Почему Кришна держал Говардхан 7 дней

Преданный: Я хотел бы задать вопрос. Каким образом можно определить вайшнава?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Этот вопрос задавали Шри Чайтанье Махапрабху, когда Он жил в Джаганнатха Пури. Всякий раз после Ратха-ятры преданные спрашивали: «Что нам делать?» И Он говорил им: «Вы должны служить Кришне и вайшнавам». Тогда они спросили: «А как узнать вайшнава?» И три года подряд Он давал им определение вайшнава. Вначале определение каништха-вайшнава, потом мадхьяма-вайшнава и на третий год – уттама-вайшнава. Это упоминается в «Шри Чайтанья-чаритамрите», в «Мадхья-лиле», 13 и 14 главе. Я могу дать эти определения в вечерней лекции.

Мне начать лекцию или есть еще вопросы?

Преданные: Вопросов нет.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштотторашата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я смиренно склоняюсь к лотосным стопам своих духовных дедушек, Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа, а также всей гуру-варги. Я предлагаю свои пранамы всем вайшнавам и вайшнави, собравшимся здесь и вдохновляющим меня рассказывать хари-катху.

В один из предыдущих дней я рассказывал о проказах маленького Кришны, и Вену-гопал спросил меня, почему Кришна держал холм Говардхана 7 дней, а не два, три или другое количество дней. Так как Вену-гопал задал этот вопрос, пожалуйста, сделайте запись и предоставьте ему, поскольку он сегодня работает и не сможет послушать.

В этом мире – это признают все ученые и просто обычные люди – солнце испаряет воду из всех источников: из океана, из рек, озер – отовсюду. Мы знаем, что существует 7 океанов, и каждый океан является источником всей воды на планете. И ради того чтобы океаны были наполнены, Кришна держал Говардхан 7 дней.

Лучами солнце касается всего в этом мире. Мы знаем, что солнечный свет делится на 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. И, как руками, своими лучами, бог солнца забирает воду с этой Земли. И поэтому Кришна предлагал ему воду 7 дней, чтобы бог солнца взял эту воду.

Солнце дает жизнь, свет и тепло каждому в этом мире. Есть такие места, где света зимой не хватает, например, Швеция, Норвегия, Сибирь, северная часть России, где полгода света много, а остальные полгода недостаточно. Статистика показывает, когда света мало, то количество самоубийств увеличивается. Поэтому мы все зависим от солнца, это очень ясно видно. Поэтому Господь Кришна держал Говардхан семь дней, чтобы дать подношения воды богу солнца.

Есть еще одна причина, почему Кришна держал холм Говардхана 7 дней. В шастрах описывается, что существует четыре вида разлуки (вираты) и четыре вида встречи (ниланы). Есть особый вид разлуки – внутренний, когда происходит встреча. И, желая испытать его, Кришна поднял холм Говардхана.

Почему гопи не подходили близко? Потому что они боялись своих старших гуруджанов, а также они стеснялись общества, и по этой причине они не могли подойти. Нужно было какое-то условие, чтобы они могли преодолеть эти препятствия.

Я уже объяснял, что солнце дает живым существам свет, жизнь и тепло. Те, кто из вас получили посвящение, знают, что солнце не само является источником – оно берет энергию от Шримати Радхики. Шримати Радхика дает тепло и жизнь, и солнце передает это всем остальным живым существам. И поскольку Кришна захотел испытать особенный вид разлуки, Она все это устроила. Она призвала Индру сделать то, что он сделал, и из-за этого Кришна поднял холм Говардхана.

Кришна хотел, чтобы Шримати Радхика подошла к Нему близко, но Она служит Кришне не одна, Она окружена Своими близкими подругами, из которых Ей особенно близка Вишакха. Почему? Вишакха родилась с Ней в один и тот же день и почти в одно и то же время. Разница времени их рождения невелика, и поэтому характер Вишакхи подобен характеру Шримати Радхики. Вишакха одна из восьми подруг Шримати Радхики. А остальные подруги родились в другие дни. Например, Лалита родилась на 27 дней раньше Радхики, Чампакалата – на один день Её моложе, Тунгавидья – на 5 дней старше, Лаванга-деви и Судеви на 7 дней младше, Читра-сакхи старше на 26 дней и т.д. Таким образом, получается, кроме Радхи и Вишакхи, есть семь гопи с разными настроениями, и Шримати Радхика хотела, чтобы Кришне служила не только Она, но и другие гопи, эти семь настроений мадхурья-расы. Поэтому Кришна держал холм Говардхана семь дней.

