Шри Шримад Бхактиведанта Мадхава Махарадж: Прежде всего, я предлагаю свои бесчисленные поклоны лотосным стопам моих парамарадхья гурупада-падм ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Такие же поклоны я предлагаю лотосным стопам моих духовных предшественников, Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа и всей нашей гаудия гуруварге. А также всем вайшнавам и вайшнави, которые собрались здесь и дают мне возможность давать хари-катху, и в особенности русским преданным.
Сегодня мы очень заняты, потому что приехали в Навадвипу, куда приезжает очень много преданных, поэтому очень много приготовлений. Навадвипа-дхама-парикрама очень важна. Кто же первым провел Навадвипа-парикраму? Шрила Джива Госвами под руководством Шримана Нитьянанды Прабху. Затем Навадвипа-дхама-парикраму проводила вся наша гуру-варга, в особенности наши Госвами.
Шрила Бхактивинода Тхакур очень ясно объяснил, для чего нужно проводить Навадвипа-дхамапарикраму. Вначале он занимал очень важный пост в Джаганнатха Пури, а потом он переехал в Навадвипу и жил в Годруме.
Я хотел бы рассказать о славе Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Все признали его седьмым Госвами. Обычно мы знаем, что есть шесть Госвами, как это видно из шлоки:
шри рупа санатана бхатта рагхунатха
шри джива гопала бхатта даса рагхунатха
шад-госвами прабху
Но после них пришел Шрила Бхактивинода Тхакур, которого признали седьмым Госвами. Шри Чайтанья Махапрабху отправил Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Санатану Госвами во Вриндаван. И Он сказал, что они должны будут выполнить четыре Его поручения:
-
Со временем многие святые места, где Господь совершал Свои игры, были утрачены, и их задача была вновь найти их.
-
Они должны были находить и возобновлять поклонения Божествам. Шрила Рупа Госвами возобновил поклонение Шри Говиндадеву, а Шрила Санатана Госвами Шри Мадана Мохану.
-
Они должны были писать книги о бхакти. Шрила Санатана Госвами написал «Шри Брихад-бхагаватамриту». А Шрила Рупа Госвами написал такие книги, как «Шри Бхакти-расамритасиндху», «Удджвала-ниламани», «Лалита Мадхава», «Видагда Мадхава».
-
Они должны были установить вайшнава-садачар. Шрила Гопала Бхатта Госвами собрал множество доказательств, и Шрилой Санатаной Госвами была написана такая книга, как «Шри Хари-бхакти-виласа».
(Запись прервана…)
Итак, места игр Господа были утеряны. И никто не знал, где было место явления Шри Чайтаньи Махапрабху. И когда Шрила Бхактивинода Тхакур оставил пост в Джаганнатха Пури, то поселился в Годруме и начал совершать там бхаджан. И однажды ночью, когда он повторял святые имена, то на некотором расстоянии от того места, где он жил, увидел свечение. Он увидел всю панча-таттву: Шри Чайтанью Махапрабху, Шри Нитьянанду Прабху, Шри Адвайту Ачарью, Шри Гададхара Пандита, Шриваса Пандита – и все они в экстазе повторяли святое имя:
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе
И кричали: «Харибол! Харибол!» Когда Шрила Бхактивинода Тхакур своим трансцендентным видением увидел эту прекрасную картину, то подозвал своего севака, которого звали Камал и которому он дал имя Кришнадас Бабаджи, и спросил его: «Видишь ли ты что-то?» Кришнадас Бабаджи ответил: «Да, я что-то вижу». И на следующий день Шрила Бхактивинода Тхакур понял, что это место явления Шри Чайтаньи Махапрабху.
Видя эту картину, Шрила Бхактивинода Тхакур запомнил определенное дерево, пальму тала, и когда на следующий день отправился в то место, то увидел это дерево и огромный лес из Туласи. Но в том месте жили мусульмане и Шрила Бхактивинода Тхакур спросил: «Почему вы тут не выращиваете какие-то другие растения: зерна или овощи? Почему здесь повсюду туласи?» Тогда мусульмане отвечали: «Какие бы семена мы ни сажали в эту землю, вырастали только туласи. И мы ничего не можем с этим поделать. Мы много раз вырывали и выбрасывали туласи далеко за территорию этого места, но, все же, здесь постоянно вырастает только туласи». Шрила Бхактивинод понял, что это то самое место, где явился Шри Чайтанья Махапрабху.
Шрила Бхактивинод Тхакур подумал: «Если я сейчас объявлю всем, что это место явления Шри Чайтаньи Махапрабху, то мне никто не поверит, потому что я всего лишь домохозяин». Он так решил из своего смирения. И тогда он попросил, чтобы из Лондонской библиотеки привезли древнюю карту Навадвипы, в которой подтверждалось, что это именно то самое место. Шрила Бхактивинод Тхакур хотел, чтобы все заслуги ушли Шриле Джаганнатхе дасу Бабаджи Махараджу, его шикша-гуру. Тогда он отправился за ним во Вриндаван, чтобы он приехал и подтвердил эту информацию о месте явления Шри Чайтаньи Махапрабху.
В то время Шриле Джаганнатхе дас Бабаджи Махараджу было более ста лет. Он не мог ходить и очень плохо видел. В это место его на себе принес его севак, Бихари дас. И когда они достигли места явления Шри Чайтаньи Махапрабху, то Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж, который до этого едва мог ходить, выскочил из корзины, на которой его привезли, и начал танцевать.
Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж начал петь и выкрикивать, что это место явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, Шрила Бхактивинод Тхакур открывал святые места, и это та же самая деятельность, которой занимались шесть Госвами.
Также Шрила Бхактивинод Тхакур устанавливал Божества. Он установил Божества Шри Чайтаньи Махапрабху и Шримати Вишнуприи Деви. Также он привлек в этот мир Бимал Прасада, своего дорогого сына, который впоследствии стал Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром Прабхупадой и проповедовал по всему миру. Он также дал ему Божество Курмадева.
Он напечатал множество книг о бхакти. В особенности он славится тем, что написал свою «Джайва-дхарму». В ней описывается, как материалистичный человек может практиковать духовную практику и как он может достичь совершенства.
Далее он установил вайшнава-садачар. Как Шрила Санатана Госвами написал свою «Шри Хари-бхакти-виласу», так и Шрила Бхактивинода Тхакур написал свою «Вайшава-сиддханта-малу», в которой описывается этикет вайшнава.
Таким образом, всем, чем занимались Госвами, этим занимался и Шрила Бхактивинода Тхакур.
И все сообщество вайшнавов того времени признало его седьмым Госвами.
Сам Шрила Бхактивинод Тхакур говорил про себя: «Я всего лишь подметальщик на нама-хатте». Но Шрила Гурудев объяснял, что только очень возвышенный преданный может так сказать.
Сейчас можно видеть, что нама-хатта распространилась по всему миру. И все приемы этого разработал Шрила Бхактивинод Тхакур.
Также приводится история о Бхишикишене. В то время жил один человек, которого звали Бхишикишен. Он провозгласил себя Верховным Господом и хотел привлечь всех девушек в свой танец раса. Но Шрила Бхактивинод Тхакур взял его и посадил в темницу.
Шрила Бхактивинода Тхакур явил этому миру Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду, своего сына. Если бы он этого не сделал, то сейчас бы мы не могли практиковать бхаджан так, как это происходит сейчас.
Также Шрила Бхактивинод Тхакур доказал, что вайшнавы – это не просто личности, которые поют на похоронах. Он вновь привнес почтение к вайшнавам.