Лунное затмение. О Шриле Харидасе Тхакуре — Россия (Новосибирск)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные бесчисленные дандаваты-пранамы лотосным стопам своих парамарадхйагурупада-падма ом вишнупадпарамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупадпарамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я склоняюсь к лотосным стопам своих духовных дедушек Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Также я выражаю почтение всем собравшимся вайшнавами вайшнави, а также всем преданным, которые пришли, чтобы слушать и вдохновлять меня рассказывать хари-катху.

Сегодня у нас лунное затмение. И хотя современные ученые дают свою трактовку этому небесному явлению, я расскажу о том, какое объяснение ему дается в нашей традиции.

С давних времен боги и демоны воюют. Но однажды они заключили мирный договор, для того чтобы добыть нектар бессмертия из молочного океана. Боги послали предложение демонам. Шукрачарья (со стороны демонов) выслушал это предложение и сказал: «Да, это стоит принять».

Итак, полубоги и демоны договорились о пахтании океана. Но океан очень широк и глубок, для его пахтания нужна специальная мутовка – стержень с полостями. Когда пахтают йогурт, на этих лопастях образуется масло. И для этого им понадобилась целая гора Мандара. Но они не могли принести целую гору к океану. Тогда они обратились к Аджит Хари (Бхагавану), и Господь перенес гору Мандара к океану. Но она тут же начала тонуть. Они снова все вместе воззвали к Господу, чтобы Он помог им. И тогда верховный Господь в облике черепахи появился на дне океана и водрузил эту гору Мандару на свой панцирь.

Итак, мутовка была найдена. Теперь нужна была длинная и крепкая веревка. Если мутовку обвить одним концом веревки, тогда можно сделать так, чтобы она крутилась. Где взять такую большую, длинную и крепкую веревку? На помощь пришел змей Васуки, он очень длинный и большой. Боги, обладая разумом, видели будущее, поэтому договорились: «Нужно сделать так, чтобы нам достался хвост, а демонам головы. Потому что когда мы будем вращать мутовку, дергая с демонами за концы тела Васуки, то у него начнется несварение и он начнет плеваться ядом и огнем. Можно сильно обжечься и потерять сознание. Давайте сделаем так, чтобы головы достались демонам, тогда весь яд попадет на них. Мы их обманем. Физической силы у них много, а вот мозгов маловато. Вначале мы предложим им хвост, а себе возьмем голову».

Когда пришел момент договариваться о том, кто с какой стороны встает, боги сказали демонам: «Поскольку мы более разумные, чем вы, мы возьмемся за голову, а вы – за хвост. Берите». Демоны сказали: «Что? Вам голова, а нам хвост? Нет, так не пойдет. Наша мать старше вашей, поэтому мы более уважаемы, а значит, голова достанется нам». Полубоги возразили: «Подождите. Мы же полубоги. Мы же на высших планетах. К нам нужно относиться с большим почтением, значит, вы должны взяться за хвост». Демоны настаивали и, в конце концов, полубоги сказали: «Ну ладно, мы согласны. Ваша мать старше нашей, вы более уважаемы. Так уж и быть, мы возьмем себе хвост, а вам достанется голова».

Полубоги и демоны начали пахтать океан. Они потянули за свои концы, и мутовка начала крутиться. В результате тело Васуки нагрелось, и он начал плеваться ядом и опалять им демонов. От этого яда демоны начали терять сознание. И тут до них дошло: «Похоже, полубоги нас провели».

Когда они начали пахтать, из океана появился яд, настолько сильный, что вселенная начала погружаться во тьму. Чтобы спасти ситуацию, полубоги взмолились, и явился Господь Шива, чтобы выпить весь этот яд. И когда он это делал, то думал: «В моем сердце живет мой Господин. Я не могу сделать так, чтобы этот яд сжег Его. Поэтому я задержу его в своем горле». Яд был настолько сильный, что изменил цвет горла Господа Шивы. Оно стало темно-синим. И с тех пор Господа Шиву зовут Нилакантха, то есть «кантха» означает горло или шея, а «нила» — темно-синий.