Четвертая причина, почему Кришна поднял холм Говардхана. Однажды, когда Камса во время свадьбы вез Васудеву и свою сестру Деваки, в этот момент голос с неба объявил: «О, глупый Камса! Восьмой сын той, которую ты везешь на своей колеснице, убьет тебя!» Камса тут же спрыгнул с колесницы и, желая убить Деваки, схватил ее за волосы и занес меч над головой. И в этот момент Васудева подумал: «То, что говорят боги с неба, всегда становится правдой. Но я все-таки попробую уговорить Камсу». И тогда он сказал: «Камса, если ты убьешь свою сестру, к которой относился как к своей дочери, ты опозоришься! У тебя будет очень плохая репутация. Все люди будут помнить тебя как того, кто любил свою младшую сестру как дочь, а затем убил ее. Ты знаешь, я всегда говорю правду. Так вот, я обещаю, что сам отдам тебе всех новорожденных детей, которые только появятся у Деваки». И Камса, зная, что он говорит правду, отпустил их.

До того как Кришна родился у Деваки, из ее лона появилось семь детей. И ради этих семи детей Кришна поднял холм Говардхана и держал его семь дней.

Однажды Гарга Риши появился в доме Нанды Махараджа, и Нанда Махарадж попросил его провести обряд наречения именем для Кришны. Одно из имен Кришны – Нанда-нандана, но также Он получил имя Кришна. Это имя состоит семи букв, и поэтому Кришна держал холм Говардхана семь дней.

Когда Индра понял, что нанес своей местью враджаваси оскорбление Кришне и его окружению, он осознал, кто такой Кришна. И тогда он попросил совета у творца вселенной, Брахмы: «Что мне делать? Как заслужить прощение Кришны?» И Брахмаджи сказал ему: «Однажды со мной произошло то же самое, поэтому отправляйся к Сурабхи, божественной корове, потому что Кришна очень любит коров, и если она заступится за тебя, то ты будешь прощен». Последовав его совету, Индра отправился к Сурабхи и вместе с ней снизошел на Землю. Он поставил ее между собой и Кришной, чтобы Кришна прежде увидел Сурабхи и Его сердце стало добрее. Когда Индра возносил молитвы Кришне, Кришна был очень доволен, видя Сурабхи, и поэтому Он простил Индру. А затем Индра, омыв Кришну в священных водах Ганги, дал Ему еще одно имя: «С этого момента Тебя будут звать Говинда – тот, кто приносит счастье (винода) коровам (го)». Это имя Кришны состоит из семи букв, поэтому Он держал холм Говардхана семь дней.

Итак, Кришну зовут Говинда – тот, кто приносит радость. Кому? Всем, кто начинается на«го»: гопы (пастухи), гопи (пастушки), го (коровы), говатсал (телята), а так же го – Мать Земля, го – чувства, и го – Веда. Итого семь. Поэтому Кришна держал Говардхан семь дней.

Какова конечная цель живого существа? Это кришна-према. Каковы ступени возвышения к кришна-преме? Их семь: шравана (вера), садху-санга (общение с садху), бхаджана-крия (начало совершения бхаджана после посвящения духовного учителя), анартха-нивритти (освобождение сердца от анартх), ништха (обретение постоянства в преданном служении), ручи (вкус к бхаджану) и глубокая сердечная привязанность к бхаджануасакти.

