал, что помочь в борьбе со змеями может только Гаруда, потому что птицы и змеи – вечные враги.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху был маленький, однажды Он играл в саду Шачиматы и Джаганнатхи Мишры. И в какой-то момент Анантадев захотел увидеть своего Прабху и приполз в это место. Будучи сваям-бхагаваном, маленький Нимай знал, что Анантадев пришел, чтобы пообщаться с Ним, и тогда Он решил исполнить его желание.

Мы с вами спим на удобных кроватях с подушками и с одеялами, а Бхагаван лежит на большом змее, и Лакшми массирует Его стопы.

Итак, играя в саду, маленький Нимай вдруг увидел змея Анантадева, который лежал, сложив тело кольцами, и шипел, подняв клобуки. И тогда Гаура-Хари подбежал к нему, сел и приобнял за голову. От Его прикосновения Анантадев растаял и почувствовал большую радость. И когда он сложил клобуки, Нимай сел не него, приобнял и начал раскачивать его голову. Но вскоре в доме Джаганнатхи Мишры заметили, как Нимай сидит на этой большой и страшной змее, и ужаснулись в страхе, что она навредит маленькому Нимаю. И тогда они начали взывать к Гаруде: «О, Гаруда! Гаруда!» В этот момент Анантадев понял, что пора уходить. И Сам Нимай, поняв, что родственники уже начали сильно беспокоиться за Него, подумал: «Ну, все, пора заканчивать эту игру». Он слез с Анантадева, и, принеся Ему поклоны, змей тут же уполз.

Итак, Хануман отправился на Вайкунтху за Гарудой, в его обитель, поскольку только лишь почувствовав запах Гаруды, змеи расползаются в разные стороны. Достигнув Вайкунтхи, Хануман обратился к Гаруде: «О, Гаруда, пожалуйста, снизойди на Землю. Для тебя есть служение Господу Раме». И тогда Гаруда отправился вместе с Хануманом в лагерь Рамы.

В скором времени Хануман с Гарудой прибыли на поле боя, и, почувствовав запах Гаруды, змеи тут же расползлись, а Рама и Лакшман постепенно начали приходить в сознание.

Узнав, что Рама и Лакшман очнулись, Равана отправил к ним своих шпионов, и шпионы принесли ему весть, что змеи расползлись из-за Гаруды, которого привел Хануман. И тогда Равана сказал: «Ну, пускай эта битва закончится, и я преподам им хороший урок».

В ходе битвы большая часть армии Раваны и его принцесс было убито. И тогда его сын Меганатх, известный также под именем Индраджит, решил провести жертвенную ягью, благодаря которой он станет бессмертным и его никто не сможет победить. Но Рама и Лакшман – это Сам Верховный Господь, и поэтому они не зависят от всего этого. Но так как они являют нарават-лилу (игры, подобные человеческим), то им нужно вести себя, подобно обычным людям.

Итак, Меганатх начал возводить жертвенный костер, и из-за гор поднялся дым. Все начали спрашивать: «Куда же подевался Меганатх?» А затем обратились к Вибхишане: «О, Вибхишана, не знаешь ли ты, почему с вершины горы идет дым?» И тогда Вибхишана сказал: «Меганатх собирается провести ягью полубогиням, чтобы достичь бескрайней силы, поэтому нам нужно каким-то образом остановить его. Однако это место надежно охраняется, и никто не может туда проникнуть». Но Хануман тут же сказал: «По беспричинной милости моего Господа Рамы все невозможное становится возможным» и сразу отправился туда с Ангадой и другими обезьянами.

Когда они добрались до того места, то сразили всех противников и прошли к жертвенному огню. Тем временем Меганатх сидел и кидал ингредиенты в костер, произнося различные мантры. Но Хануман подошел к нему и начал пихать, толкать, щипать и дергать, не давая ему совершать ягью. Ведь, согласно традиции, если ягья не будет проведена правильно и костер будет потушен, то она не принесет успеха. Поэтому они всячески пытались ему помешать, а потом взяли и залили все это пространство водой. Увидев, что его костер потушен, Меганатх отчаянно воскликнул: «О, Боже мой! О, горе мне». И подумал: «Наверное, мой дядя все им рассказал».

