О Ханумане

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные и почтительные дандават-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я смиренно кланяюсь лотосным стопам моих духовных дедушек, Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, и всей своей рупануга-гуру-варги. Я предлагаю свои пранамы всем собравшимся вайшнавам и вайшнави, которые вдохновляют меня рассказывать хари-катху.

Мы с вами изучаем тему, которая изложена в «Брихад-бхагаватамрите» Шрилы Санатаны Госвами, где он рассказывает о пяти видах бхакт. Мы уже с вами слышали о гьяни-бхактах, о шуддха-бхактах, и сейчас на примере Ханумана мы с вами обсуждаем, кто такие преми-бхакты.

У Сурьядева, бога солнца, было два сына: Бали Махарадж и Сугрива. Однажды в царство Бали Махараджа пришел демон и бросил ему вызов: «Выходи и сразись со мной! Я вызываю тебя!» Тогда Бали Махарадж вышел, чтобы сражаться с этим демоном, а вместе с ним вышел и Сугрива. В ходе сражения демон понял, что он в великой опасности, и спрятался в пещеру. Преследуя его, Бали сказал своему младшему брату Сугриве: «Дождись меня здесь. А если же после битвы выйду не я, а демон, то убей его». Так Сугрива прождал целый месяц. Из огромной пещеры уже не доносилось ни звука, но он продолжал ждать. И однажды, когда оттуда вытекло много крови, он подумал: «Возможно, демон убил моего брата». И тогда он взял камень и заткнул вход в пещеру, а сам отправился в царство и стал царем.

Прошло немного времени. Покончив с демоном, Бали Махарадж захотел выбраться из пещеры, но у входа обнаружил, что он перекрыт. Однако, будучи очень сильным, он легко отодвинул камень, вышел наружу и, не найдя своего брата, в одиночку отправился в царство. Увидев своего младшего брата на царском троне, он пришел в гнев: «Как же так? Я же приказал тебе ждать меня, а ты вернулся сюда и стал царем!?». «О, мой старший брат, – отвечал ему Сугрива, – я отношусь к тебе, как к своему отцу, но я ждал целый месяц, а тебя все не было. И однажды, когда из пещеры потекла кровь, я подумал, что, должно быть, демон убил тебя. И поэтому, чтобы защититься от демона, я перекрыл вход в пещеру камнем, думая, что от голода и жажды демон там умрет, а сам вернулся в наше царство. Когда я пришел, министры, узнав о состоянии дел, сказали, что без царя тут начнутся беспорядки и что я должен взять бразды правления на себя. Так я и стал править. Но на самом деле прошло всего лишь два дня после моего возвращения, поэтому это царство твое, правь!»

Бали Махарадж прогнал своего младшего брата из царства. И когда Сугрива уходил, к нему присоединились Хануман, Нила, Нала и другие представители их рода. Однако Бали Махарадж не только их прогнал, но и преследовал. И они никак не могли скрыться от него, пока однажды не произошло одно событие.

Как-то раз на царство Бали Махараджа напал огромный демон в облике буйвола. Он был огромен, как гора, но, тем не менее, Бали Махарадж победил его и забросил его бездыханное тело вдаль. Упав на землю, этот демон забрызгал своей кровью всё вокруг. И так получилось, что в том месте находился ашрам одного мудреца. Увидев свой оскверненный кровью ашрам, этот мудрец проклял Бали Махараджа: «Если тот негодяй, что пролил кровь и осквернил лес, где я поставил свою хижину, придет сюда, его постигнет неминуемая смерть!» И когда Сугрива и другие услышали об этом, они поселились там, потому что знали, что теперь это защищенное место и Бали Махарадж не будет их тут преследовать.

В это время в Айодхье у царя Дашаратхи было четыре сына. Рядом с Рамой, старший сыном, всегда находился младший брат Лакшман, а Шатругна всегда сопровождал Бхарату. Однажды, Шатругна и Бхарата уехали к дяде по матери, и в это же самое время Махарадж Дашаратха почувствовал, что он устал от правления царством и обратился к своему гуру и священнослужителю Васиштхе: «Я хочу отойти от дел и заняться бхаджаном (уединенным поклонением Господу). Пожалуйста, посмотрите благоприятный день, когда я могу передать правление своему старшему сыну Раме. Я заметил, что граждане моего государства больше всего любят Его, поэтому я передам борозды правления Ему». И Васиштха ответил: «Согласно лунному календарю, самый благоприятный день завтра или на днях, и поэтому нужно провести церемонию как можно скорее, иначе такая возможность появится только через год. Поэтому не стоит откладывать».