После того как яд был нейтрализован Господом Шивой, они начали пахтать океан дальше. И тогда начали появляться различные ценные предметы и существа. Например, белый слон Айравата, который достался Индре. В конце концов, появился Дханвантари с сосудом, наполненным нектаром бессмертия. Как только он появился, полубоги и демоны устремились к нему, чтобы схватить этот сосуд. Каждый хотел получить его себе. Они начали бороться и выхватывать его друг у друга. Они сражались за нектар, и, в конце концов, демоны отобрали нектар себе. Полубоги взмолились Господу: «Пожалуйста, помоги». Тогда Господь Хари принял облик самой очаровательной девушки Мохини. Ее тело было прикрыто прозрачной одеждой, и вся красота ее тела проступала наружу. Она играла, танцевала и полностью очаровала демонов и полубогов.

После того как появилась Мохини, ослепляя всех своей красотой, они больше не смогли сражаться, пораженные очарованием, которое исходило от нее. Она спросила: «Мне кажется, между вами спор. Может, я помогу вам его разрешить?» Демоны сказали: «Да, разреши наш спор». И полубоги с этим согласились. Мохини спросила: «Вы мне доверяете?» Они ответили: «Конечно, доверяем. Мы делим нектар бессмертия между собой. Мы принадлежим одному отцу, но у нас разные матери». Мохини сказала: «Хорошо. Тогда вам нужно сделать следующее. Давайте сюда нектар». Они поставили его на возвышенность. Она продолжила: «Омойтесь в океане и сядьте в два ряда». Пока они ходили омываться, появился еще один сосуд. В одном сосуде по-прежнему был нектар, а в другом очень сильное вино Варуни, которое по своему пьянящему действию сильнее, чем водка.

Дхаранидхара дас: Разве демоны не заподозрили неладное? Был один сосуд, а стало два.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Они были настолько очарованы Мохини и настолько доверились ей, что ничего не заподозрили. А вдруг она разделила на два сосуда один и тот же нектар.

Мохини, танцуя, раздавала полубогам нектар, при этом всячески завлекая демонов, которые уже во всю принялись подтанцовывать ей. Она незаметно раздавала нектар полубогам, в то время как демонов поила вином из другого сосуда.

Очаровывая всех, Мохини то раздаст нектар полубогам, то пьянящее вино – демонам. Демоны и не подозревали, что их дурят. Но один из них был очень наблюдательным. Он подумал: «Что-то тут не так: был один горшок с амритой, а теперь два». Поэтому он незаметно сел между богом солнца и богом луны, чтобы выпить того, что раздают богам. Мохини напоила нектаром бог солнца, а затем дала этот нектар демону Раху. Но боги заметили, что между ними демон и сказали об этом Мохини. Она тут же призвала чакру и срубила ему голову. Но поскольку он выпил нектар, то не мог умереть. Его голова осталась жить. И верхняя его часть так и называется – «Раху», а нижняя часть тела называется «Кету».

Как только голова Раху была отделена, он начал говорить: «Посмотрите. Никакая это не женщина. Это Вишну. И я буду мстить богу солнца и богу луны за то, что они меня так подставили. С тех пор, в день амавасьи (новолуние), когда луна темная, в этот момент солнце сияет ярче и Раху нападает на солнце. Когда он бежит и устремляется к солнцу, то его тень падает на солнце. Вайшнавы в Ведической культуре называют это солнечным затмением. Потому что тень Раху, бегущего за солнцем, падает на Бога солнца. А в день полнолуния, когда луна становится яркой, демон Раху устремляется к ней, чтобы отомстить. В это время его тень падает на луну. Таким образом, возникает лунное затмение.