Почему я не упоминаю бхаву? Потому что бхава не относится к садхане. Это уже простор премы, луч премы, это уже относится к према-таттве, это цель. По этой причине Кришна поднял Говардхан и держал его в течение семи дней, чтобы преданные могли подняться до этой возвышенной цели, потому что Говархан помогает на каждой ступеньке к преме. Шрила Рагхунатха дас Госвами написал:

гураугоштхегоштхалайишусуджанебхусура-гане
сва-мантре шри-намни враджа-нава-йува-двандва-шаране
сада дамбхамхитва куру ратимапурваматитарам
айесвантардхаташчатубхирабхийачедхрита-падах
2

Чтобы достичь непосредственного служения Божественной Чете, нужно поместить в свое рати (сердечную привязанность) к своему шикша- и дикша-гуру гоштху (Врадж), гоштхалайишу (жителей Враджа), суджане (вайшнавов, которые живут во Врадже), бхусура-гане (брахманов Враджа), гаятри и святое имя – все это нужно вложить в свое рати, и тогда можно достичь конечной цели. Ради этого Кришна держал холм Говардхан семь дней.

Однажды, когда Кришна был маленький, Он увидел, что мама Яшода ходит и что-то собирает. Тогда Он подошел к ней и сказал: «Мама, а что это ты собираешь? У Меня, что, сегодня День рождения?». «Нет, сыночек, – ответила мама Яшода. – Иди, поиграй с папой». И тогда Кришна пришел к папе и спросил у него: «Папа, у Меня сегодня День рождения?». «Нет», – ответил ему Нанда Махарадж. «Тогда, может быть, у Баладжи, Моего старшего брата?». «Нет», – повторил Нанда Баба. «А, может быть, у тебя сегодня День рождения?» – спросил Кришна. «Нет, сынок», – сказал Ему отец. «Тогда почему сегодня готовят столько яств?» – полюбопытствовал Кришна. «Потому что мы собираемся провести индра-ягью», – объяснил Ему он. «О, Индра! – воскликнул Кришна. – А Я могу с ним поиграть?». «Нет, сынок, – сказал Нанда Баба, – никто не играет с Индрой, он царь небес». «Но ты тоже здесь царь, и с тобой Я играю. Почему Я не могу поиграть с Индрой, царем небес?» – не понимал Кришна. «Потому что мы должны ему поклоняться».– «А почему мы должны поклоняться?» – «Ну, как почему? Потому что он бог дождя. Он посылает нам дожди. А когда идут дожди, у нас во Врадже наполняются все озера, коровы эту воду пьют, а мы используем её для приготовления, моемся, стираем. А также от дождя растет трава, которую едят наши коровы».

Выслушав своего отца, Кришна спросил: «Папа, скажи, пожалуйста, а в глубоком лесу кто-то совершает пуджу? Ведь там идет дождь». «Нет», – сказал Нанда Махарадж. «А посреди океана идет дождь?» – продолжал Кришна. «Да», – сказал отец. «А там кто-то совершает пуджу Индре?» – спросил Кришна. «Нет», – ответил Нанда Баба.

И тогда Кришна решил дать научное объяснение тому, почему идут дожди: «Посмотри, Индра тут не причем. Должна быть другая причина, почему идут дожди, и Я ее вижу. У нас есть Говардхан, и на его вершине растут высокие деревья. Облака застревают в этих деревьях на холме и вынуждены проливать свою влагу. Таким образом, Говардхан обеспечивает всех нас водой».

«Папа, скажи, пожалуйста, ты когда-нибудь видел Индру? – продолжал Кришна. – Какого он цвета? Он такого же темного цвета, как Я, или такого светлого, как ты?». «Нет, я никогда его не видел», – ответил Нанда Махарадж. «А, может быть, твои братья его видели?» – спросил Кришна. «Нет», – ответил ему отец. «Так зачем поклоняться тому, кого ты вообще никогда не видел? – сказал Кришна. – Толи дело Говардхан! Все видели его. Поэтому нужно поклоняться Говардхану. Нужно срочно распорядиться, чтобы во всем Врадже остановили жертвоприношение Индре!»

И тогда Нанда Баба дал такое распоряжение: «С сегодняшнего дня все, что вы приготовили, не должно отправляться на индра-пуджу – мы будем поклоняться холму Говардхану!»