Когда царь Дашаратха понял, что церемонию коронации нужно провести срочно, он сказал: «Конечно, не очень хорошо, что мои сыновья Бхарата и Шатругна далеко отсюда. Мы не можем их ждать. Но они мои сыновья, и они примут то, что Рама стал царем. Не будет никаких проблем. Поэтому готовимся к коронации!» И немедленно жители Айодхьи стали украшать столицу, готовясь к церемонии.

Среди цариц Дашаратхи Кайкея имела огромное влияние на царя и на само царствование. С её раннего детства о ней заботилась Мантхара, ее кормилица и служанка, которая была горбуньей. Когда Кайкея вышла замуж, то Мантхара последовала за ней. И так как Кайкея обладала большой властью и влиянием в царстве Дашаратхи, то и Мантхару, поскольку Кайкея относилась к ней как к матери, все слушались, даже Рама, Лакшман, Шатругна и Бхарата. Все обращались к ней как к бабушке.

Вскоре, после объявления о коронации, повсюду начался праздник, пения и танцы. Привлеченная этими звуками, Мантхара вышла из своей комнаты наружу, чтобы посмотреть, почему народ шумит, и спросила: «Что происходит?». «Ты не знаешь, что происходит? – ответили ей. – Завтра наш Рама станет царем!» Рассерженная, она тут же прибежала в покои Кайкеи и сказала: «Ты знаешь, что происходит снаружи? Все готовятся к коронации Рамы!» Когда Кайкея услышала, что Рама будет царем, она очень обрадовалась и сказала: «О, мой сынок Рама станет царем, как здорово!» Но Мантхара, услышав эти слова, сказала: «Глупая! Он не твой сын! Ты все время говоришь «мой сын Рама, мой сын Рама». Но никакой Он не твой сын! Твой сын – Бхарата! А это сын другой жены Дашаратхи Махараджа! И когда Он станет царем, твой сын Бхарата станет Его слугой! Его мама станет раджматой (царицей), а ты станешь ее служанкой!»

«О, Мантхара, – сказала ей Кайкея, – твой разум помутнен, поэтому ты так плохо думаешь. Мой сын Рама очень любит моего Бхарату, а Каушалья, мама Рамы, всегда относится ко мне, как к любимой младшей сестре. Они ничего нам не сделают плохого». «Глупенькая, – отвечала ей Мантхара, – ты так и осталась маленькой несмышленой девочкой. Разве ты не знаешь? Когда кто-либо получает пост, он начинает пренебрегать другими. Лишь когда он зависим, он строит со всеми хорошие отношения. И когда Каушалья станет раджматой, ты ей станешь безразлична. Да, Рама любит твоего сына Бхарату, но кто знает, что будет, когда Он станет царем?»

«Поскольку ты любимая жена царя Дашаратхи, – продолжала Мантхара, – он обещал тебе два благословения. Ты должна попросить у него, чтобы он исполнил 2 твоих желания. Во-первых, он должен короновать твоего сына Бхарату. А во-вторых, изгнать Рамачандру на 14 лет в лес. Почему? Потому что Рамачандру очень любят все люди. И если Бхарата станет царем при Рамачандре в столице, они не будут обращать внимания на твоего сына, а будут следовать только за Рамой».

Когда Кайкея услышала эти слова от своей служанки, она вспомнила разговор, который случился много лет назад. Она очень часто заводила в свой дворец маленького Раму, потому что любила Его, как сына. И однажды, сидя на ее коленях, Рама спросил:

– Мама, ты любишь Меня?
– Да, – ответила Ему Кайкея.

– Тогда ты выполнишь Мое желание?
– Да, конечно.

– Ты точно выполнишь? Обещаешь?
– Рама, я даже свою жизнь отдам, если Ты только попросишь, – сказала Кайкея.

– Если ты исполнишь Мое желание, то тебе будет очень трудно продолжать жить. Легче жизнь отдать, чем жить, после того как ты исполнишь Мое желание.
– Я обещаю, – уверила его Кайкея.

