День ухода Шрилы Харидаса Тхакура (2 из 2) — Россия (Новосибирск)

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные бесчисленные дандаваты-пранамы лотосным стопам своих парамарадхйа гурупада-падма ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Также я склоняюсь к лотосным стопам своих духовных дедушек Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Также я выражаю почтение всем собравшимся вайшнавам и вайшнави, а также всем преданным, которые пришли, чтобы слушать хари-катху.

Завтра будет наша последняя встреча в этом городе. Поэтому, пожалуйста, приходите утром вовремя.

Я вновь приступаю к прославлению Шрилы Харидаса Тхакура. Многие люди жаловались мусульманскому правительству на Шрила Харидаса Тхакура: «Он родился в благочестивой мусльманской семье и, тем не менее, следует хинду-дхарме». Также некоторые хинду жаловались царю: «Он не наш. Он не родился среди хинду и, тем не менее, следует нашей дхарме».

У местных правителей есть разные положения и титулы: Удир, Надир, Чанд (например, Чанд Кази). Один из таких правителей призвал к себе Шрилу Харидаса Тхакура. Когда его привели, правитель спросил: «Зачем ты повторяешь «Рам Рам Кришна Кришна»? Ведь Рам – это у нас, мусульман, Рохин. Ты можешь повторять «Рохин». Нет смысла повторять «Рам». Это одна и та же личность». Тогда Шрила Харидас Тхакур ответил: «Если я обращаюсь к одной и той же личности, тогда я буду повторять «Рам Рам». Правитель сказал Шриле Харидасу Тхакуру: «О, Харидас, ты должен прекратить повторять «Рам Рам Кришна Кришна». Если ты не остановишься, я прикажу наказать тебя». Тогда Шрила Харидас Тхакур ответил:

кханда кханда хаи деха йайа йади прана
табу ами вадане на чхади хари-нама1

«О, царь, ты можешь разорвать мое тело на кусочки, но я не прекращу воспевать святое имя».

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Царь спросил у Шрилы Харидаса Тхакура: «Почему ты, рожденный в семье мусульман, повторяешь имя хинду Бога? Ты, будучи мусульманином, должен повторять имя мусульманского Бога». Шрила Харидас Тхакур ответил: «Не существует двух Богов. Существует только один Бог. Аллах и есть Бог. И я его зову Кришна».

Помните, как расшифровывается английское слово «god» (Бог)?

Преданные: G – generator – тот, кто создает. O – operator – тот, кто поддерживает. D – destroyer – тот, кто разрушает.

Шриад БВ Мадхава Махарадж: Кто знает, как пишется имя Аллах?

Преданные: По-русски А-л-л-а-х.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Кто сможет объяснить имя Аллах также по буквам, как слово «god»? Здесь нет специалистов по Исламу?

A (almighty) – означает всемогущий. Вся сила принадлежит Ему;

L (limitless) – означает безграничный или бесконечный;

Помните, как мама Яшода пыталась связать Кришну? У нас есть три измерения: высота, длина, ширина. Но Кришна вне этих измерений, поэтому Его невозможно связать. Он безграничный;

L (lamentless) – означает не скорбящий, всегда счастливый;

A (antidaemon) – означает тот, кто всегда против демонов, поддерживающий божественные существа;

H (honorful) – тот, кого почитают все;

A (antijain) – не поддерживающий джайнов (разновидность демонов). Есть различные демонические существа: дайтьи, данавы, ракшасы, якши и есть такие демонические существа, как джайны.

Поскольку Шрила Харидас Тхакур не стал следовать просьбам царя, то он и его окружение решали, что им делать: «Если мы сейчас не накажем Харидаса Тхакура, вскоре многие мусульмане последуют за ним. Мы не можем этого допустить. Мы должны наказать его так, чтобы ни один мусульманин не решил последовать за ним». И тогда они решили наказать его следующим образом: избить его плетками на 22 рыночных площадях. Обычно хватает двух рыночных площадей, чтобы убить человека, а они хотели его провести по 22-м.