Перед этим Вибхишана предупредил Лакшмана, что у Меганатха есть особое оружие и нужно не дать ему им воспользоваться. И тогда Лакшман стал вызывать на бой Меганатха: «Выходи сражаться!». «Хорошо. Только позволь мне взять мое оружие», – говорил ему Меганатх. «Зачем тебе оружие? Ты же такой сильный! – отвечал Лакшман. – Давай выходи!»

Но Меганатх залез на свою колесницу и исчез. И тогда Хануман сказал: «Запрыгивай ко мне на плечи! Ваш бой должен быть равным, а у тебя нет колесницы! Не раздумывай, садись!» Лакшман сел Хануману на плечи, и они тут же взмыли в облака.

Спустя какое-то время Меганатх был убит Лакшманом. Узнав об этом, Равана очень расстроился и позвал к себе астролога изучить карту Господа Рамачандры. Проверив все данные, астролог сказал: «О, Равана, у тебя совершенно нет шансов. Планеты в гороскопе Рамы стоят таким образом, что они образуют всемогущую силу». Тогда Равана решил похитить все эти девять планет. Он принес их к астрологу и сказал: «Я постараюсь расставить их таким образом, что Рамачандра умрет». Разузнав об этом, Хануман явился в царство и освободил все девять планет. В это время Равана с астрологом в другом месте ожидали, когда принесут все эти девять планет, наваграху, но их так и не принесли. И тогда Равана решил сам все проверить. Но когда он зашел в это место, то увидел, что там никого нет. Все убиты, а планеты исчезли. И тогда он подумал: «Наверное, эта бешеная обезьяна была здесь». А затем, спустя какое-то время Равана погиб в бою с Рамачандрой.

Время для ссылки Рамачандры было рассчитано на 14 лет, и оно уже подходило к концу. Рамачандра думал о том, как Ему точно в срок вернуться назад. И тогда Он послал Ханумана, чтобы тот встретил Бхарату и все подготовил так, чтобы это не было слишком волнительно для людей.

Следуя указу Господа Рамы, Хануман пришел в облике брахмана в то место, где находился Бхарата и Васиштха Риши. Они уже ждали, когда же вернется Рамачандра, чтобы начать церемонию. И тогда Хануман сказал им: «Чего вы так беспокоитесь? Господь Рамачандра уже в пути». Увидев Ханумана, Васиштха спросил Бхарату: «О, Бхарата, ты знаешь, кто это такой?» Тогда Хануман принял свой облик, и Бхарата сразу узнал его: «Да, я знаю его». «Откуда ты знаешь эту обезьяну?» – удивился Васиштха Риши. И тогда Бхарата рассказал ему: «Вместе с обезьянами Рама строил мост на Ланку, чтобы вступить в бой с Раваной. И однажды ночью, когда Лакшман был сражен в битве и находился на волосок от смерти, Хануман нес для него гору с целебными травами. И, думая, что это демон, я выстрелил в него. О горе мне! Я чуть не убил преданного Рамы! Он упал, потеряв сознание, и шепотом стал повторять: «Рама, Рама». А когда он, наконец, пришел в себя, то рассказал о том, что Лакшман находится в смертельной опасности и что он нес эту гору с травами, чтобы успеть до восхода солнца сделать для него лекарства и спасти ему жизнь. Тогда я сказал: «Пожалуйста, садись на мою стрелу, и я быстро доставлю тебя». Но Хануман ответил: «Нет, по милости моего Прабху я могу лететь». И, воспевая «Рама, Рама», он отправился назад. До сих пор я никому не рассказывал об этом».

Когда Равана был убит, Вибхишана стал править его царством, а Рама вернулся в Айодхью, и в честь Его возвращения была устроена прекрасная церемония абхишеки. Все были счастливы.

Всех обезьян Господь Рама отпустил, а, взглянув на Ханумана, подумал: «О, Хануман совершал для Меня так много служения! Как же Я могу поблагодарить его?» Он посмотрел на Ситу, и тогда Она сняла с себя очень дорогое жемчужное ожерелье, отдала Господу Раме, а Он передал его Хануману. Но, взяв его, Хануман тут же стал его грызть, вглядываться в бусины и выбрасывать одну за другой. «Что же ты делаешь, глупая обезьяна? – заругали его окружающие. – Мать тебе подарила такое прекрасное дорогое ожерелье, а ты его грызешь!». «Я ищу там кое-что», – ответил Хануман. «Что же ты там ищешь?» – заинтересовались все вокруг. «Я ищу, есть ли тут внутри мой Прабху и Его имя, – ответил он. – Для меня ничто не имеет ценности, если там нет Господа Рамы». Но тут кто-то сказал: «А как же твое тело, Хануман? Ведь в нем тоже нет Господа Рамы». Но тут Хануман вдруг разорвал руками свою грудь, и все увидели в его сердце Самого Господа Рамачандру и мать Ситу.