– О, мама. Однажды, мой отец Дашаратха захочет сделать Меня царем, – сказал Рама.
– Да, конечно. Я буду в этом участвовать и буду очень рада этому.

– Но ты должна попросить его, чтобы он сделал царем твоего сына Бхарату, а Меня отослал в изгнание в лес на 14 лет.

И чтобы убедить ее выполнить эту просьбу, Он сказал маме Кайкее:

– Ты помнишь, кто Я такой? Вспомни, как Я родился. Я не просто родился, а появился здесь в 16-летнем возрасте с четырьмя руками, украшенный короной, браслетами, и в драгоценных одеждах. Ты помнишь, что Я Сам Верховный Господь? Только после этого Я стал маленьким. Ты помнишь это?
– Да, я помню, – ответила Ему Кайкея.

– И Я пришел сюда с особой миссией защитить праведников и уничтожить негодяев, – сказал ей Рама.
– Но почему Ты хочешь уйти в лес?

– Сейчас по всей Земле развелось так много демонов, что если Я буду сидеть в Своем дворце в Айодхье, то не смогу их уничтожить. Поэтому Я должен пойти в лес. Кроме того, этому есть и другие причины. Помнишь, когда Дашаратх приехал в ваше царство к твоему отцу, он просил отдать тебя за него замуж, и твой отец сказал, что отдаст тебя ему, только если твой сын станет следующим царем? И Махарадж Дашаратх ответил, что до сих пор у него не родилось ни одного сына ни от одной его жены, и если ты принесешь ему сына, то он естественным образом станет царем. Поскольку мой отец Дашаратх обещал это твоему отцу, он должен выполнить это обещание. Кроме того, пока Я буду в изгнании, кто-то должен править, и это будет Бхарата.

Я сокращаю всю историю, так как у нас очень мало времени.

Итак, Рамачандра отправился с Ситой и Лакшманом в лес, и прошло уже 13 лет их изгнания.

Существует одно местечко, которое называется Панчавати, где растут 5 баньяновых деревьев. И когда мы там были со Шрилой Гурудевом, мы увидели, что они до сих пор там находятся. Дело в том, что, перед тем как полностью высохнуть, баньян очень глубоко пускает корни и затем снова прорастает. Баньян может расти, расти и расти, если его не уничтожить. До сих пор эти баньяновые деревья растут в том месте.

Посередине между этими деревьями находилась ягья-кунда, и в этом месте Рамачандра обратился к своей супруге Сите: «Наступает последняя часть Моей лилы уничтожения демонов. Поэтому, чтобы защитить Тебя, Я хочу отдать Тебя под защиту бога огня». «Я принимаю Твою волю», – согласилась с Ним Сита-деви. В это время Лакшман отправился собирать коренья в лесу и ничего не видел. И Господь Рамачандра, призвав бога огня, сказал: «Я хочу доверить тебе защиту Моей супруги Ситы. Пожалуйста, прими Ее».

Господь Рамачандра поручил Свою супругу Агнидеву на сохранность, а взамен Он явил Майя-Ситу или Чхайя-Ситу (иллюзорную Ситу), с которой в последствии оставался, о чем и не догадывался Его младший брат Лакшман.

Помните, что было после года нахождения Ситы у Раваны? Рамачандра сказал: «Солдаты Моей армии сомневаются в Ее целомудрии, потому что Она провела год с другим мужчиной». Но тут же возникает вопрос. Ведь настоящая Сита тоже целый год провела с другим мужчиной, с Агнидевом.

Как объяснить этот момент?

Вену-гопал дас: Агнидев воспринимал Ситу как свою дочь.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Еще варианты?

Преданная: Сита – энергия Рамачандры. И о Ней вообще нельзя говорить, как об обычной женщине.

Преданная: Если Шива относился к Сите, как к матери, то, может, и Агнидев относился к Ней так же?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Шива и другие боги не одинаковые. Когда боги и демоны пахтали молочный океан, появилось огромное количество опаснейшего яда, который начал уничтожать всю вселенную. Лишь Господь Шива смог нейтрализовать яд, выпив его полностью. А другие даже и капли яда не смогли выпить.