Тогда два мясника, которые хотели исполнить приказ этого мусульманского правителя, схватили Шрилу Харидаса Тхакура и потащили через рыночные площади и все это время его безжалостно избивали. Но Шрила Харидас Тхакур все время повторял:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Он молился: «О, Господь, пожалуйста, защити их. Не проливай свой гнев на них. Они невежественны и не знают, что творят». Он молился о благе тех, кто его избивал. Также вначале, когда его вытащили, они объявили: «Это Шрила Харидас Тхакур. Поскольку он повторяет имена индуистского бога и не следует нашей религии, мы накажем его так, чтобы в будущем никто не посмел следовать его примеру».

Согласно традиции мясники били его не по лицу или груди, а по спине. После того как они прошли 22 рыночные площади, на нем не осталось живого места. Даже кости были поломаны. Тем не менее, Шрила Харидас Тхакур, не останавливаясь, повторял «Харе Кришна». Тогда эти два палача упали к его стопам и начали молиться: «Пожалуйста, Харидас Тхакур, ты должен умереть. Иначе правитель накажет нас и наши семьи». Тогда Шрила Харидас Тхакур сказал: «Хорошо, я умру. Я не хочу, чтобы вы и ваши семьи пострадали». Он погрузился в транс и перестал дышать. Сердце его замерло, и пульс больше не прощупывался.

Мусульмане решали, что же делать с мертвым телом Шрилы Харидаса Тхакура. Одни сказали: «Давайте отнесем его на кладбище и похороним». Другие сказали: «Нет. Если мы его похороним как благочестивого мусульманина, он пойдет в рай. Он должен быть наказан, поэтому давайте бросим его в реку, чтобы он отправился в ад».

В какую реку они могли его бросить? Там была река Ганга. Ганга – святая река. Что в шастрах говорится о происхождении Ганги? Ганга – это воды, омывшие стопы Вишну, Верховного Господа Ваманадева. А другое объяснение в том, что Ганга Деви – это подруга Шримати Радхики. В любом случае получается, что ее воды святы.

Всем известно, что бактерии легко размножаются в воде. Но если вы наберете воду из Ганги, например, в Хришикеше или даже в Навадвипе, то пройдет много лет, но никаких бактерий в этой воде вы не обнаружите.

Когда компания «West Ind» пришла в Индию, они отправляли корабли из Англии в Индию, чтобы брать воду. Вначале они брали чистую воду для питья, но она портилась по дороге. И в Индию они приплывали уже больными, потому что пили испорченную воду. Но когда они отправлялись обратно, то набирали воду из Ганги. Эта вода не портилась, и никто не болел. Это факт. Ученые проводили множество экспериментов с водой Ганги, пытаясь понять, в чем секрет того, что там не заводятся бактерии. Но сколько бы они экспериментов не проводили, они так и не обнаружили, в чем секрет.

Мусульмане выбросили святое тело Шрилы Харидаса Тхакура в Гангу. Постепенно вода Ганги вывела его из состояния транса. Когда он вышел из воды, на его теле не было следов побоев. Все зажило.

Шрила Харидас Тхакур вышел из воды, и через какое-то время появился Шри Чайтанья Махапрабху. Когда они встретились, Шри Чайтанья Махапрабху объяснил ему, что святое имя неотлично от его носителя:

нама чинтамани кришна
чайтанья раса-виграха2

Почему Шрила Харидас Тхакур не умер, когда его били? Ни один человек не выдержал бы таких избиений. Шрила Харидас Тхакур не умер, потому что повторял святое имя Кришны. Кришна не отличен от своего святого имени. Он источник всякой жизни. Своей энергией Он поддерживал жизнь Шрилы Харидаса Тхакура. Более того, Шри Чайтанья Махапрабху показал Свою спину Шриле Харидасу Тхакуру. Все преданные, которые присутствовали, стали свидетелями этому. Следы избиений, которые были на спине Шрилы Харидаса Тхакура, теперь были на спине Шри Чайтаньи Махапрабху. Он принял всю боль на Себя.

Более того, как только они начали наносить первые удары, Шри Чайтанья Махапрабху в гневе послал чакру, чтобы защитить преданного и порубить головы этим палачам. Но поскольку Шрила Харидас Тхакур молился о благе этих двух палачей, чакра стала бессильна и ничего не могла сделать.