Итак, после возвращения в Айодхью, Хануман дни и ночи напролет служил Господу Раме. Но Ситу-деви, Лакшмана, Бхарату и Шатругну очень волновало, что он забирает все служение. И тогда они разделили это служение между собой и решили, что Сита будет служить ночью, а остальные днем. На следующее утро, когда Хануман пришел во дворец, ему не позволяли ничего делать. И тогда он взмолился: «О, пожалуйста, дайте мне хоть какое-нибудь маленькое служение. Как же я могу жить без служения моему Прабху?». «Ну уж нет, – ответили они ему. – Ты и так много служения совершил, а теперь мы будем это делать». «Тогда позвольте мне хотя бы щелкать, когда мой Прабху будет зевать, – сказал Хануман, – и тогда все неблагоприятное будет уходить с Его пути». И тогда ему сказали: «Хорошо, только Господь никогда не зевает. Ты можешь щелкать там, за пределами дворца».

И тогда Ханумана вышел из дворца, сел под дерево и стал щелкать без конца, напевая: «Джая Рам, джая Рам, джая джая Рам. Джая Рам, джая Рам, джая Сита Рам». От этого Господь Рамачандра стал без конца зевать и даже не мог принять пищу, которую любовно для Него готовили. И тогда все задумались: «Наверное, это обезьяна сидит там и без конца щелкает. Что же нам делать?» Тогда они обратились к Васиштхе Риши, и он сказал им: «Позовите Ханумана и дайте ему хоть какое-то служение». Подойдя к нему, они увидели, что он сидит под деревом и, без конца щелкая, напевает: «Джая Рам, джая Рам, джая джая Рам. Джая Рам, джая Рам, джая Сита Рам». А в свое оправдание Хануман сказал им: «Ну откуда же я могу знать, когда мой Господин зевает? Поэтому я и щелкаю без конца, чтобы не пропустить этот момент». И тогда его отвели во дворец и дали служение.

Однажды Господь Рамачандра сидел в тронном зале, где принимают гостей, а Сита задерживалась, и поэтому Хануман отправился посмотреть, что же делает его мать. Когда он вошел к ней в комнату, он увидел, что Сита украшает себя. Согласно ведической традиции, замужние женщины наносят себе на лоб красную точку, а на пробор сыпят синдур, красный порошок. И тогда Хануман спросил: «О, мама, что же Ты делаешь?». «Украшаю Себя», – ответила Сита. «Но у Тебя так много прекрасных и дорогих украшений с алмазами. Зачем Ты сыпешь этот порошок?». «О, мой дорогой сын, – ответила ему Сита, – этот порошок называется синдур. И если замужняя женщина наносит его, то жизнь ее господина будет преподносить ему только самое лучшее и станет очень долгой». «Действительно?» – удивился Хануман. «Да», – ответила Сита. И когда они вышли в собрание к Рамачандре и Сита села на Свое место, Хануман прокрался обратно в Ее комнату и решил нанести на себя весь это порошок.

Вначале он брал этот порошок и сыпал на свое тело. Но порошок осыпался. И тогда он, увидев рядом масло (у Ситы-деви длинные волосы, и поэтому Она использует масло), взял его, налил в горшок с порошком, сделал пасту и измазал себя с головы до пят. И когда он вышел в собрание, то своим видом смутил всех присутствующих. «О, боже мой! Кто же это такой? – перешептывались присутствующие. – Что это за странное существо, похожее на Ханумана?» Хануман сел со своей булавой на свое место. Все глядели на него, а Сита смеялась, прикрывая рот рукой. «Хануман, что это с тобой сегодня?» – спросил его Рамачандра. «О, Прабху, это синдур», – ответил Хануман. «Но зачем ты его нанес?» – поинтересовался Господь Рама. «Я увидел и спросил маму, что она наносит себе на пробор. И Она ответила мне: «Это для того, чтобы Мой Господин жил долго». Поэтому я осыпал им все свое тело, и теперь Твоя жизнь будет очень долгой». Тогда все засмеялись и стали хлопать в ладоши.