Преданный: Сита была богиней Агнидева, он Ей поклонялся.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Вы мне задаете много вопросов, а я вам редко. За все время я задал всего два вопроса, и вы на них не можете ответить, поэтому я оставляю этот вопрос до следующего моего приезда. Я приеду, и вы должны дать мне ответы на вопросы: 1) как целомудренная Сита могла целый год оставаться с другим мужчиной (с Агнидевом); 2) почему Кайкея приказала уйти Господу Рамачандре именно на 14 лет? Почему не на 13, 11 или любое другое количество лет?

Преданный: За тот год, который прошел на Земле, на планетах полубогов прошел один момент.

Поэтому даже при желании Сита не могла находиться с Агнидевом один год.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я подскажу, где искать ответ. Ищите его в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Это подсказка о 14-ти годах.

Преданный: Почему 14 лет? Потому что сын Раваны, Меганатх, мог быть убить только тем, кто 14 лет не спал и не ел и не смотрел в лицо женщинам. И этим человеком был Лакшман.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Этот ответ близок. Но дело все в том, что Кайкея отправляла в изгнание не Лакшмана, а Раму. В этот момент она и не догадывалась, что Лакшман пойдет с Ним, она думала только о Раме.

Я сокращаю историю.

Лакшман и Рамачандра ищут Ситу повсюду, и во время поисков Они находят раненого Джатаю. Кто такой Джатаю? Джатаю – это друг царя Дашаратхи в облике огромного орла. Он преследовал Равану, когда тот пытался увезти Ситу на летающей колеснице в свое царство. Он услышал крики Ситы, как Она взывала и просила защиты, и тогда он напал на Равану. Джатаю сражался так сильно, что Равана оказался в величайшей опасности, он не мог сразить Джатаю. Но, в конце концов, он достал меч, подаренный ему Господом Шивой (это был мистический меч), и им он отрубил одно крыло Джатаю. Раненый Джатаю упал на землю, и там его нашли Рамачандра и Лакшман и узнали от него, кто украл Ситу. Он сказал Им, что, для того чтобы узнать, куда Равана отвез Ситу, они должны найти женщину Шабари, и указал им путь.

Рама и Лакшман отправились на поиски Шабари и нашли ее в ашраме. И тогда Шабари сказала им: «Вы должны отправиться к горе Ришьямукхе. Там вы найдете подсказку, где искать Ситу».

В том месте жили Сугрива, Нала, Нила, Джамбаван и Хануман. Они все были необычайно сильными. И Лакшман с Рамой тоже выглядели необычайно красивыми и стройными. Какова же была реакция Сугривы и его сподвижников, когда они там появились? Они подумали, подобно тому, как думают воры, прячущиеся от полицейских, потому что они тоже были в изгнании: «Может быть, их послал по нашу душу Бали? Сам Бали не может прийти сюда из-за проклятья, и он послал их сюда, чтобы уничтожить нас!» Все они сразу попрятались. Но, всё же, нужно было узнать, кто эти двое, и поэтому они послали самого разумного среди них, Ханумана, разузнать, кто же они такие.

Хануман, приняв облик брахмана, начал задавать им вопросы на санскрите: «Кто вы такие? Куда вы идете? С какой целью? Зачем вы здесь?» И тогда Рамачандра с Лакшманом сказали: «Нам нужен Хануман». «Я могу вам в один момент организовать встречу с ним», – ответил Хануман. Но при этом, когда Рамачандра с Лакшманом пытались что-то спросить у Ханумана, вместо этого они получали лишь еще больше вопросов. И тогда Лакшман сказал: «О, брат, посмотри: когда мы спрашиваем у него что-либо, в ответ получаем лишь больше вопросов. Мы просим встречу с Хануманом, а он говорит, что организует ее так быстро, как будто он у него в кармане сидит».

Поняв ситуацию, Рамачандра с Лакшманом представились: «Мы сыновья царя Дашаратхи. Нас зовут Лакшман и Рамачандра, и сейчас мы в поисках Ситы, которую украл Равана. А сюда мы пришли к Сугриве и Хануману». Услышав это, Хануман тут же принял изначальный облик, предложил свое почтение и сказал: «О, Господин. Ты не можешь узнать собственного слугу?» На что Рама сказал: «Как Я могу узнать собственного слугу, когда он задает столько вопросов и постоянно Меня проверяет?»

Хануман привел Рамачандру с Лакшманом к Сугриве, и Сугрива пообещал Раме, что поможет Ему найти Его супругу Ситу.