Ученые объясняют это явление по-другому. Есть Луна, Земля и Солнце. И лунное затмение – это момент, когда тень от Земли закрывает Луну. Но наше объяснение в том, что это тень не от Земли, а от Раху.

Обычно, когда происходит лунное затмение, в Индии люди идут омываться в святых реках, таких как Ганга, Ямуна, Сарасвати, Нармада, Кавери, Гадавари, Тапти, а также в океане. В этот момент очень благоприятно давать пожертвования брахманам. Результат от этого больше. Также благоприятно повторять свои гаятри-мантры, воспевать святые имена.

Это время лунного затмения очень благоприятно и эффективно для духовной практики: повторения святого имени, гаятри-мантр, рассказывания и слушания хари-катхи, раздачи пожертвований.

А сейчас я вновь перехожу к теме прославления Шрилы Харидаса Тхакура.

Шри Чайтанья Махапрабху решил явить свою милость Шриле Харидасу Тхакуру, показав ему то, что Он верховный Господь. В течение 21 часа Шри Чайтанья Махапрабху восседал на троне Вишну в доме Шриваса Тхакура. Он являл особую лилу, которая называется маха-пракаша-лила.

Шри Чайтанья Махапрабху раздавал Свою милость всем преданным, которые приходили как Верховный Господь. Обращаясь к Шри Нитьянанде Прабху и Шриле Харидасу Тхакуру, Он велел: «О, Нитьянанда, о, Харидас, ступайте и проповедуйте повсюду. Идите от двери к двери и просите людей воспевать святое имя Хари, следовать Его воле и служить Ему. А вечером будете приходить и докладывать о том, как все прошло. Если кто-то откажется следовать вам, Я призову чакру и отрублю им головы».

Шрила Харидас Тхакур и Шри Нитьянанда Прабху ходили от дома к дому, как обычно это делают садху, которые просят пожертвования. Например, в двадаши, после экадаши, садху всегда ходят от двери к двери, и хозяева выходят, чтобы давать им пожертвования.

Но Шрила Харидас Тхакур и Шри Нитьянанда Прабху отказывались и говорили: «Нет. Нам не нужны такие пожертвования. Нам нужно другое. Повторяйте:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Домохозяева думали: «Какие-то странные эти садху. Все принимают пожертвования, все их хотят, а эти ничего не просят, только просят повторять «Харе Кришна».

В это время в Навадвипе, где все это происходило, жили двое пьяниц. Эти пьяницы происходили из очень возвышенных аристократических семей брахманов. Но из-за плохого общения они низко пали. Если раньше их звали Джагадананда и Мадхавананда, то теперь их стали звать Джагай и Мадхай. Не было такого греха, который бы они не совершили. Напившись, они могли поджечь дом, украсть чужую жену, имущество, кого-то убить. Они были очень страшные. Их философией было: «Пей, пей, еще пей, до тех пор, пока не потечет». Когда они напивались до безумия, то теряли сознание, а потом, когда приходили в себя, снова продолжали пить. Они постоянно ругались и пели свои дурные песни.

Когда Шри Нитьянанда Прабху и Шрила Харидас Тхакур однажды увидели этих двух пьяных братьев Джагая и Мадхая, то Шри Нитьянанда Прабху сказал: «Вот кому мы должны проповедовать. Шри Чайтанья Махапрабху сказал проповедовать всем. Если я не смогу их привести к Нему, то не смогу поверить в превосходство своего Господина. Я обязательно должен привести их к Нему и к святой жизни. Пойдем, Харидас Тхакур». Местные жители сказали: «Не подходите к ним. Вы не представляете, насколько эти типы опасные. Мы их обходим десятой дорогой. Не дай бог встретиться с ними. Те, кто к ним подходили, больше домой не возвращались. Пожалуйста, не ходите туда». Жители хватали их за ноги и умоляли. Но Шри Нитьянанда Прабху был непреклонен. Он решил: «Мы должны им проповедовать».

