Шри Шримад Бхактиведанта Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои смиренные и почтительные дандаваты-пранамы лотосным стопам моих парамарадхья гупупада-падм ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же дандават-пранамы я предлагаю лотосным стопам моих духовных предшественников, Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа и всей нашей рупануга гуру-варге. Также я предлагаю мои дандаваты-пранамы всем вайшнавам и вайшнави, особенно русским преданным.
Мои дандават-пранамы Пуджьяпад Бон Махараджу, который сейчас находится у вас в Новосибирске.
Недавно в Пурниму на полную луну проходила раса-лила Шри Баладева Прабху. И сегодня я бы хотел немного рассказать об этом.
Раса – это то, что приносит полное удовлетворение. Когда танцуют, поют, испытывают счастье – это называется «раса». Также мы слышали, что не только Кришна совершает расу, но и Баладев Прабху. Это описывается в «Шримад-Бхагаватам» и других священных писаниях.
Когда Кришне было восемь лет и шесть месяцев, Он совершал танец раса. После этого Он уехал в Матхуру и убил царя Камсу. И после этого отправился в Двараку. Когда Кришна собирался уезжать в Матхуру, гопи и все враджаваси были очень расстроены. Они преградили Ему дорогу.
Перед тем днем, как уехать, Кришна пришел встретиться с гопи и сказал: «Я отправляюсь в Матхуру, чтобы убить Камсу. Послезавтра Я вернусь назад во Врадж».
После этого прошло очень много времени. Кришна находился в Двараке, и Баладева Прабху все время просил Его: «Кришна, давай отправимся во Врадж». Кришна отвечал: «У Меня так много ответственности. Мне нужно закончить дела». Время затягивалось.
Когда Он находился в Матхуре, то чувствовал разлуку и также чувствовал, какую разлуку испытывают враджаваси. Тогда Он открыл сердце Уддхаве и решил отправить Его во Вриндаван, чтобы тот научился от гопи.
Когда Уддхава отправился во Вриндаван, он увидел разлуку враджаваси (в особенности гопи). Перед возвращением в Матхуру он спросил гопи: «Что мне передать Кришне от вас?» Тогда гопи (в особенности Шримати Радхика) ответили: «Пожалуйста, не говори Кришне, что мы сильно страдаем в разлуке с Ним. Скажи, что все хорошо. Потому что Его сердце мягче масла, и Он не сможет пережить эту весть. Не говори Ему все сразу, а говори постепенно. Не говори Ему о том, что мы страдаем. Если мокрую одежду сушить в холодную погоду, она станет твердой. Подобно этому Его сердцу это принесет большую боль. Его сердце очень мягкое».
Выслушав это, Уддхава сказал: «Нанда и Яшода испытывают глубокую разлуку, после того как Кришна уехал. Враджаваси перестали готовить и только плачут и плачут. После того как Кришна уехал из Враджа, коровы перестали пастись на лугах. А Ямуна практически высохла». Сакхи перестали пасти коров, Гопи перестали взбивать масло. Они только плачут и плачут. У них пропала нужда что-то для кого-то делать. Потому что Кришна покинул Врадж».
Слушая все это, Баладев Прабху сказал: «Ты все время только даешь обещания, что приедешь, но так до сих пор и не посетил Врадж». И тогда Баладева Прабху отправился во Врадж один, чтобы успокоить враджаваси, и особенно враджа-гопи.
Увидев Баладева Прабху, они испытали еще большую разлуку, потому что обычно они видели Кришну и Баладева Прабху вместе, и они заплакали еще больше.
Они испытывали счастье, видя Баладеву Прабху, но также испытывали и разлуку. После того как Баладева Прабху встретился с Нандой, Яшодой и враджаваси, Он отправился встретиться с враджа-гопи.
Во Врадже, на берегу Ямуны, есть место, которое называется Рамгхат. Оно находится неподалеку от Бихарвана. Там Баладева Прабху совершал танец раса с гопи. Когда гопи устали, то хотели принять омовение в Ямуне и выпить немного воды.
Может возникнуть вопрос: «Баладева Прабху никогда не принимал участие в танце раса вместе с Кришной, но сейчас, когда Кришны не было, Он устроил танец раса. Как же это возможно для Баладевы Прабху?»
Мурари Гупта (вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху) написал в своей книге о том, что Баладева Прабху совершал танец раса со своими гопи, которые не были гопи Кришны.
Согласно этой тематике, я бы хотел еще кое-что сказать. Раса-лила бывает двух видов. Когда Кришна в Двапара-югу явился во Врадже, то совершал танец раса. Это одна разновидность. Когда Шри Чайтанья Махапрабху низошел в Кали-югу, то и Он в Маяпуре совершал танец раса. Это другая разновидность. Шри Чайтанья Махапрабху – это тот же Кришна, и Он не может изменить Свою собственную природу. Поэтому, будучи Шри Чайтаньей Махапрабху, в Маяпуре Он также совершал танец раса.
В этом танце раса у Кришны есть особенность. Кришна совершает танец раса только с юными девушками Враджа. Ни один мужчина не присутствует там. В Кали-югу, когда Он снизошел как Шри Чайтанья Махапрабху, то совершал танец раса с мужчинами. Ни одной девушке не разрешалось присутствовать там.
Однажды у Господа Шивы возникло желание присоединиться к танцу раса Шри Кришны. Он стал молиться Пурнамаси Деви, и она окунула Его в одну кунду, из которой он вышел в образе гопи.