В это время на Ханумане было проклятье, которое наслал на него учитель из гурукулы. О том, как это произошло, я сейчас расскажу.

Хануман, как и Прахлад, получил образование не в обычной школе – он учился у Сурьядева. Он бежал задом перед колесницей Сурьядева и таким образом получал от него наставления. А Прахлад, находясь еще в лоне своей мамы, получал наставления в ашраме Нарады Муни.

И когда Хануман отправился в школу, он все уже знал, ему было скучно и просто хотелось играть. Поэтому он постоянно доставлял всем беспокойство. Он сдувал учеников с парт, поднимая в воздух, щекотал их своим хвостом, стягивал из-под носа прасад, стоило лишь кому-то отвернуться. А если кто-то из учеников засыпал, то он на них дул так сильно, что они улетали прямиком в воду. Каждый день он доставлял множество беспокойств своему учителю, и во всей гурукуле все жалобы были только на Ханумана. У учителя даже не было времени думать об учебном плане – он думал только о его проказах.

Однажды ученики прибежали к учителю с криками: «Учитель, пожар, пожар! Огонь повсюду!». «Кто это устроил?» – спросил учитель, глядя на огромное пламя. «Это всё Хануман!» – отвечали ученики. «Что же ты наделал?» – воскликнул учитель. «Ну, мы же проводили ягью, и вам нужен был огонь, – отвечал Хануман. – Вот я и сделал много огня!». «Ты думаешь, что все знаешь!? – кричал на него рассерженный учитель. – С этого момента я проклинаю тебя! Ты забудешь обо всех своих мистических способностях и не вспомнишь о них до тех пор, пока они тебе не понадобятся ради блага всего мира, пока тебе не напомнят о них. А если же тебе о них не напомнят, ты так никогда о них и не вспомнишь!»

Итак, в поисках Ситы Лакшман, Хануман, Джамбаван, Нала, Нила и другие воины пришли на край Индии. Они знали, что Сита находится на Ланке, и надо было как-то перебраться через океан. Джамбаван был старейшим среди них, и он сказал: «Раньше, в былые годы, когда Ваманадев явился сюда и принял огромный облик, чтобы совершить парикраму вокруг его стопы, я за несколько секунд облетал всю Землю несколько раз. Но сейчас силы мои уже не те».

Тогда все посмотрели на Ангаду. Он тоже обладал большими силами и мог отправиться на Ланку. И Ангада сказал: «Да, я могу отправиться на Ланку. Но беда в том, что там живет Акшай Кумар. Когда-то он получил благословение, что убьет меня одним лишь шлепком по щеке. Поэтому, если я туда отправлюсь, назад уже не вернусь».

Откуда же у Акшай Кумара была такая сила? Вы должны знать, что идея «дедовщины», когда новых учеников бьют и наказывают, пришла из Древней Индии.

Когда они были в гурукуле, Акшай Кумар был новым учеником, и ему очень доставалось от Ангады. К тому же Ангада постоянно грозил ему: «Не смей говорить учителю. А если скажешь – я убью тебя!» И однажды, получив очередную порцию побоев, Акшай Кумар сидел в классе, печально опустив голову. И, увидев его, учитель спросил: «Акшай Кумар, ты что такой печальный? Что-то случилось?» Однако неподалеку сидел Ангада и грозил ему кулаком, отчего Акшай Кумар не решался сказать и слова. «Акшай Кумар, не бойся ничего, я защищу тебя! Только расскажи мне, что случилось?» – настаивал учитель. И тогда Акшай Кумар признался: «Ангада постоянно бьет меня!». «Почему же ты молчал!?» – спросил учитель. «Потому что он грозил мне, что если я скажу, то он тут же меня убьет», – ответил Акшай Кумар. И тогда духовный учитель сказал Акшаю Кумару: «Я даю тебе благословение, что одним шлепком по щеке ты его убьешь. Но не спеши воспользоваться этим. Только если он нападет на тебя, ты можешь воспользоваться благословением».

Поэтому Ангада вспомнил эту историю на берегу моря и сказал: «Если я отправлюсь туда, Акшай Кумар одним ударом отправит меня на тот свет».

По этой причине все посмотрели на Ханумана и вспомнили: «А ведь он тогда обладал огромными мистическими силами, нужно ему только напомнить!»

Продолжение истории о Ханумане будет в Перми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.