Шри Нитьянанда Прабху худой, высокий и стройный. Шрила Харидас Тхакур пониже и немного толстоватый. Шри Нитьянанда Прабху подошел к этим братьям и обратился со словами: «О, братья, воспевайте «Кришна, Кришна»». Они продрали глаза, недоумевая: «Что это такое?» — и схватили горшок, чтобы кинуть в Шри Нитьянанду Прабху. Шри Нитьянанда Прабху и Шрила Харидас Тхакур начали убегать. Братья помчались за ними. Шри Нитьянанда Прабху мог легко убежать. Он пастушок из Вриндавана, он стройный и привыкший к физическому труду. Поэтому он бежал быстро. А Шриле Харидасу Тхакуру убежать было непросто. Добежав до перекрестка, Шри Нитьянанда Прабху и Шрила Харидас Тхакур свернули в одну сторону, а Джагай и Мадхай – в другую. Так они смогли оторваться от погони.

После того как они спаслись от преследования Шрила Харидас Тхакур подошел к Шри Адвайта Ачарье и сказал: «О, Адвайта Ачарья. Я не знаю, что мне делать с этим Нитьянандой, он такой беспокойный. Когда мы проповедуем, он вечно ввязывается в какие-нибудь истории и меня с собой тянет. Если я не соглашаюсь, он ругается и гневается. Но он очень часто попадает в очень странные и опасные истории. Недавно в сезон дождей, когда разлилась Ганга, в ней было много крокодилов. Он прыгал с разбега в Гангу, обнимался с крокодилами и меня за собой тащил. Это же смертельно опасно. А если я не соглашаюсь, то он меня ругает и проклинает. Или, бывает, он увидит какую-нибудь девочку на улице, пристанет к ней и говорит: “Выходи за меня замуж”. Она плачет, зовет своего отца. Отец прибегает разгневанный. Ему хорошо – он быстро бегает, а мне как? Еле ноги уношу. Или, например, он заходит в хлев доить коров и начинает пить прямо из вымени. И потом также убегает. А меня однажды так поймали местные жители – я еле уговорил их меня не трогать. Что мне делать, скажи? Если я с ним, то нахожусь в смертельной опасности. Если я отказываюсь быть с ним, то он меня проклинает, ругает и очень сильно гневается. Что это за авадхута – к маленьким девочкам пристает?».

Шрила Харидас Тхакур продолжал: «Послушай, Адвайта Ачарья, что было дальше. Нитьянанда Прабху заметил двух пьяниц – это Джагай и Мадхай. Они очень опасные личности. И хотя местные жители умоляли, удерживали, упрашивали его не идти туда, тем не менее, он пошел и меня за собой потащил. Когда он начал им проповедовать, чтобы они воспевали имена Кришны, эти двое пьяниц озверели и бросились на нас. Только милостью Кришны мы выжили. Что же мне делать?».

Тогда Адвайта Ачарья сказал: «Кто такие Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Нитьянанда Прабху? Это два пьяницы, которые опьянены кришна-премой. Кто такие Джагай и Мадхай? Пьяницы, пьющие свой алкоголь. Очень скоро ты увидишь, как эти четверо будут танцевать вместе». Шрила Харидас Тхакур, услышав это, сказал: «Я понял тебя. На самом деле Шри Нитьянанда Прабху уже освободил их одним своим желанием. И тот момент, когда произойдет их освобождение, будет лишь формальностью, потому что он уже этого пожелал. Очень скоро эти два опьяненных премой Нитьянанда и Чайтанья освободят Джагая и Мадхая от их грехов. И те вместе с ними также будут петь святое имя и вместе с ними танцевать. Теперь я все понимаю».

После этого разговора вскоре произошло следующее событие. Джагай и Мадхай начали искать дом Шри Чайтаньи Махапрабху. Они подошли и услышали, что Шри Чайтанья Махапрабху устраивает санкиртана-расу. Он пел со своими близкими спутниками «Харе Кришна». Им так понравился этот киртан, что они начали пить, танцевать, еще пить и еще танцевать. Джагаю и Мадхаю было очень весело.