Чтобы проиллюстрировать концепцию того, что Господь неотличен от Своего имени, – «абхиннатван нама наминох» – я расскажу историю про одного маслобойщика. Сейчас используются специальные машины для получения масла, но раньше не было ни машин, ни электричества. Тогда просто использовались специальные камни, которые выжимали масло. Чтобы эта система двигалась, запрягали быков. Также был погонщик, который гонял быков по кругу. Быкам завязывали глаза, чтобы они не сошли с ума от того, что ходят по кругу на одном месте.

Нарада Муни увидел труд этого маслобойщика, который погонял быков, и испытал огромное сострадание к нему. Этот человек то и делает, что каждый день гоняет быков по кругу и говорит: «Пошли-пошли». Нарада Муни обратился к этому человеку: «Разве ты не можешь повторять «Рам-Рам»? Повторяя имена Бога ты будешь духовно развиваться». Маслобойщик отвечал: «Я не могу повторять «Рам-Рам». Быки выучили с детства «пошли-пошли». У меня нет времени повторять «Рам-Рам». Нарада Муни спросил: «А когда ты идешь в туалет, у тебя есть время повторять?» Маслобойшик отвечал: «Когда я в туалете, у меня есть время». Нарада Муни сказал: «Тогда повторяй «Рам-Рам» в туалете».

Ари Мардан прабху, ты знаешь, что такое международный всеземной туалет? Это означает, что ты можешь пойти в туалет в любое место. В то время туалетов внутри домов не было. Двести лет назад туалет был везде, кроме дома.

Раньше люди приходили домой кушать, а в туалет ходили за дом (за ворота). А теперь в туалет ходят домой, а кушают снаружи.

Во второй шлоке «Шри Шикшаштаки» Шри Чайтанья Махапрабху говорит:

намнам акари бахутха ниджа-сарва-шактис
татрарпита нийамитах смаране на калах
этадрши тава крипа бхагаван мамапи
дурдайивам идришам ихаджани нанурагах3

«Нет строгих правил и ограничений в отношении повторения святого имени Кришны. Его можно повторять и в чистом состоянии и в нечистом состоянии». Поэтому этот маслобойщик сидел в международном туалете и повторял: «Рам-Рам-Рам».

Какова природа Ханумана? Он тут же оказывается там, где повторяют имя Рама, привлеченный этим святым звуком. Подобно тому, как Шукадев Госвами (Шука – попугайчик Шримати Радхики): если кто-то где-то рассказывает «Шримад-Бхагаватам», он тут же оказывается в том месте. Он жаден до слушания хари-катхи о Кришне и Шримати Радхике. Так и Хануман тут же примчался в то место, где сидел человек в туалете и повторял «Рам-Рам».

Хануман тут же разозлился: «Ах ты негодяй, глупец, мошенник! У тебя не нашлось время повторять имя Рама в чистом состоянии?» И он пнул его по спине. Какова сила пинка Ханумана? Он настолько могущественен, что его не выдержал великий демон Равана, Кумбхакарна и Меганатх, сын Раваны. Они отлетали от его удара. Но этот человек даже не пошевелился. Никакой реакции. Он просто продолжал повторять: «Рам-Рам-Рам». И изумленный Хануман ушел с того места.

Хануман, пораженный тем, что его сила не смогла поколебить человека, сидящего в туалете, отправился со своей миссией дальше. Какова его миссия? Ночью в Айодхье он массирует трансцендентное тело Господа Рамачандры.

Когда он появился в покоях Рамачандры и захотел сделать массаж Господу, то увидел, что Господь страдает. У Него болит спина. Он охает и ахает, держась за спину. Тогда Хануман спросил: «О, Господь, что с Твоей спиной? Скажи, кто причинил Тебе боль и я тут же убью его». Тогда Рамачандра сказал: «Как? Ты не знаешь? Ты не помнишь, как пнул Меня по спине? Помнишь того маслобойщика, который сидел в туалете на корточках, которого ты пнул, когда он повторял Мое имя? А ведь «абхиннатван нама наминох» (святое имя неотлично от его носителя). Как он мог вытерпеть твой удар? Это невозможно. Поэтому Я подставил собственную спину, чтобы защитить его».