Вскоре все собрались вокруг Говардхана и преподнесли ему множество блюд. И тогда Кришна принял облик огромного Божества Говардхана и начал все это поедать. С одной стороны, Кришна был среди всех враджаваси и принимал участие в поклонении Гирираджу, а с другой стороны, в облике олицетворенного Гирираджа огромными руками Он поедал все их подношения и кричал: «Еще, еще!» И в этот момент Кришна спросил у Своего отца: «Папа, скажи, ты видишь Гирираджа?». «Вижу», – ответил Ему Нанда Баба.

А затем Гирирадж сказал: «Просите благословений». И поскольку жители Враджа больше всего любят Кришну, они стали просить о том, чтобы Кришна всегда был счастлив и, несмотря на все опасности, которые появлялись во Вриндаване с приходом демонов, чтобы Он всегда был в безопасности. После поклонения холму Говардхану начался пир, а затем обход вокруг Гирираджа. Кришна ехал со Своим братом и мамой Яшодой в буйволиной повозке. Там было множество коров, брахманов и пастухов, и все они весело обходили Говардхан и пели разные песни. Тот, кто был на Говардхана-парикраме, мог слушать эти песни. Это очень радостные, веселые и необычные мотивы.

В этом мире каждое правительство имеет секретную службу, которая шпионит за другими, например, КГБ, ЦРУ и так далее. И секретная служба Индры, увидев, что происходит во Врадже, тут же доложила обо всем ему: «Индра, знаешь ли ты, что враджаваси отменили твою пуджу и теперь радуются жизни?». «А для кого же они провели пуджу?» – спросил Индра. «Они поклоняются Говардхану», – ответили его разведчики. «Что?– возмутился Индра. – Они проводят пуджу мертвой горе, вместо того чтобы поклоняться живому богу? Кто их на это сподобил? Кто их сбил с толку?». «Это все Кришна», – сказали разведчики. И тогда Индра сказал: «Ну, я преподам им урок! Я сотру весь Врадж с лица Земли!» И в тот же миг он призвал огромную тучу, проливающую потоки воды толщиной с ногу слона, и тут же наслал её на Врадж, чтобы его уничтожить. И вдобавок послал вместе с ней семь ветров. Всю эту силу Индра направил на Врадж. И чтобы победить семь ветров, Кришна держал Говардхан семь дней.

Мы знаем из «Бхакти-расамрита-синдху», что существует пять главных рас (отношений) с Кришной и семь дополнительных рас. Кришна наслаждается не только пятью главными расами, но и семью дополнительными, и чтобы показать это, Он держал холм Говардхана семь дней.

Шрила Рагунатха дас Госвами в «Манах-шикше», в 1 шлоке, говорит о том, что нужно выразить свое почтение, предложить свою преданность суджанам. Кто такие суджаны? Это вайшнавы других школ, например, Шри-сампрадаи, Рудра-сампрадаи, Нимбадитья-сампрадаи. А также бхусура-брахманам.

Кто поклоняется Кришне во Врадже? Бхакты пяти рас: шанты, дасьи, сакхьи, ватсальи и мадхурьи. А также вайшнавы других школ и брахманы. Даже несмотря на то, что брахманы не такие чистые преданные, не настолько целеустремленные, как суджаны, тем не менее, им нужно выражать почтение. Поэтому, ради них семерых Кришна держал холм Говардхана семь дней.

Шрила Рупа Госвами в своем произведении «Бхакти-расамрита-синдху» написал:

смартавиахсататамвишнур
висмартавйо на джатучит
сарвевидхи-нишедхахсйур
этайор эва кинкарах’

Это главное правило из всех существующих писаний, вероучений, которое говорит о том, что нужно всегда помнить Кришну и никогда Его не забывать.

Примером того, как всегда помнить Кришну, является такая деятельность, как рассказ «Шримад-Бхагаватам». Шукадев Госвами семь дней рассказывал «Шримад-Бхагаватам» Махараджу Парикшиту. Семь дней Махарадж Парикшит слушал «Шримад-Бхагаватам» и помнил о Кришне. И поскольку он помнил о Кришне, так он достиг совершенства.

Семь указывает на постоянство – семь дней в неделю. В духовном процессе важно постоянство, поэтому «Шримад-Бхагаватам» рассказывали семь дней, и Кришна держал холм семь дней, чтобы мы всегда могли помнить Кришну.