На сегодня я заканчиваю. Завтра у нас будет с вами последняя утренняя лекция, а вечером я уже улетаю в Москву. В этом году у меня не так много времени, потому что преданные зовут меня в разные города, и в этот раз я впервые посетил Красноярск и Сочи. Но в следующем году я приеду и попробую задержаться подольше. Поэтому, пожалуйста, приходите все завтра в десять утра. Если у вас есть какие-то вопросы, то, пожалуйста, задавайте их.

Все, что я рассказываю – это по милости Шрилы Гурудева, Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и Шрилы Тривикрамы Госвами Махараджа.

Шрила Гурудев, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, с самого начала явился в семье преданных Господа Рамачандры. И, будучи еще маленьким, он получил Его даршан. Шрила Гурудев говорил мне: «По милости Господа Рамачандры и Ханумана я пришел к Господу Кришне».

Преданный: Завтра будет треть вашего тура. Можете ли вы рассказать что-нибудь из биографии нашего Шрилы Гурудева?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я повсюду понемногу рассказываю об этом. На самом деле, я много рассказываю о Шриле Гурудеве, и вся хари-катха, которую я рассказываю, – это не моя катха, а Шрилы Гурудева.

Он написал так много прекрасных книг. И если вы хотите развиваться в сознании Кришны, углубить свой бхаджан, пожалуйста, изучайте его книги, распространяйте, читайте их.

Но сегодня я, пожалуй, кое-что расскажу.

Шрила Гурудев был спортсменом, чемпионом по бегу, на велосипедах, на лодках и в прочих состязательных видах спорта. В то время в Индии правило британское правительство, он решил поступить на пост в полицию. Он пошел на собеседование, а там решили устроить состязание. Все знали, что чемпионом Бихара является Нараяна Тивари, но никто не знал его в лицо. И те, кто пришел на собеседование, выстроились в линию и на счет «три» должны были добежать с одного края поля до другого и вернуться назад. Но Шрила Гурудев подумал: «Я не буду тратить свою энергию, поэтому я побегу медленно, добегу до середины поля, развернусь и побегу назад». Он так и сделал и прибежал первым. И тогда все стали жаловаться офицеру, что он не добежал до конца края, а развернулся и прибежал первый. Но Гурудев сказал: «Давайте мы пробежим снова и посмотрим. Я добежал до конца и вернулся назад и готов еще раз пробежать». Тогда офицер сказал: «Да, вы знаете кто это вообще такой? Это чемпион Бихара, Нараяна Тивари». «Боже мой! – воскликнули все. – Это сам Шри Нараяна Тивари?! Нет-нет, тогда он победил. Мы не будем больше спорить». Так Шрила Гурудев поступил на работу в полицию.

Его график был три дня через три, и этот график постоянно менялся: с шести до десяти вечера, с десяти до двух или с десяти до шести утра. Однажды Шриле Гурудеву выпал график с десяти до шести утра. Но перед работой Шрила Гурудев воспевал мантру и так сильно и глубоко погрузился, что, когда он опомнился, было уже пять часов утра. И тогда он подумал: «Наверное, меня там совсем ругать будут. Ну, что ж, наступит утро, и я пойду проверю, какое наказание мне вынесут. Если меня уволят – ничего страшного, у моего отца очень много земель, и я могу работать, помогая ему».

Когда Шрила Гурудев пришел в полицию, он открыл книгу, где им приписывают различные баллы, и каково было его удивление, когда он увидел, что там было написано «повышение». «Как же это так? – подумал он. – Меня совсем не было, однако мне написали «повышение по работе»». Тогда он решил спросить своих коллег: «Почему меня повысили? Меня ведь совсем не было вчера. Я воспевал и забыл прийти на работу». Однако коллеги ответили ему: «Тивариджи, не шути над нами. Вчера пришел один высокопоставленный офицер, а ты был очень сообразителен и все сделал, как надо. Он был очень доволен тобой и назначил тебе повышение. А ты говоришь, что тебя не было. За кого ты нас принимаешь?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.