После того как Хануман понял причину боли в спине своего Господа Рамачандры, то поклялся, что больше никогда не тронет пальцем тех, кто повторяет святое имя, в каком бы состоянии они это ни делали.

Однажды Шрила Харидас Тхакур проходил Айодхью. Там сидел укротитель змей и играл на флейте мелодию, укрощая змею. Она соответствует киртану, в котором прославляется Кришна, покоритель змея Калии. И когда Шрила Харидас Тхакур услышал эту мелодию, то эта лила возникла в его сердце. Он погрузился в транс от воспоминаний о том, как Кришна покорил змея Калию, и в экстазе он упал без памяти. Его сознание полностью обратилось вовнутрь, поэтому тело его упало. И люди на этой площади стали подходить и выражать ему почтение как святому, касаться его стоп и наносить пыль с них на свое тело.

Свидетелем этого стал один брахман. Он подумал: «Какие они глупцы и невежды. Какой-то мусульманин тут упал, и они тут же начали касаться его стоп. Хорошо. Я сейчас им покажу». Как только Шрила Харидас Тхакур вернулся в сознание и ушел с площади, этот брахман решил притвориться, что он в экстазе. И когда укротитель змей снова заиграл ту же мелодию, соответствующую киртану, прославляющему лилу покорения змея Калии, брахман притворился преданным, начал раскачиваться и упал, словно в экстазе.

И тут же укротитель змей, который видел, какие трансформации тела произошли у Шрилы Харидаса Тхакура, подбежал к этому брахману и начал бить его. Брахман в испуге начал кричать: «Ай-ой» – и убежал. Люди это увидели и спросили укротителя змей: «Почему когда Харидас Тхакур упал, ты это созерцал и не вмешивался, но когда упал этот брахман, ты схватил палку и начал бить его?»

На это укротитель змей сказал: «Харидас Тхакур – святой вайшнав. Он услышал мелодию из киртана, прославляющего лилу Кришны, и эта лила Кришны проявилась в его сердце. Поэтому его бесчувственное тело упало на землю. А этот брахман притворился вайшнавом и начал разыгрывать чистое бхакти, которого у него вовсе нет. Поэтому я его прогнал».

Уттама-вайшнавы находятся в трех состояниях сознания. Первое состояние сознания – это антардаша — внутреннее состояние сознания, транс, самадхи. При этом внешне этот вайшнав ничего не делает. Его тело в бессознательном состоянии. Следующее состояние сознания – это артхаваюдаша — пограничное состояние, когда преданный уже вышел из внутреннего состояния. Он видит окружающую реальность, но еще живет в той реальности. Он не может общаться с теми, кто вокруг, он их еще не узнает. И ваюдаша — в этом состоянии чистый преданный проповедует и общается с теми, кто рядом.

Я покажу, как эти состояния сознания проявлялись в жизни нашего Шрилы Гурудева. Когда он проповедовал во всем мире, а в особенности в Америке, Калифорнии, Баджере, то каждое утро он ходил на прогулку, где его сопровождали 70-80 преданных. При этом не присутствовали женщины, потому что есть определенный этикет, которому следуют санньяси. Эти преданные сопровождали Шрилу Гурудева во время утренней прогулки. Иногда некоторые преданные начинали шептаться и рассказывать какие-то слухи. Тогда Шрила Гурудев останавливался и говорил: «Прекратите шептаться и рассказывать друг другу различные слухи и сплетни».

Еще один пример. Когда мы были в Дели, то незадолго до ухода наш Шрила Гурудев являл лилу болезни. Однажды в 6 или 6.15 утра Шрила Гурудев повторял: «убар-масала, убар-масала». Я и Двиджа Кришна услышали это и начали думать: «Что за убар-масала?» «Масала» означает «специя», «пряность». Мы знаем кориандр, кумин, тмин, асафетиду, гвоздику, кардамон, куркуму, а про убар-масалу мы никогда не слышали.