Кришна держал холм Говардхан на Своем левом мизинце. В это время Ему было всего лишь семь лет, и поэтому Он держал Говардхан семь дней.

Во Врадже живут коровы, ребята, гопы, гопи, а так же живут те, кто стирает одежду, продает золото, и риши (мудрецы). Ради этих семи категорий людей Кришна держал холм Говардхана семь дней, чтобы защитить их.

И, наконец, следующая и последняя причина. Кришна не могу убрать Свою руку, Он не мог не держать холм, пока Индра насылал свои дожди. И пока он не успокоился и не перестал лить свои ливни, Кришна держал Говардхан. И поскольку это длилось семь дней, Он семь дней держал его, защищая враджаваси.

То, что я вам рассказал, я слышал от своего Гурудева, Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Если есть сомнения, задавайте вопросы.

Преданный: (не слышно)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Среди этих восьми сакхи у Вишакхи настроение такое же, как и у Шримати Радхики. У остальных разные настроения. Вы можете подробнее об этом узнать в работе Шрилы Рупы Госвами «Уджджвала-ниламани». Каждая из этих восьми гопи является воплощением настроения Шримати Радхики.

Индупати дас: (не слышно)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Наши Госвами получили миссию от Шри Чайтаньи Махапрабху, состоящую из четырех задач: 1) восстановить славу святых мест игр Кришны; 2) бхакти-грантха-пранаян – записать в священных текстах учение Махапрабху; 3) виграха-пракаш – найти, проявить Божеств и восстановить поклонение Им; 4) четко сформулировать и записать кодекс поведения вайшнавов. Из всех Госвами первым, кто записал священный текст, был Шрила Санатана Госвами. В соответствии с правилами поведения вайшнавов, его работа стала мула-грантхой, то есть коренным изначальным священным писанием.

Преданный: (не слышно)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Когда ты будешь совершать бхаджан, тогда ты поймешь. Я служил Шриле Гурудеву 30 лет, но не более, и поэтому я понял. Поэтому, если ты будешь служить 31 год, тогда ты тоже поймешь.

Что касается посвящений, я всегда прислушиваюсь к мнению местных лидеров. Если Индупати прабху не одобрит какое-то посвящение, то посвящения не будет. Также я легко могу дать посвящение в харинаму без каких-то особых условий. Но что касается дикши – только если преданный регулярно повторяет харинаму год и больше, тогда я буду думать, давать вам посвящение или нет.

Преданный: (не слышно)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Когда преданный получает дикшу, мы даем памятку с наставлениями, как предлагать подношение Кришне, бхогу. Там говорится, что очень важно такое настроение: «Я не достоин предлагать Кришне какие-то подношения, поэтому я это делаю это через своего духовного учителя. Он чистый преданный, а я лишь его смиренный слуга, я лишь организую все параферналии и подношения, а он их предлагает Кришне. Таким образом, у меня есть шанс почтить прасадам».

Вторая часть вопроса, касающаяся качества. За два часа можно прочитать не больше 16 кругов. Нужно качественно стараться. Качество на первом месте.

Этой системе – предлагать через духовного учителя – до сих пор очень следуют в Радха-Канта Матхе в Джаганнатха Пури. Если вы зайдете к ним во время предложения бхоги, то увидите, как перед Божествами Радха-Канты предлагают бхогу. В начале собирают всю необходимую бхогу, кладут перед Божеством Гопала Гуру, и он уже предлагает божествам Радха-Канте.

Преданный: (не слышно)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Притху Махарадж, который появился из тела Вену Махараджа, не был обычным преданным. Он шакти-авеша-аватарой, инкарнацией Господа. Господь пришел в данном облике в этот мир. Он освободил Вену Махараджа и предыдущее поколение родственников. В «Бхагаватам» об этом говорится – я вчера об этом упоминал – что если в роду появляется великий преданный, то освобождается 21 поколение. И даже если преданный станет каништха-вайшнавом, то освободит семь поколений.

  1. «Манах-шикша», 1.
  2. «Манах-шикша», 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.