Через два дня они встретили на улице Шри Чайтанью Махапрабху. Они подошли к Нему и сказали: «Вы там так хорошо поете! Нам было так весело, мы так напились, так танцевали! Нам было так весело! Скажи, чего ты хочешь. Денег? Женщин? Вина?»

Еще через некоторое время Шри Нитьянанда Прабху шел один и, увидев Джагая и Мадхая, начал им проповедовать. Услышав просьбы о воспевании святого имени, Мадхай схватил осколок разбитого горшка и бросил в голову Шри Нитьянанды Прабху, тем самым разбив лоб до крови. Эта новость тут же донеслась до Шри Чайтаньи Махапрабху. Он вместе со своими спутниками устремился туда и призвал чакру, чтобы отрезать голову Мадхаю. А Джагай, в тот момент, когда Мадхай пытался бросить осколок горшка, пытался остановить его, говоря: «Не делай этого. Он нам ничего плохого не сделал». Джагай пытался защитить Нитьянанду Прабху.

Когда об этом узнал Шри Чайтанья Махапрабху, то обнял Джагайа. И тут же он обрел кришна-прему. Опьяненный кришна-премой, он упал на землю в экстазе. Мадхай сказал: «Как же так? Мы же вместе пили, мы вместе грешили, мы все делали вместе – почему мне голову с плеч, а ему блаженство? Это несправедливо». На это Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Ты оскорбил Нитьянанду». А Шри Нитьянанда Прабху молился: «Пожалуйста, не убивай его».

Когда Шри Чайтанья Махапрабху хотел убить Мадхая, Нитьянанда Прабху взмолился: «Пожалуйста, не убивай его». Шри Чайтанья Махапрабху сказал Мадхаю: «Ты должен просить прощения у Нитьянанды Прабху». Нитьянанда Прабху сказал: «Я уже его простил». Тогда Шри Чайтанья Махапрабху обнял Мадхая и тот тоже обрел кришна-прему. И тот, пьяный от переполняющих духовных чувств, упал на землю. Так оба брата стали святыми людьми. Потом Шри Чайтанья Махапрабху привел их в дом Шриваса Тхакура. Там он объявил: «Эти двое были как брахма-дайтьи (очень опасные духи, которых по-другому еще называют брахма-ракшасы), а теперь это святые люди. Вы должны знать, что покормить их – это все равно, что покормить Меня». Потом он обратился к ним: «У вас теперь будет служение. Вы должны отправиться на берег Ганги и убирать там. Нужно сделать так, чтобы там было чисто. Людям должно быть удобно совершать омовение. Когда туда придут святые вайшнавы, вы должны касаться их стоп и служить им. Грехи, которые у вас остались, уйдут и будут нейтрализованы. Я забираю все ваши грехи себе». В тот момент, когда он это сказал, его тело стало черным.

Шрила Харидас Тхакур стал причастен к великому чуду – освобождению страшнейших грешников.

Кто такие брахма-ракшасы? Это демоны в обличии брахманов. Таковыми были Джагай и Мадхай. Они стали святыми. Сейчас, если вы отправитесь в Маяпур, то найдете место для омовениея Джагай-мадхайгхат. Это место, где Джагай и Мадхай служили паломникам, которые приходили омыться в Ганге.

У Ямараджа (бога смерти), есть служба слежки за действиями каждого во вселенной. Есть специальные слуги, которые следят за всеми нашими действиями. Они постоянно докладывают Читрагупте, который постоянно записывает эти грехи. У Ямараджа много слуг. У каждого своя записная книга. На каждого человека заведено дело, и они записывают, кто какие дела совершает человек.