Я объясню, что произошло. Когда Шрила Гурудев был в состоянии антардаша, глубокого транса, в этот момент он служил Шримати Радхике вместе с другими манджари на кухне мамы Яшоды, готовя завтрак для Кришны. И наш Шрила Гурудев в облике девушке подавал разные специи для Шримати Радхики. И Шримати Радхика попросила: «О, Рамана Манджари, подай мне убар-масалу. В этот момент Шрила Гурудев вошел в промежуточное состояние сознания от внутреннего к внешнему. И он обратился уже к нам: «Дайте мне убар-масалу».

Завтра с 06:18 до 11:24 будет полное лунное затмение, которое будет видимо здесь, в Новосибирске. Поэтому вайшнавы следуют следующему правилу в такой момент. Во время лунного затмения преданные не едят, не спят, не ходят в туалет, не омываются. Они лишь воспевают святое имя, слушают и рассказывают «Шримад-Бхагаватам», поют киртаны. Они совершают те или иные анги бхакти. Результат следования ангам бхакти в момент лунного затмения многократно превышает результат, который преданные получают в обычной ситуации. Я приглашаю завтра всех вас собраться здесь, чтобы вместе совершать киртан.

врндайаи туласи-девйаи
прийайаи кешавасйа ча
кршна-бхакти-праде деви
сатйаватйаи намо намах

ванчха-калпа-тарубйаш ча крпа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

Все, что я рассказал сегодня, я услышал от своих духовных учителей – Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа. Все заслуги принадлежат им. Если у вас есть какие-то сомнения или вопросы, пожалуйста, спрашивайте.

Преданная: Как укротитель змей смог понять, кто настоящий вайшнав, а кто нет?

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: В сердце каждого находится параматма. Она вдохновила этого человека узнать в Шриле Харидасе Тхакуре святого, а в брахмане притворщика.

Преданная: На каком уровне находился этот погонщик быков, если даже во время повторения имени Рамы в нечистом состоянии к нему сразу примчался Хануман.

Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Главная причина того, что произошло, – это желание Нарады Муни прославить святое имя Господа Рамачандры. Нарада Муни знал, что если его ученик начнет повторять святое имя, то Хануман придет. Это была воля Нарады Муни. Это все из-за него.

Завтра будет последняя встреча в Новосибирске во время этого путешествия 2015 года. Было очень не просто сюда приехать. Сначала Российское посольство отказало в визе. Нагари ходила подавала на визу для меня, Ваны Махараджа, Шанта Махараджа. Но посольство отказало. После этого было переиграно, и Нагари вновь пошла подавать на визу на меня и на Ваны Махараджа. Они ей говорят: «Ты же недавно приходила». Нагари говорит: «Это не я была – это моя сестра».

Когда я пришел получать паспорт с визой, то у меня спросили: «Куда вы собираетесь? С какой целью?» Я ответил: «Я еду с культурно-образовательными целями. Есть культурный фонд в Санкт-Петербурге, который пригласил меня». Они спросили: «Где ваши программы будут проходить? В Санкт Петерубурге и Москве?» Я ответил: «Да, в Москве и Санкт-Петербурге» — то есть в тех городах, которые так или иначе были указаны в целях приезда.

Также в Новосибирске меня задержали. Все уже прошли, и вход уже закрылся, и только тогда на меня обратили внимание, проверили паспорт, полностью осмотрели всего, сравнивая с фотографией, и в итоге сказали: «Это не ваш паспорт. На фото человек моложе, вы не похожи на молодого». Я ответил: «Как не мой паспорт? Восемь лет же прошло. Не может быть, чтобы за восемь лет не произошло изменений в теле». Может, они ожидали, что я испугаюсь, но я не испугался, я молился Гирираджу, Нрисимхе, Гурудеву, и поэтому, видя, что я спокоен, они меня, в конце концов, отпустили.


  1. Шри Чайтанья Бхагавата. Ади-кханда. 16.94.
  2. Пурана», «Шри Чайтанья-Чаритамрита», Мадхья, 17.133.
  3. «Шри Шикшаштака», 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.