Совершая танец раса, Кришна сказал: «Сегодня Я не чувствую особого удовлетворения». Гопи также сказали: «И мы не чувствуем удовлетворения. Возможно, кто-то со стороны присутствует с нами». Они тогда стали искать. В конце концов, они нашли новую молодую гопи и стали спрашивать друг друга: «Ты знаешь ее?» Но все отвечали «нет». Тогда они стали спрашивать эту юную гопи: «Как тебя зовут? Как зовут твоего супруга? Как зовут твоих родителей? Родителей твоего супруга? Из какой ты деревни?» Господь Шива думал: «Боже мой! Я же мужчина, как я могу ответить на все эти вопросы?» Он ничего не отвечал. И тогда гопи подумали, что с ней что-то не так, и стали бить ее по щекам.
Тогда Господь Шива стал звать Пурнамаси: «О, пожалуйста, спаси меня». Тогда Пурнамаси появилась там и сказала, что это Господь Шива и что это она разрешила ему остаться на танец раса.
После этого гопи приняли его. И они разрешили ему остаться с западной стороны этого места, чтобы он защищал этот танец раса. Они также разрешили ему наблюдать за танцем издалека. Кришна также сказал: «Те, кто хочет войти во Врадж, должны принять прибежище у Бхутешвара Махадева».
Наш возлюбленный Шрила Гурудев говорил нам: «Те, кто хотят войти во Врадж, должны каждый день поклоняться пяти особым личностям: Ямуне Деви, Гирираджу Говардхану, Пурнамаси Деви, Вринде Деви и Бхутешваре Махадеву. Прежде чем каждый день поклоняться им, мы должны приносить поклоны нашему Гурудеву. Только по его милости мы сможем достичь всего. Пренебрегая им, мы не сможем достичь даже капли этого.
С другой стороны, когда Шри Чайтанья Махапрабху совершал танец раса в доме Шриваса Пандита, Он сказал: «Сегодня Я не испытываю удовлетворения». Преданные также признались в этом и стали искать кого-то со стороны. Они обнаружили, что мама Шриваса Пандита очень сильно сокрушалась, потому что Шривас Пандит не позволял ей присутствовать во время танца раса и скрыто наблюдала за танцем.
Итак, Баладев Прабху решил утолить жажду его враджа-гопи и стал призывать Ямуну, чтобы та проявилась и дала свою прохладную воду. Но Ямуна совсем не слушала Его. Тогда Баладева Прабху силой притянул Ямуну и все враджа-гопи смогли принять омовение и выпить воды.
Может возникнуть вопрос: «Почему Баладева Прабху прикасался к враджа-гопи Кришны?» Преданный Мурари Гупта очень ясно отвечает на это в своей книге: «Баладева Прабху совершал танец раса со своими собственными гопи, а не с гопи Кришны». Тогда возникает вопрос: «Кто же та Ямуна, которую притянул Баладева Прабху?» Есть девять воплощений Ямуны Деви, и одно из них – это жена океана. Именно эту Ямуну притянул Баладева Прабху.
Баладева Прабху притянул ту Ямуну, которая стремилась встретиться со своим супругом океаном, а не ту Ямуну, которая является проявлением подружки Шримати Радхики, Вишакхи деви.
Эти игры до сих пор происходят во Врадже. Это место называется Рамгхат. Там до сих пор протекает Ямуна. Когда мы приходим туда, то кланяемся в этом месте и входим в Ямуну.
Однажды один неквалифицированный севак Шрилы Гурудева написал один киртан о Рамгхате.
«Вся слава тебе, сыну Рохини-Нанданы. Ты проявляешь себя во всех формах, чтобы служить Шри Кришне. Твое тело необычайной красоты. Цвет твоего тела становится темным именно в этом месте Мадхувана».
Подобно тому, как наш возлюбленный Парам-Гурудев, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, написал одну шлоку, в которой говорится: «Когда Кришна был погружен в мысли о Шримати Радхике, то Его тело становилось ее цвета», подобным же образом, думая о Шри Кришне, Баладева Прабху принял темный цвет тела.
Находясь во Врадже, Баладева Прабху убил демона Дхенукасуру, который имеет форму осла и является воплощением невежества. Будучи неделимой гуру-таттвой, Баладева Прабху убирает из сердца все невежество.
Также он убил демона, который является олицетворением двуличия в сердце.
В конце этого киртана говорится: «В Двапара-югу Ты являешься как сын Рохини Деви, а в Кали-югу как сын Падмавати Деви, и никто не может этого понять, потому что Ты авадхута. Во Врадже на Рамгхате Ты притягиваешь Ямуну Деви. Также ты проливаешь безграничную милость на обусловленные души, потому что Ты являешься неделимой гуру-таттвой».
«На Рамгхате Ты притянул Ямуну Деви, но ты никогда не прикасался к той Ямуне Деви, которая является подругой Шримати Радхики. Ты даровал наказание супруге, которая стремилась на встречу к своему супругу океану».
«Того, кто притягивает Ямуну, называют кечар. Поэтому Твое имя Кечар Баларам. Тот, кто является севаком Шрилы Гурудева, Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа — Бхактиведанта Мадхава – приносит Тебе свои поклоны».
Сейчас вы поняли, кто составил этот киртан и кто этот неизвестный севак Шрилы Гурудева. Я спел этот киртан, чтобы вы все могли запомнить его.