Грехи Джагая и Мадхая лились непрерывным потоком. Департамент писцов не успевал записывать грехи, которые они совершают. Они уставали и жаловались. Но Читрагупта злился и говорил: «Вы должны успеть записать. Вы должны все записать». И вдруг все, что они записали, все тома грехов Джагая и Мадхая стали пустыми. От того, что все тома опустели и от своих чувств, которые испытал Ямарадж, и от того, насколько милостив Шри Чайтанья Махапрабху, он потерял сознание. Собравшиеся слуги Ямараджа не могли понять, что происходит. Тогда слуги Ямараджа объяснили, почему он потерял сознание: эти двое были такими грешниками, но Шри Чайтанья Махапрабху настолько милостив, что простил им все грехи.

На этом наша встреча здесь заканчивается. Я должен отправляться к себе. Нужно подстричься. Закончился второй месяц Чатурмасьи. В Вишварупа-махотсава преданные бреются. Мы отправляемся в Красноярск.

врндайаитуласи-девйаи
прийайаи кешавасйа ча
кршна-бхакти-прадедеви
сатйаватйаи намо намах

ванчха-калпа-тарубйашчакрпа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

Я вас оставляю, но прошу: пожалуйста, не будьте слабыми — будьте сильными. Для того чтобы быть сильными, повторяйте свою харинаму и гаятри-мантры.

Подобно тому как, чтобы тело было сильным, его нужно кормить, точно также и душу нужно питать, чтобы была сильной. Кормить ее нужно воспеванием святого имени и повторением гаятри-мантр.

Также приобретайте и читайте книги Шрилы Гурудева, они научат и поддержат вас. Также приглашаю вас на Враджа-мандала Парикраму в месяц Картика, которая будет в течение месяца, и на Навадвипа-мандала Парикраму, совершить паломничество по местам игр Шри Чайтаньи Махапрабху в течение недели.

Ананга Манджари даси: На первой лекции я спрашивала о мано’бхиштегуру и махарадж сказал, что нужна простосердечность и верность гуру. Как развить это в себе и понять, что ты искренен?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Насколько вы искренни, вы определяете сами. Я же не могу помочь вам определить, наелись вы или нет. Это в момент принятия пищи приходит. Человек сам понимает, наелся он или нет.

Искренность проявится в ваших подлинных стараниях в повторении святого имени, внимательного повторении гаятри-мантр, вы это заметите. Это будут первые признаки.

Ананга Манджари даси: Иногда бывает, что нужно выбирать между хари-катхой и служением, и очень часто у преданных встает вопрос: что важнее?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Слушать хари-катху – это служение вайшнавам. Готовить в это время прасад – это также служение вайшнавам. Оба служения важны.

У меня было много служения для Шрилы Гурудева. Этому были многие свидетели, например, Дхаранидхара Прабху. Это происходило во многих местах. У меня было очень много служения. Писать, рассказывать, лично служить Шриле Гурудеву – я все успевал. Почему вы не можете успеть?

У меня две ноги и две руки, как и у вас.

Недавно Российское посольство не дало визу мне, Вана Махараджу и Шанта Махараджу. Но если Мадана Мохини сможет организовать религиозное общество здесь, тогда они не смогут отказать.

Дело в том, что Российское посольство есть и в Бомбее. Консул в Российском посольстве в Дели очень строгий, у него очень много требований. Шридхару Махараджу невозможно было там получить визу в Россию. Тогда они отправились в Бомбей, чтобы обратиться к другому консулу. Но тот консул сказал: «А чего это вы ко мне приехали? Отправляйтесь в Дели». Нагари сказала: «Мой босс здесь, поэтому я прошу отдать нам визу здесь». Но консул сказал: «Езжайте в Дели».

Прежде мы пользовались приглашением, которое организовывал для нас Кришнадас Прабху от созданного им фонда «Рада». Но правительство России закрыло этот фонд, и мы больше не можем воспользоваться им.

Если Мадана Мохини создаст фонд, то можно будет легко высылать приглашения и получать визы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.